Дидье МАРУАНИ: «Чтобы побывать в Витебске, я отказался выступить на свадьбе князя Монако»
Беларусь напомнила мне «одну маленькую, но очень гордую птичку» из грузинских тостов: несмотря на экономический кризис, захлестнувший страну, и чудовищную инфляцию (один доллар - это пять, а на черном рынке - шесть тысяч белорусских рублей), она провела юбилейный «Славянский базар» на высоком уровне. В летнем амфитеатре Витебска состоялись аншлаговые сольники «Хора Турецкого», Валерия Леонтьева, Николая Баскова, Вячеслава Добрынина, Елены Ваенги, Валерия Меладзе, Любови Успенской, Авраама Руссо, Надежды Кадышевой и других популярных исполнителей. Высадился даже именитый «десант» из Франции - Патрисия Каас, Дидье Маруани с группой «Спейс» и Поль Капо, женатый на белоруске, а потому просто обязанный написать и спеть нечто вроде «Беларусь, моя душа, до чего ж ты хороша!».
ПАТРИСИЯ КААС: «БУДУ КРАСОТУ НАДАВАТЬ...»
Маруани прилетел с миловидной женой Риммой и двумя сыновьями-школьниками. На вопрос: «Что вам нравится в Витебске?» - французские хлопцы дружно ответили: «Речка Двина и мороженое - оно очень вкусное, из натурального молока!».
«Чтобы моя семья побывала в Витебске, пришлось подкорректировать свой график и от кое-чего отказаться, - рассказал «Бульвару Гордона» Дидье. - Например, от выступления на свадьбе князя Монако Альбера. Мне предлагали устроить лазерное шоу, потому что и Альбер, и его молодая жена Шарлин - поклонники моей «космической» музыки. Но здесь нужно было репетировать, тщательно готовиться, чтобы не разочаровать шеститысячный зал, поэтому я решил отказаться. Ответил, как мне кажется, вежливо и с юморком: «Если вы вдруг задумаете жениться во второй раз, можете смело на меня рассчитывать». Надеюсь, князь не обиделся».
Каас взяла в Беларусь импозантного администратора Кирилла и свою неизменную спутницу - болонку по кличке Текила. «Hello! - поздоровалась певица, увидев толпу журналистов у входа в амфитеатр. - Как дьела? Нормално?». И под бурные аплодисменты прошествовала в гримерку. В отличие от бессменной ведущей «Базара» Елены Спиридович, которая привезла целый чемодан вечерних платьев, у Патрисии был только один концертный наряд и небольшая сумочка с косметикой.
Александр Лукашенко с младшим сыном Колей и финалисткой местного конкурса красоты. «Александр Григорьевич, доколе вы будете президентом?». — «Вот до Коли и буду...» |
«Буду красоту... надавать? Наводить?» - объясняла она, подбирая слова и изо всех сил стараясь казаться своей в доску. Намучившись, махнула рукой и перешла на английский: «Это для макияжа. Я не люблю краситься, в повседневной жизни почти не делаю этого, но на открытии фестиваля обязана выглядеть на все сто. В Витебске меня любят, я не могу разочаровать публику. Знаете, что мне здесь нравится больше всего? Что в зале сидят простые люди. Часто бываю в России, на разных торжествах. Но зрители там другие. Иногда кажется, они разучились радоваться, их уже ничем не удивишь...».
К витебским дождям Патрисия подготовилась основательно: ходила по городу в джинсах, плаще и всегда носила зонтик: «Боюсь простудиться и заболеть. Впереди много концертов, а горло, связки для артиста - главное». Однако опасения гостьи были напрасными: дождь начался сразу после того, как она покинула город. «Повезло» Валерию Леонтьеву.
ВАЛЕРИЙ ЛЕОНТЬЕВ: «Я БЫ НА СВОЙ КОНЦЕРТ В ТАКУЮ ПОГОДУ НЕ ПОШЕЛ!»
«На «Славянском базаре» я впервые выступил в 1992 году, когда амфитеатр только-только построили, - признался артист «Бульвару Гордона». - Крыши еще не было, шел настоящий ливень, и зрители сидели мокрые до нитки, не спасали ни целлофановые накидки, ни зонты. Хлопать не хлопали: руки были заняты. Но так дружно подпевали! С тех пор примета появилась: если я на сцене в Витебске, значит, быть дождю. Я с этим смирился».
44-летняя Патрисия Каас привезла лишь одно платье и призналась, что не любит краситься, но выглядела потрясающе |
На репетиции сольника ничто осадков не предвещало: небо было чистым, солнце светило... Но как только певец и его команда ушли переодеваться, грянул гром! Дождь лил, словно из ведра, в Городе мастеров сносило палатки, в амфитеатре прорвало дорогущую прозрачную крышу, карманы сцены, где стояли реквизит и аппаратура, затопило, в гримерки вода лилась даже через наглухо закрытые пластиковые окна, а перед площадкой лопнул асфальт - на проезжей части образовалась яма глубиной полтора метра!
Члену жюри Вячеславу Добрынину на «Базаре» вызывали «скорую» |
Однако люди, несмотря ни на что, сходились, рассаживались, вытирали салфетками сиденья и ждали кумира. Концерт начался с опозданием на полчаса, потому что и сцену нужно было протереть, и аппаратуру феном высушить, и проверить, работает ли она после этого. Но ни один зритель зал не покинул: яблоку негде было упасть. «Я бы на свой концерт в такую погоду не пошел!» - заулыбался Валерий, довольный своей публикой.
Букетов, коробок конфет, всяких свертков, плюшевых зайцев, мишек, тигров и снежных барсов было столько, что балет и музыканты еле унесли! Леонтьева даже клубникой кормили - когда исполнял песню «Ягодка», кто-то вынес из зала целую корзину отборных ягод: «Валерочка, ешь, родной! Это наши, с дачи». А провожали звезду тысячи две народу, плотным кольцом окружив белый джип «мерседес». Если бы не охрана площадки, заводить мотор, наверное, не пришлось бы - люди готовы были на руках машину нести: «До Москвы не обещаем, но до гостиницы - плевое дело!».
НИКОЛАЙ БАСКОВ: «ДОБЕРУСЬ ДОМОЙ - ПОЦЕЛУЮ ИКОНУ»
Кого пришлось выносить в буквальном смысле слова, так это Баскова. Его сольник начался в полвторого ночи и длился три часа. Коля так разошелся, что перепел все, что знал: от «Цветет малина за окном» до «Памяти Карузо», перед которой какая-то особо заботливая поклонница вынесла ему коробочку с перепелиными яйцами. «А это зачем?» - поинтересовался певец. Ответ был совершенно гениальный: «Пусть будут». - «Ну, тогда бы лучше страусиные дарили», - парировал Басков.
Одно яйцо он выпил прямо на сцене, правда, потом переживал, не будет ли сальмонеллеза и не подумают ли, что он сюда поесть приехал: «Был у меня когда-то случай. Праздновали 65-летие Иосифа Давыдовича Кобзона, он пригласил меня на концерт, а я прийти никак не мог - у меня было свое выступление. Я же не знал, что он всех зрителей запоминает! Пришел на следующий день на банкет. Нелли, жена Иосифа Давыдовича, увидела меня и говорит: «Смотри, Йося, вот и Коленька идет!». - «Ага, как пожрать, так он первый идет, а как на концерт, так не дождешься!».
«Я пою и пишу песни, хотя всегда мечтала танцевать, — призналась Елена Ваенга. — Просто полов таких нету...» |
Под конец выступления было не совсем понятно, кто кого держит - то ли публика Баскова, то ли он ее. Но за кулисами Николай буквально валился с ног: «Я сегодня катарсис пережил! Так устал, вы не представляете. Доберусь домой - поцелую икону».
А вот Елена Ваенга на катарсис не жаловалась - отпела два с половиной часа и еще просилась: «Люди, мне тут сказали, что я должна уйти со сцены, потому что после меня еще выступления будут. Поэтому хочу извиниться. Простите меня, дорогие организаторы, но со сцены я не уйду!». В результате ушла, конечно, но снова вернулась - выступила и с Хором имени Пятницкого, и с местной арт-группой, и со своими бек-вокалистками... Потом призналась: «Я всегда говорю директору, чтобы на начало июля ничего не планировал, потому что у нас в это время «Славянский базар». Знайте об этом и, если понравилась, зовите еще!».
Валерий Леонтьев: «Ну где ж ты, ягодка моя?» |
Надежда Кадышева сама позвала всех зрителей - на свадьбу сына Григория: «Дорогие мои, мы с мужем, Александром Григорьевичем, скоро женим сына. Поэтому милости просим к нам в гости!». Из Витебска певица увезла вышитые рушники, купленные в Городе мастеров, куда съехались народные умельцы Беларуси. Кстати, рушник можно было вышить и самому - этому учили всех желающих. А еще - лепить горшки, вязать шали, валять цветы из войлока, строгать деревянные игрушки и даже зазывать покупателей: «Покупайте подушки, мягкие, легкие, травами набитые! Чтобы теща спала и зятю жить не мешала». «За маленькие деньги берем кольца, браслеты, серьги!». «Девушка, милая, возьми ткань - чистую, прозрачную! Не ткань, а слезы...». Ярмарка гудела даже в непогоду. «Если ты на «Славянку» приехал, а у мастеров не был, значит, никуда ты не ездил», - убеждали гостей витебчане.
Тамара Гвердцители тоже ходила на ярмарку - купить подарок сыну Сандро. Игорь Демарин прогуливался по городу с очаровательной женой Наташей. Лайму Вайкуле, которая недавно сломала руку, наступив на свои длинные брюки, ни на шаг не отпускал от себя высокий красавец, ее стилист Сергей.
Одна Лариса Долина не ходила никуда, фотографироваться отказывалась и ни с кем не желала разговаривать. В том числе о дочери Лине, которая скоро подарит ей внука или внучку. А вот Николай Гнатюк решил, что нужно посетить местную церковь. Артист приехал как раз на праздник святых Петра и Павла, поэтому отстоял службу в витебском храме Преображения Господня, помолился и поставил свечки.
«Золотая ж ты моя! - обрадовался он, встретив журналиста «Бульвара Гордона». - Скажи спасибо любимой моей газете! Вы написали, что у меня с жильем проблемы, и министр культуры сказал, что об этом сразу узнал Президент: «Как? Народный артист Гнатюк живет в гостинице? Так не должно быть». Появилась надежда, что дело сдвинется с мертвой точки. Даст Бог, на новоселье тебя позову...».
Лауреат первой премии Владимир Квасница |
В украинском концерте, помимо Гнатюка, выступили Иво Бобул, Петя Черный, братья Петр и Павел Приймаки и Наталья Бучинская. Наташа стала настоящим открытием для международной прессы. По условиям фестиваля Беларусь, Россия и Украина проводят пресс-конференции с представителями своих стран. «Почему Повалий мы знаем, а Бучинскую - нет?» - спрашивали российские журналисты, выстроившись в очередь за дисками.
ВЛАДИМИР КВАСНИЦА: «НАВЕРНОЕ, КУПЛЮ КОРЕЙСКУЮ МАШИНУ. ПРАВДА, ПРИДЕТСЯ НАСОБИРАТЬ ЕЩЕ СТОЛЬКО ЖЕ...»
Таисия Повалий, кстати, тоже приехала - на открытие. «Мы к вам заехали на час, - шутил ее супруг Игорь Лихута. - Вчера прилетели самолетом из Мадрида (возили на отдых тещу, она операцию на сердце перенесла), сели в машину - и сюда! Устали, конечно, но Испания сил прибавила: там классно!».
Петя Черный, судья детского песенного конкурса «Витебск-2011», очень переживал: «Взрослых оценивать трудно, а детей - еще труднее. Сидишь и думаешь: вдруг не поставленный тобою балл убедит ребенка, что он ничего не умеет? Вдруг ты, не дай Бог, сломаешь чью-то жизнь? Я сам папа, и мой сын Жан - призер конкурсов юных пианистов. Смотрю на этих детей и представляю, как он старается, волнуется... В свое время я мечтал поучаствовать в «Славянском базаре», представить Украину. И меня уже собирались сюда отправить, в 96-м, но один композитор забастовал: «Кого вы посылаете? Цыгана?».
Выступлениями наших юных певиц, Алины Овчаренко и Марьяны Щербак, Черный остался доволен: «Напротив каждой отметил: «Ура!». Это маленькая Агилера и маленькая Мадонна!». Однако другие члены жюри Украину откровенно зарезали: Марьяне досталась третья премия, а Алина уехала домой без награды. Гран-при получила 10-летняя Ралука из Румынии.
Белоруска Алена Ланская получила Гран-при и 15 тысяч долларов |
Взрослый конкурс принес нам первую премию: статуэтку «Лира» и девять тысяч долларов получил 30-летний дончанин Владимир Квасница, приехавший в Витебск с братом Юрием, который пишет ему песни. «Наверное, куплю корейскую машину, - сказал Володя, когда спросили, на что потратит призовые. - Правда, придется насобирать еще столько же».
Продюсера у молодого артиста не было - до тех пор, пока не познакомился с Юрием Квеленковым. Член жюри конкурса молодых исполнителей от Украины отстаивал Владимира как мог: несмотря на то что Квасница был на голову выше остальных участников, присуждать ему первую премию судьи не спешили. В кулуарах шептались: Гран-при достанется хозяйке положения белоруске Алене Ланской (так и произошло), а следующую ступеньку займет чех Дэвид Дейл.
«Я объявляю Украине войну!» - то ли в шутку, то ли всерьез грозилась сербская певица Светлана Славкович, заседавшая в жюри на правах победительницы одного из «Базаров». Ситуация обострилась, когда из комиссии выбыл Вячеслав Добрынин.
В первый день он поставил Володе десятку: «Мне понравился украинец. Он всех порвал!». Но потом композитору стало плохо, поднялось давление, и с конкурса Добрынин уехал раньше, чем планировал. «Что будете делать, если Квасницу засудят?» - допытывались журналисты у Квеленкова. «Все, - коротко ответил Юрий. - Со мной шутки плохи, несправедливого судейства я не допущу».
Против несговорчивого и чересчур прямолинейного судьи развернули целую кампанию: вплоть до того, чтобы убрать его из комиссии, дабы не мешал. Не тут-то было! В результате - первая премия у украинца, чеху и литовской певице Руте досталась вторая, а третью вполне справедливо разделили между казахом Алишером Каримовым, обладателем красивого лирического тенора, и колоритной молдаванкой Кристиной Скарлат.
Синеглазая блондинка Алена Ланская (в недалеком прошлом - скромная банковская служащая из Могилева Елена Лепохина) расплакалась, когда узнала, что высшая награда и 15 тысяч долларов - у нее. А зрители в зале вытирали слезы, когда за первой премией вышел Квасница. Ему аплодировали стоя.
Киев - Витебск - Киев