Украинский художник Александр РОЙТБУРД: «Путин намерен править пожизненно, но в КГБ плохо учили философии. Тому, что любая тирания дряхлеет и разлагается изнутри, что всегда верх берут человеческие интересы и иногда это происходит быстро»
Один из самых известных и статусных украинских художников Александр Ройтбурд родился в Одессе, где окончил художественно-графический факультет пединститута. Вот уже много лет живет между Одессой и Киевом, работал директором киевской галереи Марата Гельмана, рекордсмен по участию в аукционных торгах. Звезда постсоветского постмодерна, эксперт вкуса, острослов, властитель дум — его страницу в Фейсбуке читают 25 тысяч подписчиков. Активный участник Майдана, резонансных художественных акций, куратор экспозиции «Кодекс Межигорья», недавняя персональная выставка Ройтбурда, проходившая на майдане Незалежности в 2013-м, называлась «Мантру геть!». Последовательный сторонник евроинтеграции, считающий, что Украине необходим мощный просвещенческий проект, автор открытых писем министру культуры Кириленко. Исключительный собеседник, подарок судьбы для журналиста. В общем, просто праздник какой-то.
«СЛОВО «ВДОХНОВЕНИЕ» Я ОЧЕНЬ НЕ ЛЮБЛЮ, А НА «ОДУХОТВОРЕННЫЙ» У МЕНЯ ПРОСТО АЛЛЕРГИЯ»
— Начнем с сакрального и постепенно перейдем к мизерному и элементарному. Из ваших интервью я узнала, что вы атеист. У меня в таких случаях всегда случается когнитивный диссонанс. Я понимаю, когда директор гастронома атеист...
— Ну, директор гастронома верит в Бога, в церковь ходит...
— Церковь тут ни при чем, я о другом. В искусстве же никакой необходимости нет для выживания вида. Оно совершенно бесполезно с точки зрения эволюции, и рационально объяснить неистребимую человеческую потребность в творчестве невозможно. А нерациональное объяснение лишь одно — «существует что-то выше человека», как писал Бродский.
— У даосов, например, была идея неба, но не было идеи персонального бога. И они, кстати, сформулировали принцип пользы бесполезного. Вот искусство и есть то самое воплощение идеи пользы бесполезного. Или, скажем так, неутилитарного.
— То есть феномена чуда для вас не существует?
— Чудо — это рабочий момент.
— Вдохновение придумали французы, чтобы не платить.
— Нет, это русские придумали любовь, чтобы не платить. А слово «вдохновение» я очень не люблю. Существует рабочее состояние. То есть такое, в котором я могу нечто генерировать. Когда мне работать не хочется, я могу сделать что-то, если очень надо, если это заказ, хотя и его лучше выполнять в заряженном состоянии. В работе же всегда чувствуется — есть драйв или нет. Был такой популярный гэг в 80-е, когда один художник, желая подколоть другого, спрашивал: «Слушай, Вася, а у тебя х...й есть?». Тот растерянно говорил: «Ну да». — «Что-то по работам не чувствуется...».
Дело, конечно, не сводится к этой части тела, но в работе должен быть эрос, энергия экспансии, энергия ума, энергия сердца либо энергия того, что на Востоке называют нижними чакрами. Или, наоборот, это может быть сухое, аналитическое и до мелочей продуманное высказывание. В любом случае работа должна нести какую-то информацию, импульс или вибрацию.
— В полотнах старых мастеров информации и импульсов не много, зато много одухотворенности и божественного экстаза. Слово «одухотворенный» вы тоже не любите?
— На него у меня просто аллергия. В нашей стране на протяжении 50-60 лет искусство находилось в жестких рамках, заданных идеологией, которую и должно было обслуживать. Потом произошла эмансипация, рамки сменились, и началась цепочка подмен: искусство — культура, культура — духовность, духовность — религиозность, религиозность — церковность. И мы уже видим, к чему это может привести, на примере той же России, когда искусство, поддерживаемое государством, становится зоной мракобесия.
— В общем, как я поняла, сакральное трепета у вас не вызывает и Крым для вас сакрального значения не имеет?
— Вы знаете, я же одессит и привык в море входить по песку. А в Крыму очень красивая природа, но в море надо входить по камням.
— Не везде. В степном Крыму — полно песка, который потом невозможно вычистить...
— Вот я там не был. Я был на ЮБК и не мог смириться с тем, что в замечательное чистое море (в Одессе оно не такое чистое) нужно идти по камням. Так что сакральное значение Крыма усилится, если российские оккупанты сделают там нормальные спуски к морю. Но для этого, думаю, его должна оккупировать какая-то другая страна.
Не повезло Крыму с оккупантами, и, если уж зашла речь об этом, хочу процитировать Владу Ралко (современная украинская художница. — Авт.), которая очень любила Крым и для которой его воплощали бабушки, стоявшие с табличками: «Сдается». Вот они и сдались. Вся психология этого населения была построена на слове «сдается».
![]() |
| Одна из картин серии «Танго» |
«ПОСЛЕ РОССИЙСКОГО ЗАХВАТА КРЫМ ПЕРЕСТАЛ В МОЕМ СОЗНАНИИ БЫТЬ ЧАСТЬЮ ЦИВИЛИЗОВАННОГО МИРА, ЭТА ТЕРРИТОРИЯ — МЕСТО ПРЕСТУПЛЕНИЯ»
— У вас ощущение личной потери в связи с Крымом присутствует?
— Крым никогда не был частью моей внутренней географии. Я там бывал, какие-то места любил, но меня не тот факт печалит, что я живу в стране, которой не принадлежит Крым, — мало ли что ей не принадлежит, — Венеция, например. Меня печалит, что в результате всей этой авантюры рушится философия мирного сосуществования европейской цивилизации, которая опять входит в состояние дикости и варварства. Это беспокоит меня гораздо больше, чем размер территории моей страны.
В принципе, мир открыт, я могу сесть в самолет и потусовать в Севилье... Крым же после российского захвата перестал в моем сознании быть частью цивилизованного мира, и я больше не могу потусовать в Крыму, пока там российские оккупанты. Для меня экзотика вроде Китая или Камбоджи — это чужое, в Европе я хочу чувствовать себя дома, а Крым больше не является для меня частью дома, и это меня сильно расстраивает. Если бы я был гражданином России, для меня бы тоже не существовало Крыма, потому что эта территория — место преступления.
— Вы недавно заметили, что в свете всего происходящего нам нужно отделиться стеной от «ДНР»-«ЛНР» и жить своей жизнью.
— Конечно.
— Как вы себе это представляете?
— Я видел стену между Израилем и Палестиной.
— И что? Не долетают бомбы? Конфликт же не затухает.
— Это религиозная война.
— Не важно, какая, стена не помогает.
— Ну, она как-то стабилизировала ситуацию.
— Это как в многоквартирном доме. Вы отгородились, живете своей содержательной жизнью, а сосед каждый день гадит в лифте. И вы как бы отгородились, но как бы причастны. Может, попытаться обустроить совместное жилье так, чтобы он не гадил?
— Там уже нельзя ничего обустроить. Это такое белое Сомали. Поэтому надо отгородиться. И помочь всем, кто хочет оттуда выехать. Думаю, на это найдутся деньги и у Украины, и у мира. Многие уже выехали, но многим по-прежнему неуютно в этих люмпенобразованиях.
— Эти образования невозможно законсервировать, они будут расползаться и уже порасползались. Я таких морд в таком количестве, как сейчас вижу в Киеве, не видела за всю свою жизнь.
— Да, в Одессе тоже. И по опыту Одессы могу сказать, что какая-то выстроенная городская среда со своим мифом и своим духом не в первом, так в третьем поколении форматирует под себя человека.
Англичане проводили статистические исследования, сравнивая районы со старой архитектурой и безликие спальные районы. Разница колоссальная. И по уровню образования, и по уровню культуры, и по уровню преступности, и по уровню наркомании, и по уровню разводов. Это, кстати, то, что почувствовали римляне, — правильная городская среда форматирует человека. Так что будем надеяться, что наши города со временем облагородятся и облагородят наших граждан. Город — это же не только архитектура. Это и стиль общения, и манера парковаться, разговаривать в магазинах, ресторанах, офисах, парикмахерских...
— Киев, увы, пока держит рейтинг одной из самых малокультурных столиц.
— Да, и, сравнивая Киев с Одессой, я чувствую в Киеве меньшую дружелюбность. Во Львове высокая дружелюбность...
— Во Львове вообще высокая культура. Попадая туда, мгновенно ощущаешь культурную европейскую радиацию.
— В том-то и дело! Все это сформатировано городской средой. Во Львове до войны проживало 30 процентов поляков, 30 процентов евреев, 20 с копейками процентов немцев и где-то 12 процентов украинцев, большинство из которых работали прислугой. То есть из украинцев, проживавших во Львове, интеллигенции, профессуры, людей с образованием было еще меньше — каких-то три-четыре процента. После войны во Львов переехали жители близлежащих сел и местечек, и посмотрите, как их переформатировала городская среда, как они ее впитали!
Я сын людей, которые приехали в город: мамина семья — после Голодомора из Врадиевки, папина — после войны из Кривого Озера. Я однажды написал статью о городской культуре, и какой-то украиноязычный антисемит в коментах заметил: «Мабуть, предки цього жида в містечку корову тримали». Я хотел ему ответить, что не просто в местечке, а даже в селе.
Мои предки из местечек и сел, и ничего катастрофического в этом нет, генетической обреченности не существует. Для того чтобы стать человеком городской культуры, нужно ей просто открыться. То есть понимать, что на улицах надо улыбаться, дорогу уступать, окурок в урну бросить...
Вот в Европе сразу понимаешь, что такое сознание горожанина, — оно материально: город как общая среда обитания. И нам сегодня необходимо культивировать в себе сознание цивилизованного городского уклада. Это то, чего Украине сильно не хватает.
Еще 50-60 лет назад она была аграрной страной с тяжело пролетарскими анклавами на Востоке, и в те времена психология людей в Донецке не очень отличалась от психологии людей в Глазго, например. Я был в 90-е годы в Шотландии, в Эдинбурге, и обратил внимание на то, как там относятся к людям из Глазго, — приблизительно так же, как в Украине к донецким. Но постепенно культурная политика изменила жителей Глазго — после того как Тэтчер позакрывала шахты и государство стало искать для этих людей какую-то новую социальную функцию. Я не эксперт, но за 20 лет там какие-то очень серьезные сдвиги произошли.
Или в той же Германии в 90-е проблема восточных немцев казалась катастрофической. А сейчас грань постепенно стирается между западными и восточными, и огромную роль в этом играет государственная культурная политика.
![]() |
| Александр Ройтбурд в палатке во время Евромайдана, 2013 год. «Вероятно, украинцы виноваты в том, что допустили все те нарушения на выборах, которые привели к победе Януковича, что мирились с зомбированием, три года терпели... Но потом вышли на Майдан. Все-таки вышли» |
«БЫВАЮТ СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ, ЧТОБЫ ТЕБЯ НЕ УБИЛИ, ПРИХОДИТСЯ УБИВАТЬ САМОМУ»
— Есть еще страны вроде Сингапура, где культурная политика носит характер репрессивный, но действенный: плюнул на улице — 300 долларов. И никто не
![]() |
| «На мой взгляд, то, что Коломойский оказался побежденным, не очень хорошо для Украины. Я начинаю беспокоиться за Восток и думать, не приведет ли это к краху государства» |
плюет.
— Ну да, штрафы, битье палками, смертная казнь за наркотики... По сути, покойный Ли Куан Ю (первый премьер-министр Сингапура, один из создателей сингапурского экономического чуда. — Авт.) реализовал антиутопию. Она эффективна, у нее есть свои достоинства, если уж она настолько устойчива. Имитационная демократия является там оберткой тоталитарной тирании, плюс репрессивная система. Но это восточное сознание, конфуцианство, которое в корне отличается от европейского.
А мы все-таки продукты европейской цивилизации, где личность самоценна и в идеале должна быть свободна, где жизнь — высшая ценность... Поэтому не хочется, чтобы подобно россиянам мы оказались вышвырнуты из этого пространства. Мы туда только робко входим, и дай Бог, чтоб вошли. Если железный занавес опустится на западные границы Украины, мне будет очень обидно. Пусть лучше он на время опустится по границе Украины с оккупированными территориями.
— А в Одессе сейчас как? Насколько вообще была реальна угроза образования ОНР?
— Ну, результаты последних социологических исследований неутешительны: где-то 50 на 50. То есть приблизительно поровну тех, кто настроен пророссийски, и тех, кто проукраински. Но 50 настроенных проукраински — это самая молодая, самая активная, самая образованная и самая мыслящая часть общества, которая готова защищать свои интересы.
— Вы эти «50 на 50» как одессит чувствуете?
— Понимаете, я же в основном общаюсь с другими 50. Даже люди, которые два года назад были индифферентны к политике, сегодня играются в символику «Правого сектора», и какие-то вещи вроде «Слава Украине!» давно уже перестали одесского обывателя пугать. Другое дело, что мне не очень нравится универсализация западноукраинского галичанского взгляда на историю. В Одессе свой миф, и я бы не советовал его трогать. В Одессе другая картинка мира, и ее нужно не разрушать, а просто переформатировать под украинский патриотизм. Войны в Фейсбуке с жителями Тернополя, рассуждающими, почему мы в Одессе должны снести памятник Екатерине II, — это маразм.
Не знаю, что сейчас будет происходить в связи с зачисткой «робеспьерова охвостья» и будет ли зачистка охвостья Коломойского... Я ни разу не видел нынешнего одесского губернатора Палицу, но город он успокоил. Губернатор, который был до этого — господин Немировский, наверное, в чем-то симпатичнее. Человек высокой культуры, интеллигентный, мягкий, очень рефлексирующий, вроде бы буддист... Но оказался неэффективен.
А Палица попроще и пожестче, и наверняка менее приятный собеседник, но город контролировал, а все взрывы происходили для русского телевидения. Были более серьезные подрывы, к счастью, без жертв, но были и откровенно постановочные. В одном подземном переходе снималась проходка толпы с лозунгами, в другом — в выходной день в полвосьмого утра — 30 человек разыграли спектакль с переворачиванием машины какого-то «злобного бандеровца» (на самом деле, это была их машина), сняли на камеру, потом часть из них села в эту же машину и уехала.
Конечно, даже опереточный террор нервирует, раздражает, дестабилизирует, но, в принципе, ничего страшного не происходило. Что будет сейчас, сказать сложно. Порошенко заявил, что не потерпит частных армий губернаторов, и Палица вывел из города две тысячи своих бойцов, которые удерживали Одессу, чтобы его не обвинили. Сразу стали говорить, что он так шантажирует город. Не знаю, кто кого шантажирует и чем завершится этот конфликт в верхах, но, на мой взгляд, то, что Коломойский оказался побежденным, не очень хорошо для Украины.
— Нет у вас ощущения, что он зарвался?
— Есть, конечно.
— И что его нужно было поставить на место.
— Что значит поставить на место? Нужно было создать какие-то рамки, в которых он бы работал, не зарываясь. Пацаны, которые приглашали Коломойского на этот трон, прекрасно знали, с кем имеют дело. Вся Украина знала, кто такой Коломойский. Ни у кого не было иллюзий, что это благородный джентльмен, всегда действующий в рамках закона. И когда, по непроверенным слухам, через неделю после воцарения Коломойского в Днепре человек 200 вывезли в лесопосадку и закопали, после чего ситуация в городе стабилизировалась, все понимали, что это не является законным правосудием, но в условиях той войны, которую нам навязали, это в высшем смысле оправданная мера. Поверьте, мне, который считает, что бить человека по лицу — очень плохо, рассуждать подобными категориями крайне сложно, но реальность не оставляет мне другого выхода. Бывают ситуации, в которых, чтобы тебя не убили, приходится убивать самому.
— При всем вашем пацифизме война вас все-таки изменила?
— Нет, не изменила. Я точно так же относился и ко Второй мировой войне, и к войнам за независимость Израиля, и к Балканским войнам и понимаю, что подобная логика имеет право на существование. Просто я в самом страшном сне не мог представить, что это коснется моей страны. Это ж беспрецедентная война — Донбасская! Впервые в истории цивилизованного мира ведется война без каких-либо разумных причин.
«В РОССИИ СТРАХ ПЕРЕД РЕВОЛЮЦИЕЙ, ПОЭТОМУ УКРАИНСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ НАДО БЫЛО ЗАДУШИТЬ»
— А по-моему, все очевидно. Крым отжат по тем же причинам, по которым в свое время была захвачена Абхазия и создано Приднестровье. Создание буферных зон и тлеющих очагов в соседних государствах укрепляют российскую империю. Проще всего укрепить себя, ослабив соседа. Путин этим занимается давно и небезуспешно.
— Ослаблять можно по-разному. Причина этой войны — путинские фобии. Боязнь, что в результате Майдана в Украине будет построено новое эффективное общество, и это снимет в России страх перед революцией, который там активно насаждается, поскольку иной системы ротации элит, кроме революций, в российской истории, за редким исключением, не существует. Как заметил однажды маркиз де Кюстин: «В России самодержавие ограничено удавкой». Вот эту модель они и вернули, и сегодня российской элите нужно застраховать себя от любой формы удавки. Один из способов — зомбирование населения страхом революции.
Мне пишут русские в Фейсбуке: «Когда это и где революции были успешными? Ни одна революция никому ничего хорошего не принесла». Але, ребята! А что такое война за независимость США? Это была революция, которая привела к созданию самой крупной экономики мира. А что такое Великая французская революция? Несмотря на всю кровь и ужасы террора, сегодня Франция одна из самых свободных стран мира. Английская революция сделала Великобританию бастионом законности и права...
А в России страх перед революцией. Поэтому украинскую революцию надо было задушить, чтобы в результате возникла руина, которая бы напугала подданных Путина. Эта фобия из той же серии, что и вырубка деревьев в радиусе нескольких километров вокруг его дачи. Такой паранойи у Сталина не было. А такой мощной эшелонированной системы личной безопасности, как у Путина, вообще ни у кого из российских вождей. Да, он собирается править пожизненно, да, он намерен законсервировать систему, но в КГБ плохо учили философии. Плохо учили тому, что любая тирания дряхлеет и разлагается изнутри, что всегда берут верх человеческие интересы и иногда это происходит быстро.
Вот как в случае с французской революцией. Идеологический максимализм, заданный Робеспьером и приведший к созданию кровавой машины террора, утомил его ближайшее окружение. Жены якобинцев хотели хорошо одеваться, проводить время на балах, для этого нужны были деньги, коррупция началась в разгар террора, убрала террористическую надстройку, что в итоге привело к империи, но это уже другая история.
— Вы с некоторых пор — король Фейсбука и не так давно заявили, что если нужно будет, то готовы отказаться от русского языка. А кому это может быть нужно, чтобы вы отказались?
— Мне нужно. У меня бывают такие настроенческие моменты...
— Если это пост атмосферный, то вопросов нет, хотя вы властитель дум и к вашему мнению прислушиваются.
— Ой, я не властитель дум, у меня частное мнение...
— Сколько у вас подписчиков?
— 25 тысяч.
— Это тираж СМИ.
— Во-первых, я не думаю, что русский язык кто-то будет сейчас запрещать. Во-вторых, когда я говорю о русском языке, то имею в виду русскую культуру, в которой вырос и к которой принадлежу в силу языка. Хотя и считается, что язык живописи интернационален, я чувствую себя политически украинским художником, культурно — русским, а этнически я еврей. Русская культура — одно из трех слагаемых моей идентичности.
В разговоре с Бернаром-Анри Леви (французский политический журналист, философ и писатель. — Авт.), который меня не понял, я сказал, что закономерным порождением той русской культуры, которую Запад любит, как свое великое иное, стал монстр новой фашистской российской империи. Не является ли это поводом задуматься европейским интеллектуалам о ревизии европейского мифа о русской культуре и другими глазами взглянуть на Пушкина? Если 10 лет назад я говорил, что меня не интересует Россия Путина, а интересует Россия Пушкина, то сегодня я пытаюсь иначе взглянуть на Пушкина, критически оценить какие-то мифы русской культуры, и многие из них не выдерживают критики.
— А Олесь Гончар выдерживает критику? А Рыльский и Бажан? Кто ее вообще выдерживает из людей? Я, например, не вижу связи русская культура — путинская империя, а вижу многовековую непрерывную традицию российской государственности.
— А я вот иногда думаю: если бы был жив сегодня Пастернак, был бы он ватой? Почти уверен, что был бы. Вот насчет Мандельштама не уверен...
— Откуда такая уверенность в Пастернаке?
— Он испытывал трепет по отношению к Сталину и после его смерти все эти хрущевские разоблачения не приветствовал. Хотя вел себя на твердую четверку, учитывая время. Тем не менее. Ну, есть у меня чувство, что Пастернак был бы ватой, а Мандельштам — нет. И плохое стихотворение Бродского об Украине тоже не случайно...
«ИСКУССТВО — ЭТО ГОВНО, КУЛЬТУРА — ЭТО Х...НЯ, НАМ ОНО НИКОМУ НЕ НАДО, ТАК ЧТО БЕРИТЕ СЕБЕ ЭТО ГОВНО И ЗАНИМАЙТЕСЬ ЭТОЙ Х...НЕЙ»
— Может, Украине уже пора вплотную заняться своей культурой, а не Пастернаком и Бродским? В конце концов, кто выбирал Януковича? Вы за него голосовали?
— Нет, конечно.
— А среди ваших близких и друзей?
— Были люди, которые голосовали из такой юлефобии...
— О! Прекрасный, осознанный выбор. Именно при Януковиче Донбасс превратился в самый запущенный регион, и никого это особенно не беспокоило. Вот там потом и рвануло. Но видеть бревно в своем глазу по-прежнему желающих немного. Это такие грабли, на которые Украина наступает и наступает. Кто виноват? Пушкин.
— Понимаете, каким бы плохим ни был Янукович...
— Пастернак хуже...
— Вероятно, украинцы виноваты в том, что допустили все те нарушения на выборах, которые привели к победе Януковича, что мирились с зомбированием той территории очень долго, три года терпели... Но потом вышли на Майдан. Все-таки вышли.
— Все-таки вышли. Сейчас у нас министр культуры кто? Это Пастернак виноват?
— Я даже больше, чем приличествует художнику, публично высказывался по поводу Кириленко.
— Как вы думаете, он вас читает?
— Ему дали мое открытое письмо, когда он встречался с интеллигенцией, и из трех часов встречи два с половиной он доказывал, что я не прав.
— А дальше что?
— Дальше он сказал, что позвонит и пригласит меня в Министерство культуры. Это было в декабре. Я жду звонка.
![]() |
| Из серии «Если в кране нет воды». «Я категорически не согласен с тезисом о вторичности, фатальной неполноценности и провинциальности украинской культуры» |
— Обещанного три года ждут, а мы пока идем по нисходящей, и уже Вовкун кажется изысканным европейцем по сравнению с Кириленко. Не исключено, что и Кириленко — не худший вариант. Что делать?
— У нас до сих пор действует коррупционный квотный принцип, и я не вижу механизма, который бы позволил его быстро преодолеть в условиях внешней агрессии. В условиях внешней агрессии самое лучшее, что может быть для страны, — это пакт о ненападении в верхах. Пусть будет вот такой Яценюк, какой есть, такой Порошенко, какой есть, такой Коломойский. Убирают Коломойского, и мне страшно, я начинаю беспокоиться за Восток и думать, не приведет ли это к краху государства. Потому что в свое время он позволил устоять и не рухнуть государству Украина. Поэтому невозможно сегодня убрать Кириленко без серьезной атаки на Яценюка, насколько я знаю.
Я все это предвидел и боялся усиления «Свободы», понимая, что, как только начнут делить портфели, от «свободовцев» именно портфелем министра культуры и откупятся. Потому что искусство — это говно, культура — это х...ня, нам оно никому не надо, так что берите себе это говно и занимайтесь этой х...ней. Но, вопреки моему прогнозу, на посту оказался Кириленко, чья идеология, в принципе, мало чем отличается от идеологии Тягнибока.
С другой стороны, какие-то подвижки есть. Тот же просвободовский Квит (Сергей Квит — министр образования и науки Украины. — Авт.) сегодня вызывает восторги прогрессивной общественности. Он квалифицированный специалист, создал хорошую команду.
— Ну, по Кириленко видно уже, какой он специалист и какую команду создал.
— Он профессиональный функционер и ничего другого продуцировать не может. Что же касается украинской культуры в целом, то она имеет некую особенность. Вспомните, каким был Майдан — такое огромное коллективное мыслящее тело, которое создало систему саморегуляции, довольно скептически относилось к кричалкам, не допускало мародерства и прочего непотребства (алкосотня уже потом появилась). И это народ, да? А теперь представьте подобное в России, что бы это было? Какой агрессивной была бы собравшаяся толпа.
«ЭТО, КОНЕЧНО, СТРАШНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПУТИНА — ТАК ДИСКРЕДИТИРОВАТЬ ЭЛИТУ, ПРЕВРАТИВ ЕЕ В СТАДО»
![]() |
| Из серии «Если в кране нет воды». «Я категорически не согласен с тезисом о вторичности, фатальной неполноценности и провинциальности украинской культуры» |
— Да Бог его знает. Смотришь на их тысячные митинги, светлые осмысленные лица...
— Это вышли 50 тысяч из 15 миллионов, поэтому они осмысленные. А если бы там, как у нас, подтянулись низы и стали бы диктовать повестку дня, то, в отличие от нас, там наступил бы п...ц. В России гигантский разрыв между низами и высоколобой элитой, которая сейчас заражена ватой, и это, конечно, страшное преступление Путина — так дискредитировать элиту, превратив ее в стадо. Но традиционно Россия — это дикий плебс и элита. У нас же плебс не такой дикий — крестьянин, ремесленник, мелкий буржуа поцивилизованнее, чем в России, а элита сильно попроще.
— Попроще, но с большими понтами.
— Так понты тоже от простоты идут, от непосредственности...
— От неразвитости...
— Понты заменяют сильную интеллектуальную традицию, которой у нас нет. При этом я категорически не согласен с тезисом о вторичности, фатальной неполноценности и провинциальности украинской культуры. Существует много недооцененных явлений, и можно выстроить грамотный привлекательный миф украинской культуры. Есть же материал. Он просто хаотичен, не актуализирован, не мифологизирован.
— Национальная идея, на ваш взгляд, нужна?
— Подервянский ее хорошо сформулировал.
— «Від’...іться від нас»? А серьезная национальная идея?
— Это она и есть. Я в какой-то момент стал задумываться, как чувствовал себя украинец в имперском мифе... Многомиллионный народ имеет полное право на создание собственного мифа и картинки мира, а народу долгое время в этом праве отказывали и объясняли, что он существует только в виде хора имени Веревки и того, что сейчас в России называют «Суп из свекольного корня с капустой»...
— Це борщ?
— Да.
— Вбивав би.
— Украине сегодня нужен сильный просвещенческий проект. Нужны новые локальные мифы. Вот миф о русском акмеизме есть, а об украинской неоклассике не существует. Вы много читали неоклассиков?
— У меня есть збірочка «Українська хата», куда вошли и неоклассики, и розстріляне відродження, — всего по чуть-чуть. От некоторых представителей действительно чуть-чуть уцелело.
— Так убили же всех, всю украинскую интеллигенцию. Оставили несколько человек, чтобы они писали стихи про Сталина. Подервянский мне рассказывал, что, когда Тычина приходил к ним в гости (с ним дружили его родители), от него за несколько метров несло страхом.
— При том, что из украинских классиков так обласкан властью, как Павло Григорович, мало кто был. Пять орденов Ленина.
— Лауреат Сталинской премии, академик... Так вот — мифа о неоклассиках не существует, а это же очень интересная история, как в 1918-м году они в каком-то селе сняли хаты и на «мотто» из Ронсара или Петрарки писали по сонету, после чего собирались и друг другу это читали. Представляете, какой можно было бы снять об этом фильм!
— Чтобы снять классный фильм про мифы, надо историю хорошо знать, в том числе мировую. А у нашей современной киноэлиты понтов хватает только на собственную исключительность. К слову, понты какого рода привели вас в живопись? Насколько мне известно, художников у вас в роду не было.
— Я родился в семье инженеров.
— А как родители отнеслись к вашему выбору профессии?
— Сначала со страхом, а потом поняли, что это не страшно... Я всегда жалел своих родителей, которым приходилось каждое утро ходить на работу, и решил, что надо жить посвободнее. Я вообще терпеть не могу над собой никакого начальства...
— Вот они, корни вашего атеизма! А вы работали где-нибудь, как люди работают?
— Так, чтоб каждый день, — нет, но одно время числился на должности, рисовал всякие плакаты — это было два раза в моей жизни.
— «Планы партии — планы народа»?
— «Слава КПСС», «Решение съезда в жизнь одобряем и поддерживаем»...
— То есть это была нефигуративная живопись?
— Я один раз работал в проектном институте, а второй — в хлебном порту, где нужно было только графики рисовать и писать, что мы одобряем планы партии. Поскольку я принимал участие в креативе, главное мое предложение по лозунгам к 1 Мая — «Одобряем и поддерживаем!». Тогда был популярен анекдот. Рабиновича вызывают в КГБ и спрашивают: «Как вы относитесь к решению Июльского пленума?». — «Одобряю и поддерживаю». — «А к сессии Верховного Совета СССР?». — «Одобряю и поддерживаю». — «А к постановлению Совета министров о дальнейшем совершенствовании?». — «Одобряю и поддерживаю». — «А к решению съезда?». — «Одобряю и поддерживаю». — «А свое мнение у вас есть?». — «Есть, но его я не одобряю и не поддерживаю».
«НЕКОТОРЫЕ ХУДОЖНИКИ ПЛАТИЛИ ПАРТВЗНОСЫ С ДОХОДОВ, КОТОРЫЕ ЦЕХОВИКУ ПОКАЗАЛИСЬ БЫ НОРМАЛЬНЫМИ, НО УЖЕ АКАДЕМИК ИЛИ ГЕНЕРАЛ СИЛЬНО БЫ ПОЗАВИДОВАЛИ»
— И каково это — быть художником в СССР?
![]() |
| «И Ленин такой молодой...». «Я очень хотел никогда не писать Ленина, но недавно все-таки написал и даже попытался вложить в его фигуру всю детскую нежность» |
— Я однажды видел ведомость об уплате партвзносов членами Союза художников за 70 какой-то год. Некоторые художники платили партвзносы с доходов, которые, вероятно, какому-нибудь цеховику показались бы нормальными, но уже академик или генерал сильно бы позавидовали.
— Члены Союза художников, рисовавшие ленинов, были советскими миллионерами, но вы же не хотели ленинов рисовать...
— Я на эту тему как-то разговорился с одним из представителей одесского нонконформизма Валентином Хрущом. «А знаешь, — сказал он, — если бы за право делать что хочу мне предложили уплатить налог, нарисовав 100 портретов Ленина, я бы нарисовал и работал дальше». У меня не было тогда такого мудрого цинизма, я очень хотел никогда не писать Ленина, но недавно все-таки написал...
— Это который трусы снимает?
— Да. И даже попытался вложить в его фигуру всю детскую нежность, потому что нам в садике рассказывали, что он очень хороший человек...
— Так он у вас вполне человечным получился, а вы его в детстве именно как человека воспринимали?
— Ну конечно. Он же детей любил. Елку в Сокольниках им сделал, чернильницу кушал, маме пообещал бросить курить и бросил, в слепого кота с детками играл, рыбу отдал в детский дом...
— И никогда никуда не опаздывал даже на одну минуту. Я его в детстве воспринимала как совершенно бесполого сверхчеловека.
— А как же Крупская? Нас же в детстве учили, что у Ленина была Крупская. Про Инессу Арманд и Александру Коллонтай стало известно гораздо позже. Вообще, Коллонтай — единственная женщина в российской истории, у которой был роман и с вождем мирового пролетариата, и с государем-императором. Кто бы мог подумать, что они и так пересекались.
— Одна из ваших картин есть в Третьяковке, а в музеях Украины?
— В национальном художественном музее, в PinchukArtCentre, в Сумах, в Запорожье...
— Так получилось, что сегодня современная культура Украины в мировую интегрирована только художниками...
— Интегрирован в европейскую культуру один украинский художник — Борис Михайлов. Все. Более-менее интегрированы художники группы «РЭП» и группы «SOSка».
— Хорошо. Кто такая Мария Примаченко, знают в Европе?
— Знают, но это же не мейнстрим. Это тоже локальный феномен.
— А частные коллекции?
— В частных коллекциях статусного уровня может мелькнуть что-то украинское. Но украинцев нет в мировых музеях, нет в серьезных рейтингах... Только Борис Михайлов. Его альбом вы можете купить в любом мировом музее.
— Странная ситуация. Мне понятно, почему не знают в мире украинский театр и кино, но почему вот так обстоит с художниками — непонятно. Их много, они интересные и очень разные. Что необходимо для того, чтобы происходила интеграция?
— Нужен определенный климат и государственная политика продвижения своего искусства, формирующая статус художника. В этом отношении государство вообще не работает, оно не инвестирует в искусство как в часть своего мирового имиджа. Если Минкульт вдруг и заинтересуется кем-нибудь, это, как правило, не самые достойные художники страны. Хотя государству создание культурного имиджа гораздо нужнее, чем оно думает.
— И как ему это объяснить?
— Да не надо объяснять, может, имеет смысл выстраивать какие-то инструменты государственной политики, помимо Минкульта, которому есть чем заниматься. Пусть библиотеками занимается, музыкальными школами, хором имени Веревки, ансамблем имени Вирского, ТЮЗом... А культурной модернизацией при отсутствии воли Минкульта должны заняться другие органы.
Возможно, это должна быть новая ступень художественной самоорганизации — не творческие союзы, доставшиеся нам от товарища Сталина и скроенные по его лекалам, а институции, более отвечающие требованиям времени и функционально совместимые с культурой цивилизованного мира. Пока цивилизованный мир не видит в нас партнера. Государственные институты не эффективны, частные не состоятельны, неправительственные инициативы слишком слабы.
— Если абстрагироваться от общей культурной ситуации, вы как известный украинский художник чувствуете себя неплохо?
— С одной стороны, грех жаловаться, с другой — при нашей неразвитой инфраструктуре художник не может себя чувствовать хорошо. Покажите мне музей современного искусства в Украине. Я такого не знаю.
— PinchukArtCentre.
— Украинское искусство находится на периферии его интересов. Правда, сейчас, на 10-м году своего существования, они вдруг решили сделать какую-то исследовательскую выставку на украинском материале. Пытаются проследить социальные тенденции в украинском искусстве начиная с середины 80-х. Это уже само по себе интересно, потому что перелом нонконформистский в живописи как раз в это время и случился.
— Вам все равно, кто покупает ваши работы?
— Я очень люблю, когда мне за картину дают деньги, потому что деньги — это свобода. Конечно, гораздо приятнее, когда работа попадает в руки человека, который способен ее понять.
«ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ЗАКОННОСТЬ ВХОДЯТ ДЛЯ МЕНЯ В ПОНЯТИЕ ХОРОШЕГО ВКУСА»
— Вы помните, за сколько продали свою первую работу?
— Рублей за 25, в году 85-м... Вот тогда продажа картины была приложением к личному общению. Покупали инженеры, врачи, музыканты... И вся эта советская интеллигенция стремилась пообщаться с художником, чтобы лучше понять вещь, за которую платит. А сегодня для многих покупателей знакомиться с этим лохом — просто лишний геморрой.
— Сейчас врачи покупают?
— Сейчас фармацевты покупают.
— Вся эта война как-то сказалась на ваших личных контактах?
— Ни с кем из друзей и хороших приятелей я не рвал по политическим мотивам, но бывает такая непреодолимая психологическая пропасть, что просто не тянет общаться. Наиболее оголтелых идиотов из России, конечно, пришлось послать, ну, там страна больна, коллективное безумие...
— Думаете, есть шансы на выздоровление?
— Ну Германия же выздоровела. Кроме того, никто не отменял в России такой инструмент, как удавка. Вот, кстати, я об этом нарисовал картину перед Новым годом (показывает). Два английских медика: тот, который держит гвардейский шарф, — это Чейн, тот, который держит золотую табакерку, — это Стокс. Возможно, я что-то на магическом уровне решу для России...
— То есть в магию вы верите?
— Нет, но если она существует, то эта картина на магическом плане должна сработать. Да, так вот — никто не отменял гвардейские шарфы, никто не отменял формулу: «Оказался наш отец не отцом, а сукою», и я думаю, если российскому народу скажут, что старый царь был плохим, многие воспримут это как истину.
— А без царя в России никак?
— Ну, даже Пугачев, лидер самого анархического движения за всю российскую историю, нарек себя государем-императором, издавал манифесты от царского имени и на теле своем показывал царские знаки. Российское коллективное сознание устроено так, что нуждается в царе.
— Где-то читала, что вы иллюстрировали книгу Дмитрия Корчинского...
— Да, Дима — мой друг, хотя я не могу разделить все его политические взгляды. Но это человек с неординарным мышлением, мастер парадокса, я очень ценю его тонкий юмор и иронию. Некоторые его посты в Фейсбуке настолько изящны, что я лайкаю их, даже если не согласен с месседжем. Просто за изящество стиля.
— Форма для вас важнее содержания?
— Нет, но как сказал Корчинский: «Эту страну погубит дурной вкус». Вот в основе моей дружбы с Димой лежит его хороший вкус.
— Еще ни одну страну не спас хороший вкус, зато спасли права человека, уважение к свободе выбора и законность.
— Права человека и законность входят для меня в понятие хорошего вкуса.
— Кстати, о вкусе. Вы не так давно выступили в защиту Сони Кошкиной, которую в сети подвергли остракизму за презентацию книги о Майдане. Вы действительно не понимаете, почему подобное сборище многих так оскорбило?
— Общаться с теми, кого пригласила Соня, — часть ее профессии. В книге есть их интервью, в том числе именно поэтому она интересна.
— Для многих поддерживать Януковича тоже было частью профессии. Удобная формулировка — «часть профессии».
— Насколько я знаю, сама Соня во время Майдана выполняла серьезную организационную роль, при этом сохранила такие отношения с условным Левочкиным или условным Арбузовым, чтобы получать от них какую-то информацию. И эта информация правильно работала. Поэтому меня возмутила травля Сони.
— Это у Пастернака была травля, а у презентации Кошкиной был резонанс. Вы сами говорите, что страну погубит дурной вкус, но оправдываете жуткое дурновкусие. Лучшие люди города пришли с букетам алых роз пофотографироваться на фоне книги о Майдане: Попов, Вилкул, Новинский...
— Как только я увидел Новинского, то сразу же вызвал такси и уехал. А книга не совсем о Майдане, а об украинской политике периода Майдана, имевшей определенный спектр: от людей, которые погибли, до людей, которые в них стреляли. Соня — профессионал, и ее книга информативна. Что касается фуршета, то он был очень скромным. Это обычная практика для мероприятия, длящегося больше двух часов, — людям выносят что-то поесть и выпить.
— Кто ж выдержит больше двух часов без еды и питья...
— Можно выдержать. На Майдане. А у презентации свои законы. Я понимаю вашу точку зрения, но не разделяю ее.
— Я тоже, в общем-то, за плюрализм мнений. Может, есть что-то, о чем я не спросила, а вы бы хотели сказать?
— Да мы еще ни о чем не поговорили...







Гарри КАСПАРОВ: «Путин в геополитический покер играет, но определенную точку невозврата Запад уже прошел. Понял, что Путин — стратегическая проблема, а сегодняшняя Россия не союзник, не партнер, а опасный враг во главе с маньяком, у которого ядерная кнопка»
Бывший начальник Управления внешней контрразведки КГБ СССР, а ныне живущий в США генерал КГБ Олег КАЛУГИН: «Все заявления о размещении ядерного оружия в Крыму — блеф: Путин такого развития событий сам боится»
Украинский художник Александр РОЙТБУРД: «Путин намерен править пожизненно, но в КГБ плохо учили философии. Тому, что любая тирания дряхлеет и разлагается изнутри, что всегда верх берут человеческие интересы и иногда это происходит быстро»
«Мы вдесятером насиловали немецкую 12-летнюю девочку. Боялись только, чтобы наши медсестры не узнали, — стыдно». Из фрагментов, не вошедших в книгу Светланы АЛЕКСИЕВИЧ «У войны не женское лицо»
Офицер «Альфы» Виктор К.: «Мы к террористам агентов внедряем, и они не «Слава Украине!» кричат, а «Путин — наш папа!»
Валерий КУР: «Дмитрий Гордон — настоящий матерый оперативник, сыщик, следователь, детектив, причем он настолько в этом силен, что в одиночку за двоих — «доброго» и «злого» полицейских — отлично справляется. Мы, правоохранители, эту тактику кнута и пряника в паре всегда используем, а Гордону пара уже не нужна — он сам кого угодно расколет!»
Жить грешно и умереть смешно
Максим КАНТОР: «Роль «еврея» в истории долгое время была закреплена за евреями — сегодня евреями назначены украинцы»
«Одна на всех, мы за ценой не постоим...»
«Только ты останься прежней, трепетно живи, счастливо живи всегда...»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги