Виталий КОРОТИЧ. Уходящая натура, или Двадцать лет спустя
(Продолжение. Начало в № 51, 52 (2010 г.), в № 1-3)
ГОСУДАРСТВА, КАК И ЛЮДИ, ТОЖЕ ДОЛЖНЫ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ
Я работал в парламентской комиссии по пакту Молотова-Риббентропа, заключенному между нацистской Германией и СССР, но документов самого пакта нам не давали - объявили, что в архиве советского МИДа их нет. Почему нет? Курочка склевала, курьер потерял, корова слизала, Политбюро съело?
Когда мы в комиссии подняли шум, нам прислали копию пакта из Берлина, где он каким-то образом уцелел в побежденном городе, но родимыми знатоками было сказано, что, возможно, это подделка. Впрочем, когда деваться было уже некуда, текст позорного пакта, конечно, нашелся в заветном мидовском российском архиве, но нам, членам парламентской комиссии, выдавали его копии под расписку, как нечто очень секретное.
Все члены Политбюро, входившие в его состав, когда началось советское вторжение в Афганистан, развели руками и поклялись, что узнали о введении войск из газет.
Колымские геологи рассказывали мне, что вокруг бывших концлагерей под слоем мерзлой земли бывшие узники вот уже лет по 70 лежат, как живые, только иней на бородах и кожа почернела. Люди эти, как мамонты, еще 10 тысяч лет пролежат в вечной мерзлоте - или сколько надо до Страшного суда. Но Суд этот, как любой другой, будет полезен только в том случае, если вскроются наконец архивы и государство перестанет утаивать свою биографию от собственных граждан.
Государства должны время от времени исповедоваться так же, как их верующие граждане, - очищая совесть и от этого меняясь к лучшему. А как же еще?
«Огонек» часто обвиняли в том, что мы публиковали документы, разрушающие образ всемогущей советской компартии и неизменно справедливой советской власти, о которых доселе полагалось говорить только с восторженным придыханием. Но мы-то публиковали документы, как правило, без назойливых комментариев - уж очень все и без того бывало красноречиво. Если это был авторский рассказ, так такой, как у Льва Разгона, незаслуженно отсидевшего большой срок и написавшего об этом по-шаламовски жестко и убедительно.
Мне интересно было встречаться и беседовать с народным артистом СССР Георгием Жженовым, у которого из жизни вычеркнули более полутора десятилетий, вначале запроторив за колючую проволоку, а затем извинившись и выпустив со справкой о полной реабилитации. Что такое для актера вычеркнутые из жизни лучшие молодые годы, я вам говорить не буду, - Жженов рассказывал, а затем и написал для нас замечательную документальную повесть «Саночки», по мастерству профессионально писательскую, а по содержанию - одно из самых трагических сочинений, которые я читал.
Получая в свое распоряжение доказанные факты (непросто и далеко не всегда легко), мы предоставляли своим читателям право на выводы. В отечественной пропаганде не было принято показывать некомментированные документы почти никому. Народ получал информацию послойно - начальство подробнее, рядовые граждане кое-как, и всем обязательно объясняли, как и что понимать. Пытаясь понять и объяснить для начала самим себе происходившее в Отечестве, мы поражались многообразию совершенно барского неуважения, которое так называемая народная власть проявляла по отношению к собственному народу, причем наиболее талантливые люди раздражали ее особенно.
При объявлении важных решений моральные составляющие их выполнения в течение трех четвертей века почти не брались в расчет. Поэтому надо было доказательно рассказывать о том, что никакая модернизация невозможна в обществе, отрицающем человеческие права, придумывающем «классовую мораль» и «классовую справедливость» вместо законов. И - едва ли не самое важное - при каждой перемене власти очень важно объяснить, что начальственный беспредел приводит в тупик и подлежит не всегда скорому, но неотвратимому наказанию. На самом деле, большой начальник - это не только тот, кому многое дозволено, но и тот, с которого за все спросится...
![]() |
| «Мне было интересно встречаться и беседовать с народным артистом СССР Георгием Жженовым, у которого из жизни вычеркнули более полутора десятилетий, вначале запроторив за колючую проволоку, а затем извинившись и выпустив со справкой о полной реабилитации» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
Мы сумели найти следователя, уморившего голодом академика Вавилова, крупнейшего в мире знатока пшеницы, мечтавшего накормить всю планету. Следователь с бравой фамилией Хват, мучивший Вавилова полвека назад, жил в 80-е годы в Харькове, получал хорошую пенсию и был уверен в собственных ненаказуемости и правоте. В годы своего всемогущества он начинал каждый допрос с заполнения протокола и, как положено, требовал, чтобы подследственный представился. Вавилов отвечал одинаково: «Академик Николай Вавилов». И сразу же следовала стандартная реплика Хвата: «Говно ты, а не академик!». Это все задокументировано.
«ОТЛОЖЕННЫЙ СУИЦИД»
Нам в «Огоньке» казалось важным не только и не столько осудить беспредел, сколько понять, почему из людей поперла именно ненависть, именно беспредельная жестокость к малознакомым или вовсе незнакомым современникам. Не торжество справедливости, а фестиваль безнаказанностей. И тогда, и сегодня все это труднообъяснимо. Иногда вспоминалось, что существует такое понятие «отложенный суицид» - это когда человек понимает, что он гибнет и сеет смерть вокруг себя как знак собственной обреченности.
В конце 80-х я выступал по британскому телевидению, где, говоря о Сергее Павловиче Королеве, заметил, что даже перед подготовленным им первым полетом человека в космос Королев не был еще надлежащим образом реабилитирован после отсидки. Из советского посольства в Лондоне немедленно настучали в Москву. Посол Леонид Замятин, один из реликтовых коммунистических чиновников, друг Суслова, сигнализировал куда надо, что я «порочу великие достижения». Но времена вроде бы изменились. В Москве меня сочли возможным ознакомить с доносом и попросили объяснить, зачем я сказал то, что сказал. А мне, объяснил я, всего-то не хотелось, чтобы следующий Королев для следующего Гагарина проектировал ракету мелом на тюремной стене.
Больно и тяжело возвращаться по кровавому следу в собственную историю. Но мы считали в журнале, что так надо, выводы были важны для всего общества - сверху донизу.
И все-таки лучше я не про пыточных умельцев, а про «художества в прямом смысле», тем более что вокруг «Огонька» группировалось немало людей искусства - художников, музыкантов, певцов. Было что посмотреть, и было кого послушать.
У всех свои вкусы. Я, например, иронизирую над художниками, которые «похожи на художников», - в бархатных беретах и заляпанных краской блузах, писателями, похожими на писателей, - манерными и громко рассуждающими о непонятном, актерами, которые запоминаются не сыгранными ролями, а публичными выходками.
Все мои друзья-приятели не похожи друг на друга, но они - люди, как определяет их мой внук, «без выпендрежа». Знают себе цену, но никогда не бряцают ею при каждом удобном случае. Иногда я даже напряженно задумываюсь над тем, как им это удается. С Ильей Глазуновым, например, я подружился в то время, когда на выставки его картин в Манеже стояли километровые очереди, более длинные, нежели в Мавзолей на соседней Красной площади.
![]() |
| Они любят Говорухина! С Ильей Глазуновым на Одесском кинофестивале «Золотой Дюк», 1987 год. «Илья всегда аристократичен — для него это одна из форм неприятия большевистского хамства» |
Причем Ленин в его картинах тоже наличествовал, но не в виде мавзолейной мумии, а как реальный человек, причастный к нашей сегодняшней жизни. Вернее сказать, ответственный за многие ее непорядки. При этом художник был скромен и деловит, не извергая политических деклараций, не реагируя на восторженные или разоблачительные вопли. Он точно знал, чего хочет и что делает. Всегда знал.
Илья последователен во всем. Он никогда не называл свой родной город Ленинградом - исключительно Санкт-Петербургом и писал петербургские пейзажи, иллюстрировал петербургскую прозу Достоевского проникновенно, будто вспоминал дом, из которого пришлось уйти, но который все равно единственно возможное из Отечеств.
Глазунов в 12 лет пережил блокаду и видел, как от голода умерли его отец и мать, а затем ему вернула жизнь, приютила простая новгородская крестьянка Марфа Ивановна, выходившая мальчика. «Жизнь моя так устроилась, - говорил мне Илья, - что на всякое зло в ней приходилось очень много добра. Бывало, что кто-то предавал, но тут же кто-то другой выносил из беды, согревал, давал приют».
Первые скандалы вокруг его работ начались еще в годы учебы в ленинградском институте имени Репина. Вначале все было прекрасно, на выставке в Праге студенческая работа Глазунова получила Гран-при, а в 1957 году с огромным успехом в Москве прошла первая персональная выставка 24-летнего художника. Но одновременно с этим в «Вечерней Москве» появилось письмо членов парткома Союза художников о безыдейности юного зазнайки, которого надо бы придержать. Сломанный учитель Ильи, ученик Коровина, знаменитый Борис Иогансон напечатал зубодробительную статью о нем. Но не менее знаменитый Игорь Грабарь тогда же сказал об Илье: «Если его не уничтожат, а я думаю, что его уничтожат, из этого молодого художника будет большой толк». Из института Глазунова выпустили с большим скрипом и направили учителем черчения в Ижевск.
«Я не злопамятен, - говорил мне Илья. - Но тогда я всех этих перепуганных старцев убил бы. Ведь прошел уже ХХ съезд, Сталина разоблачили, а страх все равно въелся в души и не давал выпрямиться миллионам людей. Я все равно сбежал в Москву и жил там без прописки, ночевал где придется, не имея ни мастерской, ни кола ни двора. Выставку в Москве разрешили только через семь лет - как я дожил-дотерпел до этого, сам не знаю...».
Илья всегда аристократичен - когда был нищ, тоже одевался чисто и в меру модно. Для него это одна из форм неприятия большевистского хамства - так он и говорит. Помню, когда Глазунов писал мой портрет, он был в прекрасном костюме и шейном платке к белоснежной рубахе. «Испачкаешься», - говорил я. «Ты не понимаешь, - парировал художник. - Я петербуржец и должен выглядеть по-столичному. Это вы, щелкоперы...».
Илья Глазунов много знает и много читает, даже очень много. Но знание у него особенное. Убедив себя в наличии Тмутаракани где-то в глубинах русской истории и корней славянства, не совпадающих с общепризнанными, он от своего мнения не отказывается и пишет книги, отстаивая то, во что верит. Собственно, это главное в нем. Художник обладает целой системой собственных взглядов на все на свете и не идет ни на какие компромиссы. Никогда не шел. Однажды я заехал к нему на Николину Гору на дачу-мастерскую и увидел огромное количество этюдов-заготовок с портретами персонажей российской истории. Современное начальство Глазунов не рисует. Но разглядывает.
Он принял наш новый «Огонек» как часть собственной веры и был с нами в самые трудные времена. Принципиально беспартийный, Глазунов всегда готов доказывать свои идеи кому угодно. Убеждение в собственной правоте он под сомнение никогда не ставил, но всегда был готов выслушать оппонента и спорить с кем угодно. Он постоянно в центре внимания, ему, как положено, завидуют, на него клевещут. Против клеветников Илья возбуждал - и выигрывал! - судебные процессы. Иногда делами доказывал, что его противники врут. Помню, как в разгар болтовни о том, что он, Глазунов, антисемит (и одновременно «тайный еврей»), Илья оформил спектакль в еврейском театре и тамадой на своем 60-летии попросил быть еврея Иосифа Кобзона, - праздник прошел на славу, я там присутствовал.
«РЕВОЛЮЦИОНЕРАМ ВСЕ НАДО СЕГОДНЯ ЖЕ К ВЕЧЕРУ, А КТО ПОЕТ НЕ С НИМИ, ТОТ ПРОТИВ НИХ»
Если Глазунов влюблялся, то сразу и неудержимо. Если расставался с возлюбленной, то делал для нее все, чтобы она не ощущала себя униженной: помогал с квартирой, работой, долго опекал. Он не умеет быть безразличным, не бросает ничего, что имеет значение для него самого и его репутации, никогда не предавал. Через многие годы после расставания с Ильей народная артистка России и Украины Лариса Кадочникова, много сыгравшая в «Современнике», Киевском театре Леси Украинки и в кино, которую Глазунов любил, не раз рисовал и писал маслом, прогуливалась со мной по Арбату и вдруг от ресторана «Прага» взглянула вверх, на «моссельпромовскую» башню, где была мастерская художника. «Он ни разу меня не обманул, - сказала Лариса. - И его невозможно обманывать. Он весь, как из стекла, - прозрачный, чистый и хрупкий».
Глазунов нежно относился к Украине, считал, что прикосновение к одной из главных колыбелей славянства важно для любой из наших душ. Он мечтал - и сейчас мечтает - о большой выставке в Киеве, но потянуть расходы по страховке, перевозке картин, аренде зала не в состоянии. Да и нет сейчас в Киеве нужных по размеру залов - не до того...
Глазунов верит, что постепенно все образуется. «Ненавижу революционеров, - говорит Илья. - Они ведь только и умеют, что ломать и награждать таких же ломателей, как сами. Им все надо сегодня же к вечеру, а кто поет не с ними, тот против них. Мне от властей - революционных и каких угодно - вообще ничего не надо, я ведь ничего у них не выпросил за всю жизнь. Прописку и мастерскую в Москве мне дали потому, что зарубежные гости, та же Индира Ганди, рвались общаться со мной и позировать. А еще дали мне все-таки ректорство в этой академии. Но это были развалины, бренные останки императорского училища живописи, ваяния и зодчества. А я мечтал возродить, снова открыть академию и вложил в нее все свои деньги, все личные коллекции и все силы».
Вот это главное, о чем я хотел сказать, - Глазунов человек, который знает, что делает. Он берется за продуманный проект и не отступает от замысла. А с Российской академией живописи, ваяния и зодчества - это мало кем замеченный подвиг - он сумел сдвинуть горы, выдавить из правительства, которое занимается культурой в последнюю очередь, какие-то деньги, привлечь на помощь всех друзей, всех спонсоров и сделать мирового класса академию в Москве - с колоннами и фигурным паркетом, с классами, где светло и просторно, со старыми поучительными листами рисунков на стенах.
Я был потрясен, убедившись, что нынешние студенты у Глазунова рисуют не хуже тех, прежних. И еще по три часа в день они слушают лекции историков, писателей, философов - учатся видеть и понимать мир. Илья плывет в океане истории, постоянно рассуждая, и воспринимает историю не суетно, а вдумчиво, со все умножающимися знаниями о ней. Как-то я купил на толкучке в Буэнос-Айресе и привез Илье Сергеевичу Глазунову в подарок старинные медные кавалерийские шпоры - для пришпоривания той самой «клячи истории», о которой писал нелюбимый им пролетарский поэт Маяковский.
Глазунов - патриот России, но в отличие от некоторых коллег он никогда не кликушествовал по этому поводу и впитывает знания о других культурах где только может. Илья говорит: «Это моя мать, моя Родина, но это не значит, что я не уважаю всех других матерей! Терпеть не могу угодливого сюсюканья для интуристов вроде фильма «Сибирский цирюльник» - с медведями, балалайками и пьяным генералом, съедающим стеклянный стакан. Мы приучаем наших студентов ценить настоящие ценности, и наверное, поэтому у нас при наборе конкурс по семь человек на место. Здесь учатся студенты отовсюду - от Белоруссии до Киргизии. Когда итальянцы спасают в Риме Колизей или Форум, они делают это не только для себя, а для всего человечества. В искусстве нет всеобщего языка эсперанто, здесь не любят бездомных, но и люди, запирающиеся в своем доме на семь замков, тоже никому особенно не интересны. Наша академия открыта всему миру, но это Российская академия».
Еще одна особенность - Глазунов не пьет. Говорит, что однажды после ленинградской блокады его напоили красным вином и он чуть не умер. С тех пор ни капли.
Он весь в работе. Если вам захочется узнать о Глазунове больше, сходите в его музей - это в самом центре Москвы, недалеко от Остоженки, Волхонки, Пушкинского музея. Там картины, которых он никогда не перерисовывал в зависимости от конъюнктуры. Он все время размышляет над судьбой России и пишет ее на полотнах, огромных и заполненных узнаваемыми персонажами. Можно принимать или не принимать его варианты российской истории, но Илья готов отстаивать каждый из них до последнего. Историю Отечества он воспринимает как свое личное дело.
(Продолжение в следующем номере)



Эльдар Рязанов написал три книги
Валерий ЛЕОНТЬЕВ: «Раньше, куда бы ни ехал, тащил с собой полчемодана книжек. Теперь же, с электронными книгами, вылавливаешь из интернета, что тебе нравится, и читаешь, правда, «новостей» о себе стараюсь не читать — сумасшедших-то много...»
Сергей БЕЗРУКОВ: «Это такая традиция российская — любить, возносить и провозглашать великими после смерти, потому что конкурировать с живыми покойный уже не может»
Элтон Джон и Орландо Блум показали своих новорожденных сыновей
Православная церковь предложила ввести дресс-код для российских женщин
В Киеве начинаются съемки «Белой гвардии»
Руслана Писанка ушла в миротворцы
Пора перевести дух
Писатель Григорий ОСТЕР: «Если ты не смог на карте отыскать свою страну, не оплакивай Отчизну — географию учи»
Виктор СУВОРОВ: «Собака всегда знает, кто ее гладит — друг или враг. Беседуя с Димой Гордоном, я чувствовал себя счастливой собакой»
Утомленные солнцем-3
Защитник киевского «Динамо» и сборной Украины (1997—2008) Сергей ФЕДОРОВ: «Захожу к Лобановскому, в левом ухе — серьга. Он посмотрел на меня: «О, люблю современную молодежь!» — и я понял, что серьгу нужно снимать сразу»
Виталий КОРОТИЧ. Уходящая натура, или Двадцать лет спустя
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги