Римма ЗЮБИНА: «Когда ежечасно от снайперских пуль падали то семь, то 10 человек, было чувство, будто от меня отрезали по куску»
За три месяца Майдана популярная киноактриса, звезда киевского Молодого театра стала активисткой и правозащитнией
— В революционеры попала из Фейсбука. Думала уже удалить страничку, так раздражали эти афоризмы, фотографии ресторанных блюд, умилительных котиков и песиков, но 1 декабря 2013 года новости френдленты превратились в сводки боевых действий: того побили, тот пропал без вести... Когда зверски избили Таню Черновол, не выдержала, прокомментировала, и это попало в газету.
С тех пор была либо на Майдане, либо в интернете — следила за новостями о тех, кто на баррикадах. Возила чай и бульон: приготовлю и звоню ученику мужа (худрука столичного Театра имени Франко Станислава Моисеева. — Авт.), потому что одной с банками не управиться.
Помню, вечером 11 декабря появились сообщения, что запланирован разгон, и муж, который был за границей, тоже их увидел. Позвонил: «Римма, я запрещаю тебе сегодня ехать на Майдан, воевать не женское дело!». Но в три часа ночи смотрю: в Фейсбуке соседка моя, драматург Наталья Ворожбит. «Едем?» — пишу. А в ответ: «Только хотела тебя об этом спросить!».
Сына будить не стала, написала записку: «Даня, мой телефон разряжается, связь через тетю Наташу. Люблю, целую. Прости меня за все».
Те, кто говорил, что в телевизоре страшнее, чем на Майдане, тогда были правы: нас, девчат, пропустили внутрь, мы стояли под сценой и не видели, как со стороны Дома профсоюзов теснили людей, потом уже, дома, посмотрели... А теперь тот штурм кажется не разгоном, а предупреждением, потому что кромешный ужас, начавшийся 19 февраля, не поддается описанию.
Это была не война, а отстрел безоружных вооруженными до зубов людьми, которые развлекались, как на сафари или в тире. Никогда не думала, что в наше время в самом центре Европы такое возможно. В стране, которая пережила и фашизм, и Сталина и которая должна была сделать выводы: как минимум, понять, что такое человеческая жизнь. Оказывается, до некоторых до сих пор не дошло.
Я хорошо знаю актрису Лену Кривду, которая чудом спаслась от снайперского выстрела. Я сама на Крещатике попала под обстрел возле своей машины: из микроавтобуса вылетели вооруженные люди и открыли огонь. В тот день, кстати, возвращалась со съемки в новом проекте Сергея Проскурни «Наш Шевченко». Разные люди — не только актеры, но и простые митингующие — читали перед камерой стихи Кобзаря. Там снялся и покойный Сергей Нигоян. После обстрела я ехала домой и достаточно спокойно, словно констатируя факт, думала: для меня та съемка тоже могла стать последней.
Мне кажется, мы очень изменились за последние три месяца — настолько, будто прошло лет 10. Очень быстро живем и быстро многое усваиваем. А для тех, кто не успевает, я бы по всем каналам крутила видео из Межигорья. С той периодичностью, с какой на Майдане поют гимн. Чтобы каждый обманутый, обкраденный человек знал: это на его кровные деньги!
Меня не тянет фотографироваться на фоне роскошных интерьеров: на какую такую память? О том, что, не будь сотни убитых и сотен раненых, украинцы не осознали бы, в каком коррумпированном болоте живут? Когда ежечасно от снайперских пуль падали то семь, то 10 человек, у меня было чувство, будто от меня отрезали по куску. Каждый, кто виноват, обязан ответить, иначе для чего мы стояли — чтобы посмотреть, как жил Янукович? Чтоб одни министры сменили других?
И я надеюсь, не по амнистии, а по справедливости, в связи с отсутствием состава преступления, закроют дела всех студентов Киевского театрального, которых задержали 20 января и поместили в СИЗО, а потом под домашний арест. О них я из сети узнала — в тот же день написала актриса Аня Сырбу: «Возле общежития на Олеговской задержали ребят. Они в милиции Днепровского района». Подъезжаю, а кинорежиссер Михаил Ильенко, руководитель курса Саши Шкрабака, одного из задержанных, говорит: «Римма, все плохо. В отделение никого не пускают, только Богдан Бенюк прошел, он депутат. Парням светит от восьми до 15 лет за организацию и участие в массовых беспорядках с тяжелыми последствиями».
Одного из задержанных я знала до Майдана: молодой режиссер Андрей Иванюк работал в нашем театре над моноспектаклем о Фриде Кало. Спектакль не вышел, но Андрей проявил себя как талантливый, интеллигентный, тонкий человек. Ильенко правильно сказал: если эти ребята и были на Грушевского, то только с фото- и видеотехникой! Тем не менее их схватили, причем люди не в милицейской форме, а в штатском, аж в пяти километрах от места столкновений, и доказательствами участия в «массовых беспорядках» послужили... две марлевые повязки и бейджик с Майдана. Один из парней, Вадим Ковалев, был избит: оказал сопротивление.
С Андреем Иванюком в камере сидели подозреваемый в убийстве, рецидивист и еще кто-то с тяжелой статьей. Но «политических» эти люди не прессовали, наоборот, когда мы с однокашниками ребят и преподавателями пели под СИЗО, передавали: «Там ваши поют». Я ездила и к изолятору, и на суды, потому что понимала: бросать детей, которые ходят поддержать товарищей, нельзя. Они, кстати, сами осознавали, что еще дети, говорили: «Как хорошо, что с нами кто-то из взрослых!».
К счастью, «из взрослых» я была не одна: за студентов поручились Бенюк и Ильенко, Станислав Моисеев, главный балетмейстер Театра Франко Ольга Семешкина, режиссеры Дмитрий Богомазов и Олесь Санин, актеры Леся Самаева, Ахтем Сейтаблаев и Александр Завадский. Помогали жена Юрия Луценко Ирина, нардеп Олесь Доний и просто неравнодушные киевляне, которые оперативно решали, у кого, приехав, будут жить родители задержанных, кто будет возить их на заседания, кто кормить... Когда недавно на радио меня попросили продолжить фразу: «Україна — велика країна», я сказала: «Передусім величчю своїх людей. Я схиляю перед ними голову, я лише крапля в цьому океані».