В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Есть ли жизнь без печатного слова?

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 25 Декабря, 2009 00:00
Жизнь идет очень быстро, и сегодня народ не станет читать то, что ему директивно предписывают, а дорожит своим правом на выбор.
Виталий КОРОТИЧ
Когда-то бывший киевлянин - известный писатель Александр Борщаговский рассказал мне о своем конфузе. Он купил в Москве экстремистскую, почти фашистского толка газетку, чтобы добавить материала к своим разоблачительным сочинениям, и заодно пристыдил продавца - что же он, мол, торгует таким безобразием. «А мне-то что, - ответил продавец. - Я этой газеты не читаю, а покупаете ее для чтения как раз вы...». В общем, профессии производителя, распространителя и потребителя печатных текстов не тождественны. У каждого свои проблемы и собственные задачи. Кстати, если продавцы книг изменились, то в первую очередь качественно, а не количественно. Потребители же печатного слова изменяются более кардинально. Но об этом чуть позже...

Однажды я упоминал о самодеятельном опросе, проведенном мною среди торговцев книгами. Оказалось, что большинство из них не могут мне ничего посоветовать по поводу выбора произведений для чтения, так как не читали ничего из выставленного на продажу. Проблема это не только моя - я не раз видел «любителей что-нибудь почитать» (преимущественно не очень юных), задумчиво тычущихся в открытые по нынешней моде книжные раскладки. Книги во многих случаях стали товаром, как почти все в окружающей жизни. Столь же растерянных покупателей я видел в супермаркетах, где они пытались выяснить сравнительное качество вин и горилок. «Купите и попробуйте, я только продаю».

Подобные наблюдения я вел в разных местах, включая киевскую Петровку, и везде результаты были тождественны. Как торговцы рыбными деликатесами и осетровой икрой или продавцы лошадиного корма не всегда знают свои товары на вкус, так и люди, обложенные горами книг, не обязательно рвутся взойти на их бумажные вершины. Читать стали меньше, и знание о книгах сузилось у очень многих. Мне довелось минувшим летом общаться с абитуриентами киевского университета, которые на экзамене по литературе больше всего боялись вопросов по конкретным книгам, которых они в руках не держали.

Времена меняются - причем не только в наших календарях. Одна из самых авторитетных американских ассоциаций, исследующих положение литературы и искусства в обществе, недавно опубликовала свой аналитический обзор, из которого выяснилось, что в Штатах процесс был постепенным. В начале его, примерно с 1982 по 2002 год, попросту стали меньше читать. В 2003 году выяснилось, что около половины взрослых американцев не читали ничего - не то чтобы книг, а вообще ничего - за весь прошлый год. Аналитики встревожились, сочтя этот процесс показателем упадка грамотности в обществе.

В начале 2009 года подобное исследование провели снова, и выяснилось, что процесс пошел в обратном направлении, впервые с 1982 года количество людей, осиливших в течение года, по крайней мере, один роман или рассказ, стихотворение или пьесу, возросло. Причем отмечены были случаи интереса к несомненной национальной классике вроде твеновского «Приключения Тома Сойера» или «Великого Гэтсби» Фицджеральда. Но в основном чтение стало иным: молодежь по преимуществу листает интернет, а так называемая «средняя публика» налегает на «чего попроще», вершиной такого изыска остаются «Гарри Поттер» или сочинения Стивена Кинга, но никак не Фолкнер с Уитменом.

Жизнь идет очень быстро, и сегодня народ не станет читать то, что ему директивно предписывают, а дорожит своим правом на выбор.

Спасибо, что читаете «Бульвар Гордона»!



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось