Александр ЛАЗАРЕВ: «Поклонницы попадались, увы, сумасшедшие — и фары разбивали, и заднее стекло кирпичом, и веники дарили, и бутылки в меня вместо букетов летели — всяко бывало»
(Продолжение. Начало в № 19)
«ПОХВАЛИТЬ АКТЕРА ДЛЯ ГОНЧАРОВА БЫЛО ВСЕ РАВНО ЧТО СЪЕСТЬ ЕЖА»
- Театр Маяковского, в котором вы много лет служите, никогда не принадлежал к числу культовых, модных, его нельзя было сравнить с Таганкой или «Современником», тем не менее десятилетие на стыке 70-х и 80-х годов - золотое, на мой взгляд, десятилетие Маяковки, потому что один за другим там выходили мощные спектакли с настоящим созвездием актеров. За счет чего это происходило? Предпосылки какие-то были?
- Видимо, да, ну а вообще-то, когда меня спрашивают: «Вы всю жизнь в одном театре?», отвечаю: «Нет, в трех». - «Как это?». - «Да, сначала служил в театре Охлопкова, потом несколько десятилетий - у Гончарова, а сейчас работаю с Арцибашевым».
- Это три разных театра?
- Абсолютно, просто находятся в одном помещении, которое называется Театром имени Маяковского. Есть, безусловно, традиции, но они минимальны, потому что и Охлопков, и Гончаров, и Арцибашев настолько самобытные режиссеры, что свой создавали театр.
Предпосылки? Наверное, это от самого Андрея Александровича Гончарова шло - главного режиссера и художественного руководителя нашего театра в 70-80-е годы. Вы правы: в то время что ни спектакль - то откровение, и интерес к театру был очень большой. Может, мы не считались такими знаковыми, какими в свое время были Таганка, «Современник» или «Ленком», но я знаю огромное число людей, которые говорили: «Я хожу только в Маяковку». Для них наш театр был главным, и действительно, в те годы можно и нужно было туда ходить.
Помню окончание многих рецензий: «Идите и смотрите этот спектакль!». При Гончарове шли «Трамвай «Желание», «Человек из Ламанчи», «Беседы с Сократом», «Леди Макбет Мценского уезда», «Да здравствует королева, виват!», «Театр времен Нерона и Сенеки». Каждый спектакль...
- ...хит!..
- ...и поскольку они так гремели, мы считаем этот период нашим золотым веком. При Андрее Александровиче жили мы трудно...
- ...но без него - еще труднее...
- Да, и сейчас понимаем: режиссером он был настоящим. Гончаров задал нам, актерам, которые с ним работали, очень высокую планку понимания того, что происходит на сцене: ему все не нравилось!
- Ужас!
- Да, практически все - на нас он просто не мог смотреть!
![]() |
| Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- И никого не хвалил?
- Похвалить актера для него было все равно что съесть ежа, хотя однажды, правда, я услышал от него доброе слово - после того, как уговорил его посмотреть фильм «Село Степанчиково и его обитатели» по Достоевскому, снятый на Ленинградском телевидении. На следующий день он произнес: «Ну, хорошо...» - и достаточно! (Смеется). Я был счастлив - такой комплимент высокий! Он буквально выдавил из себя эти слова...
- ...и съел ежа...
- Съел! (Смеется). Трудно нам всем пришлось, потому что это был человек с очень сложным характером, шумный, громкий...
- ...и актеров своих, говорят, унижал, оскорблял...
- Да, поэтому многие, при нем пришедшие, при нем же из театра ушли.
- Кричал на них сильно?
- Ну, к крику его мы привыкли, крик - это ладно, он уже шел как фон. Была какая-то оскорбительная манера общения, неуважение к личности.
- И терпели?
- Терпели, а почему - объясню. Актеры - люди зависимые, профессия эта вторичная. Не терпишь, не нравится - ради Бога, двери открыты, поэтому мы - в частности, я и группа моих коллег - все тысячу раз взвесили и обдумали. Ну что же нам, уходить из театра, где уже сложилась какая-то жизнь? Идти в другой коллектив и начинать там с нуля?
- Подождите, но вы-то со Светланой Немоляевой - люди самодостаточные...
![]() |
| С Евгением Леоновым в спектакле Андрея Гончарова (Театр имени Маяковского) «Человек из Ламанчи», 1972 год. «Режиссером Гончаров был настоящим, но с очень сложным характером» |
- ...безусловно...
- Много снимались в кино, вас повсюду любили, знали...
- И что?
- Он же почти не задействовал вас в постановках...
- Я тем не менее в спектаклях играл всегда - не у него, так у других режиссеров.
- Сам Гончаров, однако, насколько я знаю, демонстративно внимания на вас не обращал...
- Был такой период - когда я заступился за собственное достоинство, позволил себе спросить: «Почему вы так со мной разговариваете?». После этого начались холодные отношения, он перестал брать меня в свои постановки, однако, повторюсь, я был задействован у других.
- И все равно желания уйти не возникало?
- Нет. Мы понимали, что идти к мягкому, интеллигентному, доброму, вежливому, но не создающему шедевров режиссеру другого театра не имеет смысла - лучше уж это хамство перетерпим, наступим на горло собственной песне, зато продолжим выходить на сцену в спектаклях, которые будут вызывать огромный интерес у москвичей.
