В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Революция ушла, а хам остался

Виталий КОРОТИЧ 31 Мая, 2006 00:00
Вдруг стало модным сообщать о своей необразованности или недомовитости, непременно сочетая это со сведениями о том, что жизнь удалась и необязательно было при этом загружать мозги всякой чепухой из учебников.
Виталий КОРОТИЧ

Недавно мне попало на глаза интервью с зауряднейшей немолодой актрисой, из тех, что становятся заметными в основном за счет больших декольте и оплаченных кавалерами интервью. Актрисе было не о чем особенно рассуждать, не могла она отвлекаться и на разговор о творческих принципах за неимением таковых. Но при этом ей хотелось подчеркнуть свою причастность ко времени и его стандартам. «Я очень плохо училась», — с удовольствием повторила актриса несколько раз. И хвастливо добавила: «Я никогда не умела и не умею готовить». Мне стало интересно, потому что эти фразы можно прочесть почти в любой беседе такого рода.

Вдруг стало модным сообщать о своей необразованности или недомовитости, непременно сочетая это со сведениями о том, что жизнь удалась и необязательно было при этом загружать мозги всякой чепухой из учебников. В кроссвордах из популярных журналов я встречаю вопросы вроде: «Кто написал «Войну и мир»?» или «Как звали возлюбленного Джульетты?», явно рассчитанные на людей, которые не усвоили школьную программу в объеме первых четырех классов. Во многих занятиях, особенно в шоу-бизнесе, спорте, демонстрировать свою необразованность стало престижно (есть такое словечко «престижно», относящееся к модным спектаклям, которые необязательно видеть, но надо показаться в зрительном зале, к модной одежде, к маркам часов и автомобилей). Престижным стал образ жизни, не сочетающийся с видимыми усилиями ума, но подчеркивающий, что ты «в курсе дела», как говаривали герои старых советских пьес.

Как-то я обращал внимание, что слишком уж многие спортсмены хвастаются своими неуспехами в школе. Помню, как знаменитый наш теннисист даже обиделся, заподозренный в том, что он перечитывает Пушкина. Сам я учился очень давно, еще тогда, когда в киевской школе номер 92 одноклассники брали друг у друга «что-нибудь почитать». Сегодня в рекламе пива сверстники тогдашних моих друзей обсуждают, кто пойдет за очередными бутылками, и решают, что «самый умный...». Умников надо наказывать...

Было время, когда самым престижным занятием было достать — раздобыть в государстве постоянного дефицита нечто нужное для жизни. В ту пору писатель Чингиз Айтматов как-то посетовал, что самой непрестижной профессией стала учительская — педагоги лишены возможностей к «доставанию». Но все-таки учиться было еще модно, потому что знания помогали пробиться по жизненным тропам. Если сейчас модно хвастаться неученостью, то что же помогает протискиваться нынешним хозяевам жизни?

Конечно, я упрощаю. В обществе много умных и образованных людей, но что-то слишком многие из них норовят уехать подальше, потому что не ощущают своей востребованности дома. Зажиточной эстрадной звездой или владельцем чего-нибудь прибыльного можно стать, не оканчивая разных консерваторий с университетами. Дело житейское. Призыв бывшего вождя: «Учиться, учиться и учиться» канул куда-то вместе с другими его идеями. Но я часто вспоминаю слова замечательного польского писателя Славомира Мрожека: «Революция привела к власти не труженика, а хама. Революция ушла, а хам остался». Неужели это так?



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось