Ничто не проходит бесследно
Однажды, четверть века назад, в предисловии к книге читательских писем я сказал, что такие письма могли быть написаны лишь в стране с никчемным правительством, где литература с журналистикой заменили собой ведомства и министерства, вроде бы обязанные заботиться о народе. Люди писали о своих бедах не министрам, а поэтам и прозаикам, понимая, что те не могут помочь и повлиять на бестолковую советскую жизнь. Но хоть выслушают...
С тех пор немало изменилось, хотя слишком многое, унаследованное от советской власти, все еще не ушло. Союз писателей пока еще жив. Но погибла литература, узаконенная 80 лет назад на Первом съезде советских писателей, поклявшаяся на этом съезде именем Сталина воспеть новую жизнь.
Писателей обязывали создать положительного героя, живописцы изображали чудо-богатырей, как у Васнецова, киношники снимали фильмы о них. Строем шли от нас в придуманное будущее обреченные энтузиасты, Павки Корчагины, продукты и жертвы жестокого социального эксперимента.
Но писались и настоящие книги. Они-то и выжили назло системе, созданные не благодаря, а вопреки ей, поперек соцреализма — такие, как ранний Тычина, Булгаков, Мандельштам, Ахматова.
Ласковая, на первый взгляд, державная машина сортировала тем временем и перемалывала даже угодливых, но что-то без разрешения понявших придумщиков, отправляла на нары ужаснувшихся и прозревших свидетелей строительства заводов и каналов руками рабов из концлагерей.
В дореволюционной литературе опыта создания безукоризненных героев не было — кроме, пожалуй, гоголевского Тараса Бульбы, описанного 26-летним украинским гением, который в дальнейшем творил так, будто услышал призыв другого гения возвеличить «рабів отих німих», и рассказал нам про шинель несчастного Башмачкина, из которой общепризнанно вышла великая литература.
В последние десятилетия выяснилось, что именно эту литературу читают и будут читать, а надутые литературные шарики лопнули, не взлетев. Смерть советской литературы — тема для многих размышлений, в том числе о том, как погибали дарования, а гений и злодейство сплетались в судьбах Эйзенштейна и Довженко, Маяковского, Хвылевого и еще многих, кто был убит системой или сам убивал себя — творчески либо пулей в висок.
Ничто не проходит бесследно. Многие из читателей «Бульвара Гордона», и я в их числе, формировались, читая книги советских писателей, внимая советским песням и фильмам, проникаясь энтузиазмом безжалостных гигантоманий, веря тому, чему нельзя было верить, выуживая жемчужные зерна из свалок, не подлежащих переработке. Это была литература великих надежд и трагических судеб. Жестокий, справедливый урок, не осмысленный до конца.

Актер Анатолий КУЗНЕЦОВ: «Моему тестю, Герою Советского Союза №1 Анатолию Ляпидевскому, Сталин сказал: «Слушай, я знаю, что твой отец поп, а я в семинарии учился, так что у нас с тобой что-то общее есть»
Актер, сыгравший в сериале «Бригада» армейского друга Саши Белого Фару, Фархад МАХМУДОВ: «Талгата Нигматулина впятером шесть часов избивали, а он даже не пытался сопротивляться. На теле Талгата насчитали 119 ран, оно было так изуродовано, что жена Венера решила его кремировать»
Михаил СААКАШВИЛИ: «Когда я спросил Путина: «Вы заявление Евросоюза видели?», он издевательским тоном ответил: «Да, плохое заявление было». — «А реакция ПАСЕ вам известна?». — «Да, Россию так осудили, что даже не знаю...». — «И заявление американцев читали?». — «Да, страшный у них тон...», а потом Путин совет дал: «Знаешь, что? Все эти заявления в трубочку сверни и им в жопу засунь», после чего выдержал паузу и снова все повторил...»
Легендарный форвард киевского «Динамо» и сборной СССР Виталий ХМЕЛЬНИЦКИЙ: «На чемпионате мира в Мексике-70 впереди у сборной Союза играли Дикий Кабан, Пьяный Волк и Слепая Лошадь — Геннадий Еврюжихин, Анатолий Бышовец и я»
Лесь ПОДЕРВЯНСКИЙ: «Россию мы победим. На самом деле, она слабее — просто больше»
Ирэна КАРПА: «Если рядом окажется пострадавший, сделаю все, чтобы он дожил до приезда медиков»
Антин МУХАРСКИЙ: «Если Россия отменила х...й, ей придет п...да»
Ничто не проходит бесследно
Олег НЕПОМНЯЩИЙ: «Пора бы уже нам начать разбираться не только в частушках, но и в роке, и в джазе, и в том, что такое качественная поп-музыка, а не шоу поп»
Всякой твари по твари
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги