В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Как на духу!

Скульптор Олег ПИНЧУК: «Бабушка-одуванчик, муж которой оставил ей 130 миллионов франков, хотела завещать все мне, причем никаких условий не выдвигала. Не знаю, почему, но я отказался, и деньги ушли в казну Швейцарской Конфедерации...»

Татьяна ЧЕБРОВА. «Бульвар Гордона» 1 Августа, 2012 00:00
Ровно 20 лет назад талантливый парень из Дрогобыча стал первым украинцем-аспирантом Высшей школы визуального искусства в Женеве
Татьяна ЧЕБРОВА
«Лучший скульптор всех времен и народов...» — это не о Фидии, Микеланджело, Родене. Так написал о себе в каталоге «Золотые страницы Украины» Олег Пинчук. В справочном издании начала 90-х годов его коллеги, получив по бартеру рекламную площадь размером со спичечный коробок, сообщали, что они, заслуженные деятели искусств, «работают в области монументальной скульптуры». Стратег Пинчук взял целую страницу и спародировал знаменитую формулировку «вождь всех времен и народов»...Сегодня иметь работы заслуженного художника Украины Олега Пинчука, получившего на II Международном арт-фестивале премию «Золотое сечение», престижно и модно, а их изображения печатают на пластиковых картах Visa Gold. Пинчуковские скульптуры есть в Венском музее истории искусств, женевском Cartier International SA, Баварском фонде Hanns Seidel (Мюнхен), в коллекциях Пьера Кардена, предыдущего Папы Римского Иоанна Павла II. «У миллиардеров первой десятки из Украины и России, известных политиков и бизнесменов - Виктора Пинчука, Игоря Коломойского, Виктора Вексельберга...» - уточняет уроженец провинциального Дрогобыча, давно и прочно обосновавшийся в столице.

Олег Пинчук изваял символ общенациональной программы «Человек года» - статуэтку «Прометей-престиж». Его монументальные скульптуры украшают исторические центры Москвы и Киева - пока кого-то давит жаба, пинчуковский Памятник Жабе привлекает внимание детей и взрослых возле столичного Музея воды. Бронзовыми птицебыками, рыбами с человеческими лицами и прочими диковинными существами восхищаются, их внаглую копируют, что с некоторых пор вызывает у мэтра не гнев, а улыбку.

Олег признается, что девять из каждых 10 дней его жизни - счастливые. Во-первых, он занят любимым делом. Во-вторых, ему повезло с женой - умница и красавица, искусствовед Лилия Добжанская пишет кандидатскую диссертацию по творчеству Олега Пинчука. В-третьих, он позволяет садиться себе на шею только двум людям - девятилетней Оксанке и семилетнему Богданчику.

Без приколиста Пинчука трудно представить многочисленные звездные тусовки. Светиться - прямая обязанность художника, скульптора, шоумена, если он рассчитывает на успех, 10 процентов которого, по словам Олега, приходятся на талант, остальные же 90 зависят от грамотного пиара...

«ВИКТОРУ ЯНУКОВИЧУ И ДМИТРИЮ МЕДВЕДЕВУ МЕНЯ ПРЕДСТАВИЛИ КАК ШОУМЕНА»

- Олег, в твоей квартире-мастерской, занимающей верхний этаж и часть крыши в элитной киевской высотке, без проводника можно заблудиться. Признайся, где хранишь «лучшее средство от тараканов - одеколон от Пако Рабанна»? О нем поет Мирра Голд, которую ты продюсируешь да еще и пишешь тексты к ее песням...

 

- Парфюм настолько помогает, что я его уже использовал и не успел доехать на Владимирский рынок, где мне все продают со скидкой (смеется). Но вообще-то, люблю отовариваться на Петровке или в Белой Церкви - все крутые бренды можно найти за три копейки.

- Почему ты, успешный скульптор, подался в шоу-бизнес?

- Создание песен и скульптур - занятия похожие, требующие анализа ситуации и адекватной реакции на нее. Слушать песни о любви я устал, мне ближе репертуар Потапа и Насти. Да и большинство своих скульптур в начале 90-х я делал под композиции рокерши Сестрички Вiки и блюз-панк-фолк-группы «Брати Гадюкiни» (у меня была одна кассета и маленький китайский магнитофон за 10 долларов), поэтому такая музыка отложилась в подкорке. Лирика хороша, когда тебе 20 лет, но с возрастом надоедает. Главное...

- ...«большой теннис, большой шлем»? В этой композиции припев обработан звукорежиссером так, что две схожие глухие согласные и две созвучные шипящие можно легко спутать...

- Мне кажется, как человек в какой-то мере интеллигентный, хорошо чувствую грань, которую переходить нельзя. Заметь, ни одного плохого слова в моей песни нет - только намеки, которые каждый волен трактовать по-своему.

С Виктором Януковичем и Дмитрием Медведевым. «Года полтора назад меня пригласили вместе с известными музыкантами в автопробег, где также участвовали президенты Украины и России»

Одному не хватает большого тенниса, другому - ты понимаешь, чего...

На этой неоднозначности строится и мое скульптурное творчество. Несколько лет назад меня через знакомого нашла Елена Франчук и предложила вылепить скульптуру в подарок мужу. «Победителя» (так переводится с латыни имя Виктор) мы с Еленой создавали вместе. Сделали три или четыре варианта этой фигуры - наездника на огромной рыбе (супруги поймали ее, отдыхая на острове Сардиния). Потом Лена попросила меня вытянуть рыбе нос, я попробовал и понял: прием работает. С тех пор у меня появились фигуры с вытянутыми конечностями, носами...

- ...гипертрофированными клювами фаллической формы - прямые ассоциации с древнейшим символом плодородия и силы...

- Наверное, это говорит о моей творческой потенции...

Делаю то, что мне интересно, но нужно уходить от обыденности, которая гасит эмоции и превращает творца в ремесленника. Поэтому я интуитивно утвердился на другом поприще - это отлично стимулирует, если хочешь истребить в себе бройлера, «убить Билла»...

- ...«Філ, де Біл?» - название еще одной песни на твои слова...

- Люблю дурачиться...

С Виктором Пинчуком и Элтоном Джоном. «Виктор Михайлович искренне любит искусство»

Сегодня в украинском шоу-бизнесе огромная конкуренция. Нормально существуют 10-15 жирных котов, остальные таланты с хорошими голосами сосут лапу, не могут пробиться, но сложности меня только заводят, дают драйв.

Года полтора назад меня пригласили вместе с известными музыкантами в автопробег, где также участвовали президенты Украины и России. С нашей стороны ездили Витя Павлик, «Пающіє труси», с российской - Анастасия Заворотнюк, Дима Маликов, Валдис Пельш... Когда Виктору Януковичу и Дмитрию Медведеву меня представили как шоумена, решил - почему бы не попробовать. Свою первую песню я написал в Калуге.

- «...Нина, Нина из Берлина ждет грузина из Бенина, вяжет ему теплый свитер, пишет sms-ки в Twitter»...

- Причем писал не для конкретной исполнительницы - больше всего меня вдохновляла Нина Зубко...

- Та, которая нещадно фальшивила на шоу «Україна має талант» в Харькове, а зал буквально валялся под креслами от хохота?

- Она - настоящая королева YouTube (три с половиной миллиона просмотров).

С Биллом Клинтоном

- В твоей песне «Філ, де Біл?» есть провокационные строки: «...я кохала, я любила, але вiн пiшов до Бiла». Филипп Киркоров не возмущался?

- Информация из Киева в Москву очень сложно доходит. Если дойдет, скажем: «Фил, мы тебя любим, это - не о тебе» (хотя концовочка вполне узнаваема, когда мужик произносит: «Все, до свидания», как певец - журналистке в розовой кофточке)...

«Я СХВАТИЛ ЖЕНУ ХОЗЯИНА И ВМЕСТЕ С НЕЙ УПАЛ В БАССЕЙН»

- На самом деле, способов раскрутки молодого таланта существует не так уж много: деньги, нужные знакомства, секс. Меценатка и галеристка Пегги Гуггенхайм помогла пробиться Максу Эрнсту, сделав его своим мужем. Толпа мальчиков-любовников Энди Уорхола с его знаменитой «Фабрики» получала свои «15 минут славы»...

- Думаю, если бы Джефф Кунс не женился на порнозвезде Чиччолине, вряд ли стал бы одним из самых дорогих художников мира...

- А ты, пробивной и талантливый провинциал, поднимался «самотужки»?

- Мой успех построен на том, что я очень много работал и позитивно относился к миру, но мне помогали родители, мои педагоги, Богдан Гаврилишин, экономист, общественный деятель и меценат, действительный член Римского клуба - огромное количество людей...

Самые высокооплачиваемые современные художники Джефф Кунс (слева) и Дэмиен Херст (справа), внучка основателя Дома моды Prada Миучча Прада и Олег Пинчук

У нас в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (тогда еще Киевском государственном художественном институте) был преподаватель, известный скульптор Иван Макогон, который буквально выстреливал хорошими делами, как из автомата. Думаю, именно бескорыстие и позитивное отношение к миру помогли ему дожить чуть ли не до 100 лет...

Когда в Украину приехал американский финансист и филантроп Джордж Сорос, меня пригласили сделать выставку в офисе фонда «Возрождение». Соросу очень понравились мои скульптуры, приехавшая с ним баронесса Вэтэншпиллер не просто сделала их экспертную оценку, но и приобрела все мои работы. Сорос через свои фонды оплатил их перевозку в Женеву, куда я как сопровождающий летел бизнес-классом...

В Швейцарии Богдан Гаврилишин и его дочь познакомили меня с «Мисс Женева-90» - Арианой де Низанковски, художницей украинского происхождения. Она, выпускница Высшей школы визуального искусства в Женеве (ESAV), сдала туда мои документы, и я поступил в аспирантуру...

- Девушка явно симпатизировала молодому, красивому и перспективному земляку...

С мамой Лилией Георгиевной в Приморске, август 1978 года. «Мой успех построен на том, что я очень много работал и позитивно относился к миру, но мне помогали родители, педагоги — огромное количество людей...»

- После того как в 1995 году я окончил ESAV, мы с Арианой даже поехали во Львов, на родину ее предков, выбирать квартиру. Увы, моя подруга не захотела жить в Украине, да и слишком разная у нас ментальность, поэтому отношения закончились...

- Думаю, у тебя была не одна возможность остаться в Швейцарии...

- Конечно. Там я смог бы получить намного больше дивидендов, но для художника важно внутреннее состояние, а не сиюминутная выгода. Всем, что выводит меня из состояния равновесия, не занимаюсь. Когда у человека нет цельности, он начинает курить траву, бухать, гулять...

- Чтобы разжечь костер вдохновения? А еще, говорят, помогает экстрим...

- Я его не люблю - никто не знает, с какой крыши упадет его кирпич. А внешние стимулы приводят к тому, что творец спивается, становится наркоманом, даже кончает жизнь самоубийством...

- Правда, что ты чуть не отбил девушку у Фила Коллинза?

- Я пытался, ухаживал, но она стала женой ударника и вокалиста рок-группы Genesis, матерью его детей...

- Ты испугался, что соперник слишком крут - певец, композитор и актер, обладатель семи «Грэмми» и премии «Оскар» за лучшую песню к мультфильму «Тарзан»?

- О каком соперничестве может идти речь? Лесь Гаврилишин, сын Богдана Дмитриевича, познакомил меня с девушками, работавшими у него в фирме. Одной из них и была красавица, у которой на столе каждый день стояли новые букеты роскошных цветов (оказалось, их присылал Фил Коллинз), а ее подруга была женой директора Cartier International SA...

С супругой — искусствоведом Лилией Добжанской, девятилетней Оксаной и семилетним Богданом

- Фирма Картье производит часы и ювелирные изделия. Наверное, ты воспользовался ситуацией?

- Конечно, предложил сделать свою выставку в Cartier International SA. Причем не просто повесить картины, как это делали обычно, а выпустить каталог, устроить презентацию на открытии.

Сначала директор фонда Картье пригласил меня к себе домой. Я купил хороший костюм, но на приличной обуви решил сэкономить, выбрав туфли из кожзама. Очаровательные гостьи вечеринки стали смеяться, брызгать на мой костюм водой, я схватил гражданскую жену хозяина за талию и вместе с ней упал в бассейн. Когда мы выбрались, мокрая одежда подчеркнула достоинства ее фигуры. Потом все устроились на старинном диване - фотографироваться. Я плюхнулся последним и развалил антикварную мебель. Хозяин был в шоке...

У меня сложилось впечатление, что золотая рыбка уже у меня на крючке, - попросил жену директора Cartier International SA помочь мне. Она договорилась, правда, не о выставке, а лишь о 15-минутной встрече в офисе, где предстояло обсудить детали. Но зачем ждать два месяца?

- Раз плескался в бассейне с супругой босса, он тебя явно запомнил...

- Поэтому я пришел без приглашения (охранники обалдели), открыл дверь и вдруг сообразил, что не говорю по-французски. Оставалось только жестикулировать, повторяя: exposition, magnifique, geniale («выставка», «великолепный», «гениальный»)...

«КОГДА УЧИЛСЯ В ЖЕНЕВЕ, СНЯЛ ДВЕРИ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ТУАЛЕТОВ И ВЫСТАВИЛ КАК ИНСТАЛЛЯЦИЮ»

С известным украинским художником Сергеем Поярковым. «Благодаря Сергею и его отношению ко мне мы очень много сделали вместе»

- Ты уже тогда понимал, что главное - шокировать?

- Делал это всегда: во втором классе пришел на уроки с собачкой, обутый в туфли, покрашенные из пульверизатора серебрянкой. Когда учился в Женеве, снял двери мужского и женского туалетов (с надписями и картинками без цензуры) и выставил как инсталляцию. Профессор был в шоке, зато ректор меня похвалил...

- Говорят, если не отдавать десятую часть своих доходов, деньги человека разлюбят. Поэтому регулярно участвуешь в благотворительных аукционах?

- Все дело в воспитании. В детстве, когда мы с мамой ездили на курорт, она в поезде доставала курочку или котлеты, но я не ел - жалел людей на соседних полках, у которых такой вкусной еды не было. Если отец привозил мне апельсины (их можно было купить только по блату), я с удовольствием отдавал эти фрукты своему старшему брату - Женя их очень любил. Кстати, никогда никому не завидую и многим помогаю - идеями, контактами...

Много лет назад ко мне пришел Сережа Поярков. Сейчас он очень известный художник и мой большой друг, а тогда не совсем понимал, с чего жить. Первым делом я продал его работы своему соседу-бизнесмену, потом добился, чтобы Пояркова включили в три серьезных арт-каталога...

Я получил на порядок больше затраченного - благодаря Сергею и его отношению ко мне мы очень многое сделали вместе...

- Когда на первый гонорар ты купил три килограмма мандаринов и съел в один присест, потому что раньше не мог этого себе позволить, аллергии не было?

Со знаменитым модельером Пьером Карденом на открытии своей персональной выставки, 1999 год

- Обошлось. Я тогда изготовил приз для Киевского международного фестиваля «Молодость», заплатили около трех тысяч рублей - огромные по тем временам деньги.

- На заводе ЖБК, где подрабатывал студентом, ты меньше сотни получал, наверное?

- 60 рублей, а в институте мне начисляли повышенную стипендию - 45, так что денег хватало.

- С родителями поделился первыми кровно заработанными тысячами?

- Мама попросила: «Дай подержать в руках», но сразу вернула. Она полностью меня поддерживала, понимала: профессия художника подразумевает определенные решения...

- ...возможность вкладывать в себя. Ты ведь так и поступил, насколько знаю, - вместо того чтобы на 150 тысяч рублей, вырученных на твоей первой выставке в Москве, приобрести в Киеве квартиру, машину...

- ...я купил качественный инструмент, который втридорога продавался из-под полы, и стал отливать бронзовые скульптуры.

- Кажется, снимать с советской сберегательной книжки можно было не больше пяти тысяч рублей в день?

- Поэтому организаторы той московской выставки сделали мне сразу три сберкнижки. Всю сумму я смог обналичить только за 10 дней. Набил чемодан пачками десяток...

- ...прикрыл их грязными носками и поехал домой в общем вагоне?

- В плацкартном, потому что в купейный билетов не было.

- Наверное, в целях конспирации чемодан выбрал самый потертый?

- Если не стремаешься, никто на тебя обращать внимание не станет - существует примерно один шанс на миллион, что твой попутчик везет несколько килограммов налички.

«ЕСЛИ ДЕНЕГ ОЧЕНЬ ХОЧЕШЬ, ОНИ НАЧИНАЮТ НАД ТОБОЙ СТЕБАТЬСЯ»

- Что снится, когда лежишь на чемодане денег?

- Спалось плохо: грязная постель, трусит-болтает, мужики за тонкой стенкой бухают...

Между прочим, если денег очень хочешь, они начинают над тобой как бы стебаться. Другое дело, когда относишься к ним, как к бензину, который дает возможность реализовывать идеи. Были ситуации, когда мне давали приличную сумму, я клал ее в карман, садился в троллейбус и ехал домой, не думая, что меня могут ограбить...

- Теперь твоя работа есть даже в знаменитой коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской...

- Ростропович, которого в 2002 году лондонская газета The Times провозгласила величайшим из живших в то время музыкантов, гастролируя в Женеве, присылал мне контрамарки на свои выступления. Мстислав Леопольдович дал мне рекомендации, с его помощью я вошел в круг послереволюционных эмигрантов. Однажды его подруга Зиновьева-Грекова познакомила меня с Доротеей Швейцер, дядя которой, немецкий теолог, философ, музыкант и врач, в 1952 году был удостоен Нобелевской премии мира. Мы часто выезжали пообедать на берегу Женевского озера. С нами была одна бабушка-одуванчик - вдова, муж которой оставил ей 130 миллионов швейцарских франков и квартиру в шикарном доме. Не поверишь, она хотела завещать все мне...

- Ого! Чтобы ты развлекал ее до последних дней как компаньон и наперсник?

- Никаких условий не выдвигала...

- Неужели платоническая любовь?

- Мы дружески общались еще при жизни ее супруга. Детей у этой пары не было, поэтому все движимое и недвижимое имущество она решила отписать понравившемуся скульптору. Не знаю почему, но я отказался. Было ощущение, что ждешь...

- ...смерти благодетельницы?

- Точнее, хочешь стать счастливым с помощью миллионов, которые заработал кто-то другой. Может, я боялся, что вместо денег получу «геморрой»? Или что у меня не будет стимула стать художником - превращусь в обывателя, живущего на берегу Женевского озера? В общем, решил не испытывать судьбу, не заморачиваться. Деньги ушли в государственную казну Швейцарской Конфедерации...

- У тебя прекрасная коллекция - ведущие современные художники, Мария Примаченко...

- Работы гениальной примитивистки я впервые увидел в киевском Доме художника - получил такой мощный эмоциональный заряд, что пробыл в зале не дольше трех минут. В середине 90-х годов смог их купить - одна из моих выставок прошла финансово очень успешно (на ней, кстати, присутствовали и Виктор Степанович Черномырдин с супругой).

- Гуаши Примаченко в свое время покупали по 45 рублей...

- Мария Авксентьевна была вне экономических отношений, получала удовольствие от самого процесса рисования. Конечно, нормальные люди понимали, что она создает шедевры. Многие привозили мастерице конфеты-пряники, а взамен забирали пачку рисунков...

- Цветы Марии Примаченко и японца Такаши Мураками, выставленные в PinchukArtCentre, похожи, как близнецы-братья, хотя психоделический поп-арт одного из самых успешных художников и дизайнеров мира был создан почти через полвека после ее украинского наива...

- Жаль, что государство недооценило примаченковский талант. Раз уж мы заговорили о цветах, по-моему, те, что изображены на эмблеме Евро-2012, просто высосаны из пальца. Что мешало использовать роскошные, аутентичные - с картин Марии Примаченко?!

У наших чиновников отсутствуют культура и чувство собственного достоинства - всякий раз приходят временщики, которые заботятся только о сиюминутных интересах.

Картины Нико Пиросмани, которые он продавал за лепешку и стакан водки, в Грузии стали стоить три тысячи долларов, потом - 30, 300 тысяч, наконец, три миллиона долларов. Маленькая страна печатает работы своего художника на денежных купюрах, выпускает марки и вино «Пиросмани»...

- В Украине из Марии Примаченко тоже можно было сделать бренд...

- В объемном томе Naive Art, купленном мной в Париже, есть репродукции великого испанца Пабло Пикассо, голландца Винсента Ван Гога, француза Анри Руссо, но на обложку помещена картина нашей землячки, которая наряду с Казимиром Малевичем и Александром Архипенко входит в тройку самых выдающихся отечественных художников ХХ века.

Я организовал публикацию каталогов и арт-календарей Марии Примаченко, договорился с Нацбанком о выпуске серебряных монет, на которых изображены работы из моей коллекции, сделал выставки Примаченко в Хорватии, Японии, во Франции (парижскую, например, открывал глава КГГА Александр Попов)...

- Приходилось слышать, что бронзовые диковинные звери Олега Пинчука - 3D-интерпретация образов легендарной украинской примитивистки...

- Очеловеченные животные (сфинксы, кентавры, русалки, сирены) существуют в мифологиях разных народов с древности, а в нашей памяти - на генетическом уровне. Первой скульптурой, которую я вырезал из дерева (с бронзой тогда еще не работал), стала птица, напоминающая человека...

- В Киеве нет музея Примаченко, но если он однажды появился, ты бы передал туда часть своей замечательной коллекции?

- Да, конечно, с большим удовольствием.

«КТО ТАКОЙ ЦЕРЕТЕЛИ? РАСПИАРЕННАЯ МЫШКА, КОТОРАЯ ПОПАЛА В ХОРОШИЕ РУКИ И СТАЛА МИККИ МАУСОМ...»

- С Пьером Карденом тебя свел счастливый случай?

- Он увидел мои скульптуры в каталоге, купил, потом предложил сделать мою выставку и порекомендовал меня известному коллекционеру Франсуа Пино, владельцу аукционного дома Christie's...

На следующий год после знакомства с Карденом меня пригласила мэрия Парижа. Я провел выставку в Сите и нашел там спонсора на очередную - в московском Музее современного искусства. Там мы были представлены вместе с Сергеем Поярковым, мне удалось добиться, чтобы предисловие к выставочному каталогу написал министр культуры России Михаил Швыдкой. На открытие пришел Зураб Церетели, 12 академиков, собралась московская элита - от духовенства до Бари Алибасова и группы «На-На»...

- Ты произносишь фамилию «главного скульптора всея Руси» без благоговейного придыхания?

- Кто такой Церетели? Распиаренная мышка, которая попала в хорошие руки и стала Микки Маусом. Но, конечно, он молодец, уникум, гений постсоветского пространства - закрутил такую машину...

- Правда, что братья Кличко - частые гости твоей мастерской?

- Да, впервые их привел наш общий знакомый-художник. Году в 1996-м в дверь позвонили, открыл - стоят ребята ростом выше двух метров. Я узнал Виталия и Владимира - Володя недавно стал олимпийским чемпионом. Богатыри спросили: «Можно посмотреть, что тут происходит?». Они рассчитывали управиться минут за 15, но мы общались целый вечер. Через какое-то время братья появились опять и купили первую работу «Игрушка для взрослых-I»...

Обычно Володя очень долго изучает новинки, Виталий же более эмоционален как художник (у него прекрасная графика)...

Вообще, после моего возвращения из Женевы в моем подвале-мастерской было много непростых гостей - послы и консулы Швейцарской Конфедерации, однажды приехали даже президент Жан-Паскаль Деламюра с супругой. Потом эта пара рассказывала о самых ярких киевских впечатлениях: она таковым считала роды, на которые ее затащила в киевскую клинику жена одного из наших министров, а он - посещение моей мастерской...

- Полтора года назад СМИ пестрели заголовками: «Пинчук отпраздновал свой 50-летний юбилей в палатке», а ниже мелким шрифтом уточнялось: гигантской, установленной в Куршевеле, а на праздник было потрачено пять миллионов евро. Наверное, кто-то подумал, что речь идет о тебе, хотя на самом деле - о Викторе Пинчуке. Не родственники ли вы?

- Вполне возможно. Хотя точного ответа не знаю. Мой дедушка говорил, что мы приходимся дальней родней Вениамину Борисовичу Пинчуку, автору памятников Ленину в Московском Кремле и Кирову в нынешнем Санкт-Петербурге. Папа Виктора Пинчука тоже упоминал о дальнем родстве со знаменитым советским скульптором...

Виктор Михайлович искренне любит искусство. Когда я общался с его мамой, она рассказала, что маленький Витя, приходя в мастерскую Вениамина Пинчука, лазил по всем стеллажам - настолько ему было интересно...

Вениамин Борисович повлиял на мою жизнь. Он был частым гостем у нас дома, когда я получил диплом, звал меня в тогдашний Ленинград - в аспирантуру Академии художеств, но я предпочел Женеву...

- Сейчас ты строишь загородный дом в Пинчуках - долго искал село имени себя?

- Совпало случайно (в моей жизни вообще очень много мистики). Ехали с женой смотреть участок, проскочили нужный поворот, потому что указатель, скорее всего, сдали в металлолом. Минут через 10 увидели надпись: «Пинчуки», свернули с трассы, чтобы посмотреть вблизи, там встретили проректора академии, в которой мы с Лилей учились. Он рассказал, что соседка продает хату, причем цена участка оказалась на порядок приятнее, чем в нескольких километрах ближе к Киеву...

- Не планируешь ли музей Пинчука в Пинчуках?

- Собираюсь создать музей скульптуры под открытым небом, где буду экспонировать не только свои работы, но и проводить симпозиумы для молодых ваятелей. Правда, придется вложить огромное количество труда и денег. На эту идею меня натолкнуло посещение Фонда Генри Мура - увидев дом известного британского художника...

- ...жена которого - Ирина Радецкая - была киевлянкой...

- ...его мастерскую, роскошный парк скульптур, я загорелся идеей построить нечто подобное.

Кстати, эту поездку организовала баронесса Ширли Уильямс из Кросби (Shirley Williams of Crosby), подруга Маргарет Тэтчер и знакомая Богдана Гаврилишина. Баронессе понравились мои работы. Она, бывший лидер либеральных демократов в Палате лордов, сделала мне приглашение. Из Лондона на шикарном кабриолете мы поехали в ее замок XV века, по двору которого разгуливали павлины. До сих пор помню вкус English breakfast - настоящего английского завтрака, приготовленного баронессой. С тех пор по утрам ем овсянку...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось