Телеоко
Осторожно: дети!
Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 7 Июля, 2009 00:00
На канале «СТБ» закончилась очередная «Битва экстрасенсов», участниками которой стали украинские школьники
Четвертая «Битва экстрасенсов» должна была стать мировой премьерой: несмотря на то что сам формат передачи куплен у англичан, ни в Великобритании, ни в какой-либо другой стране в эту загадочную игру еще не играли дети. Такое чудо произошло только у нас, как говорится, made in Ukraine. Но до телевизионной сенсации соревнование украинских Гарри Поттеров таки недотянуло. Не хватило то ли убедительности (ведь поверить в то, что обычные с виду школьники видят любого человека насквозь, трудновато), то ли слаженности. Не знаю, как вам, а лично мне порой казалось, что эстэбэшники впервые в жизни столкнулись с таким сложным и необъяснимым феноменом, как... дети, и не могут понять, что же с ним дальше делать.
«МЫШИ ПЛАКАЛИ, КОЛОЛИСЬ, НО ПРОДОЛЖАЛИ ГРЫЗТЬ КАКТУС»
Работать с ребятами оказалось намного сложнее, чем со взрослыми гадалками, знахарями и ясновидящими, и в результате шоу еще раз доказало одну-единственную истину — то, что взрослые воспринимают нормально, далеко не всегда годится для детей. А то, что дядь и теть доводит до слез и истерики, детям вообще показывать не рекомендуется.
Кто смотрел предыдущие сезоны «Битвы», наверняка помнит, как плакали экстрасенсы, когда их завели в застенки, где в 40-е годы гестаповцы пытали людей, как тряслись от страха, стоя на пороге проклятой черниговской квартиры, в которой по необъяснимым причинам один за другим погибали хозяева.
Человек, пусть даже наделенный какими-то сверхъестественными способностями, все же остается человеком, и страх, боль, отчаяние ему не чужды. Непонятно, какая сила заставляла телевизионщиков раз за разом придумывать для участников задания типа «найдите убийцу», «опишите, как человек сумел выжить после 20 ножевых ранений и кто их ему нанес», но уж явно не чистая и светлая. Потому что на людей, которых регулярно травмировали и пугали из передачи в передачу, было больно смотреть. Больно и глупо, ведь никто из них так и не додумался развернуться и уйти. Как в той поговорке: «Мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус». Я опасалась, как бы и детям не начали задавать подобные веселые задачки. И в первом же эфире опасения подтвердились.
Узнав, что ребята больше всего боятся пауков, остроумные организаторы отыскали большущего мохнатого птицееда, еле запихнули в коробочку под видом приятного сюрприза и попросили отыскать. А потом минут пять показывали, как дрожит и плачет над открытой коробочкой 16-летняя Дарина Сухая. Оказалось, у девочки арахнофобия — она панически боится пауков, на дух их не выносит.
Дальше — больше. Ребят попросили заново пережить то, что случилось с 14-летним Валиком. Несколько лет назад он утонул в бассейне: его удалось вытащить и откачать, но после долгого пребывания под водой клетки мозга погибли. Глядя в глаза несчастной маме, которая пытается найти виновных в том, что случилось с ее сыном, его ровесники должны были в деталях рассказать, что же чувствовал Валик, когда медленно умирал.
Другая мама, чей сын был найден повешенным, просила юных участников восстановить картину целиком и ответить на вопрос: парень сам решился свести счеты с жизнью или его к этому подтолкнули?
«К нам обратились за помощью, и мы не смогли отказать», — так объясняли все эти жуткие конкурсы телевизионщики. С одной стороны, понять их можно: если человек обращается к экстрасенсам, к тому же молодым, да ранним, значит, ему действительно больше некуда идти. А с другой — было безумно жаль детей, которые приехали из разных городов, чтобы поучаствовать в развлекательной программе, а вместо этого на них внезапно вывалили чужую боль. Неужели взрослые маги-чародеи, распиаренные «СТБ» как всезнающие и всемогущие, не могли просто и без лишнего шума помочь просящим? Или помогать нужно было только в эфире?
Неудивительно, что дети постепенно начали срываться — уход каждого участника сопровождался морем слез. Когда по длинному коридору, плача навзрыд, совершенно один шел первый выбывший ребенок — 11-летний Валентин Банных, — я все еще надеялась, что родители остальных юных участников позвонят им и скажут: «Та-а-ак! Быстро домой!». Но, к сожалению, чуда не произошло. Шоу продолжилось, и психолог проекта Виктория Корнюш снова уверяла с экрана, что дети — это те же взрослые, только ростом пониже, и бороться друг с другом они должны самыми что ни на есть взрослыми методами.
В знаменитой книге Голдинга «Повелитель мух» дети тоже взрослыми методами боролись, а что из этого вышло?
ВЫРАСТИМ БАБУ-ЯГУ В СВОЕМ КОЛЛЕКТИВЕ!
Конкурсов каналу оказалось мало — эстэбэшники решили закрутить интригу. Устроили детям украинский народный праздник — Хеллоуин. Дополнительный — на случай, если кто осенью не отметил. И юные участники, разложив на полу красную тряпку с пентаграммой и нацепив рожки, увлеченно вызывали духов. Духи, слава Богу, оказались умнее тех, кто это затеял, — плюнули и не пришли.
А когда у 16-летнего Сережи Лаврентюка (он уверенно шел к победе и таки победил) что-то не получалось, впечатлительный парень очень расстраивался: «Мне кто-то мешает. Это колдовство». Как было не ухватиться за такую ниточку?
Вместо того чтобы объяснить парню, что в 16 лет все подряд и не должно получаться, доблестные сотрудники телевидения стали искать в детском коллективе злобную Бабу-ягу, которая только тем и занимается, что круглосуточно наводит порчу. Ею оказалась Даша, ничего не подозревающая о том, что она боится церкви и колдует по-черному. Во время одного из конкурсов девочка не выдержала психологического давления — ругнула ведущего и съемочную группу матом. Почитайте форум «Битвы» — и увидите: зрители ее полностью поддержали.
Ведь никто из устроителей рейтингового проекта почему-то даже не подумал: после шоу ребенок вернется домой, в свой двор, в свой класс, к сверстникам, и ему придется как-то жить дальше — с клеймом ведьмы или, как минимум, ненормального.
Хотя дети-участники и вправду не были нормальными. Они были замечательными. И эту абсолютно непродуманную передачу сомнительного качества, будто слепленную на скорую руку, я смотрела только потому, что переживала за них — чрезвычайно талантливых и, несмотря на это, ранимых и совершенно беззащитных среди взрослых, которым нужны персонажи для шоу и шоу для зарплаты.
ОШИБЛИСЬ ДВЕРЬЮ?
В последней программе оказалось, что 13-летний Игорь Кособродов не только определяет, где у человека что болит, но и делает нереальные пируэты на роликах вместе с четырехлетней сестричкой, Даша Сухая метко стреляет по мишеням и лихо водит отцовский автомобиль, Сергей Лаврентюк... танцует танец живота. А одна из претенденток на победу, единственная участница, оставившая проект добровольно, Лена Кекул, потрясающе поет.
У 16-летней девочки оперный голос — колоратурное сопрано, она победительница международных конкурсов, на одном из которых ее назвали новой Евгенией Мирошниченко. На своем выпускном девочка пела... Нет, не «Школьную пору» и не что-то в этом роде, а «Памяти Карузо»! И у меня сложилось впечатление, что, придя на «СТБ», Лена малость ошиблась дверью — ей надо было на шоу «Україна має талант».
— Впечатления от «Битвы экстрасенсов» остались хорошие, потому что я нашла новых друзей, — говорит Лена Кекул. — Мы и сейчас созваниваемся, общаемся. Но все же я ушла из проекта. Во-первых, школа и выпускные экзамены были важнее, а во-вторых, слишком тяжело было проходить конкурсы, связанные с насилием и несчастьями.
Когда шла на кастинг, хотела разобраться в себе: почему вижу вещие сны, почему мне кажется, что я знаю что-то о незнакомых людях? Родители меня поддержали. Мы надеялись, что конкурсы для детей будут детскими, красочными, интересными. Как тот, где надо было определить, в каком стакане золотая рыбка, или тот, в котором участвовала Светлана Лобода. Нам дали детскую фотографию и попросили рассказать, кем ребенок стал, когда вырос. Но когда о тонущем мальчике надо было рассказывать... Была версия, что его ребята в бассейне толкнули, затоптали и никто ему не помог. Я пережила нечто подобное: четыре года назад, во время «оранжевой революции», споткнулась, и меня чуть не затоптала толпа на Крещатике. С тех пор ужасно боюсь мест, где собирается много народу. Представляете, как я чувствовала себя после этого конкурса?
К Лене за помощью обращаются люди, и она отвечает всем — объясняет, что принимать на себя чужие беды ей еще рано, да и практиковать как экстрасенс она в дальнейшем не собирается. Странно, но такое мудрое и абсолютно взрослое решение ребенок принял именно после «Битвы экстрасенсов».
А тем временем «СТБ» готовит новую «Битву», где судя по интригующему анонсу будут соревноваться представители разных школ магии: гадалки со знахарями, характерники с хиромантами. Что ж, и хиромантия — дело, в принципе, неплохое. Только если пишется через «и»...
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter