Последний муж советской кинозвезды Людмилы ГУРЧЕНКО Сергей СЕНИН: «Когда Люсе столько же лет исполнилось, сколько было ее отцу, когда его не стало, она как-то на кладбище мне сказала: «Ну вот, и мне уже столько же...». Я: «Да брось, не бери в голову, что ты?!», но так и случилось: они в одном возрасте из жизни ушли»
(Продолжение. Начало в № 25)
«После Люси я теперь понимаю, какой может быть жена, женщина, подруга»
— Вы иногда вопрос: за что вы Людмилу Марковну полюбили — себе задавали? Что в ней было особенного, кроме того, что она красивая, умная, мудрая, со шлейфом киноролей и такой биографией?
— Cо всей открытостью и откровенностью вам, Дима, и может быть, кому-то еще отвечу, потому что понимаю: об этом многие думают... Самым главным для меня были в Люсе не талант и ее успешность, потому что мы с ней не только успех переживали, — очень непростое нам выпало время! — а исключительно ее человеческие качества. Вот то, что меня в свое время по голове шандарахнуло, когда я журнальный вариант «Моего взрослого детства» прочел, с которого мы разговор начали, потому что, когда 11-12-летний мостик в будущее был переброшен, я все увидел — не знаю, уместно ли здесь это слово? — иллюстративно, живьем... Именно личность у меня на первом месте — и до Люси, и особенно после нее, — потому что теперь я понимаю, какой может быть жена, женщина, подруга...
Честность, порядочность, надежность, поддержка — это для меня не пустые слова, а то, что за годы жизни с ней в полной мере ощутил, и знаю: именно это она во мне ценила. Я, правда, на ваш вопрос не ответил: когда по-настоящему понял, что люблю? Это 95-й год был, Рига (нам на прибалтийские страны «везло»), гастроли Театра сатиры, в спектакле которого Люся участвовала. Она три вечера отыграла плюс два сольных концерта дала и там, по сути, смертельное заболевание получила. Все настолько на грани было, что рижане сказали: «Нет, мы этим заниматься не будем, нам летальный исход не нужен — в Москву, в Москву!».
— Что же это было?
— У нее габденовый агранулоцитоз начался — жуткая хворь, связанная с кровью, когда все жизненно важные показатели упали... Врачи не понимали, что происходит, диагноз поставить никто не мог, и это просто невероятное чудо, что из той болезни пусть с колоссальными потерями здоровья, но она выскочила. Тогда Люся в Институте гематологии лежала, в абсолютно стерильной даже не палате, а почти как в камере...
— В боксе...
— Я с величайшими предосторожностями к ней входил — в маске, в стерильной одежде и каждые две минуты должен был на себя разными антимикробными штуками пшикать, потому что малейшая инфекция — все! Вот тогда я понял: если этот человек из моей жизни уйдет, я просто, наверное, с ума сойду. В общем, там дальше очень интимное...
Этот момент, кстати, и на нее тогда повлиял сильно... Та история сблизила нас окончательно, потому что я был с ней и она поняла: на меня можно положиться. Из близких никто не помог — эту тему развивать не хочу, причем не то что не помог — даже внимания на эту болезнь не обратил.
Собственно, об этом очень откровенно и беспощадно в книге «Люся, стоп!» она написала. Там все более жестко, если не жестоко, изложено, но так было, и после этого стало ясно: она одна — в прямом смысле слова, при том, что родственники живы. У меня замечательные отношения с родителями, с близкими, но я один, потому что они не в Москве, а где-то очень далеко живут: дочка в одной стране (она с моей женой бывшей уехала), папа с мамой — в другой, брат — в третьей. Израиль, Германия, Украина — такой вот большой разброс, но так получилось...
«Правительству Люся писала: «Где моя родина? Она меня растоптала, всеми кинематографическими болезнями наградила и... с протянутой рукой оставила»
— Сегодня звездам эстрады и кино трудно представить себе, что в советское и постсоветское время выдающиеся актеры были бедны как церковные мыши, — многие в нищете прозябали и даже от нее умерли. Когда вы стали жить вместе, Людмила Марковна была бедна?
— Не скажу, что бедна, но могу заверить: пока не узнал ее жизнь изнутри, как и любой обыватель, — а у меня тоже обывательские представления были — полагал, что звезды кино...
— ...ни в чем себе не отказывают...
— ...живут так, что нам всем и не снилось, и тут такую скромную обстановку увидел... Конечно, у нее хорошая квартира была, но не более того, красивая мебель, но когда я стал узнавать, какой кровью, какой ценой это давалось... Как сама Люся в письме правительству писала: «Где моя родина? Она меня растоптала, всеми кинематографическими болезнями наградила и... с протянутой рукой оставила», и это же правда. Страшнейший перелом ноги — это фильм «Мама». Хронический гайморит, который сложнейшие операции за собой повлек, — это «Двадцать дней без войны», а кишечник — понятно, потому что всегда всухомятку: пирожок, сосиска, сарделька...
— Она мне рассказывала: туалетов на площадках, как правило, не было, а в чистом поле тем более — терпишь...
— Вот именно: терпишь, и это рано или поздно сказывается. Пока молодая-молодой, все нормально: зубами бутылки открываем, а дальше проблемы начинаются. Конечно, наша страна — это просто катастрофа (я сейчас страна говорю, а не Россия, потому что наш бывший Советский Союз подразумеваю). Знаете, артистам медальки, грамотки вручать, элементарными бытовыми удобствами не обеспечив, — самое настоящее издевательство...
Если бы вы в Люсину квартиру зашли, никогда ни одной ее фотографии не увидели бы, ни одного диплома. Нигде! — все это беспощадно убиралось, закрывалось. У нее, извините, весь туалет почетными грамотами был увешан.
— Туалет? Какая ирония!..
— Да, потому что она всегда говорила: «Что такое звезда? Это полная материальная независимость». Слушайте, если бы Люся была звездой в том смысле, который в это слово на Западе вкладывают, мы бы сами кино снимали и ни к кому бы за помощью не обращались, а так зарабатывали вроде неплохо, но все на какие-то проекты уходило. Нужно было о костюмах, о нарядах, о массе каких-то вещей думать — в общем, жили мы в этом смысле достаточно скромно, средне, без всяких роскошеств и излишеств... Bentley позволить себе не могли, но Audi TT — вполне, поэтому ею и ограничивались.
— О чем разговаривать вы любили?
— Даже не знаю... Да на любые темы, наверное. Если фильм посмотрели, который понравился, несколько дней под впечатлением находились и говорили, говорили, какие-то скрытые смыслы вытягивали... Отправной точкой могло служить все — книга, музыка, концерт, какая-то появившаяся на экране или на эстраде фигура. Например, Земфира — она сразу наповал сшибла!
— Людмила Марковна ею заболела...
— Да, просто заболела. Ей же часто вопрос задавали: как вы к современной эстраде относитесь? — отвечать на него было сложно, а приходилось... Люсе некоторые артисты нравились, но как? Относительно — это не то что прямо с ума сходишь: вот она формулировки и подбирала, и когда Земфира появилась, которая сразу от остальных на расстояние космоса оторвалась, во всяком случае, на наш с Люсей взгляд (и не только на наш, конечно), это потрясением стало... Вот это ее удивительное качество: зависть была ей чужда. Люся никак не относилась к бездарностям, пошлость — она на современной эстраде просто вопиюща — и фальшь презирала, но талантливые люди ее восхищали, она в восторг приходила, если кто-то умел сделать то, что ей не дано. Ну, еще иногда густыми и длинными волосами восхищалась, которые тоже от природы ей не достались.
— С Земфирой они познакомились?
— Да, но опять же нужно знать Люсю: это было знакомство очень легкое, ненавязчивое. В 2005 году мы юбилей отмечали, на мой взгляд, очень хорошую историю с ней придумали и в связи с этим всех-всех-всех пригласили. Виновница торжества несколько своих номеров подготовила, но мы хотели, чтобы люди, с кем она на экране, на сцене, на эстраде пересекалась, тоже выступали. Я Земфире, вернее, ее директорам позвонил и через них передал, что у Люси любимая песня есть — «Небо Лондона», и если бы певица смогла в этот юбилей ее исполнить, это был бы роскошный подарок. Как всякий умный и талантливый человек, Земфира оказалась простой и скромной (все ее резкие высказывания и поступки вне контекста воспринимать нельзя, это — колючки, иглы против бессмысленных, бесконечных нападок). Она согласилась спеть и сделала это роскошно.
На том торжестве они коротко познакомились и дальше вместе свечи на юбилейном торте задували — вот и все, больше никак не пересекались, это не то что: «А давайте, Земфира, еще что-то сделаем»... Мы почти на всех ее концертах в Москве были — на Горбушке, в Зеленом театре у Стаса Намина, везде, где возможно было, и Люся даже финал книги «Люся, стоп!» Земфире посвятила, потому что 2000 год, переход в новое столетие наступил. Для нее это был символ того, что все-таки настоящая история продолжается, а не только всякие однодневки бал правят...
«Дураков Люся презирала и людей без чувства юмора тоже, говорила: «Нет чувства юмора — инвалид, калека»
— Как вы проводить время предпочитали?
— У Люси любимое занятие было просто лежать, потому что она в это время книги писала — лежа, в голове, танец разучивала — в голове. К станку никогда не подходила, никаких па не репетировала — продумывала, продумывала, потом поднималась: трык-тык-тык и все: пошла и сделала. Она и музыку в горизонтальном положении сочиняла, поэтому состояние лежания у нее самое любимое было. Во-первых, организм и тело отдыхали, а во-вторых, очень хорошие мысли, связанные с творчеством, приходили.
Иногда мы любили на дачу выезжать, но этот порыв ровно через два дня заканчивался, потому что без выхлопных газов и шума города Люся не в своей тарелке себя чувствовала. Только в грохоте Москвы она полноценным человеком себя ощущала — по даче же неприкаянная ходила, говорила: «Ну что это дерево? Я умру, а оно будет расти». Дачи, горы, море просто ненавидела, потому что они вечные, с ними ничего не случится... Я возражал: «Люсь, ну так и дому нашему скоро 103 года — что же делать?». Вот как-то так...
— Вместе вы практически круглосуточно были...
— За редким исключением.
— Это не напрягало?
— Не напрягало в те моменты, когда просто дома находились, бездельничали или уезжали, скажем, куда-то за границу отдыхать, в Крым, в Одессу или под Харьков — там у нас любимые места были. Сложности начинались, только когда большая совместная работа шла, а таких у нас за 19 лет очень много было.
Вот тогда и впрямь непросто становилось, потому что со съемочной площадки или после репетиции на сцене все отдыхать отправлялись, а мы к себе домой приезжали и вместо того, чтобы как-то расслабиться, на другое переключиться, волей-неволей производственные моменты обсуждать продолжали, причем это до абсурда, до безумия доходило. Споры и ссоры начинались: вот так должно быть! — нет так! — а в итоге работа 24 часа в сутки продолжалась. Это очень тяжело было, и в том, что так происходит, Люся всегда меня винила, при этом не согласиться с ней нельзя было, потому что... Ну а кто еще может быть виноват? Только я.
— Характер у нее был тяжелый?
— Что вы, исключительный: легкий, простой, идеальный — до тех пор, пока люди не начинали на голову ей садиться. Понимаете, очень многие простоту отношений с ней как доступность воспринимали и начинали себя вести соответственно: а-а-а, ну все, можно сейчас по плечу похлопать... Речь не о барьере между звездой и поклонником, а о чисто человеческом личном пространстве, ну и, чего греха таить, у всех нас свои недостатки есть, которые рано или поздно проявляться начинают, причем бывают такие, которые Люся не прощала, — она бескомпромиссной была. Я все-таки пытался отучить ее от этой тотальной непримиримости, которая очень часто в работе, например, с режиссерами вредила, — с ними она вела себя так же принципиально.
— Дураков терпеть не могла...
— Просто их презирала...
— И людей без чувства юмора тоже...
— Говорила: «Нет чувства юмора — инвалид, калека», ну а насчет тяжелого характера... Проявления депрессии случались — это да, но тут, Дима, ничего сделать нельзя было, потому что за плечами, извините, огромная жизнь с колоссальными ударами, потерями...
— ...предательствами...
— Это рано или поздно чашу терпения переполняло — вдруг как-то все собиралось...
— ...и выстреливало...
— ...и я понимал, что рядом со мной человек, который уже совсем другими глазами на меня смотрит. Слишком много неожиданных провалов было, когда она полностью раскрепощена, только о деле думает и вдруг сзади — в спину, в спину, в спину... Это, конечно, незаживающие раны были — что говорить... Нам тоже хандра знакома, и мы иногда просыпаемся утром и обнаруживаем, что настроение плохое, а почему — сами понять не можем. Что-то приснилось, какие-то нехорошие мысли вдруг закрались, что-то вспомнилось — не то, что хотелось бы...
«Три раза в жизни Люся вдруг говорила: «Папа, прости, я была не права» — в тот момент я готов был разрыдаться»
— Людмила Марковна часто вам о своей прошлой жизни рассказывала? Вы много о ней знали?
— Рассказывала с утра до вечера каждый день (я не утрирую, реально так было) — о папе, хотя он в 73-м году умер и после этого уже очень много лет прошло. Это многих людей поражало, но меня — в большей степени, потому что я рядом был. Мне кажется, что у Люси с ним какая-то нереальная связь была, которая всю ее жизнь не ослабевала.
— Удивительно...
— Да, причем она всегда о нем с юмором вспоминала, постоянно говорила и писала: все, что у нее в жизни есть, от папы. Бог дал талант, а Марк Гаврилович смог этот дар сохранить и ее дальше толкнуть. Это же по папиному настоянию («только в Москву!») она во ВГИК поступать поехала — мама против была: и в Харькове училище есть.
Дочку его колоссальная любовь оберегала, а еще поддержка, вера и чувство юмора, которое с ней навсегда осталось. Мы очень часто на Ваганьковское приезжали, где он с мамой Люсиной похоронен, она с ним разговаривала и плакала. Когда Люсе столько же лет исполнилось, сколько отцу было, когда его не стало, она как-то сказала (мы по кладбищу ходили): «Ну вот, и мне уже столько же...». Я: «Да брось, не бери в голову, что ты?!», но так и случилось: они в одном возрасте из жизни ушли. Совпадение, тем не менее в этом какой-то знак есть...
— Вы иногда ссорились?
— Не иногда, а часто (улыбается). Ну как? Много ссор таких, знаете, понарошку было — каждый из нас понимал, что через мгновение они в юмор и хохот перерастут. Мы просто дурачились, грубо говоря. Ну, за 19-то лет, естественно, и серьезные размолвки случались — при таком графике жизни, при таком напряжении, при колоссальном чувстве ответственности это было неизбежно. Она меня своим отношением к делу заразила, хотя я, вообще-то, человек ответственный и всегда таким был: для меня, например, опоздать — это катастрофа, даже на минуту.
— Людмила Марковна, кстати, тоже никогда не опаздывала — более того, заранее приходила...
— Дело даже не в том — невероятное чувство ответственности, у нее во всем проявлялось. Конечно, это и окружающим передавалось, и мне в особенности.
— Вы обмолвились, как ее несколько раз не узнали, и я вспомнил: мы встретиться договорились... Я в гостиницу на пять минут раньше заехал, должен был в номер подняться, и вдруг смотрю: в холле дама, очень похожая на Людмилу Марковну, сидит... Она, такая звезда, заранее спустилась и тихо, скромно ждала...
— Тихо, скромно... Да...
— Когда вы ссорились, кто первым мириться шел?
— Я, конечно, но были ситуации, при которых Люся вдруг говорила: «Папа, прости, я была не права». Это, знаете, дорогого стоило, в тот момент я готов был разрыдаться: «Люся, перестань, это я был не прав», потому что из ее уст такие слова звучали невероятно... Она — человек очень гордый и все-таки ошибку признала: ходила-ходила, вынашивала, анализировала, размышляла, но за 19 лет это раза три было.
«В Лавре старушка спросила: «А кто это?». — «Моя дочь», — ответил я, шутя. С тех пор и пошло: дочь, доця...»
— То, что Людмила Марковна, боготворя отца, вас папой называла, вас согревало, вы в этом какой-то знак видели?
— Ну, Юрия Владимировича Никулина она тоже папой называла... Я понимал, что это — проявление особой доверительности, ведь папа — ее Бог, и если тебя этим словом одаривают, значит, все в порядке... Если она говорила: «Сережа!» — я уже начинал напрягаться...
— ...что-то не так...
— Значит, где-то осечку дал, какую-то промашку допустил.
— А как вы ее называли?
— Люся, Люсик, доця. Это у нас игрой было: папа-доця.
Смешную историю вспомнил... В те дни мы еще вместе не жили: встречались, с собакой гуляли, в театры ездили, на какие-то концерты ходили, в ресторанчиках сидели, ужинали, и однажды в Сергиев Посад поехали — тогда еще Загорском он был, уже потом историческое название ему вернули. Люся красиво, как только она умела, косынку повязала, но неосмотрительно (видимо, чтобы свалить меня уже окончательно) для похода в Лавру, в соборы короткую юбку надела. Приходим, а там какая-то бабулька стеной: «Нет! Нет! Нельзя в такой юбке короткой!».
Мы очень вежливый диалог с ней повели. Она спросила: «А кто это?». — «Моя дочь», — ответил, шутя. Бдительная старушка посмотрела внимательно: «Ну что ж вы свою дочку так плохо воспитали? Почему она у вас в короткой юбке приходит?». Люся проблему очень просто решила: юбку чуть-чуть вниз опустила, та у нее ниже колен стала, и этого было достаточно, чтобы нам пройти позволили. С тех пор и пошло: дочь, доця, папа-доча...
— По поводу юбки... У Людмилы Марковны сногсшибательная фигура была — на ее талию весь Советский Союз много лет засматривался, и удивительно красивые ноги, причем все сохранилось...
— Да, сохранилось.
— Вы понимали, какое сокровище заполучили?
— Кхе-кхе! Закашлялся даже... Вы меня в краску вгоняете... Понимал, конечно...
— До вас Людмила Марковна замуж несколько раз выходила и о каждом из бывших мужей мне рассказывала: об удивительно красивом Борисе Андроникашвили, об Иосифе Давыдовиче Кобзоне... Я, кстати, был свидетелем их очень непростых отношений после развода, причем непримиримую позицию как раз Людмила Марковна занимала. Иосиф Давыдович всегда говорил, что с удовольствием с ней бы общался и хотел как-то отношения наладить. Она же была нетерпимой, резкой, на случившееся между ними свою точку зрения имела и никогда ее не меняла. Вы знали об этом?
— Знал, конечно.
— И уговорить ее пообщаться с Кобзоном никогда не пытались?
— Нет. Понимаете, у людей, которые Люсю хорошо знали, на этот счет двух мнений быть не может: она человек исключительной честности и порядочности — для меня это аксиома (хотя для кого-то, возможно, теорема, а кто-то, вообще, противоположного мнения придерживается). Люся говорила: «Я поняла, что никого ни в чем никогда в жизни переубедить не смогу, и эту тему закрыла навсегда». Доказывать бессмысленно — это очевидно тем, кто ее понимает.
Конечно, Люсину оценку этой части ее жизни я слышал и ее реакции на какие-то вещи, которые вокруг нее в связи с тем распавшимся браком происходили, видел. Для меня то, что она говорила, — бесспорный факт, да и потом Иосиф Давыдович уже сам где-то об этом сказал, недавно признался, а Люся измен не прощала...
Она могла жесткой быть, резкой, но никогда не была грубой — я имею в виду прилюдно или в каком-то интервью, поэтому ей так неприятна была история, которая на нашем «Первом канале» случилась, — если интересно, могу рассказать.
Когда запись уже была закончена, камеры выключили, Малахов как бы за кадром о конфликте с Борисом Моисеевым ее спросил, с которым она одно время в одной программе выступала, а потом концерты прекратились. Люся рассказала, что Моисеев, по ее мнению, повел себя непорядочно, нецензурное выражение употребил, но, как выяснилось, камеры никто выключать не собирался, и не предназначенный для широкой публики разговор Малахов тайком записал. Люся же никого никогда вот так, с целью оскорбить, не оскорбляла...
Со стороны человека, о котором мы с вами сейчас говорим, не так давно одна очень некрасивая история была, но я не хотел бы ее ворошить — зачем это уже? Ни к чему, правда, и многие умные читатели Люсиных книг отмечали: она никогда ни с кем счеты не сводила (если внимательно и беспристрастно читать, понимая, что написано). Вот разные люди есть: одних она любила и ими восхищалась, с другими жизнь не сложилась — и жесткая беспощадная оценка, себя в том числе, шла, но никаких оскорблений, сведения счетов, выноса наружу фактов, которые живущего человека или его близких могут обидеть, не было, порядочность была у нее в крови!
На эту тему говорить мне очень сложно... Видите ли, в чем проблема: я, когда мы стали жить вместе, уже сложившимся был человеком... Почти, и только потом благодаря Люсе понял, как много мне еще сделать надо, чтобы других догнать. Правда, она-то уже огромную биографию за плечами имела, судьбу колоссальную — и в личной жизни, и в работе: во всем. К счастью, у меня такая натура, такой характер, чему Люся всегда поражалась и удивлялась, ее это даже в хорошем смысле возмущало: для меня все, что у Люси до 92-го года было, когда я с ней жить стал, как будто...
— ...отрезано было...
— Этот шлейф за ней не тянулся — как, собственно, и мой, а что у меня в прошлой жизни осталось? Ну, я женат был — Люся, кстати, мою жену хорошо знала.
— Да?
— Да, потому что упомянутую мною поездку в Израиль жена организовала — она организацией гастролей занималась. Люся и мою дочь хорошо знала, которая часто к нам приезжала, и, будучи в Израиле, с ней встречалась. Больше скажу: мои родители в Германии живут — Люся у них дважды дома была, а я еще ни разу.
«Я всех Люсиных мужей уважаю, но Купервейса после его интервью не очень, потому что это какая-то бабская истерика»
— Перед вами мужем Людмилы Марковны музыкант Константин Купервейс был — вы когда-нибудь с ним встречались?
— На премьере «СекСказки» в Киноцентре московском, и еще, помню, однажды невзначай с ним пересекся. По другому поводу, случайно, а так — нет...
— Людмила Марковна мне говорила, что он страшно ее предал, уйдя неожиданно, в самый неподходящий момент, — по ее словам, у нее было состояние, близкое к самоубийству, и тогда только Юрий Никулин, в общем-то, как-то подставить ей плечо попытался...
— Да, да...
— Она сказала: «Я шла по улице и выла раненным зверем», а интервью Константина Купервейса в «Караване историй» вы читали?
— Нет, не стал, потому что со слов знакомых его интонацию знал. Мы вместе с Люсей другое читали, которое он какой-то из газет дал, и после того, что он наговорил, этот человек для меня просто не существует. По большому счету, всех, кто с Люсей до меня жили, я уважаю, потому что какие-то счастливые моменты у них были, какое-то чувство возникало. Потом они расставались — ну что поделаешь? Это судьба, слушайте — я тоже пришел в Люсину жизнь тогда, когда пришел, и понимаю, что до меня у нее свои страсти, свои отношения, свои удачи, невзгоды, трудности были — как и у каждого. Повторю: я их всех уважаю, но Купервейса после его интервью — не очень, честно скажу, потому что это какая-то бабская истерика, на мой взгляд. Нельзя так о человеке, которого ты когда-то любил...
— ...с которым столько прожил...
— ...даже если между вами что-то случилось. Чего ты куда-то лезешь? Не надо — просто исчезни! Я не понимаю: это оправдание перед кем? Перед народом? Да народу глубоко плевать...
— ...абсолютно...
— Тогда кому это нужно? Теперь ты уже тихо сам с собою и с нею — с той, которую помнишь, сам разберись — ну, не знаю... (Вздыхает). Я таких людей, которые счеты с когда-то близким сводить начинают, тем более что те уже возразить не могут, не понимаю, — это совсем тяжелый случай.
«Отношения Люси с дочерью Машин муж Саша разрушил»
— Очень болезненной темой в жизни Людмилы Марковны ее отношения с дочерью Машей были — она мне говорила: «Я не понимаю, почему так произошло, я же ей все — и то, и то, и то, и... нет ответа». Вы пытались разобраться: что же там на самом деле случилось? Это ведь трагедия...
— Да, трагедия, потому что фраза: «Нет ответа», пожалуй, очень точно передает ситуацию. Когда мы с Люсей только начали жить вместе, я стал узнавать, что происходит, почему она одна, где дочь? Маша тогда появлялась, но как-то эпизодически, и что-то тут было не так: мама с дочкой иначе встречаются.
Я для себя объяснял это тем, что у Маши муж и двое детей есть и в семью она с головой ушла. Ребятишки замечательные были, старший Марик Люсю обожал так, что я передать не могу. Он прибегал, мы с ним много гуляли, на дачу приезжали, где они семьей отдыхали...
Ну, то есть какие-то отношения поддерживались, а потом все стало совсем непонятно. Что стряслось, я не допытывался: в конце концов, это чужая для меня территория, но готов был, извините, с Люсей и со всеми ее близкими жить, абсолютно точно понимая, что так должно быть. Я же условие: Люся, или они, или я! — не ставил: это абсурд, я человек очень в этом смысле контактный, всегда о дальних больше, чем о ближних, забочусь. Так по-советски устроен — благодаря школе, наверное, и комсомольскому воспитанию, а тут какая-то ерунда получилась...
Люся меня в курс дела рассказами, историями из жизни, припомнившимися случаями ввела... Никому этого не говорил — только одному телеканалу очень завуалированно намекнул, а вам, Дима, прямо скажу: я понял, что там есть человек, который (это мое твердое убеждение сегодня) все разрушил. Виноват, давайте вещи своими именами называть, Машин муж Саша — его не видно нигде, но я знаю: все, что происходит, — его рук дело.
— Неужели этот Саша такое сильное влияние на жену имеет?
— Увы (разводит руками) — он же от нее уходил, с двумя детьми бросил... Люся дочку выходила, вылизала, вычистила, в порядок привела — она похорошела, расцвела, а потом он пришел, увидел, что Маша приличным человеком опять стала — я имею в виду внешне, — и вернулся, но знаете, чем такие истории заканчиваются? Маша его простила, а Люся уже нет.
Когда мы познакомились и она мне об этом Саше рассказывать начала, я ее успокоил: «Люсь, да брось! Сейчас я к нему домой заеду, мы с ним посидим, поговорим, чего-нибудь, может, выпьем». Дима, и дальше я много точек могу поставить — даже не троеточие: ответа нет, потому что более ускользающего человека, в которого проваливаешься и не можешь ухватить, я не встречал... Это не тот, с кем можно, пожав друг другу руку, сесть и поговорить — искренне, откровенно...
Не знаю, что там происходило, и больше скажу: после Люсиного ухода я в течение 10 месяцев Маше очень часто с предложениями встретиться звонил. «Приди домой, — просил, — ты в этой квартире ни разу не была. Посмотри, ведь наверняка есть предметы, вещи, мебель, которые тебе дороги, близки, — они из твоей жизни, еще до меня появились. Возьми их, давай сядем и все обсудим, чтобы эти вопросы без адвокатов и судов решить, без того, чего все так ждут».
Они, эти «доброжелатели», чтобы все этим закончилось, не дождались, но все равно писать начали, что суд будет, что какой-то адвокат есть... У меня адвоката нет и никогда не было, но с той стороны уже какой-то грузин появился, на «Первом канале» глупые, идиотские заявления делались. Я все это Маше объяснял, она: «Да-да! Давай завтра... Ой, нет, лучше послезавтра... Нет, через неделю». Потом все повторялось: «Ой, ты знаешь, сейчас не могу. Ой, давай!..».
Нет ответа. Под камерами «Первого канала» у мамы на могиле попрыгать и время, и силы находятся, а где ж ты была, когда мама ногу сломала? Или когда она в 95-м году с нулевым показателем лейкоцитов в крови лежала? Где ты тогда была, Маша? А потом в студию программы «Пусть говорят» и дочку, и внучку привела — Малахов рыдает, все зрители в слезах: замечательно!
— Вы эту программу Малахова смотрели?
— Я видел кусок, где Маша с дочкой Леной и с внучкой на кладбище обнялась, — меня это просто поразило. Значит, извините, один муж какие-то интервью непонятные дает — счеты сводит, а эти рыдают: сумасшедший дом!
— Вакханалия...
— Ну а когда мне сказали, что они еще и песню «Пять минут» всем трио спели — фальшиво, под фонограмму, бездарно... Про «хорошее настроение» в программе Малахова распевали — вы можете себе это представить?
— С трудом...
— Какое счастье, что Люся этого не видела! Мне люди из Питера позвонили: «Ты смотришь?». Я сразу не понял: «Что?». — «Программу «Пусть говорят». — «Я, — сказал, — это вообще не смотрю». — «Но там с ума сойти, что происходит, — Маша с дочкой и внучкой под фонограмму, не попадая, песню поют». Малахов у Машиной дочки (ей, слава богу, уже прилично лет) спросил: «А как фильм называется, в котором эта песня прозвучала?». — «Пять минут». — «Нет, Леночка, фильм как называется?». — «Пять минут» — Леночка не знает, что это «Карнавальная ночь»... Ну, Бог с ней — я тоже в 78-м году не знал, но хотя бы книгу прочел, а прочли ли они? Не уверен...
— Почему же это так? На влияние мужа все списать тоже нельзя...
— Не понимаю... В конце концов, я фотографии счастливой Маши, счастливой Люси в разных возрастах вижу — это же все есть! — и потом что-то наперекосяк пошло... Не знаю, что... Люся, как никто, отдавать умела — просто людям: может, там раздел по линии талантливые-неталантливые произошел? Вот нет ответа!..
Могу точно сказать, что в той семье отношение к Люсе исключительно, стопроцентно, потребительским было. Они в трехкомнатной квартире жили, которую им, извините, Люся сделала, — нет, «мы другую хотели бы». Бедная Люся, для которой — вы, Дима, знаете, вы с ней часто встречались — немыслимо было куда-то на Старую площадь пойти, чего-то в каком-то ЦК КПСС просить, туда, рыдая, пришла... Ей пообещали: «Да, Людмила Марковна, вы только не плачьте. Поможем, поможем. Не вам, а вашим родичам... Мало им трехкомнатной — побольше сделаем!», но тут перестройка началась, весь этот ЦК КПСС...
— ...рухнул...
— ...долго жить приказал, наверх другие люди пришли — все! Претензии, однако, остались: а почему?.. А, извините, Саша однажды Людмиле Марковне сказал (это в ее книге написано): «Вот мне бы такую, как вы, Людмила Марковна, а не как Маша» — понимаете? Люся его на место очень резко поставила и эту фразу в книге привела, так что я ничего не сочиняю. Она человеку, который ее дочь оскорбляет, ответила так, как и должна была настоящая мать, за Машу таким образом заступилась, что этот человек Люсю до конца жизни возненавидел.
Думаю, от него исходило странное, непонятное нежелание Маши со мной встретиться, все обсудить — нормально, тихо, получить все, что она хочет.
— А раздел имущества пресловутый, о котором столько писали, уже был?
— Ну как? На бумагах, но там цифры: что кому, а дальше их нужно в конкретику перевести — это огромная работа, там же много всего. Я в музее огромную выставку сделал и полквартиры вынес, но надо же было с этим как-то определиться, понять, как и что... Спрашивал: «Маша, что ты хочешь?», звонил: «Приходи!». Нет ответа... Просто по Гоголю, понимаете...
(Окончание в следующем номере)