Утомленные солнцем-3
«БЫВАЮТ СНЫ И ПРОСТО ТАК»
Например, к доктору Зигмунду Фрейду. В картине отец психоанализа упоминается неоднократно, вдобавок основное действие разворачивается в чересчур взрослом и перенасыщенном болезненными фантазиями сне девочки-подростка. Вспоминается старый анекдот про дочь Фрейда, пришедшую к папе с просьбой прокомментировать ее сон. «Мне сегодня приснилось, будто ты принес мне банан. Я уже хотела взять его, но тут подошел дядя Густав и тоже предложил банан. В отличие от твоего, маленького и подгнившего, банан дяди Густава был большим и спелым. Поэтому я решила взять у него, а не у тебя. А теперь объясни, что все это значит». - «Понимаешь, деточка, - устало вздохнул доктор, - бывают сны и просто так».
Самый дорогостоящий в истории российского кинематографа «сон просто так» (90 миллионов долларов), над которым Кончаловский работал более 40 лет и в написании сценария к которому принимал участие Сергей Владимирович Михалков, сперва прокатили в Америке. Причем в самом прямом смысле слова. В прокате «Щелкунчик», созданный в копродукции Великобритания - Венгрия, собрал меньше миллиона, а критики высказались в диапазоне от сдержанного недоумения до откровенного раздражения. Никто так и не понял, зачем под видом рождественской сказки русский режиссер сочинил очередную сказку про войну из разряда «кино и немцы».
Похоже, «кино и немцы» в многочисленной семье Михалковых-Кончаловских становится серьезным пунктиком. Правда, в отличие от Никиты Сергеевича, снимавшего «Предстояние» по мотивам «Титаника» и других голливудских шлягеров, Андрон Сергеевич предпочитает классические первоисточники.
В рождественскую ночь главная героиня Мари видит цветной кошмарный сон в формате 3D, который довольно быстро так сливается с явью, что понять, где что начинается и что где заканчивается, непросто. В отличие от сказки Гофмана в картине Кончаловского грань между реальностью и виртуальностью размыта почти полностью, даже создается впечатление, будто сам режиссер то и дело забывает, где именно сейчас находится: во сне наяву, во сне во сне, в яви во сне или во сне просто так.
Полчища крыс, возглавляемые бесноватым фронтменом с неплохим музыкальным слухом и противным голосом, заполонили прекрасный когда-то город, свергли действующую власть, маленького принца N.C. (Энси) превратили в деревянного Щелкунчика, после чего начали отбирать у жителей игрушки и сжигать в мрачных подземельях, где расположена Фабрика Дыма. Фабрика работает бесперебойно, толпы отчаявшихся, но кротких горожан под присмотром крысиных надзирателей медленно движутся в бесконечных очередях, сдавая и сдавая свои игрушки, а город заволокло смогом настолько, что в него не пробивается ни единый луч солнца.
«ВЫ СЛИШКОМ ОБРАЗОВАННЫ КАК ДЛЯ КРЫСЫ»
Утомленные солнцем крысы ненавидят солнечный свет и все с ним связанное - например, образование и культуру, хотя любят «прикольный музон», без конца поют и пляшут под музыку Петра Ильича Чайковского на стихи Алексея Кортнева, а крысиный король, которого озвучил Филипп Киркоров, даже цитирует Шекспира. «Вы слишком образованны как для крысы», - скажет ему ближе к финалу Мари.
Когда выяснилось, что юного отважного монарха, противостоящего крысиным ордам, зовут N.C., я стала ожидать появления Н.С. На мой взгляд, явление Никиты Сергеевича в образе Короля Солнце или просто в образе Солнца, вернувшегося в спасенный детьми город (видимо, осталось надеяться только на детей), внесло бы заметное оживление в этот тягостный и морализаторский фильм. Но Н.С. так и не появился, да и принца на самом деле звали Николас. Хорошее имя, но Николай Второй лучше.
Я не знаю, на что рассчитывал Андрон Сергеевич, прокатывая в Америке такое кино, но главное, с чем он, по-моему, сильно просчитался, прежде всего в коммерческом отношении - это полное отсутствие Рождества и Сказки в Сказке про Рождество.
По большому счету, классическую историю молодого господина Дроссельмейера, королевы Мышильды и ее семиголового сына с крысиным дискурсом Кончаловского объединяет только отряд грызунов, и единственное, чего я никак не возьму в толк, почему спелому банану Эрнста Теодора Гофмана Андрон Сергеевич предпочел свой, да еще и подложил его детям под елку.
Вся трогательная сентиментальность и расчудесность гофмановского «Щелкунчика» («Идемте, идемте, милые детки, посмотрите, чем одарил вас младенец Христос!»), весь его великолепный параллельный мир с Конфетенбургом, Марципановым замком, сахарными галереями, лимонадными фонтанами и сливочными бассейнами в «Рождественских встречах» Кончаловского полностью обглодан крысами.
К сожалению, с этого британско-венгерского проекта уже можно, хотя и не хочется, говорить о таком явлении, как «поздний Кончаловский». Увы. «Позднего» с «ранним», создавшим когда-то в соавторстве с Андреем Тарковским «Андрея Рублева», нынче связывает немногое, разве что чисто профессиональные навыки - как бы там ни было, но ремеслом Андрон Сергеевич по-прежнему владеет мастерски, продолжая тщательно и аккуратно снимать, и, мне кажется, если бы не его маниакальное желание выразить нечто грандиозное и вселенски пророческое, вылившееся в совершенно параноидальный сценарий, «Щелкунчик», вполне вероятно, мог быть другим. Более сказочным и увлекательным, менее скучным и нелепым.
Несмотря на дорогостоящую зрелищность и повышенную музыкальность, фильм утомляет сразу и навсегда, и даже качественно сделанные крысы, включая вздорную крысиную мамашу (озвучивает Алла Пугачева), положение не спасают. Общее ощущение - какая-то тотальная неуместность всего происходящего в кадре. Плюс на этот раз Кончаловский здорово переборщил с подтекстами и аллегориями, которыми картина нафарширована просто под завязку. Надо сказать, постмодернист из Андрона Сергеевича приблизительно такой же, как из Никиты Сергеевича - фронтовик.
«ЗА СЕРЫМИ ПРИДУТ ЧЕРНЫЕ»
Крысиный король весьма узнаваемо загримирован под короля поп-арта Энди Уорхола, в котором можно обнаружить маленького психованного короля Третьего Рейха Адольфа Гитлера, поющего, как большой король Филипп Киркоров: «Все вы так непозитивны, что смотреть на вас противно»... Одна из стен в крысиных апартаментах отведена под инсталляцию плавающей в аквариуме дохлой акулы - привет циничному миллиардеру Дэмиену Херсту, Фабрика Дыма, где сжигают игрушки, может передать привет Фабрике Грез, где сжигают грезы, а сам дым то ли намекает на конкретное горячее лето 2010-го, то ли на абстрактный дым Отечества.
Что символизируют две Юлии Высоцкие (в роли мамы и Снежной Феи), я так и не поняла, зато с двумя монархиями: серой - в лице крысиного короля и солнечной - в лике Н.С. - все более-менее ясно. Две монархии в одном городе обычно плохо уживаются, так же как и две демократии, поэтому приходится выбирать одну. Иногда в отдельно взятых городах плохо уживается даже одна демократия, и старый тезис братьев Стругацких: «За серыми придут черные» там все еще актуален, но Андрону Сергеевичу как человеку с солнечной родословной, судя по всему, больше нравится лозунг: «Принц жив!».
Как только оказалось, что Н.С. жив, люди прекратили сдавать и сжигать игрушки, заулыбались, красиво переоделись и немедленно побежали закидывать принца цветами, а затем и подбрасывать его, будто он только что выиграл финальный матч чемпионата мира по футболу у сборной Бразилии.
Благодаря антифашистскому сопротивлению в лице то спящей, то пробуждающейся девочки Мари, ее вечно бодрствующего брата Макса, говорящей обезьяны, тучного клоуна и чернокожего барабанщика солнечные спасли игрушки от сожжения, а престол - от вырождения, вернув городу прежнюю экологию. Крысиный король с мамашей-самодурой пытались было трусливо бежать, но их остановила говорящая обезьяна, на лету вскарабкавшаяся в крысолет.
Есть ощущение, что, помимо интереса к Зигмунду Фрейду, Андрон Сергеевич питает еще определенную слабость к Чарлзу Дарвину. Во всяком случае, рождественская сказка, где одна из ключевых ролей отведена обезьяне, представляет собой такой концептуальный образец современного искусства и такой мировоззренческий прорыв, что Зигмунд Фрейд, Дэмиен Херст, Энди Уорхол и Филипп Киркоров могут пока покурить. Хотя нет. Филипп Киркоров уже покурил.

Эльдар Рязанов написал три книги
Валерий ЛЕОНТЬЕВ: «Раньше, куда бы ни ехал, тащил с собой полчемодана книжек. Теперь же, с электронными книгами, вылавливаешь из интернета, что тебе нравится, и читаешь, правда, «новостей» о себе стараюсь не читать — сумасшедших-то много...»
Сергей БЕЗРУКОВ: «Это такая традиция российская — любить, возносить и провозглашать великими после смерти, потому что конкурировать с живыми покойный уже не может»
Элтон Джон и Орландо Блум показали своих новорожденных сыновей
Православная церковь предложила ввести дресс-код для российских женщин
В Киеве начинаются съемки «Белой гвардии»
Руслана Писанка ушла в миротворцы
Пора перевести дух
Писатель Григорий ОСТЕР: «Если ты не смог на карте отыскать свою страну, не оплакивай Отчизну — географию учи»
Виктор СУВОРОВ: «Собака всегда знает, кто ее гладит — друг или враг. Беседуя с Димой Гордоном, я чувствовал себя счастливой собакой»
Утомленные солнцем-3
Защитник киевского «Динамо» и сборной Украины (1997—2008) Сергей ФЕДОРОВ: «Захожу к Лобановскому, в левом ухе — серьга. Он посмотрел на меня: «О, люблю современную молодежь!» — и я понял, что серьгу нужно снимать сразу»
Виталий КОРОТИЧ. Уходящая натура, или Двадцать лет спустя
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги