Александр БАЛУЕВ: «Не только среди моих коллег, но и в сфере политики психически больных людей в России масса»
(Продолжение. Начало в № 49)
«Вот как нестандарт, так из Украины»
— Вы в спектаклях у двух таких нестандартных режиссеров, как Роман Виктюк и Андрей Жолдак, играли — для актера традиционной мхатовской школы это каково?
— Кстати, оба они из Украины — вот как нестандарт, так из Украины...
Вы знаете, я только за это, потому что против того, чтобы к одному режиссеру артист привыкал, — ну, это мое мнение, многие со мной не согласны, и ради Бога! Понимаю, что в какой-то момент это становится удобно, и действительно, когда любимый режиссер и любимый артист есть, которые между собой уже вась-вась и все с двух слов понимают, это, с одной стороны, замечательно, но с другой — некую палитру ограничивает...
— ...простор для творчества сужает...
— Я в какой-то момент захотел понять: могу ли сегодня что-то с нуля сделать, без скидок на свои заслуги, которые вроде важны, а на самом деле нет, ничего подобного. Гораздо важнее знать, готов ли ты к непосредственному восприятию просто драматургии, другого коллектива, незнакомого режиссера, способен ли найти в этом себя и достойно выглядеть?
— В «Осенних скрипках» у Виктюка вы с Алисой Бруновной Фрейндлих сыграли — большая она актриса?
— Великая!
— А что же в ней есть такого, чего нет в других?
— Алиса Бруновна любит людей, любит своих партнеров. Знаете, у артистов такое свойство есть: в основном они как бы главные, а те, кто их окружает, — это поддержечка такая...
— ...фон...
— ...а вот с Фрейндлих такого ощущения не было, хотя Роман Григорьевич, конечно, действо вокруг нее выстраивал. По существованию на сцене Алиса Бруновна не претендует на то, чтобы изначально быть главной: а вы, мол, мне подыгрываете, — и в этом ее величие, то есть независимо от того, какой я там, она существует абсолютно на равных. Таков ее принцип, мне кажется, и это очень правильно и очень ценно — например, для меня.
— У подавляющего большинства актеров, и мужчин в том числе, расшатанная психика — у вас тоже?
— Не знаю, расшатанная она у меня или нет, — просто актерская.
— Чем же актерская от обычной отличается?
— Думаю, здесь даже не в психике дело. Психика — это производная от веры, хороший артист отличается от плохого только одним: он верит в то, что ему предлагают. Или делает вид, что верит.
— Что же сложнее — делать вид или верить?
— Верить, но, понимаете, вопрос в том, насколько человек верит. В спектакле «Люди и мыши» у меня роль не совсем нормального, умственно отсталого работяги по имени Ленни. Как можно мне, взрослому дяденьке и здоровому, как я считаю, человеку, поверить, что я могу, погладив какого-то кролика, свернуть ему от любви шею, голову отвернуть от чувств, которые переполняют? Психика уже потом от этой веры пляшет, то есть она — производная, а не так: я весь такой нервный — здесь засмеяться, здесь заплакать могу. Это больные люди какие-то, это уже больше клиника — именно степень веры в то, что делаешь, отличает хорошего артиста от плохого.
— Среди ваших коллег психически больных людей много?
— Ну, в нашей стране таких вообще масса — не только среди моих коллег, но и в сфере политики, например.
— «Самое большое счастье для меня, — вы сказали, — на экране молчать» — что вы имели в виду?
— Ну, Юра Грымов такую возможность мне дал — в «Му-Му», к тому же потом озвучкой заниматься не нужно, дублированием опять же — всем тем, что я ненавижу. Не люблю после съемок озвучивать, но надо, а вообще-то, молчать — самое большое удовольствие, и не только в кино, но и на театре тоже.
— Да и в жизни...
— Да: молчание — это такая субстанция, которая не врет, во всяком случае, этого момента в ней нет, то есть даже тот, кто никогда правды не говорит, когда молчит, не врет.
«У нас же все, в общем, малопрофессионально, мы в мире дилетантов живем»
— Вы слывете сдержанным, неразговорчивым и, говорят, почти не улыбаетесь, но я с этим не согласен: улыбаетесь, да еще как красиво...
— С журналистами я и вправду сдержан и неразговорчив, потому что...
— ...были прецеденты...
— Были, да. У нас же все, в общем, малопрофессионально, мы в мире дилетантов живем, в котором лишь иногда островки профессионализма возникают, в том числе и в журналистике. Поначалу я шел вашим коллегам навстречу, был им открыт. Почему? Потому что понимаю: это профессия, живущая моментом...
— Вы были наивны...
— Да, назовем это так, но потом эта наивность быстренько улетучилась (отряхивает руки), когда я прочитал в своих интервью то, чего не говорил, чего даже в мыслях не было. «Зачем? — подумал. — Пусть они тогда сами выдумывают и пишут».
— «Внешность супермена, — признались однажды вы, — моему самоощущению совершенно не соответствует, — и добавили: — На самом деле, я очень застенчивый». Это правда, что, несмотря на экранный образ героя и мужика до мозга костей, вы очень сентиментальны, лирик в душе и романтик?

— Наверное, так и есть, во всяком случае, застенчив точно — это у меня с детства. Борюсь с этим всю жизнь, но как получается, не знаю.
— Мягкий, добрый?
— Ну, нет — разный. Не могу сказать: я прямо такой, что муху никогда не обижу, — это неправда.
— То есть бывало, бывало...
— Бывает по-всякому, но я — по своим личным качествам — в центре внимания быть не люблю, теряюсь, когда много людей, когда в большой коллектив попадаю. Потребности такой — всех завоевать, дескать, люди должны видеть, что я здесь! — у меня нет: я и в уголке могу посидеть.
— И опять я вас цитирую: «Я очень ленивый — больше всего мне нравится лежать на печи, молчать и есть». Какие несочетаемые вещи!..
— Ну почему? Молча есть — это здорово!
— И на печи лежать?
— Ну, это образно, конечно, — никакой печи у меня нет, ее еще поискать надо, но ничего не делать люблю. Думаю, размышляю, на растения смотрю, особенно на те, которые посадил сам, — как они растут. Могу часами молча общаться.
«Если приходится играть любовные сцены, только тем и занимаюсь, что повторяю: «Держи себя в руках!»
— В партнерш на съемках вы никогда не влюблялись?
— Считаю, запрещено — нельзя!
— А как сердцу прикажешь?
— Играть надо, батенька. Понимаете, какая штука... Ну, о большой любви я не говорю, у меня, например, такого не было, но я не против того, что на съемках люди встречаются, возникает чувство, затем, дальше — семья... Другое дело, если по сюжету между героем и героиней искра проскакивает, и актер внушает себе: я должен влюбиться. Это, на мой взгляд, неправильно — ты должен сыграть влюбленность так, чтобы все говорили: у них роман наверняка.
— Вы утверждали, что романов с актрисами у вас не было...
— Нет.
— Готов в это поверить, но как блеска в глазах добиться, как сыграть убедительно, если перед обаянием партнерши не устояли и все-таки какую-то расположенность к этой актрисе испытываете?

— Ну, держи себя в руках...
— А если она вам нравится?
— Так развивай это! Я же не говорю, что человек должен быть абсолютно тебе безразличен, — нет, просто нужно грань соблюдать: если играешь роль, поддерживай иллюзию, не уходи в реальность. Если на самом деле все происходит, а тебя на пленку фиксируют, то ты не актером работаешь, а просто неким субъектом являешься, который девушку полюбил, причем тебя почему-то фотографируют и еще деньги за это платят. Какое отношение такой расклад к профессии имеет? Никакого!
— Играя с кем, вам приходилось себе говорить: «Держи себя в руках»?
— Ну, нет, это тайна, я не отвечу.
— Но моменты бывали?
— Я вообще женщин люблю, мне они нравятся...
— И слава богу!
— Да, и, если приходится какие-то любовные сцены играть... Ну, сейчас это все реже случается, а раньше доводилось, так я только тем и занимался, что повторял: «Держи себя в руках!».
— Ваша единственная, но уже бывшая жена (в прошлом — журналист) — полька, а где вы познакомились?
— В Коктебеле — она там отдыхала, а я снимался.
— Вы сразу поняли, что это ваш человек? Знакомство у вас романтическим было?

— Производственно-романтическим — все-таки я был на работе...
— Сколько лет вам к тому времени стукнуло?
— 32 где-то...
— И до этого не были женаты ни разу?
— Нет.
— Как же вам удавалось при такой популярности холостяком оставаться?
— Настолько популярным я тогда не был. Известность моя только начиналась, и мне в этом смысле повезло, а потом я все-таки был занят реализацией своих авторских амбиций — для меня они были в то время важны. В кино еще мало снимался, но в театре играл очень много.
— Она замужем была?
— Да.
— И вам какой-то узел пришлось разрубать?

— Там узел уже такой непрочный был, что не пришлось, то есть я не взял на себя грех, что счастливую семью разрушил, — просто закончилось то, что нам, в общем, мешало...
— На каком языке вы общались?
— На русском.
— Вы по-польски ни слова не знаете?
— На бытовом уровне, магазинно-покупном и заправочных станций общаюсь, но не более того. По-польски, конечно, не читаю — только по-русски.
— У Польши и России многовековые непростые отношения — они на вашу семейную жизнь не повлияли?
— Слава богу, нет — в претензиях, уходящих корнями в глубь веков, до фанатизма мы не доходим, даже наоборот. Когда под Смоленском самолет разбился, на борту которого президент Польши с женой, видные политики, высшее военное командование находились, мы семьей в Италии были, и так много народу из Москвы в связи с этими трагическими событиями нам звонило, какие-то теплые слова говорили, сочувствие выражали — жене, конечно, больше. Меня это очень удивило, так что непростые отношения, скорее, результат каких-то политических недопониманий или амбиций...
— Ну, крови в русско-польской истории много было. И предательств...
— Это правда, но у всего этого, скорее, политический замес, то есть в основе политическая гадость.
«Я, наверное, этого удовольствия — ревновать — лишен»
— Как я уже понял, вы склонны к самоанализу и многое о себе знаете. Вам, по вашим словам, чувство ревности незнакомо...
— Да.
— Подозрения не грызут, не гложут?
— Ничего и никогда: я, наверное, этого удовольствия — ревновать — лишен.
— Ваша дочь Мария-Анна, поздний ребенок, вас изменила, другим сделала?

— Безусловно.
— Что вы в себе чувствуете, чего раньше не было?
— Ой, знаете... Как ни странно, в основе тут одно: абсолютно ушло я, то есть не ушло, но первостепенную важность для меня (типа, я — пуп Земли) утратило, все затмевать перестало. Оно, конечно, таким раздутым не было, но все равно... Я и сейчас сознаю, что должен, чего хочу, но также понимаю, зачем, для чего, для кого. Человеку нужно ощущать необходимость своего существования, так вот, у меня она плавно в этого ребенка перешла — удивительная штука!
— Вы мягче стали, наверное?
— Однозначно.
— Дочь Марусей вы называете, а чем она занимается, какие-то наклонности у нее есть?
— Маруся обожает рисовать, танцевать, причем в длинных бальных платьях. Вообще, она очень любит людей, и мне это нравится. Дочка абсолютно не в меня — я такой был: не подходи, а то!..
Застенчивость всю жизнь перебарываю, в полном объеме была.
— Поразительно для актера...
— Да, что-то с психикой, наверное, случилось, какое-то нарушение, а у нее страха перед незнакомыми людьми совершенно нет, она для общения открыта. Ей не важно: взрослые, дети... Лучше, конечно, чтобы ровесники, — они общий язык сразу находят.
«Женщины на меня не кричат никогда»
— Вы недавно признались, что внешне выглядите сейчас намного лучше, чем в молодости...
— Я другое имел в виду: сегодня, рассматривая свои старые фотографии, вижу (насколько могу сам себя видеть), что у меня некая неопределенность была...
— Куда пойти, куда податься?
— Куда, чего, а теперь все, в общем, определилось и стало довольно понятно.
— Говорят, режиссеры предпочитают вас без грима снимать, поскольку мужественные, крупной лепки, выразительные черты лица оценили...
— Нет, в кино все равно грим есть, другое дело, что рисковые режиссеры гримируют меня, как, например, в картине «Вы не оставите меня», которую вы вспоминали. Алла Ильинична Сурикова мне парик, какие-то усы делала.
— Какой фильм хороший, да?
— Ну, это потому, что мы гримировались (смеется), а там, где не гримируемся, получается не очень...
— Вы со Станиславом Говорухиным плотно работали — интересный он режиссер?

— На мой взгляд, да.
— Что он в творческом плане вам дал?
— В творческом — не знаю, но в понимании природы кино... Вот он как раз адресный режиссер, ему абсолютно все равно, что там за новые технологии, какие новшества придуманы, — Станислав Сергеевич берет простую историю и делает тем языком, который, он знает, миллионам его соотечественников понятен. Это очень важно, и честь ему и хвала, потому что, опять же повторюсь, многие наши режиссеры за какие-то непонятные произведения берутся, непонятным языком говорят...
— ...и чего-то еще хотят...
— ...и рассчитывают на успех, в том числе кассовый.
— Режиссеры сегодня на актеров на съемочной площадке кричат?

— По-разному. Кто-то это себе позволяет...
— На вас голос повышали?
— Пытались.
— И..?
— Больше не пытаются.
— Это мужчины были или представительницы прекрасного пола?
— Женщины (смущенно улыбается) на меня не кричат никогда.
— Правда ли, что в юности вы были алкоголиком?

— Ну что значит алкоголиком?
— И что значит в юности?
— Я просто очень любил выпить — тогда какие-то периоды в жизни случались, когда много было свободного времени, когда ничего не делал, не снимался...
— За растениями наблюдать надоело...
— Да, это был довольно бурный период, и бурно всякие алкоголические напитки употреблялись, так что было такое, да...
— Бросили вы легко?
— Знаете, мне в этом очень моя личная жизнь поспособствовала — жена помогла: если бы не она, я бы, наверное, не остановился...
— Несмотря на такую востребованность?
— И востребованности не было бы, то есть там был момент не то что такого прямо выбора: вот брошу, и все начнется, — нет! — но каким-то образом все-таки мысли приходили, что если бы я в том же духе продолжил, свой жизненный путь укоротил бы.
— Вы разве уже по наклонной катились?
— Я бы так не сказал. Нет, я в театре играл, при этом никогда не срывал спектакли, но уже самому и праздновать, и работать тяжеловато было — надо было выбирать: либо одно, либо второе.
«Ну, убрали Дзержинского с Лубянской площади, КГБ переименовали, но, по сути, не изменилось же ничего»
— На съемочной площадке вы, насколько мне известно, довольно суеверны — в частности, никогда в гроб не ложитесь...
— Не только я — это у многих артистов табу.
— А с теми кто его нарушает, что-то случается?
— Ой, нет, я таких историй не знаю, но, в принципе, актерское правило есть: в гроб не ложиться.
— Какие еще предрассудки существуют?
— У меня простые: не прыгать с парашютом, не погружаться на глубину 200 метров — много всяких запретов... Делаю только то, что умею, и когда на съемках меня на лошади проскакать просят, «...ребята, — говорю, — я только галопом. С лошади прыгать не буду, подсечки делать — тем более. Есть же у вас специальные люди — пусть работают: во-первых, они за это деньги получают, а во-вторых, трюки исполнять умеют». Я за все не берусь, поскольку знаю много примеров, когда кто-то переоценил свои силы...
— Правда ли, что, снимаясь в фильме «Мусульманин», вы окрестились?

— Да.
— А почему именно тогда?
— Не знаю. Может, это просто с моей какой-то внутренней потребностью совпало, а может, тема помогла осознать нелепость существования без Бога — хотя такого, чтобы «без», не бывает, все мы под Богом ходим: крещеные или некрещеные. Тем не менее такая необходимость возникла у меня именно тогда.
— Знаю, что вы выступаете против стирания с лица земли памяти о Ленине и Сталине и поддерживаете восстановление памятника Дзержинскому на Лубянской площади...
— Я поддерживаю? Это кто же такое сказал?
— Я это в одном из ваших интервью прочитал: восстановление памятника, утверждали вы, еще не означает, что нам предлагают к прежним временам и порядкам вернуться, Дзержинского поддерживать. На ваш взгляд, монументы сносить — варварство...

— Дело не в Дзержинском и не в моем отношении к нему лично (как к поляку, кстати), просто, уничтожая эти знаки времени...
— ...метки...
— ...лучше мы нашу жизнь не сделаем. Памятник — это некий факт истории... Ну, убрали Дзержинского с Лубянской площади, КГБ переименовали, но, по сути, не изменилось же ничего, то есть не в этом, наверное, задача государства и поколения, которое намерено обустроить Россию. Я не хочу свою историю забывать...
— ...какой бы она ни была?
— Не хочу от нее открещиваться — вот о чем я говорил, а не о том, какой Феликс Эдмундович замечательный. Этого нельзя делать, потому что... Да не потому что — просто нельзя: это твоя история, твоих отцов, дедов, прадедов... Во-первых, ее надо знать, а во-вторых, ты сам и твои дети должны иметь право выбора: как отнестись к тем или иным историческим персонажам. Чтобы понимать, куда их действия могут привести (или не привести), ты должен в многообразии этих фигур ориентироваться, а не просто прошлое обрубить: не было такого! Все равно оно выплывет, выползет, и вообще, это какой-то мелкий путь: скинули с постамента — ну и..?
«Присвоение артистам званий и премий мне очень унизительным и неправильным кажется. Мне это не надо»
— Мы выдающихся мхатовцев вспоминали, которые вашими педагогами были, а кто сегодня в кинематографе ориентирами в профессии для вас служит?
— Ну, прямо ориентирами я бы их не назвал, просто есть люди — скажем, Алиса Бруновна Фрейндлих, — которых очень уважаю: не только в кино, но и в театре. Многие, к сожалению, ушли — тот же Олег Иванович Янковский... Я считал его абсолютным символом времени, он очень четко мог это передать как артист, и что бы ни играл, был современным — у него интонация очень современная, а это редко кому дается.
Есть, конечно, и сегодня прекрасные актеры, но той степени восхищения, почтения, с которой к своим педагогам я относился, они уже не вызовут, то есть повторения не будет, как и та Школа-студия МХАТ, в которой учился, уже не вернется. Ее больше нет, и нет тех людей, просто я помню о них и не забуду столько, сколько мне дано сроку на этой земле, однако повторить это или компенсировать уже невозможно.
— Многие ваши коллеги очень трепетно к разным регалиям относятся, мечтают: вот я заслуженным стану, потом народным, — как будто это уровень артиста или его финансовое положение определяет. Я, признаюсь, еще большим уважением к вам проникся, когда вы заявили, что званий у вас нет и вам они совершенно не нужны, — более того, предложили их как пережитки прошлого отменить. Это осознанная позиция?

— Да, причем не сегодня, а очень и очень давно возникшая, когда я был еще не самым востребованным артистом и мне никто этих званий не предлагал. Я просто считаю, что чины и звания людям непонятно как и по каким критериям часто даются — ну, мы с этим знакомы. Вообще, квалифицировать артиста по каким-то биркам на пиджаке глупо...
— ...и унизительно...
— Это во-первых, а во-вторых, присваивают звания по некой разнарядке, то есть какие-то чиновники решают, дадут или не дадут. Когда-то давно были попытки за какую-то картину на Государственную премию меня выдвинуть. Мне позвонили: «Ну, вы давайте-ка...». — «Чего давать-то?» — спросил. «Сдайте то-то, то-то и фотографии». Я: «У меня нет». — «Не сдадите фотографии — не будет у вас премии» — вот на таком уровне...
Не помню уже, сдал бумажки те или нет, не в этом дело... Понимаете, меня сам подход резанул: фотографий не будет — не будет и Госпремии. Какие-то странные взаимоотношения чиновника с артистом, хотя многие мои коллеги очень охотно на это идут...
— По нескольку фотографий сдают...

— (Смеется). С прицелом на будущее. Ну, дай-то им Бог, просто мне это очень унизительным и неправильным кажется.
— Я вам тогда провокационный задам вопрос: если завтра вы вдруг узнаете, что документы на присвоение вам звания заслуженного артиста поданы, найдете в себе мужество отказаться от него или примете?
— Я даже мужества искать не буду, просто скажу «нет», и все — этого звания у меня никогда не будет.
— Так и скажете: «Я не хочу»?
— Может, не так, просто: «Мне не надо. Может, кому-то больше нужно? Дайте лучше ему или ей».

Сокурсник Путина экс-разведчик КГБ Юрий ШВЕЦ: «Путин — могильщик России, который виртуозно справляется со своей задачей»
Александр БАШИРОВ: «Я действительно монстр и с удовольствием ответственность за это несу. За то, что Советский Союз разрушил, бомбу на Хиросиму и Нагасаки скинул. Я розовыми лепестками сру, и я абсолютно несовершенен»
Александр БАЛУЕВ: «Не только среди моих коллег, но и в сфере политики психически больных людей в России масса»
Министр экологии и природных ресурсов Украины Остап СЕМЕРАК: «К сожалению, Украина уже почти превратилась в большую мусорную свалку»
Бди в оба, чтобы волк не написал на твоем пороге!
Святослав ПИСКУН: «Дима, пиши еще! Библиотека у меня очень большая, и место там не только для твоих будущих книг, но и для автомобиля «феррари» найдется (красного цвета — если кто подарить надумает)»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги