Президент Высшей лиги мирового аккордеона Ян ТАБАЧНИК: «Простите за высокий стиль, я отдаю долг инструменту, который меня создал»
На церемонии закрытия AccoHoliday известный музыкант, шеф-редактор немецкой газеты Intermusik, профессор Ульрих Шмюллинг сказал: «Это соревнование отличается от всех, которые я знаю, потому что базируется на уникальной личности Яна Табачника. Его свобода в экономическом плане, его невероятный музыкальный опыт, его социальный статус, который находится на самой вершине, - в мире больше нет ничего подобного. Когда я был маленьким мальчиком, взрослые говорили мне, что Украина - это огромное хранилище кукурузы. Опираясь на мой 30-летний опыт журналиста и 25-летний музыканта, сегодня я с уверенностью говорю: «Ваша страна - сокровищница аккордеонной музыки, и ключ от нее - у Яна Табачника. Вернее, он сам является этим ключом».
- Вы довольны результатами конкурса? - поинтересовался «Бульвар Гордона» у президента Высшей лиги мирового аккордеона Яна Табачника.
- Выступления в категории «А» (классическая музыка) были на приличном международном уровне - конкурсанты подобрались великолепные, все решали буквально десятки сотых баллов, - сказал Ян Петрович. - Эстрадная категория «В», к сожалению, выглядела очень бледно по сравнению с предыдущими четырьмя годами: ребята приехали с репертуаром, не соответствовавшим условиям конкурса. Не было ни свинга, ни блюза, ни джазовой баллады, ни самбы. Одна сплошная кадриль - сегодня так не играют. Хотя музыканты собрались нормальные, они были ближе к классике, а не к эстраде, которая далеко не легкий жанр.
- Наверное, хотелось выйти и показать, что такое мастерство и драйв?
- На следующий год обязательно устрою мастер-класс. На церемонии открытия попрошу своих друзей - классных музыкантов Владимира Зубицкого, Игоря Осипенко, Лену Устименко, и мы поимпровизируем на сцене. Пусть каждый из конкурсантов эстрадной категории потом сыграет по 20-30 вариаций этой темы, чтобы участники поняли, что нужно делать в жанре легкой музыки.
Народный артист Украины Ян Табачник, один из вице-президентов AccoHoliday Владимир Бесфамильнов и шеф-редактор газеты Intermusik профессор Ульрих Шмюллинг |
Наше жюри считается очень компетентным и порядочным: мы с коллегами - вице-президентами Владимиром Бесфамильновым и Анатолием Семешко - следим, чтобы судейство не превратилось в «междусобойчик». Недаром на самом верху баннера конкурса, который висел над сценой, было написано: «Честь имею пригласить».
Честь мы блюдем. Кстати, наш конкурс единственный в мире, на котором мы оплачиваем конкурсантам проживание в гостинице и не берем с них взносы (на других состязаниях это - 30-50 евро). Поэтому к нам с большой охотой приезжают самые талантливые музыканты.
- В прошлом году, когда многие планы сорвал кризис, вы все равно провели AccoHoliday. В 2010-м это сделать было немного легче?
- Я человек, который никогда в жизни не пользовался бюджетными деньгами, даже не знаю, где они...
Проводить программу «Честь имею пригласить» примерно в 100 раз дороже, чем AccoHoliday (там иные суммы за аренду зала, гонорары звезд, телетрансляция), но и в 100 раз легче, чем этот совершенно некоммерческий конкурс. Простите за высокий стиль, так я отдаю долг инструменту, который меня создал. Если мы не будем этого делать, лет через 10-20 аккордеон просто забудут, как было с клавесином, гуслями, лютней. Сегодня в нашей стране блестящие аккордеонисты не могут заработать на кусок хлеба себе и своим близким - это большая трагедия. Слава Богу, моя судьба сложилась так, что могу им помочь, в том числе - материально.
Своими проектами я занимаюсь не потому, что вижу в этом выгоду, - мне хочется принадлежать к цивилизованному обществу, а не к племени папуасов, которое все разрушает, со всеми сводит счеты, размахивая томагавками. Недавно вместе с другом мы купили и подарили дом семи черновицким ребятам, оставшимся без отца и матери. Старшие братья и сестры теперь могут забрать младших из интерната.
Когда продажные людишки называют меня «гармонистом Табачником» или «баянистом Табачником», мне хочется сказать им, не имеющим ни имени-фамилии, ни лица, ни совести: «Пройдите хоть пешком то, что я сыграл за свою жизнь».
- Во всех международных каталогах - американских, французских, английских, немецких, где написано слово «аккордеон», есть имя и фамилия Ян Табачник...
- Поэтому мне не о чем жалеть, я с радостью буду заниматься AccoHoliday, сколько буду жить, а когда меня не станет, думаю, моя Таня не откажется проводить аккордеонный конкурс моего имени (смеется). Все права на этот конкурс остаются за моей семьей.