Преступления и наказания
ОЦЕНИВАЮТ ПРОДУКТ, А СУДЯТ - УЖЕ ФАБРИКУ
«Фильм «Предстояние» был многим непонятен, потому что не был внутренне расшифрован, - убеждает публику Никита Сергеевич. - Если бы мы выпустили обе картины сразу, то вопросов возникло бы меньше. Надеюсь, когда на телевидении будут идти все 13 серий, подготовленные для телефильма, это будет более цельное, развернутое и чувственно понятное произведение».
Обсуждать работу Михалкова трудно. Тут главное - не перенести на фильм восприятие личности режиссера с его пресловутыми мигалками, трепетным отношением к людям (особенно к первым и вторым в государстве), боярскими усадьбами, барскими замашками и претензиями чуть ли не на святость, отождествление со святым Никитой Бесогоном. Как говорится, оценивают продукт, а судят - уже фабрику... Но все-таки мне кажется, если бы обе картины вышли сразу, вопросов было бы не меньше, а гораздо больше, да и проблем тоже.
Во-первых, никакой зритель такого потока сознания не выдержит (и это наверняка докажут обещанные 13 серий), во-вторых, самому режиссеру и его спонсорам стало бы понятно, что на первую часть можно было не тратить драгоценное время и 40 миллионов долларов, настолько мрачная, нудная, затянутая и расхристанная она по сравнению со второй, не говоря об «Утомленных солнцем», снятых в 1994-м.
«Цитадель» уже не характеризовали как «великое кино о великой войне», и слава Богу, потому что великим кино она не стала - просто динамичный и достаточно цельный игровой фильм с высоким качеством съемки и сильным актерским составом: Маковецкий, Меньшиков, Мадянов, Суханов, Мерзликин, Дюжев, Смольянинов, Чурикова... Очень точно выразился один из рецензентов: «Михалков налепил котлет из самого лучшего фарша». В результате котлеты вполне пригодны к употреблению. Но все-таки не деликатес.
Хотя, с другой стороны, изысканную артхаусную фуа-гра серебряной ложкой тоже каждый день есть не будешь. Так же, как резиновые блокбастеры на скорую руку, регулярно поставляемые нам заокеанским «Макдоналдсом». Котлеты «Цитадель» находятся где-то посередине, в разделе «Национальная кухня». Иногда людям хочется чего-то посвежеее, нашенского, простого, посконного, в меру соленого, в меру перченого, сытного и под водочку. И чтобы переваривать долго.
«Я СОЛДАТ ВЕРМАХТА, А НЕ ПАЛАЧ!»
Переваривать в этой картине действительно есть что - Никита Сергеевич затронул множество тем: измена и предательство, преступление и наказание, прощание и прощение, школа выживания при советской власти, вечное разделение на своих и чужих, честь, достоинство и приспособленчество, моральный выбор, существование высшего разума, верят ли люди в Бога и верит ли он в людей, и так далее, и тому подобное. Правда, с Великой Отечественной войной, к годовщине окончания которой подогнали премьеру «Цитадели», у фильма связь весьма косвенная, штрих-пунктирная. Ну какая война, когда на экране ровным счетом три немца, один из которых полоумный, появляется в самом конце и без оружия? Михалков оказался стопроцентно прав в одном - когда признался, что снял не исторический фильм, а фольклорную сказку. Точнее, фэнтэзи. Нечто вроде «Бесславных ублюдков» Тарантино. Хотя нет - скорее, «Властелин колец», только с характерным славянским колоритом.
![]() |
| Олегу Меньшикову форма полковника НКГБ по-прежнему к лицу. По крайней мере, без нее было хуже... |
Здесь есть свои хоббиты - маленькие люди, штрафники, которые живут в норах-окопах, несут на себе тяжкое бремя и которых можно отправлять с дубьем наперевес в самый Мордор. Есть мудрый волшебник Гэндальф, который всех рассудит, всем поможет, а потом поднимет всех на бой. Только вместо белой бороды у него рыжеватые усы, вместо мантии - кожаный френч, и посоха нет - железная рука не держит. Даже Темный Властелин есть - Иосиф Виссарионович называется. Все знает, все видит, выходит только в темное время суток, чтобы пугать еще не убитых людей. Ну и, конечно же, есть Цитадель - без названия и координат, но взять надо. Иначе в Средиземье придут злые орки.
Орки, правда, людей не едят - они слушают Вагнера, читают умные книжки, любуются миленьким ручным мышонком, регулярно моются, классно одеты и даже великодушны - настолько, чтобы сказать: «Я не буду открывать огонь. Я солдат вермахта, а не палач!». И пощадить пушечное мясо, которое прекрасно знает, что оно пушечное мясо, и смирилось со своей участью.
Сейчас многие пишут, что Цитадель у Михалкова взял русский дух. Как по мне, русским духом в гуще событий не пахло (во всяком случае, не сильно - во всей картине нет ни одного пафосного патриотического лозунга, что только радует зрителя), зато разило абсурдом. Настолько чудовищным, что символическая башня, похоже, взлетела в воздух в знак протеста - против генералов, посылавших тысячи на верную гибель, против тех, кто заставил воевать абсолютно непригодных к этому людей - инвалидов, стариков - и отправил их в «черную пехоту», против воспитания геройства методом заградотрядов, стрелявших в своих столь же охотно, сколь и в чужих. Кажется, работая над фильмом, режиссер искал подходящий ответ на вопрос: «Почему, за счет чего мы победили?». И нашел лишь один: «Чудом».
Как и положено сказке, «Цитадель» изобилует чудесами - и светлыми, радостными, как в житиях святых, и вполне советскими, в духе эпохи. Например, сегодня ты - Иван-дурак, завтра - Иван-царевич. И наоборот: сегодня - Дмитрий Андреевич, полковник НКГБ, а завтра - агент немецкой разведки, приговоренный к расстрелу. Из разряда чудес и железная рука комдива Котова, героя Михалкова, которой он лихо орудует и рвет глотки мелким воришкам, не желающим служить в армии. Это, кстати, еще один признак того, что картина все-таки фэнтэзи: точно такой герой с волшебной железной рукой есть у Генри Лайона Олди в романе «Путь меча». Вернее, в эпопее, состоящей, как и «Утомленные солнцем», из трех частей.
Чудом сдается мне и то, что в условиях войны Сталин лично беседует с Котовым, предлагает и наливает ему чай, объясняет, глядя в глаза, почему командовать штрафниками выбрал именно его: «Ты хочешь знать, за что тебя посадили? «За что и почему?» - неправильный вопрос. Правильный вопрос: «Зачем?». А посадили тебя, Котов, затем, чтобы вовремя выпустить».
«ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО НАС, МАЛЕНЬКИХ ЛЮДЕЙ, БОЛЬШИЕ БЫ НЕ ВИДЕЛИ, НАСКОЛЬКО ОНИ БОЛЬШИЕ»
Комарик, благодаря которому боец остался с головой, паучок, смахивая которого немецкий снайпер, наоборот, головы лишился, мышка-норушка, раскрутившая в своем колесике роковой пожар, белая лошадь, на которой Котов мчится догонять вчерашний день, то есть оставившую его жену, - тоже типичные сказочные персонажи. Исследователи-фольклористы, начиная с классика - Владимира Проппа, называют их «животные-помощники» - что-то сродни Сивке-Бурке и Коньку-Горбунку. А после встречи Котова и дочери Нади так и хочется сказать: «И стали они жить-поживать да добра наживать...».
Кстати, повзрослеть лет на 15 за четыре года Надя смогла только в сказке, где по закону жанра смешались в кучу время и пространство. По той же причине молодой, румяной и свежей осталась Маруся Котова (Виктория Толстоганова) - мать уже, получается, взрослой дочери. А Марусины бабушки и тетушки, фрейлины императрицы, которые были дамами в возрасте еще в самых первых, оскароносных «Утомленных солнцем», застыли в одной поре, словно герои сказки «Спящая красавица», уснувшие после того, как принцесса укололась веретеном.
В сказке положительный герой никогда не гибнет - видимо, поэтому Котов и сам устоял на мине, и Надю спас, заставив вернуться на 20 шагов назад по своим следам. Все без исключения актеры, задействованные в картине, сыграли на «отлично» - и Максим Суханов, до неузнаваемости измененный для роли Сталина, и Анна Михалкова, родившая под бомбежкой, и Андрей Мерзликин, бывший офицер, а теперь - штрафник: «Не перед нашими, перед немцем стыдно, что со мной вот так можно!», и Владимир Ильин - затюканный, но хитроватый Кирик с его: «Вы большой человек, Сергей Петрович! Но если бы не было нас, маленьких людей, большие бы не видели, насколько они большие». Однако сцена на минном поле, пожалуй, самая сильная и трогательная - на раз вышибает слезу.
Михалков, конечно, схитрил: сыграть эпизод, где ты ценой собственной жизни спасаешь ребенка, гораздо легче, когда ребенок твой. Не надо вживаться в образ отца, дочь и так настоящая. Просто хоть на одну секунду представь, что мина тоже... А после мины можно было уже ничего не показывать - пускай бы финал оставался открытым и зрители сами додумали, дофантазировали, что там дальше. Взорвался или все-таки обошлось? Достаточно далеко отошла или зацепило? Но нет. Никите Сергеевичу все-таки захотелось в последний вагон - разжевать, разъяснить, показать, рассказать...
Выжили оба - и Котов, и Надя. Мало того - контуженная и почти немая лейтенант Котова опять-таки чудом заговорила! Сели они в большой красивый танк (чуть не сказала «в карету») и уехали далеко-далеко, на Берлин. А по дороге увидели обгоревшую «избушку на курьих ножках», несчастную чумазую старуху и сумасшедшего немца. Убивать не стали: им и так хорошо.
Впрочем, может, и нужен был этот заключительный эпизод - хотя бы для того, чтобы снять замечательную Инну Чурикову в роли женщины, потерявшей на войне мужа и четверых сыновей, но согласной отдать жизнь за фашиста-калеку, брошенного своей же армией: «Ребятки, езжайте дальше, там еще много немцев, целых! А этот же не целый, не стреляйте, не надо...». Чурикова так качественно сыграла свою маленькую, но запоминающуюся роль, что показать ее стоило. Не стоило, пожалуй, лишь голого Меньшикова у озерца показывать. Несказочный он какой-то...


Александр ЛАЗАРЕВ: «Поклонницы попадались, увы, сумасшедшие — и фары разбивали, и заднее стекло кирпичом, и веники дарили, и бутылки в меня вместо букетов летели — всяко бывало»
Создатель пирамиды «МММ» Сергей МАВРОДИ: «Когда я сидел на Петровке, под окнами там собирались стотысячные толпы — они скандировали: «Се-ре-жа! Се-ре-жа!», и стены камеры сотрясались. Я понимал, что можно скомандовать: «На Кремль!» — и ничто их уже не остановит. В сущности, надо было спровоцировать массовые беспорядки, гражданскую войну, чтобы потом торговаться с властями, но я не пошел на это, хотя и не убежден, что поступил правильно»
Бывший кадровый сотрудник разведки КГБ, а затем СБУ Михаил КРЫЖАНОВСКИЙ: «Военный преступник Генрих Мюллер являлся агентом ЦРУ, и еще в 1995 году шеф гестапо был жив»
91-летнего украинца Ивана Демьянюка осудили на пять лет за пособничество в убийстве 27900 евреев и тут же отпустили
Владимир Кличко расстался с подругой — американской актрисой Хэйден Панеттьери
Победителем «Евровидения» стал дуэт из Азербайджана
Преступления и наказания
Мы подражательны, как мартышки
Виталий КОРОТИЧ. Уходящая натура, или Двадцать лет спустя
ПОТАП: «Я сделался тверже, жестче и черствее. Леша Потапенко и в мыслях не держал, что песни можно продавать, а Потап такой рвач — ужас!»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги