В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Как на духу!

Руководитель «Центра Здоровой Молодежи Украины» — международной организации, оказывающей помощь наркозависимым разной степени тяжести, Евгений НЕРУХ: «У нас четверо из 10-ти выздоравливают. Самым молодым 14-летний был, но помогали мы и 75-летнему. К нам профессионалы лжи попадают, великие манипуляторы, а выходят те, кто избавился от прежних привычек»

Татьяна ЧЕБРОВА. «Бульвар Гордона» 13 Февраля, 2014 00:00
Сегодня от алкоголизма и наркомании в Украине умирает около 80 тысяч человек в год
Татьяна ЧЕБРОВА
Химическая зависимость - проблема каждой пятой современной украинской семьи. Ее боль и отчаяние. Многочисленные методики лечения и кодировки, которые применяются в клиниках и медицинских центрах, казалось бы, могут помочь, но на время. Употреблявший алкоголь или наркотики опять попадает в пучину зависимости и находит оправдание своей слабости: мол, работы нет, окружающие осуждают, старые знакомые предлагают дозу, да и психологические привязки победить гораздо сложнее, чем физические.

Каждый новый срыв страшнее предыдущего, но есть те, кто сумел вырваться из замкнутого круга. «Если я смог, то сможет каждый!» - любит повторять бывший наркозависимый, а ныне президент «Центра Здоровой Молодежи» Никита Лушников. Сегодня «ЦЗМ» - международная организация, которая вернула к жизни полторы тысячи молодых людей, подарив новые счастливые судьбы тем, у кого практически не было шансов выжить. Ее филиалы работают в шести странах мира: Украине, России, Беларуси, Болгарии, Германии, Израиле. 20 октября открывается еще один реабилитационный центр - в США.

«Статистика впечатляет - у нас выздоравливает четверо ребят из 10-ти», - говорит руководитель «Центра Здоровой Молодежи Украины» Евгений Нерух.

«РАЗГОВАРИВАТЬ С ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ ОДНОВРЕМЕННО ПЛАЧЕТ И СМЕЕТСЯ, ЧЬЯ ПСИХИКА ПОЛНОСТЬЮ РАЗРУШЕНА, - ЭТО УЖАС...»

- Евгений, приходилось слышать: только достигнув дна, можно оттолкнуться от него и выплыть...

- Шаблонов не существует. Одному нужен кнут, другому - пряник, третьему - то и другое в разных пропорциях.

- Врачи-наркологи вас поддерживают?

- С каждым годом все больше, правда, медики помогают только снять ломку. Просто детоксикации недостаточно. Поэтому в «ЦЗМ» реабилитация длится полгода: с зависимым работают психологи, арт-терапевты, волонтеры - сотрудники нашего центра, которые раньше сами употребляли алкоголь и наркотики, а теперь имеют солидные сроки трезвости.

У нас были и игроманы, и ребята, которые сидят на энергетиках, но самое страшное - спайсы (так называют курительные смеси и «соли», которые завозят из Китая, - эти наркотики в виде порошка могут вызвать привыкание даже после одного упот­ребления. - Прим. ред.). Разговаривать с человеком, который одновременно плачет и смеется, чья психика полностью разрушена, - это ужас...

Однажды к нам внесли на руках 26-летнего парня - Александр употреблял Колдакт, разрушающий вестибулярный аппарат. Через два месяца приехала его мама и расплакалась, когда Саша, который вообще не ходил, сбежал к ней с лестницы.

- Разве общение с родителями и любимыми разрешено?

Президент «Центра Здоровой Молодежи» Никита Лушников с Дмитрием Медведевым. «Достижения «ЦЗМ» оценил экс-президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. В Украине же пока не можем выйти на уровень правительства и госструктур»

- У нас стационар...

- ...крепкий замок на дверях и высокий забор?

- Конечно. Но, кроме замков, есть не­сколько способов мотивировать человека не покидать программу. Если человек на грани, созваниваемся с родителями и работаем совместно.

- Когда очень плохо, появляется желание выйти из игры. Что делаете с попытками суицида?

- Помогает общение. К новенькому сразу приставляют человека с большим сроком трезвости. 12-й шаг в известной программе «12 шагов» гласит: «Помогая другим, помогаешь себе».

Мы организовываем социальные проекты. Например, недавно в Киеве наши ребята участвовали в марафоне в числе 30 команд (там были и олимпийские чемпионы, и солист рок-группы «Скай» Олег Собчук) и на финише оказались восьмыми. Представляете: двое парней семь лет употребляли наркотики, а теперь пробежали по 10 километров - для них это настоящая победа.

Если же говорить о выпускниках «Цент­ра Здоровой Молодежи», которые не скры­вают свои фамилии, то бывший наркозависимый Валерий Макаренко сейчас депутат, женат, у него двое здоровых детей. Исполнитель песни «Береги любовь» в финале конкурса «Фабрика звезд-3» Федор Фендриков употреблял наркотики семь лет, уже пять лет живет без них (ВИЧ-инфицирован, но его ребенок родился здо­ровым). Его родной брат Дмитрий Фендриков шесть лет назад поборол зависимость, теперь имеет свой ресторанный бизнес...

«НЕДАВНО 22-ЛЕТНЯЯ ДЕВОЧКА УМЕРЛА. ОДИН УКОЛ - И ВСЕ. ОРГАНИЗМ ПРИВЫК К ТРЕЗВОСТИ, НЕ ВЫДЕРЖАЛО СЕРДЦЕ...»

- С какого возраста принимаете ребят на реабилитацию?

- Самым молодым у нас был 14-летний, но помогали и 75-летнему Федору Михайловичу. Оба - полинаркоманы (обычно те, кто «сидит на системе», пытаясь бросить наркотики, подсаживаются на алкоголь, хотя игла или стакан - это все равно измененное сознание).

Украинский шоумен и актер, звезда «Вечернего квартала» Владимир Зеленский в «Центре Здоровой Молодежи». «Члены попечительского совета «ЦЗМ» — артисты, спортсмены, певцы, писатели, депутаты, бизнесмены. Встречи с ними — серьезная мотивация»

- Они сейчас в ремиссии?

- Да, у подростка срок трезвости около восьми месяцев, у Федора Михайловича, который стал сотрудником реабилитационного центра в Москве, - второй год.

Но есть и печальные примеры. Недавно у нас 22-летняя девочка умерла - высокая блондинка, умная, образованная. В ремиссии была уже год. Поехала в Москву делать права и загранпаспорт, кого-то встретила. Один укол - и все. Организм привык к трезвости, не выдержало сердце...

- Принято считать, что бывших наркоманов и алкоголиков не существует...

- Ремиссия может длиться как угодно долго - до конца жизни. Но когда нет цели, сложно не вернуться к употреблению.

После реабилитации мы не оставляем человека на произвол судьбы - предлагаем ему профильную ресоциализацию, помогаем вписаться в социум. В Харькове ресоциализация спортивная, на базе команды «Оплот» (смешанные единоборства), в Москве это медиа-арт (ребята ставят спектакль в Государственном Театре Наций, которым руководит Евгений Миронов). В Киеве социальную ресоциализацию сейчас проходят 19 человек, которых обучаем волонтерской деятельности.

К нам попадают профессионалы лжи, великие манипуляторы, а выходят те, кто избавился от прежних привычек. Некоторые ребята остаются при организации.

- Как много людей может принять киевский «ЦЗМ»?

- Возможности у нас ограниченные, иначе не сможем обеспечить человеку не­об­ходимое внимание (кстати, связаться с нами можно по телефону: +38-050-327-37-57). Но центры уже работают в 11 регионах Украины. Недавно открылись в Житомире, Севастополе, во Львове.

- Сколько стоит эта услуга?

- Реабилитацию не продаем. Хотя грантов нам не дают, государство не помогает. В России Никита Лушников вместе с вице-спикером Госдумы РФ Сергеем Железняком организовали инициативную рабочую группу по предупреждению алкоголизма и наркомании. Программу утвердили ведущие российские наркологи, достижения «ЦЗМ» оценил экс-президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. В Украине же пока не можем выйти на уровень правительства и госструктур.

Мы создали инициативную группу по восстановлению института семьи, предупреждению алкоголизма и аптечной наркомании. Просим у правительства не деньги, а только административный ресурс, чтобы, например, иметь возможность прийти в вуз и сказать: «Заниматься творчеством - классно, пить и употреблять наркотики - плохо». Когда об этом говорят бывшие наркозависимые, слова имеют вес.

Существуем на добровольные пожертвования родителей. В этом центре, например, «бесплатных» три человека, еще трое - на ресоциализации. У кого-то из родителей есть возможность заплатить за своего ребенка, за этот счет живет еще и другой участник программы.

- Как отбираете «льготников»?

- Учитываем мотивацию. Бывает, приезжает человек и говорит: «У меня нет денег, но я не хочу больше так жить».

«НУЖНО УМЕТЬ СКАЗАТЬ: «ТЫ ЖИВЕШЬ В МОЕМ ДОМЕ, ЕШЬ ИЗ МОЕГО ХОЛОДИЛЬНИКА. ДАВАЙ ВМЕСТЕ РЕШАТЬ ТВОЮ ПРОБЛЕМУ. ИЛИ - ДО СВИДАНИЯ»

- О вашем центре в Википедии написано: «Основан членами украинской религиозной организации «Царство Бога»...

- У нас три направления реабилитации: христианское, мусульманское и светское, но иудеи могут ходить в синагогу, протестанты - в свою церковь. В Пятигорске, например, у нас были проблемы: приехал парень-мусульманин, а мы ему - Библию. Теперь подобных нестыковок не возникает.

- Вы ведь работаете и с созависимыми - родными и близкими ребят, которые находятся у вас на реабилитации?

- Раз в квартал проводим семейные семинары. Хотя рассылаем родителям по 500 приглашений, а приезжают человек 50. Трудно объяснять, что вернется их ребенок от нас чистый, как белый лист, а дома в праздник - застолье, а папа курит (бывает, и мама тоже). Сколько он продержится в трезвости в такой атмосфере?

- Значит, человеку, который находится в ремиссии, до конца жизни уже нельзя ни грамма алкоголя, не говоря уже о наркотиках?

- Да, конечно.

- Возвращаются ли в программу по второму кругу?

- Всегда есть люди, которым недостаточно чужого опыта... Когда в каждом городе проводим групповые занятия с родителями, приходят даже те, чьи дети находятся в срыве, - высказаться, выплакаться.

- Моя соседка отучала 17-летнюю дочь от наркотиков, привязывая ее к батарее: чтобы не общалась с друзьями-наркоманами. Девушка смогла развязаться, на простынях спустилась с четвертого этажа, чуть не разбилась. Сейчас ей 24 года, у нее муж, ребенок, работа. «Зверства» ее матери принесли результаты...

- Это крайности, но твердая позиция родителей необходима. Нужно уметь сказать: «Ты живешь в моем доме, ешь из моего холодильника. Давай вместе решать твою проблему. Или - до свидания». Как правило, такие ребята выздоравливают.

Для созависимых у нас есть методичка «Жестокая любовь». Жалость не помогает. В Ростове-на-Дону знаю мать, у которой сын выносил из дому все, включая ее золотые украшения. Она поставила замок на дверь в свою комнату, хотя я ей говорил: «Тетя Валя, лучше врежьте замок на входную дверь, тогда у вашего сына не будет другого выхода - только ехать на реабилитацию». Не послушала. Тот парень умер.

И другая история: у матери оба сына - наркоманы. Старший, 37-летний, поехал на реабилитацию к нам в Киев. Младший, 30-летний, - в новгородский «ЦЗМ», но сбежал оттуда. Мать не знала о нем ничего четыре дня, начала искать, позвонила в морг, там сказали: «Да, такой-то скончался от передозировки». Мы отпустили старшего на похороны, но с ним поехал наш сотрудник. Мать заняла жесткую позицию: «Прощаешься с братом и отправляешься обратно в центр».

«УЕЗЖАЯ ОТ НАС, ИГОРЬ ЛИХУТА ПРИЗНАЛСЯ: «ОЖИДАЛ УВИДЕТЬ ПЕРЕКОСИВШИЙСЯ ДОМ И ПЬЯНЫХ ОБКУРЕННЫХ МУЖИКОВ...»

- Вас поддерживают многие звезды...

- Члены попечительского совета «ЦЗМ» - артисты, спортсмены, певцы, писатели, депутаты, бизнесмены. Встречи с ними - серьезная мотивация, потом ребята пишут письма нашим гостям. Один парень сказал: «Блин, надо было начать колоться, чтобы с Владимиром Зеленским посидеть за одним столом!». Когда находишь себя, пустота, которую раньше компенсировал наркотик, заполняется настоящей радостью жизни. У нас над дверью висит лозунг: «Не все люди - наркоманы, но все наркоманы - люди». Делом доказываем, что наркомания - не приговор.

Первым здесь, в киевском «ЦЗМ», побывал Игорь Лихута. Когда уезжал от нас, признался: «Ожидал увидеть перекосившийся дом и пьяных обкуренных мужиков, а в реабилитационном центре мальчишки и девчонки абсолютно свежие» (честно говоря, пара «черных» всегда есть - тех, кто только приехал на реабилитацию).

Я благодарен Савику Шустеру, Алексею Мочанову, Евгению Киселеву и всем нашим гостям - каждая звезда может изменить жизнь хотя бы одного человека. Например, когда приезжал Олег Собчук из группы «Скай», у нас парень сидел на чемоданах - рвался домой, а сейчас Влад - сотрудник центра.

Три раза в год мы проводим терапевтические лагеря - около тысячи нарко- и алкозависимых приезжают туда, смотрят на нас, у которых больший срок трезвости, и говорят: «Я тоже так хочу». Шесть дней - море, солнце, пляж, общение, борьба, бокс, футбол, мотивационные группы, психотерапия, встречи со звездами...

Андрей Малахов очень помогает, а наши ребята стали экспертами в его программе «Пусть говорят». Армен Джигарханян любит «Центр Здоровой Молодежи», переписывается с Никитой Лушниковым. На терапевтические лагеря Армен Борисович не приезжает в силу возраста, но нас всегда поддерживает. Конечно, наш духовный вдохновитель - известный продюсер и телеведущий Алексей Лысенков, соучредитель «ЦЗМ» и председатель попечительского совета.

Игорь Крутой, когда приезжал к нам в московский «ЦЗМ», задал единственный вопрос: «Чем могу помочь?». И оплатил годовую аренду дома для реабилитационного центра (в Москве это немалая сумма).

Дважды был у нас и чемпион мира по боям без правил Джефф Монсон, который знаком с этой проблемой не понаслышке (его мама алкозависима). Кстати, не­смотря на брутальную внешность, Джефф - практикующий детский психолог. На терапевтический лагерь «Бархатный сезон», который прошлым летом проходил в Крыму, приезжали Серега и Павел Деревянко, который снимался в фильме «Брестская крепость». В прошлом году у нас были Николай Валуев, Татьяна Лютаева, Вера Брежнева.

До сих пор удивляюсь, как Вера решилась тогда к нам приехать. Представляете: молодая женщина прилетела из Киева, села в машину к трем мужчинам (все весом более 100 килограммов). 35 километров от Симферополя до Песчаного мы ехали по пустынной темноте, и я думал: «Вот девка молодец!». Потом Вера призналась: когда пообщалась со мной, почувствовала сердцем, что нам можно верить...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось