Кинорежиссер Петр ТОДОРОВСКИЙ: «Ханнелора племянницей фельдмаршала Паулюса была, ребенком у Гитлера на руках сидела, у Геринга, и когда у нас все закрутилось, призналась, что в гитлерюгенде состояла, была зенитчицей и сбила американский самолет. Поскольку она в руки советских попасть боялась, хотела, чтобы первым ее мужчиной был немец, и когда поняла, что это уже конец, где-то в развалинах, под бомбежкой, какому-то солдатику немецкому отдалась»
(Продолжение. Начало в № 27)
«МОЙ ДРУГ МАРЛЕН ХУЦИЕВ ГОВОРИТ: «ХОЖУ С ПРОТЯНУТОЙ РУКОЙ, НИЩИЙ, ЖАЛКИЙ, КРОХИ ВЫПРАШИВАЮ...»
![]() |
| Фото «ИТАР-ТАСС» |
- Вы и на фронте, и после войны много того видели, о чем говорить было не принято: скажите, сегодня, будучи абсолютно независимым художником и свободным человеком, имея позади такой опыт, советское государство вы любите или нет?
- Знаете, мой друг Марлен Мартынович Хуциев, который уже шесть или семь лет последний свой фильм снимает (естественно, первая сумма, выделенная на эту картину, давно уже съедена), говорит: «Я бы в то время вернулся. Хожу с протянутой рукой по Министерству культуры, нищий, жалкий, крохи выпрашиваю, чтобы хоть как-то что-то доснять, чтобы все-таки фильм случился, а там мы не знали, откуда деньги берутся». При одном условии - если сценарий цензурные рогатки проходил.
На Одесской киностудии, которую я очень люблю, потому что это она открыла мне путь в режиссуру и все такое, был редактор, который сценарий читал и мог на редакционную коллегию его представить. Если замечаний не было, текст уходил в Киев - там его единолично, не показывая больше никому, мог остановить, снабдив внушительным списком поправок, другой редактор, рангом повыше, который Одесскую киностудию курировал, но если все было хорошо, текст, начальством прочитанный (каким-нибудь замминистра), отправляли в Москву - там следующий редактор, который уже весь украинский кинематограф курировал и чувствовал себя едва ли не хозяином Украины, тоже любых поправок мог требовать.
![]() |
| «Марлен Хуциев, который уже шесть или семь лет последний свой фильм снимает, говорит: «Я бы в то время вернулся. Я тогда себя человеком чувствовал, а теперь я — ничто» Фото «ИТАР-ТАСС» |
Иногда после того, как все такие пожелания выполняли, хороший сценарий в ерунду превращался, тем не менее Марлен Мартынович говорит: «Да черт с ней, с этой цензурой! - не собирался и не собираюсь антисоветские фильмы снимать, но я человеком себя чувствовал, а теперь я - ничто».
Конечно, сейчас система в кинематографе жесткая. У меня вот сценарий лежит под названием «Оглушенные тишиной» - я его написал в противовес фильму «Встреча на Эльбе», очень плохому, до жути заполитизированному, где два коменданта - наш и американский - показаны, и вот рассказал о том, что в действительности произошло, когда мы с американцами встретились, как наши солдаты вели себя с немцами и прочее - я ведь был комендантом, и в памяти много чего осталось. Не дают денег! Не пропускают! - а съемки по такому сценарию очень дороги: минимум три-четыре миллиона долларов надо, потому что актеры должны быть американские, немецкие, массовка немецкая нужна, обязательно какие-то общие планы там, на месте, снять надо.
- И опять к своему вопросу я возвращаюсь: этот строй советский сегодня вам дорог?
- Нет, потому что все-таки были мы несвободны... Нас даже мысль поехать куда-то в Италию не посещала, в голову это не приходило, и вообще, наше поколение - беспомощные либералы. Ничего не хотели: только бы дали снимать, и тот же Гриша Чухрай ходил со сценарием первого своего фильма про белогвардейца...
- ...«Сорок первый»...
- Да, и на студии Довженко пороги он обивал, и на Одесскую приезжал, пока, наконец-то, к Пырьеву не пробился, который генеральным директором «Мосфильма» стал, и тот сказал: «Будешь снимать!». Вот и все, так что утвердить сценарий - самое главное было, и еще надо было обязательно какого-то «зайца» там дописать - вы знаете, что это?
У меня в моем первом фильме «Верность» был в конце парад на Красной площади, на который смотрит седой уже, конечно, герой и все такое, и вот когда на Венецианский фестиваль картина попала, на предварительном просмотре критики приняли ее хорошо, за исключением этого эпизода - мол, чистая пропаганда... Взял я тогда две поллитровки и пошел к киномеханику - все свое обаяние в ход пустил... У них в будке был стол, ацетон - все необходимое, и после небольшой манипуляции картина на семь минут стала короче и вечером прошла на ура. Ко мне еще зрители подходили: мол, а почему это критики вас ругали? - вот это и был «заяц»...
![]() |
| Елена Яковлева и Томас Лаустиола в фильме «Интердевочка» по одноименному роману Владимира Кунина. «Лена — замечательная актриса, но еще и лошадь — работоспособность у нее потрясающая» |
- ...который не помешал вам стать лауреатом в номинации «Дебют»...
- Кстати, о своем секрете я Марлену Хуциеву рассказал, у которого на этом фестивале фильм «Мне двадцать лет» был представлен. Он уже три взял поллитры и по знакомому маршруту отправился - к киномеханику, только я пять минут там сидел, а он полдня, пока все редакторские «поправки» не вырезал. Было 16 частей, осталось в результате 13, а ночью, в темноте мы с ним, оглядываясь, чтобы никто не увидел, вынесли под одеждой обрезки пленки и концы спрятали в воду - бултых!
«МНЕ ПИСАЛИ: «ВОТ У КУНИНА ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПОКАЗАНО, ЧТО С ЯПОНЦЕМ ЕЙ ЛУЧШЕ, ЧЕМ С ЭТИМ ШВЕДОМ, А У ВАС ЧТО? ЕЕ ТРАХАЮТ, А ОНА ЛЕЖИТ, КАК КОРОВА...»
- У вас замечательные были картины: и «Военно-полевой роман», и «Любимая женщина механика Гаврилова», и, конечно же, «Интердевочка» - для того времени снять ее было поступком, потому что показать такое в советском кино раньше было немыслимо...
- Я в Доме ветеранов кино в Матвеевском сидел - мы там разные режиссерские штуки любили писать, и вдруг редактор сценарий приносит под названием... «Проститутка».
- Кунина?
![]() |
| Геннадий Сидоров (Женя-лейтенант), Наталья Щукина (Наташка-школьница), Любовь Полищук (Зина Мелейко), Ингеборга Дапкунайте (Кисуля), Ирина Розанова (Сима-Гулливер) и Елена Яковлева (Таня Зайцева), «Интердевочка». Картина была очень популярна в перестроечное время, лидер проката 1989 года |
- Да, Володи. Я рассмеялся: «Ты что?», а он: «Главный редактор «Мосфильма» только Тодоровскому распорядился отдать: мол, пошлятину он снимать не будет, клубнички никакой не допустит». Ну, думаю, надо в более жестком материале себя попробовать, потому что постоянно какие-то лирические фильмы снимаю, а это уже социальный мотив, и у этой героини был план, было желание себя реализовать. Тогда как раз из Союза поток эмиграции хлынул: Родину покидали проститутки и не только они - за границу старались перебраться все молодые, красивые, которые чувствовали свою привлекательность и возможности, но не могли их здесь проявить.
- Проститутки с накоплениями уезжали?
- За накоплениями - шведы, которые в Питере гостиницу «Прибалтийская» строили...
- ...по тем временам просто шикарную...
- ...100 путан вывезли, но дело в том, что из сотни - это я уже в Стокгольме узнал, когда вторую серию там снимал, - в Швеции лишь 28 остались - остальные в Гамбург уехали, где по своей профессии продолжали работать...
![]() |
| Звезды советского кино Николай Еременко-младший, Анатолий Кузнецов, Александр Панкратов-Черный, Вячеслав Тихонов, Анатолий Ромашин, Петр Тодоровский, Георгий Жженов на VII кинофестивале «Окно в Европу», август 1999 года |
- ...путанить...
- Да, там специальная большая улица есть...
- ...Рипербан, то есть поначалу сценарий Кунина вам не понравился?
- Вторая часть не понравилась - если бы точку поставить на том, как интердевочка за кордон улетает...
Кроме того, мне не дали Питер снять с верхней точки: Исаакий, Фальконе...
- А вы хотели?
- Очень! - мечтал показать город, увиденный глазами героини из самолета: дескать, вот с чем она прощается, а так просто какие-то общие планы сделали...
- Вы едва ли не первым в советском кинематографе осмелились показать половой акт...
- У Кунина в сценарии говорится, что Танька на это решилась, потому что отец, которого до того никогда в жизни не видела, три тысячи рублей за свое согласие на выезд ее потребовал... Понадобились деньги, и у героини другого выхода не было, кроме как провести ночь с японцем, но при этом с ним ей было лучше, чем со шведским мужем.
![]() |
| С Гариком Сукачевым на церемонии вручения российской кинематографической премии «Ника», 2006 год. С семиструнной гитарой Петр Ефимович не расставался сюности и был известен не только как аккомпаниатор, но и композитор Фото «ИТАР-ТАСС» |
- Такое и в жизни бывает...
- После выхода фильма я сотни писем по этому поводу получил, мне писали: «Вот у Кунина по-настоящему показано, что с японцем ей лучше, чем с этим шведом, а у вас что? Ее трахают, а она лежит, как корова» - такие были претензии.
- Вам, тем не менее, тяжело было на показ столь откровенной сцены решиться?
- Если бы то, как мы это снимали, кто-то со стороны запечатлел, сюжет бешеный успех бы имел, потому что Лена Яковлева на кушетке лежала, из магнитофона джазовая мелодия лилась, в такт которой оператор немножко камеры двигал, осветитель бэбиком (легкий киношный осветительный прибор. - Д. Г.) водил, какие-то мазки нанося световые, кто-то бревном кушетку раскачивал, а я за задницу Лену толкал.
- Так у вас самая хорошая работа была...
- (Смеется).Трудилась, в общем, вся съемочная группа в поте лица, а ценители эротики недовольны остались: лежит, как корова...
![]() |
| С Эльдаром Рязановым и Александром Ширвиндтом на творческом вечере, посвященном 80-летию Эльдара Александровича, 2007 год Фото «ИТАР-ТАСС» |
- Ругали потом вас за это?
- Что вы! - фельетоны пошли: сейчас, мол, все девочки фильм посмотрят и начнут проституцией заниматься, как будто ничего подобного раньше у нас не было - ни наркомании, ни проституции...
«КОГДА ПОЯВИЛАСЬ СЕКС-БОМБА: КОЖАНАЯ ЮБКА, ГРУДЬ НАРУЖУ! - ПРОСТАЯ РУССКАЯ ЖЕНЩИНА РЯДОМ СКАЗАЛА: «НУ, ВОТ ЕНТУ ВОЗЬМУТ СРАЗУ»
- С настоящими валютными проститутками вы общались?
- Ну, я ведь должен был материал узнать, потому что как же без этого?
- То есть общались...
- У меня, слава Богу, и художник в этом смысле подкованным оказался, как-то всю эту ситуацию понимал.
![]() |
| Людмила Гурченко, Наталья Назарова, Станислав Соколов, Евгений Евстигнеев и Светлана Пономарева в мелодраме «Любимая женщина механика Гаврилова», 1981 год |
Я же вообще не знал, что в городе творится, - жил обособленно, в центре бывал редко: «Мосфильм» - дом, «Мосфильм» - дом... Однажды из Парижа хозяин кинотеатра «Космос» приехал, где премьера «Военно-полевого романа» была, - он позвал меня, Панфилова: словом, всех режиссеров фильмов, которые в своем кинотеатре показывал, в «Националь», банкет там устроил... Сидели мы допоздна, потом моя жена французов в гостиницу «Россия» повезла, а я на улице остался ее ждать. Вижу, уже первый час ночи, а тут какое движение, девушки ходят, сексуально затянутые, с декольте...
- На «Мосфильме» таких не было...
- К ним и черненькие ребята подходят, и наши, какой-то идет торг, и вот что меня поразило... Простая русская женщина рядом со мной остановилась: явно после ночной смены, изможденная, из авоськи у нее - на всю жизнь я запомнил! - бутылка кефира и кочан капусты торчали. Она тоже смотрела, смотрела вытаращенными глазами на все это, и постепенно до нее доходить стало, что тут за процесс происходит, и когда появилась такая секс-бомба: кожаная юбка, грудь наружу! - сама себе сказала: «Ну, вот енту возьмут сразу».
- Вам этих девочек было жалко?
- Да, ведь ко мне на «Мосфильм» их целыми партиями приводили. Одна пигалица лет 15-ти явилась - маленькая, но в норковой шубе.
![]() |
| С супругой Мирой Григорьевной Петр Ефимович прожил более полувека. «В нашей жизни разные были периоды, но мы все-таки сохранили семью» |
Я удивился: «Откуда такая роскошь? Твои ровесницы над швейными машинками спины гнут за копейки», а девчонка: «Ну и дурочки - они боятся, а я смелая». Другая 32-летняя пришла, кандидат химических наук: «Хочу рассказать вам свою историю, поскольку вы будете фильм о путанах снимать». Муж от нее давно ушел, двое детей... «Я, - призналась, - этим по необходимости занимаюсь, но на панель не хожу». - «Ну и что же вы делаете?». - «У меня, - пояснила, - 10 клиентов: они приходят ко мне домой по расписанию, но, как только 100 тысяч я соберу (по тем временам это внушительная была сумма! - П. Т.), все брошу и докторскую диссертацию сяду писать - у меня есть уже материалы». Так что очень разными они были...
- «Интердевочка» стала, как мне Марк Рудинштейн рассказывал, первым советским фильмом не просто по-настоящему кассовым, а приносившим сумасшедшие кооперативные деньги...
- ...ему в первую очередь (смеется). Он просто копию получил и на ней заработал столько, что организовал фестиваль «Кинотавр» в Сочи.
- Вы знали об этом?
- Нет, до меня только потом дошло.
- Тем не менее вы после «Интердевочки» тоже богатым стали...
- Да, разбогател - «Мосфильм» тогда как раз на самофинансирование перешел, поэтому только на студии 120 тысяч мне заплатили.
- О! - по тем временам прекрасно!..
- Да, особенно если учесть, что остальные получали за фильм четыре тысячи, шесть тысяч... Восемь тысяч - это уже самая высокая планка была, но на руки давали меньше: за перерасход пленки, партийные взносы высчитывали... Мы, короче, с женой не знали тогда, куда деньги девать.
- Как же вы ими распорядились?
- Тут как раз человек из Америки приехал, к нам в гости пришел. Мы ему: так, мол, и так, а он: «Да купите себе дачу».
- Вот этой, где мы сейчас разговариваем, разжились?
![]() |
| С сыном Валерием. «В режиссеры он, в общем-то, попал совершенно случайно. У Валеры и интуиция, и хороший аналитический ум, он исключительно образованный человек...» |
- Нет, за Жуковским приобрели. Там тоже очень хороший дачный кооператив для ученых - песок и сосны, а этот домик Высоцкому принадлежал, правда, от него здесь только санузел остался. Рядом за забором сценарист Эдуард Володарский жил, который с Высоцким дружил, и Володя с Мариной часто бывали у него в гостях. Обоим очень нравилось это место, но им участок в Красной Пахре по каким-то причинам не выделили, поэтому Володарский разрешил другу поставить домишко на своей территории - у меня фотография этого строения есть.
Когда Высоцкий умер, Влади хотела продать дачу вместе с землей, и тут началось... Отец Володин писал, Володарский писал, она писала - газеты масла в огонь подливали... Наконец, дошли до суда, и Марине Эдуард предложил: «Домик твой - пожалуйста, забирай, а земля моя» - и процесс выиграл. В итоге просто развалили все, что могли, - только санузел остался прежним.
«ВЫСОЦКИЙ К НАМ НЕСКОЛЬКО РАЗ ПРИХОДИЛ - МОЯ ЖЕНА МАННУЮ ИЛИ ОВСЯНУЮ КАШУ ЕМУ ВАРИЛА»
- Хотите сказать, что в этой ванной, которую я только что лицезрел, лежала Марина Влади?
- Да, и еще какая-то французская стиральная машина стояла, но она уже не работала, и мы ее выбросили.
- Трепет, когда мыться идете, у вас есть?
- (Смеется).Трепета нет. С Володей я неоднократно встречался - он в Одессе снимался, а мы напротив студии жили. Его беспокоил желудок: то ли язва, то ли гастрит был, - поэтому в студийной столовой питаться не мог и к нам несколько раз приходил: моя жена манную или овсяную кашу ему варила. Как-то раз говорит: «Давайте последние песни я запишу», - а у меня две или три гитары были и хороший магнитофон Grundig. Позвали звукооператора...
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Жизнь очень непростая прожита, особенно первая ее половина...» Фото Сергея КРЫЛАТОВА |
- ...и записали?
- Да - и «Охоту на волков», и все прочее. Я этих песен не знал, но у Володи такие мелодии - их можно было вперед на три хода угадать, и потихонечку я ему стал на одной струне подыгрывать, полифонические штучки такие вводить. Очень хорошая композиция получилась: я кому-то тут же переписать дал, естественно, а через 10 дней был в Нижнем Тагиле с премьерой своего фильма. Захожу в кабинет директора кинотеатра, где должна проходить встреча со зрителями, а там два молодых журналиста с магнитофоном наготове стоят: «Пожалуйста, Петр Ефимович, расскажите, как сделана эта запись». Я был потрясен тем, что за 10 дней все это на Урале уже оказалось - такая была скорость распространения.
- Петр Ефимович, вы много замечательных картин сняли, одна лучше другой, а какая у вас самая любимая?
- Обычно на этот вопрос так отвечают: у меня пятеро, например, детей, и всех их люблю одинаково - так вот и фильмы...
- ...обычно да...
- ...но, вы знаете, я так не скажу... Конечно, очень дорог мне первый фильм «Верность» - он, может, в какой-то мере наивный, но это все шло от души. Разумеется, «Военно-полевой роман» - это тоже такой выплеск был: я, когда в Доме творчества в Болшево сидел, днем и ночью на машинке стучал - настолько много знал материала и так мне хотелось эту историю рассказать. Иногда даже обед пропускал, потому что мысль за мысль цеплялась и я боялся нить потерять - мне Ростоцкий (царствие ему небесное!) говорил: «Ты что, «Войну и мир» пишешь? - стучишь круглосуточно». Очень легко и быстро сценарий, тот сочинил...
![]() |
| Прощание с Петром Тодоровским в Большом зале Дома кино, у гроба — Мира Григорьевна, 28 мая 2013 года |
- Вы написали почти полтора десятка сценариев, 17 фильмов сняли как режиссер, а были среди них неудачные?
- Ну, разве что картина «В день праздника», которой практически никто не видел - ее почти не показывали. Когда на «Мосфильме» собрался по поводу нее худсовет, генеральный директор, которому она резко не понравилась, как потом мне сказали, полбокала коньяка в кабинете у себя дернул, в зал для заседаний вошел и сказал: «Начнем обсуждение. Прошу без дифирамбов». Эту фразу я запомнил на всю жизнь - и начался разгром.
В Украине есть городок Снежное...
- ...ну да, в Донецкой области...
- ...и там Саур-Могила - это курган высотой почти в 300 метров, частично рукотворный: его километров за 30-40 видно, потому что вокруг ровная местность. Еще при Богдане Хмельницком на таких холмах передовые отряды дежурили и, когда появлялись татары, зажигали костры - это был телефон того времени или телеграф, но казаки одного отряда, которым командовал Саур, появление неприятеля проспали, и татары их порубили. В память об этом высота и получила свое название, так вот, наши войска, когда освобождали Донбасс, решили взять ее с ходу - хороший разгон был. Народу положили...
- ...много?
- 52 тысячи за два дня. Там еще знаменитый укрепленный оборонительный рубеж вермахта был - Миус-фронт, который дважды советские войска пытались прорвать, и вот на вершине Саур-Могилы после Великой Отечественной войны мемориальный комплекс создали, замечательно оформленный скульптурами. Мы, когда там были, деда-сторожа застали, и этот старик нам поведал: «Коли тут йшли бої, вода в Міусі була червоною», то есть протекающая там река от крови покраснела - эта его фраза крепко мне в память врезалась.
- Фильм кого из ваших коллег, советских кинорежиссеров, самое сильное впечатление на вас произвел?
- Ну, это сложный вопрос...
- Есть, однако, кино, которое можете смотреть бесконечно и чужим мастерством восхищаться?
- «Огни большого города» (смеется).
- У вас замечательный вкус...
- Нет, есть, конечно, та же «Баллада о солдате» - из картин, на таком материале снятых. Очень глубокий фильм!..
- Настолько чистые глаза Чухрай нашел...
- Просто поразительно, какой наивный, какой добрый в этой роли Володя Ивашов - только такой и мог весь отпуск, которым командование его поощрило, другим людям отдать.
«ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО НАС С ПЛЕМЯННИЦЕЙ ПАУЛЮСА НАЧАЛЬНИК ПОЛИТОТДЕЛА СПЯЩИМИ ЗАСТАЛ»
- Вы как-то сказали: «Сериалы - это животное, которое актеров проглатывает»: современные сериалы не любите?
- Да попросту их не смотрю, хотя, конечно, «Ликвидацию» Урсуляка пропустить не мог.
- И как она вам?
- Понравилась. Сергей - хороший режиссер, поэтому в его фильме есть вкус, такт и чувство меры, актеры достойные.
- Машков в первую очередь?
- Да, он превосходный артист. Сам Жерар Депардье, который Распутина в одноименном фильме французского режиссера Жозе Дайона сыграл, на роль русского императора его предложил, но если уж называть лучших... Я, например, когда «Военно-полевой роман» снимал, огромное удовольствие получил от работы с Инной Чуриковой и с Колей Бурляевым, несмотря на его общественно-политические и нравственные взгляды, но я, слава Богу, с ним ни о чем не разговаривал...
- ...кроме кино...
- Он актер - этим все сказано!
- Кто ваши любимые в советском кино артисты?
- Евстигнеев - первый, он у меня в трех фильмах снимался. Женя такой был доброжелательный, всегда режиссера слушал, никаких капризов с его стороны не было. Никогда не позволял себе, не дай Бог, с чем-то не согласиться: единственно, что-то мог предложить - это, пожалуйста.
- Евстигнеев - раз. Кто еще?
- Вот с Леной Яковлевой на «Интердевочке» я работал: она замечательная актриса, но еще и лошадь - работоспособность у нее потрясающая. Когда фильм мы озвучивали, Лене надо было много фраз на шведском произносить, а температура до 39-ти поднялась. «Давай смену отменим» - предложил, хотя там это очень дорого - частная звукозаписывающая студия все-таки, а она: «Нет, я все сделаю» - и справилась.
Кстати, в Швеции я впервые узнал, что такое капитализм. Нашу поездку туда молодой швед оплатил, и когда мы в Стокгольм прибыли, он с женой-художницей на следующий день потрясающий банкет устроил - у него были свои рестораны, а после банкета хозяева вручили нам обратный билет, то есть дали нашей группе 22 рабочих дня на то, чтобы вторую серию снять, две с половиной тысячи метров. Работа над такой же первой серией у нас три месяца заняла, так что снимали мы каждый день с восьми утра до 12-ти, до часу ночи, к тому же в разных местах - с переездами. На ходу где-то на заправке поели...
- ...бензином запили...
- Нет, сервис там замечательный - и горячее подают, и все, что хотите.
- Гениев у себя на площадке вы видели?
- Конечно - Инну Чурикову, например. Она, когда прочитала сценарий, позвонила мне и сказала: «Петя, у меня экранного времени в два раза меньше, чем у Андрейченко, поэтому каждая сцена - на вес золота. В общем, до съемок мы должны встретиться - просто найти общий язык» - вот ее фраза, и когда звучала команда: «Мотор!» и она начинала с Натальей играть, появлялось нечто третье, кроме того, что было в сценарии и о чем мы говорили, - импровизация по теме. Это вот еще одна сторона того, что называется великим талантом, - в такие минуты хотелось руки ей целовать...
- Все ваши фильмы, в том числе военные, о любви - вы даже однажды обмолвились: «Зов плоти сильнее страха смерти», но, по вашим словам, на фронте особой любви не было, да и где ее мог там найти 19-летний солдат? Вместе с тем, когда война уже закончилась и вы были комендантом небольшого городка на Эльбе, у вас случился страстный роман с немецкой девушкой по имени Ханнелора...
- Смотрите-ка, все вы знаете...
- Она и правда была племянницей фельдмаршала Паулюса?
- Ну, во всяком случае, так представилась, говорила, что ребенком у Гитлера на руках сидела, у Геринга.
- Красивая?
- Очень. Хотела к американцам перебежать, но не успела, - жила у своей сестры в Йерихове, выжидая удобного момента, чтобы на другую сторону Эльбы перебраться, но мы ее поймали.
Она потом, когда у нас все закрутилось, мне призналась, что в гитлерюгенде состояла, успела пройти курсы и была зенитчицей. «По-моему, - говорила, - я сбила один американский самолет». Американцы бомбили их очень сильно, а потом так получилось, что нас начальник политотдела застал...
- Прямо в постели?
- Да, спящими - рано утром он появился. Мне это очень большими неприятностями грозило, потому что нас хозяйство, так сказать, поднимать поставили, но не только... На нашем участке фронта немцы особенно ожесточенное сопротивление оказывали - как потом выяснилось, там был мост через Эльбу. По нему до последнего к американцам крупные военачальники и чиновники переправлялись, всевозможную документацию везли, поэтому офицерам сказали: «Есть данные, что многие перебежать не успели, и если вам кого-то удастся поймать, немедленно в политотдел направляйте», - а я ослушался. Чудом все обошлось...
- Сколько ей лет было?
- 19, наверное. Ханнелора рассказывала мне, как в руки советских боялась попасть, - хотела, чтобы первым ее мужчиной был немец, и, когда поняла, что это уже конец, где-то в развалинах, под бомбежкой, какому-то солдатику немецкому отдалась.
- Вы любили ее?
- Ой, организм был наполнен.
- Он любил, а вы - нет?
- Голова не принимала, сердце...
- Ну а она какие чувства испытывала к вам, как вы думаете?
- Она мне песенку на немецком пела - «Петэлэ» (то есть Петенька. - Д. Г.)...
- Вы признавались, что в жизни у вас было не так много женщин...
- ...ну, по сравнению с гигантами большого секса...
- ...тем не менее вы все-таки режиссер, вас красавицы-актрисы окружали: и Польских, и Гурченко, и Андрейченко, и Яковлева, и Розанова - одна другой краше...
- Знаете, у меня был один принцип: с актрисами, которых снимаю, очень близких отношений не заводить.
- То есть легкие можно, а близкие...
- ...ни в коем случае! Женщина остается женщиной, и поэтому, если, не дай Бог, случился роман, по-другому себя вести начинает. Пытается командовать, во все вмешиваться, становится капризной, недовольной - я знаю много таких примеров.
«НА ПЛОЩАДКЕ Я СТАРАЮСЬ СОЗДАТЬ АТМОСФЕРУ РАДОСТИ, ВЕСЕЛЬЯ - ИНОГДА АНЕКДОТЫ РАССКАЗЫВАЮ, ДУРАЧУСЬ»
- Вышеперечисленные актрисы между тем чисто женский интерес к вам проявляли?
- Нет, однако все они очень хорошо ко мне относились. На площадке я стараюсь создать атмосферу радости, веселья, иногда анекдоты рассказываю, дурачусь с ними - я не диктатор, даю свободу.
- На артистов вы не кричите?
- Никогда в жизни, да в этом и необходимости нет - чаще у меня все-таки хорошие актеры работают. Только раз, снимая «В созвездии Быка», я взял человека со стороны - второго героя, городского мальчика, быстро нашел, а с этим с ног сбился: ребята-акселераты из театральных училищ приходят - и у самых маленьких рост метр 80, а мне нужен был деревенский парнишка лет 15-16-ти, кургузый, но очень сильный и, главное, верный, - он за быками ухаживает.
Все уже разъехались на каникулы, а у меня никого на примете нет, и тут второй режиссер говорит: «Вы знаете, в цирковом училище экзамены еще идут». Мы приезжаем, а там набор в акробаты или что-то в этом роде - все в трико, на кольцах подтягиваются... Первая группа вышла, вторая, третья, и в самом конце маленький неказистый паренек стоял - как оказалось, из Целинограда.
Я его схватил, на студию на следующий день привел, дал ему маленький текст... Тупо-о-ой! - вот такой (стучит кулаком по столу). С актрисой одной пробу сделал - ничего не может, текст забывает и вообще растерялся, а он мне так нравился внешне - в десятку попал. «Ну, Андрюха, - говорю, - что мне с тобой делать?». Потом плюнул: «Я его возьму, все!», и когда мы поехали в экспедицию, этот мальчишка (Щеглов. - Д. Г.) к поезду с гитарой пришел. О, думаю, хороший знак, и в результате страхи мои оказались напрасными... Я его с городским поселил, который, конечно, на первом курсе школы-студии МХАТа учился, - Ваней Жидковым (он сейчас очень много снимается), мало-помалу парень уже с актерами репетировать начал и сыграл замечательно.
- С женой Мирой Григорьевной у вас не только супружеский тандем, но и творческий: она ваш продюсер, а сколько лет вы женаты?
- Ну, нашему сыну Валерию уже 50 - значит, более полувека.
- Тяжело столько вместе прожить?
- Вы знаете, в нашей жизни разные были периоды, но мы все-таки сохранили семью. Мира Одесский институт инженеров морского флота вместе с Мишей Жванецким окончила, проектировала доки, эллинги, даже несколько раз в скафандре на дно опускалась, чтобы за ходом работ следить.
- Ваш сын - прекрасный режиссер, отличные фильмы снял «Страна глухих», «Мой сводный брат Франкенштейн», «Стиляги», но самая замечательная его, на мой взгляд, картина - «Любовник»: выдающаяся, как по мне, работа. Скажите, какой фильм Валерия вы особо для себя выделяете?
- Первый - «Любовь», но в режиссеры сын, в общем-то, попал совершенно случайно. Он факультет сценарный окончил и довольно много для дебютантов писал - маленькие трехчастевки, с Рижской и Одесской студиями сотрудничал, и так однажды на художественном совете хорошо выступил, что ему сказали: «Валера, попробуй сам». И он попробовал: их молодежная группа уехала в Ялту, где на деньги, которые им дали на три части, сняла аж семь - эта картина «Катафалк» называется. Вы, наверное, ее не видели.
- Я смотрел...
- Очень хорошая - там Ирина Розанова блестяще сыграла такую вот (высовывает язык и трясет руками) дурочку, а на студии Горького лежал без движения его сценарий «Любовь», и тогда Валерий сам взял и снял по нему фильм.
- Вы сыном довольны?
- Ну а как недовольным-то быть? Он оказался очень толковым, но это другое поколение, иная немножко философия - Валерий как-то самообразоваться успел, что нашему поколению не всегда удавалось. Я, например, очень плохо в школе учился и тот максимум, который мог бы, увы, не набрал - все, что по программе требовалось, прочитал, но не более. Не как Гердт: вот ему ночью в любую главу «Евгения Онегина» ткни, и он продолжит с этой строчки читать. Или Самойлова, или Пастернака - пожалуйста, а мои родители и окружение меня в этом направлении не подтолкнули, и пришлось очень болезненно и долго других догонять.
Я хоть немножко в этом смысле набрать пытался, особенно последние полтора-два года в армии (во ВГИКе уже особенно не наберешь - на операторском факультете масса работ всяких по фотопроцессам, пятому-десятому, не говоря о съемках).
Валера учился уже по-другому... Мы жили тогда на Юго-Западе, он понял, что школа по соседству его не устраивает, и такую нашел, где были отдельные классы: по точным наукам и с гуманитарным уклоном, который и выбрал. Сам в центр города ездил, куда-то на Колхозную площадь, и за это время всю классику перечитал. Я помню его позу: голова подперта рукой - он лежал и читал, даже на занятия иногда не ходил. Я еще с замечательным человеком тогда познакомился, у которого блестящая библиотека была, и там Валера получал все, что хотел.
- Я запрещенный задам вам вопрос: кто, на ваш взгляд, талантливее - вы или ваш сын?
- Ну, конечно, Бог дал мне интуицию, но профессии как таковой у меня нет.
- Зато какой жизненный опыт...
- Ну да, жизненный опыт, интуиция, догадка, а у Валеры и интуиция, и хороший аналитический ум. Он, повторяю, исключительно образованный человек, который быстро всю эту систему схватил, более современный и даже более, может, глубокий, потому что я режиссер лирический, либерал в политическом плане, а либералы очень слабые люди - они могли взять власть, но им не под силу ее удержать...
- ...и принести людям счастье...
- Да-да, а так оно близко, казалось: вот-вот - и!..
«ОН ЕЕ ИНОГДА, УХОДЯ НА РАБОТУ, А КОГДА ПРИХОДИЛ, ОН ЕЕ НИКОГДА...»
- Помимо всего прочего, вы еще замечательный композитор, в том числе автор музыки к собственным картинам, умеете и любите играть на гитаре. Вы до сих пор частенько берете ее в руки?
- Да, но уже не так, как когда-то. Раньше я мог по три-четыре часа, особенно когда никого дома нет, сидеть и просто перебирать струны, получая от этого удовольствие, ну и, как потом выяснилось, какие-то мелодии на свет выползали - откуда они брались, сам не знаю, и какое это счастье, что кое-что успел записать, пусть и на плохонький магнитофончик. Я подарю вам последний свой диск, который называется «Музыка Петра Тодоровского из фильмов», и с Сережей Никитиным мы записали два диска «Ретро вдвоем» - просто так.
- Вы Зиновия Гердта упомянули, с которым на протяжении многих лет дружили, - интересным он был человеком?
- Ну что вы! - о нем я часами могу рассказывать. Однажды, когда мы снимали фильм «Фокусник», где Зяма блистал в главной роли, выехали на съемочную площадку в центр Москвы. Там, напротив Пассажа, маленькая есть площадь, и вот актеры отрепетировали, вся аппаратура поставлена, а лихтвагена (передвижной электростанции для обеспечения работы киносъемочных осветительных приборов в полевых условиях. - Д. Г.) все нет и нет. На дворе между тем зима, актеры постепенно в магазины расползаются, чтобы...
- ...согреться...
- Женщины по модным лавкам пошли - там Столешников переулок рядом, где этого добра навалом, а лихтвагена нет по-прежнему, и от беспомощности мы стали швырять друг другу ледяшки, играть как бы в футбол, и попадается нам на язык старая песенка: «Я ее целовал, уходя на работу...»...
- ...«...а тебя, как всегда, целовать забывал»...
- ...и Гердт импровизировать начинает: «Он ее иногда, уходя на работу, а когда приходил, он ее никогда» (смеется), «Он ее как-то раз не хотя на работе, а потом приходилось почти каждый день» - в общем, маразм такой пошел. Ну, хорошо, потом Театр Образцова, где Зяма работает, уезжает на гастроли в Питер, и наша съемочная группа за ним: деваться нам некуда - Гердт из кадра в кадр, а жизнь у него тяжелая: целый день на съемке, вечером спектакль, после масса друзей, рестораны...
- ...и везде успевал, несмотря на то что после ранения одна нога была на восемь сантиметров короче другой...
- Да, плюс неизменная сигарета, конечно, и вот в мастерской художника Игоря Ларина мы салон интеллектуалов снимаем - был такой у Саши Володина эпизод. Видно, что хозяин весь Север ограбил: там масса икон, ендовы (старинный сосуд для разлива напитков на пирах в виде широкой чаши с носиком или рыльцем. - Д. Г.) - все, что хотите, даже резные баньки.
- Прошелся по русскому Северу!..
- ...и очень серьезно, а мастерская - это четырехкомнатная разваленная квартира в старом доме, и вот Гердта привозят, а я вижу - уж очень какой-то он бледный. «Что с тобой?» - спрашиваю. «Да, - говорит, - все нормально», а потом хватается за сердце, падает на диван - крик, «скорую» вызывают. Поднимается к нам такой 40-летний розовощекий еврейчик с сестрой, быстро руку на пульс, укол, то-се - в общем, у Гердта инфаркт, и мы понимаем, что это все - останавливается картина, а врач начинает по телефону договариваться, куда артиста положить. Букву «р» этот человек не произносил, поэтому изъясняется так (картавя): «Здгаствуйте. С вами газговагивает вгач кагдиологической бгигады Дзегжинского гайздгавотдела гогода-гегоя Ленингада Гаппопогт Абгам Иванович», и тут Гердт начинает смеяться... Я говорю: «Зяма, будешь жить!».
- От этого можно вообще выздороветь...
- Да, и вот его на носилках - там лифт маленький - спускают по лестнице, я у изголовья иду, и вдруг он мне говорит: «Петя, есть вариант». Я наклонился: «Какой?». - «Он ее целый день, не ходя на работу...» (смеется) - в этом состоянии продолжал шутить. Это я к тому, какой жизнелюб он был потрясающий, - мне казалось, проживет лет 200. Что вы! - это артист, к которому Бог был щедр...
- ...и кукольник удивительный вдобавок...
- Он авторский текст к множеству художественных и документальных лент записал, всю поэзию знал назубок, и я с завистью его слушал, а какое у него было чувство юмора, какой он импровизатор! На протяжении 30 лет мы с ним общались - он рядом здесь жил.
Вчера его вдову Таню мы навестили - Татьянин день был, и там замечательная собралась компания: и Рязанов, и Ширвиндт - много людей. У него масса друзей осталась, и все пришли, чтобы вспомнить Зяму.
«ХОРОШО, ЧТО МНЕ РЕЖИССЕРОМ СТАТЬ УДАЛОСЬ, А ЕСЛИ БЫ БЫЛ ДАНТИСТОМ? РОДИТЕЛИ ВЕДЬ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ ЗУБЫ Я РВАЛ...»
- Петр Ефимович, вам 87 лет...
- 88-й пошел.
- Каково это - ощущение мафусаилова возраста?
- Вы знаете, в душе я себя если не молодым, то крепким мужчиной чувствую...
- ...хоть куда...
- Да, а в действительности, конечно, всякие появляются мысли... Жизнь очень непростая прожита, особенно первая ее половина - бедность, голод, нехватки, потом эвакуация эта жуткая... Жили далековато - деревня в 60 километрах от районного центра была, и там всю колхозную жизнь я освоил: и за плугом ходил, и верхом на лошадях ездил, и на верблюдах... В бригаде одно лето провел полностью, но в юности и молодости легко, повторяю, счастливым быть...
- ...от ерунды, правда?
- Да, да! - мне и эта жизнь нравилась. Ну а потом в армию призвали, и пять лет я потерял - их, конечно, в смысле образования, в смысле понимания человека мне не хватает, потому что главное обучение все-таки - это много хороших книг.
- С другой стороны, тот опыт, который на фронте вы получили, уникален - в книгах об этом не прочитаешь...
- Ну да, но это хорошо, что мне режиссером стать удалось, а если бы был дантистом? Родители ведь хотели, чтобы зубы я рвал (смеется).
- Еще бы - выгодная работа была...
- Да (характерный знак пальцами делает) - денежная.
- Как вы считаете, с годом рождения вам повезло или исторический период вам и вашим ровесникам выпал неудачный?
- С одной стороны, было страшное время при Сталине, но мы, еще раз повторяю, были молоды, заидеологизированны, и нам казалось, что все-таки в замечательной живем стране. Чтобы выйти 1 мая и в колонне пройти в Бобринце, ботиночки чистили...
- Гляжу я на вас и думаю, что не единожды вы могли погибнуть, но, всем смертям назло, вам 88-й идет год. То, что, несмотря на все преграды, западни и ловушки, которые уготовила вам судьба, вы живы сегодня и этим свежим морозным утром любуетесь - чудо, счастье?
- Да, безусловно, потому что мои родители умерли рано - может, мне те годы достались, что они не прожили? Они так и не увидели изменений - это сейчас я могу сесть в самолет и улететь в любую страну, могу зайти в магазин и купить все, что мне нравится, не выстаивая в очереди, а тогда... Окно городской квартиры выходит у нас на проспект Вернадского, а там магазин «Продукты» располагается. Я очень мало сплю, поэтому долгие годы, летом и зимой, наблюдал, как часов в шесть утра выстраивалась под ним очередь: может, мясо привезут? В основном там толпились бабушки, потому что молодые шли на работу, и это, оказывается, местом их общения было, а теперь вот в очереди стоять не надо...
- Бабушки и мясо есть, а очереди исчезли...
- (Смеется). Первый раз я попал в Лос-Анджелес в 89-м году - мы с Мишей Львовским (замечательный был поэт, его песню про «вагончик тронется, перрон останется» все знают) пошли искать хлеб и зашли, наконец, в супермаркет огромный. Когда я увидел все эти натюрморты: горы апельсинов и мандаринов, мясные отделы, рыбные прилавки, а дальше магнитофоны, еще дальше дубленки...
- ...вам стало плохо, наверное...
- ...сама собой сочинилась песня: «Четвертый день стою за колбасой, восьмой десяток строю коммунизм...» (смеется). Для нас это был шок - ночью мы с Мишей лежали (нас по два человека в гостинице поселили) и смотрели рекламу, рекламу, рекламу: всю ночь напролет. Сейчас-то я ее ненавижу (смеется) - из-за нее не могу досмотреть фильм до конца.
- Петр Ефимович, я за прекрасную беседу вам благодарен...
- ...ну, насчет прекрасной я не уверен - выберите уже из нее что-то приличное...
- ...за ваше жизнелюбие, за вашу юность, которую вы положили ради Победы!..
- ...спасибо...
- ...за ваши картины, конечно. Дай Бог, вы еще снимете фильм, и не один: не сомневаюсь, что кино это будет прекрасное!..
- Сейчас у меня мой сценарий «Портрет, пейзаж и жанровые сцены» лежит - это легкая совершенно история, естественно, о любви, и кажется, будут деньги. Если это так, то...
- ...будет кино...
- Да, будет кино, а я вам тоже желаю удачи и процветания - успел немножко о вас прочитать и очень рад, что вы серьезно занимаетесь большим добрым делом: говорите правду и даете возможность собеседнику свои мысли высказывать. Успехов вам и здоровья, конечно же!
- Спасибо!
Киев - Москва - Киев













Кинорежиссер Петр ТОДОРОВСКИЙ: «Ханнелора племянницей фельдмаршала Паулюса была, ребенком у Гитлера на руках сидела, у Геринга, и когда у нас все закрутилось, призналась, что в гитлерюгенде состояла, была зенитчицей и сбила американский самолет. Поскольку она в руки советских попасть боялась, хотела, чтобы первым ее мужчиной был немец, и когда поняла, что это уже конец, где-то в развалинах, под бомбежкой, какому-то солдатику немецкому отдалась»
Дочь Михаила ВОРОНИНА Лариса: «Как-то журналисты спросили у папы: «Когда вы закончили учиться?». — «А что, похоже, что уже закончил? — улыбнулся он. — Я всю жизнь учусь: и шить, и жить...»
Илья РЕЗНИК: «Верни Аллу!» — просили меня и Стефанович, и следующий муж Пугачевой Болдин, а как я верну? — она уже с Кузьминым...»
Вдова Михаила ПУГОВКИНА Ирина: «В каждый почтовый ящик Москвы листовку бросили: пачка фигуристых девочек в купальниках и Пуговкин посередине — в костюме, при галстуке, импозантный... Мы и не знали, что это была реклама средства для потенции, и, посмотрев ролик, Тамара Носова воскликнула: «Наш секс-символ вернулся!..»
Может, не все так плохо?
Вот так добро побеждает зло!
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги