Погоним человечество к счастью
Японцы едят палочками. Причем палочки у них одноразовые - две щепки, которые потом выбрасываются. У сановных китайцев были издавна палочки серебряные и даже золотые, многоразовые, которые чистились и хранились так же, как европейские фамильные сервизы. Считается, что, кроме прочего, еда палочками позволяет не спеша беседовать за столом, насыщая жизнь мудростью. А что касается жизни, то у нас она линейна - от рождения до смерти, в большинстве же восточных религий она циклична, состоит из многих перерождений. Увы, признать равноправие цивилизаций не удалось еще никогда.
Когда-то в американском университете я читал курс под названием The West and the Rest, то есть «Запад и прочие», пытаясь объяснить своим студентам и себе самому, что христианский шовинизм, в котором большая часть из нас воспитана и живет, не является единственно возможной системой ценностей, а те, кто устраивает свои жизни не так, как мы, не обязательно раскачиваются на хвостах по окружающим пальмам, соснам или чему-то еще. Даже по возрасту наша цивилизация не самая древняя.
За две тысячи лет до Библии китайская Книга Перемен («И цзин») утверждала как базовые ценности верность, терпимость, гуманизм, мудрость, чувство долга и справедливость. Все основные догмы классического ислама признают братство людей главной ценностью, в исламе существует обязанность делиться достатком, а социальная несправедливость осуждается в мусульманстве категорически.
Любая всемирная или не столь массовая религия: буддизм, православие, синтоизм, иудаизм, индуизм, - не стану утомлять вас перечислениями, в основах своих утверждает нравственность и гуманизм. Но, увы, войны наползают одна на другую, и насаждение своих собственных ценностей в миры, к ним непривычные, стало принципом внешней политики многих развитых государств, как будто воскрес старокоммунистический лозунг: «Мы силой погоним человечество к счастью». Горестно вспоминается, как советскими танками «гнали к счастью» несогласные с диктатом Чехословакию, Венгрию или ГДР...
С поразительным упорством со стороны западного мира идет правопринуждение (какой термин придумали!), вводятся санкции - политические и экономические - против тех, кто не признает европейских и американских ценностей как основоположных. Понятие о старших и младших партнерах стабилизируется, принуждение, а не убеждение крепнет в конфликте цивилизаций.
Правда, топать ногами на всех подряд не получается - китайцы, например, характеризуют многие составляющие европейских и американских ценностей как «фанатизм и ложь, неприемлемые для Китая». До тех, кто несет «принудительное счастье», никак не доходит, что в Ливии или Афганистане, хоть разбомби их 100 раз подряд, не удастся ввести парламенты европейского типа, так же как в Чикаго и Лондоне - насадить шариатские суды.
Я, конечно, считаю, что к людоедству или приношению человеческих жертв нельзя быть снисходительным. Но нетерпимость, присущая так называемым «миротворческим миссиям», сломавшим Югославию, Ирак, Афганистан, «защита населения при внутренних конфликтах» в Ливии или Сирии, угроза организации ядерных взрывов в Иране очень опасны. Если шарахнут иранские или израильские реакторы, мало не покажется, а радиация, в том числе над Украиной, может быть намного выше чернобыльской. Такой радиоактивный прогресс порадует далеко не всех. Когда нас время от времени пугают концом света, я отгоняю мысли о том, что это серьезно, но все чаще задумываюсь, глядя, как постепенно наползают тучи на солнце.