Народный артист Украины Виталий БИЛОНОЖКО: «Единственное, что стабильно и к чему украинцы привыкли, — нищенское существование: как 40 лет назад в фуфайках ходили, так и ходят, как на велосипедиках ездили, так и ездят. Увы, выбирать мы не умеем, поэтому нас, как коз, на поводочке держат и только доят»
«С Ющенко, может, и дрались, но я же не представлял, что президентом он будет, я бы тогда его не бил»
— Виталий, глядя на вас, сразу 1986 год, деревню Медведь в Новгородской области и учебку сержантов я вспоминаю — нас гоняют...
— ...самый смешной период...
— ...и, конечно, для всех «стручков» отбой, а сержанты в ленинской комнате телевизор смотрят. В тот поздний вечер киевское «Динамо» важный международный матч в рамках розыгрыша Кубка европейских чемпионов с болгарским «Берое» играло, и я наглости набрался и обратился: «Товарищ сержант, без футбола не могу, я о киевском «Динамо» в газетах писал, пока тут с вами не оказался...». Это очень буро было, сержант так на меня посмотрел, но почему-то сказал: «Ладно, заходи».

Я зашел, впервые за несколько месяцев человеком себя почувствовал... Первый тайм закончился, сержанты на перекур вышли, я в полутемной ленинской комнате один остался, и вдруг в перерыве Киев показывают, и вы, молодой, поете: «Возвращайся всегда, где б ты ни был, к родному порогу...». У меня слезы в глазах стояли, потоу что я только оттуда, впереди два года почти... С тех пор вы у меня с той ленинской комнатой и той песней ассоциируетесь...
— Боже, как здорово! (Поет):
Возвращайся всегда,
Где б ты ни был, к родному порогу.
Ждет огонь в очаге,
Ждет в кринице живая вода.
Возвращайся всегда
На ведущую в детство дорогу,
Над которой твоя
Сокровенная светит звезда.
Возвращайся всегда
На ведущую в детство дорогу,
Над которой твоя
Сокровенная светит звезда.
Возвращайся сюда,
Когда солнце встает над лугами,
Горсть пахучей земли
Ты из свежей возьми борозды.
Свет и холод росы
Снова вспомни босыми ногами,
На траве оставляя
Летящие к дому следы.
Свет и холод росы
Снова вспомни босыми ногами,
На траве оставляя
Летящие к дому следы.
Возвращайся сюда,
В час любой ты здесь гость
долгожданный,
Нет целебней тепла,
Чем тепло материнской груди.
Только мать может ждать
И надеяться так неустанно,
Только мать может знать
Меру этой любви — приходи!
Только мать может ждать
И надеяться так неустанно,
Только мать может знать
Меру этой любви — приходи!
И ты, Дима, вернулся!
— Я за эту песню до сих пор вам благодарен... Знаю, что вы с Виктором Ющенко в соседних селах жили, а за девушек не дрались?
— Ну, у каждого, согласись, свой президент должен быть (улыбается) — у нас вот сейчас винницкие коллективы в гору пошли... Правда, у меня при Викторе Андреевиче привилегий не было, но да, мы почти в соседних селах, на границе Недрыгайловского и Бурынского районов, жили, а между нами такое полусело было. За девчат, конечно, дрались, причем бляхой армейской — знаешь, как это?
— Да-да...
— На кладке сидишь, ремень на руку намотал — и бах-бах-бах за свою любовь... Домой приходишь — тут у тебя звезда (на лице показывает), тут такая же, кровью налитая, во лбу еще одна горит...
— ...красная...
— Ну, на пряжке-то золотая, а на лице, разумеется, красная.
Всякое было... В том полуселе совхоз находился, куда белорусские девчата приезжали, как наши гастарбайтеры по всему миру сейчас ездят. Их на буряки привозили, когда ботву эту вместе со свеклой дергать и гычку резать наши женщины уже не выдерживали, когда у них спины болели так, что разогнуться нельзя, а белоруски старательные, хорошие, добрые... На все добрые, в том числе на любовь. Жили в отапливаемых вагончиках прямо в поле — там даже жарко было, и мы на велосипедики садились — и к ним. Ющенковские из своего села, наши хлопцы — с другой стороны, на опережение: кто первым приехал, тот весь тестостерон и отдал (смеется). Если мы первые, они разворачивались и несолоно хлебавши домой направлялись, правда, иногда от злости шины нам резали, и мы с велосипедами на плечах возвращались...
— С Виктором Андреевичем вы в ту пору встречались?
— Не знаю — он же на год моложе, поэтому не пересекались, наверное, хотя, может, и дрались, но я же не представлял, что президентом он будет, — я бы тогда его не бил... Ну, он тоже не знал, что я народным артистом стану: 27 лет уже, кстати, звание это ношу...
Для меня Виктор Андреевич — знаковая личность. Помню, наш фестиваль «Мелодия двух сердец» делать мы начинали и к нему в Нацбанк с Колей Мозговым пришли. Коля после госпиталя был, после поломок своих, я — еще нормальный, живой такой хлопец... Заходим, а в банке тишина!
Я, к слову, в Нацбанке пел, причем бесплатно. Со сцены сказал: «Вот парадокс: на золоте стою, а пою бесплатно, как птичка...».
— На шару...
— Ну да, а тут тишина, все что-то просить пришли. Тихо Виктор Андреевич вошел, к нему все идут и шепотом что-то говорят — каждый свое, дошла до меня очередь... Он выслушал и руками развел: «Ну, у нас ведь не коммерческая структура, а, скорее, методическая, поэтому я тебе транспортом помогу», и я со всей Украины артистов на тех автобусах свозил, которые Ющенко выделил. Это тоже помощь существенная, я до сих пор, дорогой земляк, благодарен!
«С парашютом четыре раза я прыгал, и с каждым все страшнее!»
— Вы действительно в воздушно-десантных войсках служили?
— В Ансамбле песни и пляски.
— То есть с парашютом не прыгали?
— Не воевал, но ситуация с островом Даманским была, на котором, кстати, мой старший брат был, позднее в космонавтике погибший: наши тогда еще секретными «Градами» просто там разрушили. Эта ситуация с китайцами...
— ...в 69-м возникла...
— ...да, а я в армию в 71-м пошел, и к тому времени в Белой Церкви «китайскую дивизию» сформировали. Причин для ее создания не было, но парни в красной форме ходили — лоси такие крепкие, и с парашютом прыгали, и шесть раз за ночь по тревоге вставали... Что такое тревога шесть раз за ночь, я тебе передать не могу: у нас клуб был красивый, я на колосники сцены, бывало, на шестой раз залезу и там сплю — приходят, ищут меня, а потом гауптвахта и шесть нарядов вне очереди...
С парашютом четыре раза я прыгал, и с каждым все страшнее! Последний раз в молоко сиганул — в туман. Это после двух ночных тревог было: мы на бэтээрах ехали, потом — в транспортный самолет загрузились, откуда нас и выкинули. Нет, мне воевать не хотелось...
— С китайцами?
— Да и с ними тоже — я спать хотел и, приземлившись, просто взял, парашютиком обернулся и в снегу уснул. Утром просыпаюсь, а на лице конденсат, уже к парашюту прилип, и сержант, хороший парень, тоже с Сумщины, сидит и кинжаликом с автомата этот конденсат оббивает (улыбается). После этого нос гримировать мне приходится, потому что он обморожен был.
— Как человеку, как украинцу, наконец, вам больно оттого, что в Украине сейчас происходит?
— «Больно» — не то слово: иногда интернет читаю и плачу. Я мучаюсь, для меня это шок — вижу, что Украина в какую-то патовую ситуацию себя загоняет. Сколько политиков развелось! — больше, чем колхозников когда-то было, причем им уже в политике тесно, а бросать это дело они не хотят, потому что власть — это как сцена, это «Баунти», «Сникерс», сахар, медом политый, и ты его ешь. Вот что такое власть над всеми — ну как они отказаться от нее могут? На время уходят, где-то пересидят и снова в политику возвращаются, а народ всеми забыт, заброшен — все лишь о собственной выгоде думают.
— Что с Украиной будет, как вы считаете?
— О Боже... Был бы я мессия, давно бы Украину процветающей, самой лучшей страной в Европе сделал, всех бы догнал-перегнал, и не как Хрущев Америку, а по-настоящему. У нас же потенциал потрясающий, все есть — и таланты, и ум, но беда в том, что выбирать не умеем, поэтому нас, как коз, на поводочке держат и только доят. Ничего хорошего у нас не будет, пока к власти политики, которые Украину полюбят, не придут — люди из поколения, которому сейчас 30-40 лет, ничем не испорченные.
— Некоторые наши политики мне народных артистов часто напоминают — слушаешь и, как по Станиславскому, веришь...
— Ну нет...
— Вы не верите?
— Кто такой политик? — это человек, который говорит то, что остальные слышать хотят, и который что угодно готов делать, врать напропалую, лишь бы до власти дорваться.
— Я знаю, что телевизор вы много смотрите, а что чувствуете, когда на экране этих лживых политиков видите?
— Со слезами на глазах сижу и боль за свою страну испытываю, за свой народ, который так неуважительно к себе относится, не понимает, кого выбирает и как за свои права бороться. Племянник как-то на округ от своей партии меня отправил — в Полтавскую область, а там уже свои царьки-князьки, там магнат, у которого 80 тысяч гектаров земли и который давно в Верховной Раде сидит, под свои земли законы пишет... Я об этом не знал, бегал-бегал по тем селам, председатели колхозов с айфонами это снимали... Я в Карнеги-холле, лучших залах Европы работал, сотни концертов во дворце «Украина» дал, а тут меня в сельские клубы не пускали, потому что он сказал: «Выберете Билоножко — паи заберу, зарплату платить не буду, с голоду подохнете!».
Представь, в село приезжаю, а клуб закрыт! Клуб, кстати, красивый такой — справа Маркс до сих пор висит, слева Ленин, полотна четырехметровые... У входа три-четыре калечки сидят, инвалиды, которые председателя уже не боятся: им все равно, и я для них пою, рассказываю, убеждаю: «Кнопку против вас никогда не нажму, потому что мама моя из Яреськов, с Полтавщины родом. На Сумщину на заработки приехала, там Васыля встретила, и так шестеро детей появились».
Конечно, я прокололся, магнату тому проиграл и после этого понял: во-первых, политика моим делом никогда не была, а во-вторых, я должен просто честным гражданином оставаться, который свой народ и Украину в себе любит.
«В основном наши люди еще рабы»
— Наши люди до сих пор рабы?
— Да, в основном, и хотя и другие есть, их еще мало. Даже, ты знаешь, не то чтобы рабы — они просто разуверились, разочаровались: один пришел — наврал, второй пообещал — не выполнил, а чего не выполняют? О другом думают — что должность-то временная, успеть надо... Как в том анекдоте, когда еврей в ЦК пришел должность просить хорошую. Ему говорят: «Свободное кресло министра культуры есть...». — «Не-не, это временно, мне бы так, чтоб до пенсии!».
Люди всего насмотрелись и уже не то чтобы кому-то — самим себе не верят: единственное, что стабильно и к чему они привыкли, — нищенское существование. Как ходили 40 лет назад в фуфайках, так и ходят, как на велосипедиках ездили, так и ездят, только сеточка теперь не сзади, на багажнике, а спереди, чтобы никто не украл. Руки как были от работы потрескавшиеся, такими и остались...
— Нет ли у вас ощущения, что не только от простых людей, но и от вас ничего в Украине не зависит?
— От простых людей, Дмитрий Ильич, тогда что-то зависеть будет, когда они в себя поверят, хорошо информированы будут и когда какая-то контрсила, которая свой народ полюбит, появится. От меня больше зависит, но насколько? Нынешняя власть, которую я, в общем-то, уважаю, — первая, которая мне чисто организационно с проведением фестиваля не помогла. В 2015 году мы патриотический, антивоенный концерт «Мелодия двух сердец» сделали, когда людям это надо было, когда именно этого они ждали и девять раз в зале вставали! У нас военные, дети защитников родины пели, ансамбли, дуэты семейные...
— ...и никому ничего не надо...
— Никому, Дима, — поддержки ноль! Я до сих пор с дворцом «Украина» не рассчитался, и мало того что государству не надо, так и телевидение ни в чем не нуждается. Сейчас все каналы информационные...
— ...искусство показывать негде...
— Да! Увы! На больших частных каналах их собственная продукция идет, и она достойная, хорошая, а те, где наш фестиваль раньше показывали, информационными стали и вечное бу-бу-бу, бу-бу-бу крутят, и смысла дальше наш фестиваль проводить нет.
— Какой-то выход из ситуации, которая в Украине сложилась, по-вашему, есть? Что нам делать?
— Я уже сказал: молодежь продвигать, которая хорошо училась, тех, кому 30-40 лет. Вот я своих детей в эту плеяду поставил бы: у них по два высших образования, там и КНЭУ, и театральный, и Академия управления при президенте... Нам таких парней надо, а еще лучше — тех, кто Гарвард окончил, кто комсомольский значок не носил, кто мыслит иначе! Новых управленцев, айтишников, ученых... Из старшего поколения Игоря Митюкова, Виктора Пинзеника пригласил бы, еще нескольких людей интересных. Не популистов — специалистов, не актеров, которые политиков играют, а толковых и харизматичных людей, потому что харизма — это сила...
— Кстати, о харизме: многие говорят, что в президенты чисто теоретически Святослав Вакарчук и Владимир Зеленский пойти могут. Может ли президент в Украине артистом быть или, наоборот, артист президентом стать?
— Ну, президент артистом...
— ...понятно, что может...
— Да, президентов-артистов много у нас было (смеется), а артист президентом?.. Ну а им это зачем? — и один, и второй на пике славы находятся. Как мой учитель по жизни Дмитрий Михайлович Гнатюк говорил: «Виталечка, запомни: лет 15 на свой авторитет ты работаешь, а потом авторитет лет 30 будет работать на тебя». Они еще на свой авторитет работают — что Владимир гениальный актер, что Слава гениальный певец и музыкант: президентство им зачем? В политику деятели культуры уже ходили, мы их просили: закон о меценатстве примите, чтобы за нами богатые люди бегали...
— ...в очередь становились...
— ...чтобы какую-то культурную инициативу профинансировать — как в Москве, которую я не люблю...
— ...как во всем мире...
— Да, как во всем мире, правильно.
— Лично вы какого президента хотели бы?
— Очень простого, очень принципиального и очень профессионального.
— У вас такая кандидатура есть?
— Э-э-э... Выбираю... Порядочного хочу, и патриотичного, чтобы народ свой любил, — народ в себе, а не себя в народе!
«Если где-то под рок запел, Мирошниченко звонила мне и ругала: «Ты, скотина! Ты чего рычишь? Голосом пой!»
— Кумиры среди украинских певцов у вас были?
— О-о-о! — огромное количество. Из тех, с кем общался, — безусловно, Евгения Семеновна Мирошниченко: она все мне могла высказать... Если где-то под рок запел, звонила и...
— ...тра-та-та-та-та...
— ...ругала: «Ты, скотина! Ты чего рычишь? Голосом пой!». Я объяснял: мол, песня такого подхода требует, я же не просто так... У нас с ней любовь была взаимная...
— Красивая женщина!..
— Да-а-а, с сияющими глазами прекрасными... Боже, как со студентками она работала! Я смотреть ходил, а Елизавета Ивановна Чавдар, заведующая кафедрой?! Я свидетелем был того, как великий певец Анатолий Соловьяненко у нее учился. Ну как учился? Уже будучи народным артистом СССР, лауреатом Ленинской премии, приходил, они с Лизочкой сядут, потолкуют...
Меня как раз преподаватель из класса выгнал — за то, что у меня сын родился. Ну случайно так получилось — первый ребенок всегда случайный... Я у профессора Георгия Маргиева занимался, он настоящий осетин был, мы к конкурсам Глинки и Чайковского готовились, как раз дело пошло, я арии Мельника, Мефистофеля пел... Он говорил: «Малчик мой, береги сэбя, к дэвкам не хады!». Я спрашивал: «Почему?». — «Все со связок туда идет, и ты это теряешь! Не хады, зарэжу!». В общем, узнав, что я отцом стал, он меня прогнал, хотя я ему книжечку принес, где Жорика ручка обведена, сказал, что в честь него ребенка назвали... За что, кстати, теперь расплачиваюсь, потому что характер у него такой же, как у Георгия Петровича (улыбается).
И вот захожу я в класс, где Чавдар и Соловьяненко сидят, и говорю: «Елизавета Ивановна, Маргиев меня выгнал — что делать, из консерватории уходить?». А мы с ней хорошо знакомы были: в Германию, в Лейпциг, ездили, где оперу «Дейдамия» ставили, три месяца там прожили... Ну, пожилые певицы, женщины в возрасте, меня всегда любили...
— ...и не только пожилые...
— (Улыбается). Ну, до молодых мы еще дойдем... Словом, в присутствии Соловьяненко Чавдар благословила меня к Огневому пойти, к Котику, как Константина Дмитриевича называли. Он руками развел: «Ну, я же с тенорами работаю...». Я попросился: «Константин Дмитриевич, заберите — куда мне идти? Два года доучиться надо, пожалуйста!»... Он согласился, и я у него доучивался. Работать интересно было. Тенора же как поют: «А-а-ай, уснули голубые...», а у меня своя ария, и Котик мне кричал: «Перекидывай!». Я: «Что, Константин Дмитриевич, перекидывать?». — «Не туда, а сюда голос перекидывай!» (смеется).
...Он рядом с моей мамой на Берковцах лежит, причем так мистично все вышло... Мама через полгода после него умерла, от той же тяжелой болезни — я только в консерватории отплакался, где с ним попрощался... Великий певец был, добрейшей души человек, никому зла не сделал, но после прощания так получилось, что на кладбище я не пошел: какая-то съемка была, а потом мамы не стало. Я Омельченко, мэра Киева, попросил, чтобы с местом помог, — не на Байковом, конечно, хоть на Берковцах, но поближе. Тот откликнулся, меня к директору кладбища привели, и тот сказал: «Во втором ряду два местечка есть — можете брать. Кстати, рядом певец Огневой лежит». Я туда подошел — и у меня шок...
— ...точно мистика...
— ...на могилке мой двух с половиной метровый венок стоит, на нем все опало, и только черная лента осталась: «Дорогому Маэстро от семьи Билоножко». И я понял, что Котик тоже меня любил, как и я его, — видел с небес, что на кладбище я не попал, не проводил его, и меня туда полгода спустя привел, когда маму я хоронил...
«Помню, как Соловьяненко «Чорнії брови, карії очі» пел и в конце «до» держал: просто на нотку сел — и она у него полторы минуты длилась, серебром-золотом переливалась»
— Дмитрий Михайлович Гнатюк — глыба, гигант, уникальный человек, которого даже сравнить с кем-то нельзя! От Бога артист — голос, талант, доброта, для нас тоже знаковая фигура. Когда Света первый раз забеременела, он депутатом Верховного Совета СССР был, приемная в Оперном находилась... Я в министерство, туда, сюда тыкался — квартиру никто не давал! Ну хоть что-нибудь выделили бы — не у дворника же комнату снимать, который свою Машу головой в унитаз макал за то, что трешку ему на пропой не давала. Я его за это бил, а потом она за мной гонялась...
Дай, думаю, рискну: к Гнатюку пойду. Прошение к депутату написал, Свету взял — в кабинет заходим... Дмитрий Михайлович в расцвете сил...
— ...красавец...
— ...вот такая грудная клетка, идеальная прическа, улыбка широкая... Он нас тогда вообще не знал. «Вот, — говорю, — солистка оперетты, а я студент консерватории: нам бы комнатку какую-то, Дмитрий Михайлович...». Он сначала: «Все, стоп, стоп...», а потом видит, что Света беременна: «О-о-о! Да-да!» — и прошение подписал, после чего нам в срочном порядке комнатку в дурдоме Министерства культуры на улице Малышко выделили, где кто только ни жил. Все нынешние народные — от Наташи Сумской, Саши Осадчего, Жени Савчука, который сейчас...
— ...капеллой «Думка» руководит...
— Да, и когда Свете срок рожать подошел, я ее к маме отправил (она акушер-гинеколог), а сам ремонт делал, чтобы на все готовое ее привезти.
Боже, как мы там счастливо жили! Там же еще и второго сына родить успели, (улыбается), а как мы гуляли, танцевали, какие гости к нам приходили!..
Вот Дмитрия Михайловича вспомнил, а Николай Кондратюк? Это же гигант! А уже упомянутый Соловьяненко, а Мокренко? Записи их послушай...
— ...я, кстати, слушаю...
— И я. Обо всех, конечно, сказать сейчас не успею — только тех назвал, с кем общался и кто мне симпатизировал.
— Хорошо, что YouTube есть: и услышать, и увидеть можно, правда?
— А я ведь еще на записи у них бывал: много лет солистом эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио УССР работал, а они же там, в Доме звукозаписи, в большой студии, писались. Гениального Бильчинского, звукорежиссера, помню — какую он аккустику делал: при фортиссимо, при крещендо голос все равно звучал, пробивал... Помню, как Соловьяненко «Чорнії брови, карії очі» пел и в конце «до» держал: просто на нотку сел — и она у него полторы минуты длилась, серебром-золотом переливалась...
— Лауреат Ленинской премии!
— Да!
— Сегодня красивых голосов в Украине меньше или нет?
— Поверь, не меньше, но их меньше знают. Шоу-бизнес...
— ...свое делает...
— ...давит все. Больше безголосые известны, чем те, кого знать нужно.
«Украинских артистов, которые в России гастролируют, я не понимаю, но не признать, что Москва лучших, самых талантливых, выбрала, не могу»
— Что вы об украинских артистах, которые в России сейчас гастролируют, думаете?
— Честно говоря, ничего не думаю — «у всякого своя доля і свій шлях широкий», как классик писал. Я свою судьбу давно с Украиной связал, Украине плохо, и мне не лучше, но я люблю ее и знаю, что предателей нигде не жалуют, — в том числе в России. Сегодня используют, пока этому идеология способствует, а потом...
Мы с одним продюсером говорили: он рассказывал, как его уговаривали, что обещали, как-то оправдывался... Я: «Чего ты оправдываешься? Ты это выбрал, тебе это нравится, у тебя жена-певица прекрасная...». — «Мы там постоянно украинские песни поем!». Ага, думаю, поете вы постоянно, а если кто-то в Донбассе в баре запел — на 20 лет за украинскую песню сел...
Я этого не понимаю, но не признать, что Москва самых лучших, самых талантливых выбрала, не могу, и как этих исполнителей мне судить? Я ведь когда-то тем же путем шел...
— Как к запрету на въезд в Украину многим российским исполнителям вы относитесь и к тому, что российские фильмы и сериалы запрещают?
— Сперва скажу, что года три уже российские сериалы вообще не смотрю: противно. Я просто понимаю, что российское кино — прежде всего идеология, прославление русского солдата. Когда-то, еще в первое пришествие Путина, наши политики не расслышали его слова о том, что где русский язык, русская песня звучит, там Россия, мимо ушей это пропустили, и пошло-поехало.
Путин все эти «Богатые тоже плачут» про Мексику или Бразилию с фазендами убрал, и эпоха российского патриотического кино началась, и вот они дострелялись, добросались гранатками до того, что придурок Пореченков в Донбасс поехал, пулемет взял и по несчастным нашим защитникам Отечества палить начал, которые непонятно зачем так долго там находились и неясно почему были оттуда выброшены. Как это любить можно? Я не люблю и не уважаю.
— Пореченковых сюда пускать не нужно?
— Да они и сами, я думаю, приезжать побоятся.
«Дмитрий Гнатюк клавиры сгреб и на пол бросил: «Господи, да если бы не нужда, разве сюда приехал бы?»
— После запрета на въезд в Украину для многих российских звезд количество ваших концертов здесь увеличилось?
— Дмитрий Ильич, ты же учти, что я с 17 лет пою. Когда-то Саша Тиханович (царствие ему небесное!) к нам на «Мелодию двух сердец» приехал, а концерт у нас и так раздутый, и в «Украине» правила таковы, что после 10 вечера за час 30-35 тысяч ты платишь. Я: «Сашенька, дорогой мой, давай вместо трех песен — одну или две». Он: «Виталечка, я уже так напелся... Сколько скажешь — главное, что я приехал и ты мне заплатил» (улыбается).
Трудовая книжка у меня в 17 лет открыта: ансамбль «Козаченьки», «Веселые ребята», потом армия, консерватория... Я все пою, пою и пою, а сейчас, слава богу, право выбирать, куда мне поехать, имею.
Помню, Дмитрий Михайлович Гнатюк... Вот такой он был! (Руки раскидывает). Мы как-то на одну агрофирму оправились, а он уже в таком статусе, что мы «лауреат караваев» его называли: ему везде каравай вручали, он кусочек отламывал, в сольку макал... Тут то же самое: встретили красиво, концерт впереди, а баянист не приехал! Гнатюк спросил: «У вас здесь баянист есть?». Ему в ответ: «Есть, Дмитрий Михайлович, а как же». Местный баянист пришел, в клавирах ковыряться начал, а клавиры там Майбороды, Билаша — серьезная музыка. Копался-копался, Гнатюк уже ему сам, какую кнопочку нажать, показывал, а тот все равно ничего понять не может! В конце концов Дмитрий Михайлович все эти клавиры сгреб и на пол бросил: «Господи, да если бы не нужда, разве сюда приехал бы?». (Смеется).
Ну уникальный был человек! В автобусе сидеть мог (вокруг детвора, сопля моего возраста и моего ранга тогдашнего), разные истории вспоминать и громче всех смеяться... Особенно много он о Николае Яковченко знал и в каждую поездку новым артистам рассказывал, как Ольга Кусенко, первая жена Тарапуньки, на базар шла, а Яковченко со своей таксой Фан-Фаном — навстречу. (Хриплым голосом Яковченко): «Олю, куди ти йдеш?». — «На Бесарабку, Миколо Федоровичу». — «Не ходи туди, Олю, там на блядєй облава!».
Гнатюк мог говорить, говорить, говорить, а потом раз — и тишина: уснули Дмитрий Михайлович. Ему надо было минут 15 перекемарить, после чего он просыпался и опять на полтора часа зарядить мог! Обо всем успевал рассказать: автобусы тогда со скоростью 30 километров в час ездили...
— Сколько уже лет вы со Светланой живете?
— О-о-о, это сложный вопрос — у нее надо поинтересоваться, чтобы я не облажался. У нас как-то об этом спросили, я на жену стрелки перевел: «Пускай Света скажет», и Света сказала: «35 лет». Дальше спросили: «А вашему старшему сыну сколько лет?». Она: «40». Все притихли, на меня смотрят... Я изумился: «Так что, первый сын не от меня?», и Жора потом, после эфира, над ней подтрунивал: «Мама, а папа что, не мой отец?» (улыбается). Я в армии ее встретил — ты понимаешь, что это такое?
— Светлану вы ревновали?
— Нет, просто если видел, что не по-моему что-то, сразу бил...
— Свету?!
— Не-е-ет, режиссеров театра. Ее-то за что? Разве она виновата, что красивая женщина, что на нее, как мухи на мед, мужики слетались?
— Режиссеров, а еще кого?
— Директоров. Одному директору телевидения пальцы дверью прищемил и предупредил: «Еще раз мою жену после программы зайти попросишь, то, что между ног, прищемлю!».
— Вот что значит Воздушно-десантные войска!..
— (Смеется).
«Ивана Гаврилюка я попросил: «Вань, охмури артистку!». Ваня охмурял-охмурял, а потом сказал: «Виталик, мне кажется, Света тебя любит!»
— Вы действительно своего друга, выдающегося украинского актера Ивана Гаврилюка, Светлану соблазнить просили?
— Ну, не то чтобы соблазнить... Я же в столицу 18-летним провинциальным парнем приехал — без образования, который только мир познавал. Киев полюбил, остаться здесь захотел, девочка сразу попалась, в театре, с первого взгляда влюбился, наврал, что ее поклонник, редкую книжку подарил, потому что знал, что она ко мне вернется: «Вокальные параллели» Лаури-Вольпи — их полторы тысячи экземпляров во всем Советском Союзе было. Встречаться начали, то к моим родителям, то к ее ездить, а потом такое время пришло, что что-то решать надо было, — как дальше быть.
Как-то мне мама рублей 30 на солдатскую «Приму» прислала, а я вместо «Примы» решил в ресторан сходить. Ивана пригласил и еще одного друга — самых красивых (ну, Иван в фаворе тогда был, он уже в «Аннычке» сыграл, на битом стекле с Быструшкиным танцевал, и это он и с Миколайчуком, и со Степанковым меня познакомил, в результате чего в историю мы попали, после которой я на гауптвахте сидел)... С ними на 45 минут Свету оставил: мол, с желудком что-то, выйти надо, а перед этим попросил: «Вань, охмури артистку!». В Доме офицеров это было — я на улице стоял и в окно смотрел, что и как. Ну, Ваня охмурял-охмурял, а потом вышел ко мне и сказал: «Виталик, мне кажется, она тебя любит!». Слово авторитетного человека на меня, конечно, подействовало...
«Света для меня все: без нее я даже на концерт выехать не могу — прическу она мне сделает, костюм в порядок приведет, накормит... Ну разве что подсрачник не даст»
— От Светланы налево когда-нибудь вы ходили?
— А кто ж тебе в этом признается? (Смеется). Только направо!
— Нет чтобы решительно отрицать...
— На самом деле, налево ходить я всегда боялся — особенно после того, как Билл Клинтон с Моникой Левински облажался.
— Покойный Николай Петрович Мозговой мне говорил, что Виталий Билоножко — еще тот самец...
— Ну, самец не тот, кто с горы спустился — и все стадо его, а тот, кому женщины в любви признаются, кто поклонниц своих платонически любит и никогда не обидит, кому сказать можно: «Виталечка, он ко мне пристает, защити» — и ты раз в дыню, два...
— В общем, на молодиць не заглядаєтеся?
— Да на всех: и на молодых, и на юных. Женщина — самое совершенное творение природы! Дмитрий Ильич, ты же понимаешь меня, я думаю... Ну как без них? Это ведь лучшее, что нам в жизни дано!
— Светлану вы до сих пор любите? Столько лет ведь уже вместе...
— Ну что такое любовь? Это русские придумали, чтобы женщинам не платить (улыбается), но первые годы тумана любовного я даже не помню, что делал, что со мной происходило...
— А потом — дружба?
— Не-е-е! Мы, извини, в десны лет до 40 целовались, и тестостерон никуда от нас не девался. Света для меня все — мама, жена, любимая женщина, дочь... Дочерей у меня нет, но я бы очень хотел — внучку сильно люблю и все старшего сына прошу: «Ну Светочку принеси, я ее хоть потискаю!».
Сейчас жену в свободное плавание отпустил: она так в молодые годы со мной настрадалась! Я же в кино сниматься ее не пустил, хотя Марк Донской на Киностудию имени Горького забирал, перспективы были...
— Красивая женщина!..
— Он говорил: «Ларионова в мамы уходит — девочка моя, давай, я тебя подучу...». А у нее типаж Ларионовой, но, знаешь, как они подучить могут?
— Да-да...
— И я Свету перед выбором поставил: либо кино, либо семья, а сейчас она, повторюсь, для меня все, без нее я даже на концерт выехать не могу — прическу она мне сделает, костюм в порядок приведет, накормит... Ну, разве только подсрачник не даст (улыбается).
— Как вы, символ семейных ценностей, к геям относитесь?
— А мы среди них живем — у Светы много друзей-геев, у меня тоже. Один товарищ был, который мне даже машину ремонтировать помогал: директор базы Верховной Рады. Как он Свету просил: «Светочка, ну пусти Виталика со мной в саунку! Я «вольвочку» купил, паутинку сорвем, с ним покатаемся...». Жена слушала это, слушала... Разумеется, никуда я не ездил, и однажды она не выдержала, прямо ему сказала: «Иван, ну он меня любит, не поедет он никуда с парнями». Он обиделся: «Трубку больше не бери!», звонит мне и поет:
Біда не в тім, що свище вітер лютий,
Що січень на вікні малює мертві квіти,
Біда не в тім, що ти мене не любиш,
Біда, що я тебе не можу розлюбити!
Я посмеялся, а потом Коле Мозговому эту историю рассказал: «Вот, оказывается, для кого вы с Рыбчинским песню написали!».
— В советское время пили артисты много, даже чистый спирт, а сегодня пьют?
— Ну, моя творческая жизнь с чистого спирта и началась. Как раз фильм «Вавилон ХХ» закончили...
— ...с Миколайчуком...
— ...я на студию Довженко прихожу, а там жизнь бурлит — в одном павильоне какую-то сказку снимают, в другом фронтовики ходят, помрежи мечутся, операторы, и буфет в центре — в самом большом павильоне, где Савик Шустер потом программу свою снимал. В этом буфете Миколайчук, Степанков, Осыка, Брондуков, Гаврилюк сидят, на столе три бутылки с этикеткой «Боржоми» стоят, правда, без пузырьков, и леденцы лежат, и вот киноэтюд у них такой: каждый себе, чтобы подозрений не было, из бутылки в стакан наливает, спокойно так выпивают... Только у одного Костя Петровича слеза потекла... Потом по леденцу берут, в рот кладут и на умняке сидят. Ваня меня подозвал: Виталик, мол, к нам садись. «Да, — я ответил, — воды что-то не хочется...». — «Это не вода, давай!» — и полстакана мне налил, а спиртного до этого я в рот никогда не брал!
Это, как ты уже понял, спирт был — в зобу мне дыханье сперло, к крану за водой, чтобы запить, побежал, а закончилось все тем, что меня, пьяного солдата (Гаврилюк в штатском был, а я-то в шинельке!), на проходной киностудии патруль загреб и я пять суток на губе просидел (улыбается).
«Когда онлайны с Революции достоинства смотрел, у меня глаза выцвели»
— Рядом с вашим загородным домом целое фермерское хозяйство, где много животных и даже рыб вы выращиваете...
— Это правда — если это загородный дом, там, я считаю, полно детей, внуков, правнуков должно быть, там животные, птицы должны жить, и каждой твари — минимум по паре. У меня две овчарки, лебедя-подранка подобрал — и ему самочку привез: пара такая — это чудо просто, как друг друга они любят! — и только из дому выйду, как они уже с берега мне хрюкают: пусти, мол, жрать хочется! (смеется). Еще с десяток павлинов у нас живут, голуби разные — от белых павлинов (порода такая) до английских королевских дутышей, курочки малюсенькие, вот такусенькие (показывает), но такие умные! Четыре яйца павлиньих высидеть может, и уже павлины больше ее, а она возле них: тю-тю-тю-тю-тю...
— Сентиментальный вы человек?
— Безусловно — разве по мне не видно?
— Что может слезы у вас вызвать?
— То, что я по телевизору вижу. Потеря друга, родного человека. Непонимание происходящего. С возрастом это беда просто — когда онлайны с Революции достоинства смотрел, у меня глаза выцвели.
— Плачете часто?
— Ну как? Когда болит...
— ...а болит последнее время постоянно...
— Ты прав — не жизнь, а шокотерапия.
— В душе вы молодой человек?
— Ну конечно! Вот мы у тебя на дне рождения гуляли — я такой же, как у тебя в гостях 20 лет назад был, разве что волос поменьше. Ты смелый: голову побрил — я тоже хотел, но отговорили: «Не делай этого! Скажут, что, как Паша Зибров, совсем поменялся, и три года на концерты ходить не будут».
— Сколько же вам сейчас лет — в душе?
— До 45.
«В юности море по колено мне было, а сегодня Днепр по... По пояс!»
— По себе — молодому, красивому — скучаете?
— А чего скучать...
— ...если все еще молод и красив, да?
— (Смеется). Ну да, я и сейчас еще ого-го: кто попадется, тот...
— ...не отобьется!
— Точно! Всему свое время, каждому овощу свой срок, но ностальгия есть, безуловно. Жалею о том, чего не сделал, что из рук выпустил, что через меня прошло, но до конца не довел, и страшно подумать, сколько людей ушло, с которыми годы в любви, уважении и согласии прожил.
— Что чаще всего вспоминаете?
— Да все: концерты, гостиницы, девушек, которые в меня влюблялись, музыку хорошую, которую исполнял. Сколько песен было! 300 или 400 — в один концерт не уместить: нельзя впихнуть невпихуемое...
— В молодости, знаю, море по колено вам было, а сегодня?
— Сегодня мне Днепр по... По пояс! (Поет). Дніпро по по-о-ояс... Три года я на Днепре живу и все три года в нем не купался. Янукович молодец: «Межигорье» от радиации очистил, там она в землю ушла, а у нас в районе Осокорков (поет) «тече вода, тече брудна вода!». Даже медузы откуда-то, из каких-то канав, появляются — экологические службы, если они и работают, на предприятия не влияют, и в реку все бесконтрольно сливается.
— Грустный вопрос задам. На церемонии прощания с выдающимся певцом, вашим и моим другом, Юрием Богатиковым песня в его исполнении звучала, где такие слова были:
Ничто не вечно под Луной,
Никто не вечен.
Друзья прощаются со мной.
До скорой встречи!
Совсем не я тому виной:
Жизнь быстротечна...
Под какую из ваших песен вы бы хотели, чтобы с вами прощались?
— Ой, ну и вопрос... Юрий Иосифович... Вот тоже, кстати, такая утрата: сегодня был, а завтра — раз, и нет человека! Каким веселым он был! — мог спокойно в кабинет Грача в Крыму зайти, чтобы позвонить, и когда входящие платные были, полтора часа сидел и расспрашивал, что там в Киеве, как у кого дела и так далее (смеется). Когда-то на нашем концерте я его объявил: «Великий украинский сын российского народа!» — и не вырезали, так Богатиков мне полгода потом говорил: «Боже, ты один эти слова произнес, и в телеверсии их оставили!». Удивительный он был — я таких людей люблю, которые, словно зебры: полоса черная, полоса белая...
Он и тебя, кстати, любил, во всех твоих концертах пел. Полтора метра ростом, а душа какая, а харизма! На двухметрового лося поющего.
«Боюсь, коли мене не стане, щоб не казали люди, не казали, що вік прожив я марно на землі»
— Под какую песню достойное прощание со мной было бы? Мне повезло: я совсем юным на радио и телевидение пришел, с оркестрами Ануфриенко и Бабича работал, и когда мы какую-то песню записывали, Игорь Шамо появился — великий мелодист, который рано от страшной болезни ушел, еще столько всего написать мог бы... На меня за стеклом звукорежиссеру пальчиком показал, запись остановили, я вышел. Он спросил: «Мальчик, а вот эту песню спеть можешь?». Ну, слова моему жизненному кредо соответствовали, и хотя в ту пору только 30 мне было, я спел, а потом в филармонии эту вещь исполнил. Ко мне Диана Игнатьевна Петриненко, Анатолий Мокренко подошли: «Ты такую песню до людей донес!»... (Поет):
І день мина,
І ніч сумна розтане,
І відлетять літа, мов журавлі...
Боюсь, коли мене не стане,
Щоб не казали люди, не казали,
Що вік прожив я марно на землі,
Що вік прожив я марно на землі.
Скажіть річкам,
Скажіть степам й дібровам,
Скажіть, хто був зі мною кожну мить,
Що я не встиг тоді любові,
Що поміж вас великої любові,
На жаль, не зміг я рівно розділить.
На жаль, не зміг я серце розділить.
А ще скажіть,
Що не цуравсь я друзів
І не соромивсь сліз, коли пекло...
Я з вами був, брати мої і друзі,
Я з вами був у радості і тузі,
Так тихо був — неначе й не було.
Так тихо був — неначе й не було...
І вірю я:
Як лебедина зграя
Свою у небі пісню просурмить,
Хтось із людей мене згадає,
Хтось із людей колись мене згадає,
Я з вами був і буду кожну мить!
Я з вами був і буду кожну мить!
Что интересно, я первым исполнителем одной песни был, которую Леонид Дербенев мне на программе «Шире круг» подарил. Это их с Максимом Дунаевским свежеиспеченное произведение было, он отдал его мне и сказал: «Пой, Виталик!». Я песню в Киев привез, быстро аранжировку сделали, но потом Михаил Сергеевич, болельщик «Зенита», вмешался...
— ...Боярский...
— Да-да, а хохму про Михал Сергеича знаешь? Когда Михаил Григорьевич Водяной умер, при власти Горбачев был — Михаил Сергеевич, и вот на похоронах директор филармонии речь произносит: «Спи спокойно, дорогой наш, великий Михал Сергеич! О-о-о-й! Григорьевич!». (Поет):
Вновь о том, что год уходит с Земли,
В час вечерний спой мне.
Этот год, быть может, где-то вдали,
Мы не однажды вспомним.
Вспомним, как прозрачный месяц
плывет
Над ночной прохладой,
Лишь о том, что все пройдет,
Вспоминать не надо,
Лишь о том, что все пройдет,
Вспоминать не надо...
Все пройдет: и печаль и радость.
Все пройдет: так устроен свет.
Все пройдет, только верить надо,
Что любовь не проходит, нет!
— Благодарю вас, Виталий! Вдохновения вам, счастья и Светлане привет!
— Спасибо, Дмитрий Ильич!
Записала Анна ШЕСТАК

Народный артист Украины Виталий БИЛОНОЖКО: «Единственное, что стабильно и к чему украинцы привыкли, — нищенское существование: как 40 лет назад в фуфайках ходили, так и ходят, как на велосипедиках ездили, так и ездят. Увы, выбирать мы не умеем, поэтому нас, как коз, на поводочке держат и только доят»
Защитник Донецкого аэропорта «киборг» Николай МИНЬО: «Везде слышно: «Войны нет» — вот солдаты и думают: «На кой черт я это защищал, раз они крадут миллиарды, а я даже участок получить не могу?»
Бизнесмен, меценат и писатель Гарик КОРОГОДСКИЙ: «Думаю, основное действующее лицо Майдана — Фирташ, миллион-другой приложил Коломойский. Банальная смена элит, но, к сожалению, на крови»
Эммануил ВИТОРГАН: «Что у меня рак, я случайно узнал, но ударом это для меня не стало»
Эти лишние личные знания...
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги