Народный артист России Михаил ДЕРЖАВИН:«Первым моим тестем был Аркадий Райкин, вторым — маршал Буденный, и только свою третью жену Роксану я взял из простой семьи Бабаянов»
«ПРОИСХОЖДЕНИЕ У МЕНЯ РАБОЧЕЕ: МОЙ ДЕДУШКА БЫЛ НАЧАЛЬНИКОМ ВОДОПРОВОДНОГО УЧАСТКА»
- Михаил Михайлович, принято считать, что театр - живой организм, он рождается, взрослеет, а потом стареет и умирает. Как Театру сатиры удалось дожить до 80-ти и не постареть?
- Во-первых, время новое наступило, а это, как вы понимаете, обязывает. Кто же мог предположить, что все так резко изменится? Наш театр появился, когда организовывались первые советские театры, и мы как-то всю жизнь марку держали. Постоянно вливается свежая кровь - наш худрук Александр Анатольевич Ширвиндт любит молодых режиссеров и актеров. Мне неловко признаться, но у нас столько молодежи, что я до сих пор не знаю всех по именам. Обращаюсь к ним: «Здравствуйте, ребятки!». Мне ведь тоже уже 73, но по сравнению с Ширвиндтом я все-таки молодой.
- Сегодня мало кто может себе представить Ширвиндта и Державина отдельно друг от друга. Насколько я понимаю, ваш тандем существует достаточно давно?
- Со времен нашего детства. Знаете, память неожиданно вытаскивает откуда-то картины, о которых ты, казалось, давным-давно позабыл. Сейчас, например, мне вспомнилось лето на даче.
Так получилось, что папа мой умер рано, в 51-м году, ему было всего 48 лет. На руках у мамы, кроме меня, 14-летнего, остались еще и две маленькие сестры. Поэтому великий чтец Дмитрий Николаевич Журавлев и его жена часто приглашали нас в гости на свою дачу на Истре в подмосковный поселок Новый Иерусалим. Приезжал к ним в гости и Шура. Там были роскошные дачные участки с домами, построенными еще до войны. И я хорошо помню Александра Анатольевича, играющего в волейбол, - высокого, красивого. Вместе с ним играли атлетически сложенные актеры балета и очаровательные балерины Большого театра, лагерь которого располагался неподалеку.
Но познакомились мы с ним раньше. Мы с Шурой жили в одном доме: его отец был скрипачом, а мама работала редактором в филармонии. Наши родители дружили, поэтому он часто приходил к нам в гости. Еще в нашем доме на Новый год устраивались «елки» - детские праздники в каждой квартире, и мы проводили время в переходах с одного праздника на другой. Кстати, когда-то нам с Роксаночкой дали хорошую квартиру в Останкино - большую, в только что построенной многоэтажке, но я, узнав, что освободилась квартира в подъезде моего детства, попросил разрешения новую сдать, а в старую въехать. Очень уж хотелось вернуться туда! В следующем от нас подъезде - Театральное училище Щукина.
Я вообще приверженец Арбата. У нас тут с одной стороны - Новый Арбат, а с другой - Старый. Там были знакомые мне с детства улицы и переулочки, а справа - большой длинный дом, в котором все мы родились: и Шура, и я, и Марк Захаров, и Андрюша Миронов. Это знаменитый роддом имени Грауэрмана, а рядом - ресторан «Прага», куда наши родители шли отмечать наше рождение.
- В советские годы актерские династии не очень-то приветствовались, в отличие от рабочих...
- Окружение, в котором я вырос, не оставляло мне выбора. Наш второй кооперативный дом Театра Вахтангова был населен актерами, к которым в свою очередь приходили изумительные люди - прославленные пианисты, композиторы, художники. Я всех их видел, был с ними знаком.
![]() |
| «С Роксаной мы встретились в самолете, и я как-то сразу понял, что у нас с ней все будет всерьез и надолго» |
По вечерам к папе часто заглядывал Николай Константинович Черкасов, знаменитый Иван Грозный. Открыв четвертушку водки, они могли сидеть на кухне и разговаривать до самого утра. Спускаешься по лестнице, а навстречу поднимаются дядя Слава Рихтер, великий пианист, и его жена - тетя Нина Дорлиак, певица, народная артистка, которые идут в гости к своему племяннику Мите Дорлиаку, другу моего детства, живущему этажом выше. Выходишь из подъезда - стоит знаменитый педагог Рубен Николаевич Симонов...
