Разговор с Нарышкиным, мокрые штаны, политические квоты и ядерный ответ России. Главное из показаний Александра Турчинова в суде о госизмене Виктора Януковича
О смене власти после бегства Януковича
С 21 на 22 февраля 2014 года Янукович бежал из Киева, и вместе с ним практически весь состав Кабинета министров, руководители силовых структур и много их подчиненных. Такая же ситуация была во многих регионах: руководители администраций либо не выходили на работу, либо покидали страну.
В этих условиях единственным легитимным органом осталась Верховная Рада. Она вынуждена была взять ответственность на себя. 22 февраля констатировали, что Янукович устранился от исполнения своих обязанностей. Тогда же по демократической процедуре меня избрали главой парламента.
Самоустранение Януковича заблокировало восстановление властной вертикали. Назначение на все силовые должности невозможно без представления президента. Поэтому парламент принял решение возложить исполнение обязанностей президента в соответствии с Конституцией на главу Верховной Рады.
Режим Януковича довел страну до банкротства. На счетах государства не было средств. Надо было срочно исправлять ситуацию. Яценюк, который был премьер-министром, информировал, что на счету страны вообще не было денег. Пара сотен тысяч. У киоскера на вокзале было денег больше, чем в бюджете страны, когда сформировали новое правительство. Режим Януковича жил исключительно за счет подачки Путина. Только эти деньги как-то удерживали власть Украины и позволяли платить зарплаты силовикам, издевавшимся над собственным народом.
О самоустранении Януковича
У меня нет информации, которая свидетельствовала бы о существовании угрозы жизни Януковича. Более того, если бы он сдался, уверен, был бы честный и прозрачный суд. Но именно из-за страха перед судом Янукович сбежал из страны. Ни в каких органах власти не было известно о месте его нахождения. Возможность связи с ним была утрачена. Ни сам Янукович, ни представители его окружения не предпринимали попыток связаться со мной.
22 февраля стало известно, что Янукович в Харькове и хочет участвовать в сепаратистском мероприятии, организованном против независимости Украины. Связаться с ним не удалось, а стало известно, что он из Харькова хочет вылететь в Россию. Чтобы пресечь вывоз ценной документации, остановить изменников (на борту могли быть руководители СБУ, МВД), обратился к пограничной службе и попросил не дать возможности вертолету Януковича вылететь за пределы Украины. Приказов или распоряжений сбить вертолет я не давал.
Он сел в Донецке, Янукович отказался общаться с представителями власти и исчез из аэропорта в неизвестном направлении. 23 или 24 февраля мы получили информацию, что он пребывает в Крыму. Чтобы переубедить его вернуться и написать заявление об отставке (это упростило бы политическую ситуацию и в Украине, и за ее пределами), Аваков и Наливайченко, которые тогда были депутатами, отправились в Крым. Они получили информацию, что Янукович скрывается на военной базе ВМФ России. Стало понятно, что связаться с ним невозможно.
Неприязненного отношения к Януковичу у меня нет. Была серьезная проблема для нашей страны, когда он сначала возглавил правительство, а затем стал президентом. Я не скрывал своего политического отношения к нему. После его преступлений против собственной страны я отношусь к нему как к преступнику. Он никого сегодня не интересует как политический деятель. Он интересен только как подсудимый.
Я никому не давал приказ ликвидировать Януковича. Такого не было и не могло быть. Очень важно было, чтобы Янукович оставался живым в Украине, чтобы он мог спокойно сидеть на скамье подсудимых и отвечать за преступления, которые совершил.
О Харьковских соглашениях
Янукович хотел сдать России нашу страну целиком и дезинформировал украинское общество, когда обещал подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Вместо этого готовили Таможенный союз с Россией и фактически военно-политический союз. Готовились отдать страну, поэтому началась Революция достоинства.
Хочу сказать, главная измена — подписание Харьковских соглашений. Это первый украинский пункт по сдаче Крыма. Тогда дали возможность беспрепятственно передвигаться в Крыму большим подразделениям российских войск, что стало фундаментом для оккупации полуострова.
Еще одним основанием стало соглашение о кредитовании Украины со стороны России. Этот документ открыл кредитную линию Украине. Это можно расценивать как продажу независимости и суверенитета страны, потому что уже тогда обсуждался будущий военно-политический союз, что фактически говорит о разрушении независимости.
О подготовке России к оккупации Крыма
Россияне давно и серьезно готовились к оккупации. Мы помним учения «Запад-2017» на территории Республики Беларусь. В 2013 году были аналогичные учения. Фабула заданий: некая дружеская страна обращается к России с просьбой помочь в восстановлении конституционного порядка и победить террористические группировки, захватившие органы власти. И союзнические войска помогали это сделать. Это было в марте 2013 года. Уже тогда они понимали, что режим Януковича может пасть в любое время, что Янукович ведет страну к коллапсу. И именно поэтому готовили захват украинской территории.
Скрытая фаза захвата Крыма началась 20 февраля, когда Янукович еще формально был президентом страны. Они тихо брали под контроль объекты критической инфраструктуры. А 27 февраля началась открытая фаза, когда произошел захват зданий парламента и Кабмина Крыма.
Параллельно на южной и восточной границах Украины шла концентрация сил российской армии для подготовки вторжения на материковую часть Украины. Об этом нас информировали украинская разведка и наши иностранные партнеры.
Тогда парламент России дал разрешение президенту Путину использовать вооруженные силы России на территории Украины. Их планы позднее стали понятны: вторгнуться в Украину, взять под контроль юг и восток и установить контроль над Киевом, чтобы силовым путем восстановить марионеточный режим Януковича. Именно этому служило обращение Януковича о введении российских войск. Он пошел на измену и обратился к вражеской стране, чтобы путем агрессии возобновить свою власть. Это заявление — политическое прикрытие для Путина и его клики. Если бы они эти планы реализовали, то продемонстрировали бы миру, что восстановили конституционный строй в Украине.
О попытке восстановить украинскую власть в Крыму
Когда мне сообщили о захвате административных зданий в Симферополе, я дал приказ окружить парламент и Кабмин, подготовиться их отбить. Через несколько часов мне сообщили, что удалось только окружить эти здания. Но под натиском агрессивно настроенных людей силовики не смогли выполнить задачу и разошлись. Деблокировать органы власти было некому.
Об измене силовиков
Количество изменников было таким, что невозможно вообще понять, кто способен работать на страну. СБУ не выходила с инициативой проведения АТО в Крыму, потому что из работников СБУ (это официальные данные) 90 процентов изменили присяге. Некому было проводить АТО в Крыму.
Наихудшая ситуация сложилась в милиции — там изменили присяге 99 процентов личного состава. В Вооруженных силах — 71 процент изменников. Меньше четырех тысяч военных вышли из Крыма. Такая же ситуация в Управлении государственной охраны, где работают бойцы высокого уровня подготовки, — только 20 человек остались верны присяге. В пограничной службе аналогичная ситуация. Военная прокуратура может сообщить, сколько ведет дел за измену, против шпионов и диверсантов.
Человек с фамилией Ильин (по состоянию на февраль 2014 года начальник Генерального штаба ВСУ Юрий Ильин. — «ГОРДОН») даже не позвонил мне, чтобы сообщить о происходящих в Крыму событиях. Он скрывал информацию и фактически сотрудничал с Россией. Поэтому сейчас он там скрывается. За бездеятельность и грубое нарушение устава я решил снять его с должности. Если бы Ильин не спрятался в России, то рядом с Януковичем отвечал бы за разрушение боеспособности армии, за то, что ничего не сделал, находясь на должности руководителя ВСУ.
28 февраля после доклада Тенюха (в феврале-марте 2014 года Игорь Тенюх исполнял обязанности министра обороны. — «ГОРДОН») и других силовиков было принято решение о полной боевой готовности. Это отражено в указе. До этого такое решение никем не принималось. Никто из военных не информировал меня о необходимости такой меры.
О разговоре с главой Госдумы России
Во время заседания СНБО мне сообщили, что звонит глава российской Госдумы Сергей Нарышкин. Я сделал перерыв и поговорил с ним. Он сообщил, что Россия признает меня только как легитимного главу парламента, но не признает мои полномочия как исполняющего обязанности президента. Они считают, мы силой захватили власть. Подчеркнул, что считают легитимным президентом Януковича и именно от него готовы воспринимать информацию и иметь общение с Украиной.
В то же время (я так понимаю, по поручению российского руководства) Нарышкин начал угрожать: если погибнут русскоязычные люди, российские военные, они имеют потенциал уничтожить новую украинскую власть. Фактически шла речь о вторжении со стороны России. Я сказал Нарышкину тогда, что они нарушили все международные соглашения и не имеют ни юридических, ни политических оснований пребывать на территории Украины. На что он ответил, что будут и политические, и юридические причины, и политические основания.
На следующий день парламент России дал разрешение Путину вводить войска в Украину. А политическим основанием, на которое намекал Нарышкин, безусловно, стало обращение Януковича.
Письмо Януковича, зачитанное в ООН, никто не воспринял как основание для нападения. Мировая общественность была на стороне Украины. В то же время Россия получила политический фиговый листок, чтобы прикрыть агрессию.
Накануне этих событий, 28 февраля, руководитель разведки генерал Виктор Гвоздь сообщил мне, что по данным, полученным от источников в России, готовится на 1 марта решение о введении войск в Украину. И сказал, что есть обращение Януковича по этому поводу. Но реальный текст обращения я увидел, когда представитель России огласил его в ООН.
О состоянии Вооруженных сил Украины
У нас не работала разведка и силовики. У меня не было информации о начале российской агрессии. Я ее получил 27 февраля рано утром. До этого, по нашей информации, ситуация в Крыму не отличалась от ситуации в других регионах. Что касается военной агрессии, то мы думали, она началась 27 февраля утром. А она к тому времени уже завершалась. Тогда началась открытая фаза по установлению контроля над органами власти.
28 февраля во время первого заседания СНБО министр обороны Тенюх доложил, что в связи с тяжелым положением в ВСУ (одно из основных преступлений Януковича — осознанное и системное разрушение ВСУ и оборонного комплекса) есть возможность собрать не более пяти тысяч военных. Это весь резерв, который тогда имело военное руководство страны.
Главная угроза, которую вскрыли на СНБО, — подготовка вторжения на материковую часть. Руководители говорили, что против Украины могут задействовать более 200 тысяч российских военных, танки, системы реактивного залпового огня, авиацию и так далее. В тех условиях спалить этот резерв в Крыму было недопустимо. Приняли решение начать переброску войск с запада на восток и юг страны, на потенциальные направления вторжения российских войск.
Тогда же решили начать мобилизацию. Но мы не могли сразу ее начать, потому что была полностью уничтожена система военкоматов, уничтожены архивы, не было вооружения, одежды, резервов, чтобы кормить призывников. Мы вынуждены были полностью восстанавливать логистику Вооруженных сил, ремонтировать технику, чтобы обеспечить первую волну мобилизации. И смогли объявить ее только 17 марта.
Понимая, что нам не хватает войск, я вынужден был вести переговоры с руководством Республики Беларусь. Я получил от него заверение, что Беларусь не будет использоваться для того, чтобы российские войска зашли к нам в тыл. Александр Лукашенко (президент Беларуси. — «ГОРДОН») честно сказал, что если у него не будет возможности противостоять, он своевременно об этом предупредит.
После того как в стране началась российская агрессия, во многих районах поднялись сепаратистские мятежи, в стране началась паника. Мне пришлось взять ответственность на себя, я вынужден был успокаивать людей и убеждать их, что армия нас защитит. Если бы я тогда вышел и сказал: «Друзья, у нас нет армии, вас некому защитить», начался бы хаос. Я несу ответственность за все свои слова и действия перед украинским народом и перед своей совестью.
Об обороне воинских частей в Крыму
Учитывая небольшой потенциал силовых структур и ВСУ, дали команду обеспечить охрану и защиту всех мест дислокации, кораблей, арсеналов в Крыму. В том числе защищать места дислокации, используя оружие. Нам надо было выиграть время. Этот приказ был зафиксирован и доведен до ведома всех исполнителей. Тогда была обрезана специальная защищенная линия связи, управление войсками было сложным.
В то же время много честных офицеров и солдат старались выполнять приказ. Когда в начале марта началась массовая сдача мест дислокации, я жестко ставил вопрос перед министром обороны: почему не применяется оружие для защиты городков, мест дислокации, кораблей и так далее? На что мне дали пояснение о деморализации военных, низком уровне подготовки. Главный аргумент, который мне привели (эту информацию подтвердил генерал Михаил Коваль, который побывал в Крыму), что российские военные используют коварную технологию: перед своими подразделениями выпускают мирных жителей. Их используют как пушечное мясо. Офицеры пояснили, что не могут стрелять в гражданских.
Еще одна причина, по которой не выполнялись приказы о применении оружия, — это система комплектации наших войск. В то время в войсках контрактники были крымские. Как и многие крымчане, они были отравлены российской пропагандой и не сопротивлялись.
Нам было важно выиграть время. Путин планировал завершить оккупацию и разоружение украинских военных до 1 марта. Благодаря поддержке местных жителей военные сумели месяц продержаться в Крыму и подготовить оборону юга и востока Украины, чтобы не дать противнику без сопротивления войти на территорию страны.
Об отказе вводить военное положение и объявлять войну России
Многие не понимают законодательную суть объявления войны и военного положения. Объявление войны — это применение без ограничений вооружения. Военное положение — это жесткое ограничение конституционных прав граждан на собрания, проведение массовых мероприятий, цензура в СМИ, возможность проведения конфискации имущества и так далее. При введении военного положения страна даже должна информировать ООН.
В условиях, когда начался сепаратистский шабаш во многих регионах, введение военного положения мне очень помогло бы. 27 февраля вечером я дал поручение подготовить соответствующий указ. Такой указ был подготовлен, и на заседании СНБО я планировал получить поддержку по этому решению. Но указ не мог действовать, если его не поддержит парламент. Поэтому 28 февраля я пригласил лидеров фракций парламента, чтобы заручиться их поддержкой.
Многие политические лидеры тогда понимали, что российская агрессия может затянуться на долгое время. Введение военного положения приостанавливает возможность любых выборов. Это могло привести к тому, что у меня будет неограниченная власть на неограниченное время. Именно поэтому за решение проголосовал только я один на заседании СНБО. Понимаю своих коллег. Они считали, что проведение прозрачных выборов и избрание легитимного президента значительно усилит позиции Украины. Я был вынужден с этим согласиться.
Об угрозе ядерного удара по Украине
После тотального ядерного разоружения Украины у нас не осталось оружия и военных средств, чтобы противостоять такой державе, как Россия. Именно поэтому как в феврале 2014 года, так и сейчас, когда мы имеем боеспособную армию и военно-промышленный комплекс, мы не можем объявить войну агрессору.
Россия — ядерная держава. Партнеры (которые были гарантами нашей безопасности по Будапештскому меморандуму) заверили, что мы можем действовать только на дипломатическом уровне, а не на военном. Поэтому мы не могли огласить войну ядерной державе. Она была готова к этой войне, ее вооруженные силы готовились к вторжению.
Путин сказал, что был готов использовать ядерное оружие, чтобы завершить операцию в Крыму, если бы ему кто-то военным путем помешал. Это его прямая речь. Он был готов использовать ядерное оружие, если бы его операция встретила серьезное противодействие.
По сценарию российского военно-политического руководства на границе с Россией были сосредоточены мощные силы — 200 тысяч военных, которые были готовы к вторжению. Имея резерв пять тысяч человек, мы ничего не могли противопоставить. Я сказал и повторюсь, мы и сейчас не оглашаем войну России, потому что не готовы к этому. Но придет время, когда мы найдем возможность дать ответ, в том числе и ядерный. Я убежден, пусть не скоро, но это будет.
О показаниях бывшего начальника Генштаба Заманы
Многие «герои», причастные к развалу ВСУ, распускают побрехеньки, как они хотели кого-то защищать, спасать, проводить какие-то операции. Господин Замана (начальник Генерального штаба Вооруженных сил Украины с февраля 2012-го по февраль 2014 года Владимир Замана. — «ГОРДОН») дезинформировал суд. Никаких предложений мне лично он не подавал. Ни докладных, ни рапортов не было. Это можно проверить по книгам регистрации.
Будучи руководителем в ВСУ при Януковиче, он несет ответственность за развал Вооруженных сил. Замана рассказывает, что о чем-то мне сообщал. С мокрыми штанами Замана сидел и боялся рот раскрыть тогда. Как и многие другие, кто сегодня вещает о своем «героизме».
Замана сообщил, что 23 февраля выступал в Верховной Раде и докладывал о небезопасной ситуации в Крыму. У меня есть заверенная копия стенограммы, где слова по Крыму Замана не сказал. К сожалению, таких героев не было. Если бы они были, я бы первым их отправил воевать в Крым.
О назначении Тенюха министром обороны
Формирование правительства происходило сложно. Не было одной политической силы, которая могла сформировать правительство. В нем были представители партии «Батьківщина», «Свобода» и УДАР. Они получили соответствующие квоты. Квота по министру обороны отошла к «Свободе», и они внесли кандидатуру Игоря Тенюха на должность. Поскольку правительство коалиционное и без одной из этих сил мы не смогли бы его запустить, было принято общее решение по договоренности политических сил, сформировавших парламентское большинство.
Ни Марчук, ни Смешко, ни Кучма с Кравчуком не входили в состав парламентского большинства, соответственно по регламенту Верховной Рады не могли предлагать кандидатуры на должность того или иного министра.
О денонсации Соглашения о дружбе и взаимной помощи между Украиной и Россией
Нам необходим этот договор. Его главная особенность в том, что Россия четко признает все границы Украины, включая Крым. Под ним стоит подпись российского руководства. Во всех международных судах, куда обращается наша страна, это соглашение является одним из главных аргументов о беззаконных варварских действиях российских военных по захвату наших территорий в Крыму и на Донбассе. Россия очень хотела бы, чтобы Украина денонсировала это соглашение и тем самым отказалась от своих границ.