Былое и думы
Народный артист СССР Евгений ВЕСНИК: «В 14 лет меня посадили в грузовик НКВД, который вез таких же детей «врагов народа», как я»
Руслан МАЛИНОВСКИЙ 11 Мая, 2007 00:00
84-летний артист-фронтовик надеется выписаться из больницы ко Дню Победы.
«В КРИВОМ РОГЕ СТОИТ ШЕСТИМЕТРОВЫЙ ПАМЯТНИК МОЕМУ ОТЦУ»
— Все меня забыли, — с грустью говорит Евгений Яковлевич: как ушел из Малого театра 17 лет назад, так и не вспоминают. Вы вот заинтересовались, да и то, наверное, только потому, что у вас есть редакционное задание. Оно и понятно, я никогда не участвовал ни в каких интригах, не был ни пионером, ни комсомольцем, ни членом партии. В кино я давно уже не снимаюсь. Да что там кино, из дома и то редко выхожу. Наверное, помирать пора. А не хочется, интересно посмотреть, что будет дальше. Я ведь родился в 1923 году и видел, как все начиналось. Правда, давно это было...
— Сейчас времена вашего детства многие вспоминают с ностальгией.
— А у меня о тех событиях черные воспоминания — мое детство было страшным. Иногда думаю, что Бог за что-то наказал нашу семью, а может быть, наоборот, уберег от сделок с собственной совестью. Дело в том, что моих родителей арестовали, сослали и расстреляли ни за что, без предъявления обвинения. А ведь мой отец был большим человеком — героем гражданской войны, первым директором знаменитой «Криворожстали» — самого большого в мире завода. Мама, директор крупной птицефермы, за заслуги перед государством была награждена орденом (сам Сталин ей его вручал!), с докладом выступала в Кремле. Но все их заслуги были перечеркнуты в одночасье. Зато теперь в Кривом Роге стоит шестиметровый памятник моему отцу как первому директору завода. Уникальный случай — первый памятник расстрелянному в нашей стране. Впрочем, наверное, только в нашей стране такое и может быть.
— Каким был ваш отец?
— Он — из породы романтиков, обманутых Лениным и Сталиным. Наши вожди предали Маркса. У него написано, что революция в одной стране невозможна и непозволительна, но они ее все-таки совершили. А сопротивлявшихся этой лжи правдоискателей, среди которых был мой отец, начали планомерно уничтожать. На очередном пленуме руководителем партии почти единогласно был избран Киров, а Сталин, испугавшись, подтасовал результаты выборов под себя. А ведь если бы Киров тогда сумел отстоять свою победу, мы были бы сейчас совершенно другой страной.
— Вы считаете, что роль личности в истории настолько сильна?
— Историю пытаются делать личности, но решает все толпа. А она — вещь страшная. У писателя и философа Василия Розанова есть замечательное высказывание, которое я считаю своим девизом: «Беги толпы». А я в своей автобиографической книге написал, что все неприятности в истории человечества происходят от вибраций толпы. И я от нее всегда убегаю, даже в очередях никогда не стоял и не стою — я их боюсь.
— Сколько вам было, когда арестовали ваших родителей?
— 14 лет, это произошло в 1937 году. Меня ведь тоже чуть не забрали, уже посадили в грузовик НКВД, который вез таких же, как и я, «детей врагов народа».
Нас в кузове много было, а охранник стоял спиной, держась за кабину. Перед поворотом машина затормозила, и я тихонечко перевалился через бортик и сполз с него. Никто из сидевших в машине даже не пикнул, а ведь вполне могли бы меня выдать. Как потом оказалось, этим поступком я спас себе жизнь, а иначе неизвестно, что со мной и было бы...
На трамвае я добрался до Курского вокзала, сел на поезд. Приехал в Харьков и пошел к адвокату, который работал вместе с моим отцом на заводе. Он позвонил жене Орджоникидзе — папа с Серго познакомились еще во времена Гражданской войны, они близко дружили. Зинаида Гавриловна посоветовала мне обратиться в приемную Калинина. Всероссийский староста, как его тогда называли, знал меня еще с детских лет — мой отец когда-то работал слесарем на заводе, где Михаил Иванович был начальником цеха. Он мне помог. Дал денег, приказал, чтобы меня, несовершеннолетнего, прописали в нашей квартире. Правда, за месяц, который прошел со дня ареста родителей, квартира уже была занята. Оставалась только маленькая 12-метровая комнатка — на нее, видимо, никто не позарился. Вот там я и поселился.
— Вы что же, совсем один остались?
— Абсолютно. Нет, у меня была бабушка, мамина мама, чешка по национальности. Но она после всех этих пертурбаций заболела и уехала в Чехословакию, к родственникам. И правильно сделала, она была очень старая, здесь умерла бы в одиночестве. Был у меня еще дядька, но тоже больной. Он мне, конечно, помогал чем мог, но жилось мне все равно очень тяжело.
Сначала я продавал вещи отца, книги из домашней библиотеки. А спустя год после ареста родителей уже работал на заводе: утром ходил в школу, а во второй половине дня — на работу. Меня взяли подсобным рабочим в цех, где проверяли целостность противогазов. Вместе со мной работали еще 26 женщин. Как же они меня жалели! Одна рубашку постирает, другая чем-то вкусненьким накормит, третья носочки подарит. Вот так я и не пропал.
«ВЫПИТЬ ДЛЯ МАРШАКА ОЗНАЧАЛО РАЗДЕЛИТЬ 100-ГРАММОВЫЙ ГРАФИНЧИК ВОДКИ НА ПЯТЕРЫХ»
— Как вам удалось не озлобиться, не возненавидеть все и вся?
— Наверное, родители заложили во мне большой заряд оптимизма, который позволил пережить те страшные времена. Но тогда я впервые понял, что живу в больном государстве. Моя рана затянулась только во время войны, когда я осознал, что это горе коснулось не только меня, но и миллионов других людей. Их ссылали, расстреливали, посылали на фронт умирать. А ведь вся их вина состояла только в том, что их угораздило родиться в этой стране.
— На каком фронте вы воевали?
— На двух — Карело-Финском и 3-м Белорусском. И День Победы у меня был не 9-го, а 12 мая.
— ?!
— Курляндская группировка немецких войск, против которой мы сражались, упорно не сдавалась. Поэтому война для нас продолжалась. О победе нам объявили только 12 мая. Произошло это прямо на марше: какое было буйство, что творилось на дороге! Это был, наверное, единственный случай в моей жизни, когда я поддался столь нелюбимой мной вибрации толпы.
Да что я, даже моя собака Рекс поняла, что все вокруг радуются, и начала... выть. Но выть — радостно, казалось, что она поет. После этого все шутили, что Рекс, оказывается, еще и композитор. А я плакал от счастья. Понимаете, нам ведь тогда казалось, что мы своей кровью и смертью товарищей завоевали рай земной, что отныне все будет совсем по-другому, что жить мы будем хорошо и светло. Мне было тогда 22 года, и так хотелось верить в лучшее.
— Как вы решили стать актером?
— Тут мою судьбу определила школьная учительница, звали ее Анна Дементьевна, она была двоюродной внучкой поэта Тютчева. Она опекала меня, когда я стал сиротой. Помогала чем могла. Увидела во мне будущего артиста, ввела меня в драматический кружок, а когда я заканчивал школу, сказала: «Тебе надо поступать в театральный институт».
— Вы, как никто, могли сделать яркой и запоминающейся самую небольшую роль, как это случилось, например, с учителем математики в «Приключениях Электроника».
— Я его буквально списал — и внешне, и внутренне — с Самуила Яковлевича Маршака. Скопировал все — жесты, манеру говорить. А вот походку взял у своего участкового врача из районной поликлиники. И получился образ доброго чудака, каким и был Самуил Яковлевич. Я ведь с ним когда-то познакомился благодаря Жене Симонову, который возил нас к писателю на дачу. Маршак разговаривал очень смешно, почти дискантом (копирует): «Давайте выпьем!». А выпить для него означало разделить 100-граммовый графинчик водки на пятерых. Чудный был человек, но не без скабрезности, очень любил рассказывать истории, как сказали бы сейчас, на грани фола.
— C кем еще из великих вы были знакомы?
— С Михаилом Светловым встречался и на работе, и в жизни, и за столом. Очень честный, талантливый и умный человек. А какой остроумный!
— Говорят, писал замечательные стихотворные импровизации.
— Намекаете на знаменитую историю? Было дело. Однажды на банкете он написал всем актерам по нескольку стихотворных строк, мне досталось следующее: «На сцене ты чудесник-чародей! Когда отдашь мне 25 рублей?». Действительно, очень смешно, если бы я на самом деле был ему что-то должен. Но я у Светлова ничего не занимал. Оказалось, что он просто не cмог подобрать подходящей рифмы, вот и придумал про этот злосчастный четвертак, который, кстати, тут же вручил мне. Чтобы не быть голословным.
— Многие зрители любят вас за такие вот байки!
— Если бы вы знали, сколько их у меня воруют, за свое выдают. И по телевидению, и по радио, и в газетах. А сколько про меня врут! Недавно, например, услышал, что я — еврей. Даже попал в книгу «Евреи — народные артисты». Ну и пусть, мое жизненное кредо от этого не меняется.
— А какое у вас кредо?
— Думать и говорить одно и то же.
— А национальность?
— Мать у меня чистокровная чешка, отец — наполовину белорус, наполовину еврей. Если национальность считается по матери, значит, я чех.
— Ну а в паспорте у вас что написано?
— Начальник милиции, который когда-то давно выдавал мне паспорт, посмотрев на национальность моих родителей, спросил: «Белорусы — это же славяне?». — «Да», — говорю. «А чехи?». — «Тоже славяне». Так он мне в паспорте написал: «Русский». Вообще не понимаю, когда людей унижают по национальному признаку. В моей батарее на фронте служили люди 12 национальностей, но попробовал бы кто-то обидеть человека только потому, что он белорус или татарин.
«Я ОТКАЗАЛСЯ ИГРАТЬ МЮЛЛЕРА, ПОТОМУ ЧТО НЕ МОГ СЛЫШАТЬ НЕМЕЦКУЮ РЕЧЬ»
— Евгений Яковлевич, а почему вы ушли из театра?
— Да потому что знал: развалится скоро Малый театр. Я ведь проработал там 30 лет, застал еще великих стариков — Николая и Варвару Рыжовых, Яблочкину, Гоголеву, которую обожал. И атмосфера была совсем другая — интеллигентная, старики-то гимназии оканчивали... А культура речи, которой всегда славился Малый театр? Сейчас ничего этого нет. Так что лучше уж оставаться в своей скорлупе.
— Чем же вы занимаетесь?
— Книги пишу. Сейчас вот сдал машинистке новую, 14-ю. Пишу, между прочим, только от руки. Ни машинок, ни компьютеров не признаю. Вообще не понимаю, как можно творить, стуча по клавишам. Когда водишь по бумаге рукой, включается фантазия, и никогда не знаешь, куда она тебя заведет. Появляется столько интересных ходов: налево, направо, вверх, вниз. Черт его знает, откуда оно берется! Творческий процесс умом постигнуть нельзя. Мне, например, решение многих моих ролей приснилось, как Менделееву — его Периодическая система элементов. Так было с одним из самых любимых моих персонажей — Городничим в «Ревизоре». И известный театральный критик Штейн написал в своей статье, что я выиграл условное соревнование московских исполнителей этой роли, среди которых был и великий Игорь Ильинский.
— И каким вы его играли?
— Прежде всего человеком. Хорошим семьянином, толковым чиновником. Если бы наши губернаторы воровали так, как он — селедку из бочки, — мы бы уже давно жили в раю. А его почему-то всегда делали фанфароном и скотиной. Несправедливо! У нас вообще была традиция начальников и врагов играть дураками. И вырваться из этого порочного круга первой смогла Татьяна Лиознова, когда в ее «Семнадцати мгновениях весны» появились умные, интересные, а в чем-то даже и симпатичные враги. Кстати, знаете, что играть Мюллера она предлагала мне? Но я отказался, потому что после войны не мог слышать немецкую речь и видеть людей в фашисткой форме. Не знаю, что получилось бы у меня, но Броневой сыграл прекрасно. В противоборстве с таким (!) Мюллером вырос и наш Штирлиц — Слава Тихонов.
— Кого из нынешних молодых актеров вы бы выделили?
— Женю Миронова. Хотя и его наша действительность постепенно съедает: его назначают на роли, из-за которых он теряет вкус и чувство меры — его новые работы уже отстают от «Идиота» балла на два, а то и больше. А то, что он сделал в «Идиоте», гениально! Ну, тут еще и Бортко надо сказать спасибо — как режиссеру. Он сам из актерской среды и понимает, как нужно работать с актерами. Я ведь и отца его знал, Владимира Владимировича. Пил он, конечно, много, но человек был очень талантливый и волевой. Я у него в Волгоградском театре сыграл маршала Чуйкова. Без репетиций! За одну ночь выучил текст, а днем уже стоял на сцене. По ходу спектакля мне сообщили, что сам Чуйков сидит в зале...
После спектакля маршал зашел ко мне за кулисы, а на следующий день вся страна видела по телевизору такие кадры: я на сцене, он — в зрительном зале, и оба плачем. Когда Чуйков умер, я написал о нем в своей книге: мы были знакомы всего две минуты, а оплакиваю я его так, будто знал всю жизнь. Обаятельный был мужик!
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter