«Как скажут старики, так и будет»
Везде это по-разному. Но и в моем поколении многое разладилось без стариков. К примеру, в литературе мы могли бы общаться с неубитыми Хвыльовым и Курбасом, Гумилевым и Бабелем, с другими классиками. Зворыкин изобрел бы телевизор здесь, а не в Америке, а выпускник Киевского политехнического Сикорский создавал бы свои вертолеты не за океаном, а дома. Наших стариков ломали, высылали, калечили - все общество было изранено этим. Впрочем, любое общество, где недостает стариков, увечно. В сообществе обязана быть сила, уравновешивающая полюса, но у нас такой силы нет - можно лишь пожалеть об этом. Гражданская война, большевистский террор, Голодомор, еще одна война, и все это никак не кончается...
Сегодня старики в нашем обществе не так заметны и по преимуществу не принадлежат к числу помазанников бюджета, которым позволено получать за казенный счет квартиры, автомобили, больницы, неподсудность и другие радости жизни. Фильмов про стариков не снимают, особенных развлечений для них не изобретают.
Старики одними из первых открыли замечательную особенность нашей жизни, согласно которой в окно глядеть куда интереснее, чем в телевизор. Но это все - до поры до времени, так как старцы массово вздрагивают в государственно важные даты, когда их обуревают воспоминания и некоторые из них становятся неимоверно активны.
Не хочу объяснять то, что и так известно. Пожилые люди должны быть не сеятелями разногласий, а создателями в обществе равновесия, которого нам традиционно недостает.
Мне вдруг вспомнилась английская молитва, которая была популярна в начале прошлого века. Ее вроде бы сочинил английский моряк-ветеран, но она мне кажется актуальной и на суше: «Господи, ты знаешь лучше меня, что я старею и стану вскоре совсем дряхлым. Охрани меня, Господи, от ошибочного убеждения, что я должен высказываться при каждом случае и на любую тему. Избавь меня от желания указывать каждому его дороги. Сделай меня солидным, но не унылым, последовательным, но не занудным. Освободи мой ум от бесконечного ковыряния в мелочах и дай мне крылья, Господи, чтоб поскорее взлетать к сущности. Не смею просить Тебя о лучшей памяти, но прошу - избавь меня от непоколебимой самоуверенности, когда мои собственные убеждения не согласуются с убеждениями других. Подари мне, Господи, понимание той истины, что и я иногда могу быть не прав. Дай мне возможность наблюдать проявления добра в неожиданных местах и положительные поступки у неожиданных людей. И сделай так, Господи, чтобы я не забывал говорить им об этом. Аминь».
Я уже сам не молод, но продолжаю считать, что согласие в обществе распространяется сверху вниз: от стариков к детям, от начальства к подчиненным. Доживем до единства?