Знаменитый Борис Васильевич Щукин, как рассказывала мама, носил меня, маленького, на руках, а молодые актеры театра были нашими вожатыми в пионерском лагере на Пахре.
Не удивительно, что я, в силу детской наивности, долго думал, что главное место в мире - это театр, а самая главная профессия - артист. С таким убеждением я и театральное училище окончил. Диплом у меня с отличием - настоящий «красный», чем я горжусь. Хотя происхождение у меня отнюдь не аристократическое, а самое что ни на есть рабочее. Мой дедушка был начальником первого водопроводного участка Москвы, который простирался от улицы Горького до Кремля. И, кстати, налаживал знаменитую водную феерию в Цирке братьев Никитиных в 1910 году. А в здании, где когда-то располагался цирк, сейчас находится... Театр сатиры. Вот как интересно все в нашей жизни переплетается.
«ШИРВИНДТ УЖЕ ВСТРЕЧАЛСЯ С ДЕВУШКАМИ, А Я НЕТ. ОН ПИЛ ШАМПАНСКОЕ, А Я - ЛИМОНАД»
- Вы так много рассказываете о соседях и ни слова не говорите о своем отце...
- Мой папа - народный артист Советского Союза, лауреат Сталинской премии Михаил Степанович Державин - всю жизнь проработал в Театре Вахтангова. Снимался в фильмах «Дело Артамоновых», «Великий перелом», где он сыграл маршала Муравьева, прототипом которого был маршал Жуков.
- Не могу не спросить вас об Андрее Миронове, который в вашей с Ширвиндтом компании был третьим, но отнюдь не лишним.
- Знаете, разница в два-три года в юношеские годы кажется нам очень большой, практически непреодолимой пропастью. Когда-то так было у нас с Ширвиндтом: он уже встречался с девушками, а я - нет, он пробовал шампанское, я же пил лимонад. Когда в нашей компании появился Андрей, поначалу мы воспринимали его, как младшего брата.
Он учился в том же театральном училище, что и мы. А у нас была такая традиция: студенты младших курсов помогают старшекурсникам переносить декорации во время спектакля, открывать занавес, участвовать в массовых сценах. И Андрей всегда нам помогал. Впоследствии с Андрюшкой я очень много играл. Кстати, именно он перетащил меня из Театра Ленинского комсомола в Сатиру.
Я играл ведущего в знаменитой в то время телепередаче «Кабачок «13 стульев», которая снималась на базе Театра сатиры, и я все время приходил туда на репетиции. Андрей как-то сказал: «Что ты мучаешься - ходишь туда-сюда, переходи к нам на работу». Позже я понял, что побуждения у него были не совсем бескорыстные. Ему надо было сниматься в кино, а я его в некоторых спектаклях заменял на сцене, но я все равно рад, что это произошло.
Худрук Сатиры Валентин Николаевич Плучек очень хорошо, по-отечески, отнесся к моему переходу в театр. Хотя он и не смог простить некоторым моим коллегам участия в «Кабачке «13 стульев». Плучек называл нас «кабачкистами». А ведь благодаря этой программе мы могли подзаработать, многие из нас на эти гонорары купили свои первые машины.
![]() |
| «Когда в нашей компании появился Андрей, мы поначалу воспринимали его, как младшего брата». Михаил Державин, Андрей Миронов и Александр Ширвиндт в комедии «Трое в лодке, не считая собаки», 1979 год |
- Когда читаешь воспоминания о Миронове, такое впечатление, что он был баловнем судьбы, которому все давалось без труда и усилий...
- Конечно, он был легким, остроумным, но одновременно и удивительно работящим. Помню одну свою сцену - выход из оркестровой ямы - в спектакле «Бешеные деньги», который он сам же и ставил, Андрей репетировал 47 (!) раз. Столько прогонов насчитали помрежи, которые сидели на репетиции и все фиксировали.
Каждый эпизод в кино или спектакле, номер на эстраде он оттачивал снова и снова, доводил в прямом смысле слова до совершенства.
А ведь в последние годы Миронову было очень трудно: у него был фурункулез в тяжелой форме, который доставлял ему ужасные физические страдания. Но он считал, что никто не должен об этом знать, и ухитрялся сделать все, чтобы зрители этого не заметили. Вы, наверное, видели, что он часто выступал в водолазках и свитерах с высоким воротником - они закрывали фурункулы на шее.
- Вы были на тех злополучных гастролях в Прибалтике?
- Был... Ширвиндт и Миронов жили в одной гостинице, в Юрмале, и вечером приезжали в Ригу на спектакль. В тот вечер давали «Фигаро». Я не был в нем занят, поэтому отправился рыбачить на Даугаву. И вот я иду с рыбалки, веселый, и вдруг узнаю, что Андрея забрали в больницу. Для всех нас это был ужасный удар.
«ПОКА Я ПРИМЕРЯЛ В МАГАЗИНЕ ЖЕНСКИЕ БОСОНОЖКИ, НА МЕНЯ СМОТРЕЛИ, КАК НА СТРАННОГО ЧЕЛОВЕКА, А КОГДА СКАЗАЛ: «БЕРУ!», ВСЕ УПАЛИ»
- В течение нескольких дней Театр сатиры потерял Анатолия Папанова и Андрея Миронова. Как ему удалось оправиться после таких потерь?
- Думаю, тут большая заслуга и мудрость Плучека - именно он не дал театру развалиться. Валентин Николаевич не остановил гастроли, за что его не ругал только ленивый. А мне кажется, это был единственно возможный выход из положения. Мы были настолько деморализованы, что, отпусти он нас тогда в отпуск, неизвестно, собрались бы мы снова или нет.
Я тогда был председателем профсоюзной организации театра, летал хоронить и Андрея, и Анатолия Дмитриевича. И последние слова на Новодевичьем кладбище, когда хоронили Папанова, тоже говорил я. Меня и с ним многое связывало.
Когда-то давно молодой Анатолий Дмитриевич играл в самодеятельной студии завода «Каучук», руководителями которой были молодые актеры Театра имени Вахтангова. Позже, в спектакле, где мой отец играл Кутузова, Папанов исполнял эпизодическую роль. Потрясающий он был актер. Мы знаем его в основном по комедийным ролям, но когда Анатолий Дмитриевич читал лирику, люди в зале плакали. Хотя и рассмешить он мог, как никто.
- Вас тоже Бог такой способностью не обделил. Помню замечательный концертный номер, где вы играли женщину - крупную, колоритную, в блестящем платье с бисером а-ля «Мерилин Монро поздравляет президента Кеннеди с днем рождения». Это было дико смешно!
- Я ее придумал к юбилею Эльдара Александровича Рязанова, когда он дал нам с Ширвиндтом карт-бланш. У нас был номер «Иностранец» (мы его делали для капустника в Доме актера), где я говорил на тарабарском языке, а Александр Анатольевич меня «переводил». Например, я что-нибудь лопочу, а в конце добавляю: «Софи Лорен и Марчелло Мастроянни», а Шура переводит: «Нонна Мордюкова и Никита Михалков». И я придумал, что надо выйти женщиной - якобы она иностранка, ни слова по-русски не понимает, поэтому с ней происходят забавные вещи, например, ее поселяют в Дом колхозника, в номер, где уже живет несколько оленеводов.
Мы приехали к Рязанову в концертный зал «Россия» после спектакля, поэтому сильно опоздали. Эльдар Александрович нас ждал, но, конечно, никак не думал, что я выйду в женском платье. В зале творилось что-то невероятное, зрители во главе с самим юбиляром буквально падали со стульев. Вообще, наше с Шурой милое озорство иногда помогает выйти из любой ситуации.
![]() |
| Одна из ранних киноработ Михаила Державина в картине «Они были первыми», 1956 год |
- На каблуках вы себя уверенно чувствовали?
- Так я же подобрал специально серебряные босоножки. В магазине тоже была сцена, достойная кино или театра: я их примерял, и покупатели на меня смотрели, как на, мягко говоря, странного человека.
Представьте себе мужчину в драповом пальто (день рождения у Рязанова поздней осенью, а праздновали его и вовсе в начале зимы), шапке, теплых перчатках и летних - да к тому же еще женских - босоножках. Сначала я просто ходил по магазину, а когда сказал: «Беру!», все вообще упали.
- А размер-то у вас какой?
- 42-й. Все было почти как в комедии «Джентльмены удачи»: «Женские туфли хочу - размер 42, 43 и 45». И ведь нашлись такие - чешской фирмы «Цебо».
«Я ШЕЛ ЗА ГРОБОМ БУДЕННОГО, И ТЕЛЕВИЗИОННОЕ НАЧАЛЬСТВО ЧУТЬ НЕ ЛОПНУЛО ОТ ЗЛОСТИ»
- Вы - признанный мастер розыгрышей. А вас никогда не разыгрывали?
- Как-то, когда мы уже разошлись с моей первой женой Катей Райкиной, в газете «Вечерняя Москва» в разделе «Браки и разводы» появилось объявление: «Михаил Державин возбуждает дело о разводе с Екатериной Райкиной». Оказалось, что это была шутка Никиты Владимировича Богословского, который славился своими розыгрышами, причем далеко не всегда безобидными.
- Кстати, о Екатерине Райкиной. Еще одна отличительная ваша черта - вы знаете толк в женщинах, во всяком случае, умеете их выбирать.
- Честно говоря, никогда специально не выбирал, но в результате действительно получалось удачно. Да и тести у меня были знаменитыми. Первым стал Аркадий Исаакович Райкин. Ох, доложу я вам, и щеголь он был! Какие у него были костюмы и как потрясающе элегантно он умел их носить! В его дочь Катеньку я влюбился, еще будучи студентом. Ей тогда было 19 лет, мне - 21.
Мы быстро поженились, но прожили недолго: были молоды, со всех сторон нас поджидали соблазны, то у нее гастроли, то у меня. Но расстались друзьями, а Аркадий Исаакович до конца своих дней относился ко мне по-отечески тепло. Кстати, самого Райкина я знал задолго до знакомства с Катенькой - он часто приезжал в наш дом к отоларингологу Виктору Канторовичу, у которого лечилась вся актерская и певческая элита. Райкин приезжал на своей «победе» и, зная, что я сын актера Михаила Державина, спрашивал у меня: «Мишенька, Виктор Самойлович дома?». Лишь получив утвердительный ответ, шел к врачу.
Меня всегда окружали изумительные женщины, их в моей жизни было гораздо больше, чем мужчин. У меня даже сына нет, только дочь Маша от второго брака. Правда, вот она-то уже родила мне двух внуков. Старший, Петр, оканчивает МГУ, факультет журналистики, а младший, Павел, переходит в восьмой класс. Они - правнуки Семена Михайловича Буденного, маршала Советского Союза.
- Как вас принял ваш второй тесть, маршал?
- Очень хорошо. То, что я уже был женат, Семена Михайловича совершенно не смутило. Когда его дочь Нина привела меня знакомить с родителями, он сам открыл дверь, представ в шелковой рубашке и маршальских брюках с широкими лампасами: «Ну, проходи, сынок!». Помню, меня удивил его невысокий рост - где-то метр 65 сантиметров, не больше, я-то представлял его чуть ли не былинным богатырем.
- Сегодня для многих Буденный всего лишь персонаж из учебника истории. А каким он был человеком?
- Совершенно изумительным! Полный георгиевский кавалер, и при этом на редкость добрый человек, дивный рассказчик с потрясающим чувством юмора. Любил ловить рыбу и мне эту страсть привил. А я уж потом приохотил к рыбной ловле Ширвиндта, который с тех пор очень любит спать с удочкой на берегу.
Персонажем анекдота, который на вопрос: «Вам нравится Бабель?» - отвечает: «Смотря какая бабель!», Буденный точно не был. Он прекрасно знал, кто такой Бабель. Как-то я с иронией спросил его: «Семен Михайлович, вы «Войну и мир» читали?». - «А как же, - улыбнулся он, - в первый раз - еще при жизни Льва Николаевича Толстого, умершего в 1910 году».
«ВСПОМИНАЯ САМОЛЕТНУЮ ИСТОРИЯ ЗНАКОМСТВА С РОКСАНОЙ, ЧАСТО ДУМАЮ: «МОЖЕТ, БРАКИ И ВПРАВДУ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НА НЕБЕСАХ?»
- Потрясающие люди вас все-таки окружали...
- Да, благодаря Буденному я попал в уникальную среду. Только представьте себе: в доме на улице Грановского, куда мы с Ниной вскоре переехали, в квартире под нами жил маршал Семен Константинович Тимошенко, наверху - маршал Родион Яковлевич Малиновский, в соседнем подъезде - маршал Климент Ефремович Ворошилов, Вячеслав Михайлович Молотов, Георгий Константинович Жуков, Лазарь Моисеевич Каганович - он, кстати, любил театр и часто приходил к нам на спектакли.
Вне высоких постов и начальственных кабинетов все они были очень простыми, славными людьми. Любили смотреть по телевизору «Кабачок «13 стульев» и относились ко мне уважительно. Когда Семен Михайлович умер, я шел за его гробом. Говорят, телевизионное начальство чуть не лопнуло от злости. «Немедленно уберите из кадра ведущего «Кабачка»! - ругал кто-то из «шишек» режиссера телевизионной трансляции. - Какого черта он там крутится?!». Для меня они были не только героями войны, но и необыкновенно интересными людьми. И опять-таки как удивительно все в этой жизни переплетается. Сейчас в спектакле «Счастливцев - Несчастливцев» я играю Ворошилова, а Ширвиндт - Сталина.
- Вы и с вождем всех народов были знакомы?
- Нет, чего не было, того не было. Руки, как Ворошилову, мы Иосифу Виссарионовичу не жали. Сталина я видел только на трибуне Мавзолея. Мы с отцом стояли внизу, на гостевой трибуне, рядом с Александром Александровичем Фадеевым - в то время «Молодую гвардию» как раз ставили в Вахтанговском театре.
Но у нас со Сталиным связана интересная семейная история. Как-то уже после смерти Буденного к его вдове Марии Васильевне приехали зарубежные журналисты, снимавшие фильм о Семене Михайловиче. Увидев в кабинете Буденного портрет Сталина, кто-то из журналистов спросил у моего старшего внука Пети: «Кто это такой?». И тот, ничтоже сумняшеся, ответил: «Какой-то приятель дедушки!».
- Почему вы развелись с Ниной Семеновной?
- Потому что полюбил другую женщину - мою нынешнюю жену Роксану. Мы встретились... в самолете, и я как-то сразу понял, что у меня с ней все будет всерьез и надолго. Нас тогда представил друг другу муж моей сестры Борис Владимиров, которого вы знаете как знаменитую Авдотью Никитичну. Когда я обратил внимание на красивую молодую девушку по соседству, он сказал: «Знакомься, это наша любимица - Роксаночка Бабаян».
Видите, как бывает: моими тестями были такие знаменитости, как Райкин и Буденный, и только Роксаночку я взял из простой семьи Бабаянов. Но мы вместе уже 30 лет. Вспоминая самолетную историю нашего знакомства, я часто думаю: «Может, браки и вправду заключаются на небесах?».




Мама Яны КЛОЧКОВОЙ Елена Валентиновна: «У нас все нормально: ни свадьбы, ни женихов нет»
Народный артист России Михаил ДЕРЖАВИН:«Первым моим тестем был Аркадий Райкин, вторым — маршал Буденный, и только свою третью жену Роксану я взял из простой семьи Бабаянов»
Андрей ШЕВЧЕНКО: «Все тело ноет, каждая травма дает о себе знать, поэтому не только о карьере следует думать, но и о том, как вовремя ее закончить»
Первая леди Франции снимется в новом фильме Вуди Аллена
Музыкант Юрий Антонов и дизайнер Пьер Карден срочно госпитализированы из-за проблем с сердцем
Михаил ПОПЛАВСКИЙ: «Нашi зiрки усi в Москвi, треба ж комусь i на Батькiвщинi виступати...»
Звезда «Неуловимых мстителей» попал ДТП
У Алены Бабенко роман с женатым актером
Трёхлетняя дочь Тома Круза носит туфли только на каблуке
Утро вечера мудренее
Вячеслав ТИХОНОВ: «Я уже все сказал и никому интервью не даю, но отказать Дмитрию Гордону не мог. Его книги написаны для молодежи, предназначены для будущих поколений, а значит, у нас есть шанс быть услышанными и через много лет. Надеюсь, рано или поздно мои внуки Вячеслав и Георгий откроют этот томик и прочитают, что же наговорил автору их любящий дед»
Продюсер Сергей ПЕРМАН: «Мне говорят: «Пора мемуары о звездах писать!», а я отвечаю: «Не могу — многие еще живы»
Победительница конкурса «Україна має талант», выигравшая миллион гривен, Ксения СИМОНОВА: «Миллион гривен — не миллион долларов: эта сумма имеет свойство очень быстро заканчиваться...»
Дедушка Мамай и зайцы
Дежавю на троих
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги