В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
О своем, о женском

Евдокия ГЕРМАНОВА: "Сын попросил пить, и своей заботливой рукой я налила ему чашечку спирта"

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 10 Января, 2006 00:00
Актриса "Табакерки" Евдокия Германова из тех хрупких женщин, кто, будто бы в насмешку над своей комплекцией, обладает железным характером.
Людмила ГРАБЕНКО
Актриса "Табакерки" Евдокия Германова из тех хрупких женщин, кто, будто бы в насмешку над своей комплекцией, обладает железным характером. Несмотря на то что взлет ее кинокарьеры пришелся на перестроечные времена, похоронившие (слава Богу, не навсегда!) отечественный кинематограф, она успела сняться в нескольких очень популярных картинах, среди которых "Сцены из семейной жизни", "Свадебный подарок", "Нам не дано предугадать", "Новые приключения янки при дворе короля Артура", "Жизнь по лимиту", "Крейзи", "Кикс", "Ниагара", "Мусульманин", "Смуглая леди сонетов". Несколько лет назад Германова поразила всех достаточно смелым, как для нашего времени, поступком: взяла да и усыновила мальчика, о чем сразу же и проведали московские СМИ. Cейчас "русская Джульетта Мазина", как окрестили ее критики, кроме воспитания сына, продолжает сниматься в кино и играть в театре: зрители уже видели ее в продолжении сериала "Московские окна", на очереди - "Даша Васильева", "Главные роли" и мыльная опера по произведениям Эдуарда Лимонова.

"НА ТАГАНКЕ НУЖНО БЫЛО ДРУЖИТЬ ПРОТИВ КОГО-ТО, А Я ТАК НЕ УМЕЮ"

- Дуся, вашей первой картиной был знаменитый "Розыгрыш" Владимира Меньшова, где вы сыграли достаточно стервозную молодую особу. Где режиссер вас нашел?

- Я сама нашлась! Наверное, иногда надо иметь наглость в хорошем смысле этого слова. Мы с подружкой договорились пойти на "Мосфильм" по объявлению, но в последний момент она передумала. И я пришла одна. Как дурочка. И почему-то в большой толпе московских школьников была замечена ассистенткой режиссера, которая сказала: "А ну-ка, девочка, поди сюда, поговори с режиссером!".

Честно говоря, я и сама не заметила, как меня утвердили на эту роль, что и определило всю мою последующую жизнь. У Меньшова тогда все еще было впереди - и "Оскар" за картину "Москва слезам не верит", и всенародно любимая лента "Любовь и голуби", он вообще был малоизвестным режиссером. Но для молоденьких девочек и ребят (а "Розыгрыш" не только мой первый фильм, но и Димки Харатьяна) это не имело никакого значения. Мы хотели сниматься, и все тут! Да и тема хорошая была - о первом в жизни выборе. Если помните, тогда одновременно вышло три очень сильных картины о подростках - "Розыгрыш" Владимира Меньшова, "Ключ без права передачи" Динары Асановой и "Несовершеннолетние" Владимира Рогового, в которой я тоже снималась.

- Выходит, вы в эту профессию попали случайно?

- Вообще-то, у меня лет с трех было ощущение, что я должна стать именно актрисой. И я все равно добилась бы своего, но, возможно, другим путем. Помню, когда мне было года три, в детский сад пришли ассистенты режиссера, чтобы отобрать девочек для съемок в кино. Нас посадили в ряд, вдоль которого двигался палец очень ответственного дяди: "Вот эта девочка, эта, и эта...". Я очень волновалась (палец обещал что-то новое и очень интересное!) и тем не менее почему-то была уверена, что меня все равно выберут. Так и случилось...

Но тогда, во время проб на "Розыгрыш", оказавшись в нужном месте в нужное время, я просто заразилась болезнью, которая называется кино и театр! И в то же время это обстоятельство заставило меня страдать. После первых двух картин меня довольно долго никуда не брали, время тогда было такое - без блата не устроишься. А у меня его не было... И я никак не могла понять: почему жизнь так несправедлива?! Почему одни люди поют тебе красивые слова насчет таланта, а другие - в упор не видят ни этого таланта, ни собственно тебя? Но взамен всех этих страданий судьба подарила мне Олега Павловича Табакова...

- А как же Любимов и знаменитая Таганка, в которой вы одно время работали?

- Это было еще во время моих сомнений и терзаний. На Таганке я проработала два сезона, которые совпали с последним годом работы в театре Высоцкого и его смертью. Интересно, что в этот недостижимый тогда для многих - как для зрителей, так и для актеров - театр я, как и в кино, попала совершенно случайно. Хотя сейчас, анализируя свою жизнь, могу с уверенностью сказать, что все случайности у меня закономерны. В период моих мытарств, поскольку без этой профессии я жить уже не могла, меня занесло в полупрофессиональный театральный коллектив. Руководил им очень талантливый человек - Александр Демидов, знакомый со всей театральной элитой Москвы. И поскольку спектакль "Ромео и Джульетта" мы репетировали на сцене Театра на Таганке (своего помещения у коллектива не было), его увидел Юрий Петрович Любимов. А я там играла...

-...Джульетту?

- Бенволио! Этот такой персонаж, о котором никто не помнит, да к тому же мужского пола! Режиссер придумал оригинальный ход: это просто безнадежно влюбленная в Ромео девочка - такой вариант Виолы из "Двенадцатой ночи", которая как пацан все время ходит за ним по пятам. Все, что у меня на тот момент было за душой, я вложила в эту маленькую роль. И была замечена таким мэтром, как Юрий Петрович. "Мне нравится эта девочка, - сказал он, - я беру ее к себе в театр!". Его, конечно, пытались образумить: "Зачем она вам нужна? У нее же образования нет!". - "Ну и не надо, - сказал Любимов (а он был такой!), - обойдемся и без образования!".

- Как вас приняли коллеги?

- Никак. Я существовала на Таганке как-то очень обособленно. И надо бы с кем-то задружиться, но в то время там сложилась такая обстановка, что дружить надо было непременно против кого-то, а я так не умею. Кстати, Высоцкий, как мне показалось, тоже был в театре одинок, существовал особняком. И сыграть я успела только в одном спектакле - "Час пик", в котором блистал Вениамин Смехов. Так сложилось, что Любимов затевал несколько спектаклей со мной, но потом начались все эти расколы внутри театра, политические гонения, смерть Высоцкого - все расползалось по швам, и Юрию Петровичу, конечно, было не до меня. А вскоре он и вообще уехал за границу.
"ТАБАКОВ - ГЕНИАЛЬНЫЙ УГАДЫВАТЕЛЬ АКТЕРСКОЙ СУТИ"

- И вы остались не только без образования, но и без театра?

- Театр на Таганке подарил мне возможность получить образование. Я ведь поступала в театральный шесть лет подряд, да все без толку. А то, что я работала на Таганке, дало мне возможность поступить на заочное отделение. Так я попала к Табакову, что считаю едва ли не самым большим везением в своей жизни.

Знаете, в чем уникальность Олега Павловича? Он гениальный угадыватель актерской сути, Табаков почти всех своих учеников угадал. Он не насаждает тебе свое видение роли и тебя в ней, а вытягивает наружу твою актерскую суть. Да и обстановка в "Табакерке" была невероятно доброжелательная.

Театр - это борьба самолюбий, и каждому актеру время от времени приходят в голову такие мысли: я талантливее, а тот - бездарнее, а этот вообще непонятно, каким боком сюда попал! Надо учить весь этот сор облагораживать, чтобы из него, как у Ахматовой, росли стихи. Для духа это куда полезнее! Профессия у нас такая, что если пойдешь другим путем, то о чем-то хорошем, добром говорить уже не сможешь - тебе не поверят.

- В театре вы плотно заняты, а вот в кино в последнее время почему-то почти не снимаетесь.

- Только не надейтесь услышать, что я от этого очень страдаю. Мое честолюбие удовлетворено полностью. Во-первых, тем, что по-прежнему снимаюсь, просто картины эти до зрителя не доходят. А во-вторых, человеку нельзя оголтело нестись за любой работой. Посмотрите, что творится с актерами в сериалах: вроде бы хорошо человек пошел - одна картина, вторая, третья, а потом - раз и пропал. Почему? Да потому что надоел. А я не хочу надоедать! И слава Богу, пока мне это удается: только появлюсь, как опять исчезаю. Все спрашивают: "Где Дуся?". А Дуси нет! Снова появляюсь, и все говорят: "Да вот же она, Дуся!". Шучу, конечно, но такая схема работы мне более приятна - она дает возможность одуматься. Все-таки у меня уже солидный возраст. Правда, дура такая же, как и была.
"ДЛЯ РЕБЕНКА ДОЛЖЕН СУЩЕСТВОВАТЬ ЛИШЬ ОДИН АВТОРИТЕТ - РОДИТЕЛИ. ИЛИ МАМА..."

- Как ваш ребенок?

- Замечательно! В январе ему исполняется семь лет. И он прекрасен!

- С воспитанием справляетесь?

- Думаю, никто не знает, как правильно воспитывать ребенка, а как - неправильно. Какие-то ходы мне подсказывают педагоги, психологи, да просто люди, которым доверяю. Я - человек требовательный и мягкий одновременно. К тому же у меня настолько богатый жизненный опыт, что я для Коли и мама, и бабушка одновременно.

Наверное, в воспитании позднего ребенка есть свой смысл: с одной стороны, у тебя хватает ума на него не давить, а с другой - не отбрасывать легкомысленно те появившиеся в его характере свойства, которых хотелось бы избежать. Конечно, проклевываются не только положительные качества. Я, например, хорошо вижу, когда он хитрит. Ничего страшного в этом нет - все дети хитрят, но нельзя допускать, чтобы хитрость входила в систему.

Стараюсь не замыкать мир сына няней и детским садом и, если условия позволяют, беру его с собой на гастроли, на съемки, в театр, он видит огромное количество вариантов общения. Этот опыт невероятно его обогатил - за последнее время малыш так рванул в развитии! Еще мы с ним занимаемся теннисом, плаванием, он знает буквы и цифры, учит английский.

- По характеру спокойный?


"Появление в моей жизни Коли иначе как божественным провидением не назовешь"



- Тихим его никак не назовешь. Но меня научили, что все надо объяснять, причем разговаривать не как с ребенком, а как со взрослым. Ребенок должен понимать: все в этой жизни не так просто, как кажется. А значит, лучше послушаться маму. Мне нравится в нем то, что он такой маленький, а уже мужичок, мужчина.

- В садик вы его давно отдали?

- В два с половиной года, и рада этому обстоятельству безумно! С няней он одуревает совершенно, потому что, будучи по знаку зодиака Козерогом, он, как человек коллективистский, испытывает постоянную потребность организовывать пространство и людей. Такой тусовщик! Тихо сидеть и пыхтеть над игрушками - это не про него.

Правда, если дать паззлы, которые он обожает, может собирать их часами, но тогда и я вместе с ним сижу - меня это занятие тоже увлекает. А общительный какой! У него проблем с людьми нет. В своем, пока что очень небольшом возрасте "сканирует" ситуацию, человека и точно находит его слабое место. Бывает, подойдет к кому-нибудь, прижмется сладко-сладко, и все - человек "поплыл". Мальчик уже самый любимый, и ему все можно.

- А если проблемы все-таки возникают, как их решаете?

- Приведу один пример. Коле нежелательно есть шоколад - страшная аллергия! Но он, как все дети, втихаря его ест - все равно ведь дарят шоколадки, да еще кто-нибудь и плохой шоколад сует. Но нехорошо, когда ребенку все время говорят: "Нельзя!", потому что постоянными запретами его можно просто доконать. Иногда надо говорить: "Можно! Только потом не жалуйся!".

Вот мне и посоветовали пойти с Колей в магазин, выбрать те конфеты, которые он захочет, и купить их столько, сколько он попросит, - не ограничивать. Пошли, купили. И я ему говорю: "Колечка, я тебе не запрещаю. Хочешь, возьми и все сразу съешь! Только давай договоримся, пока все не доешь, гулять не пойдем". Наивный ребенок, он даже растерялся! Сел есть свои конфеты, но где-то на пятой призадумался, а на восьмой начал вопросительно на меня поглядывать. А перед ним еще гора лежит! Уже давится, но ест. Спрашиваю: "Колька, ну ты как?". - "Все в порядке!".

Короче говоря, ему стало плохо. Меня предупредили об этом, я была готова, и мы промывали ему желудок. Конечно, способ не очень приятный. Зато он понял, что нельзя не потому, что маме так хочется, а потому, что опасно для здоровья. И теперь он знает, что бывает, если все себе разрешить.

Сейчас появилось множество всяких педагогических методик. Японцы, например, в пять (!) лет дают ребенку пробовать курить. Под присмотром, конечно. Зато он никогда больше не закурит, потому что этот негативный опыт сохранится у него на всю жизнь. У нас, кстати, аналогичный случай с алкоголем случился.

Были мы на даче у друзей. А там, знаете, как бывает, когда много людей и жарят шашлыки, все навалено рядом и перепутано. И канистра с водой стояла рядом с канистрой... со спиртом (я, конечно, потом высказала своим знакомым, что я по этому поводу думаю!). Хорошо хоть спирт был разведенный. В общем, сын попросил пить, и я своей заботливой рукой налила ему чашечку спирта. Как его повело! Зато теперь, когда мы идем по улице и видим, что лежит пьяный, я ему говорю: "Коля, помнишь, чего ты хлебнул на даче? А вот такие дяди это пьют!".

Но тут очень важно помнить, что ребенок все равно всему учится у нас, он нам подражает, и если сами мы чего-то не делаем, он тоже не будет делать. В этом смысле очень важна взаимосвязь между ребенком и родителями.

- Мне психологи советовали: "Никогда не позволяйте, чтобы в вашем присутствии кто-то другой его жалел! Или кто-то делал вам - матери - замечание. А если вам все-таки делают замечание, парируйте - наотмашь, как угодно!".

Для ребенка должен существовать один авторитет - его родители или только мама, и все! Проблемы в семье возникают, когда родители не могут унять амбиции и договориться, но даже если это так, отношения надо выяснять, когда он не видит. А перед ребенком надо возвышать рядом стоящего, помогать ему.

"МУЖЧИНЫ - ТЕ ЖЕ ДЕТИ, НО С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ЖИЗНЕННЫМ ОПЫТОМ"

- У вас нет желания оградить, защитить его от жизни?

- Наоборот! Он должен знать все! Моя же задача заключается в том, чтобы кое-что подправить. И меня Табаков точно так же подправлял. Он мне объяснял, почему это так, а это иначе и по-другому быть не может.

Есть вещи, в отношении которых надо быть резким. Например, я объяснила Коле, что воровать категорически запрещено! Нельзя - и все тут, так заведено! В храме не бегают, не хулиганят. Конечно, и в первый, и во второй раз он с собой не совладал. Значит, чтобы что-то получилось, надо сделать внушение несколько раз.

- Вы водите его в церковь?

- Стараюсь водить на причастие каждые выходные. Так помогает! Правда, не всегда хватает времени, но поскольку я его крестила, почитаю это своей обязанностью. К тому же появление Коли в моей жизни иначе как божественным провидением и не назовешь.

- Сын - главный мужчина вашей жизни?

- Мне так кажется. Я ни в коей мере не обреченно это говорю - напротив, такое положение вещей меня радует. Он ребенок, и в каких-то вещах я разрешаю ему брать надо мной верх, но та мера чистоты и тот кредит доверия, который он выдает мне каждый день, дорогого стоит - я ценю это в людях, но очень часто не нахожу. Все мы, взрослые, в силу жизненного опыта и каждодневного окружения вырабатываем приемы защиты, самообороны. Мы же не верим людям! А мне с этим жить неинтересно, мне нравится, когда честно.

Недавно видела интервью с Людмилой Гурченко, которая сказала: "Я никогда не изменяю, поэтому со мной скучно!". Вот и я такая же. Не потому, что хочу примазаться к славе Людмилы Марковны, просто как Скорпион Скорпиона я ее понимаю. Я очень честна в построении взаимоотношений и в этом смысле неудобна.

- Выходит, никаких женских хитростей не приемлете?

- Это не мой путь. Все, что я делаю, только для сына. Он любит, когда мама хорошо выглядит, красиво одета. А когда у мамы что-то не получается, он это чувствует и на всякий случай держится на определенном расстоянии.

Что касается хитростей, позволяющих обратить на себя внимание мужчины, то они довольно примитивны. Мужчины - те же дети, но с отрицательным жизненным опытом.

Соединяя свою жизнь с кем-то, надо не добавлять ему свои проблемы, а, наоборот, брать часть его проблем на себя. И когда то же самое делает ответная сторона, это невероятное счастье! И я знаю такие примеры.

Сейчас же молодые люди изначально ищут того, кто решит все их проблемы. Недавно меня до глубины души поразил один мой приятель. "Да что же это, - говорит он, - за молодежь пошла?! Мы с ней были знакомы всего 10 минут, говорили о театре, и вдруг она спрашивает: "Ну и когда вы собираетесь решать проблемы моего жилья и одежды?". Вот так сразу - быка за рога! Вряд ли у этой девушки выстроится в жизни что-то хорошее, высокое и чистое, так и будет жить примитивно - по горизонтали. И в этом смысле сын дает мне то, чего взрослый человек дать просто не в состоянии.

- Собираетесь ограничиться одним ребенком?

- Не собираюсь! Хочу второго.

- Девочку?

- Пацана! Никогда не умела с девочками ладить, все время с пацанами по стройкам и оврагам лазила. А косички, цветочки, куколки - этого я не понимаю!



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось