В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Дела давно минувших дней

А справа — молот, слева — серп...

Любовь ХАЗАН. «Бульвар Гордона» 24 Февраля, 2011 00:00
Ровно 75 лет назад Лев Троцкий написал свою главную антисталинскую книгу «Преданная революция». В Киевском музее одной улицы открылась выставка, посвященная пламенному революционеру, убитому в изгнании
Любовь ХАЗАН

Идеи Троцкого до сих пор вдохновляют борцов за «истинный» социализм. Его влияние испытал на себе Че Гевара, Уго Чавес считает себя троцкистом. Кинообраз Троцкого воплощали Ричард Бартон, Ефим Копелян, Константин Хабенский. Меньше всего его помнят на Родине - в Украине. Этот пробел восполняет новая экспозиция Киевского музея одной улицы «Лев Троцкий. Демон революции».

«Я ИЗУЧАЛ МАРКСА, СГОНЯЯ ТАРАКАНОВ С ЕГО СТРАНИЦ»

Кто он, господин Троцкий? Рыцарь кожанки и маузера, Фанфан-Тюльпан сибирского разлива, князь Меншиков в мексиканском Березове, великий мучитель и великомученик? Если в судьбе Троцкого и есть что-нибудь поучительное, то, наверное, понимание того, что революции безобидны лишь в умозрительных конструкциях. На деле же, когда с фатальной неизбежностью встает вопрос: «Кто кого?», то на него тут же рождается ответ: «Или ты их, или они тебя».

У Лейбы Бронштейна было много псевдонимов: Львов, Перо, Антид Ото, Л. Седов. Под именем Старик его разрабатывала советская разведка. На мексиканской визитке, которую чудом приобрел музей, значится: «Leon Trotsky». О происхождении главного псевдонима историки спорят: от фамилии тюремного надзирателя или помещицы, у которой его отец арендовал землю?

Первым псевдонимом Льва Троцкого был Яновский - от Яновки, хутора на знойных землях Херсонщины, где родился будущий революционер. Сюда из местечка под Полтавой перебрались его полуграмотные родители, говорившие на украинском суржике. Купили у разорившегося помещика землю с мазанкой, стали выращивать пшеницу.

Первая жена Троцкого Александра Соколовская не вернулась из ГУЛАГа, дата и место ее гибели неизвестны

Из восьми детей в семье Бронштейнов выжили четверо. Зато для оставшихся отпрысков в зале торжественно водрузили купленный по случаю клавесин. Правда, маленькому Леве на ухо наступил слон, и он переключился на стихи. Хотя и сам сознавал, что они слабы. «От меня требовали, чтоб я читал свои стихи при гостях, - вспоминал он в книге «Моя жизнь». - Это было мучительно стыдно».

Однако ген поэзии бродил в семейных жилах. Двоюродной сестрой Троцкого была мать известной поэтессы Веры Инбер, в семье которой Лева жил, когда учился в одесском реальном училище.

За малейшую причастность к Троцкому и «троцкизму» Сталин сгноил десятки тысяч людей, а вот Инбер не только не расстрелял и не посадил, как других родственников Троцкого, но и наградил Сталинской премией.

Первый раз Троцкого арестовали, когда ему еще не было 19-ти. В пересыльной тюрьме Лев обвенчался с Сашей Соколовской, осужденной, как и он, по делу Южно-русского рабочего союза. Вместе они высадились с арестантской баржи в одной из деревень на берегу реки Лены.

Льва целиком поглотили личные отношения и марксизм. «Я изучал Маркса, сгоняя тараканов с его страниц». Александра сама подала мужу идею бежать. Одному. У них уже родились две дочки - Зина и Нина, и бежать вчетвером было невозможно. В первую очередь супруги были революционерами, а родителями - во вторую, и судьбы их больше не переплетались.

«ПРИЕХАЛО ПЕРО»

Для налаживания связей с другими революционерами Троцкий отправился по заданию первой марксистской нелегальной газеты «Искра» в Харьков, Полтаву и Киев. Киевский социал-демократ Петр Гарви был поражен видом Троцкого: «В дверь вошел высокий мужчина в огромной шубе до пят с енотовым воротником до плеч, в руках боярская меховая шапка».Пролетариев в косоворотках отпугнул барский прикид визитера, и задачу «Искры» он не выполнил. Зато преуспел на ниве политической журналистики. Ленин позвал молодое дарование в Лондон.

Со второй супругой Натальей Седовой Лев Давидович познакомился в Лондоне. Седова терпеливо сносила не только тяготы революционного быта, но и измены борца за светлое будущее человечества

Ни свет ни заря прямо с вокзала Троцкий помчался к Ульяновым. Надежда Константиновна открыла дверь явно спросонья. Ленин, лежа в постели, съязвил: «Приехало Перо». В следующий раз Ленин больно укусил Троцкого, когда тот попытался вознестись над схваткой большевиков и меньшевиков. Ленин обозвал его «Иудушкой Троцким». Обиженный не остался в долгу, назвав Ленина «мастером склочных дел».

Со временем Троцкий определился: его место в рядах большевиков. Ленин воспылал к нему таким доверием, что поставил свою подпись под бумагой, в верхней части которой Троцкий мог вписать любой свой приказ. Их часто фотографировали вместе. Они и были в те годы номером один и номером два советского государства. Но в годы сталинской опалы Троцкого стали от снимков отчекрыживать. Музей одной улицы разыскал подлинные изображения.

В Лондоне Троцкий снял комнату рядом с революционеркой Натальей Седовой, которая стала его второй женой, хотя с первой он так и не развелся. Жизнь по фальшивым паспортам создала вторую реальность. После Киева Седова и Троцкий поселились в Питере и по паспорту мужа на имя помещика Викентьева сняли квартиру у биржевого маклера. Из-за революции пятого года дела хозяина пошли из рук вон плохо, и однажды, прочитав в газете статью за подписью Троцкого, он сказал супругам Викентьевым, что, попадись ему на глаза этот писака, он застрелил бы его из собственного пистолета.

Вскоре Троцкого арестовали. В тюрьме ему понравилось: сидишь с единомышленниками, читаешь умные книги. Пока он сидел в царской тюрьме, Наталья родила первенца. В честь отца его назвали Левушкой.

Троцкий снова ударился в бега. В подметке у него был новый паспорт, а в высоких каблуках - золотые червонцы. Крестьянин по прозвищу Козья Ножка организовал оленей, повозку. После революции, когда солнце Троцкого, создателя Красной Армии, вошло в зенит, крестьянин отыскал его в Москве и был облачен в парадное красноармейское обмундирование и одарен граммофоном.

После 20 лет тюрьмы убийца Троцкого Рамон Меркадер тайно был удостоен звания Героя Советского Союза

Нелегально вернувшись в Питер, Лев Давидович по-быстрому написал книжку о своем побеге. На гонорар перебрался за границу. В Лондоне компанию ему составили Горький («Я ваш почитатель», - признался живой классик) и его подруга актриса Андреева. Позже в Вену приехала жена Наталья Седова с Левушкой. Там же Троцкий начал издавать «Правду». Партийная пресса была бедна, зато платила буржуазная «Киевская мысль», которая и предложила Перу отправиться на Балканы, где вот-вот должна была разразиться война. Тем временем Наталья родила второго сына - Сережу.

В Белграде Троцкий увидел колонны солдат в лаптях и с зелеными веточками на шапках. Его охватила «жгучая боль за человеческую саранчу». Но это были эмоции, умом же он понимал: жалость - плохой помощник революционеру. Опыт подавления «жгучей боли за человеческую саранчу» пригодился в гражданскую войну.

Правда, если одни историки считают Троцкого виновным в гибели тысяч людей, то другие, наоборот, ссылаются на его приказы, запрещавшие самосуд над мирным населением и пленными. Похоже, правы и те, и другие.

В свой 38-й день рождения, 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года, он сделал себе главный в жизни подарок: объявил о падении Временного правительства. В первую годовщину Великого Октября Сталин отдал должное своему главному конкуренту в борьбе за власть: «Вся работа по практической организации восстания проходила под непосредственным руководством председателя Петроградского совета тов. Троцкого».

КИЕВ МОГЛИ ПЕРЕИМЕНОВАТЬ В ТРОЦКИЕВ

В расцвете карьеры Троцкий был неотразим. Куприн писал: «Его появление на трибуне встречается восторженным ревом. По окончании митингов его выносят на руках». Троцкий произвел неизгладимое впечатление на поэта Бориса Пастернака, карикатуриста Бориса Ефимова, французского артиста и хореографа Сержа Лифаря - в то время курсанта Киевской школы младших командиров.

Среди преподавателей школы было много бывших царских офицеров, зрел заговор. В 1919 году, когда Троцкий выступал на Софиевской площади, курсанты бросили жребий - кому взорвать его гранатой. Жребий выпал товарищу Лифарю. Увидев и услышав Троцкого, тот отказался выполнить задание.

В честь Троцкого были переименованы два города, затем третий - Юзовка (Донецк), но мог быть и четвертый. В государственном архиве Музей одной улицы разыскал письмо некоего гражданина в руководящие органы с просьбой переименовать Киев в Троцкиев. Но прошло совсем немного времени, и имя Троцкого вычеркнули отовсюду, а донбасский Троцк переименовали в Сталино.

«Преданную революцию» Лев Троцкий написал в эмиграции, понимая, что главное дело его жизни погубил не один только Сталин, а целый класс компартийной бюрократии: «Прежде еще, чем он нащупал свою дорогу, бюрократия нащупала его самого». Когда германский фашизм еще только начинал накачивать мускулы, Троцкий уравнял его со сталинизмом: «Многие педагогические афоризмы и прописи последнего времени могли бы казаться списанными у Геббельса, если б сам он не списал их в значительной мере у сотрудников Сталина».

Как сказал еще раньше один из сторонников Троцкого: «Опасные делишки - писать в России книжки». Из мемуаров Павла Судоплатова: «Сталин посуровел и, чеканя слова, словно отдавая приказ, проговорил: «Троцкий, или как вы его именуете в ваших делах, «Старик», должен быть устранен в течение года».

Судоплатов разработал два плана ликвидации Троцкого под кодовыми названиями «Утка» (его провалила группа во главе с мексиканским художником Сикейросом) и «Мать» - для этой цели сын испанской коммунистки Рамон Меркадер купил ледоруб с укороченным черенком. Под стеклом в музейной витрине выставлен, конечно, не оригинал, но и на его подобие невозможно смотреть без содрогания.

Изгнанный из СССР, Троцкий несколько лет скитался по миру. И везде затылком ощущал дыхание сталинских ищеек. Надежда на спокойную жизнь появилась, когда пришло приглашение от Диего Риверы обосноваться у него в Мехико.

В Мехико Троцкого настигла последняя любовная страсть. Его неспроста увлекали французские книжки. Еще в России ходили слухи о романах Троцкого с англичанкой Клер Шеридан, которая была скульптором и ваяла бюст вождя Красной Армии, с «красной розой революции» Ларисой Рейснер.

Не менее радушно, чем Диего Ривера, в их «Голубом доме» приняла Троцкого супруга художника художница Фрида Кало. Жгучая брюнетка в детстве перенесла полиомиелит, осложненный увечьями от тяжелой автоаварии, поэтому хромала и скрывала свой недостаток под длинными юбками. Не менее красноречивая, чем Троцкий, Фрида быстро обаяла его.

Их любовь на фоне кактусов вполне могла бы возглавить список самых знаменитых адюльтерных хитов ХХ столетия, но разница в возрасте взяла свое. Ей было 29, ему - 58. После разрыва с Кало Троцкий вымолил прощение у жены, назвав себя ее «старой верной собакой» и съехав из «Голубого дома» в другой, где при налете боевиков Сикейроса Наталья прикрывала Льва Давидовича своим телом. От ледоруба Рамона Меркадера Седова мужа не уберегла.

Лев Троцкий, Александра Соколовская и Наталья Седова еще при жизни потеряли всех детей. Зинаида покончила с собой, Нина умерла от туберкулеза, Лев погиб во время операции аппендицита (не исключают причастности сталинских агентов), Сергея расстреляли в НКВД. Правда, судьба мексиканских внуков и правнуков революционера сложилась удачно - среди них есть ученые, медики, литераторы.

Александра Соколовская не вернулась из ГУЛАГа, дата и место ее гибели неизвестны. Лев Троцкий похоронен во дворе своего мексиканского дома под памятником с изображением серпа и молота. Позже к нему подзахоронили Наталью Седову. После 20 лет отсидки Рамон Меркадер тайно был удостоен звания Героя Советского Союза, а в 50-ю годовщину со дня убийства в доме, где до сих пор зияют следы от пуль Сикейроса, открыли музей Троцкого.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось