Музыкант Олег СКРИПКА: «Кому-то русский самовар душу греет, а кому-то руки печет»
сыновей работать в автосервис
«ТЕМ, КТО ОСУЖДАЕТ АНИ ЛОРАК, Я БЫ СКАЗАЛ, ЧТО НА ФРОНТЕ ЕСТЬ МНОГО ДЕЛ И СВОЮ ЭНЕРГИЮ МОЖНО НАПРАВИТЬ ТУДА»
— Олег, вы проводили фестиваль «Країна мрій» при четырех украинских президентах. Когда было легче, меньше финансовых расходов?
— По финансам легче всего было проводить пятый и шестой фестивали. Это было между президентскими каденциями Ющенко и Януковича. А в организационном плане легче в этом году. Наконец-то мы получили поддержку Министерства культуры: помогли не финансами, но по просьбе министра культуры перенесли фестиваль в Пирогово.
— А почему пришлось отказаться от Певческого поля?
— Певческое поле на балансе двух разных хозяев — отдельно сцена, отдельно парк, что очень усложняло подписание контрактов. К тому же масштабы фестиваля теперь слишком велики для такой локации.
— В России вы опальный артист. Как происходило ваше изгнание? Объявили, что вам запрещен въезд в страну, или вы поехали в Россию, а вас не пустили на границе?
— Такого, слава Богу, не было. Но по этническому признаку мы опальные — просто как украинцы. В России сейчас принимаются из Украины в основном коллаборанты. Украине же давно пора пойти в самостоятельное культурное плавание. Конечно, ситуация на рынке шоу-бизнеса тяжелая, но надо искать новые рынки и возможности...
— А вы где ищете такие возможности?
— В первую очередь в Украине. Наш рынок раньше никогда не использовался полностью. И конечно, мы за границу больше стали ездить: в Америку, Канаду, Европу, Беларусь.
— Корпоративы в России давали большой процент доходов от всех выступлений?
— Да, две трети, а может, и больше. Мы выступали и на корпоративах, и на фестивалях.
— В России у вас были настоящие фаны. Сейчас они приезжают к вам на концерты?
— Не думаю, что сейчас наши российские фаны сохранили лояльность к Украине. Статистика показывает, что там маленький процент думающих людей в принципе. Люди подвержены пропаганде. Поэтому вряд ли в ближайшее время возможен конструктивный диалог с ними.
— Осуждаете коллег, которые выступают перед московскими олигархами?
— Я вообще никого не осуждаю. И получил информационную «бомбу» за это. Я ведь говорил, что даже всяких там азаровых не осуждаю. У каждого своя точка зрения. Люди считают, что есть абсолютная правда. Но ее нет. Каждый действует согласно своей морали. Кому-то русский самовар душу греет, а кому-то руки печет.
— Вы говорили с Ани Лорак после того, как она получила те самые самовары?
— Нет. Я не скажу, что мы с ней такие уж супердрузья. Но и тем, кто ее осуждает, я бы сказал, что на фронте есть много дел, и свою энергию можно направить туда.
«Я ЕЗДИЛ С КОНЦЕРТАМИ НА ФРОНТ. ОКАЗАЛОСЬ, ОЧЕНЬ ОПАСНО»
— Насколько целесообразно выступать на передовой?
— Я думаю, целесообразно. Нам с советских времен показывали в кино, как артисты выступали на фронте. Я тоже ездил с такими концертами. Оказалось, это очень опасно. Такие мероприятия — прекрасная мишень для сепаратистов. Собирается много людей в одном месте, сильный звук служит приманкой. Когда мы играли в Дебальцево, местные стукачи по мобилке сбросили сепаратистам наши координаты, и те начали из минометов лупить, мы вынуждены были прятаться в блиндаже.
В последнее время командиры не хотят принимать артистов на передовой, поскольку они несут ответственность за их жизни и безопасность. Поэтому концерты в основном проходят в тылу, когда военные идут на ротацию, или в госпиталях для раненых.
Надо также четко понимать, что концерт — это не пропаганда войны. Любой адекватный артист выступает за мир и дружбу. В основе музыкальной идеи лежит постулат «Peace and Love». Об этом хорошо сказал Юрий Шевчук, когда его спросили о «белом списке».
— А Шевчук — продукт российской пропаганды?
— Безусловно. Он же там живет...
— То есть лишь по тому факту, что человек живет в России, можно судить о том, что он является частью российской пропаганды?
— Да. И мы — часть российской пропаганды. Например, почему многие настаивают на дружбе с Россией, а не на дружбе с Молдовой или Беларусью? Такой вопрос подтверждает факт, что все мы подвластны российской пропаганде. Белорусы к нам гораздо ближе и территориально, и этнически. Но о белорусах мы не думаем и не заботимся об отношениях с ними. Но очень заботимся о россиянах, потому что они якобы наши братья. Мы свято верим в миф, который они сами придумали и нам навязали.
— Ваши отношения с родственниками из России изменились в последнее время?
— Нет. Я о политике с ними не говорю. Да и, честно говоря, общение с родственниками у меня сводится к родителям и семье. С остальной родней общаюсь очень мало.
— Учитывая то, что у вас стало меньше доходов с концертов, ищете пути для развития бизнеса?
— Если бы я занялся бизнесом, это бы означало поставить крест на своей музыкальной деятельности. Но я считаю, что должен зарабатывать музыкой. Надо развиваться и соответствовать реальности. Мир меняется.
— Вы являетесь совладельцем ресторана в Киеве. Достаточно ли прибыли получаете с него?
— Основной организатор и инициатор в ресторане — Дмитрий Борисов. Мы с ним партнеры. Он пригласил меня вдохновлять и создавать атмосферу в заведении. Точную сумму прибыли я назвать не могу, но скажу, что если бы не музыка, я бы на ресторане не выжил и недели.
— А тогда зачем вам это?
— Все, чем я занимаюсь, делаю для защиты и развития украинской культуры. И украинская гастрономическая культура — это важный аспект. Ее надо защищать и развивать, а не представлять на уровне «шаровары — вареники — сало — сметана».
— Вы отправили малолетних сыновей работать в автосервис. Зачем и что именно они там делают?
— Хлопцев интересуют автомобили, они учатся понимать автодело. По моему убеждению, важно с ранних лет приучать детей трудиться. Они должны понимать, откуда берутся деньги и как непросто достаются. Плюс меня радует, что заработанное в автосервисе сыновья с удовольствием тратят на помощь бойцам АТО и на подарки сестрам.
«МАСС-МЕДИА ПЫТАЮТСЯ ОБЛАЧИТЬ МЕНЯ В ВЫШИВАНКУ, НО ЭТО НАВЯЗАННЫЙ ОБРАЗ»
— У вас четверо детей: два сына и две дочки. Вы недавно снялись в фотосессии с сыновьями. А почему дочек не показываете?
— Сыновья уже взрослые. Я не знаю, станут ли они артистами, но хотел бы развивать в них эти способности. Фотосъемка — серьезный опыт: ребенок может посмотреть на себя со стороны. А фотографироваться с маленькими детьми, собачками, хомячками — означает использовать их против их же воли. Поэтому пусть девчата сначала подрастут.
— Насколько украинский колорит присутствует в вашей жизни — в одежде, интерьере, еде?
— Во всем должен быть здравый смысл. Например, дома очень удобно ходить в тонкой вышиванке из натуральной ткани. Это хорошая домашняя одежда. Но я не хожу так постоянно. У меня есть то, что когда-то называлось шароварами, — удобные льняные штаны: зимой в них тепло, летом — прохладно.
У нас дома часто на столе борщ, вареники. Но дети очень любят пиццу, и мы заказываем ее, если хотим сделать им праздник. Это масс-медиа постоянно пытаются облачить меня в вышиванку — на том основании, что большинство моих фото в вышиванках. Но это навязанный мне образ.