В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Погуляли...

С днем танкиста, господа!

Юлия ПЯТЕЦКАЯ. «Бульвар Гордона» 3 Апреля, 2009 00:00
27 марта, в Международный день театра, в столице состоялось вручение ежегодной театральной премии «Киевская пектораль»
Юлия ПЯТЕЦКАЯ

Каждый раз, попадая на торжественную церемонию по случаю вручения «Пекторали», где приходится минут 40 изнывать от официальной части, я вспоминаю главного героя из романа Константина Вагинова «Труды и дни Свистонова». «Леночка, почитай вырезки!» — просил Свистонов жену после сытного обеда, расположившись на диване. Леночка доставала большие листы с наклеенными фрагментами газетных статей и начинала с выражением декламировать: «В городе развелось неимоверное количество блох», «Некоторые гостиницы обратились с просьбой избавить их от клопов», «Офицеры все время говорят о победах, но солдаты больше уже не верят этим рассказам»...

МИККИ РУРК ТАК И НЕ ПРИЕХАЛ

После того как господин Корниенко из Министерства культуры наконец зачитал все вырезки от Президента, премьер-министра и горадминистрации по случаю Международного дня театра, по традиции начали раздавать квартиры. Возможно, из-за того, что традиция раздавать машины и другие приятные мелочи в Международный день театра как-то не прижилась, было невыносимо скучно.

Не спасали ни ребята из «Киев-модерн-балета», ни мимы, выступавшие между номинациями, ни даже Анжелика Рудницкая, зажигательно исполнившая песню «Ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла, я у тебе є, а тебе нема»... Если бы не «популярный актер театра и кино» Дмитрий Лаленков, внесший заметное оживление в это партийно-комсомольское собрание, и вспомнить было бы нечего.

Вообще-то, Лаленкова пригласили для того, чтоб он вскрыл конверт с именем победителя за лучший камерный спектакль («Распутник», Театр на Печерске), но, как настоящий артист, истосковавшийся по вниманию публики, Дмитрий подготовил себе целую сольную программу «Есть ли жизнь на «Оскаре»?».

«Здорово все-таки америкосы придумали с этими конвертами...» — задушевно начал он свой смертельный номер, после чего заметил, что, кроме конвертов, во всем остальном мы от америкосов отстаем. Не умеем изображать на церемониях радость, закатывать на публике истерики, визжать и плакать крупными слезами в камеру, как «безграмотная» Джессика Ланж. «А слезы, как они умеют показать слезы! За полгода знают, кто и за что получит «Оскар», а все равно плачут».

Интересно, откуда у Лаленкова столь подробные сведения об «Оскаре», — по-моему, даже пекторальные эксперты за полгода не знают, кто у нас победит... Но продемонстрировать слезы радости мы действительно не умеем. Никто не прыгает от распирающего внутреннего ликования при получении «Киевской пекторали» по стульям в Театре Франко и не лезет по головам, как Роберто Бениньи... Никто не кричит, как Хавьер Бардем: «Спасибо, мама, мама, я тебя обожаю!»... Никто не рыдает от счастья, выиграв тысячу американских долларов за лучшую мужскую роль и лучший детский спектакль. Наверное, просто научить нас некому.

Пока Лаленков вещал, все больше перевоплощаясь в Михаила Задорнова, я размечталась, как было бы хорошо, появись сейчас в зале Микки Рурк. Приезжал же он, в конце концов, недавно в Москву. Чем мы хуже? Взял бы да приехал... Неожиданно пришел бы на «Пектораль». Вместе с собачкой. Залез бы без приглашения на сцену, дал подержать собачку торжественной ведущей народной артистке Украины Людмиле Смородиной, спрятал бы зубочистку в карман и вырубил прямым ударом в челюсть Дмитрия Лаленкова, навсегда отбив у него охоту говорить всякие глупости.

Но Микки Рурк, к сожалению, так и не появился, никого не обрадовал, и мне показалось, что по-настоящему обрадованных в тот вечер было всего двое: «диджей Майдана» Евгений Нищук, получивший к празднику двухкомнатную квартиру, и директор-распорядитель Театра Франко 88-летний Даниил Даниилович Федоряченко, получивший однокомнатную.
ПОБЕДИЛА МОЛОДОСТЬ!

К концу церемонии гости и случайные прохожие стремительно покидали партер под аккомпанемент мобильных ринг-тонов, и в момент вручения Алексею Лисовцу Гран-при за лучший спектакль сезона («Не все коту масленица») в зале оставались лишь самые стойкие. Вокруг царили разброд и шатание, гулял сквозняк, и режиссеру с Левого берега вдобавок к блестящей статуэтке и почетному диплому досталось несколько жидких хлопков от благодарной публики.

Прав Лаленков, не умеем мы радоваться. Чего-то в этом смысле нам сильно не хватает. Как поет в своей песенке «Полет валькирий» поэт и композитор Михаил Щербаков: «Насладиться — меду нет. Исцелиться — йоду нет. Отравиться — яду нет. Все другое — есть».

Поскольку единственная крупная и когда-то престижная театральная премия давно уже превратилась в несмешную и неталантливую карикатуру, а сама церемония деградировала в местечковый междусобойчик, может, хотя бы номинации поменять, чтобы было не так уныло?

Вместо награды за лучшую женскую роль учредить приз «Мисс элегантность» или «Миссис Икс», вручать которую будет «Мисс Украина»... Вместо премии за режиссерский дебют регулярно награждать одних и тех же творческих деятелей за долголетие, усидчивость и непотопляемость, а вместо сценографии и музыкальной концепции премировать за чувство ритма и музыкальный слух.

Тогда было бы не только веселее, но и гораздо честнее, и эстрадная певица Виктория Васалатий, удостоенная двух «Пекторалей» за музыкальный спектакль и музыкальную концепцию («Эдит Пиаф. Жизнь в кредит»), оказалась бы на своем месте, как и Мария Погребняк, отмеченная за сценографию в «Легенде о Фаусте». К слову, «Фауст» и впрямь запоминающаяся работа не только в смысле режиссуры, но и в плане сценографии — последний раз живую лошадь на сцене я видела несколько лет назад в антрепризе у Бенюка с Хостикоевым.

Да, и обязательно нужно придумать какую-нибудь номинацию для экспертов. Назвать скромно, но со вкусом: «За трудолюбие». Шутка ли — то ли 80, то ли 90 спектаклей отсмотрели за прошедший сезон наши театральные эксперты! Это, безусловно, каторжный труд, и я давно подозреваю, что именно трудолюбие является основополагающим при отборе номинантов и награждении победителей. От себя лично — огромное зрительское спасибо людям, не пожалевшим «Пектораль» для Игоря Рубашкина за лучшую мужскую роль (Дидро, «Распутник»).

«Победила молодость!» — торжественно подытожила Наталья Сумская, вручая Игорю награду, хотя, на мой взгляд, можно было бы так и не сужать достоинства одного из самых талантливых украинских актеров. Хотя Рубашкину, конечно, несказанно повезло, учитывая тот факт, что молодость в нашем культурном осередке — понятие растяжимое и заканчивается, как правило, годам к 60-ти...
КАЖДОМУ СВОЕ

А теперь серьезно. Четыре спектакля, поставленные в прошлом году в Центре современного искусства «ДАХ» его художественным руководителем Владом Троицким и являющиеся, на мой взгляд, настоящим профессиональным прорывом на отечественной сцене, даже не попали ни в одну из номинаций. «Сексуальные неврозы наших родителей» Лукаса Брефуса, «Анна» Юлия Клавдиева, «Бесхребетность» Ингрид Лаузунд и «Психоз.4.48» Сары Кейн — жесткие, провокационные и очень сильные постановки с отличными актерскими работами, так называемый острый социальный театр, которым в Киеве вообще никто не занимается, почему-то совершенно не заинтересовали наших трудолюбивых экспертов. Ну и Бог с ними. Будем считать, что актуальная мировая драматургия украинским экспертам не нужна и неинтересна в принципе... Как говорится, каждому свое.

Каждому свое, и я думаю, замечательный трогательный праздник — Международный день театра — совершенно не виноват в том, что киевский театр все больше напоминает хлюпающую и причмокивающую трясину, хамски заполняющую собой город и охотно принимающую любого в свои просторные липкие объятия. Слава Богу, у нас по-прежнему существуют теплые, воздушные и светлые места, а наш театральный праздник давно уже не имеет никакого отношения к нашей театральной премии. С чем я нас всех и поздравляю.

«Небо мглисто, как всегда. Верст на триста — гарь, стада. С днем танкиста, господа! С новым счастьем вас!».



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось