Дуэльный кодекс для депутатов
Когда народные избранники разного уровня срываются с партийных насестов и депутат норовит пнуть депутата гораздо ниже спины, вспоминаются старинные обычаи, выглядевшие куда более пристойно.
В библейские времена сошлись для выяснения истины в знаменитом поединке Давид с Голиафом. Забияки-викинги тоже выясняли истину в стычках, но дрались примерно так, как сегодня сражаются олени: поединок шел не до убийства, а только до капитуляции одного из соперников. У наших предков поединки подчас предваряли или заменяли собой сражения. В летописях запечатлен бой Пересвета с Редедей и еще несколько подобных, которым придавалось большое, прямо-таки мистическое, значение.
Проблема выглядела серьезно. В Европе создавались бесконечные дуэльные кодексы, чтобы спорщики убивали друг друга законно. В 504 году бургундский монарх Гундебал официально разрешил поединки в своем королевстве, признав прочие способы выяснения отношений между благородными господами неприличными. Во Франции, надо сказать, с дуэлями было хуже всего — дрались все со всеми (об этом — у любого классика ХVII-ХIХ веков). Одно время вопрос о самоуничтожении дворянства всерьез обсуждался на самом высоком уровне. Кардинал Ришелье запретил дуэли (перечитайте Александра Дюма), но это не сдерживало воинственных аристократов. К тому же одновременно шло огромное количество войн и менее значительных стычек, на морях свирепствовали пираты. Умение отстаивать свою жизнь в столкновении один на один было чрезвычайно важным. Дрались на саблях и рапирах, на шпагах и пистолетах, поединки между дамами тоже проводились, но на палках, весьма, кстати, безжалостные и травматичные.
Надо было как-то остановить кровопролитие. В Англии ввели в рамки норм поединки на кулаках, что привело к рождению бокса в его современном виде. А также создали специальные комитеты для решения споров между людьми одного сословия, которые научились утихомиривать драчунов «своего круга».
В России, как это не раз бывало, мода отставала от европейской. Даже самый прозападный из царей, Петр I, сурово карал за дуэли, наказывая за сам вызов на поединок. Екатерина в конце XVIII века издала «Манифест о поединках», пытавшийся запретить дуэли, но подданные не принимали царицын манифест всерьез.
Запорожцы указов не читали принципиально, дрались на кулаках или фехтовали на саблях — но не до крови — и посмеивались над польским дуэльным выпендрежем, слухи о котором доходили до них время от времени. Обвальная мода на дуэли в России и Германии почему-то появилась в первой половине XIX века, как раз тогда, когда в других странах кровопролитные стычки для защиты чести пошли на спад. Стало вдруг неприлично жить без дуэльного шрама на лице или другой видимой части тела. Молодые практичные немцы, не желая рисковать, делали иногда тайные операции по созданию вроде бы дуэльных шрамов. В России же какой-нибудь кавалерийский корнет не мог рассчитывать на уважение в офицерском собрании, если не защищал свою честь постоянно. Произведения и биография прапорщика Михаила Лермонтова очень ярко характеризуют это обстоятельство.
Конечно, дуэли давно ушли в прошлое, но когда я в очередной раз вижу депутатов, пинающих друг друга, или читаю оскорбления, обрушенные одним из спорщиков на другого, мне хочется знать, так ли вели бы себя оппоненты, если б знали, что за оскорбление чужой чести придется встать к барьеру против чужого пистолета, заряженного пулей, а не чернилами. Как вам кажется?