Поэт, телеведущий, режиссер и сценарист Петр МАГА: «Когда комментарии больных людей читаю: «Ющ-дрыщ за руку Януковича привел», хочу добавить: «Да, и за вас, за шесть миллионов, бюллетени в ящики положил»
«В советских магазинах практически ничего не было, и мы в Венгрию, как в капитализм, ходили»
— Петя, ты в Закарпатье родился — тоскуешь ли по своей малой родине и что для тебя вообще Закарпатье?
— Закарпатье для меня — это... 37 хат... Когда в те края пришла советская власть, она сделала село Соломоново и хутор Страж — через железную дорогу. Венгерская часть большая была, русинская — совсем маленькая, 37 хат: вот там я и вырос. Там ближе к Словакии, чем к Чопу, ближе к Венгрии, нежели к любому украинскому населенному пункту, поэтому, когда свободное пересечение границы было и люди туда-сюда по таким розовым бумажечкам ходили, я мог по 12 раз в день в другое государство за маслом, за молоком бегать... В советских магазинах практически ничего не было, и мы в Венгрию, как в капитализм, ходили.
— О русинах спрошу...
— Ой, упаси нас Господь начать на эту тему говорить — я так устал с идиотами бороться! Мне часто какие-то претензии предъявляют: мол, вот у вас там сепаратизм... Люди добрые, давайте начнем с того, что вокруг Закарпатья всегда вранье было, и в свое время, когда Закарпатью, типа, давали возможность выбирать, быть с советской Украиной или нет, люди голосовали за то, чтобы в составе Чехословакии остаться, потому что при чехах лучше всего жили. Я не просто сумасшедший — я бешеный патриот Украины: обожаю это страну, построил в ней свою жизнь, карьеру...
— ...сделал себя...
— Да, здесь мои дети выросли, и когда один кретин, спортивный журналист, начал писать в соцсетях о том, что все закарпатские венгры — сепаратисты, все закарпатские словаки и русины тоже хотят отделиться и к кому-то присоединиться... Ну, это ни в какие ворота!..
Давайте скажем тогда о том, что в отношении работы край у нас очень нехороший. Я внук богатого человека, потому что мой дед 17 лет в Детройте проработал, дед моего брата двоюродного 22 года — в Баффало, и первыми украинскими переселенцами в Чикаго именно закарпатцы были — переехали туда, потому что в Закарпатье работы никогда не было. Немного леса, а сейчас уже и того нет...

Ты вот спросил, что для меня Закарпатье... В первую очередь боль! Раньше я любил туда на поезде ездить: смотришь в окно на горы, а там красота, а сейчас смотришь — все вырублено! Не понимаю: кому-нибудь в конце концов придет в голову это остановить?
Остальное — туфта. С теми двумя, которые поводырями русинского народа себя называют, по-моему, все понятно. Один — мне это так понравилось (смеется) — в Москву поехал, флаг «ДНР» вынул, фотку Пушилина на него наклеил и единоличный пикет устроил. Россияне души прекрасные порывы не оценили, набуцкали его, и хотя он кричал: «Я свой, я свой!», не помогло.
— Оглядываясь на все тобою сейчас сказанное, что такое, по-твоему, патриотизм и что — национализм?
— Ну, если «дружественные» нам каналы Первый, НТВ и «Россия 24» посмотреть, они четко определяют: разговаривать по-русски — это патриотизм, а пытаться в своей стране приучить людей на языке местного населения разговаривать — национализм (улыбается).
На самом деле, я хорошо помню слова Фаины Раневской о том, что жизнь — это затяжной прыжок из одного места в могилу: мы все в этот мир из одной утробы вышли и в одну яму в итоге пойдем — этот закон никто еще не отменял, и считать, что ты чем-то лучше представителя другой нации или другой веры... Я, например, никогда не скажу, что я лучше буддиста, мусульманина или иудея, — это глупость полная, и то же самое о народах — на достойные и недостойные их делить я не стану. В моем родном селе процентов 70 семей смешанные, и если я шел и венгра видел, сначала ему «добрый день» говорил, а потом на его языке повторял и радовался, что этот язык знаю. Я ведь и на венгерском могу стихи писать, и на словацком.
— Да?
— Без проблем! — я на венгерском театральном факультете учился.
«Сергей Михалков спросил: «Поступать собираешься?». Я в ответ: «Да, следователем хочу быть», и он сказал: «Дурак! В театральный надо!»
— Так вот за что тебе Сергей Михалков грамоту вручал...
