Чужой среди своих
В истории постсоветской России трудно найти политика, которого так ненавидел и ненавидит собственный народ. По сути, Егор Тимурович находился у власти всего 10 месяцев (с июня по декабрь 1992 года - исполняющий обязанности премьер-министра, с сентября 1993-го по январь 1994-го - первый вице-премьер), но этого хватило, чтобы в массовом сознании имя Гайдара намертво срослось с «крахом экономики», «грабительской приватизацией» и «потерей банковских сбережений».
Молодому политику (Егору Тимуровичу было всего 36), возглавившему один из ключевых постов в разваливающейся стране, стоявшей на пороге гражданской войны и массового голода, вменялось в вину все: от развала Советского Союза до расцвета криминального капитализма. При этом лишь специалисты прекрасно понимали, что к радикальным, даже жестоким реформам, названным впоследствии «шоковой терапией», Гайдара вынудило катастрофическое состояние экономики СССР конца 80-х и России начала 90-х.
Предельно низкие цены на нефть (экспорт которой составлял львиную долю дохода советского бюджета), попытка Горбачева перестроить политическую систему Советского Союза и выход республик из СССР не только развалили торгово-денежную систему, но и сделали государство абсолютным банкротом. В буквальном смысле. В стране не было ни копейки не то что на содержание бюджетных организаций и чиновничьего аппарата, а хотя бы на закупку основных продуктов для населения. В считанные дни полки магазинов опустели не только в провинции, но и в Москве. Почти во всех республиках ввели талоны на покупку продовольствия и так называемых товаров длительного потребления. Термин «достать» стал применяться уже даже к молоку с сосисками, и повсюду стояли километровые очереди.
Именно в это время Борис Ельцин объявил о начале полномасштабных экономических изменений и настоятельно пригласил возглавить правительство молодых реформаторов во главе с Егором Гайдаром. Вообще-то, тихий интеллигент Гайдар оказался единственным специалистом, который согласился вывести страну из кризиса. Никто из власть имущих не захотел взять на себя такую ответственность.
Благодаря гайдаровской «шоковой терапии» страну, лежавшую в руинах, удалось реанимировать: началась свободная торговля и приватизация, в магазинах появились товары, была легализована частная собственность, появилась настоящая свобода выбора, сегодня благополучно умерщвленная путинским режимом.
У этих положительных изменений присутствовала и обратная сторона: гиперинфляция (в январе 1992 года цены сразу взвинтились в пять-шесть раз), сбережения граждан окончательно обесценились, очереди в магазинах исчезли из-за страшной дороговизны. Большинство населения не было готово к тому, что за становление рыночной экономики придется платить ценой собственного обнищания. В сознании обывателей «лихие 90-е» прочно ассоциируются с «Гайдаром и его командой».
Людей раздражал этот невозмутимо вещающий с телеэкранов человек с непривычно грамотной и богатой специфическими терминами речью. С оппонентами Егор Тимурович в полемику предпочитал не вступать, не раз повторяя, что «история все расставит по своим местам». С юмором относился к прозвищу Железный Винни-Пух, которое получил за внешность и непреклонную волю. «Наше правительство - как картошка, - шутил Гайдар, - если зимой не съедят, то весной посадят».
С начала экономических реформ прошло уже чуть меньше 20 лет. Гайдар окончательно покинул публичную политику лишь недавно, однако российские власти до последнего обращались к Егору Тимуровичу за экономическо-финансовой консультацией.
«Вас ненавидит вся страна, - не раз говорили Гайдару журналисты, - вас пытались убить (три года назад Егора Тимуровича госпитализировали в одну из ирландских больниц с симптомами тяжелого отравления. Друг и соратник Анатолий Чубайс связал отравление Гайдара с расстрелом российской журналистки Анны Политковской и отравлением в Англии бывшего подполковника госбезопасности России Александра Литвиненко. - Прим. авт.), при этом вы продолжаете активно помогать нынешнему российскому политаппарату. Для чего?». - «Ненависть народа не стала для меня неожиданностью, - отвечал Егор Тимурович. - В 91-м году никто не хотел браться за экономику, потому что надо было разбираться с последствиями государственного банкротства. Я прекрасно понимал, что за это спасибо не скажут. Простые люди и не обязаны понимать, что пертурбации начала 90-х - это не потому, что Гайдар пришел, а потому, что Союз разрушился и с этим пришлось что-то делать. Я действительно активно консультирую нынешних российских политиков. И делаю это не для власти, а, уж извините за громкие слова, для страны. Потому что однажды сам пережил крах собственного государства и вынужден был с этим разбираться. Мне не нужно спасибо, мне нужно, чтобы чиновники еще раз что-нибудь подобное не устроили».
Егор Гайдар был внуком знаменитых советских писателей Аркадия Гайдара («Тимур и его команда», «Бумбараш») и Павла Бажова («Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка»), а его отец - Тимур Аркадьевич Гайдар являлся единственным в истории журналистом, которому присвоили звание контр-адмирала (военные корреспонденты тех лет не получали звания выше полковника).
До последних дней Егор Тимурович активно консультировал крупных российских политиков. У гроба — Виктор Черномырдин. Фото: Reuters, Денис Синяков |
Сам Егор Тимурович окончил школу с золотой медалью, поступил на экономический факультет МГУ, после в аспирантуру. Доктор экономических наук. До распада СССР возглавлял экономические отделы в газете «Правда» и в журнале «Коммунист», являлся депутатом двух созывов. Владел английским, сербскохорватским и испанским языками, был хорошим шахматистом.
Гайдар - автор более 100 публикаций по экономике, множества книг, в том числе «Гибель империи. Уроки для современной России», в которой Егор Тимурович вполне доступно и захватывающе описал причины распада большинства империй в ХХ веке и объяснил ошибки, допущенные руководством СССР, приведшие к развалу Союза.
Егор Тимурович был дважды женат. Первый раз - на подруге детства Ирине Смирновой, от которой у него двое детей - Петр и Мария (27-летняя Маша Гайдар на сегодня один из ярчайших молодых политиков-оппозиционеров, экономист и председатель правительства Кировской области по вопросам здравоохранения и социального развития). Второй женой Гайдара стала дочь культового писателя-фантаста Аркадия Стругацкого Мария. В этом браке родился второй сын Павел, кроме того, Егор Тимурович усыновил сына Стругацкой Ивана.
В последние годы Гайдар занимался научной деятельностью, руководил созданным им самим Институтом переходного периода.
Урна с прахом Егора Тимуровича была захоронена в минувшее воскресенье на московском Новодевичьем кладбище. Накануне в Центральной клинической больнице Москвы состоялась церемония прощания. Почтить память выдающегося реформатора и экономиста пришло около 10 тысяч человек, в том числе политики и общественные деятели: Виктор Черномырдин, Анатолий Чубайс, Валерия Новодворская, Михаил Швыдкой, Михаил Касьянов, Сергей Степашин, Алексей Кудрин, вдова Бориса Ельцина Наина Иосифовна и другие.