Сергей ГАРМАШ: «Гринуэй спросил: «А вы некрофила сыграть могли бы?». — «Да, — я ответил, — если бы вы в этом меня убедили»
(Продолжение. Начало в № 46)
«Любимый мой артист, которого папой я называл и который, к моему счастью, сыном меня называл, — Богдан Сильвестрович Ступка»
— В последние годы многие понятия просто разменянными оказались: все великие, все гении...
— ...угу...
— ...и заезженная фраза «Старик, ты гений!» жуткое отторжение вызывает, тем не менее был в России режиссер, которого смело гением назвать можно, — это Алексей Балабанов. Вы у него в фильме «Морфий» снялись, помимо этого, он целый ряд прекрасных картин выпустил... Как по-вашему, Балабанова гением считать можно?
— Думаю, это и не совсем скромно, и не совсем правильно было бы. Алексей одним из лучших режиссеров своего поколения был, которых человек пять, не более, наберется, и один из лучших режиссеров нашего времени. Он невероятной такой, десантной, афганской стойкостью в смысле своих взглядов, вкусов...
— ...вразрез с устоявшимся мнением отличался...

— ...и, безусловно, величайшего уважения и благодарности заслуживает за то, что, несмотря ни на что, абсолютно свое кино снимал. После гибели Сережи Бодрова, который близким другом Леши был, думаю, он в каком-то подавленном состоянии находился, и на том, что снимал, это отражалось, но Балабанов потому и Балабанов (мне так кажется — я не знаю, близкой дружбы с Лешей у меня не было), что гением себя не считал и абсолютно отчет себе в том, с чего вы начали, отдавал...
— Что гении у нас через одного...
— Что звезды есть, а помимо них, другие осветительные приборы существуют — фонари, ночники, лапочки, фитили и даже спички.
— Вы с лучшими режиссерами: Михалковым, Вайдой, Говорухиным, Лунгиным, Соловьевым, Бекмамбетовым, Хотиненко, Балабановым работали... Не упомнить кого-то боюсь, а с кем из них лучше, легче было, с кем душа пела?
— (Пауза).
— Неудобный вопрос?
— Вы знаете, неудобен он тем, что не просто кого-то обидеть боишься... Я бы в этот ваш список еще и Валеру Тодоровского, и Диму Месхиева добавил, которые, помимо всего прочего, очень близкими моими друзьями являются и с которыми замечательные картины и годы связаны. Когда-то Татьяна Ивановна Пельтцер мудрую вещь сказала: «В нашей профессии везение — это очень большой процент того, что что-то хорошее получиться может».
— И не только в вашей профессии...
— И не только, конечно, в моей, но в актерстве везение большущую роль играет, и в этом смысле у меня долгов слишком много, которые отдавать нужно, потому что мне в этой жизни гораздо больше, чем я сделал, везло.
— Везучий вы все-таки?
— Да, безусловно.
— Мы об Олеге Янковском вспоминали — кто еще из коллег партнер для вас идеальный?
— Ира Розанова, Володя Ильин, Костя Хабенский. Любимый мой артист, которого папой называл и который, к моему счастью, сыном меня называл, — Богдан Сильвестрович Ступка.
— Грандиозный он был, правда?

— Абсолютно — международного уровня артист. Если бы о каком-то другом актере заговорили, я бы, может, и что-нибудь рассказать попытался, но на Богдана Сильвестровича только смотреть мог, внимать ему и думать. Недавно книгу о Ступке увидел — и понял: написать, где он родился, учился, работал, можно, но разгадать его невозможно — пусть гадают, но ничего не получится! Ступка с тайной, причем тайна эта такого рода, что он и сам ее, может, не знает. Он таким щедрым был, что рядом с ним кто угодно на площадке заиграет — просто так, чтобы он близко к Ступке стоял, поставьте, и уже хорошо будет. Когда я его в «Белой птице с черной отметиной» увидел... Миколайчук ему «Орест!» — кричит, а он откуда-то с гор смотрит — от этого взгляда у меня и сейчас мурашки по коже.
— Магнетизм!
— Богдан Сильвестрович великим был, и вот еще одно счастье и везение в моей жизни — с таким человеком встретиться. С партнером, который за себя и еще и за тебя сыграть может — не преувеличиваю.
— Кроме того, что актер, вы еще и зритель — бывает ли так, что, чужие работы глядя, вы эмоций не сдерживаете: «Вот, собака, сыграл! Как это он сделал?»? О ком так сказать можете, кому из коллег белой завистью завидуете?
— Аль Пачино. Чаплину. Нагло, да? (Улыбается).
— Зато правдиво!
— На самом деле, слабые места, то, за что стыдно, у многих артистов есть, и у меня этого «стыдно» — ого-го! — выше головы было, когда деньги я зарабатывал, но актеры есть, у которых всегда, даже в никчемном фильме, не просто конфета, а какой-то шедевр получается. Вот у Ролана Антоныча Быкова или у режиссера по первой профессии Владимира Палыча Басова проколов нет...
— ...да и у Вицина не было...
— Не было!
— И у Смоктуновского...
— Ну вот как они это делали? Как это Басов делал, который в крошечном эпизоде...
— ...в «Москва слезам не верит»...

— ...просто из туалета выходит?
— Бриллиант — он везде бриллиант...
— Быков тоже абсолютной загадкой является или Ступка, который вроде бы просто на тебя смотрит, но внутри — совершенно бешеный эмоциональный монолог. Конечно же, я не просто этим восхищаюсь, хотя у меня такой рецепт есть: чтобы подольше прожить, искренне радоваться успехам своих коллег уметь нужно.
— Всегда получается?
— Да, однозначно, а радоваться тому, что неуспешным является, зачем? Даже если кто-то из коллег близким другом твоим не является или между вами конфронтация, радоваться надо: как только его успех не признаешь — ты...
— ...хуже становишься...
— ...глупее, слабее его — 100 процентов.
«Если бы кто-то формулу любви нашел, любовь исчезла бы!»
— У вас больше сотни киноработ за плечами — сегодня признаться себе в том, что актерскую профессию уже постигли, вы можете?
— Нет, конечно, — честно вам говорю.
— Для вас еще секреты в ней есть?
— Господи, да если бы их не было... Если бы кто-то формулу любви нашел, любовь исчезла бы!
— Та же история...

— Абсолютно! Мне на такой вопрос отвечать нравится, что я на этом пути, я этот путь люблю, спусков и подъемов в нем много, и это прекрасно — лишь бы мне в голову не пришло путь этот какими-то знаками дорожными отмечать: вот и все.
— Символическую сборную из своих картин назвать вы могли бы? Фильмов пять, например: первый, второй, третий, четвертый, пятый?
— Вы все время, Дима, в угол меня загоняете: это не я определять должен...
— Но по вашему ощущению...
— Конечно же, «Любовник», «12», «Свои», да и «Отряд», безусловно: это мой самый первый фильм.
— Мы с вами о работах говорили, за которые артистам стыдно должно быть, но их годами безвременья оправдать можно, когда кино почти не снимали, а людям семьи кормить надо было, поэтому мне кажется, строго судить за это не стоит...
— А я себя строго и не сужу.
— Сегодня, когда далеко не в каждый фильм вы пойдете, от предложений отказываться вам часто приходится?
— Часто.
— И критерий при отказе каков?
— А он всегда один — роль, просто роль, и история, конечно.
— И режиссер?
— Ну, это уже следующий момент — или не момент вообще. Скажем, если бы я с режиссером, с которым у меня нехороший опыт был, встретился, об этом думал бы, а если режиссер просто мне неизвестен, это фактор, не причина, чтобы отказать. Я верить людям хочу, к тому же сценарий мне не очень нравиться может, но роль зацепить может, и если это есть, метраж для меня значения не имеет. Я уже за плечами много главных ролей имел, когда в сериале «Брежнев» сниматься согласился, где роль у меня половину съемочного дня занимала, — все! — но там роль была, и сыграть ее интересно было.
Сейчас я снимаюсь... К сериалам вообще нормально я отношусь... Папа мой говорил: «Нормально — это перпендикулярно к плоскости», но нет, действительно право на существование этого формата я признаю, правда, хотелось бы, разумеется, в таких сериалах, как «Семнадцать мгновений весны», сниматься...
— ...«Бригада»...

— ...«Место встречи изменить нельзя»...
— ...«Ликвидация»...
— «Ликвидация», «Белая гвардия», где я петлюровского полковника Козыря-Лешко сыграл и впервые в кино по-украински говорил.
— Басов, между прочим, о котором вы говорили, в «Днях Турбиных» играл — помните, такой фильм был?
— Не просто помню, а хорошо его знаю. Он долго на полке лежал — не сразу его выпустили, и когда вся страна уже Сережу Иванова как Кузнечика знала, никто...
— ...Лариосика в нем не видел...
— ...да, а для него это крайне важно было.
— Хороший человек был...
— Замечательный!
— Вы сказали, что в классике персонажей, которых вы сыграть хотели бы, нет...
— Это неправда! Где я такое сказал?
— В одном из ваших интервью я прочел. Переврали?
— (Улыбается). Я в Достоевском сыграть очень хотел бы — неважно, кого, но я и играл — в «Бесах», Шатова, другое дело, что фильм, к сожалению, неудачным получился, однако «Бесы», пожалуй, как «Мастер и Маргарита», где я тоже снимался, — из разряда произведений, которые не даются. Есть ведь такие, в которых ни время, ни технологии ничего не изменят, и пытаться не надо — к примеру, Бунин такой писатель, что будь режиссер хоть Копполой, хоть Эйзенштейном, кинематограф запах «Антоновских яблок» и фантастическую, пронизанную любовью эротику «Темных аллей» не передаст — так же и Булгаков. Вот если у него написано: «И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида» — никакая компьютерная графика мощности этой литературы не заменит, так что о моем отношении к классике — нет, это не так. Ну, у нас напечатать что угодно могут — не удивляюсь, поэтому к предложениям, с классикой связанным, я с радостью отношусь и у Достоевского любого персонажа сыграю!
— Чем он вам так близок?
— Ну, во-первых, я с Достоевским в театр поступил — с монологом Мити Карамазова, потом Митю на сцене сыграл... О ролях — конкретных — я, вообще-то, никогда не мечтаю, и хотя да, Митю сыграть хотел, не ходил и «О, как я об этой роли мечтаю! Митю мне дайте» не говорил — у меня этот файл в голове лежал, а жизнь его активировала, и так многие файлы лежат и ждут. Если ты истинно чего-то хочешь, бегать и в двери стучаться не обязательно, суждено — значит, активируется, а если бы я курс какой-то вел, студентов убедил бы, что Достоевский как проба просто необходим, потому что такое понимание не просто характера человека, а всех изгибов и вывертов... Ну, это пророк был! Написал, что в начале ХХI века «Сикстинскую Мадонну» во имя торжества свободы, равенства и братства ножом располосуют...
— ...а любой гений — пророк, правда?

— Да! Понимаете?
— Достоевский насквозь отрицательными персонажами пронизан — когда отрицательных героев вы играете, как-то их оправдать, внутрь их проникнуть пытаетесь?
— Безусловно — это как бы аксиома. Дело в том, что актер всегда адвокатом своей роли является, — по-другому и быть не может, независимо от того, Гитлер он, Пушкин или Ван Гог, иначе это ложь будет, ну и потом, у Достоевского очень даже положительные персонажи есть — тот же Алеша в «Братьях Карамазовых», та же Лебядкина Марья Тимофеевна...
«Какого-то Джека Потрошителя сыграть мне сейчас интереснее, чем Чикатило»
— Одного из самых одиозных персонажей последних лет Чикатило, ростовского маньяка, сыграть вы не хотели бы?
— Нет.
— Мне просто интересно, как с этой ролью справились бы — тоже оправдать попытались бы?
— Знаете, я вам сейчас на ваш вопрос отвечу... (Улыбается). Кем быть нужно, чтобы сыграть Чикатило хотеть, не представляю.
— Но это же потрясающе — на экране образ его воплотить!

— Я недавно интервью с одним человеком видел — он адвокат и по таким делам специализируется. Эйхмана, например, защищал, и если бы доктор Менгеле не умер, а его поймали бы, его тоже защищал бы. В этом какая-то своя фишка, я не вник — это кино документальное мельком смотрел... Однажды у меня, как и у многих других московских актеров, кастинговая встреча в киноцентре Ролана Антоновича Быкова «Ролан» с Питером Гринуэем была — на каждого минут пять-семь своего времени он тратил, и первый его вопрос таким был: «А вы некрофила сыграть могли бы?». — «Да, — я ответил, — если бы вы в этом меня убедили». Он так внимательно на меня посмотрел... Это его...
— ...отрезвило?
— Похоже, да, потому что следующий вопрос был: «Какой самый русский писатель?». Я сказал: «Достоевский» — и мы достаточно долго проговорили, поэтому мог или не мог бы... Если бы это художественно было...
— Ладно, я иначе вопрос сформулирую: и некрофила, и Чикатило сыграть вам интересно было бы? Там же какой полет фантазии, как образ раскрыть можно!
— Какого-то Джека Потрошителя сыграть мне сейчас интереснее было бы, чем Чикатило, и объясню, почему, — это момент, который и кино, и телевидения нынешнего касается. В перенесении реальных персонажей в художественную плоскость обязательно срок давности присутствовать должен, что на сегодняшний день не соблюдается, поэтому мне в данный момент Чикатило играть неинтересно было бы, а маньяка, который в конце XIX века орудовал, — да. Я слишком много хроники видел и вообще не считаю, что время образ Чикатило в художественное поле переносить настало. Оно не настало — я убежден!
«Такое кино, как Тарковский о себе снял, — «Зеркало» — мне снять не дано, я и пытаться не буду»
— Вы где-то обмолвились, что сценарий документального фильма о себе написать могли бы, — картина интересная получилась бы?
— Не знаю — мне какие-то задумки в голову приходят, но на сценарий я не способен: был бы способен, уже написал бы. Максимум, что возможным мне представлялось, — о гостиницах Советского Союза, в которых я жил, написать, потому что от пятизвездочной до самой простой, везде, в любом номере, такой абсурд найти можно... Это смешное документальное кино могло быть, и второе подобное о памятниках Владимиру Ильичу Ленину тоже на территории бывшего СССР снять можно: вот снять и просто назвать — «Памятник Ленину»...
О себе кино снять я не мечтал, хотя нет, мечтал! Такое, как Тарковский о себе снял, — «Зеркало», но мне не дано, я и пытаться не буду — такое раз в 300 лет бывает!
— Ну а нет ли среди ваших файлов желания художественный фильм как режиссер снять?

— (Сигаретой затягивается). Значит, сразу отвечаю: файл есть, но не активированный. Пока, на сегодня, какое-то честное слово или клятву вам дать в том, что никогда этого не сделаю, боюсь, но пока сил себя по рукам бить мне хватает, и в этом плюс есть. Я же иногда вижу, как и вы видите, чем порой дело заканчивается, если актер кино снимать начинает... Это первое, и второе — не знаю, у кого я это прочел, наверное, у Флоренского: «Если бы вместе, всей страной, всего Толстого и Достоевского мы прочли, страна наша в неимоверно прекрасную державу превратилась бы» — я с этим согласен и считаю, что ответы на вопросы, из-за которых в Раде или в Госдуме подраться могут, в не совсем толстых произведениях Николая Васильевича Гоголя есть...
— ...все причем...
— Да, и прежде всего я в виду человека не на своем месте имею, понимаете? У нас что половину Думы, что половину Рады к комбайнам приковать хорошо бы...
— ...и комбайны эти завести...
— ...а нам, поскольку мы рассказывать, какой эта жизнь должна быть, привыкли, не забывать нужно, что человек на своем месте быть должен. У меня, когда некоторые люди на сцену выходят (им кажется, что они прекрасно шикарными голосами поют), вопрос возникает: «А почему за штурвал «боинга» вы не садитесь? Или в больницу не идете: мол, давайте я у вас тут аппендиксы вырезать буду?». Нельзя? А с чего взяли, что на сцену так можно?
— Достаточно часто впечатление от работ актера в кино с впечатлением, которое при личной беседе у меня складывалось, не совпадало — мужественные киногерои, в кресле напротив сидя, какими-то женственными, непонятными порой оказывались... Я очень рад, что в вас не ошибся, — в кино вас за чувство собственного достоинства, которое у вас в глазах, в облике, люблю, и вот при встрече вы это подтвердили. Здорово!..

— ...спасибо!..
— ...и у меня в связи с этим вопрос: цену себе вы знаете? Как актер, как профессионал, как человек? Вы ее уже сложили?
— Думаю, эту цену себе каждый знать должен — вопрос в другом: не всегда ее озвучивать нужно. Это, в общем-то, уважение, а уважать и любить себя надо, и любить — это ведь тоже вещь опасная, себя любить так, чтобы никто не видел, как ты себя любишь, нужно: вот так, пожалуй, отвечу.
«Публичным людям, которые говорят: «Как от всего этого я устал — и от внимания, и от автографов!», не верьте — это дешевое кокетство»
— Сергей, а популярность в основном радует или тяготит? Вам, например, приятно, когда на улице дергать начинают, что-то от вас хотят, просят?
— Тем публичным людям, которые говорят: «Как от всего этого я устал — и от внимания, и от автографов!», не верьте — это дешевое кокетство. Да, неприятные моменты бывают, но...
— ...пусть лучше будут...

— Понимаете, когда тебе улыбаются, руку пожать просят, благодарят — это ведь такого дорогого стоит! На секунду в то время, когда вас никто не знал, вернитесь — да вы взмолитесь: «Пожалуйста, пусть хоть на куски меня разорвут, пусть ни одной пуговицы у меня не останется, только бы это было!».
Разные ситуации бывают... Вот я 30 декабря, когда выступление у меня срывалось, из-за жуткой пробки в метро влез — и тут же комплекс включился: чего это ты сюда, будто бы напоказ? — но это не смертельно, это экран телевизора свое дело делает, и всем, кто спасибо мне говорили, поклон низкий.
— Ну и хоть посмотрели, как поезда по подземке ходят...
— (Улыбается). Ну да — когда-то я часто в них ездил...
— Ваша жена, с которой вы много лет вместе (поразительное для актеров постоянство — мы еще об этом поговорим), в Школе-студии МХАТ с вами училась и как-то призналась, что в вас после какой-то крупной драки влюбилась: что же это за драка такая была?
— Нет, это ложная информация — не влюблялась она в меня ни после какой драки, хотя драки в моей жизни были. Помню, на четвертом курсе на свадьбе у товарища мы гуляли, и там красивая драка была, рубаха белоснежная на мне порванной оказалось...
— ...так вы нормальный пацан были!..
— ...но жены там, по-моему, не было. На самом деле, на протяжении двух лет я за ней очень упорно ухаживал, хотя, мне кажется, все-таки она меня как-то, когда мы на первый курс поступили, отметила, и мне в этом смысле, конечно, невероятно повезло. 13 лет назад она потрясающий подарок мне сделала — у меня теперь еще, кроме Даши, и Ваня, есть!
— А Даше сколько лет?

— 31, а Ване — 13, у них 18 лет разницы.
— Рождение сына в таком возрасте...
— ...серьезном...
— ...жизнь переворачивает?
— Не то слово — никакие пластические операции и стволовые клетки рядом не стояли! (Улыбается). Ты просто чувствуешь, как молодость, желание жить, силы, ум — все в тебя вливается, и потом, знаете, я по отношению к дочери вину испытываю...
— Недоласканная, недолюбленная...
— Да, и сейчас, с Ваней общаясь, понимаю: ну, не так это в молодости воспринималось, погулять, реализоваться хотелось... Даше компенсировать все стараюсь, потому что оттого, что столько внимания, сколько Ване, ей не уделял, у меня прямо комплекс. Все это другой головой осознаю, другими глазами вижу, хотя и Дашу, конечно, всегда любил безумно — помню, как впервые ее на руки взял и подумал: «Господи, как хорошо, что она девочка, — парнем была бы, никогда бы ее так любить не смог!».
— Ваня — что он вам такое говорит, что просто таять вы начинаете?

— Ой... Вы знаете, он у меня очень юморной парень. В интервью о таких вещах говорить боюсь... Он часто как-то по-взрослому юморить берется — иногда осознанно, иногда неосознанно.
Сын меня иногда пугает — тем, что в нем какие-то задатки я вижу (или это от любви большой их вижу?), но он то Робот Алинг, то Аватар, то вдруг Маугли, и это у него очень быстро меняется. В спальню я захожу — он лежит и с каким-то прищуренным взглядом мне говорит: «Тише. Багира под кроватью».
Я много сил на то, чтобы Даша актрисой не стала, потратил, потому что этого как-то не чувствовал, хотя, с другой стороны, говорил: «Если ты по-настоящему этого хочешь, там окажешься». Воспитание для меня — крайне важная вещь, и хотя в этом смысле я плохой папа, из-за моей занятости детям меня не хватает, все, что в этой жизни сделал, — деревья сажал, дом свой в Москве построил, детей родил, — благодаря папе и маме, воспитанию. И любви к родителям, настоящей — мои взаимоотношения с ними до сих пор на уровне того восьмого класса, когда из Херсона уехал.
«Когда сын родился, мне 48 было, а жене 43»
— Вы знаете, поскольку и в Украине, и в России демографический кризис, мне важным представляется, чтобы сейчас вы сказали, сколько лет вам и супруге было, когда мальчик Ваня у вас появился...
— Мне — 48, а жене 43...
— ...потрясающе!..

— ...и в роддоме, где она рожала, в ее палате женщина, которой 53 было, лежала. В этом смысле медицина большие шаги вперед сделала, и бояться этого не нужно — если наших бабушек и дедушек вспомнить, у всех у них многодетные семьи были...
— ...но смертность какая была...
— И смертность, да, однако институт достаточно взрослых родителей был — в нем минусы какие-то есть, но и плюсы тоже, поэтому не бойтесь, рожайте — и будьте счастливы! (Улыбается).
— Дочь вам уже внука подарила, а к ее женихам ревновали?
— Когда жизнь к этой теме как-то подводила, я все время рукой пистолет нащупывал (смеется) — какие-то картинки представлялись, как ее жених с пятого этажа летит: идиотизм такой, понимаете? Отцовская ревность невероятная! — но у нее уже муж есть, общение с которым меня во многом радует, и сын Ваня.
— Принято считать, что актерские браки недолговечны, актер с актрисой под одной крышей ужиться не могут — выяснение, кто талантливее, кто успешнее, начинается да кто с кем в кадре по-настоящему целовался... Вы с женой много лет вместе — за счет чего? Разные люди немножко?
— Ну, сколько мы неудачных актерских браков найдем, столько же удачных. Да, у Басилашвили и Дорониной не сложилось, но Феллини и Мазина были...
— ...Лазарев и Немоляева...
— ...Наумов и Белохвостикова, Панфилов с Чуриковой и так далее. Здесь другое важно. Моей жене Инне спасибо — я ее очень за это люблю: мы никогда это не конструировали, все как-то само по себе произошло. С первых моих шагов в кинематографе, когда они уже достаточно крепкими стали, Инна знала: я палец о палец как ее агент не ударю...
— ...и не обижалась?

— Никогда. В театре еще хуже — я прямо ей говорил: «Нам лучше никогда в одну работу не попадать, потому что я тебя уничтожу. От дикого желания, чтобы ты предельно хороша и предельно точна была, к тебе просто, как кровопийца, придираться буду!».
— Да вы страшный человек!
— Да, но это не от желания ущемить было бы — все из-за того, что я безумно ее люблю.
— Хорошая она актриса?
— Очень, хотя судьба ее не так, как могла бы, сложилась. Я рад, что после большого перерыва (все-таки два года с Ваней она просидела) Инна вернулась в театр, в труппу снова вошла. Заканчивая эту тему, скажу: подряд только творческий возможен — был бы я режиссер, была бы она моя муза, и то при условии, что я такой режиссер, как Панфилов, а она — такая актриса, как Чурикова, а искусственный подряд (в грудь себя бьет): «Без жены никуда не пойду!» — это глупость: так и сам никуда не пойдешь.
«Если твоя жена с кем-то на сцене целуется или обнимается и ей это больше удовольствия, чем с тобой дома, доставляет, она так или иначе в других руках окажется»
— Когда откровенные сцены из спектаклей с ее участием видели, не ревновали?
— А я и сейчас вижу — в последней ее работе. Нет, там все в порядке.
— Белую рубаху на груди рвануть не хочется?

— Да нет — это же работа наша, это сродни тому, чтобы у врача спросить: мол, когда трупы вскрываете, вас не выворачивает?
— Тем не менее живые все люди — все равно...
— Нет, к этому спокойно я отношусь. Что касается ревности, человека, который ее лишен напрочь был бы, нет — вопрос в том, насколько то или иное чувство ты в себе культивируешь. Два примера есть — «Отелло» и «Маскарад»: жену мороженым отравить, а потом понять, что она ни в чем не виновата... Трезвым быть нужно, что ли.
— Мороженого избегать...
— Да, и если твоя жена с кем-то на сцене целуется или обнимается и ей это больше удовольствия, чем с тобой дома, доставляет, она так или иначе в других руках окажется.
— Ваши родители золотую свадьбу отпраздновали...
— Да!
— Вместе они уже сколько?

— 62 года.
— Фантастика!
— Согласен.
— Они никогда не ссорились или бывало всякое?
— Нет, конечно, размолвки на какие-то дни, когда друг с другом не разговаривали, были, стычки тоже и сейчас бывают, но из дому никто не уходил. Я приезжаю — они рассказывать, кто прав, кто виноват, начинают — в этом возрасте... Я: «Знаете, что? С юмором у вас так замечательно, и это во мне благодаря вам есть, поэтому, если какой-то спарринг устроить хотите, в область юмора его переводите — и веселее, и полезнее будет».
— Вы где-то сказали: «Если бы я мог позволить себе большую яхту купить, тут же и театр, и кино бросил бы»...
— (Закуривает). Да, бросил бы! Вот я недавно из Шереметьево ехал, и таксист меня всю дорогу грузил, как же в Советском Союзе хорошо было и как сейчас плохо...
— ...мудила...
— ...что вот ему 57 лет, он полон сил, а еле на работу устроился, а в Советском Союзе такого не было, и так далее. Я не сорвался, ничего — урезонить его попытался: «Послушай, ну у тебя же воображение, фантазия есть. Вот если бы чудо произошло и ты шмотки собрать смог бы и туда вернуться, вернулся бы?». Он: «Да без разговору!». — «А у меня вопрос: ты бы все, что у тебя здесь есть, оставил и туда отправился?». Он: «Не-е-ет, машину вот эту с собой забрал бы». Думаю, не только машину, но и микроволновку, и телефон, мобильный...
— ...и гаджеты, и интернет...
— ...поэтому бросил бы я кино и театр или нет... Если бы семью обеспечить смог, то да, это моя мечта: на яхту стать — и по маршруту, как дети капитана Гранта, пройти...
— Читать сейчас уже не модно, а вы что-то читаете?
— Очень много, а «читать не модно» — это для меня...
— ...не ориентир...
— Не то что не ориентир — абсурдная штука, хотя этот факт на сегодняшний день констатировать можно.
— Даже в метро раньше люди обязательно что-то читали...
— Да, но я сейчас много читаю.
— Что именно?

— Обязательно классику перечитываю, к чему-то возвращаюсь. Сейчас «Подростка» Достоевского перечитать хочу — наверное, лет 15, прошло, как последний раз «Войну и мир» читал: вернуться пора. Современную литературу читаю, то, что когда-то прочесть не успел, наверстываю... Последнее мое хорошее впечатление — лекции Набокова по русской литературе: это изумительно! — и роман еврейского писателя Исаака Башевиса Зингера «Враги. История любви», просто меня потрясший.
Ларса Соби Кристенсена для себя открыл, который на скандинавского автора совсем не похож, — его роман «Полубрат» и маленький роман в стиле, как Баррико пишет, «Цирк Кристенсена», а также очень русского писателя Алексея Иванова, по сценарию которого «Царь» снят, который «Географ глобус пропил», «Сердце пармы» написал и так далее. Несмотря на кризис в литературе, какие-то вещи появляются: сейчас вот Дэвида Линча читаю, его медитацию на тему профессии — очень интересный он человек! (Улыбается).
«Пластические хирурги — великие, замечательные люди, но пластика конкретным вмешательством в мою психологию была бы — позволить это себе я не могу»
— Вы вскользь о пластических операциях упомянули... Когда-нибудь, если нужно будет, под нож пластического хирурга пойдете?
— Ну, вы знаете, иногда это в связи с какими-то трагическими событиями необходимо бывает...
— Нет-нет, это мы отбрасываем — ради профессии...

— Нет.
— А если к 70 все лицо в морщинах будет?
— Вообще-то, все очень просто. Если у вас на носу прыщик вскакивает, вы понимаете, что это не трагедия, это пройдет, тем не менее день ваш под знаком этого прыща проходит, а если вдруг переделать свой нос вы решите, вас прооперируют, затем повязку снимут и скажут: «Вот теперь все!» — и вам это не понравится! Вы представляете, что с вашей психикой будет? Это же не грим, не тушь и не помада...
— ...и не на один день...
— Да, поэтому пластические хирурги — выдающиеся, замечательные люди, но пластика конкретным вмешательством в мою психологию была бы — позволить это я себе не могу.
— Сегодня, на сцену выходя, волнение испытываете или у профессионала его быть не может?
— Ну что же вы меня ниже плинтуса совсем опускаете? Не испытывал бы волнения — нечего бы туда ходить было. Волнение — это вдохновение, желание, мы на подмостки, чтобы там удовольствие получить, выходим. Когда-то Тарасова, великая мхатовская актриса, этот вопрос студентам задала, после чего он методическим пособием стал: «Чем слезы на сцене от слез в жизни отличаются?». Мы всем курсом отвечали, и никто простейшую вещь сказать не додумался, что слезы на сцене, независимо от того, от радости они или над убитым Ромео, невероятное удовольствие и прилив сил доставляют, поэтому театр я люблю — это мой дом, моя жизнь!

— Я очень хочу, чтобы все, что вы сделали, только на полпути к вершине (почти как у Питера Устинова) было, а чтобы вершина где-то впереди маячила и вы постоянно к ней шли, ни на шаг не отступая...
— Большое вам за это пожелание спасибо, а еще за то, что наша беседа не только каких-то моментов известного цвета лишена, но и за то, что она творческой и человеческой оказалась.

Сергей ГАРМАШ: «Гринуэй спросил: «А вы некрофила сыграть могли бы?». — «Да, — я ответил, — если бы вы в этом меня убедили»
Летчик-космонавт СССР Алексей ЛЕОНОВ: «С расстояния в девять метров из двух пистолетов лейтенант Ильин в упор три пули в меня выпустил. С Брежневым перепутал...»
Экс-начальник Генштаба ВСУ генерал-полковник Владимир ЗАМАНА: «Кто виноват в сдаче территорий Украины? Турчинов и Порошенко»
Дуэльный кодекс для депутатов
Экс-координатор санкций США Дэниел ФРИД: «Украинцы выбрали Зеленского, чтобы Порошенко ушел, — это было голосование против коррупции и за Европу»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги