Зачем ты так, Матроскин? Несколько слов на прощание с Олегом Табаковым
Ну, вот вам и еще одна потеря: кот Матроскин на поверку оказался великорусским шовинистом и засранцем.
А ведь представлялся вполне себе украинским типом: в меру куркулист, хозяйственен, практичен — и при том лиричен, с бездной неуемного обаяния.
Хотя при чем тут, собственно, Матроскин? Этим дерьмовым гуталином с гуталиновой фабрики вымазался сам великий актер Олег Павлович Табаков.
Для многих из нас нанесенный им удар, конечно, особенно болезненный. Слишком много блистательных ролей и ностальгических воспоминаний связано с этим человеком. Николка Ростов, Макар, Вальтер Шелленберг, король Людовик XIII, Иван Ильич Обломов, голубой воришка Альхен, мисс Юфимия Эндрю, хозяин салуна Гарри Мак-Кью... Это лишь очень выборочный (и довольно попсовый) список ролей в кино. А сколько их было в театре! А режиссерская работа — в МХТ имени Чехова, «Табакерке»! А преподавание в Школе-студии МХАТ!..
Стоп. Вам не кажется, что все это перечисление смахивает на некролог?
В каком-то смысле так оно и есть. Мы прощаемся с человеком Олегом Табаковым, потому что сказанное им несовместимо с понятиями чести и порядочности. Расхожая шварцевская фраза о первом ученике в драконовской школе злодейства ложится на чело Олега Павловича каиновой печатью. И есть какая-то мрачная ирония в том, что первым учеником он стал в возрасте, когда накопленная с годами мудрость вроде бы должна ограждать человека от дурных поступков.
И ведь где-то в глубине души хочется верить, что все это он ляпнул, не подумав, что охмурили великого артиста зловредной кремлевской ТВ-пропагандой. Либо, что более вероятно, Олегу Павловичу пришлось прогнуться, чтобы пробить финансирование — для старых немощных актеров или юных всесокрушающих талантов...
Хочется верить, но не выходит. Человек с такой хитрой улыбкой распознает госпропаганду с давних советских времен. И даже корысти ради умеет сказать ровно столько, сколько нужно для того, чтобы и рыбку съесть, и первостатейным мерзавцем не прослыть.
Значит, сказал от души. И дал нам редкую возможность ознакомиться с ее внутренним устройством.
Лучше бы не давал.
Олег Табаков об украинцах: «Они в каком-то смысле убогие. Их лучшие представители по сравнению с русскими всегда были где-то на второй или третьей позиции» | |
Об этом он заявил в комментарии «Рен-ТВ» в ответ на введение украинским Минкультом черного списка российских артистов. «Они и так не очень просветленные. Как бабушка в сердцах говорила: «Та плюнь ты на них. Это ж тэмни та нэграмотни люды». Беда в том, что люди нормальные будут страдать от того, что нормальная информация никак к ним не попадает. Это ж нужно, чтобы кто-то из обитателей этой страны изнутри что-то понял. Я вам так скажу: стыдно за те мерзости, которые они делают, убивая людей и разрушая их жилища. А так, откликаться на них... Я махнул рукой, несмотря на то что у меня одна четверть крови украинская», — сказал Табаков. По словам режиссера, «это вызывает чувство неловкости и стыда». «Я жалею их, понимаете? Они в каком-то смысле убогие. А сейчас я совсем такую сакраментальную мысль вам скажу. Беда же настоящая заключается в том, что во все времена их лучшие представители интеллекта, литературы — они по сравнению с русскими были где-то на второй или третьей позиции», — заявил российский культурный деятель. |
Здесь, конечно, можно вспомнить о том, что не всегда большой актер — умный человек, что Господь Бог отмеряет талант артиста и талант человеческий одной мерой и на общих весах. И где одного случилось в избытке, другого непременно убудет. Таков закон.
Бывают, конечно, исключения, подчас неожиданные. В нашей ситуации это Ахеджакова, Макаревич, Шевчук и еще ряд фамилий. Особых случаев не так много — и оттого они столь ценимы здесь, в Украине. «Лилия Меджидовна... Андрей Вадимович... Юрий Юлианович» — украинцы вдруг стали присовокуплять к давно знакомым именам незнакомые прежде отчества. И делают это с какой-то особенной, выстраданной нежностью.
А тем временем новых потерь все больше. Уходят из нашей жизни люди, а точнее — наши представления об этих людях. И многие из нас уже не могут слушать песенку «Большой cекрет для маленькой компании» на стихи Юнны Мориц, смотреть фильмы Никиты Михалкова и Станислава Говорухина, читать книги Сергея Лукьяненко и Эдуарда Лимонова...
Один мой приятель, старый и страстный поклонник творчества Владимира Высоцкого, признался на днях: «Жутко сказать, но иногда я радуюсь, что Владимира Семеновича нет с нами. Потому что спрашиваю себя: а что, если бы он купился на всю эту пургу с украинскими карателями и героической «Новороссией»? Я бы этого просто не пережил».
«Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» — спел когда-то собрат Высоцкого по перу Булат Окуджава. Эти слова не только о погибших и раненых, но и о том, как на войне происходит раскол между близкими людьми, усушка репутаций, утруска человеческого масштаба.
С другой стороны, а может, эти люди были такими всегда? Может, война просто сделала тайное явным?
Прощайте, Олег Табаков! Нам будет вас не хватать.