— Не-е-ет! Ой, это такая история давняя... Я очень рано начал самодеятельностью заниматься — на сцену в пять лет выперся, потому что плохую песню услышал, такую, о которой моя бабушка, если по радио ее передавали, говорила: «Выключите это говно, чтобы оно не звучало!». Слова там были такие (напевает): «О труде, о счастье, о советской власти эта песня сложена, об Отчизне, что навеки славой партии сильна... Украина и Россия породнились навсегда» — и так далее, в том же духе.
В общем, бабушка выключить командовала, я это запомнил, а потом на концерте услышал, что хор это поет, на сцену выперся и сказал, что это плохая песня. Меня попробовали со сцены стащить, и Катерина Марковна Хризман, которая на баяне играла, предложила: «А может, ты нам хорошую споешь?». Ну, я и спел — переделанный гимн Словакии, после чего у всех дар речи пропал, потому что там были слова: «Заставме же коммунисти здехнут, словаци ожию» — в переводе: «Поклянемся, что коммунисты сдохнут, а словаки оживут». Ну а если принять во внимание, что это 76-й год, мама-коммунистка...
Непросто все, да, а Сергей Михалков... Мы с агитбригадой «Ровесник» второе место в Советском Союзе среди агитаторов заняли — ой, какие программы там были! Борьба с алкоголизмом, с бюрократией... Я каких-то оболтусов вечно играл — мне 14 было, и меня вперед, как Красное знамя, пихали.
Помню, во Львове это было, в ДК железнодорожников — туда со всего Союза команды съехались, и мы, по-моему, лишь москвичам проиграли. Меня на сцену за грамотой отправили, а там Михалков — здоровый такой, двухметровый дядька...
— ...дядя Степа...
— Да, а я смотрю на него — интересно же... Он спросил: «Поступать собираешься?». Я в ответ: «Да, следователем хочу быть», и он меня дураком обозвал — так прямо и сказал: «Дурак! В театральный надо!». С тех пор во мне этот червячок поселился, и ни о чем другом я уже думать не мог.
— То есть своей актерской карьерой ты Сергею Владимировичу Михалкову обязан?
— (Смеется). Дважды гимнописцу.
— Забавно, правда?
— Кстати, ты знаешь, хорошая байка есть о том, что когда Михалков текст гимна Советского Союза написал, великий Никита Богословский пришел к нему и прямым текстом влепил: «Сергей, что за говно ты сочинил?».
— На что Михалков ответил: «Говно не говно...
— ...а заиграют — встанешь» — так и вышло.
— Ты на актерском факультете Киевского театрального университета имени Карпенко-Карого учился, затем в Черновицком театре имени Ольги Кобылянской работал...
— Не только — я и в Театре на Левом берегу играл, и у Олега Примогенова, который в Театре на Подоле «Кто боится Вирджинии Вулф?» ставил...
— В Черновцах между тем семь лет ты актерствовал...
— Да, это фантастический театр...
— ...с традициями...
— (Кивает). Я еще тех выдающихся людей старшего поколения застал, а потом самые сложные времена настали, когда зарплату зарезанными свиньями выдавали — в лучшем случае. На гастроли приезжали — мы на сцене играем, а за кулисами стол накрыт, и запах на сцену сквозняком заносит, а мы голодные как собаки чуть в обморок не падали... После спектакля в автобус садимся, а там свинья лежит, туша: внутренности из нее вынули и нам в качестве гонорара отдали. Балерине одной плохо стало, и завхоз, отставной военный, не очень умный, замечание сделал: «О Боже, какие мы нежные!». Страшные времена были...
— Если бы не эти времена, тяжелые не только для актеров — для всех вообще, ты в театре остался бы или все равно ушел бы?
— Как тебе сказать?.. В театр молодой режиссер пришел, мы какие-то хорошие вещи играть начали, но люди, у власти находившиеся, решили ситуацию изменить, потому что человек, который, по их мнению, должен был роли получать, их не получал, и в результате того парня, режиссера, просто съели, другого прислали. Решили в какое-то подобие демократии сыграть, весь коллектив, 114 человек, собрали — там же и хор, и оркестр, — и, по-моему, только трое за приход другого режиссера были. Я встал и спросил у него: «А вам не страшно идти в коллектив, где вас не хотят?». Он ответил: «Нет, я очень хорошо не знаю», и вот когда я увидел, что он действительно хорошо их знает, что они его надежды оправдывают, понял, что здесь не останусь.
Я очень этот театр любил и актеров этих люблю, ни в чем их не обвиняю, понимаю, что я-то там всего семь лет прослужил (ну что такое семь лет? — это так, тьфу), а они целую жизнь там прожили и до сих пор играют, дай им Бог здоровья... Уважаю их как мастеров, но оставаться с ними не мог...
Ступка сказал: «Сынок, я хотел бы тебе трепанацию черепа сделать». — «За что?» — я удивился. «Чтобы мозг твой поцеловать!»
— Парню из небольшого закарпатского села, талантливому, все задатки имевшему, сложно было наверх пробиваться?
— Ты знаешь, Киев для меня — это что-то родное, мягкое, теплое, которое легло рядом, и я его гладить начал, а случилось это благодаря одному-единственному человеку — Павлу Николаевичу Зиброву: кланяюсь ему и радуюсь, что у меня есть такой кум, наш общий с тобой друг! Когда я к нему пришел, он меня к себе взял, в офисе поселил — мне ведь некуда идти было...
— А долго ты там жил?
— Девять месяцев — за этот срок родить можно. Через девять месяцев я купил убитую квартиру на Левом берегу, на улице Шолом-Алейхема, а Зибров для меня удивительные вещи делал: брал за руку и на всякие тусни тащил. Я их терпеть не могу, но он водил меня и всем представлял: «Здравствуй, Тая, это Петя — он может песню тебе написать»...
— Добрый человек!
— «Привет, Иво, это Петр, у которого очень хорошие песни». С Сашей Пономаревым знакомил, с Ирой Билык — да со всеми, и благодаря Паше период так называемого стряхивания провинциальности я перескочил, очень быстро понял, как и чем Киев живет.
В принципе, чем круче люди, тем проще они в жизни, и да простит меня мама Ада Николаевна Роговцева, я о ней историю расскажу. Однажды, когда домой ее вез, какое-то стихотворение свое читал: дочитал — и вдруг она говорит: «Стань». Я остановил машину, а она начала платье вверх поднимать. Думаю: что такое? — а она: «Смотри: шерсть дыбом встала!». С одной стороны вроде смешно, а с другой...
Знаешь, когда меня спрашивают: «Какой самый большой комплимент тебе в жизни сделали?», я Богдана Сильвестровича Ступку вспоминаю. Вел я какой-то вечер, и он такой теплый, как белый хлеб, получился — добрый, светлый... В театре «Сузір’я» это было, Богдан Сильвестрович подошел и сказал: «Сынок, я хотел бы тебе трепанацию черепа сделать». — «За что?» — я удивился. «Чтобы мозг твой поцеловать!». Рассказываю об этом — и, видишь, у меня слезы в глазах...
Последний раз я Богдана Сильвестровича в гробу видел, худеньким — в 12 часов ночи с концерта ехал и попрощаться зашел. Назавтра уже форменный цирк был: автоматчики, охрана, расталкивали всех, потому что Янукович попрощаться приехали...
— ...специально из отпуска, между прочим, прилетел, из Крыма...
— Ну, то, что отпуск ради этого прервал, в принципе, ему честь делает, но людей вот так двигать — это неправильно. Ты точно так же прощаться пришел, как тысячи поклонников таланта Ступки, — чем ты их лучше?
«Приехал бы сейчас этот Стасопреображенский монастырь, Стас «Храни вас Господь!» Михайлов, дворец «Украина» был бы забит»
— Ты автор многих песен для Павла Зиброва и других украинских исполнителей: скажи, украинская культура, по-твоему, провинциальна или нет?
— Не-е-ет, ни в коем случае, и дальше, если на российскую посмотреть, там наши все сделали. Мало кто знает, что, в принципе, над всеми передовыми аранжировками песен Аллы Борисовны Пугачевой «Брати Гадюкіни» работали, которых она в Москву настоятельно перетаскивала...
Украинская культура не провинциальная — она просто другая, и слава богу! Когда наши рэп начинают читать, соул и блюз петь, они не понимают, что это музыка негритянских кварталов, ведь почему французы ни на кого не похожи? Они националисты в очень хорошем смысле этого слова, и поинтересуйся, какие у них на радио и телевидении квоты! Вот для тех, кто возмущается, что у нас квоты ввели, расскажу: как только у нас на радио песни украинские зазвучали, мне стали звонить и говорить: «Ты знаешь, столько хорошей украинской музыки появилось!». Но она же сейчас не появилась — она всегда была, просто ты ведь сам в курсе, как трудно было украинскому артисту в эфир пробиться. Оплатил песню или клип — хорошо, а если нечем, будут Анжелику Варум или Преснякова крутить, хотя эти еще куда ни шло, а если Натали?
