Не только груз мои года
Вахтанг КИКАБИДЗЕ: «Жена недавно пошутила: «На 70-летии поешь сидя, а на 80-летии будешь петь лежа»
Татьяна ЧЕБРОВА 3 Апреля, 2009 00:00
В столице состоялся юбилейный концерт всенародно любимого артиста
Минут за 40 до начала своего юбилейного концерта «Я жизнь не тороплю...», приуроченного к 70-летию, Вахтанг Кикабидзе вышел в артистическое фойе столичного дворца «Украина». Совершенно седой, уставший, очень печальный человек в черном костюме и белой рубашке с черным галстуком. Сразу вспомнилось окуджавовское: «...в черно-белом своем преклоню перед нею главу...».
«Виноградную косточку в теплую землю зарою», — ответил Вахтанг Константинович на вопрос о самой любимой песне. Кстати, наверное, не все знают, что эта вещь Булата Окуджавы называется «Грузинская песня»...
Буба пробыл в Киеве четыре дня, и уже за первые два у него было восемь эфиров, поэтому, кроме телестудий и ресторанов в городе, который знает и любит и где живут его друзья, многое не смог посмотреть. Говорит медленно, устало, с сильным акцентом.
Концерт начался с клипа на последнюю песню Кикабидзе: на двух огромных экранах по обе стороны сцены горели дома, по улицам шли танки, кричали и плакали люди.
Хроника новейшей грузинской войны перемежалась архивными съемками: Белла Ахмадулина читает стихи, Евгений Евтушенко в составе московской делегации возлагает цветы к тбилисским памятникам... И крупным планом — бесконечно печальное лицо певца, произносящего почти речитативом под музыку: «Вы меня не предали — разочаровали». Не Ахмадулина с Евтушенко, конечно, не российская интеллигенция или народ, как пояснил Вахтанг Константинович: «Политика — это одно, а люди — другое»...
За этот клип Кикабидзе накрыла вторая волна травли в СМИ самого близкого сердцу зарубежья, и она была едва ли не мощнее первой, когда из-за военного конфликта между Россией и Грузией певец отменил юбилейные гастроли в Москве и не принял из рук российского президента орден Дружбы.
Известный актер и исполнитель хитов «Мои года», «Проводы любви», «Пожелание» отпраздновал свой день рождения еще 19 июля минувшего года, отправившись в гастрольный тур по странам бывшего Союза. Начал с Литвы. Теперь вот добрался и до нас...
Зал киевского дворца «Украина» заполнен до отказа. Говорят, многие пришли не по билетам, а по пригласительным, но давайте будем честными: среди тех, для кого «Просто встретились два одиночества», «Если друг оказался вдруг», «Старики-разбойники» — горячо любимые песни, много людей, повидавших жизнь и добра не наживших. Увы, для супругов-пенсионеров, да еще в сегодняшние неласковые кризисные дни, два билета даже на балкон — непозволительная роскошь...
Можно было посетовать, что Буба не выглядел заводным, хотя к середине действа таки завелся. Что значит суперпрофессионал — зал отбивал ладоши и практически после каждой песни делегировал на сцену женщин, девушек и девочек с букетами.
Можно было заметить, что «подтанцовывал» в такт музыке Вахтанг Константинович в основном руками: «...чито-грито-чито-маргарито». А что вы хотели? Вы думаете, прибавляет энергии разговор со старшим внуком, у которого застрелили близкого друга-телевизионщика?! А две пачки сигарет в день?
«Цыганочка», «Пацаны», байки и анекдоты в промежутках — это, конечно, Кикабидзе. Но еще больше он сейчас в распевной армянской мелодии, в трагедийно-прекрасной песне о стране, где не ловят в прицел ни зверей, ни людей, в окуджавовской «Молитве»: «Господи, дай же ты каждому, чего у него нет»...
«Я хотел попросить у Окуджавы несколько песен, но стеснялся. А когда он умер, его вдова сказала, что Булат хотел мне их предложить, но не решался».
Можно было полконцерта смотреть на лица зрителей. Родные, честно говоря, лица. Я бы даже сказала, просветленные (какие еще прилагательные сейчас почти исчезли из речи и из будней?).
Буба работал в полную силу, только изредка уходил за кулисы, но и тогда оставался с залом. На экранах шли кадры из фильмов «Не горюй», «Мелодии Верийского квартала» (Вах, Вахтанг! Какой молодой, черноголовый, искрящийся, как шампанское)... И бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию — «Ларису Ивановну хачу!» — требовал Валико, он же Мимино, он же Валентин Константинович Мизандари, он же Вахтанг Константинович Кикабидзе...
«На юбилейном концерте в Тбилиси друзья-художники всю сцену устелили старинными коврами — соорудили Тифлис (старое название Тбилиси). Очень уютно. По-домашнему. Я пел сидя. Жена пошутила: «На 70-летии сидишь, а на 80-летии будешь петь лежа...»...
«Мимино» — по-грузински «сокол». Грустноглазый седокрылый сокол. Прямо на концерте Союз офицеров Украины наградил Вахтанга Кикабидзе высшим воинским отличием. «У меня 16 орденов, — уточнил Буба. — В том числе орден Николая Чудотворца «За преумножение добра на земле», который мне вручали в Киеве. Такой был у Мамы Терезы» (так нежно Вахтанг Константинович назвал Мать Терезу. — Авт.).
Актер Валерий Чигляев, преподнесший Вахтангу подарочную бутылку украинской горилки, заявил отцу своего друга: «70 — не возраст и не срок. Это счет семь-ноль в пользу жизни».
«Хочу такого дедушку», — сказала припанкованная 23-летняя девочка-тележурналистка, сидевшая рядом со мной... Внуками Буба богат. Один из них — Георгий Арешидзе даже прилетал со знаменитым дедом в столицу Украины.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter