Отец "Ежика в тумане" режиссер Юрий НОРШТЕЙН: "Смотрю на бомжей и понимаю, что их ведь любили, они были маленькими, их мамы лелеяли..."
Его "Ежик у тумане" был признан лучшим мультфильмом всех времен и народов. Его "Шинель" - уже классика жанра, а "Сказка сказок" действительно всем мультипликационным сказкам сказка.
"КУХОННЫЕ ТУМБОЧКИ - ЭТО ЦЕЛАЯ ИСТОРИЯ. ТЕ, КТО ЖИЛ В КОММУНАЛКАХ, ЗНАЮТ"
- Юрий Борисович, что является толчком к замыслу ваших фильмов?
- Начало работы над новым фильмом - это какой-то род болезни. Когда кажется, что, если бы была возможность не снимать, ты бы не снимал. Но когда уже вовлечен в этот процесс, он неостановим.
Вот, например, "Лиса и заяц". Этот фильм появился потому, что мне не давали, категорически не давали делать кино. Он, по существу, родился из такого момента: "Давайте я буду делать любую сказку!". Поскольку речь шла о русской народной сказке, то все сразу согласились, и никаких возражений не было.
Есть фильм, который возник из тайного ощущения, это "Цапля и журавель". Я, конечно, ее читал много раз. Но красота и предчувствие этой сказки были для меня завязаны на Гоголе и Чехове, даже больше на Чехове. Это совершенно чеховская история о несостоявшейся любви.
А еще эта сказка о несостоявшейся любви по мелочи, по абсолютной незначительности, что обидно. Вообще, все великие трагедии начинаются из-за мелочи, из самой малости... Первая мировая война началась из-за выстрела в Сараево.
- Как появляются первые наброски?
- Помню, все время ходил и слышал, как у меня в ушах шумит камыш, и попросил жену сделать набросок, передающий атмосферу фильма. Мы разговаривали об этом, и у меня возник образ: камыш, бурое болото, порошит снег, откуда-то сверху спускается белое свадебное платье, красиво опускается. Потом погружается на землю и постепенно намокает цветом бурого болота... Правда, эскиз не был сделан.

В мультипликации работают художники высокого уровня, большого таланта. Им нарисовать какое-то болото не составит труда. Пространство должно быть той степени концентрации, чтобы только оно, и никакое другое, являлось основой фильма. Оно должно быть его подножием, а не нарисованной декорацией, на фоне которой происходит действие.
Мы видим множество лент, где не проработано пространство, и ты даже не понимаешь, почему картина тебе не нравится. Вот в "Цапле и журавле" была проблема, от которой я просто заболевал. Я все время думал: "Где они живут? В домах?". Это поглотит их как отдельных персонажей, не даст им свободы существования. Гнезда? Это будет слишком зоологично.
Только когда однажды я познакомился с книгой по греческой цивилизации, увидел фотографии руин древних греческих городов, я понял - мои герои живут в руинах. Это самая естественная среда их кинематографического обитания. Две ранимые фигуры цапли и журавля очень хорошо распространили себя среди этих руин.
- У каждого фильма своя предыстория...
- Второй всегда тяжелее делать, чем первый, а третий еще тяжелее. Потому что ты идешь на поводу у опыта, а это опасно. Ты думаешь: "Я же теперь знаю, как все делать", и пропадает непосредственность первооткрывателя. Когда опыт начинает работать за тебя, тут ты можешь потерпеть поражение - оказаться в состоянии спокойствия. Пушкин сказал, что "опыт - сын ошибок трудных", а как насчет успеха?
- Если уж зашла речь о замыслах, как родилась "Сказка сказок"?
- Я жил когда-то в Марьиной Роще - тогда это была окраина Москвы. Настал момент, когда всю Марьину Рощу стали выселять в новые районы, а дома сносить. Мы жили много лет в коммунальных квартирах, отмечали дни рождения, хоронили близких. Жизнь таких домов - это и есть личная жизнь.
![]() "Ежик в тумане" признан лучшим мультфильмом всех времен и народов |
И вот все получили ордера, упаковались. Надо, конечно, посидеть в последний раз всем вместе. Осень, бабье лето... Все вынесли кухонные тумбочки. Те, кто жил в коммуналках, знают, что это такое. Эти тумбочки - целая история. Чехов написал монолог, посвященный шкафу, а вот о тумбочке еще никто не написал... Как она выглядела, как на ней отпечаталось время, как столешница, словно негатив, впечатала в себя жизнь кухни. Там и след от гари и копоти, и след от бутылки с подсолнечным маслом, и клеенка прилипала, ее много раз отрывали, газеты отпечатались... А сама ручка? Ведь не было ручки, просто ролик брали от проводки - вот что такое тумбочка. И дверца перекошена...
Такие тумбочки и вынесли во двор. Почему я так подробно об этом говорю - потому что у нас в фильме тоже есть эти тумбочки. Мне вдруг увиделось, как этот импровизированный стол из тумбочек накрыли одной большой скатертью. Скатерть, обязательно белая и чистая, спустилась с неба и покрыла стол. Как будто спустилось само небо.
Мы там, в реальности, сидели за этим столом, естественно, под водку. Разговор оживлялся, много вспоминали, много шутили, спорили, вспоминали старое, обиды, склоки, радости. Да, это, скорее, идея игрового фильма, хотя я не знаю, где пролегает граница между художественным кино и мультипликацией.
"У БАТАЛОВА ГОЛОС ПРОСТО ВРАЧУЮЩИЙ. НАДО, ЧТОБЫ ЕГО БОЛЬНЫЕ В ПАЛАТАХ СЛУШАЛИ"
- Собственно, "Сказка сказок" - это авторское кино...
- Идея появилась году в 1972-м, и она мне казалась просто сумасшедшей. Я даже представить не мог, что это будет серьезная мультипликация.
Я когда вернулся во двор, увидел свалку из когда-то дорогих и любимых вещей: валяющиеся венские стулья с поломанными ножками, тазы, веники - все то, что так береглось во времена послевоенные и последующие. Ведь люди были необеспеченные. Но теперь они не повезут это барахло в новые районы...
Я пришел на это место, как в пустыню, будто шел по дну моря. Море ушло, и выступили остовы кораблей... Все разъезжаются - я слышу этот звук машин, и наступает тишина. Поднимается ветер, двор по пояс заносит листвой, и скатерть, как живое существо, поднимается в воздух и летит. Это тема памяти.
"Сказка сказок" посвящена этой теме, людям, с которыми я жил, их жизни, воспоминаниям об их молодости и о моей. Ведь мама моя тоже жила в этом доме... А в фильме вы видите женщину, которая разжигает огонь и ворошит уголья в печи - это моя реальная соседка. А рядом стоит Волчок и смотрит, смотрит на этот огонь.
- Откуда взялся Волчок?
![]() В щемящей "Сказке сказок" у серенького Волчка печальные глаза Юрия Норштейна |
- Из колыбельной. Уже когда началась работа над фильмом, у меня не было Волчка, но в один из моментов (наверное, это связано с моими детьми, которым я на ночь всегда читал сказки, даже уже в подростковом возрасте) я вдруг начал петь колыбельную. И так постоянно. В кино совсем не знаешь, когда, в какой сфере ты окажешься и какая из них на тебя повлияет - изобразительная, музыкальная.
- Почему вы выбрали Калягина для озвучивания "Сказки сказок"?
- Понимаете, его голос как бы стертый, неконкретный. Я бы даже сказал профессионально не поставленный. Это не голос Баталова. Такой как раз нужен был для этого фильма. Особенно когда он декламирует: "Придет серенький волчок и укусит за бочок". А голос Баталова - просто врачующий. Надо, чтобы он читал "Войну и мир" через репродукторы и больные его в палатах слушали. Я уверен, люди вылечатся быстрее.
- Музыкальная тема популярного танго тоже не просто так появилась?
- Однажды я что-то рисовал, делал раскадровку, а внучка сидела у меня на коленях. Вдруг я запел "Враги сожгли родную хату", это же произведение искусства. Пел, пел, моя Катя притихла, и я чувствую, что мне на руку упала капля. Смотрю: она плачет. Ребенок в шесть лет так глубоко проникся чужой драмой! Все-таки тема войны должна пронизывать нашу генетическую память.
Я думаю, все эти моменты - и Марьина роща, и печка, и моя память об этом - повлияли на замысел фильма. Здесь у нашей печки столько всего собрало время, а эти ветхие старые двери - сейчас нет такого концентрата времени, и этого не может быть в домах новых русских. Время должно за что-то зацепиться! У меня из моих воспоминаний ничего не пропадало просто так. В моей жизни это все было проработано. Как Флоренский замечательно сказал: "Проработано духом".
- На какого зрителя рассчитаны ваши фильмы?
- Не на массового. Кино снимать - это писать письмо близкому человеку. Оно обязательно отзовется, если человек окончательно не израсходовал свою душевную энергию.
- И если у сидящего в зале внутренний состав подобен твоему, тебя услышат. Авторское кино обязательно несет отпечаток личности создателя. Как одежда. Вы можете ее снять и даже отдать другому, но ее формы еще какое-то время будут сохранять очертания вашей фигуры. Особенно это заметно по перчаткам, по обуви...
Именно поэтому я считаю, что невозможно делать кино для всех. Так называемое массовое кино - это блеф. А телевидение дает такую поганую кормежку потребителю, что тот даже не догадывается, что в мире есть гармония. Человек прекращает думать, видеть и слышать.
- Как же общелюбимые всеми фильмы "С легким паром" или "Масяня"?
- "Масяня" - это кич, масскультура в чистом виде. Если дети будут на таком воспитываться, то многие удивляющие меня вопросы снимаются.
- Неужели вам не нравится "Масяня"?
- Когда я увидел "Масяню", подумал: "Ну все. Конец "Сказке сказок". Но когда познакомился с ее автором, то решил, что он не такой уж простой человек и понимает, что значат деньги.
- Какое место в вашей жизни занимает живопись?
- Все мои фантазии всегда на уровне живописи - я так любил писать, что готов был краску просто жрать. Я очень любил саму фактуру краски, запах... Когда у нас в Москве была выставка Леже, было очень интересно рассматривать его палитру. Он с нее не счищал краску, и она ложилась, ложилась... В итоге слой получился гораздо толще самой палитры. Она несколько килограммов весила...
Для меня очень важно находиться в соответствующем окружении, где ты попадаешь под совсем другое облучение. Это очень важно - держать себя в таком мощном градусе. Кажется, что эта энергия перетекает через твои руки в создаваемый тобой материал.
"КАК ТОЛЬКО ЖЕНА НАЧИНАЕТ САМОЛЮБОВАТЬСЯ, Я ЕЕ БЕСПОЩАДНО УНИЧТОЖАЮ"
- Как вам работается с женой?
- Довожу ее до такого состояния, в котором она уже не линии выводит, а просто лепит краской. Если она начинает самолюбоваться - дескать, как я рисую хорошо, какая я молодец, то я беспощадно ее уничтожаю. Мы ругаемся, бывает, страшно. Но как только она перестает о себе думать - равных ей нет. Когда я вижу, что она уже творит - лепит краской, мнет ее, как пластилин, - значит, вступила в стадию, когда не думает о том, как будет выглядеть ее работа, а вся ушла в стихию творчества.
- Кто является прообразами ваших экранных героев?
- Как ни странно, образ Акакия Акакиевича мне подсказали пожилые женщины, нищие пенсионерки. Я стал наблюдать за ними в магазинах: как они считают гроши, прицениваются к товару, еще раз пересчитывают - хватит не хватит. Будто у них денег прибавится от этого... Я смотрел во все глаза, как они наклоняются, как отвисают у них щеки, как дрожат руки, какого цвета кожа, не очень здоровая, потому что питание сугубо макаронное... У этих пожилых женщин на лице печать прожитой жизни, их уже мало что интересует.
Сейчас это особенно ярко бросается в глаза, потому что ну не хватает людям на жизнь!!! Я не знаю, какие чувства должны испытывать богатые. Да они должны просто умереть от угрызений совести! А они отсекают от себя совесть как нечто мешающее погружаться в свою самость.
![]() "Кино снимать - это писать письмо близкому человеку" |
Помню, стоял в очереди, и женщине рядом со мной не хватило денег, чтобы расплатиться. Я ее выручил, но не это важно, а то, какой стыд испытываешь! Но все, что ты видишь, запоминаешь, потом пойдет в работу. Иногда просто хватаешься за голову и думаешь: "А имеешь ли ты на это право?!".
Единственное, чем можно себя оправдать, - делать настоящее кино! Чтобы оно было максимально честным и максимально хорошим, на пределе твоих возможностей.
- У вас есть продюсер, меценат или спонсор?
- Да, есть спонсоры. Это Сбербанк России, а именно его директор Андрей Ильич Казмин. Если бы не он, то у нас просто не было бы помещения для съемок. И вообще, он нашей группе очень помогает.
А что касается продюсеров, то в России это, как правило, непорядочные люди. Они только и смотрят, на ком бы заработать. Опускают планку заработка до выгодного им уровня - и соглашайся. Я это по личному опыту знаю. Когда я делал заставку для "Спокойной ночи, малыши!", то, как потом оказалось, все мои труды вышли в минус. Я так больше не хочу и отказался от продюсерских предложений.
- Говорят, вы работали еще и в рекламе?
- "Спокойной ночи" - это и есть, что я работал в рекламе. Удивительно, но даже реклама чем-то обязательно вдохновит на работу. Над той же "Шинелью" даже...
"ВОЗВРАЩАЮСЬ ПОСЛЕ ЛЫЖНОЙ ПРОГУЛКИ И ДУМАЮ: "НУ УЖ ЭТОЙ РАДОСТИ ОНИ У МЕНЯ НЕ ОТНИМУТ!"
- Ваш Акакий Акакиевич вам близок?
- Мне важна его двойственность, потому что он и ребенок, и старик. В его образе важен даже не он, а мое отношение к нему и участие в его судьбе. Этот герой трагичен.
У меня есть две фотографии, где запечатлен новорожденный. Рождение для человека - наибольшее потрясение! Ну, может, еще смерть... Все закладывается в память, но мы забываем. И о смертности своей тоже. А на самом деле именно память о смерти дает нам крылья, чтобы максимально проявиться в жизни... Поэтому "Не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе".
- Конкретного прототипа у Акакия Акакиевича нет?
- Есть фотографии, которые сделал наш оператор Александр Жуковский. Это его отец, который проработал всю жизнь модельщиком на авиационном заводе. А вот другое лицо - это академик Капица, он пьет чай. Я даже его сыну Сергею Петровичу Капице сказал, что "эти фотографии вашего папы использовал для материала портретных эмоций Акакия Акакиевича".
Я брал эти фотографии, потому что здесь концентрат, момент эмоционального накала, который характерен для всех людей, всех мимических вариантов лиц. И этот момент равновелик что у Капицы, что у Акакия Акакиевича. Как у ребенка, так и у взрослого человека. Вот возьмите отвлеките ребенка от игры, и вы сами не поймете, как этими срывами сделаете из него психа! Вы не даете ему пройти ту гармоническую линию игры, которую он сам себе придумал.
Была елка, пришли дети, и мой внук там тоже был. И как всегда: "Елочка, зажгись!". Она, естественно, зажглась. Внук подошел к ней и говорит: "Елочка, потухни!". Ну, он экспериментатор. И никто его не одернул. Вот что хорошо.
- Что бы вы посоветовали будущим мультипликаторам и вообще кинематографистам?
- Могу сказать одно - внимательно смотрите на людей и на весь окружающий мир. Компьютер находится в голове и в сердце. Вы должны все откладывать в свою память. Как только ваше творческое состояние совпадает с определенным сюжетом, из памяти извлекаются эти накопления. Для меня, например, совершенно естественно присутствие в жизни животных: собаки и кошки. Их повадки немаловажны для воплощения характеров. Я уже не говорю о том, что жизнь детей - это целый роман. Особенно я стал смотреть на людей, когда началась вся эта перестройка...
- Как же вы существуете, постоянно находясь под психологическим прессингом, который вам необходим для создания фильмов?
- Знаете, я очень люблю ходить на лыжах. Это непосредственное общение с окружающей средой для меня как для художника невосполнимо. Возвращаюсь после прогулки и думаю: "Ну уж этой радости они у меня не отнимут!".




Ольга СУМСКАЯ: "C апреля в театре я не играю. Вообще. Коллеги из Русской драмы написали, что не хотят выходить с актрисой Сумской на одну сцену. Боже, ну как с этим жить?"
У Преснякова-младшего роман с Наташей Подольской?
Ян ТАБАЧНИК: "Мы с женой выписываем два экземпляра "Бульвара Гордона" - в офис и домой"
У ограбленной Елены Кондулайнен отнялась рука
Уме Турман некогда заниматься детьми, а Валерия воспитывает своих по телефону
Деми Мур потеряла ребенка
Виктория Бэкхем за всю жизнь не прочла ни одной книги
Владимир Спиваков стрелял на концерте
Мадонна получила пять переломов, упав с лошади
Юлю Савичеву не пускают замуж
Утомленные черной икрой
Иван ОХЛОБЫСТИН: "Каждый может по-своему верить в санитарию, но воду в унитазе после себя желательно спускать"
Шэрон Стоун тряхнет стариной
Теннисистка Мария ШАРАПОВА: "Неприятно, когда меня сравнивают с Курниковой. Она сделала себе имя не в большом спорте, а в шоу-бизнесе"
Отец "Ежика в тумане" режиссер Юрий НОРШТЕЙН: "Смотрю на бомжей и понимаю, что их ведь любили, они были маленькими, их мамы лелеяли..."
Поэт и композитор Юлий КИМ: "У нас, революционеров, было принято черновики уничтожать, но когда КГБ проводил у меня обыск, почиститься я не успел"
Дом, который построил Горин
Тележурналист-экстремал Валентин ЩЕРБАЧЕВ: "Однажды я не спал 30 часов - чередовал интервью с телесюжетами"
Праздник Лиле Подкопаевой устроил муж, а на руках носил Игорь Лихута
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги