Юрий ЛЮБИМОВ: «Недалеко от Таганки меня по ошибке избило ворье — спутали с одним типом и отметелили как сообщника. Открыв дверь, мама упала от ужаса в обморок: голову раскроили, два зуба выбили...»
...Врагам убить Таганку не удалось, но в 92-м чудовищный удар под дых ей нанесли «друзья». Самое обидное, что бунт, стремительный и беспощадный, подняли ученики, чьи имена Любимов зажег на театральном небосклоне, с кем нянчился, за кого грудью вставал... Когда главрежа отчитывали за чрезмерное пристрастие его актеров к алкоголю, он напускал на себя вид закоренелого бюрократа: «Что вы, у нас все в порядке - они давно лечатся!». Более того, в свой отпуск Юрий Петрович ездил за границу ставить спектакли, а из заработанного артистам доплачивал...
Молодого провинциала Николая Губенко он не только взял в театр, но и приблизил - будущий министр культуры разваливающегося Союза немало времени провел в доме мамы Юрия Петровича на Фрунзенской набережной. Это уже потом Губенко оперился, приобрел чиновничью мертвую хватку и однажды, ухмыляясь, заявил со сцены 75-летнему мэтру: «Мы вас очень любили... раньше, а теперь, извините, ненавидим!». За этим последовал раздел недвижимости, уход части труппы...
Любимов все пережил и свое детище возродил. Набрал новых учеников, репетировал с ними по 10 часов кряду и выдавал по две-три премьеры в сезон. Что им движет? Отнюдь не желание что-то кому-нибудь доказать. Мир давно признал в нем великого реформатора, хотя сам Юрий Петрович иронично называет себя диктатором, оперуполномоченным (поскольку поставил три десятка опер) и просто пещерным человеком. Он осыпан самыми престижными наградами и по горло сыт лицемерными комплиментами: не случайно же, когда в прошлом году его спектакль «Антигона» - впервые за 13 лет существования российской театральной премии «Золотая маска»! - попытались на нее номинировать, мэтр прислал в оргкомитет убийственно вежливый самоотвод: мол, поздно мне с кем-то соревноваться...
В 90 лет у него остался лишь один равный по силам соперник - время.
«МНЕ ДОВЕЛОСЬ ХОРОНИТЬ ЛЕНИНА»
- Ну, Юрий Петрович, я вам завидую: 93-й пошел год, а глаза совершенно молодые, задорные. Как это вам удается - тут по улицам с тухлым взглядом 30-40-летние ходят...
- Даже моложе (смеется), но это уже вопрос не ко мне - с ним надо туда (показывает пальцем вверх) обращаться и к предкам.
Юрий Любимов начинал как артист. «Имел все: много играл, был заслуженным, лауреатом...» |
- Это правда, что ваша мама - цыганка?
- Наполовину: родилась в семье русской учительницы и цыгана, но не кочевого - оседлого. Дед мой не очень богат был, но выезд лошадей имел - а как же иначе, какой ром без лошадей? Дед по отцовской линии был крепостным мужиком из-под Ярославля, на своем горбу хорошее хозяйство поднял, все у него было, но в 86 лет его раскулачили. Когда пришли комбедовцы, он счел их - и, в общем-то, справедливо! - бандитами: схватил коромысло и давай с ними драться, только с такими бугаями в его возрасте разве справишься? Выкинули из дома на снег без зазрения совести - спасибо, соседи на дорогу до Москвы сбросились.
Я мальчишкой совсем - в разгар коллективизации мне было лет 10-11 - на вокзале его встречал (при нем были мешочки какие-то - все, что удалось наскрести). Мы с бабкой - малый и старая - его привезли, потому что все взрослые в семье сидели: отец, мама, тетя... Упекли их не по политической статье - деньги, так сказать, выбивали, но отец не поддавался: видно, характером в деда пошел. Тот был старовер, мужик-кремень - может, оттуда мне гены крепкие и достались.
- Вы о коллективизации заговорили, а ведь сейчас растет поколение, которое ни Ленина уже не знает, ни Сталина...
- И слава Богу, а вот мне, как я с улыбкой всегда говорю, Ленина довелось хоронить.
- Творчеством?
- Нет, Дмитрий, лично: я был на Красной площади в январе 1924 года - в день его похорон. Меня туда приволок старший брат, который давно уже на том свете. Милейшим он был человеком и очень добрым: в войну собирал детей, чтобы как-то их прокормить, не убежал, когда немцы вплотную к Москве приблизились. Потом его даже судить собирались за то, что хотел якобы с врагами остаться.
Брат придерживался передовых убеждений, поэтому папе иногда говорил: «Правильно вас сажают, отсталый вы тип», за что получал крепкую оплеуху и летел под письменный стол. После чего поднимался и гордо уходил, а я за ним. Папа - а он был очень властным - выносил вдогонку вердикт: «Младшего простить, а старший, пока не принесет извинения, чтобы порога не переступил».
- Юрий Петрович, а со Сталиным вы встречались?
- Видел его в 41-м на станции метро «Маяковская», где проходило торжественное собрание по случаю ноябрьского праздника. Присутствовал там в качестве солиста Ансамбля песни и пляски НКВД, и гляньте: вот тут, на стене моего кабинета, кинорежиссер Сергей Юткевич написал: «Не зря мы плясали с тобой восемь лет в органах».
- Потрясающе!
- Эту надпись и президент Путин отметил, когда нанес мне визит.
- Я вижу, он тоже оставил след... «Ни времени, ни пространства, один восторг - это Таганка! В. Путин»...
- Сперва он покосился на автограф Березовского (Борис Абрамович его очень высоко оставил). Путин спросил: «Как же он туда залез?». - «Да вот, - отвечаю, - на спинку скамьи встал». Владимир Владимирович засмеялся: «Ну что тут сказать? Характер такой у человека».
...Год назад я был приглашен Путиным в Грановитую палату.
- На прием?
- На обед в честь моей хорошей знакомой - действующего финского президента, и там прослойка была такая: служивых в штатском. Чувствую: справа, слева посматривают, чтобы все было тихо, спокойно. Посмотрел я на этих ребят и «раскололся»: «А знаете, я ведь уже тут обедал - то есть был сюда приглашен...».
За свою жизнь Юрий Петрович был знаком со многими вождями. «Хоронил Ленина», встречался со Сталиным, общался с Хрущевым, Брежневым, Андроповым, Горбачевым... С Владимиром Путиным |
- Да, «...товарищ Сталин вон там сидел», - и показал где. Они сразу прониклись таким уважением...
- К вождю или к вам?
- Ко мне - за одну жизнь умудрился дважды войти в одну реку: и тогда посидеть на обеде а Кремле, и сейчас...
- Кстати, а почему в спектакле по Солженицыну «Шарашка» Сталина вы играете без грима?
- Я сознательно на это пошел, поскольку выхожу на сцену и как Сталин, и как Солженицын - так спектакль задуман.
- Что вообще вы о Сталине думаете?
- Примерно то же, что и Александр Исаевич, даже еще хуже.
- Злым он был человеком?
- Закомплексованным, поэтому невропатолог Бехтерев, который поставил ему диагноз, поплатился за это жизнью. Сталинские прихвостни в порыве страстной любви к Кобе хотели, чтобы его освидетельствовали и подтвердили: вождь абсолютно здоров, а доктор сказал: «Развивается паранойя» - и вечером умер в ложе Большого театра. Ему принесли кофе и сладкое, которые он очень любил, - смерть была сладкой и быстрой.
- Хорошо хоть без пыток...
- Да (соглашается), повезло...
«Я С СОДРОГАНИЕМ ВСПОМИНАЮ СТРАШНЫЕ ПИСЬМА МЕЙЕРХОЛЬДА МОЛОТОВУ ИЗ ЗАСТЕНКОВ»
- Провожая меня на это интервью, мой друг Роман Григорьевич Виктюк вспомнил, как вы ему сказали: «Нас с тобой, Рома, двое осталось»...
- Вот выдумщик! (Улыбается). Вы Рому не слушайте, никогда я такого не говорил. Вы же его повадки знаете! Роман смотрел у нас какой-то спектакль, и потом мы с ним... Ну, в общем...
- На самом деле, ссылка на Виктюка - это всего лишь мостик к следующему вопросу. Когда-то на вас обратил внимание великий режиссер Мейерхольд - как это произошло?
- Да очень просто. В «Человеке с ружьем» - бессмертной пьесе Погодина - я играл юнкера, которого убивают, а поскольку была у меня еще и роль Пятницы, занимался гимнастикой, вертел сальто - и заднее, и переднее. Сейчас этого, конечно, не скажешь, а тогда любил иногда блеснуть, особенно перед дамами. Говоришь, говоришь, а потом хоп! - сальто назад.
- Представляю, сколько дам падало от такой резвости на пол без чувств...
- (Смеется). Просто назад легче. Чтобы фронтфлип - сальто вперед - выполнить, надо основательно разбегаться, а назад можно прыгнуть и с места.
Мейерхольд сказал: «Этот молодой человек хорошо двигается», и Рубен Николаевич Симонов - шеф Вахтанговского театра - немедленно меня позвал: «Юра, Юра, иди скорее сюда. Знаешь, вот господин...».
(Пауза). Так, подождите, где он? Куда Мейерхольда дели? А, вот (достает с боковой полки бюстик) - с характерным таким носом. Ваш фотограф запечатлеет его, да?
- Ну конечно!
«Шарашка» по роману Александра Солженицына «В круге первом», где Любимов играл Сталина без грима, много лет была одним из репертуарных хитов Таганки |
- «Молодой человек, - изрек мэтр, - учтите, что движение столь же выразительно, как и слово». Потом подумал, носом своим повертел и добавил: «А может, и больше». Видите, мне это запомнилось...
- Бюстик Мейерхольда в кабинете - это духовная связь с ним и его современниками?
- Понимаете, мой старый друг Николай Робертович Эрдман (у него с Михаилом Давыдовичем Вольпиным был тандем замечательный, хотя пьесы он, очевидно, писал отдельно) видел много спектаклей Мейерхольда, а я - только «Даму с камелиями» и «Ревизора». Остальное помню весьма смутно - я был тогда не режиссером, а актером, причем начинающим, - так вот, Эрдман сказал, что мои спектакли скроены иначе и репертуар у меня другой, а лицо театра определяется именно репертуаром.
...Мы вот о Бехтереве говорили... Конечно, ему гораздо больше, чем Всеволоду Эмильевичу, повезло - я с содроганием вспоминаю страшные письма Мейерхольда из застенков...
Ужас, а ведь он верой и правдой служил... Как умилился Сталин, когда девочка с букетом пробежала через Красную площадь - от ГУМа к Мавзолею - и бросилась ему на шею... Она протянула вождю цветы, а тот угощал ее конфэтами, но ни один холуй, никто из стоявших рядом стервецов не сказал Иосифу Виссарионовичу, что в тюрьме погибает человек, который это придумал.
- Идея разве принадлежала Мейерхольду?
- Да, он выполнял задание государственной важности: Сталин как-то заметил, что ему, видите ли, на этих мероприятиях скучно...
...Удивительно, но в жизни все повторяется. Екатерина Алексеевна Фурцева - (эта симпатичная дама была министром культуры СССР) тоже однажды меня вызвала: «Вот вам поручение - отметить столетие Ленина». Тогда началось какое-то состязание в безумии: одни выпустили к замечательной дате торт «Ленин», другие - баночки икры: съедаешь содержимое и видишь на дне портрет вождя. Ха-ха-ха!
- Какой, однако, маразм!
- Полный! Потом за этот полет фантазии многих прорабатывали, кому-то влепили выговоры, и вот мне предложили внести свой вклад во всеобщее ликование, что-то такое создать... Худруком музыкальным был назначен Дмитрий Дмитриевич Шостакович, и тем же вечером, после работы, я побежал к Николаю Робертовичу Эрдману - замечательному, необыкновенному... Вот, кстати, его лампа... Видите, как я рассказываю - опираясь на вещественные доказательства!
- И что он сказал?
- «Юра, вы что, самоубийца? Если откажетесь, вас выгонят, а театр закроют». Вот я и стал что-то делать, но мою лавочку они потом все равно закрыли (смеется).
Впрочем, я о Мейерхольде, которого били, уничтожали... Перечитайте его письма к Молотову - они просто душераздирающие. Только изверги могли так поступить, но ведь с ними нельзя играть. Увы, и Всеволод Эмильевич этого не чурался, и Бабель играл, а я - нет, никогда!
«У МЕНЯ БОГАТАЯ БИОГРАФИЯ - ПОЭТОМУ И МОГУ С АРТИСТАМИ УПРАВЛЯТЬСЯ»
- Было бы интересно спросить у Молотова, что ощущал он, когда читал эти письма... Вы с Вячеславом Михайловичем были знакомы?
- Нет, знал только, что товарищи по руководству страной называли его - дамы, простите! - Каменная Жопа и Господин «Нет». Он, между прочим, тут, на Таганке, был - смотрел «10 дней, которые потрясли мир» и Николай Дупак, директор театра, сопровождал его даже в буфет. Молотов пил ситро, а я стоял рядышком, поэтому все со стороны видел. «Над чем работаете?» - поинтересовался высокий гость у директора. Дупак вытянулся во фрунт: «Сейчас мы работаем... Спектакль называется «На все вопросы отвечает Ленин». Молотов хмыкнул: «На все вопросы даже Иисус Христос ответить не мог».
Ой, вспомнил (смеется)... Однажды мы с Павлом Кадочниковым снимались в каком-то морском фильме на подводной лодке, и когда выпили с офицерами под водой, - ну как же без этого! - капитан с восторгом поведал, как их Молотов посетил. «Видите вмятину на перископе? - спросил. - Команда была выстроена, он начал знакомство с личным составом и с ходу вдруг лбом - бабах! - так ударился, что все загудело. Но не дрогнул! Не дрогнул, дальше пошел».
- Где каменная жопа, там и лоб, видимо, из того же материала...
- Ну кто его знает (смеется) - он уже на том свете, Бог с ним. Я вам просто факты рассказываю...
- 23 апреля 64-го года - Боже, сколько прошло лет! - премьерой спектакля «Добрый человек из Сезуана» открылся Театр на Таганке, который возглавили вы. Его не зря называли островком свободы в несвободной стране...
- Так до сих пор говорят! Иногда даже чиновники, принимая меня по делам, вспоминают: «Как же, как же... Островок свободы...» и почему-то добавляют: «Садитесь!».
Бруно Фрейндлих и Юрий Любимов в фильме «Каин XVIII», 1963 год |
- Да-да, а у меня со словом «садитесь» несколько другие связаны ассоциации. Молодые - они не понимают: смотрят и улыбаются.
- В то время вас называли диссидентом, но вы принадлежность к инакомыслящим всячески отрицали...
- Как правило, мне навешивали два ярлыка: Таганка, мол, политический театр, антисоветчина, а я, следовательно, диссидент.
- Но это был политический театр, признайтесь?
- Ни в коем случае!
- Форма протеста?
- Честно говоря, дело в другом - мне надоело быть артистом, и в 45 лет я переменил профессию, а это серьезная акция, не просто так. Я ведь не являлся каким-то затертым лицедеем, имел все: много играл, был заслуженным, лауреатом...
- ...Сталинской премии, на минуточку. Медалька, кстати, у вас сохранилась?
- Нет - когда потом эта премия Государственной стала, поменял, и зря. Заставили сдать, а я, дурак, покорно отнес. Надо было припрятать, сказать: «Потерял!».
- На ней был изображен Сталин?
- Ну конечно - все как положено, а удостоверение было такое, что милиция под козырек брала... Случалось, нарушишь правила, права туда вкладываешь и даешь постовому, а он руки по швам: «Товарищ! Такой документ... Сам подписал?». А вот как раз и не сам...
- За что вы такой премии удостоились?
- За роль Тятина в «Егоре Булычове». Вообще-то сначала за роль Олега Кошевого выдвинули - Фадеев, бедный, очень меня в ней одобрял, но в это время товарищ Сталин спектакль разгромил, и тогда все это отменилось.
Потом меня снова представили - художники Кукрыниксы: посмотрели «Егора Булычова», которого возобновлял Захава, - Щукина (легендарного исполнителя роли Ленина. - Д. Г.) уже не было... Борис Васильевич скончался аккурат перед тем, как я отправился в армию. Хотел со мною пойти в военкомат, чтобы меня оставили, - и в эту ночь умер, а у меня были уже две повестки - вот и загремел. Не скажу, что очень расстроился - молодой тогда был... Призывная комиссия спрашивает: «Куда хочешь?». Я смело: «Во флот!», а меня - раз! - и почему-то в конвойные войска.
- Ну надо же!
- Школу я там прошел довольно суровую, муштровали нас - будь здоров, а до этого учился в ФЗУ на монтера, потому что папа лишенцем был и с такой родословной даже в 10 класс не брали. Что вы, у меня богатая биография - поэтому и могу с артистами управляться.
- С таким интеллигентным лицом что вы делали в ФЗУ?
- Ну вот, окончил училище рядом, на улице Коммунистической. Все вокруг Таганки почему-то ошивался - тут меня и ворье как-то по ошибке избило. Я-то ничего не воровал, а они спутали с одним типом и отметелили как сообщника. Никто из прохожих, конечно, не заступился: шли мимо и не обращали внимания... Повезло еще, что отбился, ушел от них: вскочил в один трамвай, пересел на другой... Мама, когда дверь открыла, в обморок упала от ужаса: они мне голову раскроили, два зуба выбили... Ну что вы - эти ребята били серьезно.
«РАЗА ДВА ИЛИ ТРИ МЕНЯ НА РАБОТУ БРЕЖНЕВ УСТРАИВАЛ»
- Итак, Юрий Петрович, ни антисоветчиком, ни диссидентом вы не были?
- Это пришитые все ярлыки - я просто отстаивал свое дело.
- Любили, выходит, советский строй?
- Что вы, ну как я его мог любить с такой биографией? Деда из дома выкинули, мать посадили... Она рыбинская, и ее сразу отправили - у них был такой метод - в Рыбинск. Мы, дети, остались одни: старший брат, я и маленькая сестра. Втроем заседали, решали, кому к маме ехать, - видите (улыбается), в России все на троих. Я брату сказал: «Тебе нельзя, они тебя могут взять» - и отправился в путь. Собрали мне кое-что: сальца, сухарей...
- Страшно теперь вспоминать?
Любимов — летчик Лярошель в киносказке «Беспокойное хозяйство», 1946 год |
- Досадно... И довольно противно...
- Вы однажды заметили: «Будь я на месте начальства, непременно Любимова бы посадил. Наверное, спас Андропов»...
- Не только - меня, например, раза два или три на работу Брежнев устраивал.
- ???
- Периодически отсюда меня выгоняли, но друзей было много, и среди них водились даже, как сейчас говорят, спичрайтеры - те, которые речи генсеку писали. Они-то как раз и старались слово замолвить... Ой, Екатерина Алексеевна Фурцева произнесла как-то замечательную фразу. «Ну что вам неймется? - она любила так хлопать ручкой. - Мы вас заметили? Заметили! Теперь делайте, что нам надо, и все будет у вас хорошо. Ну?!».
- И действительно - чего упрямиться? Делайте!..
- Вот, а я никак на эти милые увещевания не поддавался.
- Совесть не позволяла или отношение к своей профессии?
- Насчет совести промолчу - не хочу лезть в эти дебри, ну а теперь представьте: я сделал вещь - скажем, портрет. Только кисть отложил, а они говорят: нос укоротить, прическу подправить, бантик снять - это лишнее. Я в штыки: «Почему вы мою работу корежите? Ничего не буду менять!». Я за спектакли сражался - вот и все, а неумолимая цензура делала выводы...
- Сильно натерпелись от нее в советское время?
- Ну конечно, но об этом не столько я говорил, сколько другие. Иногда друзья даже выплескивали негодование на начальство: «Вы ему тут комплименты сыплете, поздравляете, орден вручаете, а зачем с ним такое выделываете?». И такое бывало... У меня же хорошие были друзья, все очень талантливые: Альфред Гарриевич Шнитке, Эдисон Денисов, Софья Губайдуллина, сейчас Владимир Мартынов - это лучшее, что есть.
- Да уж кого ни возьми: что художник Давид Боровский...
- ...что Джордж Стрелер, и потом, какие у нас тут писатели были, какие поэты? Лучшие: Трифонов, Можаев, Абрамов... Я делал свободные композиции, с первых дней шел путем поэтического театра - иначе просто невозможно было поднять эти пласты нашей культуры: ОБЭРИУты, Серебряный век.
«ПОСЛЕ СМЕРТИ ВЫСОЦКОГО Я ПОЗВОНИЛ АНДРОПОВУ: «ВАШИ ТОВАРИЩИ НЕ ПОНИМАЮТ, КОГО ПОТЕРЯЛИ»
- У вас, я читал, были особые отношения с Андроповым - это правда, что он даже вас обнимал?
- Один раз... Я же детей его в театр не принял - сына и дочь: они после десятилетки пришли - очень к нам на Таганку хотели...
- И что, бесталанными оказались?
- Ну почему - симпатичными: дочка даже на фортепиано играла. Что-то прочли - басню какую-то выучили, отрывок: как всегда в таких случаях, но я посоветовал им: «Надо сперва институт окончить»...
С Мариной Ладыниной в картине «Кубанские казаки», 1949 год |
- А вы были в курсе, чьи это дети?
- Даже не догадывался.
- Хм, а если бы знали?
- Все то же сказал бы. Андропов расчувствовался: «Спасибо большое, вы моих детей спасли!» - и обнял. Тут я, конечно, не удержался, спросил: «За что?». - «Как?! - он ответил. - Ни мать, ни я не могли на них повлиять. Вы знали, что это мои дети?». - «Нет». - «А зачем же на них час потеряли?». (Видите, какое мышление было). Я: «Жалко мне их стало - вот и уговаривал поступить сначала в университет. Если, обнадежил, так уж вам невмоготу, потом к этому разговору вернемся...». Они были наслышаны, что иногда я принимаю без театрального образования - на всякий случай смотрю: а вдруг талант!
- Признайтесь, покровительством Андропова вы когда-нибудь пользовались?
- Ни разу - только позвонил ему, когда умер Владимир Высоцкий. «Вы недооцениваете его, - сказал, - тут может быть Ходынка, а я заинтересован, чтобы ее не было».
- Что он ответил?
- Юрий Владимирович предельно был лаконичен: «Ну что ж, в этом вопросе я помогу. Пришлю генерала - он вам представится и будет сопровождать». И действительно, человек от него появился, но тон у Андропова был довольно сердитый. Я сказал что-то вроде: «Ваши товарищи не понимают, кого потеряли», а он: «Вы преувеличиваете». - «Нет, - не унимался я, - скорее, вы недооцениваете: я-то в этом разбираюсь». Он не стал спорить: «Ну хорошо, хорошо... Ладно! Пока я с вами разговариваю как товарищ»...
- Пока?
- Да, это цитата точная.
- Юрий Петрович, вы наверняка знаете, что среди прогрессивной интеллигенции существовала группа людей, которые рассуждали примерно так: «Подумаешь, Евтушенко, Любимов - это они-то гонимые? Ездят спокойненько за границу, все им дозволено...».
- За границу, мой дорогой, я не по своей прихоти ездил - меня посылали, и в этом принципиальная разница. Посылали, и я привозил деньги, как крепостной мужик, а когда там (показывает пальцем вверх) полоскали, на меня во-о-от такое пухлое дело лежало. (Перелистывает воображаемые страницы). «И правильно вас наказали! Вы это говорили?». - «Говорил». - «Еще мало всыпали!».
- Где это с вами так разговаривали? В Комитете госбезопасности?
- Берите выше - песочил меня лично член Политбюро наш московский вождь Гришин (в прошлом - помощник машиниста).
- Тонкий, очевидно, знаток театрального искусства!
- Н-да... Положил перед собой мое дело и начал читать нотацию. Час прошел, два, а ему хоть бы хны. Я поразился: «Делать ему, что ли, нечего? Хоть бы в туалет, что ли, уже пошел». Видимо, было сказано: «Надо его так проработать, чтобы он, наконец, понял».
- Не испугались?
- Очень устал, а напугать меня трудно: я все-таки прошел две войны, умел даже «коктейль Молотова» бросать правильно, чтобы танк вспыхнул... Надо ведь чуть подождать, пока он пройдет, и кинуть в зад.
- Для начала надо под танком спрятаться...
- Ну да - для этого ты, собственно, ров роешь...
- И все равно, когда железная махина на тебя прет, думаю, страшно...
- Еще бы - ты знаешь, что танк может на одной гусенице крутануться и в лепешку тебя расплющить... Я это к тому говорю, что людей, которые много чего на своем веку повидали и смерти не раз и не два смотрели в глаза, запугать практически невозможно.
«ПОКОЙНЫЙ ЗИНОВЬЕВ НАЗЫВАЛ ТАГАНКУ «КОРОЛЕВСКИМ ТЕАТРОМ НА ЕБАНКЕ»
- Вы тем не менее сталкивались с тем, что недоброжелатели злословили: «Наверное, он с КГБ связан, с органами сотрудничает»?
- Много чего говорили, покойный Зиновьев даже называл Таганку - извините! - «королевским театром на Ебанке», мол, все они там служат, и для показухи чего-то им не разрешают... Пусть болтают, мне это безразлично...
- Художник и власть существуют всегда параллельно, это непересекающиеся миры, но власть так и норовит набросить на творческую личность узду, захомутать ее. Вы для себя уяснили, как эти отношения выстроить правильно?
- Честно говоря, нет, хотя случаи были конкретные. На эту тему со мной и Андропов беседовал, причем довольно долго...
Дмитрий Гордон беседует с Юрием Петровичем в его историческом кабинете на фоне знаменитой «музейной» стены, испещренной автографами выдающихся современников |
- У себя на Лубянке?
- На Старой площади - он был тогда уже секретарем ЦК КПСС, правда, еще не генеральным. Опять-таки устроили мне аудиенцию люди, которые доклады ему писали, его команда, потому что дела у меня были плохи, опять мне что-то грозило. Вспомнил! Именно в тот визит он меня обнял - значит, хотел принять очень радушно, а потом плавно съехал на тему: «Вы по своей профессии хотите работать? Тогда должны какие-то вещи понять. Знаете, что случилось с Компартией в Индонезии?». Помните, Дмитрий, был момент - там вырезали коммунистов?
- Конечно...
- «Вы все-таки сознательный человек и понимаете... У нас коммунистический строй, значит...» - и пошла старая побасенка... Как говорил дорогой Леонид Ильич (копирует Брежнева): «Не надо раскачивать лодку - доплывем, доплывем!». Такой это был разговор - надо признать, вполне миролюбивый...
- Своеобразный торг: ты - нам, мы - тебе...
- Как это потом аукнулось? Вот, бывало, вызовут те, кто непосредственно мной командует: или Министерство культуры, или Московское управление... Кстати, президент Путин, когда мы последний раз говорили с ним о казусах жизни, спросил недоверчиво: «А кто вами руководит?». Я в ответ: «Управа». Он удивился: «Какая?». - «Городское управление культуры, поскольку принадлежу я Москве». Путин улыбнулся: «Интересно, как же управлять вами?» - с таким подтекстом, что это, мол, невозможно. Тем не менее управа продолжает спускать сюда ценные указания...
...Когда Андропов пришел к власти, его помощник мне позвонил и сказал: «Юрий Владимирович хочет с вами побеседовать о роли и цели искусства», но потом он стал сильно болеть... Мой брат тогда лежал в «кремлевке» - как-то прихожу, а он спрашивает: «Ну что, плохи твои дела?». Я кивнул, но такой осведомленности удивился, потому что в свои проблемы его не посвящал - не хотел огорчать. «С чего ты это взял?» - поинтересовался, а брат показал на отдельный особняк в кунцевской больнице, известной как ЦКБ: «Там твой хозяин. Утром на два часа уезжает, а потом привозят его, вечером отлучится на час - и снова сюда». Разумеется, я все понял...
- Почему брат назвал Андропова «твой хозяин»?
- Ну как - тот вроде генсеком уже был...
- Когда Юрий Владимирович скончался, к власти в СССР пришел Черненко...
- Он почему-то сразу - в 84-м году! - подписал указ, лишивший меня советского гражданства.
- И вы остались в Великобритании?
- А что было делать?
- Вас насильно лишили гражданства или вы сами об этом попросили?
- Ничего я не просил. К чести англичан, они предложили мне паспорт - что редко бывает! - в тот же день, когда это случилось.
- Почему же вас так демонстративно выбросили из страны?
- Понимаете, я дал интервью в «Таймс», которое очень советским властям не понравилось, и они потребовали, чтобы я бросил работу и в течение 24 часов вернулся домой. Я понимал, что это значит, а у меня сын Петр был маленький... Сейчас-то он, слава Богу, человек взрослый, образованный, говорит на пяти языках, а тогда нужно было его еще вырастить...
- Что крамольного вы в том интервью наговорили?
- Я не считал, что сжигаю мосты... В это время советские ПВО сбили корейский «Боинг» с двумя сотнями пассажиров на борту, и англичане меня спросили, как я к этому отношусь.
- И что вы ответили?
- Что думал! «Вы же видите, - сказал, - по телевизору, как плачут родственники погибших пассажиров, которые ждали их в аэропорту...».
- Вы отдавали себе отчет в том, что говорите?
- Естественно - я же не пьяный был...
- ...и понимали, что по головке за это вас не погладят?
- Это не умышленно вышло - просто был перерыв в репетиции, а тут корреспондент... Среди вопросов, которые он задавал, был и о сбитом самолете. Надо сказать, через день он пришел снова: «Мы никогда этого не делаем, но главный редактор поручил спросить: не хотите ли что-то смягчить?». Я лишь плечами пожал: «Ничего, что нужно смягчать, не вижу. Вы спрашивали - я отвечал: зачем мне вам лгать, по какой причине?».
Киев - Москва - Киев
(Окончание в следующем номере)
Докладная («в порядке информации») министра культуры СССР Петра Демичева в ЦК КПСС, в которой рассматривается поведение режиссера Любимова, «задавшегося целью утвердить себя (особенно за рубежом) в качестве лидера альтернативного театра и некоего особого направления в искусстве» |
Летопись советской эпохи... |