Илья РЕЗНИК: «Верни Аллу!» — просили меня и Стефанович, и следующий муж Пугачевой Болдин, а как я верну? — она уже с Кузьминым...»
![]() |
Так или иначе, каждая песня Ильи Рахмиэлевича - маленькая драма, трех-четырехминутный спектакль, поэтому вовсе не удивительно, что «Маэстро» до сих пор заставляет вспоминать тех, у кого ты чему-то учился, а «старинные часы, свидетели и судьи», еще идут...
О творческом союзе Ильи Резника, Раймонда Паулса и Аллы Пугачевой до сих пор спорят и журналисты, и артисты, и музыканты: казалось бы, сколько прошло лет, а однозначного ответа на вопрос, кто же из них троих обеспечил львиную долю свалившегося на их головы в 70-80-е годы успеха, нет. Кто-то считает, что главную роль мастерство певицы сыграло, умеющей, как никто другой на эстраде, чувствовать песню и невероятно точно расставлять интонации, кто-то - что причиной всему уникальный и абсолютно не советский дар композитора, который, родись он в США или, например, во Франции, мировой известности непременно достиг бы, кто-то - что сначала, как в Библии сказано, было слово, а музыка и голос просто подвизались помочь - донести его до миллионов слушателей и в памяти закрепить у каждого. Так или иначе, Резник, Паулс и Пугачева мчались по просторам огромной страны, как не раз воспетая в русском искусстве птица-тройка, и полет их, увы, никому, наверное, не повторить. Даже им самим, теперешним.
Голос давно уж не тот, в музыке все чаще слышатся нотки разочарования и просьба оставить, наконец, в покое, а слово вроде и бодрится, и борется, и к новым вершинам стремится, но все же не так неистово и рьяно, как раньше. «Жизнь невозможно повернуть назад, и время ни на миг не остановишь» - так же, как не переступишь и порой даже с разбегу не перепрыгнешь через барьеры взаимных обид, выросшие между друзьями не разлей вода с годами.
![]() |
| Детство будущего поэта выдалось непростым. «Папа в 1944-м погиб, в 1941-42-м я с бабушкой и дедушкой блокаду ленинградскую пережил — мама с нами не жила, муж ее (мой отчим) деспотом был» |
Когда в прессе стали появляться интервью Ильи Рахмиэлевича с заголовками вроде: «Мою травлю организовала Пугачева», «На моем 75-летии Аллы не будет - зачем она там нужна?», «Теперь я враг Аллы Борисовны номер один!», у преданных поклонников совместного творчества большого поэта и первой певицы был шок. Неужели и вправду того, кого неоднократно называла своим братом (причем громко, членораздельно и во всеуслышание), Примадонна облила перед всем миром грязью, «выписав» из Америки бывшую жену, претендующую на то, что она и есть настоящая, брошенная на произвол судьбы? Неужто былые заслуги, дружбу взахлеб и замечательный репертуар, поднявший Пугачеву на недостижимую для других высоту, можно вот так взять - и одним росчерком пера перечеркнуть, а личную жизнь некогда близкого человека вынести на публичное обозрение, осуждение и переполаскивание в скандальном ток-шоу «Пусть говорят»?
![]() |
Этих вопросов Алле Борисовне Пугачевой сейчас, к сожалению, не задают. А может, и к счастью - кто знает, насколько убедительными были бы ее ответы? Быть может, они поразили бы умы и воображение зрителей куда больше, чем передача, после которой всегда стойкому, строгому и величественному «маэстро в белом костюме», как называют Резника друзья и коллеги, понадобилась срочная помощь медиков...
«МАМА ОТ МЕНЯ ОТКАЗАЛАСЬ: ВЫШЛА ВТОРОЙ РАЗ ЗАМУЖ И РОДИЛА ТРОЙНЮ - ТРАГИЧЕСКАЯ ДЛЯ МЕНЯ, МАЛЕНЬКОГО, ИСТОРИЯ»
- Я, Илья Рахмиэлевич, вспоминаю, как на праздновании семилетия «Бульвара Гордона» покойные ныне Муслим Магомаев и Юрий Богатиков, а также, слава Богу, живущий Дмитрий Гнатюк вышли по моей просьбе вместе на сцену, и Юрий Иосифович, посмотрев на белый пиджак Магомаева, рассмеялся: «Однажды Муслим рассказал байку о том, как шесть или семь ведущих баритонов страны появились одновременно на подмостках все в черном, и тогда ты надел белый костюм - с тех пор, вижу, его не снимаешь...». Вот я и подумал: я в черном, вы, как всегда, в белом, подтянутый, моложавый, а знаете, с чего хотелось бы разговор наш начать? С детства - вы часто его вспоминаете?
![]() |
| Рахмиэль Самуилович Резник и его супруга Рива Гиршевна, усыновившие Илью, были, по сути, совершенно посторонними людьми, но относились к мальчику, как к родному сыну |
- Приходится, конечно (вздыхает).
- Тяжелое оно у вас было?
- Да у меня не только детство тяжелое (улыбается), но и отрочество, и юность, и молодость: до 35 лет в коммуналке прожил...
Папа в 44-м погиб, в 41-42-м я с бабушкой и дедушкой блокаду ленинградскую пережил. Потом эвакуация была в Свердловск - в 43-44-м, затем обратно вернулись...
Мама от меня отказалась: вышла второй раз замуж и родила тройню - трагическая для меня, маленького, история... Когда во втором классе мы с другом Эриком по Ковенскому шли переулку, я увидел маму впереди - вдали, на тротуаре: она коляску везла, в которой лежали Вера и Марина, две девочки, а домработница вторую, с маленьким Вовкой, катила. Естественно, я навстречу бросился, потому что маму давно не видел: с нами она уже не жила, но мама, заметив меня, резко на другую сторону перешла...
Из книги «Маэстро».
«В начале 30-х годов в Ленинград, колыбель Октября, из Копенгагена, столицы благополучной, спокойной Дании, приехала семья сапожника экстра-класса Рахмиэля Самуиловича Резника. Состояла она из четырех человек: ее глава - Рахмиэль, его супруга - Рива Гиршевна и приемные дети, Леопольд и Ида. Незадолго до отъезда в Россию подруга Ривы умерла, и двух ее осиротевших детей, Леопольда и Иду, усыновила семья Резников, впрочем, более старшая и сообразительная Ида, быстро разглядев практику «социалистического строительства в СССР», через несколько месяцев поспешила вернуться в Данию.
![]() |
| Студент Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, конец 50-х |
В Копенгагене были оставлены шестикомнатная квартира, немалое имущество, родные, друзья, самодеятельный еврейский театр, в котором Рахмиэль Резник был режиссером и исполнителем главных ролей, и - самое главное! - любимая работа и его клиентура, но зов сердца оказался сильнее: Роберт Соломонович и Ревекка Григорьевна (так теперь для удобства общения звучали в России имена и отчества супругов) были коммунистами-интернационалистами, пламенными революционерами-романтиками, правда, на родине больше в теоретическом плане. Бросив все, они устремились в страну, которая на практике, хотя и в кровавой борьбе с врагами, созидала социалистическое - а в будущем коммунистическое! - общество на одной шестой части суши, общество справедливости, где царствовать станут свободный, счастливый труд и равенство всех во всем! (Подумать только - ни бедных, ни богатых!).
Таких людей, благородных и возвышенных в своем вдохновенном порыве, прибыло в Советский Союз в 20-30-е годы из многих стран мира десятки тысяч, и участь большинства из них была ужасна, правда, к супругам Резникам судьба оказалась милостивой - они уцелели. Не попали в жернова первых сталинских чисток, не оказались в списках «иностранных шпионов», миновала их чаша переселения на окраины советской империи, обошли стороной аресты и ад «Архипелага ГУЛАГ». Более того, до конца дней оба сохраняли некоторые иллюзии, во всяком случае, в марте 1953 года, когда страну оглушила весть о смерти Сталина, плакали дед и бабушка Ильи Резника искренними слезами.
Сначала был угол в рабочем бараке, быт рядовых «строителей социализма». Что ж, всему советскому народу нелегко - все с нуля, зато какое лучезарное будущее впереди!
![]() |
| С 1965 года Илья Резник работал в труппе Ленинградского театра имени Комиссаржевской, где среди прочих ролей играл Феликса Дзержинского. Параллельно писал стихи к песням. В начале 70-х ушел из театра, чтобы отныне заниматься только поэзией |
Один иностранный специалист, приехавший в Советский Союз по контракту, надоумил: дал нужные советы, свел с необходимыми людьми, записались оба Резника на прием к самому товарищу Кирову и - представьте себе! - быстро были приняты и по личному распоряжению Сергея Мироновича получили квартиру. Не отдельную, конечно, но большую комнату в коммуналке, в старинном доме с печным отоплением, с цветными стеклами в окнах на парадных лестничных переходах и с черной лестницей, где всегда было темно, таинственно и пахло кошками.
Улица Восстания, 25, четвертый этаж, квартира номер 7 - здесь и пройдет вся жизнь Роберта Соломоновича и Ревекки Григорьевны Резник. Он станет сапожником-индивидуалом (в СССР такая форма работы, мягко говоря, не поощрялась): мастер экстра-класса, вокруг которого объединятся несколько таких же мастеров пошива обуви на заказ, а она, непревзойденная кулинарка, станет поварихой в заводской столовой и уборщицей по совместительству. Первая работа, можно сказать, профессия Леопольда (дома и на работе его больше звали Левой) - скорняк: им он и оставался до призыва в армию в первые дни Великой Отечественной.
![]() |
| Муслим Магомаев, Алла Пугачева, Илья Резник и пианист, народный артист Азербайджана Чингиз Садыхов, Баку, 80-е годы. «Великий певец! — так мощно, широко, раздольно, могущественно выступал! А каким был человеком!» |
В 1937 году на встрече трудящихся Ленинграда со знаменитым писателем Ильей Эренбургом Леопольд познакомился с девушкой Женей - их места в огромном зале оказались рядом, и это была Судьба: скоро состоялась скромная свадьба, а 4 апреля 1938 года на свет появился первенец, мальчик. Его назвали Ильей - в честь автора романа «Хулио Хуренито», которым тогда зачитывались, а статьи Ильи Эренбурга в газетах о гражданской войне в Испании страстно обсуждались в каждой семье, и за обедом или ужином у Резников - тоже. Теперь в большой комнате на улице Восстания обитало пятеро, и самый маленький человечек среди них стал сразу любимцем всех - его называли Иленькой, не иначе (а бабушка иногда - Гулей).
Первые годы жизни память не сохранила... Со слов бабушки, Илья почти с младенчества был музыкален: едва ли не с двух лет в стопке граммофонных пластинок безошибочно находил свою любимую - с песенкой сестер Берри «Бамир Бистушайн», под которую потешно приплясывал. Эта мелодия дожила до наших дней, под нее сочинялись разнообразные тексты - один из них, народный, и сейчас иногда напевается.
...Иля в первом классе, зима 1946 года, и первая сокрушительная драма в его, еще такой маленькой, жизни. Есть такой фильм - «Мама вышла замуж», так вот, мама Или, Евгения Борисовна, вышла замуж. Отчима зовут Наум Исаакович («Я его возненавидел сразу - и навсегда - ничего с собой поделать не мог.
![]() |
| «Алла правильно где-то сказала, что я ей, как брат, а она, как сестра, мне была: друг другу мы даже тайны какие-то доверяли...» |
С годами ненависть не проходила и не проходит - до сих пор: моя единственная ненависть в жизни. Господи, прости: он был страшным человеком - какой-то государственный босс, не то партийный, не то профсоюзный, советская номенклатура. Ненавижу! - он истязал и мать, и детей. Не физически - морально. Все, все, давай о чем-нибудь другом»).
После свадьбы Евгения Борисовна и Наум Исаакович «съехали» - сняли квартиру, и осенью 46-го у них появилась тройня - две девочки, Вера и Марина, и мальчик, Володя, сводные сестры и брат Или, однако в ту пору он их не увидел: отчим перевез семью в Ригу, и связь с матерью для Ильи оборвалась на долгих 10 лет, до окончания школы, - ни писем, ни телеграмм, ни вызовов на междугородную телефонную станцию, ни тем более встреч. Полный разрыв, безусловно, по инициативе отчима, но мать... О том, что там, в Риге, все живы и здоровы, изредка узнавали от третьих лиц.
После окончания школы, на следующий, 1956 год, Илья проявил инициативу сам: поехал в Ригу. Состоялась встреча, примирение, слезы, и эти слова Евгении Борисовны сквозь рыдания: «Я виновата... Прости, прости!..».
...Есть фотография, и на ней дата: август 1957 года, Рига. На первом плане сидят: тройня - Вера, Володя, Марина, всем по 11 лет, девочки - в одинаковых летних платьицах из ситца в цветочек, Володя - в темной курточке с белым отложным воротничком, сзади стоят:
![]() |
Илья (вот он каким был в 19 лет: худощавый, с короткой стрижкой; клетчатый, наверное, серый, пиджак, галстук подобран тоже в клеточку), Евгения Борисовна и Наум Исаакович. Кряжист, широк в плечах, хмур, сосредоточен - ни одной улыбки на лицах, все напряжены.
...Еще в 1956 году Рахмиэль Самуилович усыновил Илью, став его приемным отцом, - отсюда и фамилия Резник, и отчество Рахмиэлевич, а не по отцу Леопольдович или Львович, и это было желанием и волей Ильи: приемный дед был его настоящим отцом.
Вдумайтесь, дорогие читатели: в 1944 году умирает отец Ильи, в 46-м его, по существу, оставляет мать, и родителями маленького Или становятся чужие, но любящие его, как родного сына, люди.
Но все равно, все равно детство и юность без настоящих отца и матери: незаживающая рана - она и сейчас кровоточит. Вину за то, что так случилось, Илья Резник готов был спустя годы разделить с матерью, и в стихотворении без названия (а следовало бы его окрестить «Молитвой») такие есть строки:
...Мне помоги, Господь, в большом и малом,
Продли года моей любимой мамы,
Чтобы она грехи мои забыла
И чтобы сына блудного простила...».
- То, что мать с вами так поступила, вспоминается до сих пор, это незаживающая рана?
- Конечно, хотя девочки (они сейчас в Хайфе живут) рассказывают, что она очень страдала, переживала, старалась на эту тему не говорить.
![]() |
Понимаешь, муж у нее деспотом был - средней руки советский чиновник, который девчонкам, чтобы не ходили на танцы, разрезал платья. Садист то есть...
- ...самодур...
- ...да, поэтому я не думаю, что мамина вина велика.
- Я неоднократно беседовал с теми, кто не понаслышке знают, что такое блокада, - это и Даниил Гранин, и Илья Глазунов, и Виктор Корчной... Глазунов, вспоминая об этом периоде, плакал, как ребенок: у него практически вся семья погибла, но я о том, что дети, росшие в том Ленинграде, на всю оставшуюся жизнь доброту сохранили и какой-то внутренний свет - вы тоже?
- Думаю, да. И всепрощенчество свойственно мне, и наивность, и доверчивость, на которой обжигаешься часто, и способность очаровываться...
- ...теми, кем не надо бы...
- Да, но если не очаровываешься, не сможешь творить. Нужно в исполнителя сначала влюбиться, написать ему что-то, а потом разочароваться, потому что, получив репертуар, как правило, ведет он себя по-свински.
- С возрастом вы стали еще более сентиментальным?
- Ну, слезы текут, конечно... Не так давно в Киевской национальной опере был: хореограф Раду Поклитару балет-триптих «Перекресток» на музыку Мирослава Скорика поставил - замечательно! Классическая музыка, Мирослав Михалыч - удивительный композитор, мы с ним потом посидели, общих знакомых вспомнили... Все выпивали немножко, но мы с Ирой не пьем, поэтому водой за его здоровье чокались, и ты знаешь, был полный аншлаг! Сложная музыка, непростой язык балета, а молодежи - половина зала: не попсу какую-то слушают, которая уже всем обрыдла, и в конце гром оваций - вот тут я прослезился.
![]() |
- От чего же, как правило, плачете? От музыки - раз...
- ...от высоких чувств, искренних эмоций, талантливых сочинений, от любви, которую на экране вижу...
- ...и слез своих не стесняетесь, правда?
- Нисколько.
«ПЕРВЫМ НОМЕРОМ АЛЛА ВЫСТУПАЛА - Я И НЕ ЗНАЛ, КТО ЭТО. НУ, ЭКСЦЕНТРИЧНАЯ ТАКАЯ ПЕВИЦА, В КАНОТЬЕ, С ТРОСТОЧКОЙ, ЧТО-ТО ЗАЖИГАТЕЛЬНОЕ ПЕЛА...»
- В свое время вся большая советская страна плакала и страдала от ваших песен, которые исполняла, в частности, Алла Пугачева, а вы помните, как с ней познакомились?
- Ну, разумеется. Это 72-й год, я уже маститым автором песен «Золушка», «Яблони в цвету» был... Писал просто так, ни для кого, сотрудничал с композиторами, клавиры у нас были, и песни разным артистам показывали.
- Ну, «Яблони в цвету» из всех окон тогда звучали...
- ...да, «Толстый Карлсон», и так далее.
![]() |
| Со второй женой — узбекской танцовщицей и балетмейстером Мунирой Аргумбаевой и сыном Артуром, начало 90-х. «О Мунире говорить не хочу: она столько мне зла принесла...» |
Я, короче, на концерт оркестра Лундстрема пришел, и первым номером Алла там выступала - я и не знал, кто это. Ну, эксцентричная такая певица, в канотье, с тросточкой, что-то зажигательное пела, а в конце Галя Ненашева выходила - она считалась в ту пору...
- ...большой звездой...
- ...суперзвездой! У меня между тем песенка с моей мелодией была (напевает): «Любовь должна быть доброю, и мне другой не хочется. Иди своей дорогою, пока она не кончится», и вот я зашел к Алле за кулисы и попросил: «Ты мне понравилась, помоги. Нужно, чтобы мы с тобой песню исполнили: хочу Гале Ненашевой показать». Пришли мы в гостиницу «Октябрьская», в номер люкс на третьем этаже - сейчас-то они паршивыми кажутся, примитивными, а тогда... Алла вообще в каземате жила - треугольном таком...
Спели мы, в общем, но Галя сказала: «Нет, мне это не нравится» - отфутболила. Идем мы по какому-то темному, мрачному коридору, и Пугачевой я говорю: «Ну, возьми себе тогда...». Она в ответ: «Да мне это тоже не нравится, а другое что-нибудь есть?». У меня гитара в обшарпанном чехле была - открываю его и клавиры достаю разных песен: «Вот, посмотри», и она один выбрала: «Эту хочу - «Посидим-поокаем»... (Пауза). Вот судьба, да? (Смеется). С этой песней в 74-м году Алла стала лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады и получила возможность поехать куда надо, чтобы спеть «Арлекино».
- На «Золотой Орфей» за Гран-при...
![]() |
| С Дмитрием Гордоном, Подмосковье. «И всепрощенчество свойственно мне, и наивность, и доверчивость, на которой обжигаешься часто, и способность очаровываться...» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- ...да, причем некоторое время «Посидим-поокаем» визитной карточкой своей называла.
- Сколько песен всего Пугачевой вы написали?
- Я удивился недавно: мы в РАО (Российское Авторское Общество. - Д. Г.) каталог запросили, и оказалось, что 71. Сам был поражен, потому что в той «Золотой коллекции», которая у Аллы выходила, 41 песня - видишь, сколько еще набралось...
«Я АЛЛУ ЗА ПЫЛЬНУЮ ШТОРУ ЗАВЕЛ И ШЕПНУЛ: «ДАВАЙ СДЕЛАЕМ ТАК: ДВА РОЯЛЯ, БЕЛЫЙ И КРАСНЫЙ, И ВЫ С МУСЛИМОМ В «ГОЛУБОМ ОГОНЬКЕ» «КАК ТРЕВОЖЕН ЭТОТ ПУТЬ» ПОЕТЕ...»
- Я с Магомаева начал, которого очень любил и с которым мы дружили: помню, у него на 65-летии, где вы тоже присутствовали, Алла Борисовна вышла произносить тост - и показалась мне совершенно не такой, как обычно: говорила она, словно девочка, влюбленная в своего кумира! У Муслима Магометовича дома я фотографию видел, где он, вы и Пугачева, по-моему, в Баку...
- Ой, прелесть какая! - это 80-й год, Мусик так потрясающе нас принимал... Алла, правда, обижала его, потому что был еще Искандер, бизнесмен, который все время ее перетягивал - то золотую рыбу есть, то на побережье Каспийского моря лачуги смотреть живописные, а у Муслима встречи с интеллигенцией были - дирижерами всякими, музыкантами, и по велению Аллы мы часто его подводили: я все время об этом переживал. Кстати, очень интересная идея родилась именно в магомаевской бакинской квартире. Муслим там бывал редко, она запыленная стояла, шторы такие тяжелые были... Алла сказала: «Мусик, смотри, мы с Илюшей песню новую написали» - и «Как тревожен этот путь» стала играть. Он к ней подсел - и в четыре руки они начали: а-а-а, это потрясающе было!
- Он пианист же какой!
- А каким был человеком! Уже тогда сцены чурался, поскольку чуть-чуть сдал - никто бы этого не заметил, а Муслим к зрителям выйти стеснялся. (Восхищенно). Он действительно великий!
Я Аллу за эту пыльную штору завел и шепнул: «Давай сделаем так: два рояля, белый и красный, и вы в «Голубом огоньке» «Как тревожен этот путь» поете». Потом она в Москву уехала, я - в Питер, Муслим Фигаро петь остался, и когда мы с Аллой в Омск или Томск отправились (не помню уже, куда), легендарная Люда Дубовцева с радио прислала кассеточку - мы после концерта ее слушали...
- ...и это мелодии Паулса были?
- Да, песня «Два дрозда»...
- ...«Два стрижа»...
- Точно, «Два стрижа»! Алла спросила: «Мне ее петь?». Я: «Ну, ее Айя Кукуле исполняет - ты что, перебежишь ей дорогу? Некрасиво». Слушаем дальше, а там: пам-парам-пам, парам-пам... Алла воскликнула: «Во-о-от! Давай для маэстро напишем!». Я подхватил: «Ну, тогда песня так и будет называться - «Маэстро»: ушел к себе в номер, и в шесть утра ей под дверь текст подсунул. Кстати, то, что, по словам Раймонда, 10 вариантов там было, неправда: два-три слова всего изменили, а идея про два рояля перекочевала сюда, но я, как всегда, остался в тени: как режиссер умирает в актере, так я в этих двоих растворился.
- Хотя было бы грандиозно, если бы Магомаев с ней спел, правда?
- Ну!
- Иосиф Давыдович Кобзон говорил мне, что такой популярности, как у Муслима Магометовича, не было в Советском Союзе ни у кого и никогда, и даже Пугачева могла о такой только мечтать - вы с ним согласны?
- Думаю, по популярности они идентичны, потому что успех Аллы воочию наблюдал. Поклонники друг друга буквально давили, в Питере, помню, за автографами толпы стояли! У Муслима восторженная была публика...
- ...женская...
- ...да, фанаток Лемешева и Козловского напоминавшая, но на том юбилее, где мы с тобой были, когда на экране кадры хроники появились... Великий певец! - так мощно, широко, раздольно, могущественно...
- ...и органично...
- ...да, выступал! Не буду с другими, так сказать, певцами сравнивать...
- ...а не с кем сравнивать!
- Самое интересное было, когда... Помнишь, на Николиной Горе мы с Ирой маленькую дачку снимали?
- Ну, конечно...
- Муслим звонит: «Ты знаешь, Илья, у меня день рождения скоро - 66 лет, 12 человек соберутся, которых видеть хочу, - вас с Ириной тоже приглашаю», а мы в командировку уехали...
- ...и вскоре он умер...
- Никогда себе не прощу (горько)! - но все-таки очень радостно и приятно, что Магомаев мне позвонил, хотя близкими друзьями мы не были. Знакомы, кстати, знаешь, сколько? У меня фотография есть, где мы в Питере на стадионе имени Кирова пиво пьем - на мероприятии в поддержку Кубы. Помнишь, «Куба - любовь моя...»?
- ...остров зари багровой»...
- Я там какого-то партизана изображал, мне 20 лет было, а Муслиму 18 - эта фотография, где мы бутылку пива с ним распиваем, у меня на стенке висит: ей уже 55 лет!
- Страшное дело!
- А то!
«АЛЛА ЖЕ ХИТРЮЩАЯ - ПОНИМАЛА: ЕСЛИ В ПИТЕРЕ Я ОСТАНУСЬ, У НЕЕ ТАКОГО РЕПЕРТУАРА НЕ БУДЕТ»
- С Аллой Пугачевой вы по всему Советскому Союзу путешествовали, жили даже одно время у нее дома...
- ...ну да - она же хитрющая. Ой, какой она дипломат! - понимала: если в Питере я останусь, у нее такого репертуара не будет, и, пока кооперативная квартира моя строилась, предложила: «У меня поживите». У нас с женой Максим уже был, и до того доходило, что ночью Алла за рояль садилась, а я говорил: «Тихо! Ребенку спать не мешай». Это были счастливые дни - поэтому и родилась 71 песня.
Из книги Ильи Резника «Пугачева и другие».
«- Лю-ю-ю-ся!.. Где куличи? - ставь на стол! - воскликнула Алла, распахнув двери квартиры № X дома № Y по улице, носящей имя великого пролетарского писателя, и царственным жестом пригласила всех войти.
- Ох, как я вас накормлю! На всю жизнь! - аппетитно приговаривала хозяйка в прихожей. - Раздевайтесь и проходите скорей!.. Люся, ты где?
- Здесь я, - возникла из кухни Люся, - а куличей нету.
- Как это?
- Так это, - тихо ответила она, - и вообще...
- А-а-а... - протянула Пугачева, ничего не понимая, - тогда картофеля покушаем. Жареного...
Был апрель 1988 года, Алла привела нас к себе после одного из концертов моей авторской программы «Вернисаж», пообещав пасхальный ужин, - мы были голодны и никак не могли взять в толк, куда же праздничные яства исчезли.
- И вообще, - потерянно произнесла Люся, - в холодильнике шаром покати.
- Но куда же оно все подевалось? Много ж всего было! На плите - я же помню! - целая сковорода грибов стояла! - расстроилась Алла.
- Грибов тоже нет, а на мойке - крошки кирпичные.
- Может, домовой? - предположил я, и все задумались.
- А больше ничего не пропало? - тревожно поинтересовался Евгений Болдин - элегантный менеджер и давний соратник певицы, а с некоторых пор и директор ее театра.
Люся ненадолго пропала, а вернувшись, торжественно объявила:
- Еще вашей бритвы нет, Евгений Борисыч!
Болдин побледнел. Алла сказала:
- Они здесь были. Были - и ушли. А может, и не ушли...
Хлопнула форточка.
Все вздрогнули - над нами пронеслась тень Агаты Кристи.
- Мне ни-ког-да не нравилась эта квартира: когда я одна, здесь жутко.
Вооружившись кто чем: топориком для рубки мяса, каминными щипцами и шваброй, мы рассредоточились по квартире в поисках пришельцев, но ни под кроватью, ни за диваном, ни в платяном шкафу, ни на балконе, ни в камине никого не оказалось.
- А что, если крысы? - осенило кого-то.
- Крысы не бреются, - строго сказал Евгений Борисович, взбираясь на мойку. - Черт бы эту индивидуальную застройку побрал! - Он приподнялся на цыпочки и просунул руку в вентиляционную трубу, прятавшуюся в нише под потолком.
- Ого! Да тут такая дырища!.. И трубы нет... И кладка как будто разобрана... Прямой ход на чердак!
Он спрыгнул и отряхнул руки.
- Наверное, поклонницы пошутили, - выдвинула свою версию Люся, совмещавшая в одном лице должности костюмерши, экономки и домашнего детектива.
- Давайте лучше в милицию позвоним, - предложил я, - она и выяснит, кто «пошутил».
- Товарищи, нужно лезть на чердак! - заявил Болдин пришедшим милиционерам.
- Но там вроде бы темно, - засомневались они, - а если кто и был, то давно ушел по крыше.
- Они что, дураки? - со значением произнес главный сыщик.
- Нет, уж вы лезьте, - попросила Люся.
...Милиция действовала быстро и решительно, как в кино: не прошло и четверти часа, как черная дыра над мойкой превратилась в переговорное устройство.
Голос с чердака:
- Мы его взяли!
Алла:
- Кто такой?
Голос:
- Да-а, устроился... Сейчас приведем - сами увидите.
Алла:
- А куличи там?
Голос:
- Куда куличи девал?!
В дыру просунулась милицейская рука с целлофановым пакетом:
- Принимайте.
Вслед за куличами появились сковородка с грибами, бутылка постного масла, мочалка и маленький магнитофончик, увидев который Кристина воскликнула:
- А я-то его несколько дней искала! - И чуть после: - Мама, а вот и твоя бижутерия!
Позвонили в дверь, группа захвата ввела невысокого коренастого мужика в грязном свитере и мятых брюках. Мужик был угрюм, волосы его были спутаны, взгляд блуждал - казалось, что он провел в общем вагоне поезда дальнего следования несколько суток.
- И давно гостишь? - почти дружелюбно спросила Пугачева.
- Неделю-то точно, - ответил за него милиционер. - Он уже несколько раз к вам спускался, Алла Борисовна: когда никого не было, хозяйничал.
- Так я ведь тебе писал, - прохрипел незваный гость, - а ты не отвечала. Я и приехал.
- Забрался на чердак, ножом кирпичную кладку расковырял и в квартиру проник, - доложил главный сыщик. - Теперь с нами поедешь!
- И все это время ты нас слушал? - удивилась Алла.
- Ну да, а если слезал, то чтобы поесть - не помирать же с голоду!
- Ладно, - протянул главный и распорядился: - Забирайте вещдоки, и пойдем.
- Прощай, - сказала Пугачева похитителю куличей.
- Все равно, - изрек он, уходя, - я знаю: все, что ты пела, - пела только для меня».
«РОМАНОВ С ПЕВИЦАМИ У МЕНЯ НЕ БЫЛО, И ЭТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО: А ЧТО ИНТЕРЕСНОГО-ТО В НИХ, В ЭТИХ ПЕВИЦАХ?»
- К Пугачевой Мунира вас не ревновала?
- О Мунире я говорить не хочу: она сейчас столько мне зла принесла! Все же еще продолжается - она пишет письма какие-то, во всех грехах меня обвиняя...
- Тогда разговор в другую переведу плоскость. Чувства к Пугачевой как у мужчины к женщине у вас когда-нибудь возникали?
- Нет, и она правильно где-то сказала, что я ей, как брат, а она, как сестра, мне была: друг другу мы даже тайны какие-то доверяли...
- У вас вообще романов с певицами не было?
- Нет.
- Это хорошо или плохо?
- Это, поверь, замечательно!
- То есть чего-то от жизни вы все-таки недобрали?
- Не-не-не! - а что интересного-то в них, в этих певицах?
- Логично. Александр Стефанович, бывший муж Пугачевой, с которым я интервью делал...
- ...назвал меня жалким актеришкой, да?
- Мало того, сказал, что не может назвать вас поэтом, но мне показалось, он совершенно убежден в том, что вы были любовником Аллы Борисовны...
- Да, и поэтому, когда в Политехническом у меня авторский вечер был (он, кстати, отрицает, что я там выступал), в своих «жигулях» поджидал. Усадил рядом с собой, взял за руку и просить стал: «Верни мне Аллу!» - два часа возил по Москве! Я: «Ну как я ее тебе верну?». У Алки-то бурный роман с Болдиным был, а на людях появлялась она со мной - я был, так сказать, громоотводом. Она же, повторяю, хитрющая! - а однажды из Запорожья мне позвонила: «Встреть». Поехал я в Домодедово, гляжу: там коллектив ее весь, и в машину мою Женя Болдин садится, и так же, как Стефанович когда-то, жмет мне плечо и просит: «Илюшка, верни мне Аллу!».
- Потрясающе!
- А она с Кузьминым уже, и тут он как раз подбегает... Кошмар какой-то! (Смеется).
- С Кузьминым у Пугачевой роман был?
- Конечно.
- Он талантливый, на ваш взгляд, человек? Что она в нем увидела?
- Ну, не знаю... Может, мужская тема там превалировала.
- Но для ее творчества это свежий был ветер?
- У них песня была «Две звезды»...
- ...а еще - «Когда меня ты позовешь»...
- ...да, и она на полу, помню, с гитарой сидела. Я спросил: «Что репетируешь?». - «Вот послушай» - а в этой песне слова: «Так громко дождь стучит по крыше, все тот же запевала-дождь». Я: «Это что, ротный запевала какой-то?», но Кузьмин строчку оставил, и все к ней привыкли.
- Когда вы откровения бывших мужей Пугачевой - Стефановича и Болдина - читаете, расстраиваетесь или нет?
- Не-е-ет, но Стефанович написал гнусно. Я Вите Новикову, директору Театра Комиссаржевской, позвонил, так он предложил: «Хочешь, я со статьей против свинства такого выступлю?», потому что это родной мой театр, я там играл, я на все юбилеи коллег поздравительные поэмы пишу. Вот у Гали Короткевич 90-летие было, опять Новиков мне позвонил: «Илья, знаешь, мы так тебя любим...» - и я снова написал поздравление, и может, в следующем году на сцене родного театра авторский дам концерт, так что этому Стефановичу мое «фэ».
- А с Болдиным вы общаетесь?
- С Женей - да, он в декабре звонил: «Давай Новый год, - предлагал, - вместе в Испании проведем». Я отказался: «Нет, я самолетами не летаю».
- Пугачеву вернуть больше не просит?
- Нет, Болдин живет хорошо, у него дочка, жена. Отошел он от Аллы, от этой зависимости...
- ...и стал сразу счастливым...
- Видимо, да.
Киев - Москва - Киев














Кинорежиссер Петр ТОДОРОВСКИЙ: «Ханнелора племянницей фельдмаршала Паулюса была, ребенком у Гитлера на руках сидела, у Геринга, и когда у нас все закрутилось, призналась, что в гитлерюгенде состояла, была зенитчицей и сбила американский самолет. Поскольку она в руки советских попасть боялась, хотела, чтобы первым ее мужчиной был немец, и когда поняла, что это уже конец, где-то в развалинах, под бомбежкой, какому-то солдатику немецкому отдалась»
Дочь Михаила ВОРОНИНА Лариса: «Как-то журналисты спросили у папы: «Когда вы закончили учиться?». — «А что, похоже, что уже закончил? — улыбнулся он. — Я всю жизнь учусь: и шить, и жить...»
Илья РЕЗНИК: «Верни Аллу!» — просили меня и Стефанович, и следующий муж Пугачевой Болдин, а как я верну? — она уже с Кузьминым...»
Вдова Михаила ПУГОВКИНА Ирина: «В каждый почтовый ящик Москвы листовку бросили: пачка фигуристых девочек в купальниках и Пуговкин посередине — в костюме, при галстуке, импозантный... Мы и не знали, что это была реклама средства для потенции, и, посмотрев ролик, Тамара Носова воскликнула: «Наш секс-символ вернулся!..»
Может, не все так плохо?
Вот так добро побеждает зло!
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги