Дедушка Мамай и зайцы
«МОЖЕТЕ ДУМАТЬ ОБО МНЕ, ЧТО ХОТИТЕ»
Нынешнего Константина Аркадьевича отличает основательность, твердость, весомость. Взгляд прямой, поступь решительная, формулировки жесткие, когда говорит, крылья часто складывает в кулаки. Даже трудно представить, что его сегодня могло бы оторвать от земной тверди или хотя бы слегка над ней приподнять.
С другой стороны, куда уж выше? «Сын великого артиста», как указано на сайте «Сатирикона», сам великий артист, народный артист России, обладатель многочисленных и разнообразных премий, художественный руководитель «самого добросовестного театра», преподаватель школы-студии МХАТ, режиссер. Отказал Стивену Спилбергу. «Я единственный, кто ему отказал», - любит хвастаться Константин Аркадьевич вот уже лет пять или шесть на всех встречах с журналистами.
Райкин по-прежнему в отличной физической и творческой форме, все так же удивительно пластичен и подвижен, но время и длительное напряженное служение нескольким музам одновременно внесли в его облик определенные коррективы. Пожалуй, лучше других эти коррективы сформулировал Сергей Михалков: «Можете думать обо мне, что хотите».
«Я играю роли, как правило, главные, потому что это правильно. Спектакль должен быть сконцентрирован на мне. А вообще у нас ансамблевый театр, без явного лидера». В «ансамблевом театре, без явного лидера», который достался артисту по наследству, Константин Аркадьевич не только является на протяжении десятилетий бессменным руководителем и единственной звездой, но с некоторых пор выступает еще и как постановщик - 7 из 13 спектаклей вялотекущего репертуара «Сатирикона» поставлены Райкиным.
Когда-то он больше двух лет гонялся за Робертом Робертовичем Стуруа по всему миру - от Тбилиси до Буэнос-Айреса, и в итоге сыграл Гамлета. Настойчиво ухаживал за Петром Наумовичем Фоменко, и тот снизошел, и вынул из артиста душу, поставив один из шедевров «Сатирикона» - «Великолепного рогоносца». Влюбился в Машкова - и «Трехгрошовую оперу» по Брехту посмотрели даже те, кто в театре не был никогда. В прямом и переносном смысле сходил с ума от Романа Григорьевича Виктюка, и именно «Служанки» родили новый «Сатирикон» - с громким успехом, повышенным вниманием прессы, умопомрачительными проектами, очень дорогими билетами. В свое время на спектакле с участием Райкина плакал от потрясения гениальный театральный теоретик, педагог и режиссер Ежи Гротовский, а много лет назад, в период маниакального актерского совершенствования, занимаясь с Валерием Фокиным бесконечными изнурительными этюдами, Константин терял сознание от легкого режиссерского щелчка пальцами - настолько погружался в материал, что любое возвращение в реальность было шоком.
Сегодня артисты его театра в качестве этюдов показывают гусениц и улиток, а сам Райкин всерьез называет это спектаклем, ставит в репертуар, возит на гастроли, созывает пресс-конференции... При этом до сих пор «больше смерти боится провала». «Пусть я лучше умру, но еще раз пережить такие моменты...».
Иногда создается впечатление, что для этого почти 60-летнего узника Мельпомены вся жизнь действительно проходит на сцене, и вне сцены ее попросту не существует. Он до сих пор как бы не в курсе, что жизнь шире литературы и в ней есть вещи посильней, чем «Фауст» Гете. Что бояться провала больше смерти так же нелепо, как больше смерти бояться насморка. К слову, киевская пресс-конференция артиста состоялась почему-то за две недели до его спектакля, как раз в разгар карантина, когда вся украинская столица смертельно боялась насморка, и только один Константин Аркадьевич - провала.
СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ
На пресс-конференции Райкин рассказывал о том, что журналисты годами пытаются поколебать в нем уверенность, а он «берет их измором», что актерство - «каторжный, кровавый труд», что кино ему больше не интересно... О папе, о Спилберге, о своей последней работе «Азбука артиста», которую поставил с выпускниками своего первого курса школы-студии МХАТ.
«Наша «Азбука артиста» - довольно плотный, атакующий, яркий перформанс. Такие выжимки из учебного процесса. Все сделано из конкретных материалов занятий. Мы играем почти на пустой сцене, и спектакль не стоил театру практически ничего».
Билеты на яркие выжимки, не стоившие практически ничего, в Киеве достигали двух тысяч гривен, а сама постановка, состоящая из студенческих этюдов, игровых сюжетов и эстрадно-цирковых упражнений, смотрится на едином дыхании, как тщательно срежиссированный капустник. Пока актеры садятся на шпагат, делают мостик, изображают синхронное плавание, танцуют и поют, все выглядит весьма забавно, когда же начинают, собственно, играть, хочется, чтобы вмешался художественный руководитель.
Художественный руководитель вмешивался неоднократно. Между этюдами бил в гонг и объявлял номера, а перед началом выступил с небольшой речью о себе. «Я, если кто не знает, из актерской семьи, - провозгласил Константин Аркадьевич и нервно оглядел зал. - А еще я очень не люблю, когда заходят после меня. Мне нравится выходить, когда уже все сидят, и если, к примеру, мои студенты опаздывают, я их просто не пускаю».
Когда-то он тоже был студентом. Если кто не знает, учился в Щукинском театральном училище - «самом трудном вузе страны». Поступал с триумфом. Костя произвел такое неизгладимое впечатление на приемную комиссию, что с первого тура его перевели сразу на третий, правда, забыли об этом сообщить. «Вышел некто, объявляющий фамилии прошедших на второй тур, и я слышу, что Тютькин и Пупкин в списке есть, а Райкина - нет. Я очень удивился».
Тютькиных и Пупкиных Константин Аркадьевич поминает так же часто, как еще один выдающийся актер и режиссер - бесов. «Это на семье какого-нибудь Тютькина природа столетиями отдыхает, а не на детях гениев! Уж, казалось бы, такой Тютькин должен родиться, а она все отдыхает и отдыхает».
«ИГРАЙ ЖЕ НА РАЗРЫВ АОРТЫ!»
Под занавес представления Константин Аркадьевич читал стихи. И это были 20 минут чистой радости и удовольствия, потому что читает стихи Райкин великолепно. «Детский цикл» Давида Самойлова («Я маленький, горло в ангине»), «Некрасивая девочка» Николая Заболоцкого, «Играй же на разрыв аорты, с кошачьей головой во рту!» Осипа Мандельштама, «Из Пиндемонти» Пушкина («Зависеть от властей, зависеть от народа - не все ли нам равно?»), «Коза», «Ворона», «Ласточка» и «Заяц» Николая Рубцова, которого артист очень любит.
Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шел домой,
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!
Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой веселый крик.
И еще, наверно, долго
С вечной дрожью в тишине
Думал где-нибудь под елкой
О себе и обо мне.
Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого.
«Большой поэт, неоцененный, трагический. Благодаря ему, я себя лучше понимать стал. А он об этом даже не узнал... Обидно, глупо, что мы с ним так и не пересеклись».
Вообще-то, пересечься поэту и артисту было сложно в силу объективных причин. В 1971 году, когда Константин Райкин заканчивал Щуку и перед ним открывалась широкая прямая дорога на сцену, в Вологде, в ночь на Крещение, Николая Рубцова задушила в пьяной драке любимая женщина.
Кстати, в одном из старых рубцовских сборников в последнюю строфу стихотворения про зайца вкралась опечатка: «После дедушки Мамая не осталось никого». Мне до сих пор кажется, что это не опечатка, но спросить не у кого. Ранний сирота и детдомовец Рубцов не отличался трудолюбием и настолько беспечно и налегке жил, что не оставил после себя ни гениальных наследников, ни верных друзей, ни толковых исследователей, ни внушительной посмертной славы. Только стихи. «Я умру в крещенские морозы...». Хотя мне больше нравится: «Я буду долго гнать велосипед».

Мама Яны КЛОЧКОВОЙ Елена Валентиновна: «У нас все нормально: ни свадьбы, ни женихов нет»
Народный артист России Михаил ДЕРЖАВИН:«Первым моим тестем был Аркадий Райкин, вторым — маршал Буденный, и только свою третью жену Роксану я взял из простой семьи Бабаянов»
Андрей ШЕВЧЕНКО: «Все тело ноет, каждая травма дает о себе знать, поэтому не только о карьере следует думать, но и о том, как вовремя ее закончить»
Первая леди Франции снимется в новом фильме Вуди Аллена
Музыкант Юрий Антонов и дизайнер Пьер Карден срочно госпитализированы из-за проблем с сердцем
Михаил ПОПЛАВСКИЙ: «Нашi зiрки усi в Москвi, треба ж комусь i на Батькiвщинi виступати...»
Звезда «Неуловимых мстителей» попал ДТП
У Алены Бабенко роман с женатым актером
Трёхлетняя дочь Тома Круза носит туфли только на каблуке
Утро вечера мудренее
Вячеслав ТИХОНОВ: «Я уже все сказал и никому интервью не даю, но отказать Дмитрию Гордону не мог. Его книги написаны для молодежи, предназначены для будущих поколений, а значит, у нас есть шанс быть услышанными и через много лет. Надеюсь, рано или поздно мои внуки Вячеслав и Георгий откроют этот томик и прочитают, что же наговорил автору их любящий дед»
Продюсер Сергей ПЕРМАН: «Мне говорят: «Пора мемуары о звездах писать!», а я отвечаю: «Не могу — многие еще живы»
Победительница конкурса «Україна має талант», выигравшая миллион гривен, Ксения СИМОНОВА: «Миллион гривен — не миллион долларов: эта сумма имеет свойство очень быстро заканчиваться...»
Дедушка Мамай и зайцы
Дежавю на троих
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги