Михаил ШВЫДКОЙ: «Органичность — единственное спасение. Толстый так толстый, лысый так лысый, не блондин — тоже ничего страшного. Старый — еще вот одна проблема, но это же органично — стареть и не делать вид, что тебе 15»
(Окончание. Начало в №28 )
«ЭТО ЕЩЕ НЕИЗВЕСТНО, БЫЛ ЛИ Я ДУШЕВНЫМ И ТОНКИМ»
- Вы не раз признавались, что свои карьерные взлеты и падения воспринимали спокойно, - как считаете, власть вас не испортила, вы остались таким же тонким, душевным?
- Ну, это еще неизвестно, был ли я душевным и тонким...
- Как бы не так - все, кто вас знают, утверждают, что да...
- Что ж, тогда это на их совести (улыбается), а что касается власти... Власть может испортить, когда хочешь, чтобы она испортила, и потом, я никогда не чувствовал себя человеком у власти и не делал ремонта в кабинете, куда приходил. В частности, ничего не менял - вот что предшественники оставляли, тем и пользовался. Ну, какие-то свои цацки, разумеется, приносил - есть у меня наручники, вернее, даже ножные кандалы, которые нашел, когда работал в Бурятии (в 70-е Михаил Ефимович преподавал в Улан-Удэ зарубежную литературу. - Д. Г.), - это единственное, что я вожу за собой, потому что прикован к месту.
- Вы, я смотрю, философ!
- Нет, я легкомысленный, в общем-то, человек.
- Один из ваших соратников как-то сказал: «Политическое долголетие для Швыдкого - слишком непродолжительная категория: его ждет политическое бессмертие»...
- О-о-о! Фамилию его назовете? (Улыбается). Да нет, все это ерунда, и когда вспоминаю, что смог сделать и чего, к сожалению, не смог, понимаю: не смог очень многого. Впрочем, был, как правило, кризисным управляющим...
В свое время, например, нужно было создавать новый холдинг ВГТРК, и когда он встал на ноги, я перешел на другую работу - в Министерство культуры, а когда надо было канал «Культура» организовать... Я смеюсь иногда, что мы родили его за 40 дней, но это как раз обеспечило ему бессмертие, потому что указ о создании канала «Культура» вышел 27 августа - с тем, чтобы 1 ноября уже началось вещание. 7 или 10 сентября я пришел на работу в ВГТРК, и вот за 40 дней мы канал сделали, а чтобы было понятно, скажу: японцы обычно справляются с этим за три года.
С Никитой Михалковым. «Никита Сергеевич — человек, безусловно, талантливый, очень органичный, но при этом чересчур расчетливый» |
- Медленные...
- Тщательные. В Европе это происходит года за полтора-два, и то, что тогда удалось нам, больше никогда, к сожалению, не повторится.
- Вы были совершенно серьезным человеком, министром, и вдруг, презрев все бюрократические приличия, ударились (или подались) в шоу-бизнес. Не каждый на это отважится!
- Знаете, это я от отчаяния, и сейчас объясню, почему. Из министерства я ушел в 90-е годы, когда еще был замминистра, и, честно говоря, искал работу, пока не появилась возможность уйти на канал «Культура». Он, кстати, временным считался явлением - всем казалось, что проработает полгода-год, а потом...
- ...зачахнет...
- ...и благополучно исчезнет. У меня было ощущение, что эту частоту не хотели отдавать ни Березовскому, ни Гусинскому и решили таким образом заморозить, а тут еще деятели культуры стали просить канал: Лихачев, Ростропович... Тогда-то и дали с тем, чтобы в любой момент можно было забрать, но он оказался настолько для общества важным, что сделать это было уже невозможно, и даже те, кто его не смотрел (вот ведь парадокс!), на вопрос: «Какой вы канал любите?» - отвечали: «Культуру», конечно!». Это стало хорошим тоном, вы понимаете? Любили они, может быть, порно смотреть в интернете, но когда спрашивали о предпочтениях, называли канал «Культура» - такой вот знак качества!
Вообще-то, на телевидение я пришел 43 года назад - 20-летним получил большой телевизионный гонорар за пьесу о Корнеле и Расине, на что были куплены пишущая машинка «Эрика» и финский костюм с ботинками.
- Этот, который на вас сейчас?
- Практически да (улыбается), и, в принципе, на телевидении и радио я работал всегда - это был вид приработка. С документальным кино дружу много лет, поэтому там чужой не был, то есть чужой был, но не для советского телевидения, а для российского: люди, которые были у дел, меня просто не знали, не помнили, потому что я работал на центральном ТВ...
- ...в 70-е годы...
- ...в 60-е, 70-е и даже 80-е.
«НА ГОССОВЕТЕ, ПОСВЯЩЕННОМ КУЛЬТУРЕ, НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ МИХАЛКОВ СКАЗАЛ, ЧТО МИНИСТР, КОТОРЫЙ ВЫСТУПАЕТ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ, ПОЗОРИТ ПРЕЗИДЕНТА»
- На телевидении вы создали замечательные, с моей точки зрения, программы - «Культурная революция», «Жизнь прекрасна»... Скажите, на ТВ звериные были нравы, когда вы со своими человеколюбивыми передачами туда вклинились?
- Да нет, хотя, понимаете, телевидение вообще организация жесткая, полувоенная. Производство это тяжелое, и вот Таня Паухова, Татьяна Олеговна, которая сейчас руководит каналом «Культура» и с которой мы этот канал начинали делать, всегда меня терроризировала: «Ты телевидения не понимаешь, главное - держать эфир!».
С Марком Захаровым после премьеры спектакля «Женитьба» в день 80-летия Театра «Ленком», сентябрь 2007 года |
Это у нее бзик, как у всех телевизионных людей: в какой-то момент, дескать, все может остановиться и перестанет подаваться сигнал. Когда 1 ноября 1997 года мы впервые вышли в эфир, выступили Борис Николаевич Ельцин, Святейший Патриарх Алексий II, Дмитрий Сергеевич Лихачев, еще кто-то, но у меня было ощущение, будто из собственного пальца вещаю, - вы понимаете? Это вот ощущение, что эфир может остановиться, иногда доводило меня до истерики: Татьяна меня ей заразила, поэтому телевидение, безусловно, жесткая индустрия.
Нравы? Просто ребятам было неудобно мне отказывать. «Культурная революция» родилась из одной лишь необходимости - я вошел в кадр, потому что канал состоял в основном из «консервов», фондов. Денег катастрофически не хватало, и я сказал: «Нам нужна какая-то минимально живая программа» - и стал вести интервью - я это очень люблю. Честно скажу: интервьюер я неплохой, потому что знаю, как людей раскрывать, - надо просто внимательно на них смотреть. Вот как вы это делаете (смеется).
- Раскололи просто на раз!
- Малый круг внимания - этому в институте учат, но это мало кто знает: надо всегда быть внимательным. Вот иногда в студию вваливается ведущий какого-нибудь ток-шоу, и он поверх всех: что-то там произносит, вещает, но ни на кого не обращает внимания, и то, что в студии происходит, никакой реакции у него не вызывает. Ну, это ладно, это технологии... На канале «Культура», я считал, публицистики не хватало, и поэтому уговорил Татьяну, когда уже был министром, из совершенно корыстных министерских соображений.
С Олегом Табаковым на церемонии объявления лауреатов литературной премии «Большая книга», ноябрь 2010 года |
Договорился, естественно, с начальником своим, Владимиром Владимировичем Путиным, сказал: «Извините, у меня просьба. Я буду на телевидении работать - не возражаете?». Объяснил, что это моя метода борьбы с коррупцией: пока зарабатываю на ТВ, мне не надо брать взятки (улыбается). Логика, разумеется, на самом деле была другой, хотя, не скрою, деньги это принесло и до сих пор приносит.
- Здорово, а почему нет?
- Да: можно же бюрократам творческой и иной деятельностью заниматься? - так вот вам творческая. Я, правда, имел и другую корысть: Министерство культуры, когда я туда пришел, в тяжелом состоянии находилось. Денег практически не было...
- ...как всегда...
- ...и с ним не очень считались, поэтому нужно было, грубо говоря, Минкульт пропиарить. Покойный Старков, основатель газеты...
- «АиФ»...
- ...да, «Аргументы и факты», недоумевал: «Зачем ты уходишь на телевидение? Правда, коль скоро так поступаешь, имей в виду: Министерство культуры пустое, там ни черта нет, поэтому, чтобы его поднять, пиарь себя».
- Дельный совет!
- Я думал и решил, что буду какую-то делать программу, и тут Татьяна прислала команду ТВ «Игра», которая работала над «Что? Где? Когда?». Ребят этих она знала: на телевидении с 18 лет, но, честно говоря, они не хотели со мной работать, потому что министр, идиот, кому он нужен, это какой-то бред... Мы сели, поговорили - в мою затею мало кто верил, но когда все сложилось... Название «Культурная революция», кстати, придумал Козлов.
С министром культуры России Александром Авдеевым |
- Название классное...
- Мы просто болтали, и вдруг у Андрея оно вылетело, а как только мы сделали программу «Без мата нет русского языка», меня стали узнавать секретарши всех остальных министров. В принципе, мне было важно, чтобы знали секретарши министра экономики и министра...
- ...финансов...
- Конечно, и вот уже я приходил, и все на меня зырили, как на человека из ящика, причем это срабатывало, в том числе, как ни странно, в разговоре с творческой интеллигенцией, потому что так ты чиновник, а так вроде...
- ...магией уже обладаешь какой-то...
- Вы, словом, знаете это сами - вы телеперсона и видите, как на вас смотрят на улице люди, но это как раз сыграло роковую для меня роль, потому что в 2003 году на Госсовете, посвященном культуре, Никита Сергеевич Михалков сказал, что министр, который выступает по телевидению, позорит президента.
- Понятно...
- Собственно, это был почти приговор народного суда, но с ним я протянул еще условно-досрочно до марта 2004 года.
- Михалков настолько влиятелен?
- Ну, видите, в чем дело: Никита Сергеевич - человек, безусловно, талантливый, необычайно одаренный, очень органичный, но при этом чересчур расчетливый, и когда он так говорил, прикидывал, видимо, что это может быть удачно использовано.
Дальше - больше: в ответ на это я решил сделать программу «Песни ХХ века». Подумал: «Ах, так, ребята? Ну, тогда вперед и с песней!», и в сентябре того же 2003-го, на дне рождения Володи Спивакова, мы сидели рядышком с Левой Оганезовым, чуть-чуть выпили, и он начал говорить: «Ах, хорошо бы чего-нибудь замутить, ах, мы не поем, ах, не играем...». Короче, начали мнениями обмениваться, подтянули Андрея Козлова, и родилась программа «Песни ХХ века». Она напоминает то, что идет на Втором канале (нынешний канал «Россия». - Д. Г.), - это итальянская лицензия, «Лучшие годы нашей жизни», и частично «Достояние Республики». Ну, «До Ре» - чистый вариант «Жизни прекрасной», просто сделанный в эстетике Первого канала: богато, громко...
- ...вычурно...
- Я бы так не сказал. Я вообще богатое ТВ не очень люблю - у меня другое представление о телевидении.
- Вам душевное больше нравится?
- Импровизационное, легкое, сиюминутное, имитирующее прямой эфир.
«КОГДА ГЕНИТАЛИИ НАЧИНАЮТ ПОКАЗЫВАТЬ В ПРАЙМ-ТАЙМ, ЭТО ПРОСТО БЕЗВКУСНО»
- Как вы относитесь к засилью на сегодняшнем телевидении эротики, легкого порно, гомосексуалистов? Вас это не расстраивает?
- Давайте так: у телевизионщиков есть иллюзия, что они важнее жизни, а телевидение жизни ведь не важнее, и искусство тоже. Когда-то Гете очень точно сказал, что искусство - прихлебатель жизни (улыбается), и телевидение в этом смысле тоже.
В жизни есть все, что вы упомянули, и еще больше - весь вопрос в том, что все хорошо в правильное время и в правильном месте. Понимаете, я ведь не спрашиваю никого о его сексуальной ориентации и о том, в какого Бога он верит (вернее, в какую церковь ходит, потому что Бог един), и никогда не интересуюсь, к какой партии человек принадлежит (это дело интимное), но когда гениталии начинают показывать в прайм-тайм, считаю, что это просто безвкусно.
Михаил Швыдкой и Лена Перова на вручении национальной телевизионной премии ТЭФИ, 2008 год |
- В бытность вашу руководителем ВГТРК в неприглядном свете показали генпрокурора России Скуратова - точнее, «человека, похожего на него»: это ведь ваша фраза...
- Да, я ее помню, своей рукой вписал. Сидели с нашим потрясающим юристом Зоей Александровной Матвиевской, изучали два документа - Уголовный кодекс и Закон «О печати» - и пришли к выводу, что это надо давать в эфир: а) после полуночи и б) с той фразой - я сам вывел формулировку «человек, похожий на...», потому что Уголовный кодекс и Закон «О печати» мы чтим, к тому же понимали прекрасно, что можем в тяжелейшем положении оказаться. (Зимой 1999 года на телевидении был показан порнокомпромат на российского генпрокурора Юрия Скуратова, после чего президент Ельцин отстранил его от должности. «Я принял решение показать эту пленку, - признался Михаил Швыдкой в одном из выпусков «Культурной революции», - и хотя меня осуждало все телевизионное сообщество, если бы этого сюжета не было, мы жили бы в другой стране». - Д. Г.).
- Скуратов после этого личных претензий к вам не имел?
- Ну, видите ли, дело было заведено военной прокуратурой, и так далее, и так далее... Я вам скажу так: когда начинаешь заниматься политикой, никаких личных чувств, прошу прощения, вообще быть не может: либо ты человек команды и в какую-то партийную играешь игру, либо...
Естественно, если она совсем тебе не претит, потому что, если претит, ты должен честно сказать: «Играть в вашу игру не могу», но если принадлежишь к какой-то политической команде, а я принадлежал к команде Ельцина, и тогда шла действительно очень жестокая борьба, поверьте, и было ясно, что к власти могут прийти люди, которые для России глубоко неполезны... Субъективно, может, прекрасные, замечательные, особенно один из них, которого я даже люблю - по-человечески (фамилию его называть не хочу), но для России в тот момент это было бы просто губительно.
«Стесняться себя нельзя...». С Александром Цекало и Леной Перовой |
- В одном из интервью вы привели цитату из Розанова: «В России была хорошая литература и плохая жизнь» - что-то с тех пор изменилось? Куда вообще, на ваш взгляд, Россия сегодня идет?
- Куда? Вперед - как сказал Дмитрий Анатольевич Медведев: «Вперед, Россия!». С моей точки зрения, страна стоит перед выбором: мы же русские люди, мы хотим, чтобы и литература была великая, и жизнь...
- ...а так не получается...
- (Разводит руками). В 90-е годы (да и сейчас, впрочем) жизнь была значительно интереснее, чем литература. Россия идет вперед, но выбор достаточно жесткий. Если мы сконцентрируемся (и это связано не только с IT-технологиями - просто сконцентрируемся на внутринациональной жизни) и сделаем правильный выбор в сторону нормальных...
- ...европейских ценностей...
- ...да, то все будет в порядке. Думаю, сил пока хватит.
- В школе все были уверены, что Миша пойдет на физмат, а вы стали блестящим театральным критиком, 20 лет проработали в журнале «Театр» и умудрились при этом не поссориться ни с кем из режиссеров и актеров - как это вам удалось?
- (Улыбается). Знаете, Станиславский говорил, что молодым критикам надо писать только положительные рецензии, и я очень редко писал отрицательные - не любил. Не потому, что перо не позволяло...
«Я легкомысленный, в общем-то, человек». С Владимиром Меньшовым и Александром Ширвиндтом |
- Жалко было людей?
- Понимаете, им же потом выходить на сцену, работать, а что касается физмата... Я в физико-математической школе учился, но что-то со мной в 9-10 классах произошло - и будто отрезало. Готовился поступать на физический факультет МГУ, однако в ГИТИС экзамены были раньше...
- Прагматичный вы все-таки!
- Абсолютно.
- Вы как-то сказали: «Я полноватый, лысоватый (если не сказать «лысый») и скорее квадратный, нежели стройный» - у вас никогда на сей счет комплексов не было?
- Нет, потому что самое главное в человеке - органичность. Стесняться себя нельзя, а если стесняешься, следует переделывать - начинать голодать, бодибилдингом заниматься или чем-то подобным. У меня с этим, увы, все очень плохо, я не спортивный. В свое время плавал - был даже серьезным разрядником, но считаю, что органичность - единственное все же спасение. Толстый так толстый, лысый так лысый, не блондин - тоже ничего страшного. (Вздыхает). Старый - еще вот одна проблема... Я ведь со временем не молодею, но это же органично - стареть и не делать вид, что тебе 15. Ужас, но сколько есть, столько есть - зато какой опыт!
- Утверждают, что вы всегда были охочи до женского пола, а в чем это выражалось?
- Ну, в чем обычно охочесть до женского пола выражается? Был очень влюбчив... Я и сейчас влюбчив, но, слава Богу, в рамках приличия.
- Опять-таки, по слухам, вы буквально боготворите свою жену Марину, причем история у вас интересная: вы встретились, потом на 11 лет расстались, затем снова сошлись...
- Сводит, вообще-то, судьба... Знакомы с Мариной мы уже 43 года - она была совсем юной барышней, а я - студентом третьего курса. Работала Марина в театральной библиотеке, потому что не поступила в Школу-студию МХАТ (как раз в 68-м пыталась), и у нас вспыхнул роман, а потом в Одессе холера случилась... Судьба, в общем, нас развела, у каждого была своя личная жизнь, ну а потом, когда я уже был свободен, она тоже...
- ...и холеры в Одессе не было...
- ...да, встретились случайно в ресторане ВТО и неделю спустя поженились. Неделю, из которой дня четыре я был в Тбилиси в командировке. Вот просто так: ударило током - и все! С тех пор вместе 33 года.
«ВДВОЕМ С ПАПОЙ МЫ МОГЛИ И ЛИТР УЛОЖИТЬ, И ПОТОМ ОН ШЕЛ НА СВОЮ РАБОТУ, А Я НА СВОЮ - ПИСАТЬ РЕЦЕНЗИИ НА СПЕКТАКЛИ»
- Я немало наслышан о том, что вы умеете нравиться людям, сразу вспоминаете имя-отчество собеседника и не скупитесь на комплименты, а еще в любой компании как рыба в воде: и с евреями, и с патриотами, и с западниками, и со славянофилами душа компании, тамада...
- Вы знаете, это не совсем так... Могу лишь одно сказать: когда зарабатывать первые деньги начал, это были поездки по провинциальным театрам: не только русским - советским, потому что колесил и по Украине...
«Ельцин был очень яркого и веского ума человек...». Борис Ельцин и Михаил Швыдкой в церкви Георгия Победоносца на Поклонной горе, 1 мая 1996 года |
- Театры были хорошими?
- Да, там работали профессионалы, но суть заработка была следующей: мы приезжали в город - бригада из трех человек, критиков из Москвы, - смотрели спектакли и примерно через неделю должны были встречаться с труппой и их обсуждать.
Тогда вот одна дама, с которой я в первую командировку отправился, Лидия Львовна Жукова, сказала: «Миша, вы молодые, все резкие, но должны понять: люди живут в провинциальном городе и получают маленькие зарплаты. После вашего отъезда они должны дальше жить и работать, поэтому рюмка коньяку, которую нальет директор театра до или после спектакля, не должна отражаться на отношении к этому театру. Да, вы должны говорить правду, но бесконечно уважительно, поэтому запомните имена-отчества...
- ...хороший какой совет!..
- ...отвесьте актерам положенное количество комплиментов, а потом говорите уже что хотите - весь этот политес должен быть выполнен». С тех пор я ездил в театры в Узбекистан, Таджикистан, Татарию, Башкирию...
- ...нелегкая у вас была жизнь!..
- ...имена-отчества были не самые простые на свете, но я понял, что больше всего человека обижает, когда ошибаются в его имени-отчестве и когда не обращаешь на него внимания и не хвалишь. Это принцип мудрого учителя: нельзя говорить ученику, что он плохой, - говорить надо, что потрясающий, но вот сегодня - как это странно и удивительно! - совершил негодный поступок. То же самое следует говорить об артисте - что он талантливый, что, видимо, у него потрясающие были роли, но вот эта, конкретная...
- ...не удалась...
- ...почему-то не получилась. Это касается моего отношения к людям вообще, потому что живут они тяжело, достаточно нервно, а то, что я чувствую себя со всеми своим, не совсем так. Этому я научился: в политике, но, уж поверьте, я тамада не за каждым столом.
С супругой. «Знакомы мы с Мариной уже 43 года — она была совсем юной барышней, а я — студентом третьего курса. У нас вспыхнул роман, но судьба развела, ну а потом встретились случайно в ресторане ВТО и неделю спустя поженились. С тех пор 33 года вместе» |
- Говорят, вы обожаете застолья и еще больше любите выпить. Смотрю вот на вас, на ваше одухотворенное, интеллигентное лицо... Любите выпить до какой степени?
- Ну, до разной... Сейчас, к сожалению, удар держу лучше, чем раньше.
- Опыт?
- Знаете, как гениальный Копелян говорил? Его спрашивали: «Как вам удается не напиваться - вы всегда как бы трезвый?», на что он отвечал: «Я, когда прихожу в гости, самую некрасивую женщину за столом выбираю, и как только она начинает мне нравиться, ухожу». (Смеется). Это как раз тот случай, но я вам могу честно признаться (хотя и немодно это сейчас), что у меня был пьющий дедушка - хорошо выпивающий, последнюю стопку водки принял, когда ему было 90 лет, и у меня она хранится, серебряная, граммов 80, наверное. Вдобавок у меня очень хорошо выпивал папа, но никогда в жизни не курил. Дед-то и пил, и курил, а папа только выпивал, и мы с ним могли серьезно посидеть за столом.
- Серьезно - это сколько в состоянии уложить были?
- С папой могли и литр - вдвоем: это было нормально, и потом он шел на свою работу...
- ...а вы на свою - писать рецензии...
- ...на спектакли. Нет, я и сейчас могу, но зачем. Некоторые вон пьют, чтобы напиваться, некоторые - чтобы не напиваться, а я процесс общения просто люблю.
- Про ваших папу и дедушку я все уже понял, но знаю, что у бабушки вы научились отборному мату, то есть семья у вас была подкованная...
- Ну что вы - обычная украинская семья... Бабушка-одесситка совершенно потрясающая, удивительной красоты женщина, внешне напоминавшая балерину первого положения, но из нее это лилось, как музыка! Она на Канатной улице родилась и эти университеты прошла с детства.
«Некоторые пьют, чтобы напиваться, некоторые — чтобы не напиваться, а я процесс общения просто люблю» |
- Там все были красивые и все матерились?
- Наверное, но эту песню пела она замечательно!
- Материтесь вы изощренно - как Роман Григорьевич Виктюк?
- Не-е-ет, материться вообще не люблю. Это междометие просто такое, а знаете, в чем бабка моя сильна была? Ничего визуального она в это не вкладывала. Некоторые начинают как бы картины рисовать...
- ...маслом...
- ...да (улыбается), а у нее это была музыка.
- Вы, слышал, любите баню...
- Больше всего люблю дружескую компанию - это для меня самое большое счастье.
- Кто, как правило, собирается у вас дома, кто ваши друзья, которые могут всегда к вам прийти, посидеть за столом?
- Как ни странно, внешне друзей много, но на самом-то деле очень мало.
- Это не странно...
- Ближайшие наши друзья, всегдашние, с которыми видимся каждый день, ну или через день, наши соседи - Виктор Лошак и его жена Марина. Виктор - главный редактор «Огонька», а начинал в «Вечерней Одессе» фельетонистом, затем...
- ...в «Московских новостях»...
- ...да, был там главным редактором. Марина работала в Литературном музее в Одессе, а потом стала очень хорошей галеристкой и сейчас арт-директор галереи «Проун» в Центре современного искусства «Винзавод». Она замечательная, причем не только мы дружим - и наши дети тоже: два мои парня и Маринина дочка считают, что они братья и сестра. Дальше - по-разному. Я дружил, и горжусь этим, с Борисом Николаевичем Ельциным - уже в конце его жизни, и до сих пор поддерживаю семейные отношения с Наиной Иосифовной, их дочерьми и зятьями.
«С ЕЛЬЦИНЫМ Я НИКОГДА НЕ БЕСЕДОВАЛ О ПОЛИТИКЕ - ТОЛЬКО О ЖИЗНИ, ДЕТЯХ, КАКИХ-ТО ФИЛОСОФСКИХ ВЕЩАХ...»
- К Борису Николаевичу часто домой приезжали?
- Когда президентом он уже не был, и, кстати, раз говорят, что я неплохой тамада, могу уточнить: пик моего тамадинства пришелся на 75-летие Бориса Николаевича в Кремле (пик этот мне тоже потом некоторыми вещами отлился, но это уже так, подробности).
- Интересно с ним было проводить время?
- Да, очень - Ельцин был очень яркого и веского ума человек. Знаете, я никогда не говорил с ним о политике, но не потому, что чего-то боялся. Беседовали о жизни, о детях, о каких-то философских вещах - может быть, больше о 80-х годах, о молодости, но, повторю, я не хотел, чтобы это было ему внапряг, - он говорил только то, что хотел.
Наина Иосифовна - совершенно феноменальная, тонкая, умная, и надо сказать, что и дети у них получились весьма неплохие: и Елена Борисовна, и Татьяна Борисовна - я уважительно к ним отношусь. Я убежден: время расставит все по местам, потому что все, так или иначе, политики российской элиты...
С Дмитрием Гордоном. «Каждое мгновение, каждую секунду советую проживать по возможности полноценно. Помните: уныние — самый большой христианский грех, поэтому да и еще раз да: жизнь — прекрасна!» |
- ...вышли...
- ...сформировались в 90-е годы, и все взлеты - это взлеты 90-х. В данном случае, я считаю, можно только восхититься... Нет, неправильное слово: можно только уважать Владимира Владимировича Путина за то, что по отношению к Борису Николаевичу и его семье он вел и ведет себя очень достойно.
- То, что у вас нет голоса, но вы любите ходить по улицам и петь, - правда?
- Да, с детства: про себя что-то мурлычу, и мне очень нравится. Это радует, а я по природе вообще оптимист, понимаете? Думаю, Господь даровал нам жизнь не для того, чтобы мы пребывали в меланхолии.
- Возвращаясь к вашей феноменальной памяти... Ваш одноклассник актер Игорь Костолевский рассказывал, что однажды вы пришли к нему в гости, взяли с полки томик Фейхтвангера, открыли, прочли страницу и тут же пересказали ее слово в слово - это преувеличение?
- Да, безусловно. Во-первых, у меня скоро склероз и этого случая уже не припомню, но запоминал и вправду хорошо - особенно цифры, имена, отчества, цитаты... Фишка такая действительно есть, но это шизофрения - на самом деле, это нездорово.
- Вы человек нынче немодный: дома у вас много книг, и читаете вы одновременно пять-шесть...
- Не всегда, но, к сожалению, это так. Сейчас вот Владимира Сергеевича Соловьева штудирую - «Национальный вопрос в России»: совершенно замечательная книга. Он вообще, по-моему, неодооцененный философ - нынче больше Ильиным увлекаются. Об Ильине, кстати, неплохую книжку читаю, которая в ЖЗЛ вышла, а еще - книгу о начале Второй мировой войны и книжки, которые по ходу дела нужны, но есть вещи, которые читаю всегда, - это «Герой нашего времени» Лермонтова и «Былое и думы» Герцена. Испытываю от этого почти оргастическое чувство радости на любой странице: гениальный Александр Иванович был человек, который (сейчас принято так ругаться) «разбудил Ленина» и всю эту линию...
- ...от декабристов до Ленина...
- ...да, это очень несправедливо.
- Ну, говорят, лучше бы спали...
- Да все равно бы проснулись - пришли бы другие мальчики: это особенность русской жизни.
«У НАС С МАМОЙ ОДИН СВИТЕР БЫЛ НА ДВОИХ, НО МЫ ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ ПРЕКРАСНО»
- «Пушкин, - сказали вы, - безнадежно устарел» - что имели в виду?
- (Смеется). Так один из выпусков «Культурной революции» назывался - провокационное, как всегда, название. Многие считают, что писатели стареют, но на самом деле Кеннет Тайнен, очень тонкий критик, который был литературным советником Лоуренса Оливье, написал замечательную фразу: «Мы всегда говорим: «Я посмотрел старый фильм Марселя Карне» и никогда не говорим: «Прочел старый роман Золя». Писатели не устаревают!
- И Пушкин тоже?
- Ну что говорить: Пушкин - гений. Есть просто классики, а есть такие писатели, которые открыли новую литературу, так вот, Пушкин подарил России новую литературу - до него ее не было.
- В юности у вас с мамой один свитер был на двоих, а сейчас можете себя богатым назвать?
- Ой, да! - конечно же, я богат.
- Неожиданно для себя как-то обрадовались...
- Много свитеров просто имею, хотя, знаете, бедность и богатство - относительные весьма вещи. У нас с мамой и вправду один свитер был на двоих, но мы чувствовали себя прекрасно.
- Хороший свитер, видимо, был?
- Хоро-о-оший, тем не менее я всегда себя ощущал богатым. Мама обижалась когда-то, она говорила моей жене: «Видишь, Миша прилично стал зарабатывать, вы стали лучше жить...», а та отвечала: «Мы так жили всегда». Мы с Мариной действительно жили всегда одинаково - у нас не такие большие потребности.
- Что было для вас в жизни по-настоящему большим счастьем - если оглянуться назад?
- Самое большое счастье выпало дважды: сначала - когда случилась трагедия с младшим сыном и он все-таки выжил...
- Это когда под лошадь попал?
- Нет, это старший, а с младшим трагедия была при рождении, но он выкарабкался. Старший попал под лошадь и, хотя шансов не было, все-таки выжил - это тоже было самое большое счастье, просто оно растянулось во времени. Когда я начал понимать, что дети живы и они будут нормальными, был, безусловно, самым счастливым.
- Вам, интересно, комфортнее, когда интервью вы берете или когда берут у вас?
- Конечно же, когда беру я.
- Все-таки?
- Да, естественно. Во-первых, можно молчать: задал вопрос и сидишь молча - кайф!
- Отдыхаешь!
- Да...
- Переводишь дух...
- Ну, конечно.
- Я вам последний задам вопрос: жизнь все-таки прекрасна?
- Вы знаете, не все-таки, а просто прекрасна, потому что мы не знаем, что будет после смерти. Иногда я завидую людям воцерковленным...
- Да ничего, скорее всего, не будет...
- Утверждать это не берусь, но каждое мгновение, каждую секунду советую проживать по возможности полноценно. Помните: уныние - самый большой христианский грех, поэтому да и еще раз да: жизнь - прекрасна!
Киев - Москва - Киев