От Ляшко к Каплину. Популисты нашего времени
«Ничего, надеюсь, не забыли?» — сказал достопочтенный Сэмюэль Сламки. «Все сделано, уважаемый сэр, все до последней мелочи. На улице у двери находятся 20 человек, хорошо вымытых, вы им пожмете руки, и шестеро грудных младенцев — вы их погладите по головке и спросите, сколько каждому из них месяцев. Будьте особенно внимательны к детям, уважаемый сэр, не забывайте, что это всегда производит огромное впечатление». Чарльз Диккенс, «Записки Пиквикского клуба»
Если и есть в политике нечто, способное вызвать у меня омерзение, так это политики-популисты с прицелом на малограмотного избирателя. Политики-кликуши, политики-истерики с хладнокровным расчетом: мол, разорву на груди рубаху, всплакну на трибуне или в эфире ток-шоу, получу заветные 100 процентов в правом нижнем углу экрана — и народ меня всем сердцем полюбит! И назовет радетелем за его, народа, интересы и права!
Политики такого рода существуют во всем мире — пока существует их избиратель. Вот его приметы: во-первых, он привык верить своим любимцам на слово. Во-вторых, — совершенно не склонен к анализу. И в-третьих, всегда отдает предпочтение не делам, но эмоциям: крикам, всхлипам, слезам, острому словцу, веселому ржанию.
В Украине политики-кликуши актуальны вдвойне. Знаете почему? Да потому что наш избиратель совершенно не привык к чтению предвыборных программ, а стало быть, является желанным объектом ежедневного манипулирования. К тому моменту, когда нужно идти на избирательный участок, он уже в упор запамятовал, что было обещано в прошлый раз. Ему, по большому счету, плевать на аргументы. Он любит глазами, а не головой. За эту его ценную для политиков человеческую слабость его обманывают снова и снова.
Какие качества определяют успех политика-популиста? Политическое чутье и сила драматического таланта. Скажем, Петру Симоненко Господь Бог с лихвой отмерил первого и совсем в обрез — второго. Вот почему в карманах главного коммуниста страны всегда водилась звонкая монета. Но даже самым искренним адептам компартии вряд ли мог нравиться трибунно-экранный образ Петра Николаевича: эти дежурные интонации, истертые слова, затасканные смыслы. И эти чувственные пухлые губы человека, предпочитающие однокомнатным хижинам многоэтажные дворцы.
Еще печальнее обстоят дела у Наталии Королевской. С деньгами и чутьем полный порядок, причем с самого начала политической карьеры. С умением обещать и на словах переживать за неимущих тоже. А вот насчет политического обаяния о ней лучше всего сказал коллега Василий Рыбников: «Королевская — женщина с фигурой трепетной лани, нулевой харизмой и голосом торговки мертвыми карасями со стихийного рынка».
В переводе на язык политической практики это означает, что Наталье Юрьевне не дано зажигать сердца людей, вести их за собой на баррикады, заставлять чувствовать себя частью одного большого целого. Она многому научилась у Юлии Тимошенко, кроме одного — соответствовать произносимым словам. Ну не получается у Королевской изобразить материнскую любовь к дурно одетым и не всегда сытым соотечественникам. Не идет дело — и все тут. И зритель прекрасно видит, что в реальности Наталья относится к нему с брезгливостью, если не сказать с презрением.
В нелегком, но благодарном ремесле политика-популиста Королевской необходимо брать пример с Олега Ляшко. Вот у кого талант! Вот кто безошибочно и лихо ведет свою партию! Если в будущем не случится рокового форс-мажорного обстоятельства, этот человек в украинской политике надолго. Ведь в арсенале Олега Валерьевича имеется широчайший выбор драматических средств. Он умеет биться в падучей, клеймя олигархов, гневно хмурить брови, грозя Путину, лезть с кулаками к нардепу-предателю (которого сам же и привел в Верховную Раду), умиляться, аж до ямочек на щеках, какой-нибудь бабке в платке, «шуткувать», лукаво подмигивая, над Арсением или еще каким-нибудь «вумником»...
А еще — страшно подумать! — Олег Валерьевич умеет при случае и отстоять свою позицию в экспертной среде. С цифрами и фактами — причем спокойно! Вполне себе без показного черниговского деревенского акцента. Но делает это г-н Ляшко крайне редко. Во-первых, потому, что не этим он берет свой электорат. А во-вторых, совсем нежелательно, чтобы народного трибуна Олега видели с карандашом в руке, холодно торгующимся по конкретным денежным «темам»...
Как бы то ни было, среди чистых, без примеси, политиков-популистов Олег Ляшко в Украине — безусловный номер 1. Но и у него с недавних пор появился конкурент — народный депутат Сергей Каплин.
Как актер в условном моноспектакле Каплин будет победнее Ляшко: у него практически отсутствует чувство юмора, меньше полутонов в исполняемых ролях. Зато больше надрыва и брутальности, показной готовности погибнуть за народ здесь и сейчас. И потом, не будем забывать, что у Ляшко уже есть своя фракция, и это придает ему несвойственной прежде степенности. Все-таки истерика хороша на митинге или в телеэфире, но не в серьезных переговорах, где тебя знают как облупленного.
Каплин же действует в рамках другой ролевки, недавний «ударовец» играет комиссара Каттани отечественного разлива. Впрочем, не только комиссара. Он и прокурор, осуждающий коррупционеров, и адвокат, спасающий неимущих. Каплину вечно кто-то угрожает, он вечно кому-то мешает. Видимо, за это его любят в народе. Любят настолько, что мало кто толком знает...
Впрочем, благодаря принадлежащему Дмитрию Фирташу и Сергею Левочкину каналу «Интер» ситуация стремительно меняется. Раньше там в большом количестве обитал Олег Ляшко, теперь его место занял Сергей Каплин с новой «Партией простых людей Сергея Каплина». Не правда ли, почти как «Радикальная партия Олега Ляшко»!
В ближайшем будущем между этими двумя развернется нещадная битва, ведь они стригут один и тот же электоральный газон. Разница разве что в том, что Каплин — это Ляшко городского типа, более истовый, менее заточенный под сельский юмор. В своих избирателях он старается вызвать гнев и негодование, неустанно напирает на свою верность принципам. Учитывая то, сколько партийных проектов за свою недолгую пока жизнь сменил Сергей Николаевич, звучит презабавно. Но Каплину нельзя улыбаться, и в манифесте о создании новой партии он жжет напалмом.
«Я сидів у четвер на засіданні Ради, зліва від мене у ложі уряду п’яний прем’єр відпускав жарти у зал. Війна, економічна катастрофа, скалічені життя мільйонів, а тут... огидні жарти, цинізм, не посмішка, а корупційний оскал. Я не можу з ними сміятися, я не можу це терпіти, я не можу не діяти!».
Остальное — техника. Избиратель, на которого ориентируется Каплин, не озадачится тем, отчего у него столько синхронов и упоминаний на «Интере». Не поинтересуется, на какие деньги Сергей Николаевич намерен создавать партийные структуры. И не задастся вопросом: а на какие средства небогатый Каплин собирается, как уже не раз обещал, открыть сотни приемных в областных и райцентрах, других городах воюющей страны?
А если даже и зададут избиратели эти вопросы, то г-н Каплин складно ответит, что деньги пришли от сочувствующих его борьбе бизнесменов и простых украинцев. Дескать, видят они, что один лишь Каплин борется с коррупцией по всей Украине. Видят — и вознаграждают героя в поту заработанной трудовой копейкой...
Вы в это верите? А кто-то непременно поверит. Потому что — «простые люди». Безо всяких особняков, шикарных машин и счетов в банке.
Есть, правда, и другие значения. Открываем словарь Ожегова — и там по соседству читаем о слове «простой»: «7. полн. ф. Принадлежащий к непривилегированным сословиям, не дворянский (устар.). П. народ. 8. Глуповатый, недалекий [неумный, глупый]».
Глуповатые и недалекие, понимаете?
Кстати, говоря про партию простых людей Сергея Каплина...Так, в сущности, и непонятно: эта партия принадлежит Сергею Каплину? Или простым людям?
Вопрос, похоже, риторический.