Откуда в доме деньги при маленькой зарплате?
При советской власти главная газета Грузии называлась «Комунисти». Остряки переименовали ее в «Кому нести?», потому что все знали: коррупция в закавказской республике расцветала на самом высоком уровне. Впрочем, это вечный процесс, который описывался с древнейших времен и не был побежден ни в одном обществе никогда.
Могу (не погружаясь в исторические бездны) напомнить о сочинениях Николая Гоголя, немало писавшего о чиновничьем беспределе в Украине и России. Все это вы читали, поэтому процитирую только жалобу несчастного Поприщина из «Записок сумасшедшего»: «Фрачишка на нем гадкий, рожа такая, что плюнуть хочется, а посмотри ты, какую он дачу нанимает! Фарфоровой вызолоченной чашки и не неси ему: «это», говорит, «докторский подарок». А ему давай пару рысаков или дрожки, или бобер рублей в триста...». Очень современный монолог. Шевченковский герой с «неситим оком», норовящий побольше захапать у себя в отечестве или вдали от него, никуда не ушел. А мы все еще размышляем, как бы его одолеть...
Приступообразная борьба за честность вспыхивает в обществе периодически, как эпидемия гриппа. Особенно сильна антивзяточная риторика в период избирательных кампаний, когда политики обещают искоренить коррупцию раз и навеки. Но взяточничество живет и побеждает, рождает собственных героев и терминологию. В годы моей молодости слово «отстегивать» было популярно разве что у портных, а слово «откат» встречалось в рассказах о стрельбе из пушек. Сегодня они популярны в бизнесе.
Бывшего украинского премьера Лазаренко изловили бдительные заграничные пинкертоны, до сих пор выясняют, правда ли, что главе правительства Украины отстегивали денежки за деловые услуги. Бывшего российского премьера Касьянова называли «Миша два процента» потому что распространен был слух о необходимости «откатывать» ему упомянутые проценты за каждую сделку, финансируемую правительством.
Так это или не так, но в начале этого года один из юристов, обслуживающих правительство России, признался, что пять лет назад должность замминистра продавали за пять миллионов долларов. Не могу назвать нынешние украинские ставки, но в России, согласно опубликованному прейскуранту, место в депутатском списке стоит от двух до пяти миллионов долларов, зато «откат» депутату, поддержавшему законопроект, выгодный кому следует, составляет 250 тысяч таких же долларов.
У меня в руках нет распечатанного украинского прейскуранта, но в ушах у всех шумные споры о том, кто будет посредничать при поставках энергоносителей, и еще несколько разборок между бизнес-структурами, которые умеют делать деньги из воздуха. Помните анекдот о бухгалтере, у которого сын спрашивает, откуда в доме деньги при маленькой зарплате? Бухгалтер в ответ просит сына взять сало из холодильника, а затем велит положить кусок сала обратно. «А тепер, синку, подивись на свої руки. Жирнi...».
Много сот лет взяточники приучают мир к своей непобедимости, но все-таки во многих странах на них находят управу — от лишения пенсий и тюремных сроков на Западе до публичных расстрелов в Китае. А мы все еще терпим...
У Льва Толстого есть рассказ «Клопы»... О том, как однажды в гостинице писатель, спасаясь от кровососов, выкатил кровать на середину комнаты и под каждую ножку подставил деревянную чашку с водой. Но клопы вскоре начали прыгать с потолка, вынудив Льва Николаевича скоротать ночь во дворе.
Так что, простите за циничность, клопов надо давить. Иначе загрызут...