Вдова Вячеслава НЕВИННОГО актриса Нина ГУЛЯЕВА: «На мой очередной день рождения Слава вызвал меня из актерского буфета, вывел в фойе, надел мне на палец кольцо с рубином и, волнуясь, сказал: «Нина, я хочу иметь от вас детей!»
«ЛЮБОВЬ НЕ ПОРАЗИЛА НАС, КАК МОЛНИЯ, А ПРИШЛА ПОСТЕПЕННО, СО ВРЕМЕНЕМ»
— Нина Ивановна, как встречаются люди, способные прожить друг с другом всю жизнь?
— Наверное, у каждого своя судьба. Мы со Славой познакомились в театре. После Школы-студии при МХАТе, в которой училась со Львом Дуровым и Олегом
Вячеслав Невинный с супругой Ниной Ивановной и сыном Вячеславом. «Слава был очень веселым человеком, любил рассказывать театральные байки, делал это блистательно, и этот его талант передался нашему сыну» |
Анофриевым, я поступила в этот театр на работу. Через четыре года туда же пришел молодой Вячеслав Невинный, который окончил курс у того же педагога, что и я. Кстати, через два десятка лет к нему поступил и наш сын, Слава-маленький, муж очень этим фактом гордился — Виктор Карлович Монюков слыл лучшим педагогом в нашем училище. Правда, когда сын учился на втором курсе, Монюков умер, но то, что он выбрал нашего Славу из сотен абитуриентов, дорогого стоило.
Помню, как впервые обратила внимание на Невинного. Мы репетировали спектакль «Три толстяка», где я играла Суок и куклу наследника Тутти, а Невинный сидел в зрительном зале и смотрел на меня. И вдруг предложил режиссеру: «Можно я буду за сценой озвучивать куклу? Она же механическая, значит, и звук должен быть соответствующий».
Ему разрешили, и он, используя какие-то шумы и трещотки, придумал для моей героини «музыку». Когда мы уже начали встречаться, он признался, что все время старался попасться мне на глаза, а я долго этого не замечала. Потом Слава стал приходить на каждый мой спектакль. Во время действия всегда сидел за кулисами, иногда в темноте я его не видела, но точно знала, что он там. А в финале стоял в самом дальнем конце зрительного зала и аплодировал, как мне тогда казалось, громче всех. Однажды попросил разрешения проводить меня до дома, и с тех пор и после спектаклей, и после записей на радио ждал меня, даже если я задерживалась. Зимой, бывало, выхожу из Дома радио, а он стоит, похожий на большой сугроб — замерзший, да еще и снегом заметенный.
«Слава, — всплескивала я руками, — ты же замерз!». — «Ничего страшного», — отвечает, а сам весь трясется. Часть дороги мы с ним шли пешком, часть — ехали на трамвае. Невинному нужно было выходить раньше — перед тем как трамвай уходил на круг. Я чуть не силой выпихивала его на остановке, он покорно спрыгивал, но на самом деле перебегал дорогу и, когда трамвай разворачивался, заходил снова.
О чем только мы с ним по дороге не разговаривали: он советовался, соглашаться ли ему на ту или иную роль, я ему рассказывала о каких-то своих жизненных проблемах и невзгодах. Однажды часть труппы — в том числе и я — отправилась на гастроли в другой город на автобусе, который уехал в Москву, а после спектакля вернулся обратно. Представьте себе мое удивление, когда, войдя в него, я увидела на заднем сиденье Славу. Он тогда придумал какую-то отговорку, но на самом деле приехал специально, чтобы немного побыть рядом со мной.
С сыном Славой, 1966 год. Вячеслав Вячеславович Невинный пошел по стопам родителей — окончил Школу-студию МХАТ, после чего был зачислен в труппу Московского художественного театра |
Славочка был на четыре года младше меня, поэтому долгое время я не воспринимала его всерьез.
— Можно сказать, что ваши отношения начались с дружбы?
— А как иначе, я-то к тому времени была замужем за актером нашего театра Михаилом Горюновым, за которого выскочила еще на третьем курсе училища. Считала недостойным обманывать мужа — мне казалось, что я уроню не только свою честь, но и его. И только спустя несколько лет поняла, что, кажется, люблю Славу. Он был такой красивый, высокий, спортивный, подтянутый, обаятельный, а когда он улыбался, то и вовсе расцветал. Так что любовь не поразила нас, как молния, а пришла постепенно, со временем. Возможно, все у нас случилось не так ярко, как у других, зато надежно, мы ведь прожили вместе 44 года, до самой смерти Славочки...
— В чем секрет такого завидного совместного долгожительства?
— Проблема современных женщин в том, что они слишком уж торопятся перейти к физической близости. Слава же ухаживал за мной три года, близки же мы стали только на второй. К тому времени мы с ним успели «нажить» настоящие чувства — любовь, нежность, желание защищать и оберегать друг друга. Те, кто сразу ложатся в постель, идут на поводу у своего желания, а эти моменты упускают.
Мужчины так устроены, что для них физическая близость очень важна, значит, мудрость и осторожность должна проявлять женщина — у нас она в подсознании заложена, потому что передается по наследству от мам и бабушек. И это не предрассудки, а житейская выгода. Ведь чем дольше мужчина за вами ухаживает, тем сильнее он влюбляется, а женщина за это время успевает понять, сможет она с этим мужчиной прожить всю жизнь или нет.
Мне жаль современную молодежь — они не понимают, что время до секса — самое приятное и сладкое в отношениях мужчины и женщины, когда особое значение
Ия Саввина, Иннокентий Смоктуновский, Вячеслав Невинный, Олег Ефремов и другие мхатовцы на гастролях в Алма-Ате, 70-е годы |
приобретают взгляды, прикосновения и даже запах любимого человека. Приходишь домой, чувствуешь, что шарфик пахнет его табаком, и сердце так сладко замирает!
Многое со временем забудется, а эти чувства и ощущения останутся на всю жизнь. И еще один секрет, который на первый взгляд может показаться банальным: чтобы жить с мужчиной долго и счастливо, нужно его любить. Моей внучке на день рождения подружка подписала открытку, в которой пожелала ей всего, что в таких случаях полагается, плюс выйти замуж за олигарха. А мы в свое время мечтали выйти замуж по любви, потому что это чувство, даже пережитое всего один раз, будет потом поддерживать вас в любых жизненных испытаниях.
«МНЕ ВСЕ ВНУШАЛИ: ЕСЛИ Я БРОШУ МУЖА, ОН ПОГИБНЕТ»
— Почему же тогда вы, когда поняли, что любите, сразу к нему не ушли — чего тянули?
— Муж у меня был очень хороший, но сильно пьющий. Мне все — его мама, актриса МХАТа Вера Брендина, его сестра Аня и ее супруг актер Александр Михайлов — внушали: если я его брошу, он погибнет. Вот я и не могла сделать решительный шаг, да и любила я его, иначе замуж бы не пошла.
Вот только получается, что, спасая его, нужно было поставить крест на себе — жить с таким человеком невероятно сложно. Что мы с его мамой ни делали, чтобы излечить Мишу от пьянства — не поверите, но даже к шаманам обращались, — ничего не помогало. 12 лет я надеялась, что муж перестанет пить и наши отношения наладятся, но, увы, этого так и не произошло. Муж по-прежнему пил, а Слава тем временем настаивал, чтобы я что-то решала: «Сколько ты будешь все это терпеть?». А я металась между ними и не знала, что делать.
Даже когда мы со Славой поженились, выбросить Мишу из своей жизни я не смогла. Он часто бывал у нас дома, они с Невинным любили и порыбачить, и в баньку сходить. Не было у нас вражды, мы всегда старались друг друга поддерживать.
С Татьяной Гавриловой и Андреем Мироновым в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля!», 1966 год |
— Как говорила героиня знаменитого кинофильма: «Высокие отношения!».
— Ну, до этого было еще далеко. А тогда на мой очередной день рождения Слава вызвал меня из актерского буфета, вывел в фойе, надел мне на палец кольцо с рубином и, волнуясь и запинаясь, сказал: «Нина, я хочу иметь от вас детей!». Так мы, замерев, и стояли, глядя друг на друга. Интересно, что сейчас именно в этом месте на стене висит фотография Славочки...
В ту же ночь я ушла из дома. В четыре часа, без ничего. Надоело встречать рассветы, стоя у окна и поджидая
Олег Табаков, Вячеслав Невинный и Олег Ефремов в картине «Испытательный срок», 1960 год |
загулявшего мужа, который, как всегда, явится пьяным. Из уличного телефона-автомата позвонила Славе в общежитие. Он сначала — спросонья — ничего не понял, а потом обрадовался: «Только никуда не уходи — стой там!».
Вскоре он прибежал, но куда меня вести, не знал. Начал обзванивать всех друзей и знакомых, но все отказывались принять среди ночи двух блудных актеров. Наконец наша актриса Таня Забродина, жена писателя Владимира Беляева, сама недавно пережившая похожую историю, сказала: «Приходите!». Переночевали мы у нее, еще пару дней скитались по друзьям, а дальше-то что делать? А тут еще Миша повстречал меня в коридоре театра, упал на колени и плачет — просит, чтобы вернулась, обещает, что бросит пить.
В общем, вернулась я и сама себе оправдание нашла: «Ну зачем я Славе со своим прошлым и грузом проблем? Ему молоденькая нужна». Вот только ничего у нас с мужем не сложилось, он несколько дней держался, а потом опять запил. Я снова ушла, он опять в слезы: «Вернись!». Так и ходила туда-сюда, пока подруга Нина Голубева, работавшая помощником режиссера на радио, не помогла нам со Славой снять квартиру своих знакомых у метро «Щербаковская» (сейчас «Алексеевская»), уезжавших в командировку в Германию на несколько лет. Бросились мы туда, а хозяйка руками разводит: «Квартира уже сдана». Уже и не помню, как мы ее уговаривали, я, кажется, даже плакала, но в результате ключи от заветного отдельного от всех жилья стали моими. Мы с Ниной все перечистили и перемыли, я привезла чистое постельное белье и новые занавески.
— Конечно же, в квартиру вы переехали вместе с Вячеславом Михайловичем?
— Нет, поначалу я там жила одна. Мужу сказала, что ухожу от него насовсем, Славе — что мне надо побыть одной и определиться, с кем я все-таки хочу остаться — с ним или с Мишей. Через месяц я выбрала мужа.
С Аллой Тарасовой в спектакле «Дым Отечества» |
— Как же так?!
— Слава очень переживал, даже пить начал. Наша актриса Кира Головко как-то позвонила мне и в ужасе начала рассказывать, что встретила Славу в невменяемом состоянии: «Нина, нельзя же так с мужиками: сначала один спился, теперь вот второй — что ты с ним делаешь?!». Не знаю, сколько бы это все продолжалось, если бы однажды Миша не бросился на меня с ножом. Это случилось 8 ноября: всю ночь я ждала его, но он пришел под утро пьяный, а когда проспался, закатил скандал — сказал, что встретил Славу и тот ему все о нас рассказал. Пока Миша точил кухонный нож о подоконник, я бочком выскочила из кухни и бросилась прочь.
Больше такой жизни я не хотела. Мужа выгнала, а как вернуть Славу, не знала — в театре наши спектакли не совпадали, поэтому мы не встречались и поговорить не могли. Спасла меня подружка — заставила Славе позвонить. Он минут через 10 примчался на такси, схватил меня в охапку, плачет.
Вокруг уже толпа начала собираться, а мы все отлепиться друг от друга не можем. Подруга людей сначала
С Людмилой Чурсиной, «Виринея», 1968 год |
отгоняла, а потом нам говорит: «У вас же квартира пустая, а вы тут стоите!». Больше мы со Славой не расставались. Вскоре я забеременела, хотя расписаться мы смогли только тогда, когда сыну исполнился годик: Миша долго не давал мне развод. Так что мы одновременно получили два свидетельства — о браке и о рождении ребенка. Слава-маленький был так похож на отца, что мы назвали его Вячеславом.
— Каким отцом был Вячеслав Михайлович?
— Очень добрым, ни капли строгости. Бывало, сядут со Славой-маленьким и разговаривают часами, а я их и не трогаю. Да все о театре беседовали — у отца и сына были общие интересы, а это, на мой взгляд, самое главное. Помню, незадолго до смерти муж мне сказал: «Знаешь, Нина, я, наверное, скоро умру, но мне не страшно. Главное, Славка твердо стоит на нашем пути — не свернет».
— Говорят, ваш муж считал, что самое главное в жизни — никогда не терять чувство юмора?
— Слава был очень веселым человеком. Любил рассказывать театральные байки, делал это блистательно, и этот его талант передался нашему сыну. Слава обладал редкостным умением подмечать смешное: кто-то не обратит внимания, а он приметит, запомнит, а потом так рассказывает, что люди со смеху падают. Причем в буквальном смысле слова — Саша Калягин у нас дома однажды так смеялся, что упал под стол и там лежал, от хохота встать не мог. Если у нас собирались гости, муж всегда был тамадой. И так выкладывался, что когда все расходились, говорил мне: «Знаешь, я как будто еще один спектакль отработал или еще в одном фильме снялся».
— Почему вы в отличие от мужа снимались мало?
С Ниной Гребешковой в комедии Леонида Гайдая «Не может быть!», 1975 год |
— У меня есть несколько художественных фильмов, за один из них — «Твой современник» Юлия Райзмана — я даже получила приз на кинофестивале в Карловых Варах в 1968 году. Правда, как это часто тогда бывало, ездил за ним какой-то чиновник, а мне не то что в руках подержать, но и посмотреть на награду не дали. От многих предложений я отказывалась, потому что не любила кино.
Чтобы сняться в парочке сцен, нужно было лететь куда-то на самолете или трястись в поезде или автобусе, ночевать в грязной гостинице, питаться в ужасных столовых. Согласитесь, гораздо приятнее прийти в театр, где тебя в чистой и теплой комнате переоденут в красивую одежду, и выйти на сцену. К тому же театр дарит актеру небывалое наслаждение: буквально через несколько минут между ним и зрителями возникает незримая связь — обмен энергией, которая как будто поднимает тебя ввысь.
Славочка тоже очень любил театр, но и снимался много, потому что семье нужны были деньги. Идем, бывало, домой — он со
Александр Калягин, Сергей Юрский, Сергей Маковецкий, Вячеслав Невинный, Леонид Филатов, Евгений Евстигнеев, Александр Филиппенко и другие в спектакле МХАТа «Игроки XXI века», 1992 год |
съемок, а я после спектакля. Я получила много положительных эмоций, поэтому лечу как на крыльях, а ему не дали ничего, кроме денег, поэтому он еле ноги передвигает. Картин у него около сотни, а я, смешно сказать, не все их и смотрела. Сейчас иногда включу телевизор — идет фильм какой-то незнакомый, и вдруг с удивлением вижу: «Слава!».
Еще я очень любила работать на радио для передачи «Театр у микрофона», озвучивать фильмы и мультики, в которых я, кажется, была всеми Принцессами, Золушками и Русалочками. В кино моим голосом разговаривали многие героини, но, наверное, самые заметные — Людмила в «Руслане и Людмиле», Ассоль в «Алых парусах» и Гуттиэре в «Человеке-амфибии».
Настя Вертинская в юности немного шепелявила и сама озвучивать своих персонажей не могла. В титрах меня не было, поэтому один критик написал в своей статье: «Просто удивительно, что у такой юной и красивой девушки такой богатый внутренний мир, который передается через голос и интонации». С Вертинской, впоследствии служившей во МХАТе, мы подружились, и она часто говорила мне: «Спасибо тебе за то, что украсила мою роль». Пока Слава мотался по киноэкспедициям, я за два часа озвучки получала столько же, сколько платили за съемки в кино.
«КАК-ТО У НАС В ДОМЕ ПОГАС СВЕТ, ТАК МАМА, МУЖ И СЫН СИДЕЛИ И ЖДАЛИ, ПОКА Я ПРИДУ И ВСЕ НАЛАЖУ»
Эльдар Рязанов, Глеб Стриженов, Вячеслав Невинный, Георгий Бурков, Светлана Немоляева и Андрей Мягков на съемках фильма «Гараж», 1979 год |
— Зато вы брали на себя все заботы по дому...
— Причем не только женские, но и мужские — по сути дела, мужиком в нашем доме была я. Слава не то что ремонт или строительство дачи осилить — лампочку сам вкрутить не мог. Как-то у нас в доме погас свет, так мама, муж и сын сидели и ждали, пока я приду и все налажу.
Слава очень страдал — по телевизору в это время показывали футбольный матч, а он, как заядлый футбольный
Одна из выразительных киноработ Невинного — сотрудник НИИ Карпухин, ориентирующийся на мнение большинства, в комедии Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского «Гараж» |
болельщик, не пропускал ни одного, но вкручивать сам пробки побоялся. Иногда меня это возмущало, и я возмущалась: «Сделай хоть что-нибудь по дому сам, без меня!», но чаще всего сама договаривалась со всеми мастерами, да еще и ругалась с ними по-мужски — громко и выразительно, если халтурили.
И машину я сама водила, Слава боялся садиться за руль. Ему на съемках как-то дали очень мощный мотоцикл, муж не справился с управлением и упал, чуть не покалечился, так что его страх перед движущейся техникой понятен и оправдан.
— Вы с мужем часто ссорились?
— Да как и все, наверное, но в основном по каким-то пустяковым поводам, о которых сейчас уже и не вспомнишь: то он что-то не туда положил, то я ему что-то не так ответила, а он обиделся. И ревности между нами не было.
Помню, когда мы со Славочкой только начали жить вместе, я его попросила: «Мужчине трудно быть абсолютно верным, и у тебя может с кем-то что-то случиться, но никогда мне об этом не говори — я не хочу ничего знать». За долгую совместную жизнь увлечения были и у него, и у меня, но мы всегда понимали: все это временно, а у нас с ним отношения навсегда, на всю жизнь. Мы ведь с ним настолько сроднились, что понимали друг друга с полувзгляда. Бывает, я только подумаю, а он уже мою мысль озвучивает. Или смотрим вместе телевизор, он только повернется, посмотрит на меня, и мы рассмеемся, прекрасно понимая, о чем или над кем мы хохочем. Друзья говорят, что мы со Славой к концу совместной жизни даже внешне похожи стали.
— Вячеслав Михайлович долго болел?
Вячеслав Невинный и Александр Калягин в постановке Олега Ефремова «Старый Новый год» на сцене МХАТа |
— Семь лет, хотя поначалу мы и представить себе не могли, что все закончится так трагично. Все началось с того, что у мужа
|
||
почернел ноготь на ноге, потом стал темнеть палец. Диагноз был неутешительным, а решение врачей — страшным, но когда мужу ампутировали одну ногу, нам показалось, что он пошел на поправку.
Конечно, без ноги плохо, но люди ведь и так живут, с войны-то еще худшими инвалидами приходили. Славе сделали хороший протез, он уже вставал с постели и ходил по квартире. А потом и вовсе репетировать начал — получил роль в «Нахлебнике» Тургенева, и одно время я даже верила, что все еще может быть, как раньше.
Мы живем через дорогу от театра, но ходить на протезе через подземный переход, да еще и зимой, было очень тяжело, поэтому наш художественный руководитель Олег Павлович Табаков распорядился проводить репетиции у нас дома. Вы не представляете, какое хорошее это было время!
Приходили актеры и режиссер, приносили с собой кто печенье, кто конфеты. Я им делала чай или кофе, и они репетировали в свое удовольствие. Слава работал замечательно, я наблюдала со стороны и видела, что у него уже начал формироваться рисунок роли. Он все время придумывал что-то интересное. Вдруг решил, что его герой в одной из сцен должен наигрывать какую-то мелодию на гитаре, и ребята тут же принесли ему из театра инструмент.
Уже готов был первый акт, и тут у Славы начала болеть вторая нога. Я бросилась к врачам в надежде, что они ему помогут, но оказалось, что ничего поделать нельзя. Диабет — коварная болезнь, разрушающая организм изнутри, и если он вцепился в человека, то уже не отпустит.
«СЛАВА В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ НЕ ХОТЕЛ НИКОГО ВИДЕТЬ — ЕМУ БОЛЬНО БЫЛО СМОТРЕТЬ НА ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ»
— Вячеслав Михайлович лечился дома?
С сыном Вячеславом Невинным и супругой Ниной Гуляевой в спектакле МХАТа «Блаженный остров» |
— Время от времени врачи укладывали его в Центральную клиническую больницу, там делали для него все возможное и невозможное, за что я очень всем благодарна. Тем более что не платили мы за это ни рубля — все, что требовалось, было бесплатно. Так решили три влиятельных человека — министры здравоохранения и культуры и директор ЦКБ. Помогал и театр — каждый день мне давали машину, чтобы я могла поехать — отвезти Славе домашней еды (он любил покушать), лекарства, просто посидеть рядом.
Последние четыре года муж болел дома, но безнадежности я и тут не ощущала. Медики нас не оставили — два раза в неделю к Славочке ходили врачи поликлиники при ЦКБ: осматривали, делали массаж. Смотрели они и мои записи — все данные о состоянии здоровья мужа, включая показания давления, которое каждый день измеряла сама и заносила в специальную тетрадку.
Если самочувствие Вячеслава Михайловича ухудшалось, они тут же присылали для консультации нужных врачей: когда муж стал хуже видеть, приехал окулист, однажды появилась какая-то сыпь, так к нам тут же примчался дерматолог. А Людочка, которая ходила, чтобы делать кардиограмму, вообще стала нам родной.
— Коллеги Вячеслава Михайловича часто приходили?
— Они рвались, но Слава в последнее время не хотел никого видеть — ему было больно смотреть на здоровых людей. Помню, как-то зашли его однокурсники Альберт Филозов и Гена Фролов. Они тогда так хорошо посидели — смеялись, вспоминали какие-то забавные случаи из своей студенческой жизни, по-моему, даже стихи читали и песни пели.
Я их давно не видела, поэтому смотрела и удивлялась: как же они постарели! Когда прощались, эти взрослые мужчины расплакались, как дети. А Слава после их ухода разрыдался и попросил: «Больше никого ко мне не пускай. Они пришли и ушли на своих ногах, а я, наверное, никогда больше не встану». Ему часто звонили и другие однокурсники, и коллеги по театру: «Хотим в гости!», но я вынуждена была всем отказывать.
Все последние четыре года, что Слава не вставал, я была рядом с ним. Спасибо сын помогал, часто приезжал, привозил все, что нужно, поэтому я свое время могла
С Михаилом Кононовым в детском пятисерийном телефильме «Гостья из будущего», 1985 год |
посвящать мужу. И переворачивала его, такого большого, сама, он же только вздыхал: «Бедная моя, как же ты со мной мучаешься». А я мечтала только о том, чтобы он как можно дольше был со мной...
— Вячеслав Михайлович умер во сне?
— Он ушел очень тихо... Я тут же вызвала врачей из ЦКБ, но побоялась, что из-за пробок они будут в центр добираться очень долго, позвонила еще и в городскую «скорую». Приехали довольно быстро и практически одновременно, только одни в белых костюмах, а другие — в зеленых. И те и другие привезли все необходимое для реанимации, но она не понадобилась: врач из ЦКБ посмотрел на Славочку, сказал: «Уже все...» — и сел писать справку о смерти.
Я не могла в это поверить и от отчаяния набросилась на врачей: «Вы же ему ничем не помогли — сделайте хоть что-нибудь!». Слава ведь был еще теплый, я это почувствовала, когда меня попросили приподнять ему голову. «Он живой!» — кричала я, но медики лишь грустно качали головами и просили успокоиться. Меня всю трясло, я бегала по квартире и не могла найти себе места, потом у меня подскочило давление, мне сделали какой-то укол. До сих пор не понимаю, как я все это пережила...
— Где вы взяли силы, чтобы пережить потерю?
— Особенно тяжело было в первое время. Я ходила по квартире и вслух разговаривала с мужем: что-то спрашивала, советовалась. Да и как можно было иначе, если в шкафу висели его вещи, а на стенах — его фотографии? В какой-то момент даже испугалась: неужели я схожу с ума?
Спасла меня подруга Ира Корчевникова, которая тогда работала директором музея МХАТа. Мы живем в одном подъезде, она часто ко мне заходит, а тут посмотрела и говорит: «Нина, надо что-то делать, так ведь и свихнуться недолго!». Ира увезла меня в Баденвейлер — курорт в Германии, знаменитый своей минеральной водой, а еще тем, что там умер Чехов.
Собиралась я, как сомнамбула, — подруга говорила, что надо делать, а я только послушно исполняла, сама не могла сделать и шагу — все время впадала в ступор. Дошло до того, что Ира даже заграничный паспорт, который был просрочен, и визу оформила за меня, я только расписалась в документах там, где она мне показала.
Баденвейлер меня воскресил. Мы жили на пансионе у знакомых Корчевниковой, у которых она отдыхает каждый год. Замечательная немецкая семья, хозяйка очень вкусно готовила, хотя мне, кроме манной каши и стакана кефира, на завтрак ничего больше и не нужно было. Сам Баденвейлер — удивительный городок, где не ездят машины, а люди на улицах разговаривают очень тихо, чтобы не разбудить отдыхающих, спящих — по предписанию врачей! — не только ночью, но и днем.
С Александром Солженицыным |
Поскольку это горный курорт, местность там соответствующая: улицы то резко поднимаются вверх, то опускаются вниз. Поначалу мне было очень тяжело ходить — сердце не выдерживало, но со временем я привыкла, а однажды даже в горы пошла. Правда, мыслями я постоянно возвращалась к Славе, но в этом не было уже той острой боли, которая так мучила меня в Москве.
Домой вернулась совсем другим человеком, даже репетировать начала (мне дали роль Марфы Тимофеевны в тургеневском «Дворянском гнезде»), а работа в таких случаях, как известно, лучшее лекарство. Правда, полностью боль не отпустила, да она, наверное, теперь всегда будет со мной, но и Славочка не оставляет меня — он все время рядом, помогает и защищает, когда надо.
— В чем это проявляется?
— Например, перед выходом на сцену, особенно если мне предстоит играть особо сложный эпизод, я всегда говорю: «Ну что, Славочка, пойдем! С Богом!». И знаете, меня как будто что-то — или кто-то? — поддерживает, придает мне сил. Спрашиваю сына после спектакля: «Как все прошло?», отвечает: «Папа бы похвалил». Да мы даже в бытовых делах постоянно с ним советуемся. Бывает, приготовлю что-нибудь вкусное, пробую и сама себе думаю: «Славочке бы понравилось», или сын новую куртку купит и говорит: «Хорошая, папа бы одобрил».
А вот во сне он ко мне не приходит, зато часто снится нашей «невесте» — так Слава называл невестку Ларису, которую он очень любил. В таких случаях она всегда говорит Славе-младшему: «Надо на кладбище съездить. Папа приходил, спрашивал, нет ли у меня чего-нибудь покушать». Невестка у нас казачка, украинка, поэтому готовит замечательно. Особенно хорошо у нее получается борщ — с пампушками, чесночком и салом, Вячеслав Михайлович его просто обожал. Но самым любимым его блюдом были деруны — натертая на крупной терке и обжаренная в масле картошка, думаю, это гастрономическое пристрастие пришло из его голодного военного детства.
— Сколько у вас с Вячеславом Михайловичем внучек?
— Две — родная и приемная. Когда сын женился, у Ларисы уже была семилетняя дочь Иветта, которую мы приняли как родную: Слава-маленький стал ей отцом, муж — дедом, а я бабушкой, причем даже более близкой, чем родная со стороны ее папы. Сейчас Иветточка уже взрослая, учится в институте, а младшей внучке 12 лет.
— Газеты писали, что на могиле Вячеслава Михайловича до сих пор нет памятника. Эта проблема решилась?
— Давно надо было его поставить, да все денег не хватало. Только наберу небольшую сумму, как она тут же куда-то расходится. Как-то мне позвонила дочь Михаила Ульянова Лена — Славочка очень дружил с ее отцом — и сказала: «Нина Ивановна, деревянный крест на могиле Вячеслава Михайловича совсем покосился, надо новый поставить. Вы не переживайте, я вам помогу».
Оказалось, что Лена основала Благотворительный фонд помощи ветеранам театра и кино «Народный артист СССР». Правда, собранных денег поначалу не хватило, и Ульянова обратилась к известному меценату Алишеру Усманову, который и дал недостающую сумму. Мы даже хотели установить на памятнике благодарственную табличку, но нам сказали, что это плохая примета.
Как-то по телевизору увидела могилу похороненного в Париже Ивана Бунина — простой мраморный крест — и подумала: наверное, такой надо сделать и Славе. Но меня начали переубеждать: дескать, у нас в отличие от Франции сильные морозы, мрамор может не выдержать — потрескается. Памятник, который стоит на могиле Славочки на Троекуровском кладбище, чем-то похож на бунинский, только не мраморный, а гранитный: черный крест и бронзовое полотнище с чайкой посередине, как на занавесе во МХАТе, где муж проработал всю жизнь.