«Король цыган», художественный руководитель театра «Ромэн», народный артист СССР Николай СЛИЧЕНКО: «Такого, чтобы цыгане детей воровали, не было — все это сказки, неправда. Им и своих-то девать некуда — зачем же еще чужие?»
«ПАПУ УБИЛИ УДАРОМ ПРИКЛАДА ПО ГОЛОВЕ - ПРОИЗОШЛО ЭТО НА МОИХ ГЛАЗАХ»
- Я, Николай Алексеевич, давно мечтал попасть к вам в «Ромэн» - первый и лучший цыганский театр в мире...
- Рад видеть у нас дорогого гостя.
- Пишут, что вы родились в беленькой украинской хате на Харьковщине...
- (Смеется). Что на Харьковщине - это точно, а была та хатынка беленькой или еще какой-то, уже не скажу... Я же совсем маленьким был пацаненком, когда началась война, а там такое тогда творилось, что ой-ой-ой!
- В памяти с тех пор какие-то украинские песни остались?
«Моя жизнь для цыган не типична, потому что уже мальчишкой я попал в театр, который стал моим домом» |
- Именно те - нет, но все мы так любим классические: «Сонце низенько, вечiр близенько», «Дивлюсь я на небо», «Пiсню про рушник»... Это же чудо - ну кто их не поет?!
- Родина цыгана, говорят, там, где остановилась его кибитка. Где же, если не секрет, ваша?
- Вопрос непростой - тем более для нас, ромов. 500 лет назад мы, как утверждают ученые, вышли из Индии и разбрелись по всему миру.
- В чем причина такого исхода?
- А вот этого не знает никто, во всяком случае, я ничего по этому поводу не слышал. Мне же и самому интересно, что побудило мой народ стать кочевниками. Вы правильно говорите: где разбили шатер, там и родина... Так много веков назад мы попали в Россию - услышали здесь прекрасные песни, которые и стали нашей жизнью, судьбой.
- Есть в них что-то цыганское - привольное, удалое...
- Да, и потом, мы тоже ведь россияне и на русской народной песне воспитаны, а поскольку идет взаимообогащение культур, отсюда в ней цыганская интонация, которую нельзя не заметить. Мы и романсы - они ведь, по сути, не цыганские, а классические! - поем немножко по-своему: добавляем собственный темперамент, страстность, азарт.
- Вы упомянули войну, а это правда, что на ваших глазах немцы расстреляли отца?
- (Сдавленным голосом). Да.
- Как это произошло?
- Ой, милый человек, это... это... (закрыв глаза, качает головой)... Понимаете, я все воспринимал, как во сне: будто бы жуткий кошмар привиделся, и только потом уже по рассказам, по обрывкам воспоминаний восстановил картину. Что-то отчетливо помню, что-то уже не совсем, какие-то детали до сих пор перед глазами стоят.
Мой папа (вздыхает) дружил с одним евреем по имени Саша... Когда фашисты пришли в Харьков, поначалу они вроде бы никого не трогали, а потом стали людей расстреливать - в первую очередь евреев, конечно, и папа отдал другу свой паспорт. Очевидно, он то ли украинцем был записан, то ли русским, то ли еще кем-то - я уж не знаю...
Несмотря на то что Николая Сличенко активно сманивали на эстраду и в кино, он остался верен театру, в котором с 1977 года работает художественным руководителем |
- ...а они были внешне похожи?
- Немножко. Саша, короче, сбежал, ушел - отцовский паспорт спас ему жизнь, а папу через две недели арестовали. Нас, детей, у мамы на руках было четверо.
- Маленьких?
- Мал мала меньше (я с 34-го года, так что мне тогда было шесть лет). Не один день мама металась по всему городу, разыскивая отца, - все напрасно, но вот, наконец, ей удалось узнать, где арестованных держат. Вскоре прошел слух, что их повезут на казнь.
Помню, на площади собралась толпа таких же, как мы, бедолаг - было Крещение, трескучие стояли морозы, но народ терпеливо ждал... Вдруг ворота какие-то железные, как мне тогда показалось, со скрежетом распахнулись, и со двора стали выезжать машины. Арестованные лежали в кузовах вповалку...
- Живые еще?
- Да, но мы понимали, что вывозят их на расстрел. Над ними стояли эсэсовцы с автоматами и следили, чтобы никто не шевелился. Со всех сторон истошно закричали женщины, и в этот миг один человек поднялся (как ему удалось, не понимаю) и бросил на обочину шапку. Охранник тут же ударил его прикладом по голове, мужчина упал, а вся толпа бросились к лежащей на земле шапке: «Чья? Кто?». (Плачет). Мы ее сразу узнали - это была папина.
Как я понимаю, на том все и кончилось. Их отвезли в какой-то лесопарк, где расстреляли, а папу убили еще раньше - ударом приклада по голове. Произошло это на моих глазах...
«ЦЫГАНСКИЕ СЕМЬИ СКИНУЛИСЬ ПО ПОЛМЕШКА ПШЕНИЦЫ, ПРОДАЛИ ЗЕРНО И НА ВЫРУЧЕННЫЕ ДЕНЬГИ КУПИЛИ МНЕ БИЛЕТ ДО МОСКВЫ»
- Как вы думаете, почему немцы так ненавидели евреев и цыган - почему именно их истребляли в первую очередь?
- Ответ я искал долго, мучительно, но найти так и не смог. Почему, на каком основании? Гитлер и его подручные - это, конечно, безбожники, дьяволы, ведь Иисус Христос был еврей, то есть сам Господь Бог к этой национальности принадлежал. У меня в голове не укладывается, как можно было этого не учитывать и так бесчеловечно себя вести, а цыгане? Кому они причинили беду? По сути своей это мирные люди...
Будущего народного артиста СССР приняли в театр «Ромэн» всего с одним классом образования в 1951 году. Через год он уже стал играть главные роли, затем ставить спектакли и даже несколько раз снялся в кино: «Олеко Дундич», «Свадьба в Малиновке», «Мой остров синий», «В дождь и в солнце» |
- ...веселые, добрые...
- Кому они помешали? По чьей прихоти их объявили «сорняками» и взялись выпалывать? Нет ответа...
- Во время войны вы голодали?
- Ой, ну что вы! Бабушка моя от голода умерла, и все мы были на грани.
После того как не стало папы, прошло какое-то время, и когда немцы первый раз отступили, - Харьков четырежды переходил из рук в руки! - к нашим воротам подкатил грузовик, груженный картошкой - огромное по тем временам богатство. Из кабины в форме лейтенанта Советской Армии вышел дядя Саша и с улыбкой направился к маме. Он еще не знал, что произошло с его другом, а потом я увидел, как они с мамой, обнявшись, рыдают...
В марте 43-го мы выехали из Харькова, и мама отправила меня в цыганский колхоз «Лоло Октябрь» - был такой в Новохоперском районе Воронежской области. Надеялась, что там я хоть немного отъемся.
- Неужели были колхозы цыганские?
- Да, и там жили мои родственники - не близкие, но родная все-таки кровь. В этой деревне меня приняли, приютили: в каждом доме я был, как сын, брат, - близкий человек, одним словом. Мне давали кусок хлеба, усаживали с собой за стол...
- ...и забыть это невозможно, правда?
- Нет права такого - забыть. Потихонечку я там рос, помогал взрослым, трудился...
- Рассказывают, что в детстве вы спасли какую-то икону, которая всю жизнь вас потом оберегала. Красивая легенда?
- Настоящее чудо, и мне до сих пор невдомек, почему так произошло. Мы дружили с соседским пареньком, моим ровесником - он жил во дворе рядом, и однажды я надел дедовскую фуфайку (она мне до пят доходила, такая была здоровая) и пошел к нему. «Привет». - «Здоров». - «Как дела?». Он пытался как раз найти в сарае-развалюхе какие-то завалявшиеся дрова: печку топить нечем, кушать нечего - ну о чем разговор?
- Война...
- Да, и вдруг ковырнул в углу и достал откуда-то широкую грязную доску, всю в мазуте - такую, что и прикоснуться к ней неприятно. Он уже топором размахнулся, чтобы ее разрубить (повторяю, каждая щепка была дорога), и вдруг я закричал (будто что-то меня толкнуло): «Не надо рубить!». Он так и застыл: «Ты чего?», а я опять: «Не надо, отдай мне!». Приятель удивленно на меня посмотрел: «Ти що? Батько мене вб'є - це ж цiла дровеняка». Ну действительно, с чего это он должен отдать последнее - а их семья как? Все-таки в доме дети, холод ужасный...
«Мы и романсы исполняем немного по-своему: добавляем собственный темперамент, страсть, азарт» |
Короче, не помню я, что еще говорил, но дошло до того, что расплакался: «Ну отдай мне, пожалуйста». Украдкой, чтобы никто не видел, он сунул эту доску мне под фуфайку, и я принес ее домой. Сел на пороге, положил рядом, рассматриваю... Мама увидела. «Сынок, - спрашивает, - что это?». Я руками развел: «Сам не знаю» - вот буквально.
Сначала она растерялась, но потом взяла тряпку и попыталась оттереть грязь. Трет, трет - ничего не получается... Не помню уже, сколько она трудилась, как вдруг ахнула: «Сыночек, это же икона!». Толком отмыть ее мама тогда не смогла - только какие-то контуры проявились. Поставила находку в угол, а через несколько дней доска всеми красками засияла. Оказалось, это икона «Знамение» Божьей Матери - вы можете себе такое представить?
...Так все случилось, как я говорю (крестится). Господи, что это было? До сих пор не понимаю.
- Видимо, то был какой-то знак свыше...
- Помню, как мы покидали Харьков: ночь, наша кибитка, запряженная голодной клячей, еле тащится по разбитой дороге, а немецкие самолеты бомбят беженцев с воздуха. Из повозок все разбегаются, зарываются в снег, и только мы сидим, не двигаясь. Мама прижимает нас к себе и накрывает иконой: мол, если погибнем, то вместе.
Шло время, уже и война закончилась, а я по-прежнему оставался в цыганском колхозе - рос и, сам того не замечая, впитывал культуру своего народа. Все-таки какие бы житейские беды цыганам ни выпадали, они не унывают. Вечерами молодежь собиралась у костра, пела, плясала - ну и я старался от остальных не отставать. Учился игре на гитаре, и чем больше взрослел, тем чаще мне почему-то говорили: «Тебе бы, Никола, в Москву - есть там театр «Ромэн»...». Шел не то 49-й, не то 50-й год - мне уже было тогда...
- ...лет 15...
- ...или 16, и я понимал, что все это несбыточные мечты. Ну о чем разговор? Кто я такой? Где Москва, где цыганский театр...
- ...а где я?
- Я был уверен, что все это нереально, но мысль стать артистом запала в душу, и как-то, когда в очередной раз на эту тему возник разговор, спросил: «А как мне туда добраться? Каким образом дойти до Москвы?». Что же вы думаете? Седой цыган затянулся своей трубкой и обвел всех взглядом: «Ну что, ромалэ, поможем парню?». Колхозники ведь тогда зарплату не получали...
- За галочки работали, за трудодни...
- Да, но несколько семей скинулись по полмешка пшеницы, продали зерно и на вырученные деньги купили мне билет до Москвы. Таким вот образом (смахивает слезу) меня собирали в дорогу. Провожали толпой, от мала до велика, посадили в вагон...
- ...в общий, небось?
- Ну естественно - билет был в один конец.
«С ЦЫГАНАМИ, КОТОРЫЕ УМЕЮТ ГАДАТЬ, МНЕ СТАЛКИВАТЬСЯ НЕ ДОВЕЛОСЬ»
- Театр и тогда здесь, в здании гостиницы «Советская», располагался?
- Нет, в то время он находился в крохотном зальчике в Гнездниковском переулке - это возле Пушкинской площади.
- Правда ли, что в «Ромэн» вас взяли практически с улицы - вы пришли и тут же были зачислены в труппу?
- Чистая правда.
«Песня помогала нам выжить, устоять под бесконечными ударами на ногах. Просто так мы никогда не поем...» |
- Такой яркий талант?
- Не знаю, может, «Знамение» Божьей Матери помогло.
- Театр «Ромэн», как я уже говорил, первый и лучший цыганский театр в мире, но в советское время, помню, ходил такой анекдот. Звонят в «Ромэн», дежурный администратор снимает трубку: «Рабинович слушает». Его просят: «Позовите, пожалуйста, директора». Он в сторону: «Израиль Абрамович, вас к телефону». Среди цыган в театре «Ромэн» по-прежнему много евреев?
- Ну, одним кажется, что много, другим - что мало. В администрации их и вправду хватало, но в труппе всегда имелись представители разных национальностей. Пусть и немного, но они были, к примеру, жена у меня азербайджанка. Трудились здесь и евреи, и даже сегодня два брата работают - очень талантливые, интересные, потрясающие.
- Николай Алексеевич, а что вообще за народ - цыгане, почему они всегда волновали, будоражили как-то поэтов, писателей, художников и артистов, в чем феномен цыганской культуры?
- Не раз и не два я над этим задумывался, но какого-то прямого ответа не нахожу. Самое, мне кажется, притягательное - их образ жизни. Кочевой, по сути...
- ...вольница эта...
- Да, независимость определенная... Они принадлежали только себе и постоянно обращались к песне - наверное, с ней легче было переживать тяготы, которые на их долю выпали. Многие говорят: «Ах, как здорово кочевать! Какая свобода, экзотика!», но в действительности жизнь табора далеко не такая романтичная - напротив, тяжелая. Дети голые-босые...
- ...ни отопления, ни воды, ни газа...
- Каким, спрашивается, образом их напоить, накормить?
- Квартир благоустроенных нет...
- О чем речь! Ну ладно летом, а в остальное-то время года как прожить-прокормиться? Все это более чем серьезно, но песня помогала нам выжить, устоять под бесконечными ударами на ногах. Отсюда в ней и глубина, и трагизм, и надрыв, но главное, конечно, душевность. Просто так мы не поем никогда, и если какой-то праздник, застолье, вы не услышите бессмысленный набор слов или бездумное тра-ля-ля... Если песня возникла, то веселая до невозможности и одновременно грустная, со слезой, так что обязательно ты еще и поплачешь.
- Сколько всего в мире цыган?
- В 82-м году мы отправились на гастроли в Индию. На пресс-конференцию в Дели пришло множество журналистов, была масса вопросов, и я в свою очередь поинтересовался: «Скажите, а сколько в Индии проживает цыган?». - «300 миллионов», - услышал в ответ. Я чуть со стула не упал: «Это точно? - переспросил. - Нет ли тут какого-то недоразумения?». Количество все-таки уж очень значительное, и тогда поднялся один журналист и объяснил, что в это число входят люди, которые считают себя потомками цыган, принадлежат к общей ветви.
Принимали нас там как своих: у нас схожие ритм, пластика, даже язык близкий - хинди.
Николай Сличенко — Дмитрию Гордону: «Самое притягательное в цыганах — их образ жизни. Кочевой, по сути. Независимость определенная... Они принадлежат только себе» |
- Вы, очевидно, весь мир объездили...
- Да, гастролировал много. Очень много...
- Ромов везде встречали?
- Кроме Японии.
- Неужели их там нет?
- Во всяком случае, мы не видели, а значит, и нет - иначе обязательно бы пришли. Так было во всех остальных странах, которые мы проехали - ну как же! Я много цыган повидал, правда, нам трудно беседовать, потому что у нас 36 диалектов. Друг друга понимать очень непросто, но если разберешь одно слово, за этим уже какая-то тянется мысль, и ты понимаешь, о чем речь.
- Цыган цыгана всегда разглядит?
- Как ни странно, да - на подсознательном даже уровне.
- Наряду с огромной любовью к цыганам, которая веками уже существует и в России, и в Украине, есть по отношению к ним и какая-то настороженность... Раньше вот, помню, когда я был маленьким, слухи ходили, что соплеменники ваши крадут детей, забирают к себе в табор, еще что-то плохое делают... Почему многие боятся цыган, как вы думаете?
- Бог знает, откуда это пошло, но такого, чтобы цыгане детей воровали, не было - это все...
- ...предрассудки?
- ...сказки, неправда. Им и своих-то девать некуда - зачем же еще чужие? Разумеется, взрослым нужно было огромные семьи кормить, и чтобы раздобыть им хотя бы хлеба, они и гадали, и в чем-то обманывали - это могло быть, не спорю, но не до такой же степени, чтобы цыган бояться. Они не убийцы!
- Многие ромы умеют гадать: рассмотрят ладонь и расскажут, что было, что будет, чем сердце успокоится... В той же литературе не раз описано, как цыганки по руке ворожат, - это дар, переданный им свыше?
- Я часто задумываюсь, насколько это естественно, насколько правильно, и для меня много тут спорного. Почему? Может быть, потому, что я верующий, а гадание Богу противоречит - понимаете?
- Сами вы никогда не пробовали гадать?
- Нет, ну что вы! Нет!
- Но вам интересны цыганки, которые это умеют?
- Мне с такими сталкиваться не довелось.
- Да? И даже таких не видели?
- Ну, разве что только по телевидению, во всяком случае, такие примеры мне неизвестны. Впрочем, моя жизнь для цыган не типична, потому что уже мальчишкой я попал в театр, который и стал моим домом. Здесь меня научили актерскому делу, и когда я задумываюсь над своей судьбой, сам удивляюсь: каким образом это могло свершиться вот так?
С чего ведь моя жизнь начиналась? Война, голод, смерть, а затем я мальчишкой решил сюда показаться. Это вообще смешно было: в семь утра постучался уже в дверь театра. Заспанный сторож спросил: «Кто там?». - «Это я - пришел поступать в «Ромэн», - отвечаю. Он пальцем у виска покрутил: «Ты чего, мальчик, обалдел?». Потом, правда, сжалился: «Подожди, все к 11 приходят».
Промаялся я несколько часов перед закрытой дверью, продрог до костей - дело-то зимой было! - и вот вижу: идут. Цыгане, замечу, когда своего встречают, всегда интересуются: кто ты, чей, что да как?.. Познакомились. У меня как-то сразу все с ними срослось, ну и ребят молодых было много - все гитаристы. Они взялись мне помогать: «Ты поступать хочешь?». - «Да». - «А что будешь делать?». - «То-то и то-то». - «Ну, давай, - а сами уже показывают, - только не забудь, что и это надо, и это...».
В тот день возглавлявший «Ромэн» профессор Петр Саввич Саратовский большую репетицию проводил. Какую ставили пьесу, не помню, но в массовой сцене был занят практически весь коллектив, поэтому народу собралось очень много. Сижу, жду... В перерыве подходит ко мне Петр Саввич - красивый такой человек, седовласый, высокий: «Ты что тут делаешь, мальчик?». - «Пришел поступать». - «А что ты умеешь?». Я так растерялся, что от волнения ляпнул: «Не знаю». - «Угу, но петь-то умеешь?». - «Немножко», - кивнул. «А танцевать?». - «Немножко».
Знаете, что сделал профессор? Пригласил всех артистов пройти в зрительный зал, а мне сказал: «Ну, давай-ка на сцену, покажи нам свое умение». Со мной вышли уже знакомые ребята-гитаристы - они моими партнерами были. Саратовский спросил: «Почитать что-нибудь можешь?». Разумеется, никаких стихов я не разучивал, но вспомнил, как давным-давно, в раннем детстве, мама читала: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» - почему-то Лермонтова она очень любила. «Ой, - спохватился, - я это вот знаю».
Хотя в памяти лишь какие-то отрывочные всплыли строки, половину стихотворения все-таки я прочитал. Замолчал - а вокруг тишина, никакой реакции. «Ну, что еще? - уточнил Петр Саввич. - Давай споем». Я спел. Он опять: «Теперь станцуем». Я сплясал. Пауза в зале затянулась. Ну, думаю, сейчас упаду, и вдруг поднимается молодой человек - яркий, красивый (потом я узнал, что это ведущий артист театра Сергей Шишков) и громко кричит: «Наконец-то и у меня появилась замена!». Его голос прозвучал, как выстрел. Вы можете себе представить, что для меня значили эти слова? И тут в зале раздались аплодисменты, да какие! Настоящую овацию мне устроили...
- ...вот что значит талант - сквозь асфальт пробъется...
- ...и приняли во вспомогательный состав. Так вот я поступил в театр.
Киев - Москва - Киев