В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Ищите женщину!

Рената ЛИТВИНОВА: «Когда за собой сильно ухаживают, это тоже перекос — лучше бы книжки читали, а они в залы ходят и качаются, качаются... Не любо мне это, хочу в неправильный образ жизни уйти и старость на высокой ноте закончить»

Дмитрий ГОРДОН. «Бульвар Гордона» 8 Февраля, 2012 22:00
Часть II
Дмитрий ГОРДОН

(Продолжение. Начало в № 5)

«ПОСТУПИЛА ВО ВГИК, ВОШЛА В АУДИТОРИЮ И ПОДУМАЛА: «КАКИЕ ЖЕ ВСЕ УРОДЫ!»

- Я выписал для себя эпитеты, которыми вас награждали критики, - в частности, они говорили, что вы «жеманная чудная блондинка», «странная», «инопланетянка», «инородное тело»...

- А может, я правда инопланетянка? - бытует же мнение, что среди нас есть пришельцы.

- Так почему бы одной из них вам не оказаться?

- Да, я же об этом могу и не знать.

- Любопытно, а когда ходите в магазин или с кем-то общаетесь, инородным телом себя чувствуете?

- Понимаете, это уже есть гордыня. Если уж инородным телом себя ощущаешь, значит, считаешь особенной, и с этим пытаюсь сражаться, потому что это тоже заболевание. Помню, когда поступила во ВГИК, вошла в аудиторию и подумала: «Какие же все уроды!». Это ужасно, а ты такая сидишь - и что?

- Но вы ведь сказали однажды: «Быть блаженной - исконно русская традиция»...

- Теперь, кстати, совершенно их нет...

- ...блажь, очевидно, прошла...

- ...а раньше считалось: если есть в городе несколько святых или хотя бы один, город спасется.

Фото PHL

- Вы очень оригинальны - в манере говорить, вести себя...

- Мне кажется, сейчас мы с вами беседуем, и я абсолютно адекватна - разве нет?

- Адекватны, согласен, но на других не похожи, и это так здорово!

- Я держу себя, по-моему, изо всех сил.

- У некоторых, кто с вами общается, возникает, однако, ощущение нереальности происходящего...

- Вы кого-то сейчас снова цитируете или то говорите, что думаете?

- Нет, цитирую...

- Допустим, но, встретившись со мной вживую, мнение не поменяли?

- Нет...

- (Удивленно). Нет?

- Вы просто очень мне нравитесь - признаюсь в этом вам без зазрения совести, - и прежде всего тем, что не такая, как остальные...

- Спасибо большое - такой комплимент!

- Евгений Александрович Евтушенко когда-то сказал мне, что маршировать с кем-то в ногу по Крещатику или Красной площади не фокус: фокус - одиноко шагать в противоположном направлении по другой стороне улицы...

Фанни Ардан, Жерар Депардье и Рената Литвинова на Международном кинофестивале «Молодость» в Киеве, 2010 год

- Вот, кстати, Евтушенко по другой стороне улицы не шагал - в отличие от Иосифа Бродского.

- Позволю себе с вами не согласиться: отправлять телеграмму Брежневу с протестом против вторжения советских войск в Чехословакию - это не идти со всеми в строю...

- Ну, просто у меня другой кумир - Иосиф Бродский, который вышел из одной академии, куда приняли Евтушенко: чисто из чувства протеста.

- Подробности их непростых отношений я знаю...

- Замечу: даже когда его спрашивали, почему это сделал, он не комментировал, отвечал коротко: «Просто был шанс сидеть в одной комнате», и таким образом он этот шанс исключил. Вы знаете, как иногда не хочется сидеть с человеком в одной комнате?

- Знаю, конечно...

- В каком-то смысле я так его понимаю!

- Вы как-то обмолвились, что вас называли «эсэсовской сукой»...

- Кошмар какой!

- Что это были за люди?

- Те, кто видит тебя со стороны и лепит какой-то «красивый» образ. Когда не было денег, я надевала черную юбку, белую кофту (обязательно чистую!), туфли на каблуках и ходила...

С Никитой Михалковым. «Знать себе цену и на какой-то постамент становиться — разные вещи»

- ...важная...

- ...серьезная очень - ну, я же не должна была всем улыбаться? Да и потом, когда чувствуешь себя одинокой студенткой без денег, конечно, ты кажешься всем недоступной, потому что пытаешься нести себя с достоинством, а окружающие трактовали вот так, хотя на самом деле это какая-то степень защиты.

«ПРАВА У МЕНЯ ЕСТЬ, НО ЕСТЬ И УГРОЗА, ЧТО МОГУ КОГО-ТО ЧУТЬ-ЧУТЬ ПОДШИБИТЬ»

- Правда ли, что вы до сих пор путаете газ с тормозом, право и лево...

- ...да!..

- ...и по-прежнему не садитесь за руль?

- Пока это мне не надо, и хотя права у меня есть, есть и угроза, что могу кого-то чуть-чуть подшибить. Да, были случаи, когда путала газ, тормоз...

- ...и подшибали?

- Ой, мужчина один с палочкой едва увернулся. Как его?.. Служитель культа ГАИ. (Улыбается). Я поразилась: какой оказался верткий!

- ...владелец палочки...

- Я, кстати, потом, через несколько метров, когда он увернулся, остановилась, но он так неожиданно выскочил из темноты с этой своей штукой...

«Мы внутри не стареем — нам просто в аренду дано это покрытие, которое какого-то черта портится: все время надо о нем заботиться, а оно ветшает, склонно болеть...»

Ничто просто выскока мужчины на дорогу не предвещало: ты себе едешь, только водить научилась... Он, помню, подбежал ко мне и спросил: «Какое ваше самое большое нарушение?». Не знаю, что он хотел от меня услышать, но я ответила: «Наверное, то, что чуть вас не сбила». Он меня тогда отпустил, но я поняла, что вождение - это, увы, не мое. Вы представляете, если бы сбила его, как бы потом мучилась?

Нет, лучше ездить не буду совсем, потому что самое страшное горе, которое только может случиться, - это когда ты кого-то вольно или невольно убьешь.

- Я прочитал множество интервью с вами, получил удовольствие от ваших ответов, и, в частности, мне понравилось, что на вопрос: «Есть ли у вас недостатки?» - вы ответили: «Слишком умна»...

- Нет, я всегда говорю, что мой недостаток - давать интервью, а насчет «слишком умна» я себя не переоцениваю - могла быть и поумнее. Надо все время заниматься собой, потому что человек деградировать склонен, и мозг нужно тренировать: мозги - тоже мускулы.

- Вы сильная женщина?

- Я не хочу ею быть, но да, иногда приходится. Демонстрировать эту силу свою не пытаюсь, авторитарные люди, которые,  как танком, по всем прут, мне не нравятся. В человеческих отношениях я очень лояльна, в работе - нет, но если лояльничать буду с сотрудниками, дело свое не сделаю.

- Раньше, когда еще тщательно выставляли свет, люди творческие не суетились: долго лепили роль, вживались в образ, понимали, что будут играть, думали, как с этим справятся...

- Подготовительный период был, как правило, три месяца, съемочный - три месяца, постпродакшн - столько же...

- ...а теперь - гонка!

- Картина делалась год и больше - сейчас это невозможно.

 

- Вам, однако, эта гонка не свойственна...

- Мне - нет, я просто в рамки себя поставила. Фильмы снимала быстро и сейчас твердо решила заработанное за какой-либо контракт полностью трачу на них и делаю то, что хочу, - это такая роскошь! На самом деле, я очень счастливый человек, потому что могу себе это позволить, а многие ведь не могут, хотя если бы захотели... Все, что человек желает, ему дается, - значит, они не хотят, и я всем говорю, что не верю в несостоявшихся гениев и тем, кто оправдываются, что обстоятельства делать им что-то свое не дали.

- Талант непременно пробьется, правда?

- Нет - следует волю какую-то проявить к исполнению, хотя это определенные жертвы: идти по накатанной гораздо проще.

«ИСКУССТВО - УДЕЛ СТРАДАЮЩИХ, У КОТОРЫХ ЕСТЬ РАНЫ И У КОТОРЫХ НЕТ КОЖИ»

- Я убежден, что по-настоящему одаренные люди одиноки, - одиночество вам знакомо?

- Оно для творчества необходимо: не может абсолютно счастливый, живущий в достатке человек заниматься искусством - это удел страдающих, у которых есть раны и у которых нет кожи.

- Творчеству достаток вредит, вы считаете?

- Хотелось бы, чтобы нет, но способность реагировать, чувствовать, быть все время в претензии к миру в целом и к себе в частности он притупляет. Не понимаю, как можно собой быть довольным, хвалить себя - в этом уже диссонанс некий. Не воспринимаю людей, которые говорят: «Я самая хорошая, самая крутая, самая лучшая...».

- Ну хорошо, а Никита Михалков цену себе знает?

- Знать себе цену и на какой-то постамент становиться - разные вещи, и те, кто себя туда ставит, достойными, как правило, не являются.

«Жить надо сегодняшним днем — завтра нас может не стать»

- Вы давно уже стали модным персонажем...

- Мне кажется, эта мода 100 раз уже отзвучала. Все волнообразно: сначала ты в одной ипостаси, потом в другой - не бывает падений, если не было взлетов, и без падений тоже, увы, не взлетишь.

- На модные тусовки вы ходите?

- Разве что, если это условиями контракта оговорено.

- Что вам не нравится там больше всего?

- Ну, это просто безумная трата времени, которое так лимитировано, и как человек, прошедший с 1967 года определенный отрезок пути, я понимаю: его нельзя тратить попусту.

- Его, к сожалению, все меньше и меньше...

- Да, к тому же ты уже знаешь, что жизнь достаточно коротка и расходовать ее на любимое дело надо, на любимых людей или хотя бы на то, чтобы побыть одному. Важно уметь концентрироваться, следует насладиться иной раз уединением, нельзя отдавать себя по мелочам, поэтому не бывает людей, которые ведут 100 проектов сразу и делают что-то выдающееся.

- Размен получается...

- В какой-то момент надо уйти и энергию накопить - по-другому не бывает, иначе это подделка, фикция.

«ЖУРНАЛИСТКА КУСОЧЕК ЗУБА У МЕНЯ ОТКОЛОЛА И, ГЛАВНОЕ, ЧТО-ТО ЕЩЕ СПРАШИВАТЬ ПРОДОЛЖАЛА»

- Когда Галкин и его коллеги образ ваш тиражируют (фактически популяризируя его), раздражения у вас это не вызывает?

- Ну-у-у, мне уже хочется, чтобы, в конце концов, они новый себе нашли объект. Я понимаю, конечно, что материал благодатный...

«Жить надо сегодняшним днем — завтра нас может не стать»

- ...и второго такого объекта попросту нет...

- ...но, с другой стороны, мне это как-то не любо.

- Что это за история, когда на пресс-конференции журналистка микрофоном...

- ...выбила мне зуб? Ну, она просто бежала, ударила меня и отколола кусочек - нормально вообще? Теперь, когда даму с микрофоном вижу, я холодею. Лишила кусочка зуба и, главное, что-то еще спрашивать продолжала!

- Выполняла свой долг до конца!

- Безобразие!

- Не только любая женщина, но и любой мужчина чем дальше, тем больше задумывается о возрасте, а вам эти мысли свойственны, вы думаете о том, что время уходит?

- (Вздыхает). Такая драма разворачивается...

- ...на ваших глазах...

- ...да, такая боль одолевает за старших коллег, тоже дам, а особенно бывших красавиц - как тяжело переживают они переход в другой возраст!

- Я почему-то Татьяну Самойлову вспомнил: когда делал с ней интервью, поразился: возраст, все остальное - понятно, но какие красивые глаза - они ничуть, по-моему, не изменились!

- У нее совершенно уникальная внешность - оболочка ей была дана ангельская.

- В таких глазах утонуть можно, но вы видели многих актрис, звезд первой величины, в старости, причем большинство из них в совершенно жутком финансовом положении оказалось...

- Ну, таково отношение государства, к тому же, в принципе, киноиндустрии у нас нет, а при советской власти была.

- Тогда на книжках у них деньги лежали немалые, которые при развале Союза пропали...

С первым супругом кинопродюсером Александром Антиповым

- Да, и это, конечно, несправедливость, потому что их картины фантастическую имели кассу. В другой стране они были бы миллионерами.

- Вы думали, беседуя с ними: «Не дай Бог, такое может произойти и со мной»?

- Тут зарекаться нельзя... Я в то время бедной какой-то старости очень боялась - лежать где-нибудь в коридоре на кровати...

- ...продавленной...

- ...когда не хватает денег, нет места в палате и мимо тебя все проходят, но это на самом деле не самое страшное, я этого не боюсь, это не так важно! Жить надо сегодняшним днем - завтра нас может не быть, поэтому так далеко загадывать не хочу.

«ОСОБЕННО ХОРОШО ВЫГЛЯДИШЬ, КОГДА МАЛО СПИШЬ, МНОГО ТРУДИШЬСЯ...»

- Вы себя никогда в пожилом возрасте не представляли?

- Ну, мне кажется, у меня все нормально будет, потому что я к усыханию склонна...

- Ухоженная будете, сухонькая...

- ...и наконец смогу завести какой-нибудь погреб с этими...

Со вторым мужем бизнесменом Леонидом Добровским, от брака с которым Литвинова воспитывает дочь Ульяну

- ...солеными помидорами?

- Господи (всплеснув руками), какие соленые помидоры? - с какими-нибудь хорошими винами! (Смеется). Ой, не могу: я - и соленые помидоры! Вы что? Нет, я хочу винный погреб: даст Бог, мне не нужно будет за какой-то оболочкой следить и буду ходить как хочу, есть что хочу... Когда за собой сильно ухаживают, это тоже перекос - лучше бы книжки читали, а они в залы ходят и качаются, качаются... Короче говоря, не любо мне это, хочу в неправильный образ жизни уйти и старость на высокой ноте закончить.

- Многие женщины смотрят на вас и думают: «Как же она за собой следит? Почему же она такая красивая?».

- Чувствую сейчас какой-то подвох...

- От меня? Совершенно напрасно...

- (Недоверчиво). Да? И рассказать, как за собой слежу? Я всякие новейшие обожаю кремы, скупаю с утра до вечера баночки, косметолога посещаю, ем гречку, и на этом моя забота об оболочке заканчивается.

- Хорошая, видно, у вас генетика...

- Да, но все-таки нужно еще работать: особенно хорошо выглядишь, когда мало спишь, много трудишься...

- ...когда одухотворен...

С маленькой Улей

- ...когда чувства тебя раздирают. Когда смысл, в общем, какой-то имеешь, мотивацию встать и бежать, а если сидишь дома, ничего можешь не есть и посещать все эти залы, начинаешь дуреть и тебя растаскивает - именно от безделья.

- Вы до сих пор считаете, что мужчины в женщинах не разбираются?

- Мне кажется, пора бросить им эту затею - пытаться разбираться, и я, например, понять мужчин не могу. Просто полюбить нужно, и если уж решил взять человека под свой контроль, лучше принять его таким, какой он есть. В принципе, это иллюзия, что он изменяться способен, хотя я видела случаи, когда человек мягчал, добрел, и вообще, и момент притирок с людьми существует, и какие-то сложные периоды, когда ты можешь возненавидеть близкого человека за то, что он так долго рядом. Это большой труд - с кем-либо сочетаться, хранить чувства и иметь для этого внутреннюю мотивацию, поэтому очень многие одиноки.

- Не хотят, очевидно, трудиться...

- Да, хотят кого-то по сходной цене в качестве сопроводиловки рядом иметь. Ну как вот собаку: ты ее вроде любишь, но она же ничего не потребует. Ты ее и потреплешь, и возьмешь с собой в путешествие, и красивый ошейник купишь, и вкусную еду, и врача наймешь, но это собака, и работать над ней не надо.

- В ваших сценариях нет ни одного достойного, положительного мужчины - это сознательно?

«Ульяна и музыкой увлекается, и живописью — пытаюсь ей дать разностороннее образование»

- Ну как? - есть, например, герой, которого Богдан Сильвестрович играл, просто Кира сделала его немножко патологическим, а у меня изначально такого не было, и когда некоторые сцены увидела, я аж это... Ну не было у меня такого, чтобы он трусы спускал, но это Кирино ноу-хау, и права вторгаться туда я не имею.

«СЕКС - ДОСТАТОЧНО СМЕШНОЙ, ЕСЛИ СО СТОРОНЫ СМОТРЕТЬ, МЕХАНИЧЕСКИЙ АКТ: БОЛЬШОГО ЗНАЧЕНИЯ ОН ДЛЯ МЕНЯ НЕ ИМЕЕТ»

- «Ненавижу секс, - вы где-то сказали, - признаю только любовь»...

- Ну, потому что секс - это какой-то достаточно смешной, если со стороны смотреть, механический акт. Тела, как правило, разной конфигурации, и наступает в жизни период, когда секс в принципе ты исключаешь, и я считаю, это не страшно - этот момент целибата, накопления энергии проходить. Нет, такого большого значения секс для меня не имеет.

- То есть он вам не люб?

- Понимаете, если любовь есть, она вполне может существовать и в какие-то периоды отсутствия секса, во всяком случае, основным элементом моего существования он не является.

- Вы однажды признались: «Любовь - это раны, раны, раны...».

- Конечно, поэтому этого чувства все так боятся.

- Без ран что же - никак?

- (Разводит руками).Увы.

«Земфира очень требовательна к себе и, несомненно, развивается. Думаю, это творческий долгожитель»

- Правда?

- Знаете, если кого-то любишь, все время переживаешь за него: «А как же он там?», а если у вас есть дети, это уже навсегда - мысли о том, что с ним, с этим ребенком.

- Что же такое, на ваш взгляд, любовь - свою формулировку вы вывели?

- Мне кажется, это основная мотивация пребывания человека на планете - нет же конкретного ответа на вопрос: «Для чего вы здесь живете?». Я для себя понимаю, что испытать это чувство должен каждый - должен кого-то любить, и счастье, конечно, в том, что его тоже в ответ полюбят - тот, кого любит он, но так не всегда бывает.

- Я помню вашу замечательную, на мой взгляд, фотосессию в журнале Playboy - она, правда, не до конца была откровенной...

- Ну, до конца откровенность - это не для меня!

- Допустим, но вам понравилось для Playboy сниматься? Когда в журнале себя увидели, какие ощущения испытали?

- В конечном счете зависит все от фотографа, и я видела разные снимки - циничные же люди в Playboy работают...

- Неужели?

- Ну да - сначала мне показали то, что неотфотошоплено, а потом - после фотошопа, как они там подтягивают то, что немножко отвисло...

«Земфира — абсолютный соратник»

- Насчет «отвисло»... Станислав Сергеевич Говорухин признался мне: «Ненавижу, когда грудь ненатуральная, - пусть лучше отвисшей будет, чем искусственной, сделанной»...

- Вот видите...

- ...режиссер что сказал...

- Тем более Говорухин... Ну, пускай.

- Это правда, что в кино вы не любите интимные сцены и даже поцелуи?

- Нет, я однажды очень долго целовалась - у Киры Муратовой в «Настройщике» (с Георгием Делиевым. - Д. Г.), но когда первый раз в жизни ты человека видишь и должна с ним это делать, а он еще и небрит - что в этом хорошего?

- Ну, хоть чеснок перед этим не ел?

- Да вроде нет, но все равно мне это не любо.

- Снова цитирую вас: «Мне не нравится, когда в кадре грязь, когда ты не облагораживаешь пространство - все-таки никто не должен какие-то помойки показывать»...

- Нет, секундочку - иногда так мысли мои интерпретируют, что они меня упрощают. Я говорила о том, что кадр всегда должен быть выстроен: вот, например, ты снимаешь улицу, и когда в кадре щиты рекламные или ларьки, когда ты композицию не выстраиваешь, мне, естественно, это не нравится. Не люблю бытовые, социальные, репортажные картины - не мое это, и в виду имела именно это.

С Дмитрием Гордоном и Станиславом Говорухиным за чашечкой кофе. «Очаровываться обожаю! — в принципе, это очень питательное чувство, и я не понимаю, зачем люди тратят себя на какую-то зависть»

Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА

«БРАК СЕБЯ ДИСКРЕДИТИРОВАЛ, И ЕСЛИ НЕ ОХОТИШЬСЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЧЬИМ-ТО, ЗАЧЕМ ТЕБЕ, СОБСТВЕННО, ШТАМП В ПАСПОРТЕ?»

- Вы старательно и сознательно избегаете разговоров о личной жизни, и я понимаю вас, потому что в женщине, тем более в такой, непременно должна быть загадка, тайна. Нельзя, на мой взгляд, все выставлять напоказ, но я в то же время читал, что бывший муж бросался на вас якобы чуть ли не с ножом, душил вас...

- Ой, ерунда какая! Понимаете, органы, которые должны защищать, все наоборот делают, и так же газеты - им уже верить нельзя, а особенно желтой прессе, и это печально. Хороших журналистов - кинематографических, музыкальных - хватает, но те, которые занимаются личной жизнью известных людей, просто сплошную льют грязь.

- Дошло до того, что когда Нонна Викторовна Мордюкова лежала в реанимации, папарацци, чтобы ее снять, на деревья забирались...

- В больницу не всегда родственников пускают, а за деньги санитарки и врачи заводили фотографов, и те снимали красивую женщину с трубками во рту - это абсолютно аморально, и я не знаю, как они будут жить. Существует же какая-то расплата, и есть огромный в аду этаж, где они будут в чанах вариться. Почему я все это говорю? Потому что они должны знать, что своими публикациями много горя приносят. Если осознанно пишут всю эту неправду, выворачивают в определенном ракурсе личную жизнь, наносят раны, и это очень наказуемо - ничего бесплатного не бывает.

- После двух неудачных замужеств замуж еще раз вы собираетесь?

- Мне кажется, брак в каком-то смысле себя дискредитировал.

- Институт брака...

- Да, ну а что? Тогда двое соединялись, чтобы как-то вместе выжить, ведь даже в гостинице не прописывали, по-моему...

- ...это правда...

- ...а сейчас не понимаю: если ты не охотишься за состоянием чьим-то, зачем тебе, собственно, штамп в паспорте?

- Есть мужчина, при виде которого у вас в душе что-то екает?

- Вот если бы жив был Иосиф - я имею в виду Бродского...

- ...слава Богу, что не Сталина!..

- Нет, Бродского - Йозефа Бродского... Самое волнующее в мужчине все-таки ум, скажем так.

- Сколько лет вашей дочери Ульяне?

- Десять.

- И чем она занимается, чем вас сегодня радует?

- Пока еще не работает... (Улыбается). Дочка все-таки учиться должна - это ее основная профессия.

- Какие-то наклонности в ней угадываете?

- Школа ее математический имеет уклон, но Ульяна и музыкой увлекается, и живописью - пытаюсь ей дать разностороннее образование.

- Вы уникальны, на мой взгляд, тем, что умеете восхищаться чужим талантом...

- ...и, кстати, это отличный дар.

- Редкое качество!

- Очаровываться обожаю! - в принципе, это очень питательное чувство, и я не понимаю, зачем люди тратят себя на какую-то зависть.

- Знаю, что вы были буквально влюблены в Виктора Цоя...

- А, это история детская - тогда влюблены в него были все.

- Символ поколения - еще бы!..

- ...и заметьте: его песни звучат до сих пор.

- Вы никогда с ним не пересекались?

- Ну как? Рашид Нугманов с параллельного курса, снявший Цоя в главной роли в фильме «Игла», делал в Питере явку - мы же тогда все друг с другом общались, а у моего однокурсника Аркаши Высоцкого группа «Кино» останавливалась, и, конечно, мы с ними виделись. Аркаша потом песни Цоя мне напевал, предлагал: «Давай я тебя познакомлю».

- А вы?

- Ой, он так фальшивил... «Кто-то завтра попадет под автомобиль» или что-то такое, «погибнут все пассажиры»...

- «Рабинович по телефону напел», да?

- Ну, типа того. Нет, Виктор Робертович, как красивая кошка, - очень красивым он был существом.

- Земфира, на ваш взгляд, оттуда же, откуда и Цой?

- Земфира, мне кажется, музыкант, а Цой...

- ...больше трибун...

- ...нет, шаман. Он ведь кореец, его даже перепевать трудно, потому что у него не песни, а...

- ...мантры?

- Да, мантры, которые именно в сочетании с его энергетикой, внешностью и голосом срабатывали, а Земфира - хитмейкер, она пишет песни, которые становятся хитами, и, по-моему, едва ли не единственная на этой огромной территории отвечает за звук. Большинство артистов ведь звуком не занимаются - привыкли под фонограмму рот открывать, и многие сцены для живого звука даже не предназначены.

- Земфира - гений?

- На мой взгляд, да, однозначно.

«ЕСЛИ С ОКИСЛЕНИЕМ ВЫЙДЕТ БОРОТЬСЯ, КАК СО РЖАВЧИНОЙ, СМОЖЕМ ЖИТЬ ВЕЧНО»

- Песни ее переживут это время, как вы считаете?

- Вы знаете, человечество таким устроено образом, что не может одновременно вместить две фамилии гения. Ну, например, на какой-то определенный срок гением назначается...

- ...Высоцкий...

- ...да, а вот она будет назначена именно на данном отрезке времени. Масса же гениальных была литераторов, но в XIX веке «назначился» Пушкин, а в период Мандельштама лучшей, на мой взгляд, является Марина Цветаева. Человечество за своего кумира ответственно, поэтому выбирает одну фамилию.

- Вы сняли Земфире несколько клипов, сделали документальный фильм «Зеленый театр в Земфире»...

- ...и сейчас еще картину «Земфира - Москва. Крокус/Стрелка».

- Вот опять-таки щедрость душевная - искренне преклоняетесь перед чужим талантом...

- ...абсолютно!..

- ...и получаете удовольствие от того, что можете помочь ему раскрыться?

- Да, но Земфира - абсолютный соратник: в частности, для моего нового фильма она написала несколько совершенно выдающихся песен и отвечает за саундтрек.

- Земфира, на ваш взгляд, не закончилась, от нее стоит ждать продолжения?

- То, что она для картины моей сделала, гениально - она очень требовательна к себе и, несомненно, развивается. Думаю, это творческий долгожитель, не автор одного альбома.

- Вы наполовину татарка, она - полностью: это вас как-то роднит?

- Знаете, я так не мыслю - национальность не может ни объединять, ни разъединять. Ненавижу распределение по расам, половой принадлежности - это мне абсолютно чуждо.

- Это правда, что часто вам мертвецы снятся?

- Ну как? Все равно же мои мертвецы - предки, да и мы с вами тоже будущие мертвецы... Вы же понимаете: мы внутри не стареем - нам просто в аренду дано это покрытие, которое какого-то черта портится: все время надо о нем заботиться, а оно ветшает, склонно болеть...

- ...сколько его не лелей...

- ...да, окисляться... Если вот с окислением выйдет бороться, как со ржавчиной, сможем жить вечно. Старость ведь наступает не от чего бы то ни было, а от окисления, и, разумеется, то, что содержится в оболочке, из нее вылетает.

- В своих картинах вы любите умирать - почему?

- Я говорю: «Лучше я там умру, а здесь еще поживу» - это взаимосвязано.

- Многие актеры тем не менее панически боятся ложиться в гроб, умирать...

- Я пока не ложилась, а у них, значит, стезя такая - пускай боятся.

- Еще я знаю, что вы любите наблюдать за безумцами, - это на самом деле так увлекательно?

- Ну, иногда, может, и не стоит за ними подглядывать, в глаза им смотреть, потому что можешь потом упасть где-нибудь... Специально к этому я не стремлюсь - мне просто нравится изучать людей, узнавать новое. Это называется «профессиональный интерес к человеческому материалу», но хороших людей я люблю...

- Вы даже видели их, да?

- (Смеется). Ну, есть же интроверты, экстраверты, и я не могу сказать, что избегаю общения, хотя есть еще элементы асоциальные - они лишних контактов не любят.

- Вы до сих пор предпочитаете мемуары читать?

- Ну, я вообще обожаю читать, а мемуары - это прекрасный жанр, чрезвычайно питательный: человек ведь садится за них не просто так, а когда позади какой-то отрезок жизни.

- Чьи воспоминания больше всего вас поразили - за последнее время?

- Конкордии Ландау, которая написала о жизни с гением.

- Потрясающая книга - невероятной откровенности!

- Угу, и конечно же, эта женщина его любила и этим была счастлива.

- При этом что некоторые ученые себе позволяли, да?

- Мне кажется, это их личная жизнь.

- Полное право имеют...

- ...абсолютное...

- ...тем более нобелевские лауреаты...

- Ну, я считаю, личная жизнь (если речь не об убийстве идет и разврате) отнюдь не публичное дело, и меня, например, ответы на вопросы: «Как вы живете и с кем?» никогда не интересовали  - это дело каждого человека.

«ХОТЕЛА БЫ ЖИТЬ В 30-40-50-Е ГОДЫ И ГДЕ-НИБУДЬ В ГОЛЛИВУДЕ»

- Вы покупаете старые лампы - зачем?

- Просто так много везде уродского света, что хочется иметь дома что-то красивое, тем более что везде теперь эти энергосберегающие лампы кошмарные...

- Светодиодные...

- Да, у них свет безобразный, как в морге, - на свечи переходить пора!

- Вы любите фотографировать?

- Кинематографическая профессия связана с тем, что ты должен уметь ставить кадр, композицию, а это к фотографированию очень близко.

- Любимые фотографии у вас есть? Может быть, неожиданные?

- Вы знаете, я до сих пор много книг по фотографии покупаю - это мне очень близко. Из одного снимка может родиться образ, вдобавок снимки могут вдохновить тебя так же, как и живопись.

- Я знаю, что Одесса - город для вас не случайный, и раньше, помимо того, что там живет Кира Муратова, вы часто туда летали...

- Именно на съемки - это всегда было связано с Кирой Георгиевной.

- Кстати, летали, насколько мне известно, на жутких «корытах» - Анах...

- Но, между прочим, они умеют... как это...

- ...планировать...

- Точно, а современные самолеты, если откажет двигатель, ухнут.

- Летать вам не страшно?

- Нет.

- После фильма «Небо. Самолет. Девушка» об авиации вы много узнали нового?

- Одна стюардесса сказала мне: «Когда возвращалась с рейсов, казалось, я что-то забыла, и с возрастом поняла: в небе здоровье теряю».

- Вы до сих пор духами «Красная Москва» пользуетесь?

- Да, у меня их много - иногда куда-то подмешиваю.

- Эти духи разве еще выпускают?

- Конечно.

- И запах тот же?

- Нет, он все-таки модифицировался, потому что в новые духи заменители добавляют, много химии, а в старых компоненты натуральные были.

- Это уже бело-сине-красная Москва...

- ...но отблеск прежней «Красной Москвы» остался, и, вы знаете, у меня есть даже флакон старых духов, которые были у наших бабушек. Где-то его купила, не помню, но они еще продаются в винтажных магазинах, куда приносят и сдают неоткрытые флаконы. Духи, конечно, какие-то изменения претерпели, однако все равно чувствуется, что это совсем другой, очень насыщенный запах.

- Паниковский говорил о Фунте: «Сразу видно человека с раньшего времени!» - вы чувствуете себя современной или «из раньшего времени»?

- Дело в том, что количество вещей, которые имели бы душу и в которые было бы вложено то качество и тот труд, которые были в вещах прошлого века, сейчас уменьшается. Во-первых, человечество стремительно размножается, нас много...

- ...слишком уж много!..

- ...и получается, что меньше внимания уделяется человеку как объекту, единственному существу. Даже между детьми и родителями все нивелировалось, а мы же с вами родились, когда друг другу посылали по почте открытки - выбирали картинку, писали определенный текст, марку наклеивали, на почту бегали... Я не могла просто так позвонить, потому что должна была найти две копейки...

- ...или 15...

- ...или телефон, а сейчас все поменялось: нас слишком много, и все друг к другу так невнимательны и от этого, получается, одиноки.

- Если бы перед вами стоял вопрос, в какое жить время, какое бы выбрали?

- Это, конечно, трудные были годы, но все-таки 30-40-50-е.

- Вам они ближе?

- Да, и провела бы их где-нибудь в Голливуде - тогда было кино и были великие режиссеры...

Киев - Москва - Киев



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось