Тарас ЧОРНОВИЛ: «Я очень хочу, чтобы наши правоохранительные органы вспомнили старые времена: пальцы в дверь, пару подключений к электрическому стулу — и террористы заговорят...»
— Похоже на то, — говорит Чорновил, — что сформированы специально подготовленные группы для совершения террористических актов. Они давным-давно созданы, законспирированы и имеют хорошую подготовку. Эти диверсионные группы находятся в Харькове и в Одессе. Какой-либо поддержки даже среди местной пророссийской публики на таком уровне, чтобы приветствовать теракты, они не имеют, иначе мы бы уже увидели действительно страшные действия. Пока же понятно, что какое-то оружие перебрасывается в сторону Львова и еще куда-то, но оно перехватывается, и серьезных возможностей в других городах у террористов нет.
Думаю, в дальнейшем можно ожидать проблем. В Харькове кого-то поймали. Я так понимаю, задержали людей не случайных, не второстепенных, не «прутиков» каких-то, а тех, кто принимает непосредственное участие в терактах. Если все то, что рассказали, соответствует действительности, то взяли людей с реальным оружием, подготовленных для терактов на других объектах и непосредственно против участников марша. Можно понимать, что это не последние люди в террористической организации.
Многие считают, что исполнителями являются какие-нибудь последние «шестеры», на самом деле в таких организациях непосредственными исполнителями могут быть активные члены этих групп. Поэтому я думаю, есть возможность харьковский теракт сейчас серьезно расследовать и выйти на основные силы. Вероятность того, что в Харькове все это захлебнется, существует, — там действуют последние отморозки, которые убивают людей. В Одессе же даже пока намеков на решение проблем нет, хотя теракты там носят ограниченный, предупреждающий и запугивающий характер.
В общем, я не вижу пока предпосылок для серьезных террористических атак. Возможно, будет желание устроить что-либо в Киеве, но в столице это можно делать только руками гастролеров.
Давайте не забывать, что в Киеве марш был организован официально. Причем если бы он не был увязан с приездом президентов, то все равно произошел бы самовольно. В Харькове вообще никто специально ничего не организовывал, но так или иначе марш состоялся бы, просто местные активисты взяли на себя организационные функции. Это не государственная, а общественная инициатива. Как такое можно остановить? Поэтому вопрос о том, нужен марш или нет, не имеет смысла, он бы все равно состоялся.
Предотвратить теракты тяжело непосредственно в момент исполнения. Особенно в ситуации, когда, как, например в Харькове, взрывные устройства были заложены в снег. Такие вещи очень сложно обнаружить. Я понимаю, что если бы туда бросили те силы, которые находились в Киеве во время визита президентов, то проверяли бы все, что можно. Но столько усилий, как правило, даже за границей редко прикладывают...
Когда в обычном месте на улице, при помощи якобы подвыпившего человека, либо упавшего, либо просто остановившегося завязать шнурки, подбрасывается пакет со взрывчаткой, который в течение нескольких секунд присыпается снегом, предотвратить что-либо достаточно сложно. Единственный способ борьбы —проведение очень жестких следственных действий в отношении тех, кто уже задержан.
Я очень хочу, чтобы наши правоохранительные органы вспомнили старые времена: пальцы в дверь, пару подключений к электрическому стулу — и террористы заговорят. А так они знают, что их защищает вся правоохранительная система Украины, и надеются, что их со временем на кого-нибудь обменяют.