— «Ветер с моря дул»...
— Да, есть вот песни-террористы: «О боже, какой мужчина!», «Снова курю, мама, снова», «Муси-пуси» — кошмар! Ну а сейчас я никаких шлягеров российских не знаю, потому что они там остались...
— ...по ту сторону...
— ...и сюда не проникают. Посмотри, как наши вперед пошли — семимильными шагами! Мне безумно нравятся вещи, которые тот же Мирзоян делает, потому что я не субтильного мальчика, а мужика на экране вижу. Смотрю на него и думаю: Арсен Мирзоян — армянские имя-фамилия и качественная украинская музыка. Послушал Мирослава Кувалдина с девочкой (солистка группы «Парадуш». — Д. Г.): их песня «Ліліями білими» — фантастика, море удовольствия получил. Все вперед движется, и сейчас интересных людей у нас много. Вот говорят: «Украинская культура до мировых стандартов» недотягивает, а мировые стандарты кто устанавливает? Почему мы должны быть такими, как Соединенные Штаты или Британия? — давайте свое развивать.
— То, что в Украину российских певцов не пускают, стимулом для развития украинской эстрады стало?
— Думаю, да, только мне все это не нравится — я считаю, что российские исполнители должны были исчезнуть с наших площадок вследствие голосования ногами.
— Как бы не так — люди на них все равно ходили бы!
— В том-то и дело, и я тебя уверяю: приехал бы сейчас этот Стасопреображенский монастырь, Стас «Храни вас Господь!» Михайлов, дворец «Украина» был бы забит...
— ...и не единожды...
— А с другой стороны, Олег Винник появился — молодой, симпатичный, Германией воспитанный, хорошо одетый, с песнями отличными. Да, на любителя, но женщинам нравится. Мужчины, наверное, это слушать не будут, однако зал набивается, дамы с ума сходят, и слава богу! Пустующая ниша нашим артистом занята — я только рад, правда.
— Но ты российских артистов в Украину пускал бы или нет? Тех, которые, в поддержку аннексии Крыма письма подписывали, туда ездили...
— Нет, но я бы сперва, честно говоря, разобрался, кто как подписывал, потому что мне, например, за Юру Башмета обидно, я знаю, что его импресарио по этому поводу рассказывал. Они на гастролях, по-моему, на Сахалине были, посреди ночи им позвонили и спросили: «Вы за мирные инициативы Путина или нет? Соответствующее письмо подпишете?». Они: «Ну да, мы за мир» — так Юра в число подписантов попал.
«От фотографии, где Путин за пианинкой сидит, а артисты влюбленными глазами на него смотрят, меня коробит»
— Львовянин...
— Да, который теперь тоже, кажется, не имеет права в Украину въезжать, а что касается открыто против Украины выступавших, то меня Лолита Милявская поразила: где она бандеровцев увидела, которые в центре Киева ее маму побили? Мне прямо стыдно: не надо палку перегибать! Игорь Скляр — талантливый, задиристый парень, который за всю жизнь одну песню сделал...
— ...«На недельку, до второго, я уеду в Комарово»...
— ...которую все, кто мог, перепели в различных вариантах... В Закарпатье ее так исполняли: «На нєдєльку, до второго, я поїду в Старбічово», и про Чернобыль, помнишь: «Ускоренье — важный фактор, но не выдержал реактор»? И вдруг — ну кто его просил? — Скляр заявление делает о том, что самые пацанские пацаны и настоящие государства территории захватывают, а остальные — лохи и чмо...
— Головка просто больная...
— Наверное, и еще в этом плане великий киевлянин Леонид Броневой поразил. Ты же с ним интервью делал...
— ...и не одно!..
— ...и вот этот человек, который способен был признать: «Мой отец преступником был...
— ...в НКВД служил...
— ...да, все это четко понимал, а потом... Эти люди, Дима, я считаю, ответственность за происходящее у нас наравне с Владимиром Владимировичем Путиным несут. От фотографии, где Путин за пианинкой сидит, а артисты влюбленными глазами на него смотрят, меня коробит, и знаешь, почему? Я никогда за стол с власть имущими не лез. Я с одним президентом дружу...
— ...c Виктором Андреевичем Ющенко...
— ...да, и считаю, что он очень даже на своем месте был, — по крайней мере, в том смысле, что пока еще единственный президент Украины, который нацию формировал.
— Хороший он человек?
— Очень, просто невероятный! — и когда комментарии больных людей читаю: «Ющ-дрыщ привел за руку Януковича», хочу добавить: «Ну да, и за вас, за шесть миллионов, бюллетени в каждый ящик положил».
— Ты знаешь, в этом году, когда у него день рождения был, я его, как всегда, поздравил, рюмку-другую с ним выпил — и в фейсбуке фото опубликовал. Боже, чего я потом начитался!
— Верю, но мне на таких комментаторов давно наплевать...
— ...да мне тоже...
— Люди, которые подобные вещи пишут, ничего за свою жизнь не сделали, вот реально: ни-че-го! Мне говорят: «Хоть одну великую заслугу Ющенко назови — и мы отстанем». Я отвечаю: «То, что вы последними словами его обзывали и за вами чувак с пистолетом не приходил, и есть его самая большая заслуга», и то, что сейчас у нас люди в большинстве своем свободными себя чувствуют, именно с Виктора Андреевича Ющенко началось, уже за это ему при жизни памятник можно ставить. Когда президентом он был, я ни разу рядом с ним не был, а когда им быть перестал — начал общаться. Мне говорят: «Клуб сбитых летчиков тебе нафига? — с него же уже ничего не поимеешь...». Я отвечаю: «Ребята, я общаюсь, потому что общаюсь, как сказал Портос: «Я дерусь, потому что дерусь». Я же не иду к нему в надежде, что он мне еще одну квартиру или земельный участок выбегает, — я у него никогда ничего не просил!
— Ты о Леониде Броневом вспомнил — он в Киеве родился, потом вместе с мамой был выслан...
— ...помню эту историю...
— ...а несколько лет назад с театром «Ленком» на гастроли приехал, у него инфаркт случился, и спас его выдающийся киевский кардиохирург Борис Тодуров — в Институте сердца, но спросить я не о российских — об украинских артистах хочу: есть ли у нашего государства патриотизм по отношению к ним, наши артисты государству нужны?
— Как тебе сказать... Частично есть, но общегосударственный культурный уровень очень низкий, паскудный, потому что все равно шансончик у нас слушают — я даже знаю парня, который маме «Владимирский централ» на день рождения заказал. Зря смеешься, это серьезно, а еще инициативу человека одного помню: в день памяти Лобановского должен был состояться матч, и песню «Дякую тобі» запустить хотели. Я спросил: «Ребята, у вас с головой все в порядке? Вы текст песни Вакарчука слышали? «Дякую тобі за те, що ти завжди зі мною, і майже так, як я хотів, і не без бою, але й без непотрібних слів...». Короче, спасибо тебе за то, что отдалась и не сильно выпендривалась, — ради двух слов «дякую тобі» эту песню Валерию Васильевичу Лобановскому ну никак посвящать нельзя...
— Нужны ли, как ты считаешь, на украинскую музыкальную продукцию языковые квоты?
— Нужны обязательно, и я объясню почему. Я уже ненавижу фразу: «Надо подождать, пускай все произойдет органично» — 26 лет прождали, уже поколение детей выросло, которые своих детей родили. Сколько еще ждать? — и потом, как патологически грамотный человек, в русской школе учившийся, не могу я слышать, как Киев по-русски говорит. А Донецк и Луганск — вообще отдельная тема, они (копирует донецкий говор) гаварят: «Кучма нам обещал, шо мы будем разгаваривать на русском как на государственном» — и что? Антон Палыч Чехов, слыша это, я думаю, брык в гробу — и забился в истерике...
Нужны, Дима, квоты, а артисты наши, к сожалению, народу нашему пока не нужны. Для меня, например, личное оскорбление, кинжал в сердце то, что к Тарасу Петриненко люди на концерт во дворец «Украина» не пришли, потому что тембр голоса Тараса можно с тембром Андреа Бочелли сравнить. Он невероятно талантливый человек и для украинской песни много в свое время сделал, а зал не собирается.
«Я в Москве работал, бизнес-классом летал, в шикарном люксе жил, и гонорар мой в два
с половиной раза выше был, чем в Украине, но как только все началось — баста!»
— Как ты к украинским исполнителям, гастролирующим в России, относишься?
— Ты знаешь, когда-то думал: Бог им судья...
— ...а сейчас?
— А потом увидел, как в село привезли пацаненка, разорванного по диагонали фугасом... Я ведь в Москве бывал, и не раз — работал, потому что в такой «малоизвестной» структуре, как «Газпром», в первой десятке человек пять — наши, и меня часто приглашали, я вечера на Якиманке в ресторане «The Сад» вел, Цекало и Ургант его держали. Говорил по-украински, был в вышиванке, анекдоты про москалей рассказывал, украинские музыканты со мной ездили. Бизнес-классом летал, в шикарном люксе жил, и гонорар мой в два с половиной раза выше был, чем в Украине, но, Дима, как только все началось — баста! Меня и в Кремль не раз звали, ведь там, в России, друзья остались, и у них юбилеи, но я на ворованной машине не катаюсь...
— Хороший какой образ!
— Да, для меня Крым — это ворованная машина, я не могу.
— Среди тех, кто в Россию по-прежнему ездит, много парней и девчат, с которыми ты годами работал. Вот Ани Лорак встретишь — что ты ей скажешь?
— С Ани Лорак я никогда не общался, мне не о чем с ней говорить, честно. Бог сильный голос ей дал, хорошие внешние данные, а об остальном промолчу. Мне из-за Таи больно, потому что и я знаю, и ты в курсе, что она нормальный человек, правда?
— Да, абсолютно...
— В свое время они с Игорем...
— ...в западню попали...
— ...в сладенькое окружение людей, которые показали им, что жить можно совсем по-другому, но снимать с себя ответственность за то, что раньше Таино выступление столько-то стоило, а потом она с Басковым спела — и намного дороже стала... Ну, люди добрые, разве не мы такие правила установили, не мы перед Москвой прогибались? Я в свое время с одним очень известным российским телеведущим мероприятие в Донецке вел, и делал он так (в бумагах на столе копошится): «Добрый вечер, добрый вечер, добрый вечер... Сейчас мне надо разобраться, что у меня здесь...». Словом, в конце организаторы подошли и мне сказали: «Лучше бы мы вам больше заплатили, чем приглашать это».
«Если каждый в подъезде у себя уберет, будет у нас Канада»
— Как человеку, который любит Украину не напоказ, вопрос тебе задам: со страной нашей сейчас все нормально?
— (С горечью). Не-а.
— А что тебя больше всего волнует, отчего тебе больно?
— Вчера вот в фейсбуке прочел, что коррупции меньше стало, потому что даже в тех видеозаписях, которые нам показывают, суммы какие-то смешные — раньше, мол, круче были. Как по мне, коррупции меньше не стало — она просто стремительными потоками в одни руки потекла, и больше ничего по этому поводу говорить не хочу. Украина вечно на одни и те же грабли наступает, потому что всегда с собой их таскает, не выбрасывает. Я вот по Канаде ездил, и у меня шок был от того, как сильно Канада на Украину похожа. Как Вася Попадюк сказал, «то же самое, только с евроремонтом», и если каждый в подъезде у себя уберет...
— ...будет у нас Канада...
— ...вот именно! В моей пьесе «Задунаец за порогом», в которой Бенюк и Хостикоев играют, казаки спрашивают: «Кому тепер служити будемо?». Нам почему-то по жизни зачем-то поводырь нужен, который куда-то бы нас вел. Скажи, тебе поводырь нужен?
— Нет...
— И мне ни к чему! Завалился у меня забор — я его ремонтирую, огород надо полить — значит, поливаю. Пространство вокруг себя я в порядок привел и свою жизнь построил: пускай каждый свою построит — и чудо случится!
— Что ты об украинском политикуме думаешь?
— Я так этого вопроса боялся... Часто Верховную Раду первого созыва вспоминаю, лица этих людей, воевавших со старой партийной номенклатурой, стонавших от восторга, когда впервые в сессионный зал украинский флаг вносили... Кто там был? Академики, бывшие политзаключенные, преподаватели, а сейчас там что? Точно так же идем мы с тобой по улице Шелковичной, бывшей Карла Либкнехта, и смотрим, кто там жил: в одном доме — медик, в другом — командарм, в третьем — ученый, а сейчас кто эти квартиры скупил, что после него напишут? «Здесь жил Вася Кривой»? «Тут братва хоронила такого-то»?
— Но хоть кто-то из украинских политиков тебе нравится?
— О-о-о, сколько шишек на голову я себе накличу, если скажу! Прагматизмом своим, жесткостью, умением систематизировать мне Балога Виктор Иванович нравится — даже не потому, что он тоже закарпатец, а те, кто рассказывает, что он «хозяин Закарпатья», пускай сперва посмотрят, что сделал он там, где руководил. Я очень люблю людей, которые приходят туда, где нагажено, и сразу же вокруг себя цветы садить начинают — вот куда бы Балога ни пришел, он начинает с того, что все вокруг ремонтирует: ну, перфекционист такой. Есть еще Николай Николаевич Логвиненко, есть в Верховной Раде Игорь Лысов. Недавно Украина первой в Европе по прыжкам в воду стала, но даже не этим хвастаться надо, а тем, что чемпионат здесь, в Киеве, провели, и что Лысов под это дело спорткомплекс построил, который европейцы увидели — и ошалели!
— Хозяин!
— Да, и мне очень хочется, чтобы Украина страной закона стала и чтобы хозяева нафиг из Верховной Рады ушли и хозяйствованием занялись, потому что сейчас все в Верховную Раду тупо защищать свой бизнес идут, иначе его отожмут, отберут.
«Однажды Шустер, мягко говоря, выпил и купил у меня за 50 гривен кота, а потом наутро в толк не мог взять, откуда у него кот появился»
— Ты долгое время с Савиком Шустером в «Шустер LIVE» работал, и многие именно по этой программе тебя узнали. К моему большому сожалению, Савика в Украине больше нет...
— Ну, он прилетает, улетает...
— Ты по нему и программе скучаешь?
— Я тебе так скажу: может, благодаря тебе и этому интервью писать перестанут: «Куда ты Шустера дел, как мог ты его предать?». Шустер домой уехал, книгу в Италии пишет, а продакшн разошелся: другого выхода у людей не было. Ты ведь знаешь: я был последним, кто в продакшне оставался, — заявлений никаких не писал, до последнего момента ждал, что что-то у нас возобновится, а когда еще и третьим уголовным делом стали пугать...
По Шустеру я скучаю, потому что он по сути своей очень интересный человек. В чем-то несчастный, в чем-то счастливый, иногда слишком жесткий, чего из-за вредности характера признать не может, но с ним никогда не скучно. 11 лет я рядом с ним пробыл: менялись все — бессменными мы с гостевым редактором Лехой Стукало оставались.
Не могу сказать, что мы с Шустером друзьями были и друг к другу в гости ходили, хотя да, ходили, и каждый раз, когда он у меня бывал, что-то смешное происходило. Однажды он, мягко говоря, выпил и купил у меня за 50 гривен кота, а потом наутро в толк не мог взять, откуда у него кот появился, всего самого дорогого ему накупил, в том числе туалет кошачий — песок гранулированный. Котик туда сходил, Савик песок в унитаз высыпал, он там разбух, забил стояк, и новоиспеченный хозяин кота сумасшедшие деньги платил, чтобы все это отремонтировать, — ну, неприспособленный к жизни немного, но по сути своей очень добрый и сам этого боится.
— Ты с киевским «Динамо» за границу на выездные матчи часто ездишь: «Динамо» — это любовь навсегда?
— Конечно! Я об этом и Ринату Леонидовичу Ахметову сказал, когда «Шахтер» Кубок УЕФА выиграл, и всю студию Шустера в форму этого клуба переодели, а я в форме киевского «Динамо» пришел. Помню, нескольких людей из Донецка перекосило, и я спросил: «Господа, вы идиоты? Я, болельщик главного соперника «Шахтера», ваш клуб поздравить пришел». «Ринат Леонидович, — сказал, — я никогда против «Шахтера» в международных матчах болеть не буду, но если «Динамо» с «Шахтером» 800 раз будет играть, я 800 раз за «Динамо» буду». (Улыбается).
— Он тебя понял?
— Да.
— Петя, я благодарен тебе за беседу и хочу, чтобы экспромтом три вещи мы сделали. Во-первых, я знаю, что ты бесподобно анекдоты рассказываешь, не раз их от тебя слышал, во-вторых, хотел бы, чтобы ты что-то напел, на стихи твои, ну и, наконец, чтобы стихи свои почитал. Давай с анекдота начнем...
— Есть один, уже не новый, но безумно мне нравится. Советский круизный лайнер крушение потерпел, и на необитаемый остров гуцула выбросило. Прошло 25 лет, яхта с украинскими олигархами в тумане заблудилась, и из тумана вдруг остров появился, которого на карте нет... Олигархи думают: «Боже, необитаемый остров открыли!». Причалили, глядят — а там порт, всюду резьба гуцульская, камешек к камешку брусчатка лежит... Навстречу гуцул в вышиванке выходит, хлеб-соль несет: «Welcome, гості дорогі!». Они: «Так мы ж свои!». Он: «Хорошо, тогда идемте, я покажу, как хозяйство на острове веду. Вон там свиньи пасутся, там — овцы, тут у меня Майдан и сельсовет, где я сижу и дела важные решаю, а вон, смотрите, две церкви построил. Вот в эту, греко-католическую, хожу, молюсь, поклоны бью, а вон та, курва ее мама, Московского патриархата — я туда ни ногой!». В этом вот вся наша натура украинская: мы, конечно, против коррупции, но хотим, чтобы дядя в прокуратуре работал (улыбается).
«Большинство наших политиков можно шикарным украинским словом «полова» назвать»
— Ну а теперь — песня!
— Из того, что самого по голове влупило, — наши работы с Оксаной Билозир: «Чорна квітка», посвященная вдовам солдатским, и вторая песня, которую один из телеканалов в свое время в эфир из-за этих слов не пустил:
...Чотири долі обірвав фугас —
І покалічив усмішки дівочі.
А десь в автомобілях «контрабас»
За лінію повзе посеред ночі.
Хтось у грошах, неначе у багні,
А в інтерв’ю обожнює Вітчизну...
Не заробляйте, хлопці, на війні!
Нема на світі більшого цинізму.
— Спасибо, Петя! И стихотворение напоследок...
— Вспомнил твой провокационный вопрос о политиках — большинство из них можно шикарным украинским словом «полова» назвать. Итак, дорогие друзья, если мое чтение выдержите, то об этом, собственно, и стихотворение. (Читает).
У кожного окрема доля,
Як мовив батько наш Тарас.
Коли пшениченька у полі
Зерном могутнім налилась,
Коли схиляється доземно
І золотиться ще здаля,
Коли сухі вітри таємно
Колоссю шепчуть про моря,
Коли спадають чисті роси
І рано-вранці, до зорі,
Виходять дзвінко на покоси
В сорочках чистих косарі,
Снопи цвітуть посеред поля,
У небі жайвір задзвенів...
Така навколо дивна воля,
Степ український без країв!
І щоб негоди не діждати
І не нашкодити собі,
Потрібно те зерно дістати
У дружній щирій молотьбі.
На тік, руками і возами,
Щоб не втрачати ані мить!
Вже під співучими ціпами
Зерно очищене блищить...
І непомітно, випадково,
Так, ніби хоче насолить,
У всі щілини пре полова,
За комір лізе і свербить,
До лоба липне, заважає,
Страждають всі: чужі, свої...
Мале, противне, а кусає
Від непотребності її.
Така красива і художня,
І зовні схожа на зерно,
Та легковажна і порожня,
І їй насправді все одно.
У всіх земних частинах світу
Її нічого не болить:
Куди подує буйний вітер,
Туди полова і летить.
Летить яскраво, гонорово,
У хату любить за поріг,
Завжди лягає поверхово
І зверху дивиться на всіх.
Якщо ж немає перепони,
А є палац, тоді — вперед!
Полова рветься так до трону,
Влипає, як оса у мед!
...Зерно вже люди посушили,
Щасливо закінчили рік,
Вже хліб спекли і теплим з’їли —
В полови значно довший вік.
Вона пишається собою,
Куди і з ким, їй все одно.
Коли народ не з головою,
Полова схожа на зерно.
А потім скаржаться: «Дожились!
Як розгубили все за мить!
Куди ж ми, братчики, дивились?».
А вже навколо шелестить...
І ніби в світі не останні,
Та тільки обіймає жах,
Бо вже полова на екрані,
В умах, а ще, на жаль, в серцях.
І проклинаю кожне слово,
Яке б під каменем загріб:
Покірне стадо жре полову,
Забувши, що буває хліб...
Записала Анна ШЕСТАК

Экс-министр обороны Украины Анатолий ГРИЦЕНКО: «Мой сын был в плену в Севастополе, его били, имитировали расстрел, засовывали пистолет в рот»
Главный редактор интернет-издания «Цензор.НЕТ» Юрий БУТУСОВ: «Формальная ответственность за избиение на Майдане студентов на Клюеве и Захарченко, а кто за ними стоял? Думаю, Янукович»
Первый президент Украины Леонид КРАВЧУК: «В ночь избиения студентов я был с Януковичем на охоте, потом мы ужинали, и он пел караоке»
Поэт, телеведущий, режиссер и сценарист Петр МАГА: «Когда комментарии больных людей читаю: «Ющ-дрыщ за руку Януковича привел», хочу добавить: «Да, и за вас, за шесть миллионов, бюллетени в ящики положил»
Живем все лучше и лучше?
Владимир ВОЙНОВИЧ: «Писательство — это все-таки некая миссия, призыв к добру, справедливости. Желаю, чтобы Димины книги — эти учебники истории, написанные в соавторстве с людьми, к этой истории непосредственно причастными, — жили по-настоящему долго!»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги