Почему у нас не все дома?
Слово «варяги» с давних пор приросло к пришлым поучителям, которых Украина повидала без счета и без особенно светлых воспоминаний. Вздох великого Тараса Григорьевича, запечатленный на памятнике, поставленном ему в американской столице: «Коли діждемо Вашингтона?..», напоминает о давней надежде уже на новом уровне, но с той же безнадежностью, что и раньше.
Привычно ждем. Когда-то мы начали в «Бульваре Гордона» рубрику «Почему у нас не все дома», а затем поняли не только ее необъятность, но и безнадежность. Тема эта растворилась во многих других статьях. Обретя отчетливые комплексы неполноценности, которые насаждались у нас с великим усердием, Украина вот уже несколько сотен лет рассылала свои лучшие умы, голоса и руки по всему свету.
Только в начале прошлого века были вытолкнуты из родных краев великий пианист Горовиц, изобретатель вертолетов Сикорский, скульптор Архипенко - называю лишь несколько величайших имен. Время проходит, а таланты по-прежнему с трудом реализуются в родном доме и сейчас.
Напоминаю вполне официальную статистику, согласно которой около половины молодых людей сегодняшней Украины связывают свое будущее с эмиграцией за рубеж. Поэтому, если мы верим в государственное будущее страны, крайне важно возвращать в Украину ее детей. Пора возвращаться. Надо, чтобы Украина вспомнила и поименно назвала хотя бы самых знаменитых своих детей и напомнила, что она ждет их дома.
Понятие национальных символов переменчиво. Сегодня особенно поучительны, заметны и привлекательны достойные спортсмены, которые состоялись, стали всемирно знамениты вдали от родных краев, а затем все-таки вернулись - как боксеры братья Кличко или футболист Шевченко. Они сейчас дома, и пример их показывает, насколько важны такие люди не только как символы, но и как учителя патриотизма, доказательства того, что Украина обретает и утверждает в мире новое достоинство.
Интересно сравнивать. В Южной Корее, например, почитают и часто вспоминают двух великих футбольных тренеров, выводивших их национальную сборную на вершины, - голландца Гуса Хиддинка и украинца Анатолия Бышовца. Первый из них обожествляем в родимой Голландии и сейчас отрабатывает многомиллионный контракт в России.
О Бышовце, знаменитом центрфорварде киевского «Динамо», заслуженном тренере и заслуженном мастере спорта, в Украине вроде бы и не помнят. Обычное дело. Будто бы и неважно, что национальные сборные разных стран (не украинская, увы) одержали под руководством Бышовца 72 победы и только семь раз уступили. Он поработал в Европе и Азии, тренировал в Москве, пока не надоело, и только в Украине, где сейчас неутомимо ищут тренера для сборной за тридевять земель, судя по всему, Бышовец никому не нужен.
Пишу об этом, потому что недавно встретил Анатолия Федоровича и он рассказал, что живет нормально, не бедствует, предложений от футбольных клубов достаточно, да вот из Украины хоть бы открытку прислали когда-нибудь. Мне не за него стало обидно, а за Украину. Уже две тысячи лет от варягов не отвыкнем. Не надоело?