Евдокия ГЕРМАНОВА: "Сын попросил пить, и своей заботливой рукой я налила ему чашечку спирта"
"НА ТАГАНКЕ НУЖНО БЫЛО ДРУЖИТЬ ПРОТИВ КОГО-ТО, А Я ТАК НЕ УМЕЮ"
- Дуся, вашей первой картиной был знаменитый "Розыгрыш" Владимира Меньшова, где вы сыграли достаточно стервозную молодую особу. Где режиссер вас нашел?
- Я сама нашлась! Наверное, иногда надо иметь наглость в хорошем смысле этого слова. Мы с подружкой договорились пойти на "Мосфильм" по объявлению, но в последний момент она передумала. И я пришла одна. Как дурочка. И почему-то в большой толпе московских школьников была замечена ассистенткой режиссера, которая сказала: "А ну-ка, девочка, поди сюда, поговори с режиссером!".
Честно говоря, я и сама не заметила, как меня утвердили на эту роль, что и определило всю мою последующую жизнь. У Меньшова тогда все еще было впереди - и "Оскар" за картину "Москва слезам не верит", и всенародно любимая лента "Любовь и голуби", он вообще был малоизвестным режиссером. Но для молоденьких девочек и ребят (а "Розыгрыш" не только мой первый фильм, но и Димки Харатьяна) это не имело никакого значения. Мы хотели сниматься, и все тут! Да и тема хорошая была - о первом в жизни выборе. Если помните, тогда одновременно вышло три очень сильных картины о подростках - "Розыгрыш" Владимира Меньшова, "Ключ без права передачи" Динары Асановой и "Несовершеннолетние" Владимира Рогового, в которой я тоже снималась.
- Выходит, вы в эту профессию попали случайно?
- Вообще-то, у меня лет с трех было ощущение, что я должна стать именно актрисой. И я все равно добилась бы своего, но, возможно, другим путем. Помню, когда мне было года три, в детский сад пришли ассистенты режиссера, чтобы отобрать девочек для съемок в кино. Нас посадили в ряд, вдоль которого двигался палец очень ответственного дяди: "Вот эта девочка, эта, и эта...". Я очень волновалась (палец обещал что-то новое и очень интересное!) и тем не менее почему-то была уверена, что меня все равно выберут. Так и случилось...
Но тогда, во время проб на "Розыгрыш", оказавшись в нужном месте в нужное время, я просто заразилась болезнью, которая называется кино и театр! И в то же время это обстоятельство заставило меня страдать. После первых двух картин меня довольно долго никуда не брали, время тогда было такое - без блата не устроишься. А у меня его не было... И я никак не могла понять: почему жизнь так несправедлива?! Почему одни люди поют тебе красивые слова насчет таланта, а другие - в упор не видят ни этого таланта, ни собственно тебя? Но взамен всех этих страданий судьба подарила мне Олега Павловича Табакова...
- А как же Любимов и знаменитая Таганка, в которой вы одно время работали?
- Это было еще во время моих сомнений и терзаний. На Таганке я проработала два сезона, которые совпали с последним годом работы в театре Высоцкого и его смертью. Интересно, что в этот недостижимый тогда для многих - как для зрителей, так и для актеров - театр я, как и в кино, попала совершенно случайно. Хотя сейчас, анализируя свою жизнь, могу с уверенностью сказать, что все случайности у меня закономерны. В период моих мытарств, поскольку без этой профессии я жить уже не могла, меня занесло в полупрофессиональный театральный коллектив. Руководил им очень талантливый человек - Александр Демидов, знакомый со всей театральной элитой Москвы. И поскольку спектакль "Ромео и Джульетта" мы репетировали на сцене Театра на Таганке (своего помещения у коллектива не было), его увидел Юрий Петрович Любимов. А я там играла...
-...Джульетту?
- Бенволио! Этот такой персонаж, о котором никто не помнит, да к тому же мужского пола! Режиссер придумал оригинальный ход: это просто безнадежно влюбленная в Ромео девочка - такой вариант Виолы из "Двенадцатой ночи", которая как пацан все время ходит за ним по пятам. Все, что у меня на тот момент было за душой, я вложила в эту маленькую роль. И была замечена таким мэтром, как Юрий Петрович. "Мне нравится эта девочка, - сказал он, - я беру ее к себе в театр!". Его, конечно, пытались образумить: "Зачем она вам нужна? У нее же образования нет!". - "Ну и не надо, - сказал Любимов (а он был такой!), - обойдемся и без образования!".
- Как вас приняли коллеги?
- Никак. Я существовала на Таганке как-то очень обособленно. И надо бы с кем-то задружиться, но в то время там сложилась такая обстановка, что дружить надо было непременно против кого-то, а я так не умею. Кстати, Высоцкий, как мне показалось, тоже был в театре одинок, существовал особняком. И сыграть я успела только в одном спектакле - "Час пик", в котором блистал Вениамин Смехов. Так сложилось, что Любимов затевал несколько спектаклей со мной, но потом начались все эти расколы внутри театра, политические гонения, смерть Высоцкого - все расползалось по швам, и Юрию Петровичу, конечно, было не до меня. А вскоре он и вообще уехал за границу.
"ТАБАКОВ - ГЕНИАЛЬНЫЙ УГАДЫВАТЕЛЬ АКТЕРСКОЙ СУТИ"
- И вы остались не только без образования, но и без театра?
- Театр на Таганке подарил мне возможность получить образование. Я ведь поступала в театральный шесть лет подряд, да все без толку. А то, что я работала на Таганке, дало мне возможность поступить на заочное отделение. Так я попала к Табакову, что считаю едва ли не самым большим везением в своей жизни.
Знаете, в чем уникальность Олега Павловича? Он гениальный угадыватель актерской сути, Табаков почти всех своих учеников угадал. Он не насаждает тебе свое видение роли и тебя в ней, а вытягивает наружу твою актерскую суть. Да и обстановка в "Табакерке" была невероятно доброжелательная.
Театр - это борьба самолюбий, и каждому актеру время от времени приходят в голову такие мысли: я талантливее, а тот - бездарнее, а этот вообще непонятно, каким боком сюда попал! Надо учить весь этот сор облагораживать, чтобы из него, как у Ахматовой, росли стихи. Для духа это куда полезнее! Профессия у нас такая, что если пойдешь другим путем, то о чем-то хорошем, добром говорить уже не сможешь - тебе не поверят.
- В театре вы плотно заняты, а вот в кино в последнее время почему-то почти не снимаетесь.
- Только не надейтесь услышать, что я от этого очень страдаю. Мое честолюбие удовлетворено полностью. Во-первых, тем, что по-прежнему снимаюсь, просто картины эти до зрителя не доходят. А во-вторых, человеку нельзя оголтело нестись за любой работой. Посмотрите, что творится с актерами в сериалах: вроде бы хорошо человек пошел - одна картина, вторая, третья, а потом - раз и пропал. Почему? Да потому что надоел. А я не хочу надоедать! И слава Богу, пока мне это удается: только появлюсь, как опять исчезаю. Все спрашивают: "Где Дуся?". А Дуси нет! Снова появляюсь, и все говорят: "Да вот же она, Дуся!". Шучу, конечно, но такая схема работы мне более приятна - она дает возможность одуматься. Все-таки у меня уже солидный возраст. Правда, дура такая же, как и была.
"ДЛЯ РЕБЕНКА ДОЛЖЕН СУЩЕСТВОВАТЬ ЛИШЬ ОДИН АВТОРИТЕТ - РОДИТЕЛИ. ИЛИ МАМА..."
- Как ваш ребенок?
- Замечательно! В январе ему исполняется семь лет. И он прекрасен!
- С воспитанием справляетесь?
- Думаю, никто не знает, как правильно воспитывать ребенка, а как - неправильно. Какие-то ходы мне подсказывают педагоги, психологи, да просто люди, которым доверяю. Я - человек требовательный и мягкий одновременно. К тому же у меня настолько богатый жизненный опыт, что я для Коли и мама, и бабушка одновременно.
Наверное, в воспитании позднего ребенка есть свой смысл: с одной стороны, у тебя хватает ума на него не давить, а с другой - не отбрасывать легкомысленно те появившиеся в его характере свойства, которых хотелось бы избежать. Конечно, проклевываются не только положительные качества. Я, например, хорошо вижу, когда он хитрит. Ничего страшного в этом нет - все дети хитрят, но нельзя допускать, чтобы хитрость входила в систему.
Стараюсь не замыкать мир сына няней и детским садом и, если условия позволяют, беру его с собой на гастроли, на съемки, в театр, он видит огромное количество вариантов общения. Этот опыт невероятно его обогатил - за последнее время малыш так рванул в развитии! Еще мы с ним занимаемся теннисом, плаванием, он знает буквы и цифры, учит английский.
- По характеру спокойный?
"Появление в моей жизни Коли иначе как божественным провидением не назовешь" |
- Тихим его никак не назовешь. Но меня научили, что все надо объяснять, причем разговаривать не как с ребенком, а как со взрослым. Ребенок должен понимать: все в этой жизни не так просто, как кажется. А значит, лучше послушаться маму. Мне нравится в нем то, что он такой маленький, а уже мужичок, мужчина.
- В садик вы его давно отдали?
- В два с половиной года, и рада этому обстоятельству безумно! С няней он одуревает совершенно, потому что, будучи по знаку зодиака Козерогом, он, как человек коллективистский, испытывает постоянную потребность организовывать пространство и людей. Такой тусовщик! Тихо сидеть и пыхтеть над игрушками - это не про него.
Правда, если дать паззлы, которые он обожает, может собирать их часами, но тогда и я вместе с ним сижу - меня это занятие тоже увлекает. А общительный какой! У него проблем с людьми нет. В своем, пока что очень небольшом возрасте "сканирует" ситуацию, человека и точно находит его слабое место. Бывает, подойдет к кому-нибудь, прижмется сладко-сладко, и все - человек "поплыл". Мальчик уже самый любимый, и ему все можно.
- А если проблемы все-таки возникают, как их решаете?
- Приведу один пример. Коле нежелательно есть шоколад - страшная аллергия! Но он, как все дети, втихаря его ест - все равно ведь дарят шоколадки, да еще кто-нибудь и плохой шоколад сует. Но нехорошо, когда ребенку все время говорят: "Нельзя!", потому что постоянными запретами его можно просто доконать. Иногда надо говорить: "Можно! Только потом не жалуйся!".
Вот мне и посоветовали пойти с Колей в магазин, выбрать те конфеты, которые он захочет, и купить их столько, сколько он попросит, - не ограничивать. Пошли, купили. И я ему говорю: "Колечка, я тебе не запрещаю. Хочешь, возьми и все сразу съешь! Только давай договоримся, пока все не доешь, гулять не пойдем". Наивный ребенок, он даже растерялся! Сел есть свои конфеты, но где-то на пятой призадумался, а на восьмой начал вопросительно на меня поглядывать. А перед ним еще гора лежит! Уже давится, но ест. Спрашиваю: "Колька, ну ты как?". - "Все в порядке!".
Короче говоря, ему стало плохо. Меня предупредили об этом, я была готова, и мы промывали ему желудок. Конечно, способ не очень приятный. Зато он понял, что нельзя не потому, что маме так хочется, а потому, что опасно для здоровья. И теперь он знает, что бывает, если все себе разрешить.
Сейчас появилось множество всяких педагогических методик. Японцы, например, в пять (!) лет дают ребенку пробовать курить. Под присмотром, конечно. Зато он никогда больше не закурит, потому что этот негативный опыт сохранится у него на всю жизнь. У нас, кстати, аналогичный случай с алкоголем случился.
Были мы на даче у друзей. А там, знаете, как бывает, когда много людей и жарят шашлыки, все навалено рядом и перепутано. И канистра с водой стояла рядом с канистрой... со спиртом (я, конечно, потом высказала своим знакомым, что я по этому поводу думаю!). Хорошо хоть спирт был разведенный. В общем, сын попросил пить, и я своей заботливой рукой налила ему чашечку спирта. Как его повело! Зато теперь, когда мы идем по улице и видим, что лежит пьяный, я ему говорю: "Коля, помнишь, чего ты хлебнул на даче? А вот такие дяди это пьют!".
Но тут очень важно помнить, что ребенок все равно всему учится у нас, он нам подражает, и если сами мы чего-то не делаем, он тоже не будет делать. В этом смысле очень важна взаимосвязь между ребенком и родителями.
- Мне психологи советовали: "Никогда не позволяйте, чтобы в вашем присутствии кто-то другой его жалел! Или кто-то делал вам - матери - замечание. А если вам все-таки делают замечание, парируйте - наотмашь, как угодно!".
Для ребенка должен существовать один авторитет - его родители или только мама, и все! Проблемы в семье возникают, когда родители не могут унять амбиции и договориться, но даже если это так, отношения надо выяснять, когда он не видит. А перед ребенком надо возвышать рядом стоящего, помогать ему.
"МУЖЧИНЫ - ТЕ ЖЕ ДЕТИ, НО С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ЖИЗНЕННЫМ ОПЫТОМ"
- У вас нет желания оградить, защитить его от жизни?
- Наоборот! Он должен знать все! Моя же задача заключается в том, чтобы кое-что подправить. И меня Табаков точно так же подправлял. Он мне объяснял, почему это так, а это иначе и по-другому быть не может.
Есть вещи, в отношении которых надо быть резким. Например, я объяснила Коле, что воровать категорически запрещено! Нельзя - и все тут, так заведено! В храме не бегают, не хулиганят. Конечно, и в первый, и во второй раз он с собой не совладал. Значит, чтобы что-то получилось, надо сделать внушение несколько раз.
- Вы водите его в церковь?
- Стараюсь водить на причастие каждые выходные. Так помогает! Правда, не всегда хватает времени, но поскольку я его крестила, почитаю это своей обязанностью. К тому же появление Коли в моей жизни иначе как божественным провидением и не назовешь.
- Сын - главный мужчина вашей жизни?
- Мне так кажется. Я ни в коей мере не обреченно это говорю - напротив, такое положение вещей меня радует. Он ребенок, и в каких-то вещах я разрешаю ему брать надо мной верх, но та мера чистоты и тот кредит доверия, который он выдает мне каждый день, дорогого стоит - я ценю это в людях, но очень часто не нахожу. Все мы, взрослые, в силу жизненного опыта и каждодневного окружения вырабатываем приемы защиты, самообороны. Мы же не верим людям! А мне с этим жить неинтересно, мне нравится, когда честно.
Недавно видела интервью с Людмилой Гурченко, которая сказала: "Я никогда не изменяю, поэтому со мной скучно!". Вот и я такая же. Не потому, что хочу примазаться к славе Людмилы Марковны, просто как Скорпион Скорпиона я ее понимаю. Я очень честна в построении взаимоотношений и в этом смысле неудобна.
- Выходит, никаких женских хитростей не приемлете?
- Это не мой путь. Все, что я делаю, только для сына. Он любит, когда мама хорошо выглядит, красиво одета. А когда у мамы что-то не получается, он это чувствует и на всякий случай держится на определенном расстоянии.
Что касается хитростей, позволяющих обратить на себя внимание мужчины, то они довольно примитивны. Мужчины - те же дети, но с отрицательным жизненным опытом.
Соединяя свою жизнь с кем-то, надо не добавлять ему свои проблемы, а, наоборот, брать часть его проблем на себя. И когда то же самое делает ответная сторона, это невероятное счастье! И я знаю такие примеры.
Сейчас же молодые люди изначально ищут того, кто решит все их проблемы. Недавно меня до глубины души поразил один мой приятель. "Да что же это, - говорит он, - за молодежь пошла?! Мы с ней были знакомы всего 10 минут, говорили о театре, и вдруг она спрашивает: "Ну и когда вы собираетесь решать проблемы моего жилья и одежды?". Вот так сразу - быка за рога! Вряд ли у этой девушки выстроится в жизни что-то хорошее, высокое и чистое, так и будет жить примитивно - по горизонтали. И в этом смысле сын дает мне то, чего взрослый человек дать просто не в состоянии.
- Собираетесь ограничиться одним ребенком?
- Не собираюсь! Хочу второго.
- Девочку?
- Пацана! Никогда не умела с девочками ладить, все время с пацанами по стройкам и оврагам лазила. А косички, цветочки, куколки - этого я не понимаю!