Эдита ПЬЕХА: «Мне еще ни одна женщина не отказывала», — сказал, приближаясь ко мне, командующий, а глаза у него масляные... «Значит, я буду первой, — воскликнула и показала ему на дверь: — Ваша аудиенция подошла к концу!»
Ровно 20 лет назад самой своеобразной певице советской эстрады было присвоено звание народной артистки СССР
Жизненная история Пьехи во многом похожа на сказку о Золушке, хотя настоящего принца Эдита так и не встретила. 1956 год |
«ОТЧИМ МЕНЯ БИЛ. СЛЕДОВ, СЛАВА БОГУ, НЕ ОСТАВАЛОСЬ...»
— Я, Эдита Станиславовна, не окажусь наверняка оригинальным, признавшись вам в который уже раз в любви. Великая женщина, великая певица!..
— Великой была только Екатерина (смеется), но за добрые слова спасибо. Я — вы же знаете! — немножко псих: всегда перед интервью волнуюсь, но сейчас чувствую себя уютно — от вас веет такой теплотой...
— Скажите честно: вам еще эти признания в любви не надоели?
— По правде говоря, я научилась слышать лишь то, что не позволяет зазнаваться, однако... Недавно сижу в аэропорту «Домодедово», рядом мальчик. Долго смотрел на меня, а потом опустил голову и тихо спросил: «Эдита Станиславовна, трудно быть знаменитой?». — «Нет, — ответила я, — потому что люди к тебе хорошо относятся». Вот почему ваши слова воспринимаю не как дань вежливости, не как дежурный, скажем так, комплимент, а как желание доставить мне радость, приласкать... Мое детство было ведь недоласканным, недоигранным, поэтому и тянусь так к теплу.
«Вновь зима в лицо мне вьюгой дунула, И навстречу ветру я кричу: «Если я тебя придумала, Стань таким, как я хочу» |
— Правда ли, что всю жизнь вас буквально преследуют цифры 1, 3 и 7?
— Судите сами. Родилась я 31 июля 37-го года на улице Фландр, дом 37, в 17 часов. Мой папа умер 31 августа в 37 лет, брата не стало 13 июня в 17 лет, а мама скончалась в 71-м году 3 августа. Дочка Илонка появилась на свет 17 февраля, Сан Саныч Броневицкий — 31-го года рождения (умер 13 августа), первая квартира находилась по адресу: улица Будапештская, дом 31, и, наконец, внук Стасик пришел в этот мир 13 августа.
Такие примеры могу перечислять бесконечно... Звание народной артистки Советского Союза, в выдвижении на которое Ленинградский обком партии отказывал трижды (поскольку я инородным была телом, злопыхателей всегда хватало, и иногда они перевешивали, но, в конце концов, верх взяло добро), мне присвоили 13 октября на 31-м году выступлений на сцене. Видите, все это не случайно...
— Мне кажется, ваша популярность обусловлена еще и тем, что от вас веяло чем-то «импортным», недоступным, запретным, и не случайно советские люди воспринимали вас как инопланетянку...
— Понимаете, если врач плохой, симптомы он принимает за причины и поэтому в диагнозе ошибается... Так вот и здесь: раз не такая, как все, значит, иностранка. На самом деле, рождение во Франции сильно на меня не повлияло: появись я на свет в Советском Союзе, все равно выделялась бы.
Господи, я же с двух лет узнала, что такое война! Мне было всего четыре годика, когда умер папа, через три года не стало брата. Мама-вдова, отчим... Все горе, которое может хлынуть на маленького ребенка, я испытала, и совершенно ничто не предвещало, что буду артисткой, наоборот...
Горе сделало меня очень смышленой... Когда хоронили папу, я еще совсем малявкой была, но у меня высветилось, будто на экране: «Сына назову Станислав Пьеха». Откуда это — не знаю. Видно, житейская мудрость к бедным людям рано приходит...
— Если не ошибаюсь, родились вы в 300 километрах от Парижа?
— Да, почти на границе с Польшей.
— Французская кровь в ваших жилах течет?
— Нет, мои родители — стопроцентные поляки, как сегодня говорят — гастарбайтеры. В поисках куска хлеба мамина семья (в ней было шестеро детей) эмигрировала сначала из Польши в Германию. Братья погибли: один в Первую мировую войну, второй в Освенциме, — а сестры бежали во Францию и там осели. Мама с 16 лет работала на шахте сортировщицей.
— Ужасные условия под землей были?
— А вы как думаете, если спустя 20 лет у папы развился силикоз — окаменение легких — и его сменил мой 14-летний братишка? Ему просто пришлось спуститься в забой, потому что иначе хозяин шахты выгнал бы нас из своего дома. Жилье предоставлялось только шахтерам — там была целая колония гастарбайтеров-иностранцев, хотя французы в тех местах были тоже. Когда же и брат умер, мама (чтобы выжить!) вышла замуж за нелюбимого человека.
— Отчим вас бил?
— (Грустно). Он меня так воспитывал: простой деревенский мужик — неграмотный, но очень хваткий, ушлый и понимающий жизнь. Раз, думал он, его когда-то нещадно лупили, значит, и он теперь должен: чтобы дети росли трудолюбивыми, честными, надо их бить... Педагогический лицей я заканчивала в другом городе — в Польше, и, если не возвращалась с занятий вовремя (а поезд часто без объяснений опаздывал), шла домой, уже готовая к экзекуции: ничего не поделаешь...
— Чем же он вас охаживал?
Пьеха появилась на сцене в новогоднюю ночь 1956-го как солистка ансамбля «Дружба» и сразу же привлекла внимание своей необычной внешностью и нездешним акцентом |
— Ремнем. Слава Богу, следов почти не оставалось, а вот его в детстве — он мне рассказывал! — колотили палками.
— Немецкую оккупацию вы запомнили?
— А как же! У нас были маки — французские партизаны (правда, в основном не французы, а гастарбайтеры), они пускали поезда под откос... Отчима (царствие ему небесное!) я называла папой, но никогда не забывала, кто мой настоящий отец: из-за этого и начался наш конфликт. Отчима звали Ян Голумб (по-русски голубь), и он злился: «Ты будешь носить мою фамилию!». — «Нет, — отвечала я, — у меня есть своя, я буду только Эдитой Пьехой».
Потом-то, благодаря, очевидно, педагогическому дару, мне удалось его перевоспитать — это произошло, когда вернулась домой на первые каникулы: уже самостоятельная, уже ощутившая, что могу жить одна. Я была хорошей студенткой, получала стипендию и даже выступала в хоре, — словом, будто родилась заново.
Франция — это был как бы испытательный срок, а в Польше я, словно птенец, впервые высунула из гнездышка маленький клювик, увидела мир... Тогда и решила стать учительницей, как моя любимая пани Станислава Кухальска. Мне очень нравилось, что на практике дети ко мне тянулись, а уже начав выходить на сцену, я поняла: у меня врожденная сильная энергетика, которая передается публике... Каждый зал для меня с тех пор — как класс, только очень большой.
«ЧТО ТАКОЕ ГОЛОД, Я ХОРОШО ЗНАЮ И ДО СИХ ПОР ЕМУ «МЩУ»
— Многие люди вашего поколения, которые в детстве постоянно недоедали, до сих пор физически ощущают голод. Вы тоже?
— Да, Дима, что такое голод, я хорошо знаю и до сих пор при каждом удобном случае ему «мщу». Если захожу в супермаркет или в универсам, покупаю там все подряд: мне кажется, съем и это, и то... На самом же деле, привожу все домой, ставлю в холодильник, чуть-чуть пробую и забываю. Для меня важно, что «в закромах» все есть, — тогда я спокойна и счастлива. Что вы хотите: во Франции у нас вообще ничего съестного не было, а в Польше отчиму доставался кусок получше, а мне — что оставалось...
— Кому теперь расскажешь, что во Франции ничего не было?
— Так это ж какие годы были: с 37-го по 45-й! Видите, чтобы артисткой стать, мне, может, надо было через это пройти, вдобавок сытым людям очень скучно на сцене и трудно: они часто не знают, зачем туда выходят вообще...
— Пресыщенным творчество тяжелее дается — ведь правда?
— Наверное, надо недоедать, но немножко, чуть-чуть. Сильный голод порождает хищность и алчность, но ни во Франции, ни в послевоенной Польше во мне этого не было... Я католичка, поэтому выросла сдержанной и постоянно себя одергивавшей: «Нельзя!», «Грех», «Осторожно», «Неудобно»... Никогда ни на кого не накидывалась, всегда была предупредительной и не ленилась сказать лишний раз: «Можно?», «Извините!», «Пожалуйста»...
— Я где-то читал, что в детстве у вас обнаружили первую стадию туберкулеза...
— К счастью, обошлось просто бронхитом, который периодически о себе напоминает: «А я есть!» — достаточно малейшего сквозняка, переохлаждения, и назавтра буду покашливать. Это своеобразный «трофей» военного времени, а брат мой умер от туберкулеза — эта болезнь людей вокруг так и косила.
...В том маленьком шахтерском городочке я дважды побывала уже взрослой. Первый раз меня привезли туда в 65-м, когда гастролировала с Московским мюзик-холлом. Журналисты не верили, что я уроженка Франции, думали — это миф, легенда, пиар. «Хотим отправиться с вами в Нуайель-су-Ланс — туда, где вы родились». Ну а второй раз я оказалась на родине в преддверии своего двойного юбилея — поездку мне подарил телеканал «Россия». Сейчас там живет всего восемь тысяч человек...
— Все изменилось?
— Шахты умерли — на их месте разбили парки, но 70 процентов населения — поляки: потомки тех, кто приезжал туда за куском хлеба.
— Вы, небось, закомплексованным ребенком росли?
— Я училась во Франции при костеле: у нас было две школы — женская и мужская, — и за любую провинность учеников строго наказывали... Учебников не было, поэтому на одном уроке мы слушали, и уже на другом нас спрашивали. Если ты отвечал плохо, получал по руке линейкой, а если очень плохо — ставили в угол, да еще на горох.
— Больно было?
— Не говорите! Раз в неделю нам устраивали контрольную: мы что-то такое писали, и тех, у кого баллов было меньше всего, усаживали на ослиную скамью. Сидишь там, и все над тобой смеются: «Осел!». Дети — они существа жестокие...
— Потешались над вами?
— Долго я не позволила... Взыграло чувство собственного достоинства: «Не хочу, чтобы меня обижали, буду слушать!», защитная реакция включилась: так корабль подает сигнал «SOS!», чтобы не утонуть...
— «Всю жизнь меня били», — признались вы мне однажды: что вы имели в виду?
— Били. (Пауза). Конечно, били... Во французской школе — раз, отчим своим ремнем — два... Мечтала убежать из дома, а куда? Поэтому и участвовала в отборочном конкурсе для желающих учиться в Советском Союзе. Когда после трех туров я оказалась среди победителей, подумала: «Ну вот, Господь Бог меня услышал» — так я попала в СССР.
На первые каникулы приехала домой с огромным чемоданом подарков. Отчим изумился: «Откуда все это? Ты что, воровала?». — «Папа, — ответила, — в месяц я 900 рублей получаю: 500 — Сталинская стипендия и 400 — от польского посольства, потому могу все купить».
Он долго не мог успокоиться: «Не может такого быть. Я вкалываю, но на все это и за год не заработаю». — «Да, — кивнула я головой, — теперь я богатая, а с вами у меня отдельный разговор будет». Отчим же маму тоже, если она меня защищала, мог хорошенько ударить. Я подошла к нему, взяла его за лацканы, приподняла (спортивной была студенткой, а он уже пенсионером)... «Если еще раз, — сказала, — вы поднимете на мою маму руку, если я услышу, что вы повысили на нее голос, возьму ремень и дам сдачу. За то, что меня обижали, я вас простила, но запомните: маму вы больше пальцем не тронете!». Он на меня так посмотрел, будто услышал откуда-то голос...
— Девочка выросла!
— Мама потом писала, что его словно подменили — такой вежливый стал... Где уж ему, простому, палками битому и жизнью тертому мужику (он до 15 лет был пастухом, а потом покинул свое село), можно было научиться нормальному обращению?
«РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СПРОСИЛ: «С-СТАРУХА, ТЫ ЧТО, В РАЗГОВОРНИКИ ПЕРЕКВАЛИФИЦИРОВАЛАСЬ?»
— В СССР вы приехали в 55-м году: Сталин к тому времени уже умер, репрессированные стали массово выходить из лагерей, появились первые проталины — предвестники будущей оттепели, и впервые за десятки лет люди вдохнули полной грудью. Не за горами был Международный фестиваль молодежи и студентов в Москве...
— Точно, и я в нем участвовала.
— Чем поразил вас тогда Ленинград? На что в первую очередь вы обратили в Советском Союзе внимание?
— Знаете, во мне очень долго жило — и до сих пор неистребимо! — недетское мое детство. Бродила по Ленинграду, и все казалось: это все не со мной, узнавала какие-то места, которые видела в кинофильмах, и хотелось себя ущипнуть, чтобы убедиться: это не сон! Впервые я стала есть досыта, и поначалу проедала почти всю стипендию. Ну не всю — полностью истратить ее на продукты было невозможно, но вела себя, как собака, которую спустили с поводка и она бежит, ошалев от счастья. Это с полгода длилось, а потом я успокоилась, поняла, что ничего мне не запрещено и так, даст Бог, уже будет всегда.
Когда-то Эдита Станиславовна сказала: «Во Франции я была бы служанкой, в Польше — учительницей, а в Советском Союзе стала артисткой» |
...Это была сказка, поэтому, когда меня спрашивают о самой большой любви в жизни, без колебаний говорю: «Ленинград». В этом городе я второй раз родилась, здесь встретила человека, который подал мне руку и подарил судьбу артистки. Благодаря ему у меня появилась семья, дочка, замечательные внуки... Я, например, счастлива, что Стас носит фамилию моего папы. Многие думали (у нас хватает скептиков): «Ах, она его так назвала, чтобы легче было на эстраде пробиться», но Стас стал Пьехой с первого дня — мы не предполагали, что он будет артистом.
— На той советской эстраде вы были совершенно инородным телом: первой стали исполнять твисты и шейки, первой сняли со стойки микрофон и начали разговаривать с публикой, первой, в конце концов, мини-юбку надели — никто из певиц, по-моему, себе этого не позволял...
— Юность работала на меня, детство во мне бурлило. На сцене хотелось быть живой, а не просто стоять — вот и схватила микрофон, ни у кого не спросив разрешения. Я ведь не просто так с публикой заговорила, а потому что волновалась. Должна была новую песню исполнить, а у меня ком в горле встал — вот и принялась ее комментировать, благо дар импровизации у меня от природы. Я — фантазерка: когда мама запирала меня одну, развлекалась тем, что придумывала себе какие-то образы. Поэтому и на сцене нужные слова легко находила.
Перед песней я что-то начала говорить и успокоилась, а Роберт Рождественский удивился: «С-старуха (он заикался), ты что, в разговорники переквалифицировалась?». — «Нет, Роберт, я просто очень волнуюсь, а когда перекинусь с публикой парой слов, дрожь в коленках стихает»... Он почесал в затылке: «Может, ты и права». Потом эту эстафету у меня подхватили — сейчас все стараются что-то сказать, только не каждому есть что...
— Многие больше говорят, чем поют!
— Ну, слава Богу, что говорить, я знаю.
— Люди любили вас еще и за ваш очаровательный, милый, ненавязчивый какой-то акцент...
— Был такой (улыбается) и сегодня немножко есть — не выжечь никак.
— «Если я тебья придумала...
— ...стань таким, как я хочу»... Это моя первая советская песня, благодаря которой меня заметили и откликнулись на мои выступления в прессе Кабалевский и Соловьев-Седой. Василий Павлович, в частности, написал (цитирую): «Появилась на нашей эстраде артистка, которая воспринимает мир только ей присущим способом и это передает в своих песнях. Она ни на кого не похожа». Это я считаю огромным комплиментом и высокой оценкой...
— ...еще бы — из уст такого композитора!
— Да, корифея песенного жанра, великого человека.
На моем пути, Дима, было много доброжелателей и не меньше недоброжелателей...
— ...а дураков сколько попадалось — представляю!
— Вы знаете, какая-то эмигрантская газета по мне прошлась: мол, во Франции как певица не состоялась, в Польше слушать не захотели, так она в Советском Союзе нашла дураков, которые клюнули на нее и изображаемый ею акцент. Больше мне нечего было делать, как что-то изображать... Читала и хохотала над этим, хотя было больно... Еще и Францию приплели, а ведь уехала оттуда в девять лет — только «Марсельезу» и спела в день окончания войны, но не соло, естественно, а с гурьбой ребятишек.
Ой, из-за акцента в разные ситуации попадала... Помню Харьков: весна только-только начиналась и снег покрылся ледяной коркой (теперь-то я знаю, что это называется «наст»), а до Дворца культуры, где проходил концерт, от гостиницы было недалеко... Раньше, до перелома ноги, я старалась повсюду ходить пешком — силы были, и когда бежала туда, споткнулась и порезала ногу. Пока доковыляла, уже дали третий звонок: порез, чтобы не было видно, замазали гримом, и я вышла на сцену. «Извините, — сказала, — что задержалась: такой тут у вас обледоватый лед». Хохот в зале стоял жуткий...
— Нарочно и не придумаешь!
— Я не специально это сказала, а совершенно искренне. Какие-то еще были перлы — так сразу не вспомнишь, я ж не записывала... Однажды мы с моей однокурсницей Зошкой Капустинской ехали в троллейбусе, а она путала слова «разрешите» и «извините». Дядька ей наступил на ногу, а Зошка: «Ой, Езус Мария, извините». Он вытаращился: «Ну пожалуйста!».
К моему юбилею моя однокурсница Нина Бахарева издала о том времени воспоминания, где очень много забавных случаев вспомнила, но она хитренькая — все записывала.
«Я БЫЛА ЩИТОМ, КОТОРЫЙ ПРИНИМАЛ НА СЕБЯ ПОЩЕЧИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ КРИТИКОВ»
— Руководитель ансамбля «Дружба» Александр Броневицкий, который буквально за руку вытащил вас из самодеятельности...
— (Перебивает). Не вытащил — вывел!..
— ...и который стал вашим мужем и отцом вашей дочери, был человеком сложным. Говорят, он дико вас ревновал, устраивал вам иногда безобразные сцены, мог даже поднять на вас руку, после чего в присутствии музыкантов опускался на колени и целовал вам ноги — это что, правда?
— Преувеличений тут много, кроме того, жизнь научила меня не винить кого-то, а искать корень, причину проблемы. Сан Саныч был до конца не реализованным: ему постоянно обрезали крылья, и отсюда какая-то внутренняя, сдавленная агрессия — понимаете? Ему очень трудно было, он и репетиции проводил на высоких нотах, зато добивался результатов, был высококлассным профессионалом.
Патологическая ревность? Это наследственное. Семья у него морская, родился Александр в Севастополе. Отец все время был в море или в разъездах, мама его ревновала, и это передалось сыновьям. Шура думал, что в этом мире иначе не бывает — только так. Я пыталась ему объяснить, что ревность — порождение недоверия, плод болезненной фантазии, но потом поняла: это врожденная патология и с ней бороться нельзя.
— Неужели он поднимал на вас руку? Неужели вы таки замазывали кровоподтеки тональным кремом?
— Нет, это неправда. Был случай, когда шпилькой для волос хотела чуть распушить ресницы и случайно прошлась по глазу. Под ним сразу налился синяк...
— ...и все решили, что это переусердствовал муж...
Говорят, первый супруг Эдиты Станиславовны — художественный руководитель ансамбля «Дружба» Александр Броневицкий — обратил внимание на Пьеху не только из-за ее голоса. Броневицкому, человеку наполеоновского роста, очень нравились высокие женщины. Конец 50-х |
— Пришлось выходить на сцену в темных очках... Естественно, разошлась молва, что Броневицкий побил Пьеху, но, во-первых, я была физически сильнее его...
— Он был ниже ростом?
— Не намного, на полголовы, но если бы что-то себе позволил... Я человек всепрощающий, однако, пройдя суровую школу жизни, где меня часто пробовали обижать, прекрасно знала, как этого избежать. С отчимом «расправилась» — уехала просто из дома, во французской школе была отстающей, а стала отличницей... Вот и Броневицкому однажды дала понять, что ему не надо так поступать, и он испугался.
— Его не уязвляло, что еще вчера, когда вы пели в хоре, он был мэтр, величина, а сегодня на сцене царит Пьеха, а его место — при ней?
— Что-то глубоко скрытое в нем сидело... Кстати, Сан Саныча не смущало, что на концертных афишах его фамилия была указана махонькими буквами внизу, и сначала такая подача была оправдана. «Дружба» была на советской эстраде первой ласточкой — переходным этапом от хора к вокально-инструментальному ансамблю. Как они а капелла пели! Броневицкий делал сложнейшие аранжировки, и, конечно же, до поры до времени созданный им коллектив вызывал фурор, но потом перестал быть новинкой...
Сан Саныч был очень талантливым, и я хотела помочь ему реализоваться, потому и предложила поменять афишу — написать: «Александр Броневицкий, Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба». Причем придумала это, уже не будучи его женой, — к тому времени на моем пути встретился другой мужчина... Я же выдумщица, вот и вообразила, что тот человек для меня создан, что будет лучше, если построю с ним семью...
— Не стал он таким, как вы хотели?
— Нет (грустно) — я же его придумала... К слову, рвать с Сан Санычем творческие отношения не собиралась. У меня очень большой потенциал, богатое воображение, я во многом его дополняла, а он испугался, сказал мне, что я зазналась, хотя мне это совершенно не свойственно.
— Какой-то червь его все же подтачивал?
— Думаю, это была обида на жизнь за то, что ему не давали дышать полной грудью. Да, не давали, но с моей помощью он это бы сделал, ведь я была щитом, который принимал на себя пощечины музыкальных критиков. Как только они меня не называли: кабацкой певицей, шептухой, предлагали «выстирать по декольте»... Потом уже самый известный из них, Гершуни, передо мной извинился и написал статью, в которой оправдывался за свою невежливость.
— Броневицкого вы как мужчину любили или...
— Это была первая в моей жизни влюбленность — я встретила человека умного, образованного, открывшего мне глаза на то, что есть музыка. Он меня очаровал...
«Топ, топ — скоpо подрастешь, Hожками своими ты пойдешь И сумеешь, может быть, пешком Землю обойти кругом». Эдита и Илона. Начало 60-х |
— ...но это было незрелое чувство?
— Скорее, детское, еще не женское, хотя и могло перерасти в большую любовь...
— Муж не сумел разбудить в вас страсть?
— На это не было времени — мы же окунулись в океан творчества: концерты, записи... В одной из моих песен есть очень точная строчка: «Работа, песни, города, и только так и не иначе...». Ни одного отпуска мы не провели вместе, у нас все время были только гастроли. «Какой отдых? Зачем, — говорил он, — если мы едем на месяц в Ялту, затем в Сочи?». Тогда еще по одному концерту давали, а потом пошел так называемый «чес». Когда гонорары стали расти, выступали уже и по два, и по три раза в день — а это было невероятно сложно, я буквально валилась с ног. Слава Богу, связки у меня выносливые...
— Броневицкий небось уговаривал: «Давай, Дита, работай!»?
— Нет, я на это сама шла, потому что надо было шить платья у Зайцева, а стоили они очень дорого. Сан Санычу, в быту не очень требовательному, неприхотливому, хватало — у него был свой «жигуленочек», он мотался на нем по делам... Я же, если надо было к портнихам или куда-то еще, ездила на такси — все было подчинено творчеству.
«ТЫ БЕЗ МЕНЯ ПРОПАДЕШЬ!» — СКАЗАЛ БРОНЕВИЦКИЙ. Я ОТВЕТИЛА, ЧТО ГОТОВА ПЕТЬ ДАЖЕ В КИНОТЕАТРАХ ПЕРЕД СЕАНСАМИ»
— Это правда, что однажды, вернувшись с гастролей, вы застали Броневицкого с женщиной, торопливо застегивавшей блузку?
— (Пауза). Самое обидное для меня, что об этом стало известно...
— Вы разве не предполагали, что у него есть другая жизнь?
— Догадывалась, а когда тайное стало явным, получила моральное право сказать ему: «Ну что ж, если ты позволяешь себе принимать в нашей квартире таких гостий, мы будем жить врозь».
— Это и послужило главным толчком к тому, что вы расстались?
— Я, повторяю, творческий союз разрывать не собиралась. Единственно, чего хотела, — создать новую семью, а он пусть бы заводил себе пассию или вел бы такой образ жизни, который ему нравился.
— У вас к тому времени была уже кандидатура на роль мужа?
— Конечно же, нет — тогда еще никого. Я не скандальная, поэтому дверью не хлопнула. Мы оставались в одной квартире, просто жить в разных комнатах стали (потом — и в разных номерах). Ну а когда появился человек, с которым у меня начался роман, я сообщила Броневицкому, что от него ухожу. Он не поверил: «Ты же без меня пропадешь!». Я ответила, что готова петь даже в кинотеатрах перед сеансами...
— Закаленная, вы, однако!
— Я ничего не боялась, и это была не самоуверенность, а какой-то азарт: дескать, попробую, и знаете, ангел-хранитель обо мне позаботился... Едва мы расстались с Сан Санычем окончательно, распался аналогичный альянс в «Поющих гитарах»: Понаровская бросила Григория Клеймица. Я только вернулась в Ленинград, а разрыв с Броневицким произошел в Ялте — последний концерт с ансамблем «Дружба» состоялся 30 июня 76-го года...
Пьеху всегда окружали мужчины, но «я настолько в себе, что не замечаю никаких знаков внимания. Может, потому и проглядела хорошего человека, предназначенного мне судьбой» |
— Вы тут же пригласили к себе Клеймица?
— Нет-нет, директора Ленконцерта. Не знаю даже, откуда у меня, абсолютно лишенной практической жилки, возникла такая мысль... «Кирилл Павлович, — поставила его в известность, — мой уход — дело решенное, но я ведь не последний человек в этой организации. Вы можете объявить музыкантам (я не имею такого права!), что если кто-то из них хочет уйти от Броневицкого, вы разрешаете?».
В результате девять человек из «Дружбы» последовали за мной. В общем, я Сан Саныча оголила, но это была не месть, а желание выжить, создать свой коллектив... Бывший муж в варианте «Броневицкий — Пьеха» мне отказал, значит, напишем на афише: «Эдита Пьеха и ее ансамбль» — без названия.
— Броневицкий ругался, кричал?
— Нет, как-то поник и до последнего не верил в происходящее...
Как только я приехала в Ленинград, раздался звонок от Григория Клеймица: «Я музыкант, окончил, как Шура Броневицкий, консерваторию и, надеюсь, могу быть вам полезным. Вы меня примете?». Вскоре он уже стоял на пороге моей квартиры с букетом цветов: «Можно?». «Я, — он сказал, — побитый, как собака, — меня бросила любимая женщина. Вы меня загружайте — буду делать для вас все, я должен ее забыть».
— Побитый, как собака...
— (Задумчиво). Да, именно так... Через какое-то время у него открылась язва желудка...
— Вы пожалели его?
— Что вы, приняла как посланца с неба! Он был замечательным музыкантом и долго со мной работал — до тех пор, пока не женился снова. Вторая жена родила ему сына...
— ...но Понаровскую он так и не смог забыть?
— Потом Гриша понял, что есть и другие женщины... Мы с ним сработались, и альянс получился очень хороший: Клеймиц написал для меня не одну песню, делал замечательные аранжировки... Так продолжалось, пока новая жена не поставила ему ультиматум: никаких гастролей! Когда Григорий ушел в мюзик-холл, эстафету от него принял Юра Цветков — один из музыкантов, которых Клеймиц мне подобрал, и я продолжала прекрасно работать. Знаете, вот будто откуда-то свыше меня вели — ангел-хранитель не оставлял.
Был у меня еще один музыкант — Владик Калле из города Колпино Ленинградской области. Когда-то 15-летним мальчишкой он принес мне песню «Каравелла»: «У тебя, так же, как и у меня, есть каравелла всех надежд» — молодежь приняла ее сразу. Потом он написал песню на стихи Марины Цветаевой, тогда еще запрещенной: «Я от горечи целую всех, кто молод и хорош, ты от горечи другую...». Забыла — я сейчас немножко волнуюсь... Владик тоже работал в старой «Дружбе», ушел вместе со мной, и вдруг явился ко мне и сказал, что восстановил для нового состава все аранжировки. В общем, мы два месяца только простаивали, — в июне я ушла, а уже в октябре уехала на гастроли.
«МЕРТВОГО САН САНЫЧА НАШЛИ С ТЕЛЕФОННОЙ ТРУБКОЙ В РУКЕ — ЗВОНИЛ ОН, СКОРЕЕ ВСЕГО, В «СКОРУЮ ПОМОЩЬ»
— Мне, простите, рассказывали разные версии смерти Броневицкого. Он и впрямь умер чуть ли не запертым в гостиничном номере, пытаясь вам дозвониться?
— (Вздыхает). Не мне... Сан Саныч тоже, наверное, искал какую-то любовь... Увлекся женщиной на 20 лет моложе, сделал ее солисткой — ну как его осуждать? Она, видимо, рассчитывала, что он слепит из нее вторую Пьеху, но этого долго не получалось, и молодая жена стала проводить время без него. Как-то в Нальчике — Сан Саныч часто плохо себя чувствовал — она, как обычно, дверь их номера закрыла на ключ и ушла на ночную гулянку — ансамбль-то большой.
...Его нашли 13 апреля 88-го года с телефонной трубкой в руке — звонил Шура, скорее всего, в «скорую помощь»... Так и умер (смахивает слезу). Простите!
Еще при мне он страдал от спазмов сосудов, поэтому у него всегда была с собой маленькая, граммов на 200, фляжечка с хорошим коньяком. Чувствуя приближение спазма, примет граммов 50 — и порядок! Помню, мы как-то встретились на гастролях в Сочи — Стасик еще был маленький, — и он попросил: «Угости меня коньяком!». Я удивилась: «Как это?». — Шура признался: «Она только на портвейн мне дает». Ну, зашли в кафешку — там их прямо на улице много, — заказала я ему бутылку: мол, остальное возьмешь с собой. Он спросил: «А может, начнем все сначала?». — «Знаешь, Шура, — ответила я, — я всегда любила тебя и уважала, ты был для меня богом, а сейчас могу только жалеть, потому что ты слабее. Видишь, я не пропала, твердо стою на земле. Не хочу тебя топтать ногами и, чем тебе помочь, не знаю — ты сам во всем виноват».
— Сильная женщина, и все же однажды вы сказали: «Зря я ушла от Броневицкого». Что имели в виду?
— Возможно, как жена я не сделала для него всего, что в моих силах... Моя мама, в 35 лет овдовев и потеряв через три года сына, была глубоко несчастной. Мы с Илонкой успели к ней за полдня до ее смерти, и последние слова ее были: «Извини, что я вышла замуж за нелюбимого». В детстве образа женщины, которая бы стала главой семьи, управляла бы домом и помогала бы мужу, я не видела — у мамы были сплошные потери, сплошная борьба, поэтому научиться у нее терпению и дипломатии я не могла.
Сносить выходки Броневицкого — это одно, а научить его быть таким, как мне надо, — другое. Я знала Сан Саныча как человека умного, разностороннего (мне просто слов не хватает, чтобы его охарактеризовать!), но, увы, нереализованного. Если бы в советское время ему дали расправить крылья, он многое бы мог успеть. Вспомните хотя бы песню «Шаланды, полные кефали», которую он аранжировал и поставил, как сценку из капустника: с Костей-морячком, с Соней-рыбачкой...
— Какой-то он был не советский...
— Да, да: появившись на свет в семье моряка, он абсолютно перерос свое время. Я часто ему говорила: «Ты рано родился — надо было чуть подождать», тем не менее он подарил Советскому Союзу Эдиту Пьеху. Если бы я была Коллонтай...
— ...вы бы его перевоспитали...
— ...и развернула бы туда, куда мне надо. Наш союз не распался бы, оставался бы на высоте, и я сохранила бы ему жизнь.
— Вы плакали, когда узнали, что Броневицкий скончался?
— Я просто остолбенела — не верила, что это случилось, но слезы во мне пересохли еще в детстве: слишком много в моей жизни было потерь. Когда отчим пытался меня заставить плакать, говорила: «Не буду!» — и даже на похоронах мамы ни слезинки не проронила — только ком в горле стоял... Зато так называемая жена Броневицкого на его похоронах чуть ли не гроб вскрыть пыталась: это было ужасно.
— Неудавшаяся артистка!..
— ...которая сыграла свою последнюю роль над его могилой. Больше ее уже никто не слышал — этой певицы не стало, а мы: Шурина мама Эрика Карловна, Илона и я — стояли, ошарашенные, в сторонке. Бывшая свекровь тайком вытирала слезы: «Не думала, что переживу своего сына», а Илонка все повторяла: «Как жалко! Как жалко!»... Настоящее горе не громкое, не выставляет себя напоказ...
«ОТБРОСИВ СКРОМНОСТЬ, Я ПОПРОБОВАЛА, ЧТО ЗНАЧИТ ИЗМЕНЯТЬ»
— Представляю, сколько мужчин хотели добиться вашего расположения, но вы, говорят, были для всех недоступной...
— Знаете, у меня такой щит: я настолько в себе, что не замечаю никаких знаков внимания. Может, потому и проглядела хорошего человека, предназначенного мне судьбой.
— Вы, помнится, говорили: «Я католичка, у меня в крови заложено: измена — грех»...
— Да, так я это воспринимала, но, повстречав мужчину, который потом стал моим вторым мужем, развода не ждала и, отбросив скромность, попробовала, что значит изменять. Потом, правда, подумала: «Надо скорее развестись!».
— Эдита Станиславовна, а что за история приключилась у вас с парнем-моделью, с которым вы познакомились где-то на юге?
— Ой, ну вы даете! Даже детали вспомнить уже не могу... На концерт в сочинский зал я всегда ходила по пляжу и как-то заметила, что за мной увязался молодой, красивый такой армянин. Раз проводил, второй, а на мне было мини-платье, и я почему-то решила, что он смотрит на ноги. «Ну и пускай», — мысль мелькнула.
— Какой армянин не любит красивых ног?!
— Потом он ко мне подошел. «Я в Ленинграде живу, — произнес, — дайте мне свой телефон: может, когда-нибудь кофе вместе попьем».
Эдита Пьеха — Дмитрию Гордону: «Я перед интервью обычно волнуюсь, но сейчас чувствую себя уютно — от вас веет такой теплотой...» Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
— Вы уже были не замужем?
— Нет, была еще женой Броневицкого. «Как интересно! — подумала. — Молодой ухажер»... Возомнила, одним словом... Когда вернулась домой, он позвонил и назначил свидание.
— Так вы ему и телефон дали?
— Ну да. Заранее договорились о конспирации: «Если не вы снимете трубку, я скажу, что меня зовут Марина». Короче, встречаемся мы с ним один раз — кофе где-то пьем, второй раз — опять кофе... Я уже теряюсь в догадках: «Что же он за мной не ухаживает?», и тут, наконец, молодой человек решился: «Скажите, пожалуйста, вы можете мне без очереди «волгу» достать?». Мне так смешно стало — хотелось громко расхохотаться. Там запутанная история — он вдобавок придумал, что работает манекенщиком... Это была такая глупость, тоже недоигранное какое-то детство, но ведь клюнула, поверила в то, что это мой воздыхатель. Поэтому, Дима, я такая недоверчивая и осторожная...
— «Вновь зима в лицо мне вьюгой дунула...
— ...и навстречу ветру я кричу: «Если я тебя придумала...». Кстати, благодаря этой песне (и не без влияния Кабалевского и Соловьева-Седого!) я получила на советской эстраде прописку. Меня ведь все чужеземкой считали, признавать не хотели.
— Если вы, конечно, не против, продолжим мужскую тему...
— (Смеется). Давайте...
— Высокопоставленные чиновники позволяли себе по отношению к вам какие-то сексуальные домогательства?
— (Строго). Только попробовали бы!
— Если не ошибаюсь, один боевой генерал все же рискнул...
— Рискнул? Да он меня просто преследовал! Это вообще что-то невероятное было: представляете, командующий 42-й армией в Афганистане...
— Не Борис ли Всеволодович Громов, случайно?
— Нет, Виктор — отчества не помню — Ермаков. После концерта перед воинами-афганцами, который я давала со своим коллективом, вдруг подъезжает к гостинице БТР. Я ничего не пойму, но война же...
— Красиво!
— Кто-то заходит: «К вам Виктор Ермаков — командующий». «Зачем он пожаловал?» — думаю, а как увидела глаза его масляные, сразу поняла: грядут неприятности! Похоже, отбиваться или драться придется, но тут ребята-музыканты, которые были моими негласными охранниками, будто что-то пронюхали и стучат в дверь: «Эдита Станиславовна, вам кофе принести или чай? У вас гости?». Я в ответ: «Думаю, это ненадолго», а Ермаков им: «Немедленно уходите!». Нет, каково, уже командовать начал!
Потом смотрю, приближается, пытается меня то ли обнять, то ли еще что. «Простите, — говорю, — вы, по-моему, в моем номере находитесь». Он как вскочит: «Мне ни одна женщина не отказывала». — «Значит, я буду первой», — отвечаю, а когда кто-то из ребят опять заглянул, показала генералу на дверь: «Ваша аудиенция подошла к концу!».
— Потрясающе!
— Он ретировался, а через некоторое время мы выступали, если не ошибаюсь, в Германии, и два моих музыканта то ли лишнего выпили, то ли что-то там натворили — словом, в неприятную попали историю. Я поинтересовалась у принимающей стороны: «Кто же тут главный?» — и услышала: «Ермаков!»...
— Без бэтээра?
— Без — уже зная, что эти игры со мной не пройдут, он все-таки оказал какую-то помощь.
— Зауважал!
— В следующий раз я столкнулась с ним в Ленинграде, когда собралась за грибами... Больше всего их на полигоне, но, чтобы туда попасть, нужно разрешение военных. Звоню в Дом офицеров: «Кто у вас Ленинградским округом командует?» — и слышу знакомое: «Виктор Ермаков». — «Боже ты мой, — говорю, — до каких пор это будет продолжаться?».
...Дима, это еще не все. Вскоре я захотела купить дачу. Искала-искала и, наконец, один дом приглянулся. «Вот этот, — показываю, — очень нравится». Мне одобрительно кивают: «Да, и район тут хороший — охраняется, потому что неподолеку живет Ермаков». Я сразу же на попятный: «Нет, все, ничего мне не надо!». Можно сказать, он повсюду меня преследовал...
P.S. За содействие в подготовке материала, тепло и внимание благодарим киевский ресторан «Централь».