«КТО-ТО ОБИЖАЛСЯ: «Я С ЭТИМ ХАМОМ РАБОТАТЬ НЕ БУДУ!», А Я СКАЗАЛ СЕБЕ: «Я ЭТО ПЕРЕЖИВУ» - И ПЕРЕЖИЛ. И ВЫИГРАЛ...»
- Не чувствовали себя беспомощными куклами в руках у Карабаса Барабаса?
![]() |
| Александра и Светлану долгую совместную жизнь связывало многое: «И любовь, и привычка, и дружба, а еще понимание, что самое главное — это понять-простить» |
- Конечно, в какой-то степени Андрей Александрович был Карабасом Барабасом, и шутки с ним были плохи, но мы сознавали: то, что он предлагает актеру, правильно. Нам казалось: а как иначе? Иначе и быть не может - только так, и хотя все это подавалось в форме, в нормальных человеческих отношениях неприемлемой, опять-таки: что же лучше? Приходилось выбирать. Кто-то обижался: «Я с этим хамом работать не буду!», и Гончаров говорил: «Пожалуйста, я никого не держу», а я сказал себе: «Я это переживу», и пережил. И выиграл.
- Как оказалось...
- ...потому что по-прежнему я актер, служу в этом театре, много играю - до сих пор. Режиссер говорит: «Ты только не болей, у меня такие на тебя планы!». Я отмахиваюсь: «Слушайте, я уже не могу такое количество спектаклей играть - это перебор!».
- Сколько у вас их сейчас?
- До 13-ти в месяц - для моего возраста это много, а мы же еще репетируем.
- Это и не для вашего возраста много...
- Нет, ну когда-то, простите, мы по 25 спектаклей играли - в молодости. 25 в месяц - это было нормально. Роли там были маленькие, большие - разные, а если на гастроли выезжали, театр зачастую работал на двух площадках одновременно. Ну, например, месяц в Киеве - в Театре Франко и Жовтневом дворце, и некоторые актеры, если заняты были в двух спектаклях в один вечер, из одного помещения перебегали в другое (смеется).
- Перебежчики!
- Еще те! Потом - такой же месяц в Днепропетровске, а сейчас два-три дня - и один спектакль, только говорим: «О, мы на гастроли едем...». 13, 11, даже 10 спектаклей для меня уже перебор, и одни в результате страдают оттого, что мало работы, а другие - что меры нет.
- Лучше все-таки от перебора страдать - мне так кажется...
![]() |
| «Я играл в «Еще раз про любовь», и в это время у нас со Светланой родился сын Шурка, так я убегал со съемок домой, потому что там гораздо интереснее было» |
- Видимо, да. Мне иногда не верят: «Ну перестань, не кокетничай, не ханжи! Другие вон ничего не играют, а ты плачешь, потому что работы много». Я говорю: «Да понимаю я, понимаю...», но когда приходишь каждый день с языком на плече от усталости, уже и врачи советуют: «Александр Сергеевич, поберегите себя!». Ну а как я буду себя беречь? Сяду сейчас и беречь начну - что это такое? Работаю - и работаю: могу, конечно, от чего-нибудь отказаться, но потом думаю: «А может, не стоит, надо бы продолжать?».
- Последние лет 10-15, когда на телеканалах идет множество сериалов и появляется много новых актеров, секс-символов развелось - хоть пруд пруди, а вот в советские годы, когда вы снимались в своих лучших картинах, их очень мало...
- ... да и названия такого не было...
- Не было, но это подразумевалось, и вы, безусловно, были секс-символом, потому что красавец-мужчина...
- Красавец! (С ударением на последнем слоге. - Д. Г.). (Смеется).
- Как в этом статусе вам жилось? Вы-то все про себя понимали...
- Думаю, мое счастье в том как раз и заключается, что не понимал.
- Кокетничаете?
- Нет, действительно так считаю. Это причем говорят мне моя жена, сын, внуки и мое окружение, потому что, если бы я «все про себя понимал», то, может, вел бы себя иначе, а так... Меня спрашивают: «Ты еще ходишь по улицам?», и я отвечаю: «А что, плаваю, что ли? И по улицам хожу, и в магазин».
![]() |
| «Когда уже сын состоялся, я подумал: «Слава Богу, что он стал актером!», но когда неизвестность какая-то... Это самое мучительное для родителей — благословлять ребенка на зыбкий, тернистый путь...» |
- Дамы оглядываются?
- Да - ну и что? Кто-то помнит, кто-то уже нет - я настолько просто к этому отношусь, что вообще не замечаю. Поэтому и сказал, что, может, в этом мое счастье: ничего не ощущаю! Никакого панциря, никакой брони - как снимался, так и снимаюсь. Играл вот с Татьяной Васильевной Дорониной в «Еще раз про любовь», и в это время у нас со Светланой родился сын - Шурка, так я убегал со съемок, где были любовные сцены, домой, потому что там гораздо интереснее было.
- Правда?
- Конечно! Это характер, наверное, а может, в этом вся суть актерской профессии.
- Видно, Татьяна Васильевна не в вашем была вкусе...
- (Улыбается). Вы меня провоцируете?
- Разумеется...
- Нет, ну что значит «не в моем»? Мы с ней в прекрасных отношениях были, окончили одну Школу-студию, одного актерского поля ягоды... Конечно, я уже был женат, у меня появился ребенок, но надо было какое-то правдоподобие все-таки создать.
Мы играли любовь, а это самое прекрасное, что актеру дано играть в жизни. Если сможешь, конечно: это очень тяжело, но показать какой-то душевный или духовный стриптиз, выложить кишки на стол и рассказать про себя все - самое интересное. Гончаров говорил: «Запомните: вы, только вы, и никто другой в этих обстоятельствах! Не персонаж, не Иван Иваныч Пупкин - вы, потому что ваша реакция на эту ситуацию будет одна, а у другого человека - другая...».
- И это самое правильное, наверное?
- Самое трудное прежде всего. Нам кажется: «Ну как в этой ситуации я буду самим собой? - я же неинтересный. Вот персонаж мой, Иван Иваныч, будет смотреться лучше», а Гончаров твердил: «Вы, и только вы!».
![]() |
| «Актерские браки недолговечны»? Я знаю массу прекрасных актерских семей — массу!» |
- Здорово!
- Вернее, он говорил так: «Вы с вашим донным использованием собственного я», поэтому самое интересное для меня - вот этот душевный, духовный стриптиз. Попробуйте выполнить - не всем удается. Высший пилотаж!
- Что-то, наверное, надо иметь за душой...
- Конечно, а мы все время стараемся что-то показать, изобразить, сымитировать, но попробовать быть самим собой, я повторюсь, - самое интересное.
«ОДНА БАЛЕРИНА СКАЗАЛА: «ОЙ, САНЬКА, ТАКОЙ ТЫ НЕЛЮБОПЫТНЫЙ!»... НЕТ, Я НОРМАЛЬНЫЙ, ПРОСТО СЧИТАЮ, ЧТО СЕМЬЯ - ОСНОВА ВСЕГО»
- В одном из интервью ваша супруга - народная артистка России Светлана Немоляева в шутку заметила: «Мы слиплись, как сиамские близнецы», и действительно, своим прочным успешным союзом вы напрочь опровергли утверждение, что актерские браки недолговечны, - как это получилось?
- Cтоит спросить, как получилось, что существует такая формулировка : «Актерские браки недолговечны»? (Смеется). Потому что я знаю массу прекрасных актерских семей - массу! Перечислять не буду, это смешно, но во всех театрах есть свои пары, и когда мы пришли в Театр Маяковского, здесь тоже были прекрасные многолетние семьи. У тех же Свердлина, Охлопкова, Штрауха...
- ...у корифеев...
- ...а как получилось? Господь Бог, видно, решил: «Вы будете жить так, вы - вот так, а вы - эдак». Так мы и живем...
- На эту тему анекдот есть: «Убить - да, хотелось, а развестись - нет». У вас ничего подобного не было?
- Естественно, мы нормальные люди, и всяко бывало, но убить не хотелось, нет.
- Вы признались однажды: «Иногда мы, как кошка с собакой». Искры летят?
![]() |
| В роли Петра I с Михаем Волонтиром в картине «Дмитрий Кантемир», 1973 год |
- Да, тем не менее мы со Светланой находим возможность и необходимость быстренько помириться, потому что все это - шелуха, которая рано или поздно уйдет. Все взвешиваем и тут же приходим к выводу: «Ну что, из-за такой ерунды разбежимся? Глупости!».
- Неужели в поисках новых впечатлений вам никогда не хотелось завести другую семью или хотя бы попробовать отношения на стороне?
- Ой, нет (смеется), такого желания не было - это я совершенно искренне говорю. Даже не рассуждал об этом.
- Вы, очевидно, нелюбопытный...
- Вот точно так же обо мне одна балерина сказала: «Ой, Санька, такой ты нелюбопытный!». (Улыбается). Нет, я нормальный, просто считаю, что семья - основа всего.
- Вы до сих пор со Светланой Владимировной друг друга любите?
- Это пусть скажут другие, которые нас со стороны видят, а я смотрю на Светлану, детей, внуков и понимаю: без них моей жизни нет. Как же я буду их обижать, оскорблять какими-то своими мыслями или поступками? Не надо мне этого, не надо!
- Что же вас больше связывает: любовь, дружба, привычка?
- Все вместе, наверное: и любовь, и привычка, и дружба, а еще понимание, что самое главное - это понять-простить. Понять - значит, попытаться встать на сторону другого человека.
- Золотое правило!
- Ну, не встань, но попытайся хотя бы, а если попытаешься и удастся, сможешь разобраться, в чем, собственно, правота и неправота. Это, конечно, требует работы внутренней, усилий, напряженки ума и сердца, но люди в противном случае разбегаются.
- Сегодня актеру нужно играть любовь с одной актрисой, завтра - с другой и то же самое дома произносить в адрес супруги... Были моменты, когда, видя, как Светлана Владимировна играет сцену любви с кем-либо в театре или кино, вы чувствовали себя нехорошо - мучила жуткая ревность?
![]() |
| «Смотрю на Светлану, детей, внуков и понимаю: без них моей жизни нет». Александр Лазарев и Светлана Немоляева с сыном Александром и невесткой Алиной |
- Нет, не было.
- Никогда?
- Ну, просто я сам актер и понимаю, что это такое.
- Подождите, но вашу жену обнимал, целовал в губы кто-то другой...
- Ну и что? Это профессия, и если так к этому относиться, надо в историко-архивный или рыбный какой-нибудь идти институт.
- Вам не хотелось порой, чтобы жена была из историко-архивного?
- Нет, актерская профессия, я считаю, потрясающая, потому что дает возможность прожить много разных жизней одновременно. Иногда вот слышать приходится: «Посмотри, нашей знакомой всего 50 лет, а этой актрисе 70, но она выглядит моложе», и очень часто такое бывает, потому что у актрисы организм все время в работе - голова, сердце в тренаже постоянном: ей стареть некогда.
- Где же та грань, чтобы понять: настоящий поцелуй или нет? Вы это распознаете?
- Вы, Дмитрий, как врач меня спрашиваете... Бывает, конечно, что, репетируя или играя, актеры действительно увлекаются друг другом, после чего влюбляются, женятся, потом расходятся и снова женятся...
- Вы это как врач понимаете?
- Да, но не понимаю, где грань. Я, например, на сцене осознаю, что спустя три минуты это закончится и я пойду домой, но стараюсь все делать правдоподобно и даже искренне, потому что профессия обязывает. Зритель ведь обязательно скажет: «А, изображает, имитирует - значит, все это несерьезно».
- Я где-то читал, что, когда вы играли с Дорониной ту самую «эротическую» сцену, залезли под одеяло чуть ли не в брюках и ботинках. Доронина легла в постель в одной рубашоночке, а вы, чуть подняв одеяло, ее попросили: «Татьяна Васильевна, подвиньтесь, пожалуйста»....
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Я не идеалист и даже не фаталист, но думаю, что у каждого есть судьба» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- Наверное, так и было, но, честно говоря, я уже это забыл. Это Натансон Георгий Григорьевич все время эту тему муссирует, а я так считал: с чего это мне раздеваться, если мы до сих пор (проводит рукой по шее) под одеялом лежим? Два лица снимают, два крупных плана, а я разденусь и буду в другом виде лежать? Подробности я уж не помню - вы ведь спрашиваете про картину, которая 43 года назад снималась. Целая жизнь с тех пор прошла: у меня было столько разных работ, столько партнеров, партнерш, режиссеров, родился сын, появились внуки - очень много воды утекло.
- По слухам, вас полчища поклонниц преследовали, и если вы не отвечали взаимностью, вам даже били в машине стекла...
- Ну, полчища или нет, не знаю...
- ...но про стекла хоть правда?
- Попадались, увы, сумасшедшие, которые и фары разбивали, и заднее стекло кирпичом, причем кирпич этот в машине потом лежал... И веники мне дарили, и бутылки в меня вместо букетов летели - всяко бывало.
- Из-за того, что не отвечали взаимностью?
- Да, разумеется.
- Не проще ли было ответить - возникает вопрос?
- А что же я должен был делать? Не понимаю, и потом, поклонницы бывают разные. Одна из них, Тамара Лялякина, стала почти членом нашей семьи - была сперва просто поклонницей, но настолько уважительной...
- ...тактичной...
![]() |
| Похороны Александра Лазарева 5 мая 2011 года. У гроба — Светлана Немоляева, сын Александр и невестка Алина |
- ...ненавязчивой! Мало того, она и Шурку нашего знает с пеленок, всю биографию его снимала, а некоторые навязывались: «Я провожу вас». Да не надо мне, чтобы ты ходила меня провожать, хочу один пройтись, но такой отказ вызывал гнев, и это было ужасно.
- Как ваша жена к поклонницам относилась?
- Спокойно.
- С пониманием?
- Да, и потом, я же их в основном гнал. Ни к чему это было мне, понимаете? - это дешевка, которая ничего не давала.
- Размениваться не хотелось...
- Абсолютно!
«КОГДА СЫН РОДИЛСЯ, ВРАЧ МНЕ СКАЗАЛ: «НУ, САША, ТЫ И ОТПЕЧАТАЛ!»
- Сына вы Сашей назвали - я так понимаю, не догадывались, что он станет актером и появится Александр Лазарев-младший...
- Конечно же, не догадывался.
- Но почему Сашей?
- Вообще-то, когда к родам готовились, собирались другое дать ему имя (нравилось, например, Петр - хотели Петрушу), но когда сын родился, врач мне сказал: «Ну, Саша, ты и отпечатал!». Малыш был так на меня похож! - слепок, только маленький.
- Да он и большой - слепок...
- Потом он менялся: и на Светлану похож был, и цвет волос был то темный, то светлый, то снова темный... Сейчас тоже, в общем, похож на меня, но когда появился на свет, мы решили: «Чего уж тут думать? Пускай тоже будет Александром!». В семье он как Шурка идет, Шурик.
- Сходство у вас поразительное, а недоразумения на этой почве бывали? Никогда вас не путали - где старший, а где младший?
- Только по голосам: были смешные истории, когда по телефону я разговаривал с девчонками сына, и они думали, что беседуют с ним. Потом я признавался: «Вы знаете, это Александр Сергеевич». - (Тоненьким голоском). «Ой-ой-ой, извините, ради Бога!», а однажды мы были на спектакле в «Ленкоме», и рядом со мной Армен Джигарханян сидел («Женитьба Фигаро» шла, что ли?), так вот, Армен сказал: «Слушай, не понимаю: ты рядом, и ты - на сцене...». - «Да, но только там молодой, а здесь уже в возрасте». Он согласился: «И впрямь похож!», хотя внешне вроде не очень...
- Очень!
- Да? А мне кажется, мои только голос, манера...
- Александр, на ваш взгляд, хороший актер, он состоялся?
- Считаю, что да, и у нас уже забота о нем отпала.
- А была?
- Естественно - ну а как же?! Вот внучка Полина на третьем учится курсе, так у нас от беспокойства за нее голова пухнет: как закончит, как актерская судьба ее сложится? По поводу Шуры то же самое было, а вот теперь - нет. Он уже и народного получил, и премий у него в два раза больше, чем у меня, и снимается из картины в картину, правда, сейчас чуть поменьше.
- Кризис?
- Да, и когда спрашиваю: «Шурик, что у тебя в кино?», отвечает: «Ничего, никаких предложений». Привык просто из фильма в фильм переходить.
- Вы ему советовали что-либо - как профессионал?
- Конечно.
- Не говорил он вам: «Папа, брось, ничего ты не понимаешь»?
- Никогда.
- Обычно актеры категорически не хотят, чтобы дети по их стопам шли...
- Ну, когда уже сын состоялся, я подумал: «Слава Богу, что он стал актером!», но когда неизвестность какая-то... Это же самое мучительное для родителей - отправлять, благословлять ребенка на зыбкий, тернистый путь. Вдруг он будет всю жизнь в массовке стоять или говорить: «Кушать подано», а для мужчины - красивого, рослого - это позор, стыд: как в семье появляться, как ее содержать?
- Тем более фактурный такой парень, как ваш...
- ...видный. Из профессии мало актеров уходит, но я знаю двух-трех человек из нашего театра, которые именно так и поступили.
- Не захотели ждать?
- «Я, - один мне сказал, - не могу все время играть в массовке и какие-то 70 рублей домой приносить» (в советское время столько мы получали).
- И это можно понять...
- Абсолютно, так вот, у сына все - слава Богу: в кино снимается, на сцене играет, поэтому мы со Светланой за него спокойны.
- Знаете, вы удивительный человек: один театр на всю жизнь, одна жена... Символ Театра Маяковского, образцово-показательный отец, дедушка...
- Да какой образцово-показательный? (Смеется). Я вас умоляю - чему удивляться?
- Удивительному постоянству!
- Вы знаете, я где-то фразу одну прочитал: «Не выпивать так же хорошо, как и выпивать», и наоборот - так и в этой вот ситуации. Когда обожаешь свою семью и считаешь ее самым главным в жизни, это хорошо, а может, кому-то совсем другое по душе - разнообразие ощущений и так далее. Ради Бога, кому как уготовано. Я не скажу, что идеалист, и даже не фаталист - ни в коем случае, но думаю, что у каждого есть судьба. Впрочем, мы со Светланой сами над собой поработали.
- Еще как поработали!
- Чтобы отношения сохранить, понимаете? Я ведь говорил уже, что это требует работы, напряжения, мужества.
«РАНЬШЕ УБИВАЛИ ДРУГ ДРУГА ПАЛКАМИ, А СЕЙЧАС - ПУЛЯМИ, А ТО И ПРОСТО СЛОВОМ - ВОТ И ВСЯ РАЗНИЦА»
- В кино вы несколько раз сыграли Петра Первого...
- Трижды.
- Ну, рост, я понимаю, какое-то, может быть, сходство...
- ...грим, очевидно...
- А вы в этот образ вживались? Что чувствовали, играя Петра?
- Петрушу, как я его называл, государя императора... Я вообще историю очень люблю, увлекался и увлекаюсь ей до сих пор. В тех фильмах, в которых в этой роли снимался (в двух, во всяком случае, из трех), возможности глубоко покопаться в характере не было. Довольно схематичные были сценарии, а вот одна картина - «Демидовы»...
- ...классная!..
- Да. Там у Петра и жесткость, и мягкость, и доброта - скажем, когда он про сына говорит: «Он меня целовал сюда» (слегка к губам прикасается), а потом в истерику впадает, и так далее. Мне, если честно, нравились и время, и персонаж - он очень разный ведь, Петр. Я знал, что там все на крови построено, что быт страшный был, что вседозволенность повсюду царила - все, что хотели, делали, особенно при дворе, но как актеру мне было интересно в этом копаться, а если еще и сценарий такую возможность дает, тогда это замечательно. Увы, в двух из трех фильмов, повторюсь, возможности не было. Одна картина... Господи, как же она называлась, Боже ты мой? Мы там с Михаем Волонтиром снимались, Молдова ее совместно с «Ленфильмом» делала... О Кантемире - а, «Дмитрий Кантемир», а другая, «Тайный посол», о том, как из Туркмении к Петру посол был отправлен.
- Газ продавать...
- Точно! (Смеется). Там у меня большой эпизод, а вот в «Демидовых» действительно что сыграть было, и думаю, в какой-то степени у меня получилось.
- Кстати, насчет газа. С лицедеем, считаю, о политике говорить не следует (хотя политика сродни актерству), тем не менее именно артисты могут внести огромный вклад в развитие дружбы между народами...
- Конечно - актеры ведь почти дипломаты.
- Знаю, вы работаете сейчас над спектаклем по Гоголю...
- Наш театр вообще пора в Театр имени Гоголя переименовывать (улыбается).
- А что же с Театром Гоголя делать?
- В Театр транспорта переименовать, как раньше он назывался. У нас и «Женитьба» идет, и «Мертвые души», и «Ревизор», и во всех этих спектаклях я занят: в «Ревизоре» играю Городничего, в «Мертвых душах» - Ноздрева, в «Женитьбе» - Анучкина.
- Звезда Театра имени Гоголя!
- Ну вот (смеется), а сейчас мы репетируем «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Спектакль будет называться «Как поссорились...» - очень красочный, яркий, с прекрасными украинскими песнями, замечательным оформлением, костюмами, но очень грустный - это очевидно, потому, что поссорились ни на чем!
- Упрямые...
- И упрямые, и никто поработать мозгами не хочет, признать: «Это же глупость!». К нам люди приходят, смотрят и говорят: «Слушайте, какая-то невольная ассоциация возникает с сегодняшним днем, с отношениями России и Украины!». Я отвечаю: «Специально мы этого не делаем - так получается». Это очень грустная, печальная история, когда люди не дают возможности поработать своим мозгам и душам, задать себе вопрос: «Зачем мы так поступаем?», взвесить и определить, что в жизни дороже.
- Вот вам и классика!
- Ну, она потому и классика, что вечная.
- Видите: современных авторов мало...
- ...мало, да...
- ...вообще практически нет, а Гоголь с Островским не сходят с афиш и по-прежнему актуальны...
- Естественно, потому что там извечные проблемы отношений между людьми затронуты. Они как в доисторические времена существовали, так и в цивилизованном мире остались, только раньше убивали друг друга палками, а сейчас - пулями, а то и просто словом, понимаете? - вот и вся разница. Суть человеческая не изменилась, для этого миллионы лет понадобятся, и пока мы такие же, только по-другому одеты.
«КАКОЙ УДАР, КАКОЙ НОКАУТ МЫ ПОЛУЧИЛИ, ЧТО, БУДУЧИ ДОСТАТОЧНО ВЗРОСЛЫМИ УЖЕ РЕБЯТАМИ, ШЛИ И ПЛАКАЛИ?»
- В одном из интервью вы сказали: «У меня сейчас такое внутреннее состояние, когда не хочется большие роли играть: и устал, и возраст уже не тот, и наигрался достаточно»...
- В общем-то, да, это так. Конечно, когда-то мечтал: «Хорошо бы Ричарда III сыграть, Гамлета или Федю Протасова в «Живом трупе» - большие, глобальные роли, но, во-первых, сейчас никто их в силу возраста не предложит, а во-вторых, даже если кто-то с ума сойдет и решится, попросту откажусь, потому что такую работу не вытяну, она требует очень большой психофизической нагрузки. Ну что вы, в некоторых ролях один текст проговорить - уже язык на плече от усталости будет, а еще надо вложить туда себя, свои эмоции, поэтому даже в кино от больших ролей отказываюсь. Сейчас предложений, естественно, мало, но все-таки бывают - я вот и в Киев ездил...
- ...к Илье Ноябреву?..
- Да, сыграл у него в фильме «Тринадцать месяцев», а четыре года назад снялся у ныне покойной Тани Магар в хорошем телевизионном сериале - забыл, как называется, Господи... Ладно, вспомню потом... («Когда ее совсем не ждешь». - Д. Г.). Мы со Светланой играли пожилых актеров в доме отдыха, но это не важно, я сейчас о другом. Когда по поводу работы звонят, всегда спрашиваю: «На сколько роль?». Понимаю, что мне хотят сделать приятное, поэтому отвечают: «Достаточно большая - дней, знаете ли, на 7, 10, 12...». Я сразу: «Не-е-ет, не могу». Они встревоженно: «Что такое?», и я объясняю, что согласился бы на день-два, чтобы спокойно обдумать и сыграть эпизод. «А-а-а, ну, по правде говоря, эта роль как раз на два дня». Я: «Вот и прекрасно, давайте я почитаю сценарий», и потом уже соглашаюсь или нет. Поймите меня правильно: мне сейчас это уже не нужно. И когда на телевидение в какую-то передачу зовут, я спрашиваю обычно: «Зачем?». - «Ну, это же для вас реклама...». - «Да не нужна она мне!».
- Понятное дело...
- Не понимают люди, и я их не осуждаю - просто констатирую факт. У меня свое место есть в театральном мире и даже в киношном, своя ниша, к тому же я очень занят в театре, много работаю - более чем достаточно, поэтому больших ролей не хочу, все уже...
- Александр Сергеевич, в 70-е-80-е годы в политической жизни Союза был полный застой, зато в искусстве - мощный порыв. Столько талантливых людей появилось!
- О, безусловно!
- Ну а сейчас множество фильмов, сериалов снимается (до кризиса, во всяком случае, снималось), а ведь актеров такого масштаба, как тогда, нет. Или есть?
- Вы знаете, интересные попадаются, но это, как говорится, штучный товар - на пальцах одной руки пересчитать можно.
- Кто вам особенно нравится?
- Я не могу сказать, что кто-то уж так нравится.
- Ну хорошо, люди уровня Смоктуновского, Евстигнеева, Табакова сейчас появляются?
- Да что-то не знаю... Есть, безусловно, особенные, но это какой-то другой уровень.
- Что же является тут причиной: недообразованность, спешка?
- Сразу и не ответишь... (Пауза). Не хочу никого обвинять и боюсь кого-то обидеть, поэтому и сказать коллегам: «Ну, ты же не Табаков» или «Ты, к сожалению, не Смоктуновский» не могу.
- Иначе спрошу: но от чьей-то игры сердце хоть раз забилось? Имею в виду из молодых?
- Не помню... А нет, забилось, и, как это ни странно, от работы моего сына Шурки в сериале «Честь имею» о гибели псковского ОМОНа. Вот там да, но это щемящая история, и он действительно лихо сыграл. Сколько писем потом ему от военных с благодарностью приходило, ой! Даже строители нам говорили: «Если бы не ваш сын и не его роль в «Честь имею», мы бы вам этот ремонт не делали». (Смеется).
- Это ли не счастье?
- Пожалуй, да.
- В молодости театральных потрясений было побольше?
- Помню, когда еще в Школе-студии МХАТ учился, мы с ребятами шли пешком с проезда Художественного театра до Рижского вокзала, на Трифоновку, где наше общежитие находилось, и плакали, потому что спектакль «Три сестры» посмотрели. Мы не стеснялись своих слез, соплей...
- Спектакль этот во МХАТе шел?
- Да, он был уже возобновленный и тем не менее вызывал такие эмоции. Что это было? Какой удар, какой нокаут мы получили, что, будучи достаточно взрослыми уже ребятами, шли и плакали? Там замечательные актеры играли, все звезды Художественного театра, и еще я так плакал, когда смотрел фильм «Мост Ватерлоо». Может, я сентиментальный, хотя нет, не думаю...
- А для чего же тогда искусство?
- Вот-вот, да и сентиментальность - прекрасное качество.
- Значит, душа не черствая...
- (Кивает). Безусловно, но сейчас, чтобы от какой-то постановки или картины у меня защемило сердце - увы...
«ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО - КАКУЮ ТЕЛЕГРАММУ МЫ ПОСЫЛАЕМ В ЗАЛ»
- Хочу в заключение поблагодарить вас за прекрасное интервью, пожелать, конечно же, еще много хороших ролей, а нашим читателям - чтобы они, во-первых, были способны от спектакля заплакать, а во-вторых, чтобы кто-то поставил такой спектакль, после которого они могли бы расплакаться...
- Думаю, можно, наверное, и сегодня такой посмотреть, когда защемит сердце и перехватит горло от спазмов, но для этого нужен талант, дарование, которое в состоянии выразить, передать сильные чувства.
- А иначе зачем, правда?
- Конечно - в этом и заключается предназначение искусства вообще и театра в частности. Если ты холодный сидишь, как собачий нос, и просто разгадываешь режиссерские ребусы: «О, как здорово, как интересно...
- ...но что же он хотел этим сказать?»...
- ...да, то суть происходящего мимо идет, потому что не тем занимаешься: «Смотри, как придумал, а? Вот здорово!». Вспоминаю постановку легендарного уже литовского режиссера Някрошюса...
- В Вильнюсе?
- Нет, они в Питер приехали, мы тоже на гастролях там были, и я посмотрел спектакль «Отелло». Вообразите: сцена после удушения Дездемоны - лежит на полу в таком, я уже не помню, гробике или не гробике, героиня, вокруг нее горшки с цветами стоят... Герой сидит рядом. Долго сидит. Потом встает, переставляет один горшочек к ее ногам, второй - в другое место, и еще какое-то время на нее смотрит, долго-долго - я уже начинаю скучать. Гончаров наш сказал бы уже с нетерпением: «Ну ладно, я это понял. Дальше! Что дальше?», но здесь Гончарова нет, все происходит...
- ...неторопливо...
- ...очень уж медленно! Сижу я, короче, и думаю: что это означает? Какая-то метафора, а может, символ? В чем скрытый смысл? Суть происходящего между тем (лежит удушенная женщина) мимо меня проходит - я занимаюсь разгадыванием схемы.
- И вам оно надо?
- То-то же (смеется), поэтому и говорю: пусть спектакль будет попроще, но чтобы меня зацепило. Самое главное - чтобы из этой позиции (откидывается на спинку кресла) я сел вот в эту (наклоняется вперед, внимательно и напряженно что-то разглядывая), понимаете? Чтобы не было ситуации, когда по темному переулку после спектакля идут муж с женой и долго не разговаривают. Идут, идут, а потом он не выдерживает: «Это все ты: «Пойдем, пойдем...». (Хохочет). Молчать по другому поводу надо: от эмоционального удара - шокирующего, нокаутирующего, когда сопоставишь себя с героем или, наоборот, скажешь, глядя на происходящее: «Нет, это не про меня...
- ...и горшочки я бы так не переставлял»...
- В Маяковке вот был спектакль «Человек из Ламанчи», где я играл две роли - Дон Кихота и Сервантеса, и многие умозрительно рассуждали: «Ну что он, этот герой, ко всем со своими нравоучениями лезет? Люди живут так, как им хочется, как нравится, как удобно, - чего ты суешься, одергиваешь: «Вы неправильно поступаете, делайте так-то и так-то», зачем?». Его бьют, подвешивают на мельницу, он попадает в другие неприятные ситуации, но, как говорил Гончаров, если хоть один человек ночью под одеялом скажет себе: «Вот это правильно мужик заявлял!» - уже хорошо!
- Ради этого стоит игру затевать...
- Да, безусловно! Я вспоминаю 1963 год и наши гастроли в ГДР (театром тогда Охлопков руководил) - мы «Иркутскую историю» ставили.
- Прекрасный спектакль - классика!
- Замечательный, я согласен. Ой, нет, не в ГДР это было - в Румынии, прошу прощения.
- Ну, одно и то же почти...
- В то время - да, не имело значения, так вот, нам рассказывали, что после просмотра один местный актер пришел домой, накрылся одеялом, подушкой и три дня с семьей не разговаривал!
- Зацепило!
- Потом мы со Светланой играли другой спектакль, и одна уважаемая актриса пришла к нам за кулисы: «Ребята, не понимаю, как вы играете! Я народная артистка, 30 лет в театре. Объясните, что происходит: вы живете, чувствуете, показываете, изображаете?». Это был такой комплимент, но я не о том сказать хочу, какие мы хорошие, а о том, как важно, проникла твоя игра в сердце зрительское или нет.
Задача ведь какая стоит? Гончаров все время спрашивал: «Зачем и почему мы сегодня выходим на сцену? Для чего? Чтобы текст проговорить? Так возьми пьесу, прочитай ее просто - удовольствия, может, больше получишь», но для чего-то же мы стоим на полтора метра выше зрительного зала - наверное, чтобы словами своих героев высказать собственное миропонимание, мироощущение. Это очень важно - какую телеграмму мы посылаем в зал.
- Срочную...
- Правильно, поэтому, когда «Человека из Ламанчи» играли, эти идеи донкихотовские и мысли его расцветали, как говорится, махровым цветом, зал вставал и стоя нам аплодировал. Только стоя, каждый спектакль, а некоторые признавались впоследствии: «Единственное мое упущение в жизни - то, что я не видел в вашем театре «Трамвай «Желание». Поверьте мне на слово, где бы мы ни были - в России, Америке, где-то в Австралии (мы много объездили стран), - в какой-то самой невероятной ситуации находился хотя бы один человек, который говорил Светлане: «Слушайте, я вас в «Трамвае «Желание» видел!». Прошло уже 40 лет, и Света удивляется: «Поразительно! Когда вспоминаю, у меня все начинает дрожать», потому что так выстроен был Гончаровым этот спектакль.
Вот она, задача искусства, - чтобы человек говорил: «Какое упущение, что я этого не видел, и до сих пор меня это волнует».
Киев - Москва - Киев











Александр ЛАЗАРЕВ: «Поклонницы попадались, увы, сумасшедшие — и фары разбивали, и заднее стекло кирпичом, и веники дарили, и бутылки в меня вместо букетов летели — всяко бывало»
Создатель пирамиды «МММ» Сергей МАВРОДИ: «Когда я сидел на Петровке, под окнами там собирались стотысячные толпы — они скандировали: «Се-ре-жа! Се-ре-жа!», и стены камеры сотрясались. Я понимал, что можно скомандовать: «На Кремль!» — и ничто их уже не остановит. В сущности, надо было спровоцировать массовые беспорядки, гражданскую войну, чтобы потом торговаться с властями, но я не пошел на это, хотя и не убежден, что поступил правильно»
Бывший кадровый сотрудник разведки КГБ, а затем СБУ Михаил КРЫЖАНОВСКИЙ: «Военный преступник Генрих Мюллер являлся агентом ЦРУ, и еще в 1995 году шеф гестапо был жив»
91-летнего украинца Ивана Демьянюка осудили на пять лет за пособничество в убийстве 27900 евреев и тут же отпустили
Владимир Кличко расстался с подругой — американской актрисой Хэйден Панеттьери
Победителем «Евровидения» стал дуэт из Азербайджана
Преступления и наказания
Мы подражательны, как мартышки
Виталий КОРОТИЧ. Уходящая натура, или Двадцать лет спустя
ПОТАП: «Я сделался тверже, жестче и черствее. Леша Потапенко и в мыслях не держал, что песни можно продавать, а Потап такой рвач — ужас!»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги