Татьяна ПИЛЕЦКАЯ: «Я до сих пор хожу на каблуках — мне кажется, они придают женщине статность»
«НЕЛЬЗЯ ДУМАТЬ О ВОЗРАСТЕ И ЖИТЬ ВОСПОМИНАНИЯМИ. МЕМУАРЫ — ЭТО НАФТАЛИН»
— Татьяна Львовна, как вы отпраздновали юбилей?
— Довольно тихо, в семейно-дружественном кругу. Будет какой-то вечер в театре «Балтийский дом», в котором я работаю уже четвертый десяток лет, но позже, в октябре, — директор так решил. Оно и понятно: сейчас лето, все в отпуске. Пока не знаю, как все это будет организовано, но времени для раздумий у меня достаточно.
— Вообще-то, с женщинами не принято говорить о возрасте...
— И не надо! Сейчас ко мне зачастили журналисты: все берут интервью, везде написали, сколько мне исполнилось. А я, хоть убейте, не могу эту дату к себе приклеить. Нельзя думать о возрасте, нельзя жить воспоминаниями... Я даже книги свои не стала называть мемуарами, потому что мемуары — это нафталин. Жить надо сегодняшним днем, что я всегда и делала. Но иногда вспомню о событиях, которые мне пришлось пережить, о людях, с которыми довелось встречаться... «Господи, — думаю, — неужели все это со мной было?!».
— Вы ведь коренная петербурженка?
— Да, родилась в центре Ленинграда — у нашей семьи была тогда огромная квартира на Таврической, неподалеку от Таврического сада. Меня и крестили дома, а моим крестным отцом был художник Кузьма Петров-Водкин. Они с отцом познакомились в электричке и дружили до самой смерти Петрова-Водкина.
У Кузьмы Сергеевича были больные легкие, он часто уезжал с семьей на юг и просил маму, чтобы, пока они отсутствуют, мы пожили у них дома — в помещении пушкинского Лицея. Там, кстати, была написана знаменитая картина «Тревога». Кузьма Сергеевич ставил папу у окна, надевал на него свою тужурку и шлепанцы и рисовал его спину. Когда я вижу эту картину, всегда вспоминаю отца...
Рисовал он и меня, эта картина называлась «Татуля, или Девочка с куклой». Мне тогда было лет семь, мама нарядила меня в кружевное платье, дала мне в руки куклу и усадила в кресло. Позировать нужно было долго, и я, чтобы не скучать, рассматривала цветные стеклышки, которые были вставлены в окна на веранде у Петрова-Водкина.
После войны в Русском музее была организована выставка картин Кузьмы Сергеевича, мы с папой на нее пошли. И каково же было наше удивление, когда под моим портретом обнаружилась надпись: «Портрет дочери рыбака».
— Как такое могло случиться?
— Чистой воды недоразумение! Папа тут же пошел в администрацию музея, объяснил, что он — инженер-химик, никогда не был рыбаком, а на картине изображена его дочь. И надпись практически сразу заменили.
— Рыбаков среди ваших предков действительно не водилось, зато родовитых дворян сколько угодно...
— Моя прапрабабушка с маминой стороны Луиза Кессених была незаурядной личностью. Разыскивая мужа, она пошла служить в немецкую армию, воевала, была женщиной-уланом, за что ее прозвали «второй Дуровой». Мужа она так и не нашла (очевидно, он погиб), перенесла несколько ранений, потеряла руку, получала пенсион по инвалидности.
Казалось бы, жизнь кончена: ну кому нужна немолодая женщина, да еще и без руки? Но Луиза снова всех удивила — она второй раз вышла замуж и переехала в Санкт-Петербург. Рожала детей, воспитывала их, а потом, уже в довольно преклонном возрасте, стала хозяйкой увеселительных заведений города, в том числе и знаменитого «Красного кабачка» (название говорит само за себя), о котором писали Пушкин, Лермонтов и Тынянов. Авантюристическая жилка прапрабабушки передалась и мне...
— Интересно, какие смелые поступки вы совершали?
— Судите сами, в свое время я надолго рассталась с кинематографом и перешла на работу в театр. Много ли вы знаете таких случаев? Обычно все происходит наоборот — театральные актеры уходят в кино. Да и от ролей я отказывалась сама. Сыграв за 15 лет в «Сирано де Бержераке» Роксану 604 раза, я пришла к директору театра и сказала, что в этом спектакле выхожу на сцену в последний раз. И не потому, что плохо выглядела, — просто внутренний голос подсказал мне, что уже хватит.
Точно так же я отказалась и от роли Анны Андреевны в «Ревизоре»... Не каждая актриса способна на это, обычно в кабинет к директору или главному режиссеру приходят с другими словами: «Дайте роль!». Уж не говорю о том, что я, как и моя прапрабабушка Луиза, обожаю верховую езду и в картинах часто снималась в седле. Правда, мой первый опыт наездницы оказался плачевным: проскакав 40 километров перед съемками, я потом два дня буквально не могла ходить. Так что гены прапрабабушки дают о себе знать.
«ПАПУ АРЕСТОВАЛИ В 1937-М, ПОТОМ В 43-М, А ИЗ ССЫЛКИ ОН ВЕРНУЛСЯ ТОЛЬКО В 1956-М. С НОВОЙ ЖЕНОЙ...»
— В одном из ваших интервью я прочитала, что Луиза Кессених была на редкость некрасива. Выходит, в вас сказываются не только ее гены?
— Внешне я действительно похожа на папу, впрочем, как и нравом — легким, спокойным, дружелюбным, отходчивым, а это уже другая ветвь моего генеалогического древа — немцев Урлаубов. Среди этих моих предков были архитекторы, музыканты, живописцы, актеры — наверное, от них я переняла музыкальность и склонность к лицедейству. Правда, со временем это происхождение обернулось для нашей семьи бедой. Впервые моего папу, Людвига Львовича Урлауба, арестовали в 37-м году, но продержали недолго, выпустили. А в 43-м забрали снова и, ничего не объяснив, отправили в ссылку.
Мама очень переживала. Кому мы тогда только не писали, даже самому Сталину! Сколько денег и нервов потратили, сколько слез выплакали! Все без толку. И только после войны выяснилось, что это был общий приказ Главнокомандующего по Ленинградскому фронту — всех финнов и немцев на время войны выслать из города. Из ссылки папа вернулся только в 56-м году, вместе с новой женой поселился в маленькой квартирке, которую ему дали. Это был уже совсем другой человек, не хочу сказать, что сломленный, просто изменившийся до неузнаваемости.
Та история меня очень напугала, поэтому, получая паспорт, я поменяла папино отчество Людвиговна на дедушкино — Львовна. А мой старший брат Володенька погиб на фронте 20 лет от роду. От него долго не было писем, а потом пришла похоронка: «Пропал без вести». Столько лет прошло, а я по-прежнему переживаю, недавно послала запрос в архив, в Подмосковье — может, найдут хотя бы место, где он погиб. Уходя на фронт, он положил мне под подушку книгу — учебник по классическому танцу, на титульном листе которой написал: «Татьяна, стань хорошей балериной!». Больше я его не видела...
— ...но завет выполнили?
![]() «У красивых женщин все, как у всех, — те же сложности и трудности. Уж сколько мне их перепало: и на работе, и в личной жизни... Главное, воспринимать жизнь с радостью, и все будет хорошо» |
— Отдать меня в хореографическое училище советовал маме еще Петров-Водкин, но стать настоящей танцовщицей мне помешала война. Во время войны наше училище отправили в эвакуацию под Пермь, условия там были чрезвычайно тяжелые. Балет — адский труд, и для того, чтобы достичь в нем успехов, нужно иметь не только желание, но и железную волю. Наверное, у меня она оказалась недостаточно сильной. Нет, училище я окончила и даже какое-то время танцевала в кордебалете в Театре музкомедии, но на сольные партии не претендовала.
— А какова судьба вашей квартиры на Таврической?
— Ее начали заселять чужими людьми еще задолго до войны. Одно время там жил сам Эйзенштейн. У него была собака — доберман-пинчер, с которым я очень любила играть. Потом великий режиссер уехал, а в его комнатах поселились другие, не менее известные кинематографисты — братья Васильевы. Одно время мы ходили мыться в их ванную — своей у нас не было.
До революции вся квартира принадлежала моей бабушке. Ее называли «домовладенкой», она умерла в блокаду в девятиметровой комнатушке. Из троих детей бабушка больше всего любила моего папу и всю самую роскошную мебель отдала ему. У нас в комнатах стояли совершенно потрясающие вещи из карельской березы и красного дерева — сейчас такие не купишь даже за очень большие деньги, их просто не делают. Думаю, любой новый русский полжизни бы отдал за такую обстановку.
Когда меня увезли в эвакуацию, я так тосковала, что даже на уроках рисовала, что и где стоит в наших комнатах. Можете себе представить, что делалось у меня в душе, когда я вернулась и узнала, что у нашей семьи во всей квартире осталась только одна комната, да и та полупустая. До сих пор не могу вспоминать об этом без слез.
В той квартире я жила до 58-го года, потом мне дали большую комнату в коммуналке на Кировском, а позже — отдельную квартирку на улице Савушкина, где и живу до сих пор. Но я еще долго ездила на Таврическую и смотрела на наши окна, вспоминала нашу большую семью. Конечно, там давно живут чужие люди, но ведь такие корни нелегко вырвать из сердца.
— Вы снялись во многих картинах, но настоящую славу вам принес фильм Леонида Лукова «Разные судьбы»... Трудно было играть Таню — советскую женщину-вамп?
— Этот фильм много мне дал, но многое и отнял. Да, мои фотографии продавались во всех киосках «Союзпечати», а однажды из Киева мне даже привезли значок с моим портретом — достаточно большой, сантиметров пять в диаметре. В то же время «Разные судьбы» поставили крест на моей кинокарьере.
Моя киношная тезка была этакой стервой, которая идет к своей цели, несмотря ни на что, и отвергает любовь исключительно положительного главного героя. Роль была достаточно яркой, к тому же — теперь я могу говорить об этом без лишней скромности! — хорошо сыграна. Вот и получилось, что мою героиню стали ассоциировать со мной не только зрители, но и режиссеры. «Хорошая актриса, — говорили обо мне, — но у нее глаза злые». И очередная роль проходила мимо.
— Зато почтальоны носили вам письма мешками. Если не секрет, что вам писали?
— Зрители почему-то решили, что я такая же, как моя героиня, и часто ругали, особенно мужчины. «Как вы могли так поступить с хорошим парнем!» — гневно вопрошали они. Девушки были более понимающими, они старались понять мою героиню, а иногда даже сочувствовали. Откуда только мне не писали — и из армии, и из мест лишения свободы. Кто-то звал замуж, кто-то просил денег. Но, какими бы ни были те письма, ни одно из них я не выбросила, они до сих пор хранятся в моей небольшой квартире.
«В КИЕВЕ ВЕРТИНСКИЙ ПРИГЛАСИЛ МЕНЯ НА «БОГЩ С ПАМПУШКАМИ»
— Вами восхищались многие мужчины, одним из ваших поклонников был блистательный Александр Николаевич Вертинский. Он действительно производил сногсшибательное впечатление на женщин?
— Впервые я его увидела в Театре эстрады, где тогда работала. Это был первый концерт Вертинского в Ленинграде, и нам, сотрудникам театра, разрешили смотреть его из оркестровой ямы. Может, потому что я смотрела на него снизу, он показался мне невероятно высоким, элегантным — я не знаю других мужчин, которые умели бы носить фрак так, как это делал Вертинский. Он не блистал красотой, но в нем было столько шарма, столько мужественности и загадочности... А манера, в которой он исполнял свои песни, вообще вызвала у меня шок! Вы бы видели, как его принимала публика — восторг был неописуемый.
Второй раз я пошла на его концерт с подругой моей мамы Верой Николаевной. Она и предложила после концерта заглянуть в гримерку к Александру Николаевичу. На мне было синее платье с белым воротничком, которое мне очень шло, и, кажется, я ему понравилась. «Чем вы занимаетесь, голубушка?» — спросил он меня тогда. И, услышав, что я снимаюсь в кино, заметил: «Да, с такой внешностью надо сниматься».
С тех пор он, приезжая в Ленинград, всегда приглашал меня на свои концерты. Иногда водил в рестораны. Один раз я ела жульен — совершенно мне тогда незнакомое, а потому показавшееся удивительно вкусным блюдо. А у вас в Киеве, где я снималась в картине «Мать», а Александр Николаевич — в «Джордано Бруно», он пригласил меня на «богщ (у Вертинского ведь было необычайно красивое, грассирующее «р») с пампушками». Все актеры жили тогда в гостинице «Украина», по вечерам Александр Николаевич собирал нас у себя в номере, мы садились вокруг него прямо на пол и, раскрыв рты, слушали его интереснейшие рассказы. Жаль, что я уже почти ничего не помню...
Кстати, своей ролью в фильме «Княжна Мери» по «Герою нашего времени» Лермонтова я тоже обязана Вертинскому. «Знаете, голубушка, — сказал он мне, в очередной раз приехав в Ленинград, — сейчас на студии Горького готовятся к съемкам фильма «Княжна Мери». Так вот, мне кажется, что роль Веры — ваша. Дайте мне свои фотографии, я передам их режиссеру». И действительно отвез их кинорежиссеру Анненскому. Правда, утверждали меня долго, сначала пробовали на роль Мери, для чего выкрасили в жгучую брюнетку. Не подошло. Тогда меня перекрасили в блондинку и пробовали на роль Веры. Опять что-то там не сошлось. Совершенно расстроившись, я уехала домой, а вслед за мной прилетела телеграмма: «Оставайтесь блондинкой. Созван второй худсовет. Ваша кандидатура утверждена».
Вообще, судьба подарила мне много прекрасных встреч: я работала вместе с Марецкой, Жизневой, Черкасовым, Диким. Нынешняя молодежь, увы, не всегда знает, кто это такие.
— Недавно умер еще один ваш партнер — Игорь Дмитриев.
— Он, бедняжка, очень сильно болел: после инсульта все понимал, на все реагировал, ходил без посторонней помощи, но мало что мог сказать. А драматический актер, который не говорит, все равно что пианист, у которого оторвали руки. И это при его замечательной, изысканной, выразительной речи. «Та-а-а-ан-я-я», — вот так он в последнее время разговаривал.
— Когда я смотрю старые фильмы с участием актрис вашего поколения, понимаю, что сейчас таких женщин нет. То есть красивых — сколько угодно, а вот статных что-то не наблюдается...
— Потому что эти качества воспитываются на протяжении долгих лет — в семье, в школе, в театральном училище. Сейчас же, по-моему, вообще никто никого ничему не учит. Когда я вижу, как в современной исторической картине героиня подбирает юбку двумя руками, меня просто передергивает.
— А как надо?
— Одной рукой, двумя (!) пальчиками. Нас этим премудростям учили консультанты, которые обязательно работали на каждой картине, поэтому мы таких ляпов не допускали. Да и собственно костюмам в советском кино уделяли огромное внимание.
У нас на картине «Прощание с Петербургом» была потрясающая художница по костюмам. Если оказывалось, что у Штрауса как-то не так выглажен воротничок или еще какие-то неполадки с одеждой, могла и съемку остановить. А у меня на одном из платьев было тончайшее кружево с невесомыми узелками, которое трепетало от каждого дуновения ветерка. Так вот, оно было старинным, подлинным — наша художница нашла его у какой-то старушки и после долгих уговоров выкупила. А сейчас, приглашая на съемки, костюмеры спрашивают: «Не могли бы вы прийти в своей одежде?».
— У вас есть какие-то детали туалета, от которых вы не откажетесь никогда, что бы ни случилось?
— Да, это каблуки. Я до сих пор хожу на каблуках, мне кажется, они придают женщине статность. А вот туфли на низком ходу не люблю — по-моему, они простят. За время работы в театре я сыграла трех императриц — Елизавету, Екатерину и Александру Федоровну, не зря же мне их доверили.
— Обычным женщинам кажется, что у красавиц все в жизни по-другому — и ходят они по облакам, и неприятности обходят их стороной...
— У красивых женщин все, как у всех, — те же сложности и трудности. Уж сколько мне их перепало: и на работе, и в личной жизни! Ни у кого жизнь не бывает гладкой дорогой. А тем, кто недоволен собственной внешностью, позволю себе дать совет.
Не бывает абсолютно некрасивых женщин, поэтому найдите в себе что-то хорошее — глаза, ноги, улыбку — и полюбите себя за это. А если сидеть и думать, что кто-то красивый, а ты уродина, внешне от этого станешь еще страшнее, к тому же еще и болеть будешь от обилия негативных эмоций. Главное — воспринимать жизнь с радостью, и все будет хорошо.


АЗИЗА: «По моему удостоверению воина-афганца мама каждую неделю получала в гастрономе продукты: мясо, крупы... Это было существенное подспорье!»
Евгений ЕВТУШЕНКО: «Что было бы, — думаю я порой, — если бы Пушкин воскрес и прошелся бы по нынешнему Петербургу? Не дай Бог ему с его черными курчавыми волосами попасться на глаза каким-то скинхедам — они бы могли убить гения своими заточками»
Омар Шариф отказался платить 450 тысяч долларов избитому им парковщику
Актер Сергей Никоненко чуть не сгорел заживо
Майкл Джексон пересел в инвалидную коляску
61-летний гитарист Rolling Stones бросил жену ради 18-летней русской официантки
Жена Юрия Лужкова купила дом за 100 миллионов долларов
Внук Ады Роговцевой сдавал вступительные экзамены в день рождения бабушки
Украинскую певицу пригласили сниматься в американский «Плейбой»
Михаил Галустян скоро станет папой
У магистра «Что? Где? Когда?» Александра Друзя родилась внучка
Ругают всегда за то, за что раньше хвалили
Виталий КОРОТИЧ: «Когда Украина обрела независимость, в писательских столах обнаружились не бунтарские рукописи, а мышиные норы»
Татьяна ПИЛЕЦКАЯ: «Я до сих пор хожу на каблуках — мне кажется, они придают женщине статность»
В 50 лет прославленный тренер донецкого «Шахтера» Виктор Носов ушел в никуда. Жил в подвале, торговал лампочками, шнурками и сапожным кремом. До самой смерти его сын звонил ему с угрозами: «Все равно я тебя убью!»
Под звуки песни «Тебе одной» Лукашенко заключил Баскова в крепкие мужские объятия
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги