В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Я к вам пишу...

Покажи мне свой почерк, и я скажу, кто ты

1 Октября, 2004 00:00
Ирина ФОМЕНКО
В СССР в период безусловного материализма не только генетика и кибернетика были объявлены лженауками, но и другие весьма полезные учения оказались вне закона. В их число попала и графология - наука, изучающая почерк и манеру письма. С точки зрения тех, кто решал, что нужно народу, а что нет, графология была совершенно бесполезна, ведь по почерку нельзя определить, каких политических взглядов придерживается человек, чем он занимается, с кем общается, есть ли у него родственники за границей и многое-многое другое. Такое баловство не нужно было советскому человеку, и графологию запретили.
Ирина ФОМЕНКО
В СССР в период безусловного материализма не только генетика и кибернетика были объявлены лженауками, но и другие весьма полезные учения оказались вне закона. В их число попала и графология - наука, изучающая почерк и манеру письма. С точки зрения тех, кто решал, что нужно народу, а что нет, графология была совершенно бесполезна, ведь по почерку нельзя определить, каких политических взглядов придерживается человек, чем он занимается, с кем общается, есть ли у него родственники за границей и многое-многое другое. Такое баловство не нужно было советскому человеку, и графологию запретили.

ПОЧЕРК И ЛИЧНОСТЬ

На Западе же, равно как и в дореволюционной России, о возможностях этой науки знали давно. В Европе первая книга о графологии вышла в 1622 году и принадлежала перу итальянского профессора Камилло Бальдо. Длинное название гласило: "Как узнать природу и характер человека, взглянув на букву, которую он написал". Однако книга не имела большого успеха, в то время умение писать, как и читать, было привилегией немногих.

Через 250 лет во Франции был опубликован труд аббата Миншона "Система графологии". Кстати, именно он первым употребил термин "графология", образованный от слияния греческих слов "grapho " - "пишу" и "logos" - "слово, учение".

Россия не отставала. Книга известнейшего русского графолога Зуева-Инсарова "Почерк и личность" стала бестселлером в 20-е годы прошлого века, но русскую школу графологии он создать не успел. В середине 30-х в Советском Союзе все лаборатории, занимавшиеся разработкой новых течений в области психологии, были уничтожены.

Западные психологи и психиатры не могли пройти мимо графологии как мощного средства психодиагностики. Сейчас ее серьезно изучают в Германии, Голландии, США, Израиле. В США, к примеру, создан целый Институт почерка, в маленькой Голландии два графологических общества и две профессорских кафедры. В Израиле, например, графологический тест обязателен при приеме на работу.

Так что же это такое - графология? Анализ почерка ясно показывает основные наклонности человека: решительность, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, оптимизм... Или их отсутствие. Надо сказать, что почерк большей частью отражает врожденные черты характера, те, которые изменить очень сложно. Если же человеку удается это сделать, его почерк сразу меняется. У Гете, к примеру, характер, а вместе с ним и манера написания букв, резко изменились, когда поэту было уже далеко за 70.

Для анализа почерка опытному графологу достаточно нескольких строк, написанных на нелинованном листе, в неофициальном оформлении. Понятно, что деловая бумага с присущими ей по стилю полями, отступами, аккуратно выведенными буквами и ровными строками не даст полного представления о характере пишущего. Кроме того, нельзя давать характеристику человеку, исходя только из одной особенности манеры письма.

Например, большой отступ с левой стороны листа, когда человек как бы не решается начать писать, может говорить о нерешительности, однако это будет справедливым лишь в том случае, если буквы начинаются с длинных хвостов и пишутся с очень легким нажимом. Важно помнить и о том, что перемены в психофизическом состоянии меняют почерк. Согласитесь, буквы, которые выйдут из-под вашего пера наутро после бурной вечеринки, будут отличаться от вашего обычного почерка.

Первое, на что обращают внимание, - как оформлен текст. Поля, направления строк, отступы, межбуквенные и междустрочные расстояния. Когда текст со всех четырех сторон окружен примерно равными полями, написан изящными буквами со всевозможными завитушками, скорее всего, человек, его писавший, не лишен артистизма, от природы имеет хороший вкус и незаменим в рекламном или PR-бизнесе. Если бы Дюма-отец не обладал подобным почерком, то мы бы, вероятно, не узнали о приключениях графа Монте-Кристо и о трех мушкетерах. Дело в том, что юношу, только что приехавшего из провинции и ничего не умеющего, взяли на работу писарем лишь благодаря красивому почерку. Это позволило ему остаться в Париже, где впоследствии были написаны его бессмертные произведения.

Крупный почерк свидетельствует о творческом потенциале. Автограф Иосифа Бродского


Но вернемся к графологии. Если почерк не витиеват, а поля равны, значит, человек, руке которого принадлежит написанное, щедр, но не транжира, приобретая что-либо, он руководствуется прежде всего качеством товара.

Когда же пишущий не оставляет полей ни сверху, ни снизу, зато поля слева и справа весьма широки, то он, мягко говоря, слишком щедрый, деньги не задерживаются в его кошельке. Широкие поля слева и узкие справа расскажут драматическую историю о том, как безудержная щедрость переходит в крайнюю скупость, по мере того как заканчиваются деньги. Бывает, узкие поля первых строк постепенно, к низу листа, расширяются - так, что на исписанной бумаге слева отчетливо виден треугольник, острый конец которого направлен вверх. Так пишут люди щедрые от природы, но в силу сложившихся обстоятельств вынужденные экономить. У тех же, у кого "аттракцион щедрости" случается лишь время от времени, а по натуре весьма бережливых, этот треугольник перевернут.

Если поля не соблюдаются и волнисты настолько, что назвать их так можно только условно, значит, речь идет о человеке, не придающем особого значения материальным средствам и замечательно живущем независимо от того, есть у него деньги или нет.

В случае, когда поля настолько узки, что кажется, будто их нет совсем, большая любовь к деньгам и нежелание с ними расставаться могут привести человека к значительным финансовым проблемам. Немаловажным фактором являются и расстояния между словами и строками. Чем они больше, тем легче человеку даются траты.
ЛИДЕР ПИШЕТ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ

Бытует мнение о том, что крупный почерк - признак щедрости, однако это не всегда так. Большие буквы, скорее, признак открытости, даже некоторого актерства. Человек, обладающий таким почерком, - лидер. Он хочет быть замеченным и очень огорчается, когда вынужден пребывать в тени. Он не хочет, хотя при желании может заниматься чем-то одним, его пытливый ум охватывает все новые и новые сферы познания.

Чаще всего крупным почерком с сильным нажимом пишут экстраверты, умеющие находить общий язык с каждым и очень гордящиеся этим. Особенно эта способность проявляется у людей, у которых заглавные буквы выделяются своей красотой и даже некой вычурностью. Вообще же крупный почерк, в котором есть оригинально написанные буквы, свидетельствует о творческом потенциале и невнимательном отношении к деталям. Кстати, замечено, что часто большими буквами пишут квалифицированные специалисты.

Мелкий, но в то же время легкочитаемый почерк, буквы которого сохраняют пропорциональность, характерен для скромного застенчивого человека. Обладающий острым и критическим умом, он способен добиться значительных результатов в порученном ему деле. Такой человек обычно спокоен и не позволяет проявляться своим эмоциям, но это отнюдь не значит, что их у него нет.

Про обладателя такого же почерка, но с большими заглавными буквами, можно сказать, что он не так застенчив, как владелец описанной выше манеры письма, и при необходимости он защитит свои права. Если в мелком почерке прописные буквы слишком малы, это говорит о том, что скромность из добродетели превратилась в недостаток. Нужно заметить, что заглавные буквы, в том числе буква "я" в качестве местоимения, зачастую выражают самооценку пишущего.

Почерк мелкий настолько, что написанное читается с трудом, выдает человека очень скрытного и склонного к уединению, хотя часто эти качества порождены чрезмерной чувствительностью и ранимостью.
ЧЕМ НЕРАЗБОРЧИВЕЕ АВТОГРАФ, ТЕМ ЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ ЧЕЛОВЕК

О том, что человеком управляет: ум или сердце, - скажет наклон почерка. Люди, у которых рассудок и эмоции уравновешены, пишут почти без наклона, их буквы стоят вертикально, лишь слегка склоняясь влево или вправо в зависимости от того, правша или левша их написал. Когда наклон букв вправо более выражен, значит, по натуре пишущий дружелюбен, склонен к теплым отношениям с людьми, общителен, искренен и терпеть не может одиночества. Он эмоционален и не скрывает своих чувств, однако умеет их контролировать.

С контролем эмоций дело обстоит хуже у того, кто пишет с сильным наклоном вправо. Такой человек способен страстно влюбиться с первого взгляда, а затем так же страстно ревновать предмет своего обожания, в глубине души удивляясь тому, что можно еще на кого-то, кроме него, обращать внимание. Надо заметить, свой темперамент эти люди проявляют не только в любовной сфере. Их активность очень велика, и к любому порученному делу они относятся с большим энтузиазмом, однако нужно не забывать о том, что отсутствие общения для них жесточайшая пытка.

Явный наклон влево говорит о том, что у его владельца эмоции находятся под строгим контролем разума. Безусловно, он может влюбиться, но лишь после того, как тщательно обдумает все плюсы и минусы такого шага. Человек с таким почерком любит выставлять свой интеллект на всеобщее обозрение, критикуя идеи, предложенные не им. Такой человек может быть полезен при обсуждении каких-либо проектов. Бывает, что подростки в период становления личности начинают писать с наклоном влево, но потом, когда все всем доказано, их почерк становится прежним.

Буквы с более сильным наклоном влево говорят о том, что для их владельца характерен жесточайший контроль разума над эмоциями. Любопытно, что человек, пишущий с таким наклоном, бывает очень чувствителен, но иногда контрольные функции разума немного ослабевают, в результате чего случается эмоциональный взрыв. В такие минуты для вас будет лучше находиться на безопасном расстоянии от этого человека...

Почерк, в котором строки или слова, а иногда даже буквы в одном слове написаны с наклонами в разные стороны, свидетельствует о том, что его автор в момент написания переживал стресс или ему вообще присущи резкие перемены настроения.

Жизненный настрой человека легко определить по направлению строк. У людей с реалистичными взглядами на жизнь строки идут ровно вдоль воображаемой линии, они не расстраиваются по мелочам и не обращают внимания на колкости в свой адрес.

Строки оптимистов, как бы они ни старались писать ровно, упрямо идут вверх, и чем круче поднимается строка, тем оптимистичнее настрой. Такие люди никогда не теряют присутствия духа и в любой ситуации видят свет в конце туннеля, чем очень привлекают окружающих. Пессимисты пишут так же неровно, но строки в их письмах как бы падают вниз. Но лишь слегка опускающиеся строчки свидетельствуют отнюдь не о пессимизме, а о сдержанности и осторожности.

Вообще, в психологии понятие круга, его формы неразрывно связано с такими понятиями, как склонность к сотрудничеству, коммуникабельность, способность прийти на помощь в любой момент. Эти качества в полной мере присущи тому, кто пишет круглыми буквами. Такой человек с легкостью идет на компромисс, терпеть не может ссор, обожает приятное общество и в целом очень милый и добрый. В случае, когда крупные, круглые буквы не замкнуты и, словно клювики голодных птенцов, выглядывают из строки, обладатель такого почерка - большой любитель поговорить.

Угловатые буквы, напротив, выдают человека, склонного к компромиссам в гораздо меньшей степени. Он всегда хочет быть лучшим во всем, в достижении своих целей не знает слова "нет". Острые углы букв, в некоторых случаях напоминающие острия копий, говорят о том, что человеку трудно ладить с другими.

Ставя в конце письма или документа свою подпись, мы даже не догадываемся, что за долю секунды создаем свой автопортрет. В книге Моргенштерна "Психографология", вышедшей в 1903 году, воспроизводятся факсимиле Наполеона под приказами по армии после решающих сражений. Вверх, вверх летят буквы на подписях молодого Бонапарта. Вверх бегут после Аустерлица, и они же кляксами взрываются после Бородина. На полпути обрывается автограф в приказе об оставлении Москвы. Жалкая закорючка - Лейпциг. Наконец, последняя подпись на острове Святой Елены неузнаваема: буквы не просто клонятся - безнадежно падают вниз.

Любопытно, что в советские времена подписи партийных руководителей были делом непростым. Чем серьезнее должность, тем меньше разборчивых букв мог начертать человек в своем автографе. К примеру, секретарь горкома имел право на четыре-пять четких букв, руководитель обкома - на три-четыре и т. д. Подписью, состоявшей из одной ясной буквы, мог пользоваться лишь глава государства.

Современная графология изучает, почему человек пишет так, а не иначе, что из этого следует, почему работающий на компьютере выбирает тот или иной шрифт, его начертание, кегль и как все это отражает характер. Кто знает, может быть, со временем электронная графология вытеснит традиционную, а может, они будут развиваться параллельно. Поживем - увидим.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось