В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Жизнь с окрестным человечеством

Когда-то, впервые оказавшись в нор­мально живущей стране, я был удивлен, увидев, что лю­­ди покупали масло не килограммами, а по 100 или 200 граммов, колбасу — не целыми палками, а сигареты — не по блоку за один раз.

Когда-то, впервые оказавшись в нор­мально живущей стране, я был удивлен, увидев, что лю­­ди покупали масло не килограммами, а по 100 или 200 граммов, колбасу — не целыми палками, а сигареты — не по блоку за один раз.

Дело в том, что мое мышление было поражено так называемой «болезнью дефицита». В советской стране соотношения между деньгами и товарами не наблюдалось, и поэтому из продажи постоянно исчезало то одно, то другое. В результате если человек обнаруживал в продаже зубную пасту, то покупал сразу 10 тюбиков, а если мыло или стиральный порошок — то ящик. Поэтому ни пасты, ни порошка, ни хороших сигарет на всех не хватало, все надо было не покупать, а доставать. Такие у нас были забавные деньги, удивительные привычки и странные товары. Слово «дефицит» вошло от нас в мировые словари наравне со словами «спутник» и «кузькина мать».

Окрестное человечество жило иначе. Две трети его голодало и голодает до сих пор, зато в так называемых развитых странах по мере совершенствования производства, изобретения новых удобрений и сверхурожайных сортов страдали от переизбытка вещей. Здесь тоже обострилась проблема соотношения количества товара и денег, имеющихся для его покупки.

Когда-то в советских газетах усердно разоблачали капитализм, рассказывая об уничтожении хороших продуктов. Но такова тамошняя жизнь: сейчас, например, собран небывалый урожай кофе — предложение превысило спрос почти на полмиллиона тонн. Это значит, что продавать его можно только себе в убыток. Если же сжечь или иным образом ликвидировать пять миллионов 60-килограммовых мешков кофе, то можно окупить производство и заработать. Вот кофе и сжигают в топках. Такой вот гибрид эгоизма с целесообразностью.

Я видел на острове Сицилия, как уничтожали горы мандаринов. Нищие сицилийцы плакали, но шли на это, чтобы хоть немного заработать на урожае. В Финляндии фермер жаловался мне, что за надои сверх семи тысяч литров от коровы его могут оштрафовать, а молока не закупят.

Можно, конечно, раздавать молоко и кофе с мандаринами бесплатно, но, как известно, бесплатных ланчей не бывает. Кто тогда станет оплачивать производство, удобрения, гормоны и корма для коров-рекордисток? В общем, у голодающих стран свои проблемы, у таких, как наша, — свои. А есть проблемы так называемых развитых стран, хотя и там существует немало подробностей. Подробности эти в соблюдении баланса между предложением и спросом.

Если возникают замечательные магазины с качественными товарами, но у людей нет денег на покупки, то магазины-бутики не свидетельствуют о процветании. Производство теряет смысл, когда его продукты не раскупаются и нарушен баланс между заполненностью витрин и карманов.

В нормально развивающейся стране люди должны достаточно зарабатывать и быть уверенными в своем будущем, чтобы расходовать заработанное. В Соединенных Штатах, например, за этим строго следят — там только что снизили банковские учетные ставки, чтобы люди больше тратили, энергичнее раскупали товар. Пока что я не представляю себе, когда мы достигнем желанного равновесия и телереклама, например, перестанет раздражать многих зрителей, неспособных даже потрогать предлагаемые им джипы и ювелирные прелести.

Часть человечества страдает от недобора, другая — от переизбытка. Даже внутри одной страны люди живут по разным стандартам, и плохо, если государство не помогает гражданам ощутить себя членами одного общества.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось