И Леннон такой молодой, и юный сэр Пол впереди...
«Джон держался эдаким нахохлившимся воробьем, строил из себя крутого пар ня...». 1964 год |
- Мой парень Клаус Вурман, с которым мы вместе учились в художественном колледже, однажды поссорившись со мной, пошел в один из тех гамбургских клубов, где смешались музыка и порнография и где выступали эти английские ребята - «Битлз», тогда еще не ливерпульская четверка, а пятерка, - вспоминает фрау Кирхер. - Вернулся потрясенный и стал уговаривать меня сходить в тот клуб: «Астрид, это что-то, ты обязательно должна их услышать!». И я поддалась.
Стильная блондинка и ее друг, одетые в кожаные костюмы, показались нищим парням-музыкантам инопланетянами: в то время битлы еле сводили концы с концами, ютились в каморке за экраном порнокинотеатра, где не было не то что ванны - даже умывальника и унитаза... Узнав об этом, Астрид, дочь управляющего заводами «Форд», пригласила их к себе домой - в большой и просторный особняк:
- Они были голодные, грязные, вонючие, потому что не могли постирать свои вещи: ребятам негде было это сделать, и мне казалось, они сами себя стесняются. Хотя Джон держался эдаким нахохлившимся воробьем и строил из себя крутого парня, Пол, полная его противоположность, был юным интеллигентом, любознательным и любопытным, а Джордж Харрисон, простой и скромный, при встрече просто сказал мне: «Привет!» - и протянул руку.
Джон Леннон и Ринго Старр, снимок из серии 1964 года «Вечер трудового дня» |
Красивая фрейлейн из богатой семьи понравилась всем пятерым (тогда в группе играли Пит Бест и Стюарт Сатклифф, однокашник Леннона и талантливый художник), но она, оставив своего бой-френда Клауса, влюбилась в Стюарта. В 1962-м молодые люди собирались пожениться, карьеру музыканта Сатклифф хотел оставить (поскольку с ней не складывалось, и Пол Маккартни постоянно подкалывал Леннона тем, что тот привел в группу своего товарища, из которого никудышный бас-гитарист) и полностью посвятить себя изобразительному искусству, но этим планам не суждено было осуществиться. Внезапно Стюарт скончался - от кровоизлияния в мозг...
- Здесь есть снимок, - показывает Астрид, -на котором Джордж и Джон вспоминают Стюарта, вот они, вместе, у него на чердаке, в мастерской. Я не просила ни одного, ни второго показать какие-то эмоции: они и так написаны на лицах.
Пол Маккартни, Астрид Кирхер и Джордж Харрисон на отдыхе. Тенерифе, 1963 год |
Джон страдает, будто ему часть тела отняли, а Джордж, мне кажется, сделал бы все возможное и невозможное, лишь бы другу стало легче... Эти фотографии - мой последний проект. После смерти Стюарта я очень редко брала в руки фотокамеру.
С оставшимися в живых участниками «Битлз» - Ринго Старром и Полом Маккартни - Астрид видится нечасто: «Самыми близкими моими друзьями были Джордж и Стюарт, оба они уже не с нами. Пола последний раз видела на его концерте в Гамбурге в 2009-м. Обнялись, поцеловались, спросили друг у друга: «Как дела?» - и разошлись».
Вспоминать о том, что именно Кирхер и ее друг Вурман переодели «Битлз» в кожу и сделали им фирменные прически (собственноручно, без помощи парикмахеров), сэр Пол Маккартни не любит. Правда, один из снимков Кирхер выкупить хотел - тот, где он, Астрид и Харрисон отдыхают на тенерифском пляже. То ли потому, что 21-летний Маккартни там в одних плавках, то ли оттого, что невооруженным глазом видно, как похожа молодая Астрид на его первую жену Линду и каким взглядом он на свою немецкую подругу смотрел...
Нынешний хозяин двух с половиной тысяч фотографий, сделанных фрау Кирхер в начале 60-х, и всех негативов - бывший киевлянин, а теперь американский бизнесмен Марк Гинзбург. Он уговорил фотохудожницу продать их ему всего за три дня до аукциона в Нью-Йорке, на который уже успели съехаться богатейшие люди мира.
- Я летел в самолете, читал «Нью-Йорк таймс» - и случайно наткнулся на объявление о том, что на торги выставлен архив Астрид Кирхер, будет 500 лотов по пять фотографий,
Ливерпульская пятерка — Пит Бест, Джордж Харрисон, Джон Леннон, Пол Маккартни и Стюарт Сатклифф — на ярмарке 1960 года в Гамбурге |
- вспоминает Марк Зиновьевич. - Я знал, кто такая Астрид, слышал о ее отношениях со Стюартом Сатклиффом и понимал: это не случайные снимки, сделанные во время концерта какой-то «мыльницей», это история! И мне стало жалко, что готовый музей «Битлз» расхватают с молотка и растащат по миру, поэтому я попросил адвоката связаться с владельцами аукционного дома и предложить им продать всю коллекцию сразу. Мне. Они отказались: все же помнят, что 50 фотографий с первого концерта битлов в Америке ушли за 362 тысячи долларов, наверное, за произведения Кирхер надеялись выручить еще больше, чем я предлагал, хотя речь шла о миллионах... И тогда я переадресовал предложение Астрид - честно говоря, без особой надежды. И вдруг она согласилась!
Был такой скандал, если бы вы знали! Чтобы как-то его уладить, мне пришлось скупить все буклеты с фотографиями, которые аукционный дом выпустил для участников торгов. Мой сын Владислав, выросший в Штатах, но рожденный здесь, в Киеве, сказал: «Папа, я хочу, чтобы первыми уникальные снимки увидели наши земляки», а поскольку у них с фрау Кирхер сложились теплые дружеские взаимоотношения, она с удовольствием согласилась посетить Украину.
По словам Марка Зиновьевича, предложения провести выставку в разных точках земного шара поступают чуть ли не каждый день. Фотографии юных битлов не прочь показать своим студентам Оксфордский, Гарвардский и другие известные всему миру университеты, а князь Монако Альберт готов у себя едва ли не все две с половиной тысячи экспонатов повесить - порадовать местных битломанов. Однако до 12 декабря экспозиция пробудет в Киеве, ознакомиться с ней в Центре современного искусства М-17 можно со вторника по воскресенье с 10.00 до 20.00. Вход свободный.
Фото предоставлены пресс-службой Центра современного искусства М-17